Скачать сестринский процесс при бронхиальной астме
Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) — самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.
Наследственность — риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности — контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание ребенка — раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.
— Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.
Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия — мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.
Лечение бронхиальной астмы
1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.
Гипоаллергенная диета — исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.
Гипоаллергенный быт — особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей — акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
2. Медикаментозная терапия.
— Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.
Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет — ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет — ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.
— Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.
Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:
1 этап. Сбор информации
— Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза — сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации — сухие свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений
Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено и согласовано
на заседании предметно-
цикловой комиссии
Протокол № ________
«___» ___________20 ___ г.
Председатель ПЦК
клинических
дисциплин
Радченко Т.В.________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
для обучающегося
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.
Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля
Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме
2016 г
Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.
Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.
Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Содержание
- Методический блок:
1.1.Обращение к обучающимся
1.2. Мотивация изучения темы
1.3. Цели обучения
2. Информационный блок:
2.1. Структура теоретической части:
2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.
2.2.2.Методы обследования
2.2.3.Лечение, принципы ухода
3. Обобщение и систематизация изложенного материала
4. Список литературы
1.Методический блок
Уважаемый студент!
1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.
1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.
Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.
Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.
В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.
Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.
Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.
Бронхиальная астма – заболевание хроническое.
«Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.
У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.
Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.
Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.
Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.
1.3. Цели обучения:
учебные:
-добиться прочного усвоения знаний
-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях
— применять теоретические знания на практике;
развивающие:
-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности
— развивать культуру речи, память;
воспитательные:
— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;
— развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),
выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);
знать
факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
- Информационный блок.
Теоретическая часть.
Сестринский уход при бронхиальной астме
Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.
По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения.
Современная этиологическая классификация
бронхиальной астмы.
- Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
- бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
- пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
- лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
- пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
- профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
- Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
- нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
- эндокринные нарушения;
- нервно-психические нарушения;
- нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
- физическая нагрузка.
3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм.
ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.
Выделяют 3 стадии.
- Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
- Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
- Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.
Клиническая картина:
Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.
Приступ удушья – это:
- одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
- свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
- свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
- кожные покровы бледные, сухие;
- в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
- приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
- больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
- кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.
Лечение приступа удушья:
- Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
- Успокоить больного
- Обеспечить доступ свежего воздуха.
- Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
- Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
- Увлажненный кислород
- Вибромассаж грудной клетки
- Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
- Преднизолон 5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)
- Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
- Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами
Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.
ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:
- Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
- Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра
Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.
(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.
Атопическая бронхиальная астма.
ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:
- Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
- Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
- Воздействие на иммунологическую фазу
Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.
- Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).
Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:
# водно-солевые
# очищенные аллергены
# активные фракции аллергенов
# химические модифицированные аллергены
# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами
# пролонгированные аллергены
Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.
- Неспецифическая десенсибилизация
– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.
# разгрузочная диетотерапия;
# лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме;
# лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:
- экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
- сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
- настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
- пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
- Воздействие на патохимическую фазу.
- Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
- хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
- недокромил натрия (тайлед)
- кетотифен (задитен, позитан)
- Лечение глюкокортикоидами.
Механизм действия глюкокортикоидов:
- стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
- увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
- уменьшают отёк слизистой бронха.
Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:
I вариант – лечение ингаляционными формами
(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)
1е поколение:
Беклометазона дипропионат (бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин)
(терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)
2е поколение:
будесонид (горакорт, пульмикорт)
ингакорт (флунизолид)
фликсотид (флютиказона пропионат)
терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки
Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.
Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:
- развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
- системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.
II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально
(системная глюкокортикоидная терапия).
Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:
- очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
- кортикозависимая бронхиальная астма;
- астматический статус.
Используют три группы глюкокортикоидов:
1я группа – группа преднизолона:
- преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
- метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)
2я группа – группа триамцинолона:
- триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
- кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг
3я группа – группа дексаметазона:
- дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки 0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)
Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.
Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:
- ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
- психозы, эмоциональная лабильность
- истончение, сухость кожи
- атрофия мышц
- остеопороз
- гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
- артериальная гипертензия
- задержка натрия и отёки
- угнетение функции надпочечников
- Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма
Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)
- терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г 2 раза в сутки
- астелизол (гисманал) 10 мг 1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
- лератидин (кларитин) 0,01 г 2 раза в сутки
- акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
- цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
- Воздействие на патофизиологическую стадию.
- Бронходилятаторы
Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:
- сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
- вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
- сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
- тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
- ипрадол – 200 мкг 2-4 раза в сутки
- Метилксантины
оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.
Пролонгированные теофиллины.
- нифил
- дилатрон
- эуфилонг
- филоконтин
Частота приёма – 1 раз в сутки
- Отхаркивающие средства и фитотерапия.
- Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
- Физиолечение.
- Электросон
- Электрофорез
- Ультразвук
- УФО грудной клетки
- Аэрофитотерапия
- Дыхательная гимнастика
- Барокамера
- Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
- Лечение лазером (внутривенное)
- Ингаляции
- Массаж грудной клетки
- спелеокамера
Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)
Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;
Литература
- 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
- Лекции