Школы здоровья для пациентов с хроническим бронхитом

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «_23___»____марта___2015  г.

ПОЛОЖЕНИЕ  О  ШКОЛЕ  ЗДОРОВЬЯ  ДЛЯ  БОЛЬНЫХ

ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ

1.         Общие положения.

1.1.          Школа здоровья для больных ХОБЛ (далее — Школа) создается как

            структурное подразделение на базе амбулаторно- поликлинического учреждения.

1.2.          Руководитель школы – врач – пульмонолог осуществляет руководство          

            работой Школы, проводит занятия для больных.

1.3.          Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности

            руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет

            ГУЗ «УОКЦПП».

2.            Основные задачи Школы.

2.1.     Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения 

           ХОБЛ сегодня.

2.2.     Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность 

           проводимого лечения.

2.3.         Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в       

течении ХОБЛ, предотвращать его.

2.4.     Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

           пикфлоуметр.

2.6.     Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от  

           этого будет зависеть полнота успеха лечения.

3.           Основные цели обучения в Школах для больных ХОБЛ.

3.1.          Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

            тактике оказания помощи.

3.2.          Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

            риск развития его осложнений.

3.3          Обучить больных ХОБЛ проведению самооценки и самоконтроля в  домашних

           условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств             

           доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

3.4       Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

           ХОБЛ.

3.5.     Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

           формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния 

           на здоровье.

3.6.     Убедить в необходимости бросить курить.

3.7.     Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

3.8.        Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого

           пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и

           оздоравливаться.

4.           Основная деятельность Школы.

4.1.          Обучение больных с ХОБЛ по основным программам.

4.2.          Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с ХОБЛ,

            обучающихся в Школе.

4.3.          Анализ эффективности обучения больных с ХОБЛ.

4.4.          Взаимодействие со Школами в других ЛПУ, обмен опытом работы с целью ее

            совершенствования.

5.            Стандарт оснащения Школы.

5.1.          Стулья – 12 шт.

5.2.          Столы без тумбочек — 5 шт.

5.3.          Кресло для обучающего специалиста – 1 шт.

5.4.          Доска маркерная – 1 шт.

5.5.          Тумбочки – 2 шт.

5.6.          Шкаф платяной – 1 шт.

5.7.          Шкаф для размещения наглядных пособий – 1 шт.

5.8.          Пикфлоуметр – 12 шт.

5.9.          Ростомер – 1 шт.

5.10.       Весы напольные – 1 шт.

5.11.       Сантиметровая лента – 1 шт.

5.12.       Комплекты структурированных программ обучения по темам – 3 шт.

5.13.       Демонстрационное оборудование – 1 шт.

5.14.       Копировальный аппарат – 1 шт.

5.15.       Компьютер с принтером – 1 шт.

5.16.       Комплект систем ингаляционной доставки лекарств – 2 шт.

5.17.       Комплект оборудования для длительной кислородотерапии на дому – 1 шт.

5.18.       Пульсоксиметр – 1 шт.

5.19.       Прибор для измерения окиси углерода выдыхаемого воздуха – 1 шт.

5.20.       Прибор для измерения окиси азота выдыхаемого воздуха. – 1 шт.

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «__23__»__марта___2015  г.

ПРОГРАММА  РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ

ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ

     Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое.

Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает

информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и

практических навыков у пациентов.

     Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов,

имеющих близкие уровни дыхательной недостаточности, уровень риска.

     Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности

организации включение дополнительных тем.

Цели:

Читайте также:  Как лечить бронхит алмагом у детей

1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

    тактике оказания помощи при ХОБЛ.

2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

    риск развития его осложнений.

3. Обучить больных ХОБЛ проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, 

    ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при

    появлении симптомов.

4.  Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

     ХОБЛ.

5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

    формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния 

    на здоровье.

6. Убедить в необходимости бросить курить.

7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого  

  пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

Задачи:

1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения 

    ХОБЛ сегодня.

2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность 

    проводимого лечения.

3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении   

    ХОБЛ, предотвращать его.

4. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

    пикфлоуметр.

5. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от  

    этого будет зависеть полнота успеха лечения.

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «__23__»__марта___2015  г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ

Тема

Дата проведения

Ответственный

1.

Что надо знать о ХОБЛ?

Первый  и третий понедельник месяца

Демина О.В.

2.

Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.

Первый и третий вторник месяца

Демина О.В.

3.

Терапия и питание при БА.

Первая и третья среда месяца

Демина О.В.

4.

Физическая активность при БА.

Первая и третья пятница месяца

Демина О.В.

5.

Ингаляционная терапия БА.

Второй и четвертый понедельник месяца

Демина О.В.

6.

Профилактика и лечение БА.

Второй и четвертый вторник месяца

Демина О.В.

7.

Ночная астма. Пищевая аллергия.

Вторая и четвертая среда месяца

Демина О.В.

Источник

Школы здоровья для пациентов с хроническим бронхитом

Хронический бронхит – воспалительное заболевание, поражающее бронхи и отличающееся волнообразным течением с обострениями до трех месяцев. Хронический бронхит может привести к инвалидности больного.

Этиология

Развитие хронического бронхита может начаться под влиянием негативных факторов внешней среды – запыленного воздуха, химических загрязнителей, курения и т.д. Острые воспаления бронхов также являются одной из частых причин, приводящих к развитию хронической формы заболевания.

Острый бронхит поражает слизистую бронхиального дерева, в то время, как при хронической форме бронхит затрагивает более глубокие слои, включая соединительнотканную оболочку.

К признакам хронического бронхита относится утренний кашель с выделением мокроты, который постепенно начинает мучить больного и в другое время суток. Наиболее мучительным кашель становится в холодную сырую погоду. На последней стадии развития заболевания кашель становится практически постоянным, а мокрота становится гнойной или слизисто-гнойной.

Формы хронического бронхита

В первой (простой) форме для хронического бронхита не характерны явления обструкции, обильные слизистые выделения при кашле.

При гнойной форме в мокроте появляется примесь гноя, появляется слабая обструкция в бронхах.

Хронический обструктивный бронхит характеризуется постоянными изменениями всего бронхиального дерева.

Любая из форм хронического бронхита может сопровождаться бронхоспастическим синдромом.

Симптомы

Для хронического бронхита характерны частые обострения, особенно в холодную погоду. У больного отмечается усиление кашля, прогрессирует одышка. Мокрота увеличивается в объемах. Изменяется общее состояние больного – появляется постоянное недомогание, высокая утомляемость, ночное потоотделение. Температура тела может быть нормальной или повышаться до субфебрильной.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ — Диагностика и лечение в Таганроге

Дыхание при хроническом бронхите жесткое, с сухими хрипами над легкими. В анализах крови отмечается нормальное СОЭ и лейкоцитарная формула. В некоторых случаях обнаруживается незначительный лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом. В гнойной форме в крови обнаруживается увеличение количества сиаловых кислот, серомукоида, фибриногена, С-реактивного белка.

Читайте также:  Хорошее народное средство от бронхита для детей

Диагностика

Для диагностики заболевания проводится цитологическое, биохимическое и макроскопическое исследование мокроты. Наличие в мокроте гнойной примеси говорит о хронической стадии процесса. Также в мокроте могут быть выделены нейтрофильные лейкоциты, увеличенное количество кислых мукополисахаридов, ДНК-волокон.

Во время обострения усиливаются все проявления расстройства дыхательной системы. При наличии легочной гипертензии могут отмечаться проблемы системы кровообращения.

Диагноз хронический бронхит ставится через два года наблюдения у врача.

Дифференциальная диагностика может осуществляться с бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью и т. д. Для постановки правильного диагноза проводится рентген грудины, биохимический анализ мокроты, крови, бронхоскопия.

Лечение

Хронический бронхит трудно поддается лечению. Основной его целью является устранение инфекции, восстановление проходимости бронхов. Для повышения эффективности лечения необходимо максимально устранить все негативные факторы внешней среды.

Для лечения назначаются антибиотики, витамины. Категорически запрещается курение. В качестве дополнительных методов лечения используется массаж, лечебная физкультура. Для того, чтобы бронхит не перешел в хроническую стадию, необходимо проводить своевременное лечение острой формы заболевания.

При развитии хронического бронхита лечение должно проводиться постоянно, независимо от того, находится болезнь в стадии ремиссии или обострения. Для лечения сложных случаев бронхита используются антибиотики и муколитические препараты, обильное питье. По показаниям врача может быть назначен бронхоальвеолярный лаваж, бронхоскопия, подразумевающие под собой промывание бронхов специальными препаратами через специальную трубку.

Для увеличения эффективности лечения используются ингаляции, дыхательная гимнастика, горчичники, компрессы. Обязательно нужно соблюдать сбалансированную диету, принимать иммунодепрессанты и витаминные комплексы.

Профилактика

Первичная профилактика заболевания подразумевает под собой устранение негативных факторов среды – отказ от курения, смена места работы, профилактика вирусных заболеваний. Вторичная профилактика имеет своей целью предупреждение обострений заболевания.

Запись на консультацию по телефону: 8 (8634) 36 46 01 в Таганроге

Часы приема врачей – с 10.00 до 15.00.

Суббота — с 10.00 до 13.00

Е-mail: klinika@vvi-klinika.ru

Лицензия № ЛО-61-01-003776

Материал подготовила Наталья КОВАЛЕНКО. Иллюстрации с сайта: © 2013 Thinkstock.

Источник

«Школа для пациентов с ХОБЛ»

Время проведения: по средам в 14.00 часов

Место проведения: 353 каб. или кабинет врача-пульмонолога

Тематика занятий: в соответствии с Положением о «Школе для пациентов с ХОБЛ»

Школу проводят: врачи-пульмонологи высшей квалификационной категории Щукина Л.В., Сердцева Т.Б.

Контактный телефон: 23-45-63

Положение

о «Школе для пациентов с ХОБЛ»

    1. Основная цель «Школы для пациентов с ХОБЛ» (в дальнейшем «Школа») оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

    2. Школа создается на базе амбулаторно- поликлинического отделения, в том числе отделении медицинской профилактики или пульмонологическом отделении стационара медицинской организации.

    3. Школа организуется приказом главного врача медицинской организации. В приказе утверждается руководитель школы порядок и формы направления пациентов на обучение в школе, график проведения школы на год.

    4. Руководство Школой проводит специалист с высшим или средним медицинским профессиональным образованием, осуществляющий медицинскую деятельность.

    5. Работа в Школе осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

    6. Занятие в школе имеют право проводить медицинские работники, в.т.ч. врач, фельдшер, акушерка, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра.

    7. В школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются с не осложненным течением ХОБЛ.

    8. Рекомендуемая численность пациентом в группе 10-12 человек.

    9. Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом или специалистами любого профиля.

    10. Организационные модели школы здоровья могут включать две схемы:

      — обучение пациентов на всех занятиях курса поводит один специалист;

      — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от наличия и квалификации. В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие врач пульмонолог, врач-аллерголог ,врач или инструктор по лечебной физкультуре и др. специалисты.

    11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в школе осуществляется руководителем Школы.

    12. Отчет о работе школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового отчета в форме № 30 «Сведения о медицинской организации» в таблице деятельности отделения медицинской профилактики.

Читайте также:  Заболевания органов дыхания у детей бронхиты пневмонии

II. Задачи школы здоровья

    2. Основными задачами школы для пациентов с ХОБЛ являются:

    2.1. Повышение информированности пациентов в ХНИЗ и его факторов риска;

    2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

    2.3. Предупреждение прогрессирования болезни, профилактика обострений и осложнений, повышение толерантности к физической нагрузке путем обучения больных методам самоконтроля заболевания и коррекции факторов риска, что позволяет в конечном итоге улучшить качество жизни, снизить инвалидность и смертность больных с ХОБЛ.

    2.4. Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях.

    2.5. Оказания помощи больных в устранении факторов риска — главное в отказе от курения.

    2.6. Обучение больных с ХОБЛ практическим навыкам для поддержания удовлетворительного самочувствия в повседневной жизни.

    2.7. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

    2.8. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.

    Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.

    2.9. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

            III. Основная деятельность школы здоровья

      1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения программирования заболеваний и осложнений.

      2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в школе.

      3. Оценка организации и качества обучения в школе .

              IV. Оснащение школы здоровья

      1. Обязательное оборудование школы:

        — помещение для занятий;

        — столы и стулья;

        — доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

        — информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

      2. Дополнительное (по необходимости ) оборудование Школы:

        — проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

        — принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

        — аудио- и видеоаппаратура и аудио и видеоматериалы;

        — зал лечебной физкультуры.

      3. Оснащение школы: пикфлоуметры, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

            V. Информирование Школ здоровья

    5. 1. Обязательный информационный минимум должен содержать:

    • ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию больного);

    • обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого больного в борьбе с болезнью;

    • разъяснения важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающихся принципов экстренной взаимопомощи;

    • гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:

      — режима труда и отдыха;

      — физической активности;

      — правильного питания и основ диетотерапии;

      — необходимости отказа от вредных привычек и методов борьбы с ними;

      — устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.

      VI. Построение занятий

      1. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 мин). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.

      2. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.

      VII. Обязанности руководителя школы

      7.1. Обеспечить регулярной деятельности школы.

      7.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в школе.

      7.3. Оценки организации и качества обучения в Школе.

      7.4 Координация деятельности со специалистами других подразделений.

      7.5. Ежеквартальные и ежегодные предоставление отчета о работе школы в отдел медицинской профилактики БУ «Республиканский центр профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины» МЗСР ЧР.

      7.6. Контроль качества занятий проводиться по результатам анкетирования до начала и после каждого занятия.

                VIII. Тематика занятий

    1.Хроническая обструктивная болезнь легких (далее ХОБЛ). Определение, понятие ХОБЛ.

    1. Факторы риска. Курение и ХОБЛ.

    2. Особенности питания и образа жизни с ХОБЛ.

    3. Лечение ХОБЛ.

    4. Возможные осложнения ХОБЛ, прогноз и профилактика.

    5. Дыхательная гимнастика при ХОБЛ.

    Источник