Бронхоспазм и бронхиальная астма в анамнезе

Иногда на фоне острого инфекционного или хронического заболевания у человека развивается опасное патологическое состояние – удушье, приводящее к кислородному голоданию, перенасыщению крови углекислым газом и, в тяжёлом случае, к смерти. В медицинской литературе это явление носит название «бронхоспастический синдром».

Что такое бронхоспазм?

Бронхоспазм – это рефлекторный ответ бронхов на какой-либо раздражитель. Гладкая мускулатура сокращается и резко сужает просвет, по которому воздух двигается к лёгким и обратно. Эволюционно этот механизм возник для защиты организма от загрязнённого, задымлённого или отравленного воздуха.
астма бронхоспазмКогда механизм нормальной регуляции калибра бронхов нарушается, может возникнуть опасное патологическое состояние со следующими симптомами:

  • Чувство сдавленности в груди и нехватки воздуха.
  • Форсированное дыхание с судорожными краткими вдохами и свистящими долгими выдохами.
  • Непродуктивный тяжёлый кашель.
  • Тахикардия.

Визуальные признаки, позволяющие заподозрить у человека развитие бронхоспазма:

  • Характерная поза: наклоненный вперёд корпус с опорой на руки.
  • Общая бледность, цианоз в области носогубного треугольника и под глазами.
  • Набухшие шейные сосуды, втянутые крылья носа, проступивший пот.
  • Втянутые межрёберные промежутки.

Затяжной бронхоспазм вызывается отёком стенок бронхов из-за непрекращающегося давления мускулатуры. При этом повышается секреция густой мокроты. Накапливаясь в дыхательных путях, она ещё сильнее перекрывает бронхиальный просвет. Поэтому при первых признаках спазма больному необходима помощь.

Отчего возникает бронхоспазм?

Есть множество причин развития этого феномена. Иногда он может возникать даже у вполне здоровых людей. Например, около четверти профессиональных спортсменов переживали состояние, описанное в медицинской литературе термином «бронхоспазм физической нагрузки». К группе риска относятся также аллергики, курильщики, работники вредных производств, жители экологически неблагополучных районов.

В зависимости от этиологии триггерами приступа могут выступать:

  • Обострение хронического заболевания (бронхиальная астма, хронический бронхит и т.д.).
  • Острое респираторное заболевание с общей интоксикацией.
  • Аллергическая реакция.
  • Раздражение дыхательных путей летучими химическими веществами, дымом, инородным телом, частицами пыли.
  • Интоксикация при гельминтозах.
  • Употребление некоторых лекарственных средств.
  • Холодный или слишком сухой воздух.
  • Сильный стресс.

Не стоит упускать из внимания и наследственную предрасположенность к гиперреактивности бронхов. Именно по её вине одинаковые раздражители у кого-то провоцируют развитие спазма, а у кого-то нет.

Бронхоспазм – это астма?

астма бронхоспазм приБронхиальная астма – это хроническое воспаление дыхательных путей. Чувствительная слизистая оболочка бронхов астматика возбуждает немедленный ответ гладкой мускулатуры на действие раздражителя. Эпизоды обострения этого заболевания всегда сопровождаются приступами удушья. Их картина полностью аналогична вышеописанной. Однако у многих пациентов с гиперреактивностью бронхов нет диагноза «астма». Поэтому бронхоспазм – это ещё не всегда астма. Но астма – практически всегда бронхоспазм.

Чтобы не провоцировать рецидивов астматического приступа, больной должен вести определённый образ жизни:

  • Избегать простудных заболеваний.
  • Избегать контакта с аллергенами: пылью, шерстью и пером домашних животных, цветочной пыльцой, комнатными растениями, пищевыми аллергенами.
  • Избегать переутомления и стрессов.
  • Осторожно обращаться с фармакологическими препаратами.
  • Заниматься дыхательной гимнастикой и лечебной физкультурой.
  • Принимать лекарства, назначенные врачом.

Следует помнить: несоблюдение этих правил может приводить к учащению проявления бронхоспастического синдрома, который вызывает обструкцию бронхов. Частые затяжные приступы становятся причиной развития состояния с высоким летальным потенциалом – астматического статуса.

При каких ещё болезнях бывает бронхоспазм?

Есть целая группа заболеваний, при тяжёлом течении которых может развиваться бронхоспазм:

  • Бронхиты – острый, хронический, обструктивный.
  • Аллергический риноконъюнктивит (поллиноз).
  • Периартериит (некротизирующий васкулит) с поражением сосудов дыхательной системы.
  • Аденоидит.
  • Ларингит и ларинготрахеит.
  • Эмфизема лёгких.
  • Респираторная форма муковисцидоза.
  • Кардиты.

Если спазм бронхов возник у человека впервые, нужно обязательно пройти комплексное обследование с участием терапевта, пульмонолога, отоларинголога и аллерголога. Только специалисты могут выяснить истинную причину состояния, поставить диагноз и назначить адекватное лечение.

Как помочь?

Приступ обычно наступает внезапно, а его клиника может развиваться стремительно. Очень важно не упустить время. Иногда за час или немногим меньше больной может почувствовать заложенность и сдавленность в груди, появляется сухой кашель и небольшая затруднённость выдоха. У астматиков за некоторое время до спазма иногда может начаться сильный насморк с водянистым отделяемым, першение в горле, кашель, частое чихание.

Во всех случаях важно знать, как помочь больному до приезда врача.

Что можно

  1. Усадить больного в положение полусидя.
  2. Снять с него тесную одежду, галстук, расстегнуть воротник.
  3. Обеспечить приток свежего воздуха (окно открывать, если под ним нет цветущих растений).
  4. Устранить вероятные источники аллергенов (животных, растения, пыль, подушки и т.д.).
  5. Если больному уже выписан бронхорасширяющий препарат, помочь ему принять его.
  6. Дать тёплое питьё, которое улучшает отхождение слизи из бронхов.
  7. Вызвать врача.

Что нельзя

  1. Давать успокоительные, антигистаминные средства и препараты для подавления кашля.
  2. Растирать больного разогревающими мазями и ставить горчичники.
  3. Давать травяные отвары и мёд.

Бронхоспазм любой этиологии – опасное для жизни состояние. Если его не купировать вовремя, человек может впасть в кому и умереть. Всевозможные народные средства применять категорически нельзя. Заниматься лечением должен только специалист.

Источник

Анамнез имеет огромное значение в дигностике и лечении бронхиальной
астмы. Бронхиальную астму исключают во всех случаях беспричинной одышки или приступообразного кашля , а также
при частых бронхитах и пневмонии , особенно у детей. В большинстве
случаев диагноз бронхиальной астмы поставить несложно.

О тяжести
заболевания можно судить по частоте, длительности и тяжести приступов. При
обследование во время приступа обязательно уточняют, когда он начался и чем
мог быть вызван (инфекцией, контактом с аллергеном и т.д.), отличается ли
этот приступ от предшествующих, не беспокоят ли больного тошнота , рвота ,
боль в груди , лихорадка ,
какие препараты принимал больной до и во время приступа, а также дозы и
время их применения.

Уточняют состояние больного в межприступный
период. Это также позволяет оценить тяжесть заболевания и выбрать схему
лечения. Выясняют, наблюдаются ли в этот период одышка и кашель, в том
числе ночью и после физического усилия, каковы количество и характер
макроты, отмечаются ли повышенная утомляемость и снижение
работоспособности. Кроме того, уточняют, какие лекарственные средства и в
каких дозах применяет больной, какие отмечаются побочные эффекты. Выясняют,
какие факторы обычно вызывают приступы, как болезнь влияет на учебу и
работу больного.

Оценка состояния окружающей среды и условий труда и
быта больного позволяют определить факторы, вызывающие приступы
бронхиальной астмы, — контакт с аллергенами и
раздражающими веществами, курение ,
эмоциональное или физическое напряжение , инфекцию , неблагоприятные климатические и погодные
условия , профессиональные вредности, лекарственные средства, пищевые
добавки (например глутамат или метабисульфит натрия ).

Семейный анамнез. У
родственников больного часто отмечается бронхиальная астма и аллергическое
заболевание дыхательных путей.

Читайте также:  Нестероидные препараты при бронхиальной астме

Физикальное исследование. Выраженность
изменений, выявляемых при физикальном исследование, зависит от частоты и
тяжести приступов. При неосложненной бронхиальной астме в межприступный
период физикальное исследование обычно в норме. Обязательно исключают аллергический ринит и синуситы , а также
полипы носа . Определяют частоту дыханий, пульс, АД, а также рост и вес
больного, оценивают внешний вид и позу. При исследование грудной клетки
обращают внимание на ее форму, проводят перкуссию и аускультацию легких.

Во время приступа бронхиальной астмы
дыхание и пульс учащены, нередко повышено АД. В дыхание учавствуют
вспомогательные мышцы, характерно втяжение податливых участков грудной
клетки, выход через сжатые губы, расширение крыльев носа, увеличение
переднезаднего размера грудной клетки, коробочный перкуторный звук,
уменьшение подвижности нижнего края легких и экскурсии грудной клетки.
Аускультативная картина неоднородна, выделяются жесткое дыхание,
разнокалиберные сухие хрипы на вдохе и выдохе.

Во время тяжелого приступа бронхиальной астмы дополнительно
отмечаются цианоз, парадоксальный пульс, астериксис, миоз, отек диска
зрительного нерва, нарушения чувствительности. При осмотре грудной клетки
определяются ее расширение и резкое уменьшение экскурсии, при аускультации
— дыхание не проводится, хрипы отсутствуют (немое легкое).

Смотрите также:

  • БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА: ОБСЛЕДОВАНИЕ
  • Источник

    7 мая 20191355 тыс.

    Бронхиальная астма является хроническим воспалительным заболеванием дыхательных путей. Распространенность патологии составляет более 300 млн. случаев (по данным ВОЗ). В зависимости от страны, болезнью страдают от 1-18% населения.

    В чем причина?

    Бронхиальная астма — заболевание гетерогенное, так как имеет различные механизмы возникновения на молекулярно-клеточном уровне. В зависимости от причины развития патологии астма
    делится на несколько разновидностей: аллергическую, неаллергическую, с поздним началом, ассоциированную с ожирением и т. д. На сегодняшний день не имеется
    полной классификации фенотипов заболевания, так как ученые продолжают обнаруживать новые причины возникновения бронхиальной астмы.

    Существуют следующие факторы, способствующие развитию заболевания:

    1. Наличие у ближайших родственников астмы или других аллергопатологий (особенно у родителей пациента).

    2. Наличие у пациента атопического дерматита или аллергического ринита.

    3. Наличие в анамнезе симптомов дыхательных заболеваний (возникших в детстве и сохранившихся в более зрелом возрасте).

    Отличительные признаки заболевания

    Заподозрить бронхиальную астму можно по таким симптомам, как:

    • свистящие хрипы при дыхании, возможно дистанционное свистящее дыхание (пациент и его родные слышат свист во время вдоха-выдоха)
    • одышка, тяжелое дыхание
    • стеснение в груди (сдавливание грудной клетки, чувство нехватки воздуха)
    • сухой приступообразный кашель (может отделяться мокрота)
    • ограничение скорости потока воздуха при выдохе

    Помимо указанных симптомов бронхиальную астму можно определить по некоторым особенностям течения патологии. Так, симптомы астмы непостоянны и могут исчезать самостоятельно (например,
    при устранении аллергенов из окружающей среды) или после проведенного лечения. Проявления бронхиальной астмы циклически повторяются (раз в день / неделю
    / месяц / год). При этом у многих пациентов симптомы заболевания появляются в одно и то же время.

    Обострения часто возникают во время физических нагрузок — подъема по лестнице, бега, а также плача или смеха. Но появление кашля, одышки,
    свистящих хрипов само по себе не может быть основанием для постановки диагноза, так как данное состояние может быть проявлением других
    заболеваний дыхательной системы. Акцент необходимо делать на времени и месте появления этих симптомов и реакции на проводимую терапию.

    С одной стороны, обострения бронхиальной астмы могут спонтанно проходить сами, после чего симптомы болезни могут отсутствовать неделями и месяцами. С другой стороны — астма является серьезным заболеванием, представляющим витальную угрозу для пациента и ухудшающим его социальную жизнь. Поэтому важна качественная и своевременная диагностика.

    Как ставится диагноз?

    Диагностика бронхиальной астмы включает в себя:

    • исследование истории заболевания
    • физикальный осмотр
    • оценка функции внешнего дыхания — тест с бронхолитиком, ингаляционный провокационный тест, тест с физической нагрузкой
    • оценка дневника пикфлоуметрии
    • аллергологическое тестирование — кожные пробы, определение специфических IgE

    Для оценки внешнего дыхания в клинических условиях обычно используется метод спирометрии. В домашних условиях пациент может применить метод пикфлоуметрии (измерение пиковой скорости выдыхаемого воздуха).

    Постановка диагноза «бронхиальная астма» — сложный процесс, требующий тщательного сбора анамнеза. К тому же, существует ряд диагностических сложностей: пациент не всегда
    обращается к специалисту при первых симптомах, на осмотре могут не выявиться какие-то характерные признаки и т. д. Фактически построение диагноза
    основывается на рассказе самого пациента, что не всегда объективно.

    Дополнительно могут использоваться функциональные методы исследования дыхания. Для подтверждения диагноза и исключения других патологий применяются рентгенологические и эндоскопические методы — КТ, бронхоскопия, гастроскопия и др.

    Отметим особенности, которые подтверждают диагноз «бронхиальная астма»:

    1. Наличие более чем одного симптома (особенно это касается взрослого населения).

    2. Пик проявлений приходится на ночь и раннее утро.

    3. Симптомы различаются по длительности и интенсивности.

    Проявления появляются под влиянием определенных факторов:

    • вирусных инфекций дыхательных путей
    • физических нагрузок
    • аллергенов
    • перемены погоды
    • раздражающих веществ — выхлопных газов, табачного дыма и т. д.

    Особенности, опровергающие диагноз «бронхиальная астма»:

    1. Наличие только одного симптома (например, изолированный кашель).

    2. Хроническая продукция мокроты.

    3. Одышка, сопровождающаяся головокружениями, бредом, ощущением покалывания.

    4. Боли в районе груди.

    5. Одышка с шумным вдохом, вызванная физической нагрузкой.

    Таким образом, установить диагноз бронхиальной астмы под силу только квалифицированному специалисту. Доктор проводит тщательную дифференциальную диагностику, чтобы исключить заболевания, которые могут проявляться схожей симптоматикой.

    Источник

    Àíàìíåç æèçíè è çàáîëåâàíèÿ áîëüíîãî íà áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Æàëîáû áîëüíîãî è ñèìïòîìàòèêà çàáîëåâàíèÿ. Èññëåäîâàíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé è íåéðîýíäîêðèííîé ñèñòåì. Êëèíè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    ÀÃÌÓ

    Èñòîðèÿ áîëåçíè

    Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò

    Áàðíàóë 2003

    Ïàñïîðòíûå äàííûå

    Âîçðàñò. 52 ãîäà.

    Ãîä ðîæäåíèÿ. 22.08.1951 ãîä.

    Ìåñòî ðàáîòû. Âîäèòåëü íà ïòèöåôàáðèêå «Ìîëîäåæíàÿ».

    Ìåñòî æèòåëüñòâà. Ïîñåëîê Ïåðâîìàéñêèé

    Ñåìåéíîå ïîëîæåíèå. Æåíàò.

    Äàòà ïîñòóïëåíèÿ. 8 äåêàáðÿ 2003 ãîäà.

    Âðåìÿ êóðàöèè. 23 äåêàáðÿ 2003 ãîäà.

    Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.

    Äèàãíîç ïðè ïîñòóïëåíèè. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.

    Æàëîáû íà ìîìåíò ïîñòóïëåíèÿ

    Ïðèñòóïû óäóøüÿ íà ôîíå êàøëÿ, ïðè âûõîäå íà õîëîä, êóïèðóåòñÿ ñàëüáóòàìîëîì (1 äîçà 1 ðàç â äåíü). Ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, óòðîì ïîñëå ïîäúåìà ñ ïîñòåëè, äíåì íà õîëîäå è ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè. Óòðîì êàøåëü ñî ñêóäíîé ìîêðîòîé áåëîãî öâåòà, òÿãó÷åé êîíñèñòåíöèè.

    Читайте также:  Игкс при бронхиальной астме препараты

    Àíàìíåç çàáîëåâàíèÿ

    Áîëüíûì ñ÷èòàåò ñåáÿ ñ 1992 ãîäà êîãäà ïîñëå ïåðåíåñåííîé ïíåâìîíèè ñòàë îòìå÷àòü ó÷àùåíèå ïðèñòóïîâ êàøëÿ. 3 àâãóñòà 2003 ãîäà êîãäà, ïåðåíî÷åâàâ íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïîÿâèëñÿ îçíîá, ñóõîé íåïðåðûâíûé êàøåëü ñî ñêóäíî îòäåëÿåìîé ìîêðîòîé. Íà ñëåäóþùèé äåíü îí ïîøåë â ðàéîííóþ ïîëèêëèíèêó, ãäå íàçíà÷èëè ëå÷åíèå, (êàêèå ïðåïàðàòû íå ïîìíèò). Íà ôîíå ïðîâåäåííîãî ëå÷åíèÿ ñàìî÷óâñòâèå áîëüíîãî óëó÷øèëîñü, æàëîá íå ïðåäúÿâëÿë. ×åðåç 3 íåäåëè íà÷àëñÿ òàêîé æå êàøåëü, è ïîÿâèëàñü ñìåøàííàÿ îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêèõ íàãðóçêàõ. Áîëüíîãî ãîñïèòàëèçèðîâàëè â ðàéîííóþ áîëüíèöó, ãäå ïðîâåëè â òå÷åíèå 10 äíåé òåðàïèþ. Íà ôîíå ïðîâåäåííîãî ëå÷åíèÿ èñ÷åçëè êàøåëü, îäûøêà, ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå. Áîëüíîé áûë âûïèñàí. ×åðåç 2 äíÿ ïîñëå âûïèñêè ó áîëüíîãî ïîâòîðíî ïîâûñèëàñü òåìïåðàòóðà, ïîÿâèëñÿ êàøåëü, îäûøêà è â òå÷åíèå íåäåëè âñå ñèìïòîìû íàðàñòàëè, ÷òî çàñòàâèëî îáðàòèòüñÿ áîëüíîãî ïîâòîðíî â ïîëèêëèíèêó. Åãî ñðàçó æå íàïðàâëÿþò â êðàåâóþ ïîëèêëèíèêó, ãäå ñòàâÿò äèàãíîç: áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ÄÍ-1 è îòïðàâëÿþò íà ñàìîñòîÿòåëüíîå ëå÷åíèå äîìîé ñ ðåêîìåíäàöèÿìè. Íà ôîíå ðåêîìåíäîâàííîãî ëå÷åíèÿ áîëüíîé îòìå÷àë íåçíà÷èòåëüíûå óëó÷øåíèÿ è áûë íàïðàâëåí 8.12.03 íà ñòàöèîíàðíîå ëå÷åíèå â ïóëüìîíîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ÀÊÊÁ äëÿ äàëüíåéøåé äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ.

    Àíàìíåç æèçíè

    ðîäèëñÿ â 1951 ãîäó â ïîñëåêå Ïåðâîìàéñêèé, Ïåðâîìàéñêîãî ðàéîíà. Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ íîðìàëüíî îò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ â óìâñòâåííîì è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè íå îòñòàâàë. Îêîí÷èë 8 êëàññîâ ñðåäíåé øêîëû, âûó÷èëñÿ íà âîäèòåëÿ â ìåñòíîì ÏÒÓ è ïîøåë â àðìèþ.  àðìèè ñëóæèë âîäèòåëåì â ðàêåòíûõ âîéñêàõ íà äàëüíåì âîñòîêå. Ïîñëå àðìèè âîçâðàùàåòñÿ îáðàòíî, óñòðàèâàåòñÿ ðàáîòàòü øîôåðîì, ãäå è ïðîäîëæàåò ðàáîòàòü ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ.

    Íàñëåäñòâåííîñòü íå îòÿãîùåíà. Ãåïàòèò, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, òóáåðêóëåç, ãåìîòðàíñôóçèè, îïåðàöèè îòðèöàåò.

    Àëëåðãîëîãè÷åñêèé àíàìíåç

    1. àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ â ñåìüå â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì ó îòöà, ìàòåðè, ðîäñòâåííèêîâ, áðàòüåâ è ñåñòåð îòðèöàåò.

    2. ïåðåíåñåííûå ðàíåå çàáîëåâàíèÿ â 1992 ãîäó ïåðåáîëåë ïíåâìîíèåé, äðóãèõ çàáîëåâàíèé íå óïîìèíàë.

    3. ðåàêöèé íà ââåäåíèå ñûâîðîòîê, âàêöèí è ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ îòðèöàåò.

    4. ñåçîííîñòè çàáîëåâàíèÿ íå îòìå÷àåò.

    5. íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ âëèÿþò òàêèå ôàêòîðû êàê õîëîä, ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè. Ïðèñòóïû âîçíèêàþò ïî óòðàì ïîñëå ñíà, äíåì ïðè âûõîäå íà ñâåæèé âîçäóõ.

    6. ïûëüöåâûå ôàêòîðû, âëèÿíèå êîñìåòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, êîíòàêò ñ æèâîòíûìè òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ íå óñóãóáëÿåò.

    7. îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ áîëüíîé íå ñâÿçûâàåò ñ äîìàøíåé îáñòàíîâêîé, ïûëåñáîðíèêàìè.

    Âûâîä èç àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà âèäíî, ÷òî äàííîå çàáîëåâàíèå íå ìîæåò èìåòü àëëåðãè÷åñêóþ ïðèðîäó. Òàêæå âûÿâëåíî óñóãóáëåíèå çàáîëåâàíèÿ èç-çà âëèÿíèÿ ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.

    Status praesens communis

    Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Ñîçíàíèå ÿñíîå, ïîëîæåíèå â ïîñòåëè àêòèâíîå, âûðàæåíèå ëèöà âåñåëîå. Ïîâåäåíèå áîëüíîãî îáû÷íîå, íà âîïðîñû îòâå÷àåò àäåêâàòíî, ëåãêî âñòóïàåò â êîíòàêò. Òåëîñëîæåíèå ïðàâèëüíîå, êîíñòèòóöèÿ íîðìîñòåíè÷åñêàÿ, óäîâëåòâîðèòåëüíîãî ïèòàíèÿ. Ðîñò 178 ñì, âåñ 78 êã. Êîæíûå ïîêðîâû îáû÷íîé îêðàñêè, ÷èñòûå, âëàæíûå. Îâîëîñåíåíèÿ ïî ìóæñêîìó òèïó. Ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà ðàçâèòà õîðîøî, òîíóñ â íîðìå, àòðîôèé, äåôåêòîâ ðàçâèòèÿ, áîëåçíåííîñòè ïðè ïàëüïàöèè íåò. Êîñòè ÷åðåïà, ïîçâîíî÷íèêà, êîíå÷íîñòåé, ãðóäíîé êëåòêè áåç èñêðèâëåíèé, ñ õîðîøåé ðåçèñòåíòíîñòüþ. Äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ ñâîáîäíûå, îãðàíè÷åíèé íåò.

    Îðãàíû äûõàíèÿ

    Íîñîâîå äûõàíèå íå çàòðóäíåíî. Ãðóäíàÿ êëåòêà ïðàâèëüíîé ôîðìû; îáå ïîëîâèíû ñèììåòðè÷íû, îäèíàêîâî ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. Äûõàíèå ðèòìè÷íîå, òèï áðþøíîé. ×Ä=20 äâèæåíèé â ìèíóòó. Ïàëüïàöèÿ: ãðóäíàÿ êëåòêà áåçáîëåçíåííà, ðåçèñòåíòíîñòü õîðîøàÿ. Ïðè ïåðêóññèè — ÿñíûé ëåãî÷íûé çâóê. Ïðè òîïîãðàôè÷åñêîé ïåðêóññèè ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî. Àóñêóëüòàöèÿ — äûõàíèå æåñòêîå, åäèíè÷íûå ñóõèå õðèïû ïî âñåì ëåãî÷íûì ïîëÿì.

    Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà

    Ïðè îñìîòðå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïóëüñàöèé (â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè, â ÿðåìíîé ÿìêå è â îáëàñòè ñîñóäîâ øåè) íå íàáëþäàåòñÿ.  îáëàñòè ñåðäöà ïàòîëîãè÷åñêîé ïóëüñàöèè, ñåðäå÷íîãî ãîðáà íå âûÿâëåíî. Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê âèçóàëüíî íå îïðåäåëÿåòñÿ.

    Ïðè ïàëüïàöèè óïëîòíåíèé ïî õîäó âåí è áîëåçíåííîñòè íå îáíàðóæåíî. Ïóëüñ ñèëüíûé, ñèììåòðè÷íûé, ðèòìè÷åí, íàïîëíåíèå õîðîøåå, íå íàïðÿæåí.

    ×àñòîòà ïóëüñà 80 óäàðîâ â ìèíóòó, ñîâïàäàåò ñ ðèòìîì ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé. Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê îïðåäåëÿåòñÿ íà 1 — 1.5 ñì êíóòðè îò ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè. Òàëèÿ íå ïîä÷åðêíóòà, òðåóãîëüíèê Áîòêèíà ïî ïëîùàäè íå óâåëè÷åí. Øèðèíà ñîñóäèñòîãî ïó÷êà ñîîòâåòñòâóåò íîðìå.

    Ïðè àóñêóëüòàöèè 1 è 2 òîíû ÿñíûå, àêöåíòà íà àîðòå íåò. Ïàòîëîãèé ñî ñòîðîíû êëàïàííîãî àïïàðàòà ñåðäöà íå îáíàðóæåíî. Øóìû òàêæå íå ïðîñëóøèâàþòñÿ.

    Ìî÷åâûäåëèòåëüíàÿ ñèñòåìà

    Ïðè îñìîòðå ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè ïðèïóõëîñòè è îòåêîâ íå îáíàðóæåíî. Ïî÷êè è ìî÷åâîé ïóçûðü íå ïàëüïèðóþòñÿ. Ìî÷åèñïóñêàíèå íå çàòðóäíåíî, áåçáîëåçíåííî, 3 — 4 ðàçà â ñóòêè. Ñèìïòîì Ïàñòåðíàöêîãî îòðèöàòåëüíûé ñ îáåèõ ñòîðîí.

    Íåéðîýíäîêðèííàÿ ñèñòåìà

    Ñîçíàíèå áîëüíîãî ÿñíîå. Íàâÿç÷èâûõ èäåé, àôôåêòîâ, îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ íåò. Ïîëíîñòüþ îðèåíòèðîâàí â ïðîñòðàíñòâå è âî âðåìåíè, îáùèòåëåí, ðå÷ü ïðàâèëüíàÿ. Êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé íå íàðóøåíà. Íà âíåøíèå ðàçäðàæèòåëè ðåàãèðóåò àäåêâàòíî, èíòåëëåêò ñðåäíèé.

    Âòîðè÷íûå ïîëîâûå ïðèçíàêè — ïî ìóæñêîìó òèïó. Ùèòîâèäíàÿ æåëåçà íå óâåëè÷åíà, áåçáîëåçíåííà, ñ îêðóæàþùèìè òêàíÿìè íå ñïàÿíà, óçëîâ è óïëîòíåíèé ïðè ïàëüïàöèè íå âûÿâëåíî, ïðèçíàêîâ ãèïî- è ãèïåðòèðåîçà íåò.

    Ïðåäâàðèòåëüíûé äèàãíîç

    Ó÷èòûâàÿ íàëè÷èå ïðèñòóïîîáðàçíîãî êàøëÿ, ïðåèìóùåñòâåííî ñóõîãî, íàëè÷èÿ óäóøüÿ — ïðè êàøëå è ñèìïòîìà ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Óëó÷øåíèå ïîñëå áåòà — 2 — àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ, ñâÿçü íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ ñ èíôåêöèåé, ìîæíî ïîñòàâèòü ñëåäóþùèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.

    Ïëàí âåäåíèÿ

    1. îáùåõèìè÷åñêèå áðîíõîñêîïè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ.

    2. èññëåäîâàíèå âíåøíåãî äûõàíèÿ ìîíèòîðèíã, ïèêôëîóìåòðèÿ.

    3. èññëåäîâàíèå ìîêðîòû

    4. ÝÊÃ, ÝÕÎÊÃ.

    5. èíãàëÿöèîííûå ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû è áåòà — 2 — àãîíèñòû

    6. ãèïîòåíçèâíûå ïðåïàðàòû ñ ó÷åòîì ñîïóòñòâóþùåãî çàáîëåâàíèÿ.

    Àëëåðãîëîã îò 23.12.03. Ê.Ñ.Ï. ñ áûòîâûìè ýïèäåðìàëüíûìè àëëåðãåíàìè — îòðèöàòåëüíû; íåò ïîëîæèòåëüíûõ äàííûõ çà áðîíõèàëüíóþ àñòìó.

    Àíàëèç ìîêðîòû îò 9.12.03

    Êîëè÷åñòâî — ñêóäíîå öâåò — ñåðûé. Õàðàêòåð — ñìàçàííûé. Õàðàêòåð — ñëèçèñòàÿ. Ýîçèíîôèëëû — îòð. Ëåéêîöèòû — åäèíè÷íûå.

    Àêòèâíûå ôåðìåíòû ñûâîðîòêè êðîâè 9.12.03

    ÀËÒ — 0,15 (0,1-0,7), ÀÑÒ — 0,18 (0,1-0,5)

    Âûâîä: áèîõèìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè â íîðìå.

    Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè îò 9.13.03.

    Áèëèðóáèí îáùèé — 16,0, ìî÷åâèíà — 6,4

    Âûâîä: àíàëèçû â íîðìå.

    Êîàãóëîãðàììà îò 9.12.03.

    Ôèáðèíîãåí 4000 (2500-4000)

    Âûâîä: ôèáðèíîãåí â ïðåäåëàõ íîðìû.

    Îáùèé àíàëèç êðîâè îò 9.12.03

    Ãåìîãëîáèí -167

    ÑÎÝ — 16

    Ëåéêîöèòû

    ýîçèíîôèëëû

    ï/ÿ

    ñ/ÿ

    Ëèìôîöèòû

    Ìîíîöèòû

    21

    2

    1

    71

    38

    2

    Èììóíîëîãè÷åñêàÿ ëàáîðàòîðèÿ îò 9.12.03.

    ÑÐÁ — îòðèöàòåëüíûé.

    Àíàëèç êàë íà ÿéöà ãëèñò îò 9.12.03.

    ßéöà íå îáíàðóæåíû.

    Àíàëèç ìî÷è îò 9.12.03.

    Öâåò — íàñûùåííûé, ïðîçðà÷íîñòü — ìóòíàÿ, áåëîê — îòðèöàòåëüíûé.

    Êðèâàÿ ïîòîê — îáúåìà ôîðñèðîâàííîãî âäîõà îò 15.12.03.

    Çàêëþ÷åíèå: îáñòðóêòèâíûé òèï. ÆÅË íå èçìåíåíà. Óìåðåííîå íàðóøåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, ðàñïðîñòðàíåííàÿ îáñòðóêöèÿ.

    Ïðîáà ñ áåðîòåêîì ïîëîæèòåëüíàÿ.

    Читайте также:  Как определить бронхиальную астму у ребенка анализы

    áðîíõèàëüíûé àñòìà çàáîëåâàíèå àíàìíåç

    Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç

    Àíàëèçèðóÿ è ñîïîñòàâëÿÿ äàííûå îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (àóñêóëüòàòèâíî â ñòàíäàðòíûõ òî÷êàõ ñðàâíèòåëüíîé è òîïîãðàôè÷åñêîé àóñêóëüòàöèè ñëåâà âûñëóøèâàåòñÿ æåñòêîå äûõàíèå, à òàêæå ñóõèå õðèïû), àíàìíåç (ïåðåíåñ òîòàëüíóþ ïíåâìîíèþ â 1992 ãîäó, ïîñëå ïåðåíåñ¸ííîé ïíåâìîíèè áîëüíîãî òðåâîæèë íå÷àñòûé, ïåðèîäè÷åñêèé êàøåëü, áåñïîêîÿùèé â óòðåííèå ÷àñû ñ íåçíà÷èòåëüíûì êîëè÷åñòâîì ñëèçèñòîé ìîêðîòû; èç àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà âûÿâëåíî, ÷òî àëëåðãèÿ ó áîëüíîãî îòñóòñòâóåò, íî åñòü èíäóêòîðíûé ôàêòîð, êîòîðûé çàïóñêàåò ïðèñòóï êàøëÿ (õîëîä); æàëîáû áîëüíîãî — Ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, óòðîì ïîñëå ïîäúåìà ñ ïîñòåëè, äíåì íà õîëîäå è ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè. Óòðîì êàøåëü ñî ñêóäíîé ìîêðîòîé áåëîãî öâåòà, òÿãó÷åé êîíñèñòåíöèè), ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ âîâëå÷åíà ñèñòåìà îðãàíîâ äûõàíèÿ. Íà îñíîâå åæåäíåâíûõ ñèìïòîìîâ; îáîñòðåíèÿ íàðóøàþò àêòèâíîñòü è ñîí; íî÷íûå ñèìïòîìû âîçíèêàþò áîëåå 1 ðàçà â íåäåëþ; åæåäíåâíûé ïðèåì áåòà2-àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ ìîæíî ïîñòàâèòü ñðåäíåòÿæåëóþ ñòåïåíü.

    Ëàáîðàòîðíî: ëåéêîöèòîç, ñèíäðîì íåçíà÷èòåëüíî óñêîðåííî ÑÎÝ, â ìîêðîòå — êîëè÷åñòâî — ñêóäíîå öâåò — ñåðûé. Õàðàêòåð — ñìàçàííûé. Õàðàêòåð — ñëèçèñòàÿ. Ýîçèíîôèëëû — îòð. Ëåéêîöèòû — åäèíè÷íûå.

    Ïî ñïèðîãðàììå çàêëþ÷åíèå: îáñòðóêòèâíûé òèï. ÆÅË íå èçìåíåíà. Óìåðåííîå íàðóøåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, ðàñïðîñòðàíåííàÿ îáñòðóêöèÿ.

    Ïðîáà ñ áåðàòåêîì ïîëîæèòåëüíàÿ.

    Îñíîâûâàÿñü íà âûøåïåðå÷èñëåííûõ äàííûõ ìîæíî âûñòàâèòü êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.

    Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç

    Íåàëëåðãè÷åñêóþ ôîðìó áðîíõèàëüíîé àñòìû íóæíî äèôôåðåíöèðîâàòü ñ àëëåðãè÷åñêîé ôîðìîé.

     îñíîâå àëëåðãè÷åñêîé ÁÀ ëåæèò èììóíîëîãè÷åñêèé ìåõàíèçì ñ èçáûòî÷íîé ïðîäóêöèåé IgE. Ýòî ïðèâîäèò ê ìàññèðîâàííîìó âûáðîñó ìåäèàòîðîâ òó÷íîé êëåòêîé ïðè âñÿêîì êîíòàêòå áîëüíîãî ñ “âèíîâíûì” àëëåðãåíîì. Àëëåðãè÷åñêàÿ ÁÀ ÷àùå âîçíèêàåò ó ëþäåé ñ îòÿãîùåííûì ñåìåéíûì èëè ïåðñîíàëüíûì àëëåðãîëîãè÷åñêèì àíàìíåçîì, íà÷èíàåòñÿ îáû÷íî â äåòñêîì âîçðàñòå, ó òàêèõ áîëüíûõ — ïîëîæèòåëüíûå êîæíûå è ïðîâîêàöèîííûå ïðîáû ñ íåèíôåêöèîííûìè àëëåðãåíàìè, ïîâûøåí óðîâåíü îáùåãî è ñïåöèôè÷åñêîãî IgE, èìåþòñÿ äðóãèå àëëåðãè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ (àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, êîíúþíêòèâèò, àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò).

    Âñå äàííûå ïðîÿâëåíèÿ íå õàðàêòåðíû äëÿ íåàëëåðãè÷åñêîé ôîðìû áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    Èììóíîëîãè÷åñêèé äèàãíîç

    Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ ÄÍ I-II ñò.

    Èììóíîïàòîãåíåç

    Ïðè íåàëëåðãè÷åñêîé áðîíõèàëüíîé àñòìå íå óäàåòñÿ âûÿâèòü ñåíñèáèëèçàöèè ê îïðåäåëåííîìó àëëåðãåíó. Íà÷àëî áîëåçíè ïðèõîäèòñÿ íà áîëåå çðåëûé âîçðàñò, è ïóñêîâûì ôàêòîðîì, à òàêæå “âèíîâíèêîì” îáîñòðåíèÿ ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ ïåðåíåñåííàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ. Ñïóñòÿ íåñêîëüêî äíåé ïîñëå íà÷àëà âèðóñíîãî çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ îäûøêà, êàøåëü, ïðèñòóïû óäóøüÿ, êîòîðûå ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ îò íåñêîëüêèõ äíåé äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ.

    Ëå÷åíèå

    Îáùàÿ ïðîãðàììà ëå÷åíèÿ áîëüíîãî ÁÀ äîëæíà âêëþ÷àòü â ñåáÿ: 1) îáðàçîâàòåëüíóþ ïðîãðàììó; 2) îöåíêó è ìîíèòîðèíã ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè; 3) èñêëþ÷åíèå ôàêòîðîâ, ïðîâîöèðóþùèõ îáîñòðåíèå áîëåçíè, èëè êîíòðîëü íàä íèìè; 4) ðàçðàáîòêó èíäèâèäóàëüíîé ñõåìû ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ; 5) ðàçðàáîòêó ïëàíà ëå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ áîëåçíè, íåîòëîæíóþ òåðàïèþ ïðè ïðèñòóïå óäóøüÿ è (èëè) àñòìàòè÷åñêîì ñòàòóñå; 6) äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå.

    Îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà ïðåäïîëàãàåò ñàíèòàðíîå îáðàçîâàíèå áîëüíîãî ÁÀ: îí îâëàäåâàåò ìåòîäàìè ïðîôèëàêòèêè ÁÀ, êîòîðûå çíà÷èòåëüíî ïîâûøàþò êà÷åñòâî åãî æèçíè, îöåíèâàåò è çàïèñûâàåò â äíåâíèê îñíîâíûå ñèìïòîìû ñâîåãî çàáîëåâàíèÿ, ïðîâîäèò èíäèâèäóàëüíûé êîíòðîëü çà ïèêîâîé ñêîðîñòüþ âûäîõà ñ ïîìîùüþ ïîðòàòèâíîãî ïèêôëîóìåòðà. Îáíàðóæåííûå èì èçìåíåíèÿ â òå÷åíèè áîëåçíè ïîçâîëÿþò ñâîåâðåìåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

    Ëå÷åíèå: ñòóïåíü ¹ 3.

    Ø Äîçà èíãàëÿöèîííûõ êîðòèêîñòåðîèäîâ áåêëàçîí 250 ìêã 1äîçà íà 2 ðàçà 14 äíåé. Ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü èíãàëÿòîð ñî ñïåéñåðîì.

    Ø Áðîíõîäèëÿòàòîðû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ ìîãóò áûòü òàêæå íàçíà÷åíû â äîáàâëåíèå ê èíãàëÿöèîííûì êîðòèêîñòåðîèäàì, îñîáåííî äëÿ êîíòðîëÿ íî÷íûõ ñèìïòîìîâ. Ìîæíî ïðèìåíÿòü òåîôèëëèíû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, ïåðîðàëüíûå è èíãàëÿöèîííûå áåòà2-àãîíèñòû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Ïðè íàçíà÷åíèè òåîôèëëèíîâ ñëåäóåò ìîíèòîðèðîâàòü êîíöåíòðàöèþ òåîôèëëèíà äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, îáû÷íûé äèàïàçîí òåðàïåâòè÷åñêîé êîíöåíòðàöèè 5-15 ìêã íà ìë.

    Êóïèðîâàòü ñèìïòîìû ñëåäóåò áåòà2-àãîíèñòàìè êîðîòêîãî äåéñòâèÿ èëè àëüòåðíàòèâíûìè ïðåïàðàòàìè. Ñàëüáóòàìîë 1-2 äîçû 14 äíåé. áåðîäóàë- 1 — 2 äîçû àýðîçîëÿ 3 ðàçà â äåíü. Ðàñòâîð ýóôèëèíà 2,4% — 10,0 â/â êàïåëüíî íà 200,0 ìë ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà.

    Ø Ïðè áîëåå òÿæåëûõ îáîñòðåíèÿõ ñëåäóåò ïðîâîäèòü êóðñ ïåðîðàëüíûõ êîðòèêîñòåðîèäîâ.

    Ïðèìå÷àíèå: åñëè êîíòðîëÿ àñòìû íå óäàåòñÿ äîñòè÷ü, ÷òî âûðàæàåòñÿ áîëåå ÷àñòûìè ñèìïòîìàìè, óâåëè÷åíèåì ïîòðåáíîñòè â áðîíõîäèëàòàðîðàõ, èëè ïàäåíèåì ïîêàçàòåëåé ÏÑÂ, òî ñëåäóåò íàçíà÷àòü ëå÷åíèå ñòóïåíè ¹ 4.

    ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå â êîìïëåêñíîé òåðàïèè áîëüíûõ ÁÀ èìååò ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå. Òàê, äëÿ óëó÷øåíèÿ äðåíàæíîé ôóíêöèè áðîíõèàëüíîãî äåðåâà è óìåíüøåíèÿ âÿçêîñòè ìîêðîòû èñïîëüçóþòñÿ îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà. Ðåêîìåíäóþòñÿ ñåêðåòîëèòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, êîòîðûå äåéñòâóþò íåïîñðåäñòâåííî íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó áðîíõîâ (ýôèðíûå ìàñëà, éîäèäû, íàòðèÿ ãèäðîêàðáîíàò è äð.); ñåêðåòîìîòîðíûå ïðåïàðàòû (ðåôëåêòîðíî — ÷åðåç æåëóäîê è ðâîòíûé öåíòð — óñèëèâàþò áðîíõèàëüíóþ ñåêðåöèþ: íàñòîé òåðìîïñèñà, àëòåéíîãî êîðíÿ, ëèñòüåâ ìàòü-è-ìà÷åõè, ïîäîðîæíèêà) è ìóêîëèòèêè (òðèïñèí, õèìîïñèí, ðèáîíóêëåàçà, ìóêàëòèí, áðîìãåêñèí, áèñîëüâîí è äð.). Êàëèÿ éîäèä ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñèëüíûì îòõàðêèâàþùèì ñðåäñòâîì, íàçíà÷àåòñÿ ïî 1 ñò. ëîæêå 3 % ðàñòâîðà 5-6 ðàç â äåíü ïîñëå åäû, íå áîëåå 5 äí ïîäðÿä. Íàñòîé òåðìîïñèñà — 0,8-1 ã íà 200 ìë âîäû — íàçíà÷àåòñÿ äî åäû ïî 1 ñò. ëîæêå 5-6 ðàç â äåíü. Õîðîøèé ýôôåêò íàáëþäàåòñÿ îò óëüòðàçâóêîâûõ èíãàëÿöèé òðèïñèíà, õèìîïñèíà è äðóãèõ ôåðìåíòîâ.

    ËÔÊ. Ýôôåêòèâíûìè íåìåäèêàìåíòîçíûìè ìåòîäàìè ñèìïòîìàòè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ÁÀ ÿâëÿþòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà, ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè, ïîñòóðàëüíûé äðåíàæ, èãëîðåôëåêñîòåðàïèÿ. Äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà âêëþ÷àåò òàêèå óïðàæíåíèÿ, êàê ïîòÿãèâàíèå, ìàõîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè (“êîëêà äðîâ”), ïðè÷åì ïðè ðàçâåäåíèè èëè ïîäúåìå ðóê ñëåäóåò äåëàòü ìàêñèìàëüíî ãëóáîêèé âäîõ, à ïðè îïóñêàíèè ðóê — ôîðñèðîâàííûé ãëóáîêèé âûäîõ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðèìåíÿþòñÿ ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå ïî Áóòåéêî, ïàðàäîêñàëüíàÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà ïî Ñòðåëüíèêîâîé (âäîõ äåëàþò ïðè íàêëîíå êîðïóñà âïåðåä, âûäîõ — ïðè ðàçãèáàíèè). Øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ íåáóëÿòîðû — ïðèáîðû, ñîçäàþùèå ñîïðîòèâëåíèå äûõàíèþ.

    Ïðîãíîç

     îòíîøåíèè çäîðîâüÿ áëàãîïðèÿòíûé, ò.ê. ñîáëþäàÿ ðåêîìåíäàöèè âðà÷à ìîæíî ïðèâåñòè çàáîëåâàíèå ê äëèòåëüíîé ñòîéêîé ðåìèññèè. Äëÿ æèçíè è òðóäîñïîñîáíîñòè áëàãîïðèÿòíûé, ò.ê. îäûøêà âîçíèêàåò òîëüêî âî âðåìÿ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ïðè óìåðåííîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

    Öåëü ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ñîñòîèò â òîì, ÷òî áû íå çàòÿãèâàòü ïðîöåññ, òàê êàê îáîñòðåíèå âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ, ïåðåîõëàæäåíèÿ ïî íåâîëå óõóäøàåò ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà áîëüíîãî è â èòîãå ìîæåò ïðèâåñòè ê ñòàäèè äåêîìïåíñàöèè çàáîëåâàíèÿ.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    Òðóáíèêîâ Ã.Â. ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå «Ìåòîäè÷åñêèå îñíîâû ïîçíàíèÿ òåðàïèè».

    «Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå èììóíîïàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé» À.Ï. Êîëåñíèêîâ, À.Ñ. Õîáàðîâ.

    Êóêåñ «Êëèíè÷åñêàÿ ôàðìàêîëîãèÿ».

    Ìàøêîâñêèé Ì.Ä. “Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà” ÷àñòü 1 è 2. Ìîñêâà, “Ìåäèöèíà”, 2002 ãîä.

    Ïîä ðåäàêöèåé àêàäåìèêà ÐÀÌÍ À.È.Âîðîáü¸âà. Ñïðàâî÷íèê ïðàêòè÷åñêîãî âðà÷à. Èçäàíèå 7-å. Ìîñêâà, «ÎÍÈÊÑ 21 âåê», «ÀËÜßÍÑ-», 2000 ãîä.

    À.È. Ìàðòûíîâ. «Âíóòðåííèå áîëåçíè» â äâóõ òîìàõ. Ìîñêâà «ÃÎÝÒÀÐ — ÌÅÄ», 2002 ãîä.

    Ñïðàâî÷íèê Âèäàëü 2002. Ì.: ÀñòðàÔàðìÑåðâèñ, 2002ã. 1488 ñòð.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник