Взаимозависимые вмешательства при бронхиальной астме

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

Читайте также:  Бронхиальная астма детей базисная терапия

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Читайте также:  Бронхиальная астма курс лечения

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник

Приоритетная проблема: сухой кашель

Сестринский диагноз: сухой кашель вследствие острого воспаления бронхов.

Краткосрочная цель: сухой кашель в течение 3 дней перейдёт во влажный со свободным откашливанием мокроты.

Долгосрочная цель: у пациента не будет кашля к концу курса лечения (2 недели).

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства
1. Обеспечить соблюдение предписанного врачом двигательного режима, режима питания
 
Для эффективного лечения, предупреждения осложнений
2.Обеспечить пациента обильным тёплым щелочным питьём (молоко с содой, боржоми) Для уменьшения вязкости мокроты и улучшения её отхождения
3. Обучить пациента правильному поведению при кашле. Для инфекционной безопасности окружающих
4. Обеспечить доступ свежего воздуха путём проветривания палаты в течение 30 минут 2-3 раза в день Для обогащения воздуха кислородом
5. При появлении мокроты обеспечить пациента индивидуальной плевательницей, обучить пользованию Для инфекционной безопасности
6. Провести беседы: о вреде курения, рациональном питании, о значении ЛФК для укрепления здоровья. Для профилактики повторного заболевания и перехода в хроническую форму
7. Провести обучение приёмам эффективного откашливания. Для эффективного лечения
8. Вести динамическое наблюдение за состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД, температура тела). Для раннего выявления осложнений
Взаимозависимые вмешательства
1. Проводить паровые ингаляции отваров трав (ромашка, мать-и-мачеха) по10-15 минут 2-3 раза в день
 
Для разжижения вязкой мокроты и улучшения её отхождения
2. Проводить лечебный массаж грудной клетки в сочетании с вибрационным по 10 минут 2 раза в день Для отхождения мокроты
3. Обеспечить постановку горчичников, банок на грудную клетку через день Для улучшения отхождения мокроты
Зависимые вмешательства
1. Обеспечить приём противокашлевых средств (либексин, кодеин) на ночь и муколитиков, отхаркивающих днём (бромгексин, бисольван, амброксол) по назначению врача.
 
Для эффективного лечения

Приоритетная проблема: кашель с гнойной мокротой.

Сестринский диагноз: кашель с гнойной мокротой вследствие обострения хронического воспалительного процесса в бронхах.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение количества и улучшение качества мокроты к концу 7-го дня лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит редкий кашель с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства
1. Обеспечить соблюдение предписанного врачом двигательного режима, режима питания (с повышенным содержанием белка, витаминов)
 
Для эффективного лечения, предупреждения осложнений
2. Обеспечить проведение влажной уборки в палате с дез.средствами и кварцевание ежедневно 2-3 раза в день Для инфекционной безопасности
3.Обеспечить пациента обильным тёплым щелочным питьём (молоко с содой, боржоми) Для уменьшения вязкости мокроты и улучшения её отхождения
4. Обучить пациента правильному поведению при кашле. Для инфекционной безопасности окружающих
5. Провести обучение дыхательной гимнастике и контролировать её выполнение Для улучшения вентиляции лёгких
6.Обеспечить пациента индивидуальной плевательницей с притёртой крышкой, заполненной на одну треть дез.раствором, обучить пользованию. Для инфекционной безопасности
7. Обеспечить проведение постурального дренажа по 15 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты
8. Вести динамическое наблюдение за состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД, температура тела, вид и количество мокроты) Для раннего выявления осложнений
Взаимозависимые вмешательства
1. Подготовить пациента и собрать мокроту для общего анализа, бактериологического исследования и на БК.
 
Для уточнения диагноза
2. Подготовить пациента и сопроводить его на рентгенографию лёгких, бронхоскопию. Для диагностики
Зависимые вмешательства
1. Обеспечить приём муколитиков, отхаркивающих препаратов (бромгексин, бисольван, амброксол) по назначению врача.
 
Для эффективного лечения
2. Обеспечить правильное и своевременное введение антибиотиков, сульфаниламидов. Для эффективного лечения

Приоритетная проблема: лихорадка

Сестринский диагноз: лихорадка гектического типа II период вследствие воспалительного процесса в альвеолах.

Краткосрочная цель: снизить температуру тела до субфебрильной к 3-му дню.

Долгосрочная цель: у пациента будет нормальная температура тела к моменту выписки.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства
1. Организовать индивидуальный сестринский пост
 
Профилактика осложнений
2. Обеспечить соблюдение постельного режима и режима питания (стол №13) Для эффективного лечения
3. Обеспечить частое обильное питьё (до 3-х литров в день) Для уменьшения интоксикации
4. Положить на область лба пузырь со льдом или холодный компресс Снижение температуры тела
5. Орошать полость рта водой Обеспечение увлажнения полости рта
6. Смазывать губы пациента детским кремом Профилактика трещин
7. Обтирать кожу пациента легкоиспаряющимися жидкостями (спирт, уксус) Снижение температуры тела
8. Обеспечить уход за кожными покровами и слизистыми пациента, проводить профилактику пролежней. Обеспечение личной гигиены пациента
9. Контролировать состояние пациента (температура тела, АД, пульс, ЧДД, физиологические отправления) Для своевременного выявления осложнений и оказания помощи
Взаимозависимые вмешательства
1. Подготовить пациента и собрать на исследование мокроту, мочу, кровь.
 
Для диагностики и контроля состояния пациента
Зависимые вмешательства
1. Давать пациенту жаропонижающие средства
 
Для снижения температуры тела
2. Обеспечить правильное и своевременное введение антибиотиков Для эффективного лечения
3. Обеспечить проведение дезинтоксикационной терапии (введение в/в капельно растворов хлорида натрия 0,9%, глюкозы 5%) Для уменьшения интоксикации, снижения температуры тела
Читайте также:  Негормональные противовоспалительные препараты при бронхиальной астме

Приоритетная проблема: приступы удушья

Сестринский диагноз: приступы удушья в результате спазма мелких бронхов

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение количества приступов удушья к 7-му дню лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит отсутствие приступов удушья при выписке.

План сестринских вмешательств

План Мотивация
Независимые вмешательства
1. Обеспечить соблюдение назначенных врачом двигательного режима, водного режима и гипоаллергенной диеты
 
Для уменьшения одышки, эффективного лечения
2. Обеспечить индивидуальной плевательницей, следить за её дезинфекцией Для профилактики внутрибольничной инфекции
3. Обучить приёмам дыхательной гимнастики, проконтролировать её выполнение. Для улучшения дыхания
4. Обучить правилам пользования пикфлоуметром. Для контроля состояния пациента в домашних условиях, профилактики осложнений
5. Обучить правилам пользования небулайзером. Для уменьшения одышки
6. Провести беседы о гипоаллергенной диете, о пользе двигательной активности, об организации гипоаллергенного быта. Для профилактики обострений.
7. Обеспечить динамическое наблюдение (ЧДД, АД, пульс, цвет кожных покровов). Для контроля за состоянием пациента и предупреждения ухудшения состояния.
Взаимозависимые вмешательства
1.Подготовить пациента и сопроводить его для проведения спирографии, пневмотахометрии.
 
Для диагностики.
Зависимые вмешательства
1. Обеспечить правильный приём медикаментозных средств (бронхолитиков, отхаркивающих) по назначению врача.
Для эффективного лечения.

Приложение №2

Неотложные состояния в пульмонологии

1.Лёгочное кровотечение.

Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:

§ Выделение алой пенистой крови при кашле;

§ Бледность кожных покровов;

§ Тахикардия;

§ Гипотония.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

— вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

— придать пациенту полусидячее положение с целью профилактики аспирации кровью и мокротой;

— обеспечить лотком для сбора крови и мокроты с гигиенической целью;

— давать пациенту глотать кусочки льда для рефлекторного сужения сосудов, уменьшения кровотечения;

— наложить жгуты на конечности для создания депо венозной крови;

— положить на грудь пузырь со льдом для сужения сосудов и уменьшения их кровенаполнения;

— приготовить к приходу врача кровоостанавливающие препараты:

Ø 10% р-р кальция хлорида

Ø 10% р-р кальция глюконата

Ø 12,5% р-р этамзилата

Ø 5% р-р аминокапроновой кислоты

— осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);

— приготовить все для определения группы крови;

— выполнить назначения врача.

2. Приступ бронхиальной астмы.

Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:

§ вынужденное положение ортопноэ

§ сухой приступообразный кашель,

§ чувство нехватки воздуха,

§ свистящие хрипы при дыхании,

§ экспираторная одышка,

§ сухие свистящие хрипы при аускультации.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

— Вызвать врача через посредника для оказания квалифицированной помощи;

— закрыть окно, провести влажную уборку для прекращения контакта с аллергеном;

— усадить больного на жёсткий стул в удобное положение (с опорой на руки), если он самостоятельно не принял вынужденного положения для облегчения дыхания;

— расстегнуть стесняющую одежду для облегчения дыхания;

— дать горячее щелочное питьё (минеральная вода без газа, молоко, раствор соды 2%) для улучшения отхождения мокроты;

— провести перкуссионный массаж грудной клетки для улучшения отхождения мокроты;

— провести контрольную пикфлоуметрию для выяснения степени бронхиальной обструкции;

— по результатам пикфлоуметрии провести ингаляцию бронхолитика с помощью индивидуального ингалятора или небулайзера.

— сделать горячие ножные ванны для рефлекторного воздействия на кровообращение легких.

— выполнить назначения врача: ввести в/в эуфиллин, преднизолон.

«Организация специализированного сестринского ухода при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»

Ежегодно среди населения России регистрируется более 200 млн. различных заболеваний. Болезни системы кровообращения составляют 11%. В структуре причин общей смертности населения РФ смертность от болезней системы кровообращения составляет56%, из них от ИБС – 46,9%, от цереброваскулярных болезней – 37,6%. В России на сегодняшний день имеют повышенный уровень артериального давления мужчины – 39,2%, женщины – 41,1%; знают о наличии у них заболевания: мужчины – 37,1%, женщины – 58,0%, а лечатся 21,6 и 45,8% соответственно, эффективное лечение получают всего 5,75 и 17,5%.

Одной из основной целей Национального проекта в здравоохранении является укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. В Омской области ряд мероприятий по реализации национального проекта идёт в унисон с уже действующими областными и муниципальными целевыми программами, утверждёнными ЗС Омской области. Программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2004-2008 гг.) включает в себя подпрограмму «Профилактика и лечение артериальной гипертонии».

Организация специализированной медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения осуществляется в кардиологических отделениях многопрофильных больниц и БСМП. Наибольший процент госпитализируемых составляют пациенты, страдающие артериальной гипертензией (АГ) и ишемической болезнью сердца (ИБС).

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 25555; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8782 — | 7590 — или читать все…

Читайте также:

Источник