Технология оказания доврачебной медицинской помощи при приступе удушья при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей, характеризующееся спазмом бронхов и повышенным образованием вязкой мокроты. По оценкам ВОЗ, количество страдающих от этого заболевания приближается к 300 млн человек. Главная опасность бронхиальной астмы — приступы затруднённого дыхания (удушья). При знании предвестников и симптомов можно максимально быстро и эффективно оказать помощь при приступе бронхиальной астмы.

Оказание неотложной помощи

Приступ удушья при бронхиальной астме возникает на фоне:

· общего инфекционного заболевания,

· стресса,

· курения,

· контакта с триггерным фактором (аллергеном).

Под воздействием аллергена NKT-клетки вырабатывают цитокины, запускающие воспаление в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, что сопровождается бронхоспазмом и образованием большого количества вязкой мокроты. Вследствие этих процессов затрудняется дыхание, что требует неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.

Симптомы приступа

Проявления приступа бронхиальной астмы развиваются быстро, в течении нескольких часов или даже минут:

· одышка экспираторного характера (затруднён выдох и он значительно длиннее вдоха);

· хрипы и свист слышны на расстоянии;

· выбухание шейных вен;

· надсадный кашель с отделением прозрачной вязкой мокроты;

· вынужденное положение больного;

· бледность и акроцианоз кожных покровов при затяжном приступе.

Вынужденное положение пациента

Усиление одышки с затруднением выдоха при приступе бронхиальной астмы заставляет пациента занять вынужденное положение. Больной садится и опирается рукам на спинку стула, кровати или колени, тем самым подключая дополнительную дыхательную мускулатуру (мышцы плечевого пояса, шеи, спины), непосредственно способствующие выдоху воздуха из лёгких.

Важно! Нельзя принимать положение лежа, оно затруднит дыхание и отхождение мокроты.

Алгоритм действий по оказанию первой помощи в домашних условиях

Бронхиальная астма — хроническое, неизлечимое заболевание, которое под действием определённых факторов может обостряться и вызывать приступы удушья, требующие неотложной помощи. Каждый больной и члены его семьи должны знать алгоритм действий при приступе бронхиальной астмы и чётко ему следовать.

При приступе бронхиальной астмы необходимо:

· усадить больного на стул или кровать, с опорой рук на спинку. Это необходимо для включения в акт дыхания вспомогательной мускулатуры,

· обеспечить доступ кислорода (открыть окна),

· освободить от стесняющей одежды,

· исключить действие аллергена, если он известен,

· произвести ингаляцию препарата, который имеется у пациента для купирования приступа,

· разговаривать с больным попытаться его успокоить, напоминать о глубоком и ритмичном дыхании,

· вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Описанным алгоритмом действий по оказанию неотложной помощи следует руководствоваться в случае наступления приступа у любого человека.

Пациенты с установленным диагнозом бронхиальной астмы всегда при себе должны иметь аэрозоли для экстренной помощи.

Что ещё делать, чтобы снять приступ удушья у ребёнка

Неотложная доврачебная помощь при бронхиальной астме у детей основывается на тех же принципах, что и у взрослых. Вот что следует делать:

1. Используйте специальное приспособление для ингаляции лекарственного препарата — спейсер. Это полая ёмкость к которой присоединяется баллон с действующим веществом, при нажатии препарат попадает в ёмкость и уже оттуда непосредственно вдыхается ребёнком при помощи маски или мундштука,

2. Для того чтобы снять приступ, с целью доставки лекарственного препарата в лёгкие. Лучше выбирать компрессорный ингалятор, так как в нем можно использовать широкий спектр препаратов, а так же размер частиц 2-5 мкм (проникают до альвеол),

3. Поите ребёнка минеральной негазированной водой, так как во время учащённого дыхания теряется много жидкости. Делать это нужно небольшими порциями и часто,

4. Считайте частоту дыхания, сделать это удобнее если положить ладонь на грудь или спину.

Не стоит затягивать с вызовом бригады скорой, в случае если первая помощь, оказанная ребенку, при приступе бронхиальной астмы оказалась неудачной. Симптомы удушья у детей развиваются быстрее, чем у взрослых.

Препараты для доврачебной помощи

Существует несколько групп препаратов для купирования приступа бронхиальной астмы в рамках доврачебной помощи.

КДБА (короткодействующие b2-агонисты)

Препараты данной группы стимулируют b2-адренорецепторы, вызывая расслабление мышечной стенки бронхов, снижение продукции слизи и уменьшение её вязкости, сокращение отёка,

Сальбутамол

Действие наступает через несколько минут, и продолжается до 7 часов. Используют для купирования приступа бронхиальной астмы в виде дозированного аэрозоля. Однако возможно применение с помощью небулайзера. В системном кровотоке обнаруживается в небольших количествах. Ингаляции можно повторять каждые 20 минут при неэффективности предыдущей (до трёх доз подряд).

Читайте также:  Бронхиальная астма что это за болезнь

Фенотерол

При ингаляционном пути введения действие начинается через 5 минут и длится до 5 часов. Повторное введение дозы допустимо спустя 3 часа, не более 4 доз в сутки.

Длительнодействующие b2-агонисты

Наиболее части применяется Формотерол. Действие наступает через 1-3 минуты и длится до 12 часов. Применяется для предотвращения приступов бронхиальной астмы от известных факторов (физическая нагрузка, контакт с аллергеном, пребывание на холоде). В качестве препарата экстренной помощи используется лишь в отсутствие КДБА.

Обратите внимание! При превышении дозировки могут вызвать необратимый спазм гладкой мускулатуры бронхов.

Блокаторы М-холинорецепторов

При невозможности использования b2-агонистов (заболевания сердечно-сосудистой системы, беременность) отдают предпочтение этой группе препаратов. Сюда относится ипратропия бромид. Блокируя М-холинорецепторы трахеообронхиального дерева вызывает расслабление стенки бронхов и увеличение просвета, снижение продукции слизи, что облегчает вентиляционную способность лёгких. Применяется в виде ДАИ по 2 дозы (40 мкг) до 4 раз в сутки.

Монотерапия для купирования приступа бронхиальной астмы ипратропия бромидом нецелесообразна из-за отсроченного бронхорасширяющего эффекта.

Комбинированные препараты

Нет более эффективного способа купировать приступ, чем с помощью комплекса, включающего ипратропия бромид и фенотерол (Беродуал). Начинает действовать спустя 3-5 минут и сохраняет свою эффективность до 6 часов.

Ингаляционные ГКС

Будесонид обладает выраженным местным противовоспалительным действием, которое максимально появляется спустя 45 минут после ингаляции и продолжается до 6 часов. Применяют при средней степени тяжести обострения. При приёме возможна осиплость голоса из-за оседания препарата на голосовых связках и кандидоз ротовой полости. Для снятия приступов удушья используется в комбинации с формотеролом (форадил комби).

Сестринская помощь для купирования приступа

В рамках оказание первой помощи для снятия приступа удушья при бронхиальной астме медицинская сестра должна:

· вызвать врача с помощью третьего лица,

· усадить больного с опорой рук на спинку стула,

· освободить от стесняющей одежды,

· произвести ингаляцию 30-40% кислорода,

· контролировать АД, ЧСС, ЧД,

· произвести ингаляцию сальбутамола, фенотерола или беродуала (одного препарата) для снятия приступа,

· при неэффективности проводимых мероприятий по назначению доктора медсестра может ввести парентерально преднизолон 60 мг, эуфиллин 2.4 %-10 мл,

· подготовить к приходу доктора мешок Амбу и аппарат ИВЛ.

Можно ли вылечить эту болезнь

Бронхиальная астма является неизлечимым заболеванием. Однако при правильном подборе базисной терапии хорошо контролируется и обострения возникают редко.

Лечение

Базисная терапия включает применение:

  • 1 ступень. Приём b2-агонистов короткого действия по требованию (перед физической нагрузкой или воздействием триггера),
  • 2 ступень. ИГКС в низких дозах (100-400 мкг будесонида), b2-агонисты короткого действия не более 4 раз в день,
  • 3 ступень. ИГКС в средних дозах (400-800 мкг будесонида), b2-агонисты длительного действия или теофиллин,
  • 4 ступень. ИГКС в высоких дозах (более 800 мкг будесонида), b2-агонисты длительного действия или теофиллин.

Дыхательная гимнастика

Задача физических упражнений уменьшить бронхоспазм, оказать релаксационное действие на дыхательную систему. С этой целью используют дыхательные упражнения способствующие удлинению фазы выдоха (звуковые, динамические, расслабляющие, статические).

Диета

Бронхиальная астма -хроническое неинфекционное заболевание аллергического генеза. Именно потому важно соблюдать диету с исключением триггерных продуктов для конкретного больного. Следует ограничить соль, специи, уксус, копчёности, цитрусовые, ананасы, манго. Ввести в рацион молочные продукты, отварное мясо, овощи и фрукты.

Заключение

Бронхиальная астма — хроническое заболевание, которое поддаётся контролю при помощи специальной терапии. Однако не всегда удаётся избежать обострений и приступов удушья. Необходимо знать алгоритм действий при возникновении такой ситуации и чётко ему следовать.

Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!

Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Источник

Неотложная помощь

Астматический статус.

— Это синдром острой дыхательной недостаточности, развившийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии бронхолитиками.

Частыми причинами возникновения астматическо­го статуса является избыточное потребление снотворных; успокаива­ющих средств; прием препаратов, вызывающих аллергическую реакцию со стороны бронхов (салицилаты, анальгин, антибиотики и др.); избыточный прием ингаляционных бронхолитиков (более 6 раз в сутки); воспалительные заболевания.

Читайте также:  Мудра астма и бронхиальная мудра

I стадия: уду­шье нарастает, приступ не купируется ингаляциями спазмолитиков или бронхолитиков, появляются боли в сердце, сердцебиение, повышает­ся АД. При аускультации — обилие сухих свистящих хрипов.

II стадия: дыхание становится ча­стым, поверхностным, в легких количество сухих хрипов уменьшает­ся вплоть до их исчезновения («немое легкое»). АД снижается, брадикардия.

III ста­дия: больной теряет сознание и впадает в кому (если лечение было неадекват­ным)

1. Контроль витальных функций.

2. Придать больному удобное положение полусидя

3. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ кислорода

4. При сохраненном сознании ингаляция беродуала + 30- 40% увлажнённый кислород

5. Подготовить всё необходимое для в/в введения : 5% раствор глюкозы в/в, 60-150 мг преднизолона в/в, 2,4% раствор эуфиллина 10 мл капельно в 20 мл 0,9 % р-ра натрия хлорида; при отсутствии сознания и угнетении дыхания: в/в 0,18% адреналина 0,3 мл каждые 20 мин до получения бронхолитического эффекта

6. Подготовить мешок Амбу, аппарат ИВЛ.

Информация: У больного бронхиальной астмой внезапно развился приступ удушья. Пациент сидит, опершись руками о спинку стула, дыхание свистящее, «дистанционные» сухие хри­пы, кашель с трудно отделяемой мокротой. Грудная клетка вздута, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, дыхание учащенное, тахикардия.

Тактика медицинской сестры

ДействияОбоснование
1. Вызвать врача через третье лицо.  Для оказания квалифициро­ванной медицинской помощи
2. Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удоб­ное положение с упором на руки.Психоэмоциональная раз­грузка, уменьшить гипоксию
3. Контроль АД, ЧДД, пульса.Контроль состояния
4. Дать 30 — 40%-ный увлажненный кислород.Уменьшить гипоксию
5. Дать вдохнуть беротек (сальбутамол): 1-2 вдоха дозированного аэрозоля.Для снятия спазма бронхов
6. До прихода врача следует запретить больному пользоваться своим карманным ингалятором.Для предупреждения развития резистентности к бронхолитикам и перехода приступа в астматический статус
7. Дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны.Для рефлекторного уменьшения бронхоспазма
8. При неэффективности перечисленных мероприятий ввести парентерально по назначению врача: эуфиллин 2,4%-ный раствор 10 мл; преднизолон 60-90 мг.Для купирования приступа средней тяжести и тяжелого приступа
9. Подготовить к приходу врача: мешок Амбу, аппарат ИВЛ.Для проведения в случае необходимости реанимационных мероприятий

При отсутствии эффекта и появлении признаков астматического статуса — см. неотложную помощь. Больной госпитализируется для лечения в палату интенсивной терапии (реанимации). В отделении при необходимости больному проводят искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). При про­ведении ИВЛ медицинская сестра проводит эвакуацию мокроты из дыхатель­ных путей электроотсосом через каждые 30-40 мин и орошает их при этом щелочным раствором.

Дата добавления: 2014-02-24; просмотров: 20383; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9640 — | 7395 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Цель:
оказать первую доврачебную помощь при
приступе бронхиальной астме

Действия:

1.Необходимо
немедленно вызвать врача.

2.
Больному придать полусидячее положение

3.
Освободить грудь от одежды

4.
Обеспечить приток свежего воздуха

5.
Спросить больного “не болен ли он
бронхиальной астмой?” и есть ли у него
с собой ингалятор.

Пользование
карманным ингалятором.

Цель:
введение
в организм лекарственного вещества в
форме аэрозоля (осуществляется больным).

Оснащение:
баллончик
с аэрозолем.

1.
Снять с баллончика колпачок и повернуть
его вверх дном.

2.
Встряхнуть баллончик.

3.
Сделать глубокий выдох.

4.
Обхватив губами мундштук, сделать
глубокий вдох, одновременно нажимая на
дно баллончика: в этот момент выдается
доза аэрозоля.

5.
Задержать на несколько секунд дыхание,
после чего вынуть мундштук изо рта и
сделать медленный выдох.

6.
Если глубокий вдох сделать не удается,
то первую дозу аэрозоля можно распылить
в полости рта.

7.
Количество доз аэрозоля определяется
врачом

Оценка
эффективности:
нормализация
дыхания

30.
ОКАЗАНИЕ
ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОМ
КРОВОТЕЧЕНИИ

Цель:
оказать первую доврачебную помощь при
первых признаках желудочного кровотечения

Желудочно-кишечное
кровотечение

— кроме язвенной болезни, может быть при
раке желудка, циррозе печени из варикозно-
расширенных вен пищевода, тромбозе
воротной вены, наследственной
геморрагической телеангиэктазии
(синдром Ослера-Рандю), атеросклерозе
желудочных сосудов, а также при травмах
и отравлении едкими щелочами.

Читайте также:  При бронхиальной астме льготы на бесплатные лекарства

Симптомы:
кратковременная слабость, позднее
выделяется кашицеобразный, чёрного
цвета, дёгтеобразный кал (мелена).

При
выраженном кровотечении могут появиться
головокружение, побледнение кожных
покровов, похолодание конечностей,
жажда, нарушение зрения, нередко полная
или частичная потеря сознания. Пульс
становится слабым, учащённым. Кровавая
рвота начинается не сразу, а спустя
несколько часов после начала кровотечения.
Через 24 часа появляется мелена.

Действия:

1.Больному
с кровотечением создают полный физический
и психический покой;

2.
Строгий! постельный режим.

3.Холод
на эпигастральную область (пузырь со
льдом)

4.
Вызвать врача, хирурга

4.Кровоостанавливающие
средства (10% р-р кальция хлорида -10 мл),
витамин С.

5.
По назначению врача — переливание крови,
плазмы.

При
лёгочном кровотечении, которое бывает
при туберкулёзе, сифилитических, раковых
язвах кишечника, неспецифическом
язвенном колите, болезни Крона и т.д.
тактика медсестры такая же.

31. Закапывание капель в глаза

1.По
возможности установил доверительные
отношения с пациентом

2.Объяснил
цель и ход процедуры, получил согласие
на проведение

3.Обработал
руки на гигиеническом уровне.

4.Осмотрел
глаза, оценить состояние.

5.Обработал
перчатки раствором хлоргексидина

6.Проверил
соответствие названия капель назначению
врача

7.Набрал
нужное количество капель (2—3 капли
для каждого глаза).

8.В
положении больного сидя или лежа
попросил его запрокинуть голову и
посмотреть вверх.

9.Оттянул
нижнее веко и, не касаясь ресниц (не
подносить пипетку к глазу ближе чем
на 1,5 см), закапал 1-2 капли в конъюнктивальную
складку одного, глаза

10.Затем
тоже самое другого глаза

  1. Промокнул
    ватным диском вытекающие капли

12.Использованные
ватные диски поместил в соответствующие
емкости для дезинфекции и утилизацией
в отходы класса «Б» – одноразового.

13.Снял
перчатки, погрузил в соответствующую
емкость для дезинфекции с последующей
утилизацией в отходы класса
«Б».

14.Сделал
запись о проведенной процедуре.

32.
ЗАКАПЫВАНИЕ
КАПЕЛЬ В УШИ

1.По
возможности установил доверительные
отношения с пациентом,. 

2.Объяснил
цель и ход процедуры, получил согласие
на проведение

3Обработал
руки на гигиеническом уровне.

4Осмотрел
глаза, оценил состояние.

6Проверить
соответствие названия капель назначению
врача

7Наклонил
голову больного в сторону, противоположную
тому уху, в которое будут закапывать
капли.

8.Оттянул
ушную раковину больного левой рукой
назад и вверх, а пипеткой в правой руке
закапал капли в слуховой проход.

9Предложил
больному оставаться в положении с
наклоненной головой 1—2 минуты (чтобы
жидкость не вытекала из уха

10.Ухо
протер ватным шариком

11..Использованные
ватные диски поместил в соответствующие
емкости для дезинфекции и утилизацией
в отходы класса «Б» – одноразового.

12.Снял
перчатки, погрузить в соответствующую
емкость для дезинфекции с последующей
утилизацией в отходы класса
«Б».

13.Сделал
запись о проведенной процедуре.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная
литература


п/п

Наименование,
вид издания

Автор
(-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

Место
издания, издательство, год

Кол-во
экземпляров

в
библиотеке

на
кафедре

1

2

3

4

5

6

    Общий
    уход за больными в терапевтической
    клинике [Электронный
    ресурс].-
    Режим доступа:
    // www
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206».
    HYPERLINK
    «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″studm
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″edib
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″/
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″ru
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″/
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″ru
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″/
    HYPERLINK
    «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″books
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″/
    HYPERLINK «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″ISBN
    HYPERLINK
    «https://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206″9785970425206.html

    В.Н.
    Ослопов, О. В. Богоявленская.

    М.:
    ГЭОТАР-Медиа, 2013.

    ЭБС
    Консультант студента

      Основы
      ухода за хирургическими больными

      [Электронный
      ресурс].-
      Режим доступа:
      // www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206.html

      А.А.
      Глухов, А. А. Андреев, В. И. Болотских

      др.]

      М.
      : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

      ЭБС
      Консультант студента

      Дополнительная
      литература


      п/п

      Наименование,
      вид издания

      Автор
      (-ы), составитель (-и), редактор (-ы)

      Место
      издания, издательство, год

      Кол-во
      экземпляров

      в
      библиотеке

      на
      кафедре

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      1.

      Биоэтика

      П.В.
      Лопатин, О. В. Карташова

      М.
      : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

      500

      2.

      Уход
      за больными в хирургической клинике:
      учебное пособие.- Режим доступа:
      // www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970414453.
      html

      А.А.
      Шевченко.

      М
      : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

      ЭБС
      Консультант студента

      3.

      Неотложная
      доврачебная медицинская помощь:
      учебное пособие.

      И.М.
      Красильникова, Е.Г. Моисеева

      М
      : ГЭОТАР-Медиа, 2011.

      1

      Электронные
      ресурсы

      1.ЭБС
      КрасГМУ

      2.ЭНБ
      elibrary

      3.
      ЭБС Консультант студента

      4.
      ЭБС ibooks

      Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

        06.03.201626.66 Mб111443089746_uchebnik_po_biokhimii_e_s_severin (1).pdf

      • #
      • #
      • #
      • #

      Источник