Бронхиальная астма тип личности

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у человека, биологически предрасположенного к ней, могут привести в действие астматический процесс.

Психологическая метафора бронхиальной астмы: затруднение выживания в связи с неспособностью «дышать полной грудью» в этом сложном мире, во-первых. Наличие способности при помощи симптома (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть) настойчиво обращать на себя внимание, во-вторых.

Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание — это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Все другие признаки нашей жизнеспособности формируются еще в материнской утробе, где уютно и безопасно, а все жизненные потребности обеспечены автоматически (Радченко, 2001).

В психосоматической медицине исследование эмоциональных компонентов астмы имеет долгую историю. До того как были открыты явления аллергии, астма считалась в первую очередь нервным заболеванием и в старых учебниках по медицине именовалась «asthma nervosa» .

С развитием современной иммунологии, краеугольным камнем которой является феномен анафилаксии (греч. ana — обратно и phylaxis — защита) — одной из форм аллергии, внимание сосредоточилось на аллергическом компоненте, и прежний взгляд на астму как на нервное заболевание стал считаться устаревшим. Сравнительно недавно, в эпоху психосоматической ориентации, эмоциональные причины возникновения астмы вновь стали предметом изучения (Александер, 2002).

Многие концепции указывают на то, что корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма заключаются в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка.

В нашей культуре такие отношения, когда при сближении мать чувствует раздражение и чувство вины, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, можно назвать «люблю и ненавижу». Это порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть ее. Блокирование словесного канала коммуникации вызывает как компенсацию развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного равновесия.

Приступ астмы часто предстает в качестве эквивалента подавляемого плача.

Приступ сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Он является своего рода «сценой плача легких». В пользу подобной

интерпретации говорит тот факт, что приступ бронхиальной астмы в ряде случаев может заканчиваться рыданиями. Объяснение психологическому механизму формирования тенденции к подавлению плача находят в тех упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком (Любан-Плоцца и др., 2000).

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного внутрипсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Главным психологическим фактором развития болезни является конфликт, заключающийся в слишком сильной неразрешенной зависимости от матери. В качестве защиты от этой инфантильной потребности могут включаться самые разные личностные свойства. Соответственно, мы встречаем среди астматиков очень разные типы л ичности: агрессивные, амбициозные, бесша башные, рассудительные, а также сверхчувствительные, эстетические типы.

Некоторые астматики обладают навязчивыми чертами характера, тогда как другие более истеричны. По-видимому, в данной ситуации бесполезно пытаться построить личностный профиль: его просто не существует.

Неосознаваемая зависимость от матери является постоянным свойством, вокруг которого могут формироваться различные типы характера.

Значение этой зависимости заключается не столько в желании быть накормленным, сколько в желании быть защищенным — окруженным матерью или образом матери. В отличие от язвенников у астматиков не замечаются фантазии о еде и пище. Вместо этого достаточно часто встречаются внутриутробные фантазии, появляющиеся в виде водной символики или входа в пещеры, закрытые пространства и т. д. Все, что содержит в себе угрозу разлучить пациента с его защищающей матерью или замещающей ее фигурой, может спровоцировать приступ астмы. Рождение второго ребенка, угрожающего привлечь к себе все внимание матери, часто совпадает с началом астматического состояния (Александер, 2002).

История материнского неприятия становится лейтмотивом жизни астматиков. Ребенок, который пока еще реально нуждается в материнской заботе, реагирует на материнское неприятие усилением чувства незащищенности и начинает сильнее цепляться за мать. В других случаях мать астматического ребенка настаивает на том, чтобы их ребенок раньше времени становился независимым. Подталкивая ребенка к этому, родители достигают совершенно противоположного эффекта: у ребенка усиливается чувство незащищенности, и он начинает зависимо цепляться за мать.

Иногда, в ситуации болезни, человек старается не показывать свое эмоциональное отношение и не проявлять своих чувств. Но бывают ситуации, когда типичный характер переживаний и установок в ситуации заболевания формировался следующим образом: «не хочу с этим иметь никакого дела»; «я хочу, чтобы все они убрались»; «мне хотелось бы поставить стену между мной и ими»; «я не переношу этого, не могу смотреть на это спокойно»; «мне было бы лучше всего улечься в постель и натянуть на голову одеяло» (Бройтигам и др., 1999).

В последние годы вновь получает широкое признание психосоматическая гипотеза о том, что хронические гнев и враждебность могут играть существенную роль в этиологии (от греч. aitia — причина) различных соматических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы. Было выяснено, что в целом астматики выражают и переживают больше негативных эмоций, по сравнению со здоровыми людьми. Поскольку агрессия у астматиков не вытесняется, поскольку переживается как опасная, больной не может ее выразить, «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Иными словами, астматики очень сильно переживают агрессивность, но не позволяют себе ее проявлять.

Рядом исследователей также подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется и не напрягается волевым усилием. Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего
эмоционального состояния. Таким образом, гормоны, которые внедряются в циркулирующее русло, диктуют ей линию поведения. С этой позиции любой спазм — это реакция, которая нужна человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее. Затаивание дыхания, реакция беззащитного человека, во многом свойственно ребенку, который не может противостоять объекту, вызывающему страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. Это относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Итак, если мы болеем астмой, возможно, это следствие глубокого страха перед самостоятельной жизнью, неспособностью раскрыться для нее. Мы, скорее всего, зависим от одного из родителей (чаще всего матери) или супруга. Астма показывает, как сложно чувствовать себя беззаботным в этом мире, а окружающая среда не всегда дружелюбна и безопасна. Она также может пр едставлять наше чувство вины из-за того, что мы не оправдываем чьих-то ожиданий, чувство страха или одиночества из-за того, что мы недостаточно хороши.

Это говорит о том, что нам необходимо научиться любить и принимать себя до такой степени, чтобы мы перестали нуждаться в чужом одобрении. 

Читайте также:  Какое положение касающееся атопической бронхиальной астмы

Источник

    Бронхиальная астма: заболевание
    дыхательных путей, сопровождаемое
    отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом
    и нарушением секреции.

    Бронхиальная астма считается классическим
    примером психосоматического заболевания.

    Медицинское определение: Астма —
    (от греч. asthma — удушье), аллергическое
    заболевание, характеризующееся
    повторяющимися приступами удушья
    вследствие спазма бронхов и отёка их
    слизистой оболочки. В основе лежит
    повышенная чувствительность организма
    и особенно тканей бронхов к различным,
    обычно безвредным веществам —аллергенам.Наиболее часто ее вызывают такие
    аллергены, как бытовая и производственная
    пыль, пыльца растений, споры грибков,
    частицы шерсти домашних животных, а
    также микроорганизмы, населяющие верхние
    дыхательные пути и бронхи человека.
    Большое значение при астме имеет
    наследственное предрасположение к
    аллергическим проявлениям. Под влиянием
    аллергена возникают приступы удушья,
    выражающиеся в затруднении выдоха;
    дыхание свистящее, лицо синюшное, вены
    на шее набухают. К концу приступа, через1/2-1ч,начинается
    покашливание и отделяется небольшое
    количество стекловидной вязкой мокроты.
    В некоторых случаях приступы длятся
    несколько дней — астматическое состояние
    (затяжная астма). С развитием болезни
    повышается раздражимость нервной
    системы; приступы астмы могут возникать
    и без воздействия аллергена— в связи
    с изменениями погоды, охлаждением,
    физическим напряжением, отрицательными
    эмоциями
    . Астма обычнопротекает
    хронически
    и часто осложняется
    эмфиземой лёгких, разрастанием
    соединительной ткани вокруг бронхов и
    изменениями в мышце правого желудочка
    сердца с последующим развитием сердечной
    недостаточности.

    Самый распространенный симптом –
    кашель, особенно по ночам, чаще всего
    после вирусной инфекции или физического
    напряжения. Могут иметь место также
    свистящее дыхание, хрипы в грудной
    клетке, одышка, загрудинные боли,
    утомляемость, раздражительность и
    потеря аппетита. У страдающих аллергией
    отмечаются такие симптомы, как зуд в
    носу, глазах и ушах, чихание, насморк.

    Симптомы:приступы удушья, одышка,
    свистящие хрипы, кашель.

    Читайте также:  Бронхиальная астма у детей дипломная работа бесплатно

    Причины:

    — аллергический фон

    — инфекция бронхиальных путей

    — наследственная предрасположенность

    — психогении (стресс, тревога, депрессия,
    алекситимия, подавленная агрессия)

    Роль стрессовых факторов:

    1. Начало
      и ухудшение заболевания часто возникает
      после стресса. Не сами по себе жизненные
      события, а активное избегание их
      обсуждения, подавление чувств служит
      факторами ухудшения.

    2. Также
      при наличии аллергической природы
      зависимость между инициирующим приступ
      аллергеном и условиями, в которых это
      воздействие происходит, может закрепляться
      по условно-рефлекторному механизму
      (даже мысленное воспроизведение условий
      способно вызвать астматический приступ,
      также мысль о забытом дома ингаляторе,
      является фактором, способным запустить
      приступ удушья.).

    Картина
    личности:

    • Ранние
      нарушения отношений с матерью:
      противоречение между «желанием нежности»
      и «страхом перед нежностью» (deBoor,1965).

    • описывают
      боязливость с истерическими или
      ипохондрическими чертами (сами больные
      страх не осознают).

    • Александер включил БА в число семи
      основных психосоматических заболеваний:
      – противоречие между желанием нежности
      и страхом перед нежностью. Астма – плач
      ребенка по нежности. Могут быть
      истерические черты, неспособны выпустить
      наружу гнев из-за того, что не дают
      нежности.

    • Braeutigam(1969) пишет: «при астматической одышке
      одновременно с воздухом могут
      задерживаться и эмоции». Характерное
      для этой группы больных сочетание
      скрытого гнева, «застревания» на
      отрицательных эмоциях с чувством
      симбиотичности, потребности быть
      вовлеченным в проблемы других людей и
      вовлекать их в свои проблемы препятствует
      не только проявлению, но и в значительной
      степени осознованию агрессивных
      тенденций. Помимо этого, отмечается
      сочетание склонности рассматривать
      ситуацию как неудовлетворительную,
      внутреннего неприятия социальных норм
      с тревожными, психастеническими чертами,
      обусловливающими высокий уровень
      социального стандарта и потребность
      в нормативном поведении. Возникающий
      в результате такой дисгармоничности
      интрапсихический конфликт еще более
      усиливает тревогу, которая в значительной
      мере соматизируется и сопровождается
      усилением выраженности ее физиологических
      коррелятов.

    Факторы, влияющие на психосоматическое
    развитие ребенка:

    Роль матери:Ведущая роль на
    ранних этапах принадлежит матери,
    которая формирует у ребенка язык тела.
    Факторами риска являются:

    1) высокая личностная тревожность матери.

    2) внутренняя конфликтность матери
    (невротическая мать).

    3) подавление негативных чувств,
    преобладание чувства вины в психике
    матери, противоречивое эмоциональное
    отношение к близким в семье.

    4) стрессонеустойчивость и неспособность
    к конструктивному разрешению конфликтов

    5) Дезорганизация собственной активности
    при болезни ребенка за счет высокой
    тревожности, страхов, неспособности
    принять радикальное решение.

    Типы отношений с матерью:

    а) скрытое, неосознаваемое отвержение
    — ребенок использует язык тела для
    привлечения внимания матери.

    б) симбиоз — ребенок присваивает
    материнский способы регуляции телесных
    функций, представления о здоровье,
    болезнях и способах совладания с ними.
    Именно поведение матери способствует
    отдалению отца и повторении приступов
    БА. Мать создает МИФ о тяжести и
    исключительно соматической природе
    БА, что способствует усвоению этого
    взгляда больным. Мать избавляет ребенка
    от ответственности за свое заболевания,
    что формирует пассивно-оборонительный
    тип реагирования на болезнь. Формируется
    симбиоз мать-ребенок, где нет места
    отцу и другим членам семьи. При угрозе
    разрыва этих отношений, заболевание
    обостряется. Чем дольше длится болезнь,
    тем больше иерархиризуется семья: в
    центре МАТЬ, решающая «основную
    проблему»; диада мать-ребенок,
    приобретающая черты саморазвития;
    выходящий на периферию отец. Между
    матерью и отцом либо изоляция, либо
    псевдосотрудничество, с чувством вины
    перед ребенком.

    Читайте также:  Бронхиальная астма у взрослых

    Роль семьи (теория Сальвадора Минухина):
    Не только мать и ее взаимодействие с
    ребенком, но и семья, как целое, выступают
    в роли важнейшего фактора психосоматического
    развития ребенка. В литературе утвердилось
    понятие «психосоматическая семья»
    (автор — Минухин) — семья, как носитель
    психосоматического симптома.

    1) в семье не поощряется свободное
    выражение чувств, свободное отреагирование
    отрицательных эмоций — ребенок присваивает
    стереотипы подавления отрицательных
    эмоций, что приводит к их соматизации.

    2) Наличие у семьи как системы ценностей
    — неприличие, стыд открытого выражения
    эмоций. Подавление отрицательных эмоций
    может быть связано с тем, что в семье не
    принято открыто реагировать на боль —
    стереотип терпения, отношения к болезни,
    как к состоянию, в котором человек сам
    виноват.

    3) В опыте семьи могут быть некоторые
    патогенные особенности:

    а) Неспособность, неготовность,
    необученность родителей (прежде всего,
    матери) к раннему распознаванию телесных
    состояний ребенка и означиванию их
    (ненаблюдательная (невнимательная мать)
    или просто не имеющая времени);

    б) Неспособность семьи, как целостного
    организма к вербальному или иному
    конструктивному разрешению конфликта,
    и включение ребенка в семейный конфликт.
    Телесный симптом ребенка часто рождается
    в ситуации семейного конфликта, как
    неудачный способ его разрешения.

    В воспитании выделяются 2 черты-
    доминирующая гиперопека со стороны
    матери и скрытое или явное отвержение
    отца.

    Астма, как защитный механизм:
    Возникновение приступа БА у детей
    возникает часто по так называемому
    «ШУНТОВОМУ МЕХАНИЗМУ», и играют
    ведущую роль в поддержании конфронтации
    в семье. При начинающейся ссоре у
    родителей, у ребенка начинается приступ
    БА, что переключает внимание родителей
    со своих проблем на ребенка и его болезнь.
    Вслед за приступом ребенок получает
    «подкрепление» подобного вмешательства
    в отношении конфликтующих членов семьи
    в форме заботы и внимания. В таком случае
    формируется тенденция бегства в болезнь.
    Астма служит больному для привлечения
    внимания, признания, адаптации в семье.
    Болезнь является мощным орудием
    управления членами семьи. При этом
    подавленное раздражение, «жертвенность»
    не ускользают от внимания больного, так
    как сквозит в жестах, тоне речи, выражении
    лица членов семьи. И тогда он «наказывает»
    родственников за «неискренность»
    очередным приступом удушья.

    Психические расстройства при
    бронхиальной астме:

    Астенодепрессивные расстройства:особенно часто в начальном периоде
    астмы. Пациенты при этом бывают
    молчаливыми, задумчивыми, жалуются на
    однообразные мысли об «утраченном
    здоровье», неопределенном, безрадостном
    будущем. Больные продолжают выполнять
    повседневные обязанности, но без прежней
    активности. У некоторых больных отмечают
    ипохондрические проявления, они
    полагают, что «легкие раздуты», «не
    дышат», беспокоятся, что на самом деле
    у них не астма, а рак легких или туберкулез;
    прислушиваясь к себе, находят все новые,
    меняющиеся ощущения, преувеличивают
    тяжесть болезни. При фобической структуре
    реакции больные испытывают неотвязный
    страх, тревогу, беспокойство.

    Неврозоподобные расстройства:Неврозоподобные расстройства при
    бронхиальной астме проявляются в форме
    реакций пациента на приступ. Они близки
    ситуационным, адекватным реакциям
    личности на возникшее заболевание.

    Психические нарушения в зависимости
    от степени тяжести заболевания:

    При легкой форме астмы:
    неврозоподобные расстройства являются
    стертыми, выступают в виде легкой
    физической астении.

    При астме средней
    тяжести:
    возникают реактивные
    состояния с неврозоподобными
    расстройствами, которые отличаются
    многообразием и глубиной. На высоте
    физической астении появляются одышка,
    гипервентиляция. При легкой нагрузке
    возникают ощущения слабости, разбитости,
    недомогания. При прогрессировании
    болезни возникает смешанное состояние
    (тревожное ожидание несчастья,
    беспокойство). Могут появляться
    циркулярные расстройства настроения,
    сверхценные ипохондрические опасения,
    невротическое ожидание повторных
    приступов.

    При тяжелом
    течении астмы:
    реактивные
    образования являются вторичными,
    ведущими оказываются неврозоподобные
    расстройства с массивными явлениями
    физической и психической астении,
    вегетативно-сосудистыми нарушениями.
    При улучшении соматического состояния
    вначале исчезают симптомы психической,
    затем физической астении. При хроническом
    течении бронхиальной астмы заметно
    меняется и личностная структура.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник