Участие в конференциях бронхиальной астмы

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Читайте также:  Ингаляционный препарат для купирования приступа бронхиальной астмы

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник

4 мая отмечается Международный астма-день, который провозглашен Всемирной организацией здравоохранения /ВОЗ/ и проводится ежегодно в первый вторник мая по инициативе проекта «Международная инициатива против астмы».

Астма (от греч. asthma — удушье) ‑ это хроническое воспалительное заболевание органов дыхания,  выражающееся  в периодически наступающих приступах удушья различной силы и продолжительности. Возникновение приступа обусловлено спазмами мелких бронхов, набуханием их  слизистых оболочек, и как следствие ‑ кашель и одышка.

Читайте также:  Рейки при бронхиальной астме

Астма вызывает воспаление дыхательных путей, через которые кислород поступает в легкие, а воспаление становится причиной временного их сужения. Это происходит из‑за того, что дыхательные пути, чрезмерно реагирующие на разные раздражители,  в ответ на раздражение сужаются и вырабатывают большое количество слизи, что нарушает нормальный ток воздуха при дыхании.

В России это заболевание называют «бронхиальной астмой», в западных странах известно как просто астма. Таким образом, астма и бронхиальная астма ‑ это одна и та же болезнь. Существует еще понятие «сердечная астма», но оно обозначает не самостоятельное заболевание, а приступы удушья на фоне сердечной недостаточности.

Для астмы характерны следующие симптомы: кашель, свистящее дыхание, нехватка воздуха (затрудненное дыхание) и ощущение сдавленности в области груди.

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных аллергических заболеваний, и,  кроме того ‑ заболеванием самым тяжелым и трудно поддающимся лечению.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время от астмы страдает 300 млн человек. Астма является самой распространенной хронической болезнью среди детей. По данным ВОЗ, каждое десятилетие число больных возрастает в полтора раза.

В России около 6 млн. человек больн бронхиальной астмой (данные на 2008 год, «Аргументы и факты», 30.01.2008). Т.е. примерно каждый 12‑й житель России страдает бронхиальной астмой, и число это постоянно растет. В поле зрения врачей попадает только один из шести ‑ семи больных, в основном при среднетяжелом и тяжелом течении астмы.

Астма бывает разной степени тяжести и встречается у людей всех возрастов, однако чаще всего она проявляется у детей.

Основополагающие причины астмы полностью не выяснены. Самыми значительными факторами риска развития астмы являются генетическая предрасположенность в сочетании с вдыхаемыми веществами и частичками, которые находятся в окружающей среде и могут провоцировать аллергические реакции или раздражать воздушные пути. Это такие вещества и частички, как  аллергены внутри помещений (например, клещи домашней пыли в постельных принадлежностях, коврах и мягкой мебели, загрязнение воздуха, шерсть и перхоть животных); аллергены вне помещений (как цветочная пыльца и плесень);  табачный дым, химические раздражающие вещества на рабочих местах, загрязнение воздуха. Другие провоцирующие факторы включают: холодный воздух, крайнее эмоциональное возбуждение, такое как гнев или страх, и физические упражнения. Астму могут спровоцировать и некоторые лекарственные препараты, такие как аспирин и другие нестероидные противовоспалительные лекарства, а также бета‑блокаторы (используемые для лечения гипертонии, болезней сердца и мигрени).

Для астмы характерны периодически повторяющиеся приступы удушья и свистящего дыхания, тяжесть и частота которых варьируются у разных людей. У людей, страдающих астмой, симптомы могут наступать несколько раз в день или в неделю, у некоторых людей приступы случаются во время физической активности или ночью. Коэффициент смертности при астме относительно низкий по сравнению с другими хроническими болезнями.

Ежегодно бронхиальная астма уносит жизни более 180 тыс. человек во всем мире. Наибольшему риску развития этой болезни подвержены дети. И хотя заболевание начинается в очень раннем возрасте, у 50‑80% детей диагноз ставится впервые лишь в 5 лет.

Несмотря на то, что бронхиальная астма известна медицине давно, только во второй половине XX века были сделаны крайне важные открытия, которые позволили ученым вплотную подойти к пониманию сути астмы, процессов, происходящих в организме при этом заболевании, а, следовательно, и методов его лечения.

Во‑первых, была установлена связь приступов астмы с выбросом в кровь человека особых веществ, отвечающих за аллергию (гистамин, лейкотриены), что позволило отнести астму к группе аллергических заболеваний. Во‑вторых, стала очевидна ведущая роль воспаления в развитии болезни. И в‑третьих, доказана генетическая предрасположенность к аллергии, в том числе и к бронхиальной астме.

В 1956 году был создан первый дозирующий аэрозольный ингалятор – медихалер. Это событие явилось революцией в доставке лекарственных препаратов непосредственно в легкие и послужило толчком для дальнейших работ над ингаляционными устройствами, в ходе которых были разработаны сухие порошковые ингаляторы, а позже – аэрозольные ингаляторы, не содержащие газ фреон.

В 1965 году, после того как был открыт кромогликат натрия, ученые создали новый лекарственный препарат интал, основным свойством которого являлось уменьшение реактивности дыхательных путей в ответ на воздействие ингаляционных аллергенов.

Это открытие показало, что контроль над бронхиальной астмой не сводится только к использованию бронхорасширяющих препаратов. Зародилась идея о возможности контроля воспаления, являющегося причиной развития бронхиальной астмы.

В 1969 году вышел первый избирательно работающий бронхорасширитель сальбутамол (вентолин).

Революцией в лечении бронхиальной астмы стало изобретение нового инструмента – бронхоскопа, с помощь которого стало возможным эндоскопически исследовать бронхи больных бронхиальной астмой и увидеть воспалительный процесс. Именно это явилось фундаментом для понимания развития бронхиальной астмы и разработки принципиально нового препарата для лечения астмы – первого ингаляционного глюкокортикостероида беклометазона дипропионата, выпущенного в 1972 году.

В 1991 году был разработан длительно действующий бронхорасширяющий препарат сальметерол, который способствовал улучшению контроля над бронхиальной астмой.

В начале 90‑х годов назрел революционный прорыв в лечении бронхиальной астмы. В 1995 году была опубликована Глобальная инициатива по диагностике и лечению бронхиальной астмы – GINA, которая предоставила врачам во всем мире руководство по ведению больных с бронхиальной астмой, основываясь на степени тяжести заболевания. Главным показателем эффективности терапии бронхиальной астмы является достижение контроля над заболеванием.

Клинические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике астмы, выработанные специалистами GINA, адаптируются и распространяются в странах мира через публикации в профессиональных журналах, доклады на симпозиумах, семинарах и конференциях, привлечение средств профессиональной и массовой информации для повышения информированности людей. При этом в документах GINA отмечается, что во многих странах с низким и средним уровнем дохода астма не считается первоочередной проблемой здравоохранения, потому что в этих странах большее значение имеет борьба с другими, более частыми заболеваниями органов дыхания, в частности с туберкулезом и пневмонией.

Читайте также:  Критерии нетрудоспособности бронхиальная астма

Лечение бронхиальной астмы ‑ процесс длительный, требующий постоянного врачебного контроля и высокой ответственности больного.

В настоящее время считается доказанным, что адекватное лечение позволяет контролировать клинические проявления заболевания – симптомы нарушения сна, ограничения повседневной активности, нарушение функции легких, потребность в препаратах неотложной помощи.

Лекарства, используемые для лечения астмы, бывают двух видов: симптоматические (или препараты скорой помощи, снимают бронхоспазм) и препараты базисной терапии (глюкокортикоидные гормоны, назначаются для длительной профилактики обостренной астмы ‑ они уменьшают и подавляют аллергическое воспаление в бронхах).

Препараты для поддерживающей терапии принимают ежедневно и длительно, так как благодаря своему противовоспалительному действию обеспечивают контроль над клиническими проявлениями астмы. Препараты для облегчения симптомов принимают по потребности; эти лекарственные средства действуют быстро, устраняя бронхоспазм и купируя его симптомы. При этом растущее использование, особенно ежедневное, препаратов неотложной помощи указывает на ухудшение контроля астмы и потребность в пересмотре терапии.

Специалисты отмечают, что для успешного лечения астмы необходимо развитие сотрудничества между пациентом и медицинским работниками. Цель такого сотрудничества – дать возможность пациенту с астмой приобретать знания, навыки и уверенность в важности личного участия в лечении своего заболевания. Такой подход получил название управляемого самоведения. Образование населения в области бронхиальной астмы также может помочь – оно дает возможность гражданам распознать симптомы заболевания и их осложнения, побуждает обратиться за медицинской помощью и следовать программам лечения.

Лекарства не являются единственным способом борьбы с астмой. Также важно избегать контактов с веществами, провоцирующими астму, — стимуляторами, раздражающими дыхательные пути и приводящими к их воспалению. При медицинской поддержке каждый пациент с астмой должен узнать, каких провоцирующих веществ он должен избегать.

Лечение при бронхиальной астме должно быть строго индивидуальным с учетом варианта течения, фазы болезни, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний, переносимости больным лекарственных средств и т.д.

Как отмечают специалисты, в лечении аллергической бронхиальной астмы хорошо зарекомендовала себя специфическая иммунотерапия лечебными аллергенами. В результате обследования выявляется аллерген, который является  причиной страданий. Под кожу больного вводят небольшое количество лечебного аллергена, постепенно увеличивая дозу. Со временем чувствительность организма к аллергену снижается, и он реагирует на него не так бурно. Метод позволяет поддерживать у больных длительную ремиссию. Курс  лечения занимает от 10‑12 дней до полугода.

Врачи рекомендуют пациентам с бронхиальной астмой избегать того, что провоцирует приступы удушья: вирусных заболеваний, резких запахов красок, духов, предметов бытовой химии, табачного дыма и прогулок в холодную и ветреную погоду. Они считают, что больным астмой полезен спорт ‑ особенно те виды, которые развивают дыхательный аппарат.

Современные методы терапии бронхиальной астмы существенно отличаются от тех, которые применялись пятьдесят лет назад. Астматики перешли от использования неселективных бронхорасширителей, принимаемых внутрь или через громоздкие ингаляционные устройства к новым симптоматическим и профилактическим методам терапии с использованием удобных ингаляторов.

Медики продолжают искать новые методы лечения астмы, они работают над созданием препаратов, устраняющих основную проблему астматиков ‑ избыточное образование слизи, которое приводит к нарушению дыхания.

Во многих коммерческих центрах для лечения бронхиальной астмы применяют гемопунктуру ‑ внутрикожное введение в рефлексогенные зоны активированной крови больного. Утверждается, что после гемопунктуры у больных нормализуется иммунологический статус, что  ведет к уменьшению числа приступов и улучшению самочувствия пациентов.

Новый метод лечения астмы используют в университете города Гамильтон (Канада). Под легким наркозом и контролем рентгена в легкие пациента запускают тонкую антенну, излучающую радиоволны того же диапазона, что в микроволновых печах. Она на 10 секунд прогревает мышечные ткани бронхов до 65 градусов Цельсия. Опыты проводили на группе из 112 астматиков, половина которых получала только обычные лекарства, а другая половина ‑ еще и лечение микроволнами. В результате у пациентов экспериментальной группы за год было вдвое меньше приступов болезни, чем у лечившихся только лекарствами.

Как утверждают медики, пока действие всех известных на сегодня препаратов для лечения бронхиальной астмы направлено на снятие приступов удушья, а эффективный метод лечения будет найден тогда, когда установят причину возникновения заболевания. На сегодняшний день она неизвестна. Поэтому самое главное в лечении астмы ‑ это выявить аллерген и исключить контакт с ним, считают врачи.

Методы лечения, появившиеся в ХХI веке, позволяют добиться такого уровня контроля над бронхиальной астмой, которого и не могли представить себе врачи до 1960 года. Да и само понятие контроля над бронхиальной астмой было сформулировано только в  90‑х годах ХХ века. Эти изменения стали возможными в результате прогресса в понимании и разработки новых технологий в лечении, которые могут быть названы революцией в терапии бронхиальной астмы. Но, как и в любой другой области медицины, изменения терапии бронхиальной астмы в реальной клинической практике происходят медленно. Требуется время для того, чтобы новые идеи и подходы к лечению перешли из клинических испытаний в каждодневную практику и создали фундамент для дальнейших исследований.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник