Школа здоровья для пациентов с анемией доклад

Школа
для пациентов – это совокупность средств
и методов индивидуального и группового
воздействия на пациентов и население,
направленная на повышение уровня их
знаний, информированности и практических
навыков по рациональному лечению
заболевания, профилактике осложнений
и повышению качества жизни.

Школы
организуются в лечебно-профилактических
учреждениях первичного звена
здравоохранения, поликлиниках,
стационарах, медико-санитарных частях,
кардиологических диспансерах, центрах
медицинской профилактики,
санаториях-профилакториях, курортах,
санаториях, оздоровительных центрах,

Цель
организации Школ – оптимизация,
совершенствование и повышение охвата,
доступности и качества медицинской
профилактической помощи населению:

• повышение
информированности пациентов о заболевании
и его факторах риска;

• повышение
ответственности пациента за сохранение
своего здоровья;

• формирование
рационального и активного отношения
пациента к заболеванию, мотивации к
оздоровлению, приверженности к лечению
и выполнению рекомендаций врача;

• формирование
у пациентов умений и навыков по
самоконтролю за состоянием здоровья,
оказанию первой доврачебной помощи в
случаях обострений и кризов;

• формирование
у пациентов навыков и умений по снижению
неблагоприятного влияния на их здоровье
поведенческих ФР (питание, двигательная
активность, управление стрессом, отказ
от вредных привычек);

• формирование
у пациентов практических навыков по
анализу причин, факторов, влияющих на
здоровье и обучение пациентов составлению
плана индивидуального оздоровления.

Пациенты
направляются на занятия в Школе участковым
врачом или через участкового врача
специалистами любого профиля. Пациенту
выдается направление на посещение школы
заполненное по форме, утвержденной
главным врачом (образец направления
см. ниже).

Для
пациентов с осложненным течением
заболевания, очень высоким риском
сердечно-сосудистых осложнений,
программа обучения требует модификации.

Программа
обучения состоит из цикла структурированных
занятий, продолжительностью по 90 минут
каждое. Всего в цикл входит 8 занятий,
из которых 7 являются обязательными для
всех пациентов, 1 занятие («Курение и
здоровье») направлено на курящих
пациентов или их родственников.

Численность
пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое
занятие включает информационный материал
и активные формы обучения, направленные
на развитие умений и практических
навыков у пациентов. Все занятия
хронометрированы, имеют четкие инструкции
по ведению.

Пациенты,
обучающиеся в Школе, обеспечиваются
Дневником пациента, который является
неотъемлемой частью процесса обучения
и содержит справочный материал,
необходимый для пациентов в процессе
обучения и в дальнейшем.

Программа
разрабатывается на основе образца
типовой программы обучения пациентов,
включающей обязательные темы (понятие
о заболевании, основы питания, физической
активности, медикаментозной терапии,
методы самоконтроля и измерения
артериального давления, ведения дневника,
управление стрессом).

Помещение
должно иметь стол (желательно круглый
или расположенный на середине комнаты,
чтобы слушатели могли сидеть вокруг
него), стулья, кресла, располагающие к
полуторачасовым занятиям. В помещении
должен быть демонстрационный материал
как для постоянной экспозиции на стенах
(справочные, информационные материалы),
так и для раздачи пациентам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Чем опасен латентный дефицит железа (ЛДЖ), какие болезни повышают риск развития анемии и как распознать опасное состояние.

У анемии могут быть разные причины, от недостатка фолиевой кислоты и витамина B12 до новообразований. Тем не менее примерно половина всех случаев анемии во всем мире связана с дефицитом железа в совокупности с обильными менструациями и хроническими кровотечениями.

Дело в том, что при анемии понижается уровень гемоглобина, особого белка, который осуществляет транспортировку кислорода от легких к тканям. А основной «ингредиент» гемоглобина — железо. Именно поэтому, если есть повод подозревать анемию, следует обратиться в районную поликлинику, а не в онкодиспансер.

Как проявляется.

Снижение уровня гемоглобина в клетках крови, эритроцитах, приводит к нарушениям в работе иммунной системы, щитовидной железы. К симптомам анемии относят слабость, повышенную утомляемость, одышку, учащенное сердцебиение, бледность кожи. Необязательно, чтобы все эти симптомы возникли одновременно, у многих наблюдается лишь несколько признаков. Тяжесть симптомов во многом зависит от того, как быстро развивается анемия.

Почему возникает.

В организме в норме содержится 3–4 грамма железа. Запас расходуется медленно, и организм успевает получить достаточное количество этого микроэлемента с пищей. Но баланс легко нарушить. Если железа не хватает или оно не усваивается, состояние усугубляется хроническим кровотечением, риск развития анемии повышается в разы.

К дефициту железа могут привести желудочные кровотечения, вызванные приемом нестероидных противовоспалительных препаратов, язвой желудка. Этому также способствуют болезнь Крона, язвенный колит, целиакия. Если вы страдаете одним из этих заболеваний, следует быть начеку.

Сначала развивается мягкий дефицит железа (иногда его называют предлатентным), истощаются его запасы. На этом этапе все протекает незаметно, человек не ощущает ничего особенного. Если запасы микроэлемента продолжают таять, развивается железодефицитный эритропоэз, или латентный дефицит железа (ЛДЖ). При этом уровень гемоглобина обычно остается в норме, симптомы выражены слабо. Тем не менее распознать опасное состояние можно. Для этого исследуется концентрация трансферрина в сыворотке крови. При ЛДЖ уровень трансферрина повышается.

Читайте также:  Приказ 709 моз украины железодефицитные анемии 2015 г

Когда ресурсы организма исчерпаны и запасы железа подходят к концу, развивается анемия. Снижается уровень гемоглобина и ферритина, уменьшается число эритроцитов, появляется слабость, отдышка и другие симптомы.

Что делать.

Симптомы анемии — повод незамедлительно обратиться к терапевту. Для подтверждения диагноза обычно достаточно общего анализа крови. В некоторых случаях потребуется исследование уровня трансферрина и ферритина. При необходимости врач направит на консультацию к проктологу, гинекологу и гастроэнтерологу.

Лечение железодефицитной анемии обычно включает в себя прием препаратов железа и изменение диеты. Чаще всего используется сульфат железа в таблетках. Среди распространенных побочных эффектов — боль в животе, запор или диарея, изжога.

Как и все лекарства, препараты железа должны храниться в недоступном для детей месте. Передозировка железа может быть смертельно опасна для маленького ребенка.

Источник

Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья

В амбулаторно-поликлинических учреждениях

Курсовая работа

Исполнитель: Иконникова Анастасия

Студентка: группы: 301 МС

Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна

главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»

Екатеринбург, 2017

Содержание

Введение

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья

1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

Задачи:

— обучение пациентов по типовым программам;

— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Предмет: реализация программ Школ здоровья

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:

— артериальной гипертонии;

— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;

— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

А так же: — для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

Читайте также:  Тяжелая форма анемии симптомы

— курящие пациенты направляются желающие бросить курить.

Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.

Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:

– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

Обязательное оборудование Школы:

— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

— столы и стулья в количестве 15 штук;

— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

— зал ЛФК.

Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья

1. Для пациентов с артериальной гипертонией:

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

015 – кардиология;

01 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Физическая активность и здоровье.

Занятие 4. Стресс и здоровье.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.

2. Для пациентов с бронхиальной астмой:

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

Читайте также:  Мазок крови при железодефицитной анемии

04 – медицинские услуги по профилактике;

037 – пульмонология;

03 – Школа для больных бронхиальной астмой

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:

Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

012 – диабетология;

01 – Школа для больных с сахарным диабетом.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.

Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?

Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.

4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:

Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

001 – акушерство и гинекология;

03 – Школа для беременных.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.

Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.

Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.

Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.

Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.

Занятие 5. Ребенок первого года жизни.

5. Для желающих бросить курить:

Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).

Занятие 1. Курение и здоровье.

Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.

1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург

Заключение

Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.

Школы здоровья – это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации. но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.

С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Список литературы

1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»

2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»

3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»

4. ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»

Литературные источники

1.

2.

Интернет ресурсы

https://vocmp.oblzdrav.ru/wp-content/uploads/Положение-о-Школе-здоровья-для-пациентов.pdf

https://www.medprofural.ru/Shkola-zdorovya

Источник