Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с бронхиальной астмой

В качестве
симптоматического лечения для улучшения
отхождения мокроты назначают отхаркивающие
и муколитические препараты (отвар термопсиса,
корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.).

Если ухудшение
течения бронхиальной астмы сопровождается
обострением сопутствующих заболеваний
(хронического бронхита, хронической пневмонии),
назначают антибактериальныесредства
— эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин
по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др.

При прогрессирующем
течении бронхиальной астмы с тяжелыми
приступами удушья, когда использование
препаратов оказывается безуспешным,
назначают глюкокортикостероиды. В них
нуждается примерно 20% больных бронхиальной
астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона
в сутки (в утренние часы).

Хороший
эффект оказывает также ингаляционный
способ применения гормональных препаратов
(например, бекотида). Он дает меньше побочных
эффектов.

При лечении
астматического состояния применяют оксигенотерапию,
внутривенное введение эуфиллина, высоких
доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона
каждые 3-4 ч).

При возникновении
синдрома «немого легкого» больных переводят
на искусственную вентиляцию легких.

Проводят
мероприятия, направленные на возможное
прекращение воздействия на организм
больного аллергенов (например, исключение
контакта больного с определенными растениями
в период их цветения, применение диет
при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство
при профессиональной аллергии и др.).
При выявлении реакции больного на определенные
аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию
с целью ослабления реакции организма
на данный аллерген.

Профилактика:

Профилактика
бронхиальной астмы включает в себя устранение
из окружающей среды больного возможных
аллергенов, борьбу с профессиональными
вредностями, курением, тщательную санацию
очагов хронической инфекции (особенно
в носоглотке). Выделяют два метода профилактики
— предупреждение развития аллергии и
профилактика хронических инфекций дыхательных
путей. Профилактика астмы проводится
в несколько этапов. В связи с этим различаем
первичную, вторичную и третичную профилактику
бронхиальной астмы.

Первичная профилактика

Основное
направление первичной профилактики бронхиальной
астмы заключается в предупреждении развития
аллергии и хронических болезней дыхательных
путей (например, хронический бронхит).
Наиболее распространенной причиной бронхиальной
астмы являются хронические заболевания
дыхательных путей (такие как хронический
бронхит) и длительный контакт с раздражающими
веществами (табачный дым, химические
вещества на месте работы). Ввиду этого
методы профилактики бронхиальной астмы
у взрослых сводятся к устранению раздражающих
факторов и лечению хронических болезней
дыхательных органов.

Вторичная профилактика

Вторичная
профилактика бронхиальной астмы включает
меры по профилактике болезни у сенсибилизированных
лиц или у пациентов на начальной стадии,
но еще не болеющих астмой. Категория пациентов
для проведения вторичной профилактики
астмы подбирается по следующим критериям:

— лица, родственники
которых уже болеют бронхиальной астмой;

— наличие различных
аллергических болезней (пищевая аллергия,
атопический дерматит, аллергический
ринит, экзема и пр.);

— сенсибилизация,
доказанная при помощи иммунологических
методов исследования.

В целях
вторичной профилактики бронхиальной
астмы у этой группы лиц проводится профилактическое
лечение противоаллергическими препаратами.
Также могут быть использованы методы
по десенсибилизации.

Третичная профилактика

Третичная
профилактика астмы применяется для уменьшения
тяжести течения и предупреждения обострений
болезни у пациентов, которые уже болеют
бронхиальной астмой. Основной метод профилактики
астмы на этом этапе заключается в исключении
контакта пациента с аллергеном, вызывающим
приступ астмы.

Правильно
спланированные и выполненные меры по
профилактике бронхиальной астмы являются
эффективным средством предотвращения
и лечения этой болезни. Современная медицинская
практика показывают, что правильное проведение
мер профилактики астмы зачастую достаточно
для излечения болезни либо для значительного
уменьшения потребности больного в противоастматических
лекарствах.

Реабилитация при бронхиальной
астме

Реабилитация — это совокупность мероприятий, призванных
обеспечить лицам с нарушениями функций
в результате болезней, травм и врожденных
дефектов приспособление к новым условиям
жизни в обществе и семье.

Весь комплекс
мероприятий реабилитации подразделяется
на:

  1. Медицинскую реабилитацию, использующую
    различные методы медикаментозной терапии,
    физиотерапии, лечебной физкультуры, лечебное
    питание, санацию очагов хронической инфекции,
    хирургическую коррекцию патологических
    изменений и др.;
  2. Психологическую реабилитацию, включающую
    мероприятия по своевременной профилактике
    и лечению психических нарушений, по формированию
    у пациентов сознательного и активного
    участия в реабилитационном процессе;
  3. Профессиональную реабилитацию, основными
    задачами которой являются восстановление
    соответствующих профессиональных навыков
    или переобучение пациентов, решение вопросов
    их трудоустройства;
  4. Социальную реабилитацию, включающую
    разработку, принятие на государственном
    уровне соответствующих нормативно-правовых
    актов, гарантирующих инвалидам определенные 
    социальные права и льготы, а так же обеспечение
    реализации этих постановлений.

Основными принципами
медицинской и психологической реабилитации
являются поэтапность, преемственность
всех проводимых мероприятий, обязательность
их своевременного проведения, наличие
в арсенале всех известных средств и методов
реабилитации и индивидуальный подход
при ее проведении.

К этапам медицинской
и психологической реабилитации относятся:

-этап экстренной 
реабилитации-поддержание или восстановление
работоспособности спецконтингентов 
в зоне или очаге чрезвычайной ситуации;

— стационарный
(госпитальный) этап-восстановительная
терапия в больнице, госпитале или другом
стационарном лечебном учреждении;

— санаторный
этап-реадаптация в соответствующих санаторно-курортных
учреждениях с продолжением необходимых
мероприятий, начатых на стационарном
этапе реабилитации;

— амбулаторно-поликлинический 
этап-продолжение и (или) завершение 
всего комплекса реабилитационных 
мероприятий в поликлинике или 
диспансере по месту жительства.

Показанием к госпитализации
является некупирующийся приступ и астматический
статус бронхиальной астмы. 
На стационарном этапе, включающем медикаментозную
терапию (в/в введение эуфиллина, преднизолона,
инфузионную терапию), сразу начинаются
реабилитационные мероприятия, а именно
перкуссионный массаж грудной клетки
для облегчения отхождения мокроты. 
Из физиотерапевтических процедур используют
ингаляции бронхолитиков (эуфиллина),
муколитических препаратов (ацетилцистеин),
УВЧ-, ДМВ-, СМВ-терапию, индуктотермию
на грудную клетку с противовоспалительной
целью. Ультразвуковая терапия на грудную
клетку, кроме достижения противовоспалительного
эффекта, способствует разжижению и выделению
мокроты, уменьшению спазма бронхов. Можно
использовать фонофорез эуфиллина, гидрокортизона
на грудную клетку. УФО на грудную клетку
также способствует гипосепсибилизации
организма. 
После купирования приступа применяется
весь арсенал ЛФК — общеукрепляющие упражнения
для туловища и конечностей, упражнения
на расслабление, дыхательные упражнения
с плавным удлиненным выдохом, упражнения
с кратковременной волевой задержкой
дыхания после обычного выдоха, упражнения
с произнесением звуков, тренировки, направленные
на произвольную регуляцию дыхания для
обучения правильному ритму, упражнения
для удаления избыточного остаточного
воздуха из легких. Показан массаж грудной
клетки. Указанные методы ЛФК и массаж
способствуют нормализации акта дыхания,
уменьшению воспалительных изменений
в бронхах и легких, улучшению отхождения
мокроты.

Читайте также:  Бронхиальная астма карманный ингалятор

 
На поликлиническом этапе больные
бронхиальной астмой подлежат диспансерному наблюдению
по группе Д III диспансерного учета. Контрольные
осмотры проводятся от 2-3 раз в год (при
легком и среднетяжелом течении бронхиальной
астмы) до 1 раза в 1-2 мес (при тяжелом течении
бронхиальной астмы) терапевтом и пульмонологом,
проводятся консультации аллерголога,
ЛОР, гинеколога, психотерапевта, стоматолога
1 раз в год, эндокринолога по показаниям.
Обследование включает анализ крови, мокроты,
мочи; спирография проводится 2-3 раза в
год, флюорография и ЭКГ 1 раз в год; аллергологическое
обследование, бронхоскопия — по показаниям.
С целью элиминации аллергена применяются
разгрузочно-диетические дни 1 раз в 7 -8
дней, гипоаллергенная диета. Назначается
общеукрепляющая и десенсибилизирующая
терапия (курсы гистаглобулина, специфическая
десенсибилизация, гемосорбция, плазмоферез,
лазерное облучение и УФО крови, энтеросорбция),
медикаментозная терапия (см. этапную
терапию — бронхолитики, интал, кортикостероиды),
ЛФК, физиотерапия (аэрозольтерапия, электрофорез,
ультразвук, УВЧ- и СВЧ-терапия, УФО грудной
клетки, синусоидально-модулированные
токи, магнитотерапия), психотерапия, профилактика
ОРВИ и гриппа, санация очагов инфекции.
Проводится рациональное трудоустройство
(при наличии признаков инвалидности больной
направляется на МСЭК) и отбор на санаторно-курортное
лечение. 
Показанием к санаторно-курортному лечению
являются бронхиальная астма (атоническая
и инфекционно-аллергическая) в фазе ремиссии
или с нечастыми легкими приступами, а
также хронические астматические бронхиты
без выраженной сердечно-легочной недостаточности;
лечение назначается в местных специализированных
санаториях и климатических курортах
(Анапа, Владивостокская курортная зона,
Геленджик, Кисловодск, Санкт-Петербургская
курортная зона, Сочи, Лазаревское). Противопоказанием
к санаторно-курортному лечению является
бронхиальная астма с часто повторяющимися
тяжелыми приступами, а также приступами
средней тяжести на фоне гормональной
терапии.

 
На санаторном этапе широко используют климатотерапию
— длительное пребывание на открытом воздухе,
продолжительные прогулки. Чистота и ионизация
воздуха, сниженное количество аллергенов,
умеренная влажность воздуха создают
благоприятный фон для улучшения функции
бронхолегочной системы. Воздушные ванны,
гелиотерапия и купание в открытых водоемах
способствуют закаливанию и оказывают
гипосенсибилизирующее действие. Бальнеотерапия
включает сероводородные и углекислые
ванны. Используется грязелечение (аппликация
озокерита, лечебной грязи) с противовоспалительной
целью. Применяют также аппаратную физиотерапию
(высокочастотную терапию, магнитотерапию,
лазеротерапию, галотерапию, электрофорез
кальция, фонофорез гидрокортизона, аэроионотерапию)
с целью уменьшения обструкции бронхов,
гипосенсибилизации, рассасывания остатков
воспаления. 
В ЛФК применяют статические и динамические
упражнения, лечебную дыхательную гимнастику,
лечебное плавание, терренкур. 
Больные бронхиальной
астмой подлежат пожизненному динамическому
диспансерному наблюдению и не снимаются
с учета.

Физическая
реабилитация — составная часть медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации,
система мероприятий по восстановлению
или компенсации физических возможностей
и интеллектуальных способностей, повышению
функционального состояния организма,
улучшению физических качеств, психоэмоциональной
устойчивости и адаптационных резервов
организма человека средствами и методами
физической культуры, элементов спорта
и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии
и природных факторов. Или короче: физическая
реабилитация — это составная часть медицинской
и социально-трудовой реабилитации, использующая
средства и методы физической культуры,
массаж и физические факторы

Физическую
реабилитацию следует рассматривать как
лечебно-педагогический и воспитательный
процесс или, правильнее сказать, образовательный
процесс». Основным средством физической
реабилитации являются физические упражнения
и элементы спорта, а применение их — всегда
педагогический, образовательный процесс.
Качество его зависит от того, насколько
методист овладел педагогическим мастерством
и знаниями. Поэтому все законы и правила
общей педагогики, а также теории и методики
физической культуры чрезвычайно важны
в деятельности реабилитатора (реабилитолога)
— специалиста по физической реабилитации.
Он должен быть, прежде всего, хорошим
педагогом — специалистом по физическому
образованию, физической культуре и в
то же время обладать глубокими знаниями
сущности патологических процессов и
болезней, с которыми ему приходится встречаться
у своих пациентов. Он обязан уметь определять,
какие методы и средства окажут общее
воздействие на организм, а какие — местное,
локальное или, лучше скачать, специфическое,
дифференцировать нагрузку в зависимости
от вида патологии и состояния больного.
Это непросто даже для опытного специалиста,
если не знать и не использовать методы
оценки (контроля) воздействия нагрузок
на организм пациентов и эффективности
реабилитационных мероприятий.

Физические
упражнения дают положительный эффект
в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны
возможностям больного или инвалида, а
во-вторых, оказывают тренирующее действие
и повышают адаптационные возможности,
при условии, что методист знает и учитывает
ряд методических правил и принципов физической
тренировки.

Суть тренировки
в многократной, систематически повторяющейся
и постепенно повышающейся физической
нагрузке, которая вызывает в организме
человека положительные функциональные,
а порой и структурные изменения. В результате
тренировки механизмы регуляции нормализуются,
совершенствуются, повышая адаптационные
возможности организма больного к динамически
изменяющимся условиям среды. С одной
стороны, оформляются и укрепляются новые
или совершенствуются уже существующие
двигательные навыки, с другой — развиваются
и совершенствуются различные физические
качества (сила, выносливость, быстрота,
гибкость, ловкость, и др.), которые определяют
физическую работоспособность организма.
Никакие другие средства и методы реабилитации
не в состоянии заменить физические упражнения.
Только в результате их воздействия мы
в состоянии восстановить и совершенствовать
физическую работоспособность больного,
которая, как правило, заметно снижается
при патологических процессах. 

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 
 

Средствами
физической реабилитации считают: 

массаж, самомассаж, лечебную
физкультуру, физиотерапию, механотерапию,
 

естественные факторы природы —  Галотерапия
(спелеотерапия)т.д.

>  Массаж

Массаж − метод лечения и профилактики, представляющий
собой совокупность приемов дозированного
механического воздействия на различные
участки поверхности тела человека, производимого
руками массажиста или специальными аппаратами.

Массаж оказывает местное и
общее (гуморальное и рефлекторное) воздействие
на организм.

> Самомассаж улучшает крово- и лимфообращение, легочную
вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивает
подвижность грудной клетки, тонус дыхательных
мышц, облегчает отхождение мокроты, способствует
рассасыванию остаточных явлений воспалительного
процесса, повышает работоспособность.

Читайте также:  Бронхиальная астма прошла сама

Самомассаж (его  можно проводить самостоятельно
на дому) следует выполнять в период ремиссии,
когда температура тела нормальная, нет
слабости, потливости и других проявлений
обострения заболевания. Общая продолжительность
самомассажа — 12—16 минут. Делать его надо
ежедневно или через день. После 15—20 процедур
необходим перерыв в течение 10—15 дней.

Противопоказания
к самомассажу:

обострение заболевания, легочно-сердечная
недостаточность, частые приступы стенокардии,
легочное кровотечение, злокачественные
новообразования, туберкулез легких. 

Источник

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.
Читайте также:  Гранат и бронхиальная астма

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник