Обучение пациентов уходу и самоуходу при бронхиальной астме

Цель обучения самоуходу – научить пациентов жить полноценной жизнью

Задачи обучения самоуходу –

  1. Дать общие знания по данному заболеванию
  2. Научить способам доступной самодиагностики, самоконтроля своего психического и физического состояния, самопомощи и самолечения
  3. Выработать практические навыки по самоуходу
  4. Активизировать внутреннюю мотивацию пациентов на выполнение врачебных и сестринских рекомендаций
  5. Оказывать персональную психологическую и медицинскую помощь

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный

Формы обучения

  • Лекционно-семинарские и практические занятия
  • Работа малыми группами
  • Деловые группы
  • Индивидуальное обучение с использованием учебно-методических пособий, электронных учебников и т.д.)
  • Решение тестовых задач
  • Проведение конкурсов с элементами обучения, викторин

Программы обучения

  • Для пациентов
  • Для МС
  • Для врачей

Алгоритм обучения самоуходу

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ[5].

  1. Представиться пациентам, сформулировать мотивы к обучению пациентов
  2. Объяснить пациентам цель и задачи обучения, ознакомить с планом и программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала
  3. Определить потребности пациентов в обучении самоуходу
  4. Оценить образ жизни каждого обучающегося, его социальное и культурное окружение, влияние последнего на процесс обучения
  5. Выявить исходный уровень знаний пациентов по данному заболеванию путем компьютерного или ручного тестирования (претест)
  6. Провести психологическое обследование пациентов с помощью опросников (Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) для определения характериологических особенностей личности, личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) для определения типа отношения пациентов к своему заболеванию

ОСНОВНОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ

Теоретический курс изложить в следующей последовательности

1. Определение болезни, ее этиология, факторы риска возникновения болезни

2. Клиническая симптоматика, особенности течения данного заболевания

3. Основные осложнения

4. Лечение и профилактика

На занятиях используются учебно-наглядные материалы, учебно-методические пособия и рекомендации, составленные в свете принципов доказательной медицины

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

  1. Выработка практических умений по самоуходу при данном заболевании
  2. Корректировка образа жизни, изменение привычек
  3. Самоконтроль своего физического и психического состояния
  4. Обучение методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопомощи

Примечаниеобучение может быть групповое и индивидуальное. При проведении групповых занятий состав группы должен формироваться с учетом нозологических форм патологии

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Осуществить контроль знаний и умений пациентов путем компьютерного или ручного тестирования (посттест). Чем выше разница результатов полученного и исходного уровня знаний (посттеста и претеста), тем выше эффективность простой медицинской услуги обучения самоуходу

2. Провести анонимное анкетирование для оценки качества простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу

3. Провести анонимное анкетирование для оценки простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу

алгоритм обучения близких уходу за тяжелобольными[5].

Категория больных –

пожилого или старческого возраста

Пациенты с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних конечностей

Пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения и др. пациенты с ограниченными возможностями самообслуживания или ипользуется в работе школ здоровья (сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность, бронхиальная астма, находящиеся на гемодиализе)

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

· Определить степень подвижности или активности пациента

· Психоэмоциональный статус пациента

· Способ удовлетворения основных потребностей пациента

· Социальное и культурное окружение пациента

· Возможности и предпочтения пациента при уходе за ним

· Психическое развитие (умственное, социальное, волевое)

· Отношение к обучению пациента и его близких

· Потребность близких в обучении

1. Наладить терапевтические отношения с пациентом и его близкими

Читайте также:  Кетамин при бронхиальной астме

2. Сформулировать мотивы к обучению близких пациента

3. Объяснить близким пациента цели и задачи обучения, ознакомить с учебной программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала

II. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

1.Объяснить близким пациента в доступной форме строение органов и систем органов, функции которых нарушены у пациента, патофизиологию его заболевания, факторы риска, методы профилактики

2.Предоставить близким пациента адекватную информацию о лечении и уходе (это важно для уменьшения беспокойства, поддержания уверенности и обеспечения комфорта).

3.Содействовать близким пациента в получении информации, необходимой для организации и выполнения ухода за пациентом

4.Объяснить близким пациента значение соблюдения пациентом диеты и питьевого режима

5.Объяснить близким пациента опасность изоляции и одиночества пациента, способы ее преодоления

6.Объяснить близким пациента важность правильного приема назначенных пациенту врачом лекарственных средств

7.Помочь близким пациента выбрать необходимые средства по уходу за пациентом в соответствии с его личными предпочтениями и финансовыми возможностями семьи

8.Научить близких пациента способам ухода за пациентом

9.Научить близких пациента правильно использовать специальные приспособления и вспомогательные средства при уходе за пациентом

10. Убедить близких пациента в необходимости вести дневник контроля

оценка интенсивности боли[5].

Оснащение — визуально-аналоговая шкала оценки боли, вопросник Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.

. Подготовка к процедуре.

1. Убедиться, что пациент находится в сознании.

1.1. при диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.

2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.

2.1. При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).

3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

II. Выполнение процедуры.

4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:

4.1. Спросить у пациента о наличии боли.

При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:

4.1.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.

4.1.2. Выяснить локализацию боли

4.1.3. Выяснить иррадиацию боли

4.1.4. Выяснить продолжительность боли

4.1.5. Выяснить характер боли

4.1.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.

4.2. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.

5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки

5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.

5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.

5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.

5.4. Полученные результаты документировать.

6. При проведении первичной оценки уровня боли, а также при изменении характера болевого синдрома провести оценку уровня боли на описательном уровне:

6.1. Инструктировать пациента о правилах заполнения вопросника Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.

6.2. Предоставить пациенту бланк вопросника Мак-Гилла и авторучку.

6.3. По окончании заполнения, рассчитать ранговые индексы по 4 основным группам (сенсорные ощущения, эмоциональные ощущения, оценка интенсивности, параметры, отражающие общие характеристики боли); на основании полученных показателей рассчитать ранговый индекс боли (РИБ).

Читайте также:  Медикаментозная профилактика бронхиальной астмы

6.4. Заполнить расчетные поля бланка вопросника.

6.5. На основании данных, полученных в п. 3.2.1, заполнить поле «настоящее ощущение интенсивности боли» (НИБ)

III. Окончание процедуры.

7. Ознакомить пациента с полученными результатами.

8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

9. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)

При проведении оценки уровня боли по шкале Мак-Гилл (McGill) необходимо попросить пациента отметить одно слово, которое наиболее точно отражает его болевые ощущения в любых (не обязательно во всех) классах оценочной шкалы.

В педиатрической, геронтологической, психиатрической практике, а также в случаях, когда проведение оценки уровня боли затруднено языковым барьером, может быть использована пиктографическая шкала, схематично изображающая выражения лица человека.

К невербальным признакам боли (маркерам боли) относятся:

— Влажная кожа.

— Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.

— Слезы, влажные глаза.

— Расширение зрачков.

— Вынужденная поза.

— Характерная мимика — сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).

— Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.

— Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).

— Изменение речи (темпа, связности, стиля).

— Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).

— Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.

— Нарушения сна.

— Потеря аппетита.

— Стремление к одиночеству.

— Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.

Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Терминальное состояние – конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смерти, состоит из предагонии, агонии и клинической смерти[1].



Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СЕСТРИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Эта теория пользуется популярностью во всём мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки их удовлетворения.

Потребности рассматриваются в 4 аспектах:

Ø человек;

Ø общество (окружающая среда);

Ø сестринское дело;

Ø здоровье.

и разделены на 3 класса:

v потребности выживания;

v потребность близости;

v потребность свободы.

Без удовлетворения низких физиологических потребнос­тей нельзя удовлетворить более высшие, психосоциальные потребности. Опираясь на знания о потребностях человека, медицинская сестра должна уметь определить нарушенные потребности больного, установить доминирующую потреб­ность с целью удовлетворения потребностей в порядке пер­воочередности, используя сестринский процесс.

Метод (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания. В сест­ринской педагогике используются в основном методы тра­диционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.

Под сестринскими методами (способами) обучения по­нимают последовательное чередование способов взаимо­действия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством прора­ботки учебного материала.

Выбор методов зависит от следующих условий: содержа­ния обучения, задач обучения, времени, которым распола­гает медсестра и пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конк­ретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.

Читайте также:  Контроль над бронхиальной астмой это

Методы обучения:

— описания;

— беседа;

— дискуссия;

— лекция;

— занятие;

— разговор;

— инструктаж;

— демонстрация.

Обучение эффективно при следующих условиях:

— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;

— доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);

— создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;

— обязательная практическая отработка полученных знаний.

То, чему учатся пациенты и/или члены их семей и как они это делают, зависит от множества факторов, включая их предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

— желание и готовность к обучению;

— способность к обучению;

— окружающую обстановку.

Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – все это мешает процессу обучения и потребует от сестры особых навыков.

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Способность к обучениюзависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т.д.).

Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение может оказать невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.п.

Окружающая обстановкатакже является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.

Оценка результатов обучения – определение насколько достигнуты цели.

Методы:

1) наблюдение за поведением;

2) моделирование ситуаций (наблюдение);

3) провоцирование;

4) демонстрация знаний и умений.

Оценивая результаты обучения, надо дать пациенту понять, что и у других пациентов также возникают вопросы, при этом можно сказать ему: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для поощрения интереса похвалите пациента, когда он задает вопрос, обращаясь к нему со словами: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если человек обращается с вопросом, на который сестра не знает ответа, нужно сказать ему, что ей нужно посоветоваться. Очень важно не использовать специальные термины, которые пациент не в состоянии понять. Можно задать основной «оценочный» вопрос, хочет ли пациент, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу и использовать новую информацию. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать приобретенные знания и умения. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.

Достижение целей зависит от:

— условий;

— активности пациента;

— знаний и умений медсестры (авторитет, компетентность).

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8192; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник