Уход при орви бронхитах пневмонии

Цель: не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, обеспечить максимальный комфорт больному ребенку.

План сестринских вмешательствОбоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях• Обеспечивается право пациента на информацию

• Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2. При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату до исчезновения катаральных явлений• Возможно заражение от больного ребенка
3. При госпитализации ребенка обеспечить «цикличное» заполнение палат• Возможно развитие «перекрестной инфекцию)
4. Организовать масочный режим• Предотвращается воздушнокапельный путь передачи инфекции
5. Организовать в острый период постельный режим• Предупреждается развитие осложнений
6. Обеспечить доступ свежего воздуха• При заболеваниях органов дыхания отмечается недостаток кислорода
План сестринских вмешательствОбоснование
7. Создать ребенку возвышенное положение в постели• Уменьшается приток крови к легким, несколько опускается диафрагма, следовательно, облегчается дыхание
8. Обеспечить в помещении. где находится ребенок, температуру 18-20°С• Прохладный воздух способствует отхождению мокроты, углублению дыхания
9. Ежедневно минимум 2 раза в день проводить влажную уборку, проветривание помещения• Обеспечивается чистота воздуха

• Уменьшается концентрация возбудителей

1 О. Организовать ребенку двигательный режим, дренажное положение• Улучшается отхождение мокроты, предупреждаются застойные явления
11. Следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек носоглотки, глаз• Обеспечивается выполнение кожей дыхательной функции

• При заболеваниях органов дыхания отмечаются катаральные явления, явления конъюнктивита, которые требуют выполнения дополнительных гигиенических мероприятий

12. Следить за регулярностью стула, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию запоров у ребенка• Запоры усиливают интоксикацию

• При запорах отмечается подъем диафрагмы, что затрудняет экскурсию легких

13. При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки• Любая нагрузка требует дополнительных затрат кислорода, что способствует развитию симптомов дыхательной недостаточности
14. Организовать питание малыми порциями, обильное питье• «Дробное» кормление не вызывает нарушения экскурсии легких

• Обильное питье оказывает дезинтоксикационное действие

Еще по теме Уход пРи ОРВИ, бронхитах, пневмонии:

  1. СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ХИМИОПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ГРИППЕ И ОРВИ
  2. Использование антибиотиков в терапии гриппа и ОРВИ
  3. Группа вирулицидных препаратов для лечения гриппа и ОРВИ[2]
  4. ПНЕВМОНИЯ
  5. ПНЕВМОНИЯ.
  6. ГРИПП И ПНЕВМОНИЯ (J10-J18)
  7. УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ РЕБЕНКОМ
  8. «Уход» от допинг-контроля
  9. РЕФЕРАТ. УХОД ЗА КОЖЕЙ ДЕТЕЙ2018, 2018
  10. Дифференциальная диагностика инфильтративного туберкулеза и пневмонии
  11. Острая пневмония

Источник

III. 1.План сестринского ухода при обструктивном бронхите, бронхиолите, пневмонии.

Цели:

Краткосрочная – не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, уменьшить выраженность одышки в течение недели

Долгосрочная – устранить симптомы болезни к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые вмешательства

— Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях

— Обеспечение права пациента на информацию

— Осознанное участие ребёнка и его родственников в мероприятиях ухода

— При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату (за ширму) до исчезновения катаральных явлений

— Опасность заражения от больного ребёнка

— Ограничение контактов

— При госпитализации ребёнка обеспечить «цикличное» заполнение палат

— Опасность развития «перекрёстной» инфекции

— Организовать масочный режим

— Предотвращается воздушно — капельный путь передачи

— Организовать в острый период постельный режим

— Предупреждение развития осложнений

— Обеспечить доступ свежего воздуха

— Устранение гипоксии

— Создать ребёнку возвышенное положение в постели

— Для облегчения дыхания (за счёт уменьшения притока крови к лёгким, опущения диафрагмы)

— Обеспечить в помещении, где находится ребёнок температуру

— Для облегчения отхождения мокроты, облегчения дыхания

— Организовать проведение влажной уборки (не менее 2 раз в день), проветривание помещения (не менее 4 раз в день), кварцевание

— Для улучшения чистоты воздуха, уменьшения концентрации возбудителей

— Организовать ребёнку двигательный режим, дренажное положение, удаление слизи и секрета верхних дыхательных путей

— Для улучшения отхождения мокроты, предупреждения застойных явлений в лёгких

— Проводить туалет кожи, слизистых оболочек носоглотки, глаз

— Для обеспечения выполнения кожей дыхательной функции и облегчения состояния больного

— Обеспечить регулярность физиологических отправлений

— Ослабление и устранение симптомов интоксикации

— Облегчения дыхания (при запорах отмечается подъём диафрагмы, что затрудняет экскурсию лёгких)

— При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки

— Снижение дополнительных затрат кислорода и снижение риска развития дыхательной недостаточности

— Организовать питание малыми порциями (включать сок квашеной капусты, цитрусовые – лимоны, киви, мандарины, апельсины, грейпфруты, салат из свежей капусты)

— Для облегчения экскурсии лёгких

— Устранение симптомов интоксикации

— Организовать обильное питьё (горячий чай, клюквенный, брусничный морсы, щелочные минеральные воды с молоком и др.)

— Для устранения интоксикации

Зависимые вмешательства

— Выполнить назначения врача:

1) антибактериальные средства через рот, в/м, в/в (пенициллины, амоксициллины, макролиды, цефалоспорины 1, 2 , 3 поколений)

2) противовирусные средства

3) парацетамол 10 – 15 мг/кг через рот; анальгин 50% раствор – 0,1 мл/год жизни в/м)

4) эуфиллин 2,4% раствор – 1 мл/год в/в, 2- 4 мг/кг через рот, 1% раствор – по 1 ч л 3 раза в день)

5) кальция пантотенат – по ½ — 1 драже 2 – 3 раза в день, кокарбоксилаза 50 – 100 мг в сутки в/м, 5% раствор аскорбиновой кислоты 200 – 400 мг в сутки в/м)

6) трава термопсиса, корень алтея, мукалтин, пертусин, грудной эликсир и др.

7) бромгексин, амброксол (лазолван) 8) гемодез 5 – 10 мл/кг в/в

9) коргликон 0,06% раствор, детям до 2 лет – 0,02 мл/кг, старше 2 лет 0,016 – 0,017 мл/кг)

10) витамины

11) преднизолон по показаниям

12) горчичники на грудную клетку, тёплые ножные ванны

13) оксигенотерапия

14) физиотерапия

15) вибромассаж, дыхательная гимнастика

16) иммунотерапия

— Для лечения заболевания

-При вирусной этиологии заболевания

— Жаропонижающие препараты

— Бронхолитическое действие

— Средства, улучшающие тканевое дыхание

— Отхаркивающие препараты

— Муколитические препараты

-Дезинтоксикационные

— Сердечное средство (при выраженной тахикардии)

— Противовоспалительное действие

— Снятие отёка со слизистой

— Устранение гипоксии

— противовоспалительное, рассасывающее действие

— Улучшение питания тканей

— Стимуляция защитных сил организма

III. 2.План сестринского ухода при бронхиальной астме.

Цели:

Краткосрочная – устранить приступ удушья при бронхиальной астме в течение 6 часов; уменьшить выраженность одышки в течение 3 – 5 дней.

Долгосрочная — не допустить развития осложнений, повторных приступов; ребёнок (родственники) продемонстрируют знания о заболевании, способах лечения и профилактики

План сестринских вмешательств

Дозы лекарственных препаратов

Мотивация

В приступном периоде

Независимые вмешательства

— Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях

— Обеспечение права пациента на информацию

— Осознанное участие ребёнка и его родственников в мероприятиях ухода

— Устранить причинно — значимый аллерген

— Необходимое условие для ликвидации приступа удушья

— Обеспечить доступ свежего воздуха

— Устранение гипоксии

— Создать ребёнку возвышенное положение в постели или положение с упором на руки

— Для облегчения дыхания (за счёт уменьшения притока крови к лёгким, опущения диафрагмы)

Зависимые вмешательства

— Выполнить назначения врача:

при приступе лёгкой и средней степени тяжести:

— ингаляции (1 – 2 вдоха) b2 – агонистов короткого действия –

сальбутамол,

беротек,

атровент

беродуал

— через 15 – 20 минут провести пикфлоуметрию

— если есть эффект – продолжить ингаляции каждые 4 – 6 часов в течение 1 – 2 суток и давать обильное питьё, в том числе минеральная вода;

— если нет эффекта, через 20 минут повторить ингаляции бронхоспазмолитика двумя, максимум тремя вдохами

— между вдохами – увлажнённый кислород через маску по 15 – 20 минут

— провести пикфлоуметрию

— если нет эффекта —

пульмикорт (одновременно со 2 и 3 ингаляциями бронхолитика)

— при отсутствии пульмикорта или его неэффективности —

эуфиллин

— пациентам высокого риска – преднизолон

при приступе тяжёлой степени:

ингаляционные бронхоспазмолитики (лучше беродуал)

— или беродуал + пульмикорт + физраствор

если нет эффекта – без промедления –

преднизолон

эуфиллин

до 5 лет – 1 небула

старше 5 лет – 2 небулы (1 небула – 2,5 мл)

до 6 лет – 5 капель

6 – 12 лет – 5 – 8 капель

старше 12 лет – 10 капель

до 1 года – 1 капля/кг, но не более 10 капель

старше года – 10 – 20 капель

до 6 лет – 5 – 10 капель

6 – 14 лет – 10 – 15 капель

старше 14 лет – 20 капель

Примечание: до общего объёма 3 мл добавлять 0,9% раствор NaCl

250 – 500 мкг однократно

2,4% раствор – 0,15 мл/кг (4 мг/кг), разведённый в изотоническом растворе натрия хлорида, в/в медленно

3% раствор — 2 мг/кг в/м или в/в однократно

максимально 3 вдоха подряд каждые 20 минут в чередовании с увлажнённым кислородом

2 мг/кг (чаще 20 – 60 мг), в/м или в/в, при необходимости повторить через 6 часов

2,4% раствор – 4 – 5 мг/кг в/в капельно на физрастворе

— Снятие спазма гладкой мускулатуры бронхов.

— Комбинированный бронхоспазмолитик

— Контроль эффективности

— Достижение эффекта

— Устранение гипоксии

— Контроль эффективности

— Ингаляционный глюкокортикостероид

— Бронхолитическое действие

— Для усиления спазмолитического, бронхолитического эффекта; выраженное противовоспалительное и антиаллергическое действие

— Бронхоспазмолитическое действие

— Для усиления спазмолитического, бронхолитического эффекта; выраженное противовоспалительное и антиаллергическое действие

— Бронхоспазмолитическое действие

В фазу ремиссии болезни:

Зависимые вмешательства

медикаментозная терапия:

— беротек «по требованию»

— дитек или кромолин перед физической нагрузкой или предстоящим воздействием аллергена

— ингакорт

— спиропент

— кортикостероиды через рот

— теолонг, ретард, теопек

— фитотерапия

* семена аниса – настой по ¼ стакана 3 – 4 раза в день за 30 минут до еды; * трава душицы – настой по ½ стакана 2 – 3 раза в день;

* лист мать – и мачехи – настой по ¼ стакана 4 раза в день

* лист подорожника – настой по 1/3 стакана 3 – 4 раза в день за 15 минут до еды;

* корень солодки голой – настой – по 1 столовой ложке 4 – 5 раз в день;

* трава чабреца – настой по ¼ стакана 4 – 5 раз в день;

* репа огородная – 2 столовые ложки измельчённого корнеплода на 1 стакан воды, кипятить на водяной бане 15 минут, принимать по 1/ стакана 4 раза в день

* сборы лекарственных растений:

1)  льняное семя, трава тимьяна обыкновенного – по 1 части, плоды аниса обыкновенного – 1,5, настой принимать по 1/3 – ¼ стакана 3 раза в день

2)  трава чабреца, лист мать — мачехи, трава фиалки трёхцветной, корень девясила высокого – поровну, настой принимать по ½ стакана 3 раза в день перед едой

3)  трава чистотела большого, горца птичьего, фиалки трёхцветной, сосновые почки – по 1 части, трава крапивы двудомной, багульника болотного, исландский мох – по 2 части, настой принимать по ¼ стакана 4 раза в день пред едой

4)  чага, корень солодки голой – по 1 части, лист подорожника большого, мяты перечной, шалфея лекарственного, цветки пижмы обыкновенной, корень аралии маньчжурской, трава тысячелистника обыкновенного – по 2 части, трава багульника болотного, зверобоя продырявленного – по 4, настой принимать по ¼ стакана 4 раза в день за 30 минут до еды.

* паровые ингаляции и полоскания с отваром ромашки, шалфея, календулы, тысячелистника, зверобоя, эвкалипта

Независимые вмешательства

оздоровление домашней обстановки

— ежедневная влажная уборка

— регулярное проветривание помещения

— устранение возможных аллергенов (домашняя пыль, животные, табачный дым, шерстяные вещи, перовые подушки)

соблюдение диеты

избегать приёма антибактериальных средств без назначения врача

профилактика ОРВИ

— Профилактика приступов заболевания

— Отхаркивающее, антисептическое действие

— Спазмолитический, противовоспалительный, противоотёчный, жаропонижающий, отхаркивающий, антибактериальный, противокашлевой, успокаивающий эффекты.

— Предупреждение развития приступов

Читайте также:  Затяжной бронхит у ребенка причины

III. 3. Дыхательная недостаточность.

III.Неотложная помощь при дыхательной недостаточности при острой бронхопневмонии.

Цели:

·  не допустить ухудшения состояния

·  устранить симптомы дыхательной недостаточности

План сестринского вмешательства

Мотивация

Дозы лекарственных препаратов

Независимые вмешательства

— Обеспечить доступ свежего воздуха, придать возвышенное положение

— Облегчение дыхания

— Очистить дыхательные пути от мокроты, слизи с помощью электроотсоса или грушевидного баллона

— Обеспечение проходимости дыхательных путей

— Дать увлажнённый кислород

— Облегчение дыхания, устранение гипоксии

Зависимые вмешательства

— Ввести препараты по назначению врача в/в или в/м:

2,4% раствор эуфиллина в/в на физрастворе

кокарбоксилазу

5% раствор аскорбиновой кислоты

0,06% раствор коргликона

3% раствор преднизолона

— Устранение одышки

— Улучшение тканевого дыхания

— Сердечный гликозид

— Противовоспалительный эффект

1 мл/год, но не более 10 мл

50 – 100 мг в сутки

200 – 400 мг в сутки

до 2 лет – 0,02 мл/кг; после 2 лет – 0.016 – 0,017 мл/кг – разовая доза

1 мг/кг в сутки

III.Неотложная помощь при дыхательной недостаточности при обструктивном бронхите.

Цели:

·  не допустить ухудшения состояния

·  устранить симптомы дыхательной недостаточности

План сестринского вмешательства

Мотивация

Дозы лекарственных препаратов

Независимые вмешательства

— Обеспечить доступ свежего воздуха, придать возвышенное положение

— Облегчение дыхания

Зависимые вмешательства

— Ввести по назначению врача:

— через небулайзер – (каждые 6 – 8 часов)

Беротек (раствор)

Беродуал (раствор)

Атровент (раствор)

Лазолван (раствор)

— при необходимости – эуфиллин

или

кленбутерол

— при неэффективности –

беродуал (каждые 20 минут в течение часа)

пульмикорт (через 15 минут после беродуала)

— увлажнённый кислород

— Бронхолитики

— Ингаляционный глюкокортикостероид

— Устранение гипоксии

— до 6 лет 5 капель

6 – 12 лет – 5 – 8 капель

старше 12 лет – 10 капель (на 2 – 3 мл физраствора)

— до 6 лет – 5 – 10 капель

6 – 14 лет – 10 – 15 капель

старше 14 лет – 20 капель (на 2- 3 мл физраствора)

— до 1 года 10 капель

старше 1 года 20 капель

— до 2 лет – 15 капель

2 – 6 лет – 25 капель

старше 6 лет – 50 капель (на 1 – 2 мл физраствора)

14 – 16 мг/кг в сутки за 4 приёма через рот

0,1% раствор –

до 8 мес – по 2,5 мл

8 – 24 мес – по 5 мл

2 – 4 года – 7.5 мл

4 – 6 лет – 10 мл 2 раза в ден

500 мг (с 6 месяцев)

Читайте также:  Сколько лечиться бронхит в больнице

IV. Алгоритмы практических манипуляций.

IV. 1. Исследование дыхательных движений и их оценка.

Цель: Определить основные характеристики дыхания:

Ø  глубину (чем младше ребёнок, тем более поверхностное у него дыхание)

Ø  отношение частоты дыхания к частоте пульса (оно составляет в норме у новорождённых 1:2,5; у детей до 3 – х лет 1:3; с 3 – 7 лет 1:3,5; у старших детей и у взрослых 1:4)

Ø  ритм дыхания, соотношение фаз вдоха и выдоха (аритмия дыхания в норме отмечается в первые 2 – 3 недели жизни новорождённого)

Ø  тип дыхания

Ø  Уход при орви бронхитах пневмониичастоту дыхательных движений

Оснащение:

·  часы,

·  ручка,

·  температурный лист.

Обязательное условие: Считать строго за 1 минуту в состоянии покоя.

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

Подготовка к процедуре

— Познакомить ребенка (маму) с ходом ис­следования, установить доброжелательные отношения.

— Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.

— Обеспечить спокойную обстановку.

— Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрас­тные особенности — беспокойство, крик спо­собствуют учащению дыхания)

хания.

— Вымыть и осушить руки.

— Обеспечение инфекционной безопасности.

— Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно, чтобы грудной ребенок спал).

— Обеспечение достоверности результата.

Выполнение процедуры

— Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.

— Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года — брюшной тип. 1-2 года — смешанный, с 6 лет — у мальчиков брюшной, у девочек — грудной.

— Определить тип дыхания, глубину и под­считать дыхательные движения ровно за 1 минуту.

— Обеспечение достоверности результата, так как у детей дыхание аритмичное.

— Если визуальный подсчёт дыхательных движений невозможен, то следует положить руку на живот или грудную клетку ребёнка и подсчитать частоту дыханий строго за 1 минуту.

Примечание: у маленьких детей для подсчёта дыхательных движений можно использовать мягкий стетоскоп; у ребёнка старшего возраста наблюдение за дыханием проводят незаметно для него, так как он может произвольно менять

частоту, глубину и ритм дыхания

— Обеспечение достоверности результатов, так как у детей дыхание аритмичное

Завершение процедуры

— Записать результаты исследования в температурный лист

— Документирование результатов исследования

-Обеспечение преемственности

— Вымыть и осушить руки

— Обеспечение инфекционной безопасности

Показатели частоты дыхания у детей в зависимости от возраста

Уход при орви бронхитах пневмонии

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Источник

Сестринский процесс при бронхитах, пневмониях.

Бронхиты — воспаление стенки бронхов — являются весьма распространенными заболеваниями.
Бронхиты бывают инфекционные, токсические, возникающие при механических воздействий и под влиянием резкого охлаждения.
Бронхиты могут быть связаны с аллергическими проявлениями в организме, а также с расстройством кровообращения в легких при пороках в сердца.
В зависимости от характера воспалительного процесса различают бронхиты: катаральные, гнойные, слизисто- гнойные. По остроте и длительности различают бронхиты острые и хронические, по протяженности — диффузные и очаговые. Бронхиты, сопровождающиеся сужением бронхов называются обструктивными.
Острый бронхит — острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Основной причиной развития острого бронхита является проникновение в бронхи инфекционных агентов- вирусов. Заболевание может развиваться под влиянием химических факторов , при вдыхании сероводорода, аммиака, паров брома, хлора, окислов азота, горячего или холодного воздуха. Способствующий фактор- переохлаждение.
Хронический бронхит — диффузное воспаление слизистой оболочки бронхиального дерева, характеризующееся длительным течением с периодическими обострениями. Течение бронхита ухудшается при инфицировании дыхательных путей, неблагоприятных климатических условиях. Чаще всего хронический бронхит является следствием острого, лечение которого было проведено несвоевременно или не было доведено до конца. Наибольшая вероятность перехода острого бронхита в хронический отмечается у маленьких детей или людей старческого возраста. Хронический бронхит относится к группе хронических неспецифических заболеваний легких и имеет непосредственное отношение к развитию бронхиальной астмы, эмфиземы, рака легких.

Сестринский процесс при остром и хроническом бронхите.

1 этап: Сестринское обследование пациента:
Кашель, отделение мокроты, нарушение легочной вентиляции и бронхиальной проходимости, цианоз, развитие эмфиземы и хронического легочного сердца, бронхоспастического синдрома, перкуторно — при развитии эмфиземы коробочный звук, аускультативно — жесткое дыхание с сухими или влажными хрипами, при бронхоспазме на фоне удлиненного выдоха выслушиваются сухие свистящие хрипы, повышение температуры, слабость, потливость.

2 этап: Проблемы пациента.
Кашель — сухой или влажный с отделением мокроты, больше утром, усиливается в сырую и холодную погоду, после переохлаждения, причиняет неудобства. Усиливается на фоне длительного курения, при переходе из теплого помещения на холод. Недомогание, снижение трудоспособности, хочется больше находится дома, апатия.
Слабость — желание полежать, нагрузки вызывает потливость.
Одышка — ЧДЦ составляет 20 и более, усиливается при физической нагрузке.
Тахикардия
Лихорадка температура тела 37- 39 С
Плохой сон — головная боль, разбитость, ломота в теле.
Мокрота — слизистого, слизисто- гнойного или гнойного характера, количество от небольшого трудноотделяемого до значительного.
Быстрая утомляемость
Потливость — частая смена нательного белья

3 этап: Планирование сестринских вмешательств
Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациента
Обеспечивать проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание.
Обеспечивать пациенту доброе, богатое витаминами питание.
Провести беседу с пациентом о сущности заболевания, разъяснить необходимость выполнения инъекции, успокоить.
Выполнять назначения врача, следить за возможными побочными явлениями лекарственных средств.
Мотивация: Для профилактики осложнений, активного участия пациента в лечении
Наблюдение: За частотой ЧСС, ЧДД, пульсом, АД, характером мокроты, ее количеством, температурой тела.
Роль больного и родственников: Обеспечить больному физический и психический покой. Строго следить за соблюдением диеты и режима, за выполнением всех назначений. Исключение алкоголя и курения. Объяснить важность последующей диспансеризации.
Основные направления при лечении пациента:
Противовоспалительные средства, жаропонижающие, антибиотики, отхаркивающие для разжижения мокроты, при наличии бронхоспазма — бронхолитики; при сухом мучительном кашле- противокашлевые ; отвлекающие средства- горчичники, ножные ванны, обильное питье, щелочные минеральные воды, при тяжелых обострениях- лечебные бронхоскопии; при стихании процесса- физиотерапевтические процедуры, занятия ЛФК.

4 этап: Реализация план сестринских вмешательств
Независимые действия медсестры — используются методы ухода и наблюдения за больными: частота пульса, дыхания, АД, ЧСС, физиологические отправления, общее состояние, проветривание помещения, постановка горчичников, смена постельного и нательного белья, рекомендации по режиму и диете.
Взаимозависимые действия медсестры — организация консультации по физиотерапии.
Зависимые действия медсестры — забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств.

5 этап: Оценка сестринских вмешательств
Цель краткосрочная — кашель уменьшается через неделю: долгосрочная — кашель не будет беспокоить больного к моменту выписки.

Пневмония — острое инфекционное заболевание легких с вовлечением всех структурных элементов легочной ткани с обязательным поражением альвеол и развитием в них воспалительных экссудации. Чаще пневмонией заболевают люди пожилого возраста.
Крупозная (долевая) пневмония — проникая в участки лёгочной ткани, микроорганизмы выделяют токсины, которые нарушают проницаемость сосудов. Происходит экссудация фибрина и клеток крови в альвеолы.
Начало заболевания обычно острое. Появляется острое недомогание, сильная головная боль, нередко — озноб, повышение температуры тела до высоких цифр (постоянная лихорадка). Возникают боли в грудной клетке, которые усиливаются при кашле и глубоком вдохе. Появляются сухой кашель, позже — с отделением небольшого количества вязкой, слизистой мокроты ржавого цвета, одышка. Уже в первый день может быть отмечена гиперемия щёк и на стороне поражения, нередко появляются высыпания типа простого герпеса.
В связи с тем, что из дыхания выключена целая доля и развивается гипоксия, страдают все системы организма. Появляются симптомы: тахикардия, глухость тонов сердца, обложенность языка, сухость слизистой оболочки полости рта, губ, запор. Осложнения: острая сердечно-сосудистая недостаточность; инфекционно- токсический шок; экссудативный плеврит; перикардит; абсцесс лёгкого; дыхательная недостаточность.
Очаговая пневмония — очаговыми называют группу пневмоний, весьма различных по механизму развития. При очаговых пневмониях воспалительный процесс захватывает дольки или группы долек в пределах одного или нескольких сегментов. Различают мелкоочаговые, крупноочаговые и сливные пневмонии. Очаговые пневмонии называются также бронхопневмониями, так как процесс часто начинается с бронхов. При сливных формах процесс может занимать сегмент, несколько сегментов, часть или всю долю. При этом отдельные поражённые участки чередуются с участками нормальной ткани лёгкого или с участками эмфиземы. Возбудителями очаговой пневмонии являются пневмококк, стафилококк, клебсиелла пневмоническая (палочка Флидрендера). Этапы патологического процесса при очаговой пневмонии: серозный выпот в альвеолах, на разрезе очаг воспаления имеет пёструю картину. В целом воспалительный процесс при очаговой пневмонии менее активен и клиническая картина очаговой пневмонии менее выражена, чем при крупозной.

Сестринский процесс при пневмонии.

1 этап: Сестринское обследование.
Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациентом и выясняет жалобы: сухой кашель, боль в груди при дыхании, затруднение при дыхании, жар и озноб. Выясняются обстоятельства возникновения болезни (переохлаждение, перенесённый грипп), который день болезни, какой была температура тела, какими лекарствами пользовался.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на внешний вид пациента (поверхностное дыхание, односторонний румянец, участие крыльев носа в дыхании). Измеряет температуру тела, определяет пальпаторно ЧДД (25 — 35 в минуту), пульс (тахикардия), измеряет АД.
Основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании: высокая лихорадка, озноб, боли в грудной клетке, дыхание поверхностное, цианоз губ, гиперемия щёк, герпетические высыпания, отставание поражённой стороны в дыхании, Ограничение подвижности лёгочного края, при перкуссии — укорочение перкуторного тона над стороной поражения, при аускультации — дыхание везикулярное ослабленное, крепитация, могут быть рассеянные сухие и влажные хрипы: при вовлечении плевры — шум трения плевры: выражены симптомы интоксикации, вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

2 этап: Проблемы пациента.
Проблемы пациента встречающиеся при данном заболевании:
Лихорадка — температура тела 38-39* С.
Озноб — при повышении температуры больного знобит.
Боли в грудной клетке — при глубоком дыхании, кашле отмечается боль.
Кашель — вначале заболевания сухой. Затем с отхождением мокроты.
Мокрота слизисто-гнойная или ржавая. В первые дни может не быть, а со 2-3 дня становится ржавая из-за нахождения в ней эритроцитов.
Слабость — больной больше лежит, работоспособность снижена.
Настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка, отдышка, боль в грудной клетке, мало знаний о заболевании, эйфория.
Потенциальные: риск развития осложнений. Приоритетная: боль в грудной клетке, лихорадка.
Возможные сестринские диагнозы:
— нарушение потребности дышать — инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта дыхания доли или участка лёгкого, -боль в груди при дыхании и кашле — свидетельство вовлечения в воспитательный процесс плевры.
— лихорадка постоянного тина или атипичная, -сухой кашель — результат раздражения плевры, -влажный кашель — средство удаления мокроты из бронхов.

1. М/с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим, будет успокаивать и следить за поведением, разъяснять суть заболевания.
2. Применить методы физического охлаждения: компресс, легко укрыть пациента.
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьём: соки, морсы, настои из трав.
4. Смазать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день.
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей.
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты.
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми.
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача.
Мотивация: 1) Для уменьшения нагрузки на организм и нормализации психического состояния. 2) Для уменьшения температуры. 3) Для снижения температуры за счёт охлаждения организма и для уменьшения интоксикации. 4) Для предупреждения образования трещин на губах. 5) Для повышения защитных сил организма. 6) Для обогащения воздуха кислородом. 7) Для профилактики инфекционных осложнений. 8) Для снижения температуры тела.
Наблюдение М/с будет контролировать состояние пациента: цвет кожных покровов, пульс, АД, ЧДД.
Роль больного и родственников М/с должна научить больного и родственников правильно питаться, научить проветривать комнату, проводить уход за кожей и слизистыми, научить проводить влажную уборку комнаты с растворамими антисептиков.

4 этап: Реализация плана сестринских вмешательств.
Независимые действия медсестры: Успокоить больного, создать физический и психический покой удобное положение, обеспечить доступ свежего воздуха, дать тёплое щелочное питьё, поставить горчичники, подать кислород. Своевременная смена нательного и постельного белья, дезинфекция плевательниц, кормление тяжелобольных, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, характером мокроты.
Взаимозависимые действия медсестры: Организация консультации по физиотерапии, ЛФК, дыхательной гимнастике.
Зависимые действия медсестры: Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача.
5 этап: Оценка эффективности сестринских вмешательств.
Цель достигнута, если пациент отметит снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и затем её исчезновение.
Цели: краткосрочная — уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр; долгосрочная — исчезновение лихорадки к моменту выписки.
По мере реализации сестринских вмешательств медицинская сестра оценивает их эффективность. Если цель не достигнута в назначенный срок, составляется дальнейший план сестринских вмешательств.
У пациента с астенизацией могут задерживаться процессы уменьшения одышки, прекращения кашля. В этом случае сестра обучает пациента дыхательной гимнастике и добивается выполнения её ежедневно 2 раза в день.
Если пациент не может самостоятельно откашливать мокроту, медицинская сестра шпателем, обёрнутым в салфетку, смоченную дезсредством, протирает полость рта, удаляя мокроту или пользуется баллончиком для отсасывания мокроты.

Источник

Читайте также:  Компрессы от кашля детям при бронхите