Обучение пациентов уходу и самоуходу при бронхиальной астме
Цель обучения самоуходу – научить пациентов жить полноценной жизнью
Задачи обучения самоуходу –
- Дать общие знания по данному заболеванию
- Научить способам доступной самодиагностики, самоконтроля своего психического и физического состояния, самопомощи и самолечения
- Выработать практические навыки по самоуходу
- Активизировать внутреннюю мотивацию пациентов на выполнение врачебных и сестринских рекомендаций
- Оказывать персональную психологическую и медицинскую помощь
Методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
Формы обучения
- Лекционно-семинарские и практические занятия
- Работа малыми группами
- Деловые группы
- Индивидуальное обучение с использованием учебно-методических пособий, электронных учебников и т.д.)
- Решение тестовых задач
- Проведение конкурсов с элементами обучения, викторин
Программы обучения
- Для пациентов
- Для МС
- Для врачей
Алгоритм обучения самоуходу
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ[5].
- Представиться пациентам, сформулировать мотивы к обучению пациентов
- Объяснить пациентам цель и задачи обучения, ознакомить с планом и программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала
- Определить потребности пациентов в обучении самоуходу
- Оценить образ жизни каждого обучающегося, его социальное и культурное окружение, влияние последнего на процесс обучения
- Выявить исходный уровень знаний пациентов по данному заболеванию путем компьютерного или ручного тестирования (претест)
- Провести психологическое обследование пациентов с помощью опросников (Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) для определения характериологических особенностей личности, личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) для определения типа отношения пациентов к своему заболеванию
ОСНОВНОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ
Теоретический курс изложить в следующей последовательности
1. Определение болезни, ее этиология, факторы риска возникновения болезни
2. Клиническая симптоматика, особенности течения данного заболевания
3. Основные осложнения
4. Лечение и профилактика
На занятиях используются учебно-наглядные материалы, учебно-методические пособия и рекомендации, составленные в свете принципов доказательной медицины
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
- Выработка практических умений по самоуходу при данном заболевании
- Корректировка образа жизни, изменение привычек
- Самоконтроль своего физического и психического состояния
- Обучение методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопомощи
Примечание – обучение может быть групповое и индивидуальное. При проведении групповых занятий состав группы должен формироваться с учетом нозологических форм патологии
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
1. Осуществить контроль знаний и умений пациентов путем компьютерного или ручного тестирования (посттест). Чем выше разница результатов полученного и исходного уровня знаний (посттеста и претеста), тем выше эффективность простой медицинской услуги обучения самоуходу
2. Провести анонимное анкетирование для оценки качества простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу
3. Провести анонимное анкетирование для оценки простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу
алгоритм обучения близких уходу за тяжелобольными[5].
Категория больных –
пожилого или старческого возраста
Пациенты с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних конечностей
Пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения и др. пациенты с ограниченными возможностями самообслуживания или ипользуется в работе школ здоровья (сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность, бронхиальная астма, находящиеся на гемодиализе)
I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.
· Определить степень подвижности или активности пациента
· Психоэмоциональный статус пациента
· Способ удовлетворения основных потребностей пациента
· Социальное и культурное окружение пациента
· Возможности и предпочтения пациента при уходе за ним
· Психическое развитие (умственное, социальное, волевое)
· Отношение к обучению пациента и его близких
· Потребность близких в обучении
1. Наладить терапевтические отношения с пациентом и его близкими
2. Сформулировать мотивы к обучению близких пациента
3. Объяснить близким пациента цели и задачи обучения, ознакомить с учебной программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала
II. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
1.Объяснить близким пациента в доступной форме строение органов и систем органов, функции которых нарушены у пациента, патофизиологию его заболевания, факторы риска, методы профилактики
2.Предоставить близким пациента адекватную информацию о лечении и уходе (это важно для уменьшения беспокойства, поддержания уверенности и обеспечения комфорта).
3.Содействовать близким пациента в получении информации, необходимой для организации и выполнения ухода за пациентом
4.Объяснить близким пациента значение соблюдения пациентом диеты и питьевого режима
5.Объяснить близким пациента опасность изоляции и одиночества пациента, способы ее преодоления
6.Объяснить близким пациента важность правильного приема назначенных пациенту врачом лекарственных средств
7.Помочь близким пациента выбрать необходимые средства по уходу за пациентом в соответствии с его личными предпочтениями и финансовыми возможностями семьи
8.Научить близких пациента способам ухода за пациентом
9.Научить близких пациента правильно использовать специальные приспособления и вспомогательные средства при уходе за пациентом
10. Убедить близких пациента в необходимости вести дневник контроля
оценка интенсивности боли[5].
Оснащение — визуально-аналоговая шкала оценки боли, вопросник Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.
. Подготовка к процедуре.
1. Убедиться, что пациент находится в сознании.
1.1. при диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.
2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.
2.1. При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
II. Выполнение процедуры.
4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:
4.1. Спросить у пациента о наличии боли.
При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:
4.1.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.
4.1.2. Выяснить локализацию боли
4.1.3. Выяснить иррадиацию боли
4.1.4. Выяснить продолжительность боли
4.1.5. Выяснить характер боли
4.1.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.
4.2. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.
5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки
5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.
5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.
5.4. Полученные результаты документировать.
6. При проведении первичной оценки уровня боли, а также при изменении характера болевого синдрома провести оценку уровня боли на описательном уровне:
6.1. Инструктировать пациента о правилах заполнения вопросника Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.
6.2. Предоставить пациенту бланк вопросника Мак-Гилла и авторучку.
6.3. По окончании заполнения, рассчитать ранговые индексы по 4 основным группам (сенсорные ощущения, эмоциональные ощущения, оценка интенсивности, параметры, отражающие общие характеристики боли); на основании полученных показателей рассчитать ранговый индекс боли (РИБ).
6.4. Заполнить расчетные поля бланка вопросника.
6.5. На основании данных, полученных в п. 3.2.1, заполнить поле «настоящее ощущение интенсивности боли» (НИБ)
III. Окончание процедуры.
7. Ознакомить пациента с полученными результатами.
8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
9. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)
При проведении оценки уровня боли по шкале Мак-Гилл (McGill) необходимо попросить пациента отметить одно слово, которое наиболее точно отражает его болевые ощущения в любых (не обязательно во всех) классах оценочной шкалы.
В педиатрической, геронтологической, психиатрической практике, а также в случаях, когда проведение оценки уровня боли затруднено языковым барьером, может быть использована пиктографическая шкала, схематично изображающая выражения лица человека.
К невербальным признакам боли (маркерам боли) относятся:
— Влажная кожа.
— Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.
— Слезы, влажные глаза.
— Расширение зрачков.
— Вынужденная поза.
— Характерная мимика — сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).
— Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.
— Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).
— Изменение речи (темпа, связности, стиля).
— Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).
— Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.
— Нарушения сна.
— Потеря аппетита.
— Стремление к одиночеству.
— Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.
Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Терминальное состояние – конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смерти, состоит из предагонии, агонии и клинической смерти[1].
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
СЕСТРИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Эта теория пользуется популярностью во всём мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки их удовлетворения.
Потребности рассматриваются в 4 аспектах:
Ø человек;
Ø общество (окружающая среда);
Ø сестринское дело;
Ø здоровье.
и разделены на 3 класса:
v потребности выживания;
v потребность близости;
v потребность свободы.
Без удовлетворения низких физиологических потребностей нельзя удовлетворить более высшие, психосоциальные потребности. Опираясь на знания о потребностях человека, медицинская сестра должна уметь определить нарушенные потребности больного, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения потребностей в порядке первоочередности, используя сестринский процесс.
Метод (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания. В сестринской педагогике используются в основном методы традиционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Выбор методов зависит от следующих условий: содержания обучения, задач обучения, времени, которым располагает медсестра и пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.
Методы обучения:
— описания;
— беседа;
— дискуссия;
— лекция;
— занятие;
— разговор;
— инструктаж;
— демонстрация.
Обучение эффективно при следующих условиях:
— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
— доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);
— создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
— обязательная практическая отработка полученных знаний.
То, чему учатся пациенты и/или члены их семей и как они это делают, зависит от множества факторов, включая их предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.
Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:
— желание и готовность к обучению;
— способность к обучению;
— окружающую обстановку.
Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – все это мешает процессу обучения и потребует от сестры особых навыков.
Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.
Способность к обучениюзависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т.д.).
Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение может оказать невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.п.
Окружающая обстановкатакже является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.
Оценка результатов обучения – определение насколько достигнуты цели.
Методы:
1) наблюдение за поведением;
2) моделирование ситуаций (наблюдение);
3) провоцирование;
4) демонстрация знаний и умений.
Оценивая результаты обучения, надо дать пациенту понять, что и у других пациентов также возникают вопросы, при этом можно сказать ему: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для поощрения интереса похвалите пациента, когда он задает вопрос, обращаясь к нему со словами: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если человек обращается с вопросом, на который сестра не знает ответа, нужно сказать ему, что ей нужно посоветоваться. Очень важно не использовать специальные термины, которые пациент не в состоянии понять. Можно задать основной «оценочный» вопрос, хочет ли пациент, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу и использовать новую информацию. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать приобретенные знания и умения. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.
Достижение целей зависит от:
— условий;
— активности пациента;
— знаний и умений медсестры (авторитет, компетентность).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8192; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник