Закаливание ребенка бронхиальной астмы

Никогда не думала, что буду закаливать своих детей холодной водой. Считала, что закаливают детей очень заботливые и бесстрашные родители, но мне до этого далеко. И продолжала бы так думать, если бы у моей дочери не начались приступы бронхиальной астмы. Это тот самый жареный петух… другими словами, пришло время пробовать.

Думаю, ту же грань с отчаянием, что ощущала я, чувствуют и другие родители, дети которых часто болеют или (и) страдают проявлениями аллергии: диатез, аллергический ринит, бронхиальная астма и пр. Стоя у этой черты легко погрузиться в апатию, в другом случае — лихорадочно искать варианты решения. Мирская печаль, конечно, в таких ситуациях стороной не обходит.

Моей естественной реакцией была молитва. Но потребовалось время на то, чтобы понять: не следует перекладывать на Всевышнего то, что можешь и должна делать сама. Оздоровление, закаливание ребёнка — это благодатный труд, это своего рода совершенствование себя и своей любви к ближнему.

В скором времени в нашей астматической реальности оказались советы знакомых и даже священников закаливать, обливать ребёнка холодной водой. Одна из рекомендуемых методик закаливания детей была описана в книге Б.С. Толкачёва «Физкультурный заслон ОРЗ«. Надо сказать, что эту книгу уже не издают, приходится скачивать электронный текст.

Толкачёв делает упор на комплексное воздействие физкультурных и гигиенических упражнений.  В своей книге он рассказывает об удивительных результатах закаливания детей с помощью обливаний холодной водой. Да не просто холодной, а ледяной!  Часто болеющие дети, астматики, аллергики получали шанс жить нормальной жизнью — ходить в детский сад и школу, развиваться, как сверстники, а в физкультурном отношении даже достигать бо́льших успехов. Согласитесь, заманчивая перспектива.

Эта методика предполагает: обливания холодной водой, массаж, промывания носоглотки, дыхательную гимнастику, бег и прочие физкультурные упражнения. Информации о воздействии низких температур автор отдаёт внушительную часть книги. По методике Толкачёва родители часто болеющих детей должны изменить свою жизнь полностью, посвятить основную часть своего времени закаливанию и физкультурному оздоровлению детей. Чаще всего это невыполнимо в том объёме, в котором предлагает автор, поэтому приходится использовать варианты этого метода, приспособленные к жизни конкретной семьи.

Я хотела бы поделиться тем, как процесс приучения детей к низким температурам проходил в нашем случае, а также результатами этой работы. Возможно, для кого-то эта статья покажется интересной и быть может, принесёт хоть капельку пользы.

Подготовка к закаливанию

Итак, моему ребёнку было 3,5 года, когда мы начали обливания холодной водой. Дочке диагностировали бронхиальную астму, и два раза в день мы проводили ингаляции гормональными препаратами. Кроме того, каждый раз, когда девочка немного переохлаждалась, случался цистит, сопровождающийся недержанием мочи и подъёмом температуры. Последний раз это произошло, когда дочка немного потопала ножками в прохладной реке летом.

Методика Толкачёва вопреки общепринятым рекомендациям предлагает начинать обливания достаточно резко. Для тех деток, которые часто болеют, общепринятые темпы закаливания не приносят никакой пользы, поскольку они рассчитаны на здоровеньких детей. Постоянные обострения хронических воспалений и присоединяющаяся инфекция сводят на нет все предыдущие труды по закаливанию. Поэтому есть реальный смысл относительно резкого перехода к холодным обливаниям (хотя система Толкачёва вполне предусматривает гибкость). Особенно это важно для больных бронхиальной астмой, поскольку именно при резком воздействии низкой температуры в кровь выбрасывается гормон адреналин, который расширяет бронхи. Такое обливание может даже прекратить приступ удушья.

Для перехода к решительным действиям необходимо было изучить методику, распланировать действия после обливаний: бег, массаж, одевание. Эта последовательность важна, потому что не даёт ребёнку переохладиться и захворать от неумелого закаливания. Кроме того, вопреки мнению, что после обливания нужно растирать тело полотенцем, Толкачёв твёрдо заявляет, что это снижает закаливающий эффект. Бег, массаж и одеваться — этого достаточно после холоднющей воды.

Прежде чем начинать закаливать детей холодной водой, я должна была испробовать это на себе. Во-первых, только испытав эти незабываемые ощущения обливаний на своей шкуре, я могла дать дочери дельный совет, как справиться со страхом. Во-вторых, это была возможность послужить моим детям примером.

Я попробовала обливания из душа, из таза и даже холодные ванны (лично мне последнее было особенно страшно). Малышка наблюдала за мной с восхищением и волнением. Не могу не написать, какие чувства вызывает закаливание обливанием. Это невероятный заряд бодрости, преодоление собственного страха — в определённой мере подвиг. Когда это получается, ты чувствуешь, что не совсем ещё безвольная материя, а очень даже ничего и многое можешь. Излишне говорить об удовлетворении, которое приносит это осознание. В некоторой степени обливание может послужить психотерапией депрессии от знания болезни своего ребёнка.

Пример родителя — это хорошо, но не достаточно. Дочка всё равно продолжала бояться, когда я напоминала, что и она скоро будет пробовать закаливание. На помощь пришли видео из Сети, где детки обливались холодной водой даже стоя босиком на снегу. Эти ролики сработали просто отличной мотивацией для моего ребёнка.

Обыватели дают совет в начале практики закаливания холодной водой продумать, на чём будешь стоять во время этой водной процедуры. Бытует мнение, что если стоять босиком в холодной ванне или на земле, то можешь переохладиться и заболеть. Не могу сказать о «научности» этого мнения. Но я решила перестраховаться. Склонность моего ребёнка к циститам ещё больше меня к этому подтолкнула. Для обливаний я подготовила туристическую пенку, на которую и ставила потом малышку. Так действительно было спокойнее.

Немалое успокоение на начальном этапе обливаний мне дал гомеопатический препарат афлубин, который мы принимали в профилактических целях (не является рекламой*).

Пришло время обливаться холодной водой

От теории к практике. Настало время «Х». Я обливала и старшую дочь, и младшего сына, но эти процедуры были более регулярны у старшего ребёнка. С сыном пришлось немного подождать ввиду объективных причин. Поэтому буду повествовать, как это было и продолжается у дочки.

Я начала закаливать дочь достаточно резко, весной. Хотя мы сохранили постепенность в виде снижения температуры, но сразу начали обливаться целиком, минуя разве что волосистую часть головы. Сына я закаливала более постепенно, начиная с ножек. Общепринятые рекомендации здесь в помощь.

Мы заучили стишок, взятый из ролика какой-то семьи «моржей», и закаливались со словами:

Мы любой не боимся погоды.

И в зимнюю стужу, и в летний зной

Мы здоровье берём от природы,

А болячки смываем холодной водой. 

Вот такой стих прекрасно психологически настраивал на обливание моего ребёнка.

Далее мы называли холодную воду «волшебной» и придумывали разнообразные сказки с её участием.

За пару недель девочка опробовала и обливание из душа, и из таза и даже ледяные ванны. В приоритете однако у неё остался душ (хотя мне самой больше нравился вариант обливания из таза/ведра). Из тазика малышка обливалась на природе в деревне, это было гораздо веселее, чем в ванной. А вот прабабушке было не до веселья: когда правнучку безжалостно «мучили» обливаниями, бабуля почему-то бледнела.

Читайте также:  Бронхиальная астма таблетки для снятия приступа

Подстилку из-под ног мы убрали спустя месяц-полтора.

Вирусная инфекция и температура не остановили наших закаливающих процедур. Обливание холодной водой по методике Толкачёва заменил прохладный душ каждые 1,5-2 часа. Примечательно, что в этом случае даже жаропонижающие не понадобились.

После обливаний мы с дочкой бегали по квартире около 6 минут, затем следовал массаж грудной клетки, он же «волшебный массаж».

Мы обливались каждый день примерно в одно и то же время. Один раз в день. Боялись пропусков, чтобы предыдущая работа по закаливанию маленького подвижника не оказалась тщетной.

Что нам дало закаливание

Сейчас дочке 5 лет. Больше её не беспокоят циститы. Я могу без опаски отпустить её бегать босиком по «ледяному» полу.

Нам стали не страшны сквозняки.

Бороться с приступами астмы стало легче. Препараты, которые уже не помогали, вновь стали эффективными. Чем дальше мы практикуем обливания, тем больше проявляется бронхорасширяющий эффект, который помогает быстрее купировать приступ.

С началом практики закаливания холодной водой ребёнок стал легче переносить вирусные инфекции. Жаропонижающие просто оказались не нужны. Антибиотиков от бактериальных осложнений не пили ни разу с этих пор. Да и осложнений, слава Богу, не было.

Самооценка ребёнка повышается. Каждый день она рушит барьер собственного страха. Это не может не оказать положительного психологического влияния.

Возможно, если бы мы применяли методику закаливания Толкачёва в полном объёме, результаты были бы более яркими. Но даже то, что мы имеем сейчас, это просто поразительно. Это окрыляет и вдохновляет на дальнейшие труды в направлении комплексного оздоровления. Без массажа грудной клетки я уже не представляю, как можно помогать детям откашливаться. А «волшебная» холодная вода — наш верный помощник в укреплении защитных сил организма и свободном дыхании.

Екатерина Соловьева

Источник

Создание гипоаллергенного быта

Цель: научить родителей правилам создания гипоаллергенного быта, питания, закаливания детей.

В начале занятия обсуждаются вопросы домашнего задания. Называются симптомы болезни, предвестники приступов астмы.

Иллюстрации: плакаты, слайды с различными аллергенами, неспецифическими триггерами астмы.

 Как очистить дом или квартиру от аллергенов

Повторяется, что астма — хроническое аллергическое заболевание. Хроническое аллергическое воспаление в бронхах постоянно поддерживается действием аллергенов из окружения больного ребенка (дом, школа ). Устранение аллергенов улучшает течение болезни. Важен гипоаллергенный быт.

Излагается понятие низкоаллергенного (гипоаллергенного) быта. Гипоаллергенный быт — создание таких условий жизни для больного, которые уменьшают или исключают воздействие аллергенов и неспецифических раздражителей. Отдельно необходимо остановиться на отрицательной роли курения.

Табачный дым — один из основных неспецифических раздражителей, способных спровоцировать приступ болезни. Различают активное и пассивное курение. Активным считается курение, когда человек курит сам. Пассивным считается курение, когда человек вдыхает табачный дым, исходящий от курильщика. Вызывать приступ астмы может не только вдыхание табачного дыма, но и запах, исходящий от курильщика. Дым адсорбируется на волосах, одежде курильщика.

Представляется подробный перечень мероприятий по созданию гипоаллергенных условий быта, рекомендации по уменьшению количества микроклещей домашней пыли.

Иллюстрации: памятки с рекомендациями по созданию гипоаллергенного быта, описанием способов уменьшения численности микроклещей домашней пыли.

 Закаливание детей, больных астмой

Острые респираторные инфекции — частая неспецифическая причина при бронхиальной астме. Обострения заболевания могут совпадать с началом острой респираторной инфекции или развиваться на 7—8-й день заболевания. Вирусная инфекция повышает образование в организме больного астмой иммуноглобулина Е. Важно повышение устойчивости организма ребенка к острым респираторным инфекциям. Важное значение для этого имеют закаливающие процедуры.

Действие закаливания на организм человека разнообразно.В первую очередь повышается неспецифическая защита слизистых оболочек дыхательных путей к респираторным инфекциям.

У больных бронхиальной астмой можно применять различные способы закаливания: солнцем, воздухом, водой.

Главные принципы закаливания:

1. Принцип предварительности. Он учитывает начальное состояние организма ребенка при выборе вида закаливания, интенсивности закаливающего фактора. Принимается во внимание характер сопутствующей патологии.

2. Принцип постепенности. Для того, чтобы закаливание было эффективным, важно постепенно наращивать интенсивность закаливающего фактора.

3. Принцип систематичности. Закаливание эффективно, если оно проводится непрерывно. При перерыве в процедуре закаливания более 10-15 дней закаливающий эффект исчезает.

4. Принцип положительного эмоционального воздействия. Процедуры закаливания успешны только тогда, когда они не вызывают у ребенка негативных эмоций. При проведении закаливающих процедур важны занятия в игровой форме и личный пример родителей.

Для примера рассмотреть этапы закаливания водой: обливание ног, общие обтирания, общие обливания, купание.

Иллюстрации: брошюры по закаливанию.

Питание детей, больных астмой

При отсутствии пищевой аллергии в питание больных астмой ограничения не вводятся. Если приступы провоцируются определенным пищевым продуктом (рыба, цитрусовые и др.), продукт исключается из рациона питания. При сопутствующем атопическом дерматите питание ребенка строится на основе неспецифической гипоаллергенной диеты, из которой дополнительно исключаются индивидуальные аллергены. Состав неспецифической малоаллергенной диеты.

Иллюстрации: гипоаллергенная диета.

Контроль знаний

В качестве контроля для обсуждения можно предложить обсуждение жизненной ситуации .

Ситуация. Мальчик в возрасте 5 лет страдает атопической бронхиальной астмой. Часто болеет простудными заболеваниями, на фоне которых развиваются приступы астмы. Отец ребенка курит. В доме живет собака. Ребенок спит на перьевой подушке. Приступы астмы могут провоцироваться запахом рыбы. Задание: разработать план мероприятий по уменьшению воздействия аллергенов и неспецифических раздражителей для этого ребенка.

Задание на дом

Составить план по уменьшению воздействия аллергенов и неспецифических раздражителей на вашего ребенка.

Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:

  • Школа бронхиальной астмы: что такое астма( 1 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
  • школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)

Источник

Закаливание

Важное место в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, принадлежит закаливанию. Для этих детей весьма нередкой является повышенная чувствительность к воздействию неспецифических физических факторов окружающей среды (низким температурам воздуха, воды, повышенной влажности и др.).

В силу несовершенства адаптационно-приспособительных механизмов, снижения функциональной активности клеточного иммунитета воздействие указанных факторов может способствовать возникновению приступов бронхиальной астмы через наслоение частых острых респираторных заболеваний и связанное с этим снижение барьерной функции слизистой бронхиального дерева в отношении экзогенных аллергенов. Закаливание позволяет повысить устойчивость организма ребенка к отрицательному воздействию ряда физических факторов окружающей среды.

Через совершенствование механизмов терморегуляции и связанное с ним улучшение функционирования внутренних органов и в том числе дыхательного аппарата закаливание вызывает повышение неспецифических факторов защиты, улучшает функционирование иммунокомпетентных органов.

В связи с выраженной чувствительностью к воздействию неспецифических факторов детей, больных бронхиальной астмой, к закаливанию их нужно подходить осторожно, придерживаясь принципа постепенного увеличения силы раздражителя, систематичности проведения закаливания, индивидуального подхода к нему в каждом конкретном случае с учетом особенностей течения болезни. Для закаливания могут быть использованы солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Наибольший положительный эффект закаливания наблюдается при сочетанном проведении элементов закаливания и занятиями физическими упражнениями, которые сами по себе обладают закаливающим действием.

«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин

Течение бронхиальной астмы у детей сопровождается значительными нарушениями метаболических процессов, которые могут сохраняться и в межприступном периоде заболевания. Патологические сдвиги в обмене веществ могут явиться причиной возникновения нарушения метаболизма витаминов в организме и развития витаминной недостаточности. Если учесть, что при этом заболевании нередок дисбактериоз кишечника, способствующий возникновению дефицита витаминов группы В, то становится очевидной важность…

Читайте также:  Где лучше отдыхать в крыму с бронхиальной астмой

Понижение толерантности к физическим нагрузкам у детей, больных бронхиальной астмой, проявляется в более выраженном увеличении частоты сокращений сердца, учащении дыхания, увеличении систолического и диастолического давления, потребления кислорода, снижении минутного объема крови, систолического выброса, нарушении сердечного ритма во время или после физической нагрузки по сравнению со здоровыми, возникновении посленагрузочного бронхоспазма [Савельев Б. П. и др., 1977]….

Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей включает использование общеукрепляющих физических методов воздействия (гимнастика, ходьба, бег, игры, плавание, лыжи), специально подобранных упражнений, направленных на восстановление нарушенных в ходе заболевания функций дыхательного аппарата и других органов. Важное значение имеют дыхательные упражнения, направленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию…

Согласно наблюдениям С. М. Иванова (1965), могут быть применены следующие виды закаливания детей, больных бронхиальной астмой: тщательное проветривание помещения, в котором находится ребенок; прогулки на свежем воздухе в облегченной одежде (в зависимости от погоды); предупреждение перегревания (борьба с излишним укутыванием); сон на открытом воздухе (летом) и при открытой форточке (зимой); обтирание тела водой температуры 35…

Активация биосинтеза глюкокортикоидных гормонов и связанное с этим улучшение бронхиальной проходимости отмечаются и при воздействии на надпочечники электромагнитного поля сверхвысокой частоты (СВЧ) сантиметрового диапазона [Громова В. Н., 1979]. В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны). Одним из факторов терапевтического воздействия при лечении детей с бронхиальной астмой на курортах является…

Использованные источники: www.kelechek.ru

Закаливание при бронхиальной астме: правила и принципы

Среди немедикаментозных методов лечения бронхиальной астмы важное место занимают закаливающие тренировки. Полностью излечиться водными процедурами, конечно, нельзя, а вот закалить себя можно и таким образом мобилизовать резервы организма, натренировать его защитно-приспособительные реакции. При бронхиальной астме и аллергическом бронхите такое закаливание благотворно.

В чем оно заключается? В тренировке физиологических механизмов адаптации методом периодически повторяющегося с нарастающей интенсивностью раздражения кожных покровов. Вода, температура которой 36,6 о С, ощущается как комфортная, 33 о С — как безразличная, 23 о С — как прохладная, 13 о С — как холодная. Вода, температура которой ниже 23 о С, оказывает раздражающее действие на организм, в результате чего изменяется интенсивность физиологических механизмов адаптации и процессов терморегуляции. Под влиянием охлаждения ускоряются процессы теплообразования в организме.

В ряде программ закаливания предлагается медленно снижать температуру воды, при этом результат достигается по истечении продолжительного времени. Другая методика, применяемая пульмонологами, более динамичная, поскольку предусматривает быстрое закаливание холодной водой. Как это делать, можно узнать у специалиста-пульмонолога.

Конечно, предварительно больной должен быть тщательно и всесторонне обследован, так как подобные процедуры нельзя проводить при тяжелых заболеваниях сердца и сосудов (ишемическая болезнь с приступами стенокардии, любая аритмия), мочеполовой системы (острый и хронический гломерулонефрит, пиелонефрит), нарушениях деятельности нервной системы. Есть «добро» лечащего врача? Можно начинать закаливание. Если врач разрешил вам приступать к холодным обливаниям без предварительной подготовки, запомните следующие правила.

  • Процедуры проводите ежедневно, можно два раза.
  • При обострении бронхиальной астмы холодные обливания следует делать более часто – до восьми раз в сутки.
  • Не растирайтесь полотенцем! Рекомендуется аккуратно протереть тело.
  • Если вы вспотели, обязательно предварительно примите теплый душ с моющим средством и мочалкой.
  • Если замерзли или ощущаете озноб, обливание холодной водой нельзя делать, пока не согреетесь.

Использованные источники: mir-vitaminov.ru

Закаливание при бронхиальной астме

Очень важным является вопрос о закаливании. Подавляющее большинство больных астмой (как, впрочем, и здоровых субъектов) имеют о закаливании весьма туманное представление. Многие из читающих эту статью, вероятно, не раз пытались начать закаливание, но затем прекращали этим заниматься в результате простуды или в связи с полной неэффективностью проводимых процедур. Существует множество рекомендаций по закаливанию: как излишне осторожных, предлагающих обтирания водой комнатной температуры с постепенным ее понижением, так и крайне смелых, требующих начинать сразу с ныряния в холодную прорубь. Как-то в одной из брошюр я увидел рекомендацию начинать закаливание путем обливания холодной водой — с температурой ниже 13 °С. Замечательный метод! «Только необходимо предупредить, — пишется в ней, — …в первые три месяца… возможны обострения астмы». В этом случае следует обливаться… «чаще (до 4–8 раз в сутки)»(!?). Вряд ли авторы подобных рекомендаций испытывали их на себе, поэтому, начиная закаливание, лучше так не рискуйте.

Хотя в принципе приемлемы любые системы закаливания (но только при правильном их выполнении), лично я сторонник умеренного подхода. Для того чтобы закаливающие процедуры были эффективными, необходимо не только тщательное выполнение предлагаемых рекомендаций, но и их понимание. Попытаемся определить, что же такое закаливание, каковы его цели и к чему оно приводит.

С физиологической точки зрения ЗАКАЛИВАНИЕ — ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА, ПРИВОДЯЩЕГО К РАСШИРЕНИЮ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ СОСУДОВ И ПОЯВЛЕНИЮ ЧУВСТВА ТЕПЛА В ОТВЕТ НА ХОЛОДОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Наверное, все вы не раз переносили простуды. И если припомнить подробно всю цепочку событий при простуде, то в ней выявятся следующие звенья:

1) переохлаждение (вследствие воздействия холода или сквозняка);
2) чувство холода;
3) спазм периферических сосудов и нарушение кровообращения, хорошо видимые по изменению цвета кожи (побледнение или посинение) и
4) все вытекающие отсюда последствия: першение и саднение в горле, выделения из носа, кашель и в финале больничный лист: в лучшем случае с диагнозом ОРЗ, в худшем — обострение астмы с массой неприятных проблем.

Если вы внимательно все прочитали, то сразу же поймете, что в основе простуды также лежит рефлекс, но противоположного свойства — ВРОЖДЕННЫЙ РЕФЛЕКС СПАЗМА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ СОСУДОВ И ПОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ХОЛОДА В ОТВЕТ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. Поэтому, вырабатывая у себя условный рефлекс расширения периферических сосудов и появления ощущения тепла в ответ на воздействие холода, вы становитесь невосприимчивыми к простудам. Каким же образом достигнуть такого результата? Для этого достаточно в процессе выполнения любой процедуры закаливания (при обтирании или обливании) добиваться появления ощущения тепла и покраснения кожи. ЕСЛИ В ПРОЦЕССЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВО ОЗНОБА ИЛИ ХОЛОДА, ЗНАЧИТ, ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО! После закаливающей процедуры вам должно стать жарко. При этом условии вы никогда не пострадаете от закаливания и станете невосприимчивы к простудам и переохлаждениям.

«Как же добиться такого результата?» — спросите вы. Ответ прост: в процессе воздействия холодовой нагрузки, энергично растирая всю поверхность тела, нужно вызвать расширение самых мелких периферических сосудов — капилляров, проявляющееся покраснением кожи и ощущением тепла. Именно при выполнении этого единственного условия можно использовать любую систему закаливания с пользой для себя и без риска для здоровья. Длительной практикой мной проверена собственная система закаливания, пригодная как для больных, так и для здоровых. Она проста и не требует много времени и усилий. Единственное условие ее эффективности — ежедневность проведения процедур, что, впрочем, обязательно для любой системы закаливания, так как вырабатываемый условный рефлекс без ежедневной поддержки ослабевает и исчезает.

Читайте также:  Длительность приступов бронхиальной астмы

Итак, начинаем закаливаться. Утром (после физкультуры, если вы ею занимаетесь) в ванной комнате открываем кран с ХОЛОДНОЙ водой, смачиваем вафельное полотенце (оно достаточно влагоемкое и грубое), затем «ДОСУХА» его выжимаем и «сухим» холодным полотенцем растираем тело ДОКРАСНА! Чтобы обтереться полностью, необходимо соблюдать определенную последовательность в растирании, например: правая рука, левая рука; грудь, спина; правая нога, левая нога. После растирания должно появиться ощущение тепла. ЕСЛИ ВЫ ОЩУЩАЕТЕ ОЗНОБ ИЛИ ЧУВСТВО ХОЛОДА, ЗНАЧИТ, ЧТО-ТО ДЕЛАЕТЕ НЕПРАВИЛЬНО: ИЛИ ПЛОХО ВЫЖИМАЕТЕ ПОЛОТЕНЦЕ, ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ЭНЕРГИЧНО РАСТИРАЕТЕСЬ. Эту процедуру необходимо выполнять в течение трех месяцев, увеличивая ее продолжительность за счет нескольких повторений. Через три месяца делаем все то же самое, не выжимая при этом полотенца. И через шесть месяцев регулярных процедур уже можно приступить к обливаниям под холодным душем с одновременным растиранием жестким вафельным полотенцем.

Закаливание по этой системе лучше всего начинать в июле-сентябре, так как естественное сезонное снижение температуры воды обеспечит постепенность в наращивании холодовой нагрузки. Помните при этом только об одном условии: после закаливающей процедуры у вас должно появиться ощущение тепла! Ежедневные водные процедуры полезны не только в смысле закаливания, но и гигиены, так как они очищают кожу, улучшают кровообращение и кожное дыхание (вклад которого составляет до 10%), что особенно важно при легочных заболеваниях. Попробуйте начать закаливание и наберитесь терпения. Результат не заставит долго ждать: у вас исчезнет постоянная потливость, наладится терморегуляция, вы перестанете чрезмерно тепло одеваться и будете невосприимчивы к сквознякам и простудам.

Встречаются субъекты, у которых даже незначительное холодовое воздействие вызывает симптомы простуды и очередного обострения. В подобных случаях закаливание можно начинать еще более «мягко»: раздевшись, растираться сухим полотенцем до появления ощущения тепла, а через 3–4 нед. попробовать начать смачивать, а затем выжимать полотенце водой комнатной температуры.

Как уже говорилось, закаливающие процедуры необходимо проводить утром. Вечером рекомендуется принимать теплый душ, способствующий расслаблению бронхиальной мускулатуры, улучшающий кровообращение и позволяющий содержать тело в чистоте.

Заканчивая главу, хочу напомнить, что закаливание, как и все другие немедикаментозные мероприятия, — это не лечение астмы. Закаливание утром, так же как и теплый душ вечером, — это неотъемлемый элемент человеческой культуры, придерживаться которого должны не только больные, но и здоровые люди. Ведь согласитесь, что вид неопрятного и не следящего за собой человека, независимо от того, болен он или здоров, не может вызвать симпатии. А теперь мне хотелось бы поговорить о другом элементе современной «культуры» — о курении и его влиянии на здоровье.

Использованные источники: diagnostichouse.ru

Школа бронхиальной астмы: быт, диета и закаливание детей с астмой (2 занятие)

Цель: научить родителей правилам создания гипоаллергенного быта, питания, закаливания детей.

В начале занятия обсуждаются вопросы домашнего задания. Называются симптомы болезни, предвестники приступов астмы.

Иллюстрации: плакаты, слайды с различными аллергенами, неспецифическими триггерами астмы.

Как очистить дом или квартиру от аллергенов

Повторяется, что астма — хроническое аллергическое заболевание. Хроническое аллергическое воспаление в бронхах постоянно поддерживается действием аллергенов из окружения больного ребенка (дом, школа ). Устранение аллергенов улучшает течение болезни. Важен гипоаллергенный быт.

Излагается понятие низкоаллергенного (гипоаллергенного) быта. Гипоаллергенный быт — создание таких условий жизни для больного, которые уменьшают или исключают воздействие аллергенов и неспецифических раздражителей. Отдельно необходимо остановиться на отрицательной роли курения.

Табачный дым — один из основных неспецифических раздражителей, способных спровоцировать приступ болезни. Различают активное и пассивное курение. Активным считается курение, когда человек курит сам. Пассивным считается курение, когда человек вдыхает табачный дым, исходящий от курильщика. Вызывать приступ астмы может не только вдыхание табачного дыма, но и запах, исходящий от курильщика. Дым адсорбируется на волосах, одежде курильщика.

Представляется подробный перечень мероприятий по созданию гипоаллергенных условий быта, рекомендации по уменьшению количества микроклещей домашней пыли.

Иллюстрации: памятки с рекомендациями по созданию гипоаллергенного быта, описанием способов уменьшения численности микроклещей домашней пыли.

Закаливание детей, больных астмой

Острые респираторные инфекции — частая неспецифическая причина при бронхиальной астме. Обострения заболевания могут совпадать с началом острой респираторной инфекции или развиваться на 7—8-й день заболевания. Вирусная инфекция повышает образование в организме больного астмой иммуноглобулина Е. Важно повышение устойчивости организма ребенка к острым респираторным инфекциям. Важное значение для этого имеют закаливающие процедуры.

Действие закаливания на организм человека разнообразно.В первую очередь повышается неспецифическая защита слизистых оболочек дыхательных путей к респираторным инфекциям.

У больных бронхиальной астмой можно применять различные способы закаливания: солнцем, воздухом, водой.

Главные принципы закаливания:

1. Принцип предварительности. Он учитывает начальное состояние организма ребенка при выборе вида закаливания, интенсивности закаливающего фактора. Принимается во внимание характер сопутствующей патологии.

2. Принцип постепенности. Для того, чтобы закаливание было эффективным, важно постепенно наращивать интенсивность закаливающего фактора.

3. Принцип систематичности. Закаливание эффективно, если оно проводится непрерывно. При перерыве в процедуре закаливания более 10-15 дней закаливающий эффект исчезает.

4. Принцип положительного эмоционального воздействия. Процедуры закаливания успешны только тогда, когда они не вызывают у ребенка негативных эмоций. При проведении закаливающих процедур важны занятия в игровой форме и личный пример родителей.

Для примера рассмотреть этапы закаливания водой: обливание ног, общие обтирания, общие обливания, купание.

Иллюстрации: брошюры по закаливанию.

Питание детей, больных астмой

При отсутствии пищевой аллергии в питание больных астмой ограничения не вводятся. Если приступы провоцируются определенным пищевым продуктом (рыба, цитрусовые и др.), продукт исключается из рациона питания. При сопутствующем атопическом дерматите питание ребенка строится на основе неспецифической гипоаллергенной диеты, из которой дополнительно исключаются индивидуальные аллергены. Состав неспецифической малоаллергенной диеты.

Иллюстрации: гипоаллергенная диета.

Контроль знаний

В качестве контроля для обсуждения можно предложить обсуждение жизненной ситуации .

Ситуация. Мальчик в возрасте 5 лет страдает атопической бронхиальной астмой. Часто болеет простудными заболеваниями, на фоне которых развиваются приступы астмы. Отец ребенка курит. В доме живет собака. Ребенок спит на перьевой подушке. Приступы астмы могут провоцироваться запахом рыбы. Задание: разработать план мероприятий по уменьшению воздействия аллергенов и неспецифических раздражителей для этого ребенка.

Задание на дом

Составить план по уменьшению воздействия аллергенов и неспецифических раздражителей на вашего ребенка.

Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:

  • Школа бронхиальной астмы: что такое астма( 1 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
  • школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
  • Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)

Использованные источники: allergy-cure.ru

Источник