Задачи медсестры при бронхиальной астме

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Читайте также:  Лечение при бронхиальной астме при обострении

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Читайте также:  Бронхиальная астма купирования кашля

Источник

сестринский процесс при бронхиальной астме у детейДля поддержания состояния больному необходим сестринский уход при бронхиальной астме – распространенном хроническом неизлечимом заболевании. При обострении астмы пациент помещается в стационар до нормализации состояния.

Из статьи вы узнаете, как медсестра выполняет уход, каких ошибок она не должна допустить при общении с пациентом и его родными, чему обязана научить больного.


Больше статей в журнале

«Главная медицинская сестра»

Активировать доступ

Задачи и виды сестринского ухода

Распространенность бронхиальной астмы продолжает расти. Заболевание является неизлечимым, при его обострении пациентов госпитализируют в стационар.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых предполагает создание оптимальных условий для его лечения и улучшения состояния здоровья.

К задачам медсестры на всех этапах ухода относятся следующие:

  • своевременное реагирование на начало приступа;
  • оказание медпомощи в рамках своей квалификации;
  • выявление основных потребностей пациента и причин появления приступов;
  • обучение пациента справляться с приступами в отсутствие медперсонала.

Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей организуют с главной целью преодоления астматических приступов и облегчения состояния здоровья астматика.

Об утверждении стандарта медпомощи больным астмой. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 600 в Системе Главная медсетра.

В рамках ухода за пациентом медсестра выполняет следующие виды вмешательств:

  1. Зависимые – проводятся только по назначению и указанию лечащего врача больного (например, медсестра выдает пациенту препараты, назначенные врачом).
  2. Независимые – могут проводиться по решению медсестры (например, помощь в составлении диеты, измерение пульса и давления).
  3. Взаимозависимые – осуществляются в рамках коллективного решения медработников (проведение лабораторных анализов, консультации узких специалистов и т.д.).
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
    В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

Сестринский уход при бронхиальной астме включает в себя 5 основных этапов:

  • обследование больного;
  • выявление его потребностей и проблем;
  • планирование ухода;
  • реализация ухода;
  • оценка достигнутых результатов.

Рассмотрим все эти этапы более подробно.

Спецподборка: все о внутреннем контроле в Системе Главная медсестра.

Первый этап. Сестринское обследование пациента

Работа с пациентом начинается с сестринского обследования. Первый источник информации – сам пациент. В ходе беседы медсестра узнает от него основные жалобы и трудности, симптомы болезни:

  • одышка;
  • повышенная температура;
  • кашель, его особенности утром и вечером;
  • трудности с дыханием;
  • особый характер дыхания (свистящее).

Также медсестра собирает семейный анамнез. Беседа с родственниками позволяет понять, у кого из членов семьи пациента есть бронхиальная астма. Это позволяет понять, связано ли развитие болезни с наследственной предрасположенностью.

Следующий шаг – узнать подробности о приступах удушья:

  • что чаще всего провоцирует приступы;
  • при каких обстоятельствах происходит начало приступов;
  • как часто они проявляются;
  • интенсивность и характер приступов;
  • необходимо ли постороннее вмешательство для окончания приступа, какие препараты использует пациент для купирования приступа.

Кроме того, следует выяснить, есть ли у пациента аллергия, на какие раздражители.

☆ Как идентифицировать пациента при диагностике и лечении, СОП в Системе Главная медсестра.

процесс при бронхиальной

Скачать СОП

Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра осматривает больного во время приступа.

В этот момент она может наблюдать следующие симптомы:

  • раздувание крыльев носа;
  • тяжелое и громкое дыхание со свистами и хрипом;
  • наличие одышки;
  • приступы кашля;
  • посинение кожи в области носогубного треугольника;
  • наличие вязкой мокроты после кашля;
  • характерная поза пациента (пациент находится в положении сидя, пытается опереться руками о горизонтальную поверхность).

Во время осмотра медсестра также измеряет пульс и артериальное давление больного.

Собранная медсестрой информация, а также данные проведенных обследований позволяют лечащему врачу совместно с ней составить план лечения и сестринского ухода.



Второй этап. Выявление проблем больного

На втором этапе медсестра выявляет все проблемы больного, в том числе связанные с трудностями при реализации основных жизненных потребностей.

Первая группа проблем связана с обеспечением ключевых потребностей:

  • ограничение меню в связи с наличием пищевой аллергии;
  • одышка и кашель мешают нормальному дыханию;
  • проблемы со сном из-за частых ночных приступов астмы;
  • снижение физической нагрузки как провоцирующего фактора для приступов.

Вторая группа проблем – социально-психологические трудности:

  • ограничение общения (эмоции и общение провоцируют приступы, поэтому пациент вынужден ограничивать общение);
  • пациент испытывает страх внезапного начала нового приступа;
  • из-за болезни пациент находится в подавленном и тревожном состоянии;
  • ограничение трудоспособности – пациенту противопоказаны эмоциональные или физические нагрузки;
  • депрессивные состояния из-за ограничения в самореализации.

Таким образом, сестринский уход при бронхиальной астме должен учитывать самые важные проблемы пациентов с этим заболеванием:

  • недостаток полноценного отдыха;
  • проблемы с дыханием;
  • недостаточный сон;
  • ограничения в еде;
  • недостаток общения.

На всех этапах процесса медсестра помогает больному преодолевать эти трудности.

Как не допустить ошибок в общении с пациентами: подборка полезных материалов в Системе Главная медсестра.

Третий и четвертый этапы. Планирование и реализация ухода за больным в стационаре

Во время нахождения в стационаре все усилия медработников направлены на улучшение и стабилизацию состояния больного.

Для этого они контролируют режим его досуга, отдыха, питания, создают в медучреждении благоприятные условия для пребывания пациентов.

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей или малоподвижных пациентов также предполагает помощь при осуществлении физиологических отправлений, гигиенических процедурах, при питании.

Медсестра дает пациентам и его родным необходимую информацию о заболевании:

  • особенности заболевания и его опасность;
  • причины развития бронхиальной астмы;
  • значение рекомендаций лечащего врача;
  • способы профилактики возможных осложнений.
Читайте также:  Народные средства лечения бронхиальной астмы у взрослых

Пациенты часто недооценивают опасность заболевания и прекращают следовать врачебным назначениям после выписки из стационара. Медсестра должна убедить их в значимости выполнения всех правил и назначений, в следовании лечебной диете.

✔ Укладка для экстренной медпомощи при бронхиальной астме. Подробнее о документе и процедуре в Системе Главная медсестра.

Важный элемент лечения – медикаментозная терапия. Медсестра должна не только сама точно и правильно делать все назначения, но и обратить внимание пациента на то, как важно вовремя и правильно принимать все препараты.

Другие задачи медсестры:

  1. Сопровождение пациента на процедуры и анализы.
  2. Обучение больного фиксировать особенности своего состояния в специальном дневнике.
  3. Психологическая поддержка больного и его родных.
  4. Наблюдение за пациентом для своевременного определения начала приступов.
  5. Оповещение врача о результатах лечения, сообщения о неэффективности тех или иных препаратов для корректировки плана лечения.

Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра ежедневно общается с больным. Другая ежедневная работа:

  • получение жалоб от больного на состояние здоровья;
  • измерение частоты дыхания, ЧСС, пульса, давления;
  • контроль состояния больного в процессе приступа;
  • сообщает врачу об осложнениях и ухудшении состояния больного.

Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

Большинство манипуляций, выполняемых медсестрой, проводятся по назначению врача.

Медсестра может самостоятельно обучить больного навыками пользования ингалятором для купирования приступов удушья.

Кроме того, медсестра проводит пикфлоуметрию. Этот диагностический метод позволяет оценить результаты терапии путем определения пиковой объемной скорости форсированного воздуха. После оценки медработники понимают степень обструкции дыхательных путей.

Пятый этап. Оценка эффективности ухода

Правильно организованный сестринский процесс при бронхиальной астме позволяет добиться ремиссии заболевания.

В этом случае пациента выписывают из стационара и направляют на динамическое наблюдение к терапевту, аллергологу и пульмонологу.

После выписки пациент и его родные должны знать особенности заболевания и протекания приступов.

Пациент обязан уметь пользоваться ингалятором для самостоятельного купирования приступов, знать и соблюдать лечебную диету и выполнять другие назначения врача.

Задачи медсестры при бронхиальной астме

Оказание помощи при приступе

Для своевременного оказания помощи при приступе астмы медсестра должна знать его основные признаки:

  • часто – кашель в начале приступа;
  • удлиненный выдох;
  • свистящее, шумное дыхание;
  • потливость, страх, беспокойство больного;
  • набухание вен на шее;
  • артериальная гипертензия и тахикардия;
  • стридор (иногда).

Жизнеугрожающие приступы бронхиальной астмы сопровождаются симптомами «тревоги»:

  • участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • из-за одышки пациент не может говорить;
  • тахикардия более 110 в минуту;
  • стремительно нарастающая одышка (более 25 за минуту у взрослых).

Также об угрозе для жизни свидетельствуют следующие симптомы:

  • брадикардия или ЧСС свыше 120 ударов в минуту;
  • кома или спутанность сознания;
  • артериальная гипотензия;
  • «немое легкое»;
  • ЧДД менее 12 в минуту или более 30 в минуту;
  • слабый вдох;
  • цвет кожи – сероватый, цианоз.

Для купирования приступа используют инфузионные формы медикаментов и ингаляционную терапию.

Астма у детей. Как своевременно диагностировать и избежать обострений: памятки в Системе Главная медсестра

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей отличается следующими особенностями:

  1. Медсестра должна успокоить пациента в ходе разговора для устранения страха, который может спровоцировать приступ. Для этого она должна говорить с ребенком спокойным, мягким, но убедительным голосом.
  2. Уход основывается на доверительных отношениях между ребенком и медсестрой.
  3. Медсестре следует обучить родителей навыкам успокоения ребенка во время приступа, его снятию и активной поддержке.
  4. Во время приступа медсестра должна помочь ребенку принять удобное положение и дополнительно поддерживать его.
  5. Для ингаляционной терапии используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медсестра должна знать, что во время приступа у пациента может развиваться гипоксия, которая сопровождается снижением артериального давления. При наличии такого симптомы следует ввести ребенку стимуляторы ЦНС внутримышечно.

☆ Образовательная программа для детской астма-школы. Пример в Системе Главная медсестра.

Профилактика

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, полное излечение от которого невозможно. Однако, если пациент будет следовать назначениям врача и принимать меры профилактики приступов, их частота существенно сократится.

Предотвращение приступов

Организованный сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых позволяет выявить факторы, которые чаще всего вызывают приступы астмы. Зная эти факторы, пациент сможет их избежать.

Например:

  • убрать из комнаты цветы при наличии аллергии нам них;
  • не держать дома птиц, собак, кошек;
  • заменить наполнитель подушки на гипоаллергенный;
  • убрать из комнаты паласы, ковры и плюшевые мягкие игрушки;
  • исключить из жизни некоторые аллергические раздражители – резкий парфюм, химические вещества и т.д.;
  • исключить прием некоторых медицинских препаратов.

Кроме того, снижению частоты приступов способствует также исключение ситуаций эмоционального перенапряжения.

✔ Пример стандарта оснащения для «Школы больных бронхиальной астмой», скачайте в Системе Главная медсестра.

Сестринские вмешательства при бронхиальной астме

Скачать пример

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой   

Организация школы для больных бронхиальной астмой позволяет всем желающим узнать подробную информацию об этом заболевании, получить некоторые практические навыки.

На курсах пациенты и их родные изучают темы, связанные с профилактикой приступов астмы и предотвращением осложнений.

Кроме того, в рамках школы пациентам и их родным показывают, какие экстренные меры нужно предпринять при возникновении приступа.

Подобные школы и курсы функционируют на базе пульмонологических центров и больным. Для пациентов детского возраста занятия проходят более просто и доходчиво, чем для взрослых.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Источник