Социальная анемия управленческие пути преодоления

Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Челябинский филиал Финуниверситета

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Социология управления

вариант №17

на тему Социальная анемия:
управленческие пути преодоления

                                                          
Студент Сальникова Ольга Валерьевна

Факультет Менеджмента и бизнес-информатики

Курс      5       группа 527     

Зач. книжка №   10МГБ01799

Преподаватель к.э.н., доцент Угрюмова
Н.В.

Челябинск 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие нормы………………………………………………………….4

2. Теории девиации……………………………………………………….12

3. Формы проявления отклоняющегося
поведения и пути преодоления………………………………………………..……………………18

Заключение………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………….26

Введение

Социальные нормы, которым люди
следуют в своих действиях, придают социальному
миру регулярность и предсказуемость.
Но не всегда и не все действия индивидов
соответствуют социальным ожиданиям.
Люди довольно часто отклоняются от правил,
которым они обязаны руководствоваться.

Анемия — это социальная дезорганизация,
то есть такое состояние общества, когда
старые социальные нормы и ценности не
соответствуют реальным отношениям, а
новые еще не сложились. В этом вакууме
норм изменяется ролевое поведение, нарушаются
привычные способы взаимодействия, происходит
конфликт ценностей, а социальные институты
изменяют свои функции. Понятие анемии
введено французским социологом Э. Дюркгеймом.
Состояние дезорганизации (анемии) создает
условия для девиации, то есть отклонения
от общепринятых социальных норм поведения.
Девиация возникает и в стабильных обществах.

Девиантное поведение, понимаемое
как нарушение социальных норм, приобрело
в последние годы массовый характер. Это
связано с тем что, чем сложнее становится
общество, чем больше протекает в нем процессов,
тем больше у людей появляется возможность
проявлять свое отклоняющееся поведение.
Поэтому эта проблема стоит в центре внимания
социологов, социальных психологов, медиков,
работников правоохранительных органов,
и нас обычных людей, членов общества.

Многочисленные формы отклоняющегося
поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными
интересами. Отклоняющееся поведение
— это чаще всего попытка уйти из общества,
убежать от повседневных жизненных проблем
и невзгод, преодолеть состояние неуверенности
и напряжения через определенные компенсаторные
формы. Однако отклоняющееся поведение
не всегда носит негативный характер.
Цель работы – изучить социальную анемию,
управленческие пути ее преодоления.

  1. Понятие нормы

Понятие нормы определяется
разными исследователями по-разному. Но
самым показательным примером является,
пожалуй, схема нормальной личности по
К. Леонгарду. Центром этой схемы являются
задатки как анатомофизиологические предпосылки
для развития способностей. Следующий
круг — это способности как свойства личности,
отражающие скорость приобретения навыков,
знаний и умений. Затем идет темперамент
как свойство личности, отражающее динамику
психической деятельности. Далее идет
характер как свойство личности, отражающее
отношение человека к себе, людям и труду.
И, наконец, направленность, состоящая
из мотивационной сферы, убеждений, идеалов,
мировоззрения.

На самом деле психологическое
строение личности более сложно. Оно связано
с потребностями человека и его направленностью,
с эмоциональными и волевыми особенностями.
Несмотря на то, что последние рассматриваются
психологией как отдельные процессы, они
по существу являются включенными в строение
личности. Личность человека формируется
и проявляется в его деятельности, поступках,
действиях. В потребностях материальных
и духовных выражается связь человека
с окружающим миром, людьми. Оценивая человеческую
личность, прежде всего необходимо охарактеризовать
круг ее интересов, содержание ее потребностей.
Нужно судить о человеке по мотивам его
поступков, по тому, к каким явлениям жизни
он равнодушен, по тому, чему он радуется,
на что направлены его мысли и желания.

Совокупность основных отношений
к миру, людям и себе образует в своем единстве
свойственную человеку нравственную позицию.
Такая позиция особенно прочна, когда
она становится сознательной, то есть
когда появляются личностные ценности,
рассматриваемые как осознанные общие
смысловые образования.

Ценность – это осознанный
и принятый человеком общий смысл его
жизни. Подлинная ценность должна быть
всегда обеспечена «золотым запасом»
соответствующего смысла, в противном
случае она девальвируется до уровня простой
декларации, более того, может стать бутафорией,
маскирующей совсем другие устремления.

Именно общие смысловые образования,
являющиеся основными конституирующими
единицами личности, определяют главные
и относительно постоянные отношения
человека к миру, другим людям и к самому
себе. Нельзя говорить о нормальном или
аномальном развитии личности, не рассматривая
этих отношений как с динамической стороны,
так и со стороны содержательной. Кроме
того, уровень притязаний, типичные для
данного человека особенности выбора
жизненных целей так же составляют существенную
характеристику динамической стороны
личности. Разного рода нарушения этой
стороны нередко весьма типичны для аномального
развития личности. Можно, например, с
полным основанием думать, что ключ ко
многим превратностям жизни людей, страдающих
неврозами и психопатиями, надо искать
именно здесь – в способах реагирования
на успех и неуспех, в особенностях целеполагания.

Начнем с самого понятия уровня
притязаний. Ф. Хоппе пишет, что человек
приступает к работе с некоторыми притязаниями
и ожиданиями, которые в течение действия
могут меняться. Совокупность этих сдвигающихся,
то неопределенных, то точных ожиданий,
целей или притязаний относительно своих
будущих достижений Ф. Хоппе предложил
назвать уровнем притязаний. Судя по обстоятельствам,
уровень притязаний может колебаться
между целью извлечь из действия максимум
достижений и полным отказом от какого-либо
достижения. Уровень притязаний рождается
из двух противоположных тенденций: с
одной стороны, тенденции поддержать свое
«Я», свою самооценку максимально
высоко, а с другой стороны – тенденции
умерить свои притязания, чтобы избегнуть
неудачи и тем самым не нанести урон самооценке.
Образующиеся в результате конфликта
двух тенденций колеблющиеся психологические
волны уровня притязаний выполняют по
крайней мере две важнейшие психологические
функции. Во-первых, они регулируют конкретную
тактику целеполагания, являясь необходимым
инструментом приспособления к меняющимся
условиям среды. Во-вторых, они по возможности
охраняют человека от нанесения вреда
его самооценке, чувству собственного
достоинства.

Важно заметить, что только
в результате борьбы, конфликта двух названных
тенденций возникает определенный, свойственный
данному человеку уровень притязаний,
с присущими ему переживаниями успеха
и неуспеха, но не наоборот – будто из
самих по себе переживаний успеха и неудачи
непосредственно рождается уровень притязаний.
Поэтому, в частности, выраженные аффективные
реакции на успех и неуспех, которые столь
часто констатируют, например, при психопатиях,
не должны быть главными объектами психологического
рассмотрения. На основании анализа понятий,
введенных Ф. Хоппе, можно утверждать,
что изменения притязаний и целеполагания
тесно зависят от того, как будет решен
в конкретной деятельности нередко возникающий
конфликт между реальными и идеальными
целями субъекта. Умение своевременно
разводить реальные и идеальные цели во
многом определяет зрелость, уравновешенность
личности, надежную защиту самооценки,
рациональную тактику и стратегию целеполагания.

Напротив, слияние, недифференцированность
реальных и идеальных целей может приводить
к серьезным психологическим и жизненным
последствиям, препятствующим полноценному
формированию личности.

А.Н. Леонтьев подчеркивает
важнейшую роль деятельности в формировании
личности, и пишет, что иерархические отношения
между мотивами определяются складывающимися
связями деятельности субъекта, их опосредованиями.
Опосредование связано с одной стороны,
с осознанием мотивов деятельности, перспективных
целей, с другой стороны – с критичностью,
с правильной оценкой своего «Я» и других,
с возможностью регуляции своего поведения.
Указывая, что личность представляет собой
относительно устойчивую конфигурацию
главных, внутри себя иерархизированных
мотивационных линий, А.Н. Леонтьев подчеркивает,
что деятельность человека на психологическом
уровне является единицей жизни, опосредованной
психическим отражением, образом, реальная
функция которого состоит в том, что он
ориентирует в предметном мире. Естественно,
что подобная ориентация не может актуализироваться
без учета контроля.

О механизмах контроля говорит
и П.Я. Гальперин, когда пишет, что действует
не сознание, а личность, которая регулирует
свои действия на основе сознания, и далее,
говоря об общественном сознании, он вновь
подчеркивает, что оно составляет важнейшую
ведущую структуру в системе управления
человеком своим поведением.[3, с.18]

Таким образом, основным радикалом
развитой личности является возможность
опосредования своего поведения, возможность
его регуляции, умение увидеть свои ошибки
и, главное, уметь их исправлять. Не случайно
в основах уголовного судопроизводства
России предусмотрена ответственность
человека за свои поступки; она предусматривается
только в том случае, если человек осознал
все значение своих действий и мог руководить
ими. Следовательно, критичность является
неотъемлемым компонентом, без которого
нельзя опосредовать свое поведение. Поэтому
правомерно предполагать, что изучение
опосредования и зрелости личности можно
изучать через анализ критического отношения
человека к себе и окружающему, через анализ
контроля. При этом следует отметить, что
понятие критичности и контроля в литературе
часто не разграничиваются. Это понятия
родственные, но не однозначные. Критичность
— это устойчивое психическое состояние
человека, которое как и любое другое психическое
состояние, является, говоря словами С.Л.
Рубинштейна, непосредственно динамическим
эффектом деятельности человека. Контроль
же представляет собой конкретное проявление
этого состояния и связан с осознанием
своих отдельных действий и поступков
в реальной ситуации. Иными словами состояние
критичности является существенным компонентом
деятельности человека, контроль же связан
с его действиями, является в известном
смысле производным от критичности. В
психологической литературе критичность
исследуется в основном как контроль в
процессе решения задачи, как компонент
ориентировочно — исследовательской деятельности,
как возможность отличия своих действий
от ожидаемого результата. Она связывается
с поисковой деятельностью, с механизмом
сличения, входящим в структуру мыслительного
акта. В действительности же критичность
выступает как компонент самосознания,
позволяющий оценить себя, свои мотивы
и поступки. В этом своем значении критичность
дает возможность человеку опосредовать
не только свои отдельные действия, но
и поведение в целом. И наоборот, нарушение
критичности приводит к нарушению опосредования,
которое принимает вид различных форм
неудачных способов компенсации, защиты,
нарушения общения.

Другой известный психолог
Э. Фромм пишет, что психически здоровый
индивид продуктивен и не отчуждаем; со
своими эмоциями он ощущает связь с окружающим
миром, со своим интеллектом он постигает
объективную реальность; он осознает свою
собственную неповторимую личность и
чувствует свою связь с ближними.

Следует отметить общность
взглядов большинства авторов по вопросу
о том, какие свойства личности могут быть
отнесены к кругу нормальных. Г. Олпорт,
проанализировав описания многих психологов,
представил их в виде следующего перечня:

1. интерес к внешнему 
миру, расширение связей «Я» с 
внешним миром;

2. самообъективизация, привнесение 
своего внутреннего опыта в 
актуально переживаемую ситуацию,
способность юмористически окрашивать 
действительность;

3. наличие «жизненной 
философии», которая упорядочивает,
систематизирует опыт и сообщает 
смысл индивидуальным поступкам;

4. способность к установлению 
теплых, душевных контактов с 
окружением;

5. владение адекватными 
навыками, способностями и восприятиями,
необходимыми при решении практических 
проблем повседневной жизни;

6. любовь и уважение 
ко всему живому.

Г. Олпорт выделяет ряд психологических
механизмов (сказать точнее — описательных
характеристик), которые свойственны нормальной
личности. Это следующие так называемые
анаболические механизмы:

1. активная позиция по 
отношению к действительности, изучение 
и преодоление реальности, а не 
бегство от нее;

2. доступность опыта сознанию
(то есть способность видеть 
события собственной жизни такими 
каковы они есть, не прибегая 
к «психологической защите»);

3. самопознание с присутствием 
юмора;

4. способность к абстракции;

5. постоянный процесс 
индивидуализации — развитие и усложнение 
внутренней личности, не приводящий,
однако, к аутизму;

6. функциональная автономность 
мотивов;

7. устойчивость к фрустрациям.

В противоположность анаболическим
механизмам, обеспечивающим психическое
здоровье, Г. Олпорт приводит список катаболических,
патогенных механизмов (опять же, если
сказать точнее, — свойств). Это:

1. пассивная позиция по 
отношению к действительности;

2. вытеснение;

3. другие способы защиты 
«Я» (рационализация, реактивные образования,
проекции и замещения, всевозможные 
формы искажения истинного положения 
вещей в угоду внутреннему 
равновесию и спокойствию);

4. ограниченность мышления 
на конкретном уровне;

5 всевозможные формы «закоснения» 
развития.

По мнению Г. Олпорта, именно
эти механизмы, качественно отличные от
анаболических, характерны для различных
случаев аномалий.

Затрагивая вопрос о том, насколько
специфичен психологический процесс формирования
аномалий личности, то есть насколько
он отличается по своим внутренним механизмам
от формирования нормальной личности,
мы сразу сталкиваемся с острой методологической
проблемой соотношения нормы и патологии,
нормальных и патологических механизмов
в развитии личности. Не касаясь здесь
различных точек зрения и дискуссий по
этому поводу, перейдем сразу к тому выводу,
который вытекает из проведенного анализа.

Источник

Читайте также:  Что дать от анемии детям 3 года

Оглавление

Введение 3
1. Теория девиации 4
2. Проявление социальной анемии 8
3. Управленческие методы предотвращения социальной анемии 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Введение

Актуальность темы. Отклоняющиеся поведение — поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от него общество.
Анемия — это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции.
Теория аномии — концепция, которая объясняет некоторые виды преступности, уделяя основное внимание лицу, в отличие от теории дифференцированного связи, объектом которой являются условия социального окружения.
Теория социальной дезорганизации объясняет преступность на социальном уровне, ставит психологию преступника в зависимость от процесса функционирования общества в целом.
Предмет исследования – социальная анемия. Объект исследования – управленческие решения в сфере преодоления социальной анемии.
Цель данной работы -изучить управленческие решения по предотвращению социальной анемии. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть теория девиации
2. Изучить проявление социальной анемии
3. Охарактеризовать управленческие методы предотвращения социальной анемии
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Заключение

Анемия — это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции. Понятие анемии введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Состояние дезорганизации (анемии) создает условия для девиации, т. е. отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация возникает и в стабильных обществах.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 1980-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Читайте также:  Железодефицитная анемия может развиваться при следующих состояниях

Список литературы

1. Абрамов, Е.И. Социология управления. – М.: ООО «ТНТ», 2015. – 340 с.
2. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. – М.: КноРус, 2013. – 248 с.
3. Батаршев, М.А. Психология управления. – М.: Дело, 2016. – 240 с.
4. Кашапов, М.М. Психология педагогического мышления. – СПб.: Алетейя, 2015. – 464 с.
5. Орлова, И.М. Краткий курс по государственному и муниципальному управлению. – М.: Окей-книга, 2013. – 128 с.
6. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Владос, 2000. – 288 с.
7. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2014. – 448 с.
8. Степанова, Е.М. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб.: Алетейя, 2016. – 288 с.
9. Сушков, О.И. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, Деловая книга, ИП РАН, 2016. – 448 с.
10. Тарасова, И.А. Конспект лекций. Государственное и муниципальное управление. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.
11. Толстых, М.А. Психология. – СПб.: Алетейя, 2015. – 288 с.
12. Федорова, М.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2015. – 641 с.
13. Шамарова, Г.М. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Синергия, 2013. – 320 с.
14. Яковлев, А.П. Психология управления. – М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
15. Яновский, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: КноРус, 2013. – 200 с.

Источник