Ведение больных с анемиями

Ведение больных с анемиями

Ïîíÿòèå àíåìèè è åå õàðàêòåðèñòèêà. Àëãîðèòì äèàãíîñòè÷åñêîãî ïîèñêà ïðè ãèïîõðîìíîé è íîðìî-ãèïåðõðîìíîé àíåìèè. Âåäåíèå áîëüíûõ ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé è ñ ìàêðîöèòàðíîé àíåìèåé íåóñòàíîâëåííîé ïðè÷èíû. Ëå÷åíèå àóòîèììóííîé ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäìåòîäè÷êà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ29.04.2015
Ðàçìåð ôàéëà151,3 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÊ

ÊÀÇÀÕÑÊÈÉ ÍÀÖÈÎÍÀËÜÍÛÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÈÌÅÍÈÑ.Ä.ÀÑÔÅÍÄÈßÐÎÂÀ

ÔÀÊÓËÜÒÅÒ: ëå÷åáíûé

ÊÀÔÅÄÐÀ: ÑÅÌÅÉÍÎÉ ÌÅÄÈÖÈÍÛ È ÏÎËÈÊËÈÍÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÎÁÓ×ÅÍÈß

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñèìïòîìû æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå ïàòîëîãèè íàðóøåíèÿ ñèíòåçà ãåìîãëîáèíà. Ìåòîäû ïðåäîòâðàùåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïåðå÷åíü ðåêîìåíäóåìûõ áëþä è ïðîäóêòîâ äèåòû ïðè àíåìèè. Èññëåäîâàíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [122,0 K], äîáàâëåí 24.01.2016

  • Õàðàêòåðèñòèêà àíåìèè êàê çàáîëåâàíèÿ, êëàññèôèêàöèÿ ðàçíîâèäíîñòåé àíåìèè, ñèìïòîìû, ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç. Ñïåöèôèêà ïðîâåäåíèÿ äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè, ïîêàçàííûå ïðåïàðàòû, ëå÷åíèå. Îñîáåííîñòè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó áåðåìåííûõ, àíåìèÿ ó äåòåé.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [65,7 K], äîáàâëåí 05.04.2010

  • Ýïèäåìèîëîãèÿ, êëàññèôèêàöèÿ ãåìîëèòè÷åñêèõ àíåìèé — ãðóïïû àíåìèé, îáóñëîâëåííûõ ïîâûøåííûì ðàçðóøåíèåì ýðèòðîöèòîâ. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ àóòîèììóííîé ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè ñ íåïîëíûìè òåïëîâûìè àããëþòèíàìè. Ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ. Ìåòîäû ëå÷åíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [1,2 M], äîáàâëåí 14.02.2016

  • Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü æåëåçà â îðãàíèçìå. Ýïèäåìèîëîãèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Äèàãíîñòèêà, ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ÆÄÀ ó äåòåé, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ïîäõîäû ê ëå÷åíèþ àíåìèè: ìåäèêàìåíòîçíîå, ôåððîòåðàïèÿ, âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû; ïðîôèëàêòèêà ÆÄÀ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [83,9 K], äîáàâëåí 07.04.2016

  • Êëèíèêà îñòðîé ïîñòãåìîððàãè÷åñêèé àíåìèè, âîçíèêíóâøåé íà îñíîâå ãèïîêñèè è ðàçâèòèÿ êîëëàïñà, ñïîñîáû åå äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ. Ñèìïòîìàòèêà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, óñëîâèÿ åå ðàçâèòèÿ. Ïðè÷èíû çàáîëåâàíèÿ õðîíè÷åñêèì ïîñòãåìîððàãè÷åñêèì ìàëîêðîâèåì.

    ðåôåðàò [182,7 K], äîáàâëåí 15.09.2010

  • Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé; ýòèîëîãèÿ è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, âëèÿíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà íà ñòåïåíü åå òÿæåñòè. Ëå÷åíèå àíåìèè; õàðàêòåðèñòèêà ëåêàðñòâåííûõ æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê èõ ïðèìåíåíèþ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,3 M], äîáàâëåí 31.10.2014

  • Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåòè÷åñêèé ìåõàíèçì, êëèíè÷åñêèå ñèíäðîìû æåëåçîäåôèöèòíûõ, ìåãàîáëàñòíûõ àíåìèé. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé. Ñòåïåíü òÿæåñòè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ïî âåëè÷èíå ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Ïðè÷èíû äåôèöèòà ôîëèåâîé êèñëîòû.

    ïðåçåíòàöèÿ [567,5 K], äîáàâëåí 03.06.2014

  • Êëàññèôèêàöèÿ çàáîëåâàíèÿ. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ: ýòèîëîãèÿ è åå ôàêòîðû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèå. Ïðîòåêàíèå Â-12-äåôèöèòíîé àíåìèè. Ìåòîäû îáñëåäîâàíèÿ è ïîäãîòîâêà ê íèì. Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé. Íàáëþäåíèÿ èç ïðàêòèêè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [35,0 K], äîáàâëåí 21.11.2012

  • Èçó÷åíèå ýòèîëîãèè, ðàçíîâèäíîñòåé, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé è ñïîñîáîâ ëå÷åíèÿ àíåìèé ó áåðåìåííûõ æåíùèí. Îñîáåííîñòè æåëåçîäåôèöèòíîé, àïëàñòè÷åñêîé, ìåãàëîáëàñòíîé è ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè. Ïîñòàíîâêà äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà. Ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè.

    ïðåçåíòàöèÿ [185,1 K], äîáàâëåí 10.03.2012

  • Èçó÷åíèå ýòèîëîãèè, êëàññèôèêàöèè, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû è äèàãíîñòèêè ãèïîïëàñòè÷åñêîé àíåìèè. Îáîáùåíèå ïðè÷èí, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ðåçêîìó óãíåòåíèþ êîñòíîìîçãîâîãî êðîâåòâîðåíèÿ. Ïàòîìîðôîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà ãèïî- è àïëàñòè÷åñêèõ àíåìèé. Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [455,5 K], äîáàâëåí 03.04.2015

Ведение больных с анемиями

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Лекции.Орг

У детей чаще всего встречаются железодефицитные анемии (ЖДА). По статистическим данным, ЖДА занимает первое место среди 38 самых распространенных заболеваний человека. Из всех анемий она является самой распространенной, до 70-80% всех диагностируемых анемий. ЖДА — анемия, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина в единице объема крови, уменьшением средней концентрации гемоглобина в одном эритроците при сниженном содержании сывороточного железа и повышенной железосвязывающей способности сыворотки крови (ЖСС). т.е. анемии, связанные с недостаточностью железа в организме. ЖДА, в отличие от большинства других анемий, может и не сопровождается снижением содержания эритроцитов в единице объема крови. Болеют преимущественно дети второго полугодия жизни, чаще недоношенные, незрелые или крупные. Анемия может протекать в латентной (скрытой) форме, когда состояние ребенка не нарушено, изменения отмечаются только в анализах крови, но в более выраженных формах это проявляется в отставании роста и развития, быстро возникают расстройства питания присоединяются инфекции, гиповитаминоз.

Общие подходы к диагностике железодефицитной анемии.Процесс диагностического обследования условно может быть представлен в виде следующих последовательных этапов:

1) выявление собственно анемического синдрома;

2) определение (подтверждение) железодефицитного характера анемии;

3) поиск причины заболевания, лежащего в основе дефицита железа у данного ребёнка.

1). Выявление анемического синдрома –определение снижения уровня гемоглобина сыворотки крови – проводится у больных с клиническими признаками заболевания, а также может быть случайным при рутинном анализе периферической крови, проводимом в связи с другим заболеванием, скрининговом исследовании. По рекомендации ВОЗ нижней границей гемоглобин следует считать 110 г/л у детей в возрасте до 5 лет и 120 г/л у детей старше 5-ти лет.

2). Установлением железодефицитного характера анемииявляется определение клинических проявлений сидеропении, морфологических признаков дефицита железа в эритроцитах, снижения уровня сывороточного железа, запасов железа в организме. На этом этапе диагностики железодефицитной анемии проводится тщательное лабораторное исследование, обязательно включающее: количества эритроцитов, количества ретикулоцитов, определение уровня гемоглобина, расчет цветового показателя (ЦП), гематокрита, среднего объема эритроцитов (MCV), ширины распределения эритроцитов по объему (RDW), среднего содержания гемоглобина в эритроците (MCH), средней концентрации гемоглобина в эритроците (MCHC), количества лейкоцитов, лейкоцитарной формулы, количества тромбоцитов, просмотр мазка крови для определения аномальных форм эритроцитов и их насыщения гемоглобином, лейкоцитов и клеточных включений.

Читайте также:  По типу кроветворения анемии бывают

При дефиците железа ЦП, как правило, становится ниже 0,85. Ошибки в подсчете цветового показателя связаны, в первую очередь, с неправильным определением гемоглобина и числа эритроцитов. Нередко приходится наблюдать в результатах анализа крови, что цветовой показатель нормален, а эритроциты содержат мало гемоглобина – т. е. имеет место неадекватное определение этого важного показателя.

Наиболее точным методом оценки содержания гемоглобина в эритроцитах остается морфологическое исследование эритроцитов. При железодефицитной анемии выявляется отчетливая гипохромия, характеризующаяся наличием широкого просветления в центре эритроцита, которое напоминает кольцо (анулоцит). В норме соотношение диаметра центрального просветления и периферического «затемнения» в эритроците соотносится, примерно, как 1:1, при гипохромии — как 2-3:1. В мазке крови больных железодефицитной анемией преобладают микроциты — эритроциты уменьшенного размера, отмечаетсяанизоцитоз (неодинаковая величина) и пойкилоцитоз (различные формы) эритроцитов. Могут обнаруживаться и мишеневидные эритроциты, хотя их число составляет 0,1-1% от общего числа клеток. Количество сидероцитов (эритроциты с гранулами железа, выявляемые при специальной окраске) резко снижено по сравнению с нормой вплоть до полного их отсутствия. Содержание ретикулоцитов в крови, как правило, в пределах нормы, за исключением случаев выраженной кровопотери при соответствующей патологии (обильные носовые и маточные кровотечения) или на фоне лечения препаратами железа (в этих случаях оно может повышаться). Количество лейкоцитов и тромбоцитов обычно не изменено. У некоторых больных может наблюдаться тромбоцитоз, исчезающий после коррекции анемии.

При анализе результатов следует учитывать подверженность концентрации железа в сыворотке суточным колебаниям (в утренние часы уровень железа выше), а также иным влияниям (рацион питания, менструальный цикл у девочек-подростков).

3). Причины железодефицитных состояний у детей раннего возраста, как правило, связаны с неблагополучным течением антенатального, интранатального периодов, недостаточным поступлением железа с пищей (раннее искусственное вскармливание, использование неадаптированных смесей, несбалансированная диета, лишенная достаточного содержания мясных продуктов).

Большое значение имеет и повышение потребности в железе у детей с ускоренными темпами роста (недоношенные, дети с большой массой тела при рождении, дети с лимфатическим типом конституции, дети второго полугодия и второго года жизни).

В ряде случаев у детей раннего возраста к дефициту железа приводят его повышенные потери из-за нарушения кишечного всасывания (наследственные и приобретенные синдромы мальабсорбции, хронические заболевания кишечника).

Анемия у новорожденных и грудных детей является следствием дефицита железа у матери не столько во время беременности, но особенно во время лактации. У детей с высоким уровнем риска железодефицитной анемии (высокий риск подразумевается при низком социально-экономическом положении семьи ребенка, малом весе при рождении (< 2500 г), вскармливании только коровьим молоком в течение первого года жизни, необходимы повторные определения гемоглобина крови в 6 и 12 месяцев.

Детям с впервые выявленными признаками железодефицитной анемии без явного источника кровопотери проводится тщательное лабораторно-инструментальное обследование: рентгенологические и эндоскопические исследования желудочно-кишечного тракта и др., направленное на определение причины железодефицитной анемии в соответствии с требованиями диагностических разделов других протоколов ведения больных.

Особенности при лечении ЖДА:

— возмещение дефицита железа без железосодержащих препаратов невозможно, диетой невозможно вылечить железодефицитную анемию;

— применение лекарственных средств, строго соответствующих определенному патогенетическому варианту анемии, т. е. использование только препаратов железа;

— использование практически препаратов орального применения;

— не назначать лечение препаратами железа до определения уровня сывороточного железа и количества ретикулоцитов; если ребёнок недолго получает препараты железа, их отменяют на 5-7 дней, после чего определяют содержание железа в сыворотке;

— после нормализации гемоглобина обязательно поддерживающая терапия, то есть длительный прием препаратов железа (3+3=6 мес.).

— в процессе контроля нормализации гемоглобина помнить о так называемых «физиологических изгибах» — спад уровня гемоглобина во время «ухода» железа в депо.

41. Организация рационального вскармливания детей раннего возраста (как и в 38 вопросе)

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья детей. Применительно к детям раннего возраста (дети до 3-х лет), значение питания многократно возрастает, так как рациональное питание является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды в период особо интенсивного роста.

Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов:

1) поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);

2) принцип сбалансированного многокомпонентного питания;

3) соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;

4) предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;

5) принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.

Наиболее оптимальным и естественным видом питания для детей 1-го жизни является материнское молоко, которое рассматривается как «золотой стандарт» физиологически адекватного питания. Материнское молоко является уникальным оптимально сбалансированным продуктом питания, который отвечает индивидуальным потребностям ребенка. Причем состав нутриентов женского молока меняется на протяжении лактации, приспосабливаясь к изменяющимся в процессе роста потребностям ребенка. Помимо питательных веществ, женское молоко содержит большое количество биологически активных веществ и защитных факторов (таурин, полинуклеотиды, гормоны, иммуноглобулины, факторы роста, макрофаги и др.), оказывающих влияние на рост, развитие, иммунологическую резистентность, интеллектуальное и нервно-психическое развитие. Кроме того, при кормлении грудью возникает тесная психоэмоциональная связь между матерью и ребенком. Необходимо поощрять кормление грудью и на втором году жизни ребенка. Переход от грудного вскармливания к обычной пище с семейного стола и прекращение грудного вскармливания должно происходить постепенно и для ребенка будет полезно, если кормление грудью будет продолжено и после года. На втором году жизни 500 мл грудного молока обеспечивает около 30 % суточной потребности ребенка в энергии, около 40 % в белках и 95 % в витаминах. Кроме того, грудное молоко дает дополнительную иммунологическую защиту и снижает риск возникновения диспепсических расстройств, лучше формируется чувство защищенности, безопасности и, самое главное, уверенности в материнской любви, что является важным фактором нормального физического и умственного развития ребёнка.

Читайте также:  Железодефицитная анемия этиология патогенез

Дети раннего возраста условно могут быть подразделены на возрастные подгруппы: от 1 года до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. Рацион этих детей несколько различается по величине разовых порций и общему суточному количеству пищи.Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питье в данный объем не включается). Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет объем пищи увеличивается до 1300—1500 г в сутки.Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита и, наоборот, уменьшение — к недоеданию.Объем каждой порции пищи также зависит от возраста ребенка. Калорийность его дневного рациона должна составлять 110 ккал / кг, что составляет в среднем у детей до 1,5 лет 1100 ккал, с 1,5 до 3 лет — 1300 — 1400 ккал.

При построении рациона питания ребенка очень важно следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Следует помнить, что богатые белком продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для своего переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц лучше давать ребенку в первую половину дня — на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно — растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка. Распределение суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления должно быть следующим: завтрак и ужин по 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение поможет уменьшить используемое в процессе приготовления количество жира, масла, соли и сахара. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Дети от 1 года до 1,5 лет продолжают получать 5-разовое кормление (три основных и два промежуточных — например, второй завтрак и полдник), с 1,5 до 3 лет — 4 раза в сутки.

Очень важно соблюдать рекомендуемые объемы блюд и общее количество пищи.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 1431 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
VI КУРСА ПО ТЕМЕ
«АНЕМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ. ОСОБЕННОСТИ
ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ КРОВИ
В ПОЛИКЛИНИКЕ»

  1. Тема занятия.
    Диагностика и тактика ведения больных
    с заболеваниями крови, прежде всего с
    анемией в условиях поликлиники.

  2. Мотивация.
    Участковый терапевт периодически
    сталкивается с больными, имеющими
    изменения в анализах крови. При изменении
    лейкоцитарной формулы или появлении
    нетипичных (бластных) клеток крови,
    больного обычно направляют на консультацию
    к гематологу. Больных с анемиями врач
    поликлиники самостоятельно проводит
    дифференциальный диагноз, обследует
    и лечит пациента. Цель занятия.

Студент должен
знать:

  • Раннюю диагностику
    заболеваний крови;

  • Показания к
    госпитализации;

  • Лечение
    железодефицитной, ДНК- и РНК-зависимой
    анемии;

  • принципы
    диспансеризации;

  • критерии временной
    и стойкой утраты трудоспособности;

  • отбор на
    санаторно-курортное лечение.

Студент должен
уметь:

  • организовать
    прием пациента с заболеваниями крови
    в поликлинике и на дому;

  • правильно заполнить
    документацию, с которой имеет дело
    участковый терапевт;

  • организовать
    диспансерное наблюдение больных
    анемией, оформить первичную и текущую
    документацию;

  • составить план
    вторичной профилактики для пациента
    с заболеваниями крови, оценить
    эффективность диспансеризации;

  • оценить признаки
    временной или стойкой утраты
    трудоспособности;

  • направить больного
    на санаторно — курортное лечение.

  1. Содержание
    занятия.

Основные вопросы:

  1. Железодефицитная
    анемия.

Диагностика.

ЖДА в своем развитии
проходит несколько этапов, коррелирующих
с изменениями определенных лабораторных
показателей. Первоначально уменьшается
содержание резервного железа. При этом
уменьшается содержание ферритина в
сыворотке крови. На следующем этапе
начинает страдать эритропоэз. Возрастает
общая железосвязывающая способность
сыворотки (ОЖСС). Снижаются уровень
сывороточного железа и процент насыщения
трансферрина железом. В мазках
периферической крови появляются
гипохромные эритроциты. В развернутой
стадии ЖДА, помимо различной степени
снижения гемоглобина и цветового
показателя, отмечаются микроцитоз,
пойкилоцитоз и анизоцитоз.

Читайте также:  Постгеморрагическая анемия маточное кровотечение

Клиническая картина
представлена общеанемическими симптомами:
слабость, одышка, головокружение,
сердцебиение, обмороки. Сидеропенические
симптомы: изменения кожи и слизистых
(сухость, трещины на коже рук и ног,
ангулярный стоматит), ногтей (ломкость,
койлонихия), волос (сухость и выпадение).
Характерна мышечная слабость. Снижается
трудоспособность.

Одним из лучших
тестов диагностики ЖДА сегодня считается
определение ферритина плазмы. Низкое
содержание ферритина указывает на
дефицит железа.

Повышение содержания
сывороточного железа, процента насыщения
трансферрина и снижение ОЖСС исключают
диагноз ЖДА. В этой ситуации может
предполагаться или сидероахрестическая
анемия или талассемия.

Временная
нетрудоспособность. Обычно сроки
временной нетрудоспособности для
больных ЖДА легкой степени составляют
10-14 дней, средней и тяжелой степени –
соответственно 14-15 и 30-35 дней.

Лечение.
Во всех случаях выясненной причины
анемии следует попытаться ее устранить
в условиях полклиники или стационара.

Основные препараты
железа: сорбифер дурулес, тардиферон,
ферроплекс, эрифер.

Пероральные
препараты железа содержат соли как
двухвалентного, так и трехвалентного
железа. Все препараты простых солей
вызывают большое количество побочных
эффектов, главным образом со стороны
желудочно-кишечного тракта. В среднем
терапевтическая доза любой простой
соли железа в пересчете на элементарное
железо составляет 180 мг в день. Та суточная
доза, которая будет хорошо переноситься,
но не будет превышать максимальную
(180-200 мг), может быть рекомендована для
длительной терапии.

Длительность
лечения до восстановления гемоглобина
составляет в среднем 2 мес. Однако, если
источник повышенной кровоточивости
невозможно устранить, прием препаратов
железа должен постоянно повторяться.

Гемотрансфузии
или введение эритроцитарной массы
назначают в случае крайней необходимости
при резком снижении уровня гемоглобина.
В таких случаях больного следует
госпитализировать.

Диспансеризация.
Первичная профилактика ЖДА должна
базироваться на 2-х основных принципах:
уменьшение объема кровопотери и
восстановлении запасов железа с помощью
лекарственных препаратов. Диспансеризация
больных анемией предусматривает
контрольные осмотры больных с определением
показателей гемограммы, сывороточного
железа, ОАМ и реакции кала на скрытую
кровь не реже 2 раз в году. Профилактическая
терапия в случае необходимости и
лечение антианемическими препаратами
при рецидиве заболевания.

  1. Другие
    анемии.

В12-дефицитная
анемия.

Гипопластическая
анемия – обусловлена поражением костного
мозга. Для нее характерны в периферической
крови анемия, нейтропения и тромбоцитопения.
Необходимо помнить, что депрессия
костно-мозгового кроветворения
развивается под действием химических
и физических агентов. При отмене препарата
или устранения провоцирующего агента,
кроветворение, как правило, восстанавливается,
хотя иногда апластическая анемия
принимает необратимый характер.

Анемия при
злокачественных новообразованиях –
обусловлена не только метастатическим
поражением костного мозга, но и основным
процессом. Поэтому она приобретает
различный характер: гипо-, нормо- или
гиперхромный.

Анемия при системном
воспалительном процессе — у больных
ревматоидным артритом, СКВ, васкулитами
и т.д. При хронических инфекциях анемия,
как правило, нормо- или легкая гипохромная.

Анемия при
эндокринных заболеваниях – например,
при гипотиреозе.

Анемия при
хронических заболеваниях печени и при
ее алкогольном поражении.

  1. В
    условиях поликлиники

    большинство пациентов с анемическим
    синдромом обследуются и лечатся
    участковыми врачами. Это больные ЖДА
    и В12-дефицитной анемией.

Показания к
госпитализации больных анемиями:

  • апластическая и
    гипопластическая анемия;

  • острая
    постгеморрагическая анемия;

  • прекоматозное и
    коматозное состояние при любом типе
    анемии;

  • анемия тяжелого
    течения (гемоглобин ниже 60 г/л);

  • уточнение причины
    анемии;

  • в случае безуспешной
    амбулаторной терапии.

Ситуационные
задачи:

Задача № 1.

Больная Н. 54 лет,
предъявляла жалобы на резкую слабость,
одышку, сердцебиение при нагрузке.
Длительно страдает хроническим
атрофическим гастритом. При объективном
обследовании: бледность кожных покровов,
тоны сердца приглушены, короткий
систолический шум на верхушке, дыхание
везикулярное, живот мягкий, умеренно
болезненный при пальпации в эпигастрии.

В гемограмме:
признаки гиперхромной, макроцитарной
анемии средней степени тяжести.

Вопросы:

  1. Сформулируйте
    диагноз. О каком типе анемии может идти
    речь?

  2. Показана ли
    госпитализация?

  3. Назначьте терапию.

Тестовые задания

  1. Определите
    показания для госпитализации больных
    анемией:

  1. Анемия
    легкая;

  2. анемия
    средней степени тяжести;

  3. анемия
    тяжелая.

  1. Какова
    средняя длительность временной
    нетрудоспособности у больных ЖДА легкой
    степени?

  1. 10-14
    дней;

  2. 7-10
    дней;

  3. 3-5
    дней.

3.
Санаторно-курортное лечение противопоказано
при наличии:

  1. анемии легкого
    течения;

  2. злокачественного
    новообразования;

3) гемофилии.

5. Длительность
практических занятий:
10 час.

6. Место проведения:
учебная комната, поликлиника.

  1. Оснащение
    занятия:
    знакомство с основными
    структурными подразделениями поликлиники,
    медицинская документация, ситуационные
    задачи, тестовые задания.

  2. Работа на занятии:

8.30 – 10.00 Работа
на приеме с участковым терапевтом под
контролем преподавателя.

10.00 – 11.00 Семинар.

11.00 – 12.30 Посещение
больных на дому.

Список литературы:

1.
Поликлиническое дело. Под ред. проф.
В.А.Миняева. М.: Медицина, 1987.

2.
В.С.Зодионченко, П.А.Кольцов, Ю.А.Ливандовский.
Лечение терапевтических больных в
поликлинике. Руководство для врачей.
М.: «Старко», 1997.

3.Поликлиническая
терапия: Учебник / Под ред. В.А.Галкина.
М.: Медицина, 2000.

4.
Справочник по санаторно-курортному
отбору. Под ред. проф. В.М.Боголюбова.
М.: Медицина, 1986.

5.Практические
навыки терапевта. Практическое пособие.
Под общей ред. Г.П.Матвейкова. Минск,
«Вышэйшая школа», 1993.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник