Сестринский уход при пневмонии и бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) — самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.
Наследственность — риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности — контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание ребенка — раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.
— Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.
Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия — мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.

Лечение бронхиальной астмы

1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.
Гипоаллергенная диета — исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.
Гипоаллергенный быт — особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей — акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
2. Медикаментозная терапия.
— Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.
Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет — ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет — ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.
— Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.

Читайте также:  Инфекционно зависимая бронхиальная астма признаки

Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза — сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации — сухие свистящие и влажные хрипы.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Читайте также:  Новые подходы в лечении бронхиальной астмы

Источник

Сестринский процесс при бронхитах, пневмониях.

Бронхиты — воспаление стенки бронхов — являются весьма распространенными заболеваниями.
Бронхиты бывают инфекционные, токсические, возникающие при механических воздействий и под влиянием резкого охлаждения.
Бронхиты могут быть связаны с аллергическими проявлениями в организме, а также с расстройством кровообращения в легких при пороках в сердца.
В зависимости от характера воспалительного процесса различают бронхиты: катаральные, гнойные, слизисто- гнойные. По остроте и длительности различают бронхиты острые и хронические, по протяженности — диффузные и очаговые. Бронхиты, сопровождающиеся сужением бронхов называются обструктивными.
Острый бронхит — острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Основной причиной развития острого бронхита является проникновение в бронхи инфекционных агентов- вирусов. Заболевание может развиваться под влиянием химических факторов , при вдыхании сероводорода, аммиака, паров брома, хлора, окислов азота, горячего или холодного воздуха. Способствующий фактор- переохлаждение.
Хронический бронхит — диффузное воспаление слизистой оболочки бронхиального дерева, характеризующееся длительным течением с периодическими обострениями. Течение бронхита ухудшается при инфицировании дыхательных путей, неблагоприятных климатических условиях. Чаще всего хронический бронхит является следствием острого, лечение которого было проведено несвоевременно или не было доведено до конца. Наибольшая вероятность перехода острого бронхита в хронический отмечается у маленьких детей или людей старческого возраста. Хронический бронхит относится к группе хронических неспецифических заболеваний легких и имеет непосредственное отношение к развитию бронхиальной астмы, эмфиземы, рака легких.

Сестринский процесс при остром и хроническом бронхите.

1 этап: Сестринское обследование пациента:
Кашель, отделение мокроты, нарушение легочной вентиляции и бронхиальной проходимости, цианоз, развитие эмфиземы и хронического легочного сердца, бронхоспастического синдрома, перкуторно — при развитии эмфиземы коробочный звук, аускультативно — жесткое дыхание с сухими или влажными хрипами, при бронхоспазме на фоне удлиненного выдоха выслушиваются сухие свистящие хрипы, повышение температуры, слабость, потливость.

2 этап: Проблемы пациента.
Кашель — сухой или влажный с отделением мокроты, больше утром, усиливается в сырую и холодную погоду, после переохлаждения, причиняет неудобства. Усиливается на фоне длительного курения, при переходе из теплого помещения на холод. Недомогание, снижение трудоспособности, хочется больше находится дома, апатия.
Слабость — желание полежать, нагрузки вызывает потливость.
Одышка — ЧДЦ составляет 20 и более, усиливается при физической нагрузке.
Тахикардия
Лихорадка температура тела 37- 39 С
Плохой сон — головная боль, разбитость, ломота в теле.
Мокрота — слизистого, слизисто- гнойного или гнойного характера, количество от небольшого трудноотделяемого до значительного.
Быстрая утомляемость
Потливость — частая смена нательного белья

3 этап: Планирование сестринских вмешательств
Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациента
Обеспечивать проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание.
Обеспечивать пациенту доброе, богатое витаминами питание.
Провести беседу с пациентом о сущности заболевания, разъяснить необходимость выполнения инъекции, успокоить.
Выполнять назначения врача, следить за возможными побочными явлениями лекарственных средств.
Мотивация: Для профилактики осложнений, активного участия пациента в лечении
Наблюдение: За частотой ЧСС, ЧДД, пульсом, АД, характером мокроты, ее количеством, температурой тела.
Роль больного и родственников: Обеспечить больному физический и психический покой. Строго следить за соблюдением диеты и режима, за выполнением всех назначений. Исключение алкоголя и курения. Объяснить важность последующей диспансеризации.
Основные направления при лечении пациента:
Противовоспалительные средства, жаропонижающие, антибиотики, отхаркивающие для разжижения мокроты, при наличии бронхоспазма — бронхолитики; при сухом мучительном кашле- противокашлевые ; отвлекающие средства- горчичники, ножные ванны, обильное питье, щелочные минеральные воды, при тяжелых обострениях- лечебные бронхоскопии; при стихании процесса- физиотерапевтические процедуры, занятия ЛФК.

4 этап: Реализация план сестринских вмешательств
Независимые действия медсестры — используются методы ухода и наблюдения за больными: частота пульса, дыхания, АД, ЧСС, физиологические отправления, общее состояние, проветривание помещения, постановка горчичников, смена постельного и нательного белья, рекомендации по режиму и диете.
Взаимозависимые действия медсестры — организация консультации по физиотерапии.
Зависимые действия медсестры — забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств.

5 этап: Оценка сестринских вмешательств
Цель краткосрочная — кашель уменьшается через неделю: долгосрочная — кашель не будет беспокоить больного к моменту выписки.

Пневмония — острое инфекционное заболевание легких с вовлечением всех структурных элементов легочной ткани с обязательным поражением альвеол и развитием в них воспалительных экссудации. Чаще пневмонией заболевают люди пожилого возраста.
Крупозная (долевая) пневмония — проникая в участки лёгочной ткани, микроорганизмы выделяют токсины, которые нарушают проницаемость сосудов. Происходит экссудация фибрина и клеток крови в альвеолы.
Начало заболевания обычно острое. Появляется острое недомогание, сильная головная боль, нередко — озноб, повышение температуры тела до высоких цифр (постоянная лихорадка). Возникают боли в грудной клетке, которые усиливаются при кашле и глубоком вдохе. Появляются сухой кашель, позже — с отделением небольшого количества вязкой, слизистой мокроты ржавого цвета, одышка. Уже в первый день может быть отмечена гиперемия щёк и на стороне поражения, нередко появляются высыпания типа простого герпеса.
В связи с тем, что из дыхания выключена целая доля и развивается гипоксия, страдают все системы организма. Появляются симптомы: тахикардия, глухость тонов сердца, обложенность языка, сухость слизистой оболочки полости рта, губ, запор. Осложнения: острая сердечно-сосудистая недостаточность; инфекционно- токсический шок; экссудативный плеврит; перикардит; абсцесс лёгкого; дыхательная недостаточность.
Очаговая пневмония — очаговыми называют группу пневмоний, весьма различных по механизму развития. При очаговых пневмониях воспалительный процесс захватывает дольки или группы долек в пределах одного или нескольких сегментов. Различают мелкоочаговые, крупноочаговые и сливные пневмонии. Очаговые пневмонии называются также бронхопневмониями, так как процесс часто начинается с бронхов. При сливных формах процесс может занимать сегмент, несколько сегментов, часть или всю долю. При этом отдельные поражённые участки чередуются с участками нормальной ткани лёгкого или с участками эмфиземы. Возбудителями очаговой пневмонии являются пневмококк, стафилококк, клебсиелла пневмоническая (палочка Флидрендера). Этапы патологического процесса при очаговой пневмонии: серозный выпот в альвеолах, на разрезе очаг воспаления имеет пёструю картину. В целом воспалительный процесс при очаговой пневмонии менее активен и клиническая картина очаговой пневмонии менее выражена, чем при крупозной.

Читайте также:  Болезни органов дыхания бронхиальная астма

Сестринский процесс при пневмонии.

1 этап: Сестринское обследование.
Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациентом и выясняет жалобы: сухой кашель, боль в груди при дыхании, затруднение при дыхании, жар и озноб. Выясняются обстоятельства возникновения болезни (переохлаждение, перенесённый грипп), который день болезни, какой была температура тела, какими лекарствами пользовался.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на внешний вид пациента (поверхностное дыхание, односторонний румянец, участие крыльев носа в дыхании). Измеряет температуру тела, определяет пальпаторно ЧДД (25 — 35 в минуту), пульс (тахикардия), измеряет АД.
Основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании: высокая лихорадка, озноб, боли в грудной клетке, дыхание поверхностное, цианоз губ, гиперемия щёк, герпетические высыпания, отставание поражённой стороны в дыхании, Ограничение подвижности лёгочного края, при перкуссии — укорочение перкуторного тона над стороной поражения, при аускультации — дыхание везикулярное ослабленное, крепитация, могут быть рассеянные сухие и влажные хрипы: при вовлечении плевры — шум трения плевры: выражены симптомы интоксикации, вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

2 этап: Проблемы пациента.
Проблемы пациента встречающиеся при данном заболевании:
Лихорадка — температура тела 38-39* С.
Озноб — при повышении температуры больного знобит.
Боли в грудной клетке — при глубоком дыхании, кашле отмечается боль.
Кашель — вначале заболевания сухой. Затем с отхождением мокроты.
Мокрота слизисто-гнойная или ржавая. В первые дни может не быть, а со 2-3 дня становится ржавая из-за нахождения в ней эритроцитов.
Слабость — больной больше лежит, работоспособность снижена.
Настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка, отдышка, боль в грудной клетке, мало знаний о заболевании, эйфория.
Потенциальные: риск развития осложнений. Приоритетная: боль в грудной клетке, лихорадка.
Возможные сестринские диагнозы:
— нарушение потребности дышать — инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта дыхания доли или участка лёгкого, -боль в груди при дыхании и кашле — свидетельство вовлечения в воспитательный процесс плевры.
— лихорадка постоянного тина или атипичная, -сухой кашель — результат раздражения плевры, -влажный кашель — средство удаления мокроты из бронхов.

1. М/с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим, будет успокаивать и следить за поведением, разъяснять суть заболевания.
2. Применить методы физического охлаждения: компресс, легко укрыть пациента.
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьём: соки, морсы, настои из трав.
4. Смазать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день.
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей.
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты.
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми.
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача.
Мотивация: 1) Для уменьшения нагрузки на организм и нормализации психического состояния. 2) Для уменьшения температуры. 3) Для снижения температуры за счёт охлаждения организма и для уменьшения интоксикации. 4) Для предупреждения образования трещин на губах. 5) Для повышения защитных сил организма. 6) Для обогащения воздуха кислородом. 7) Для профилактики инфекционных осложнений. 8) Для снижения температуры тела.
Наблюдение М/с будет контролировать состояние пациента: цвет кожных покровов, пульс, АД, ЧДД.
Роль больного и родственников М/с должна научить больного и родственников правильно питаться, научить проветривать комнату, проводить уход за кожей и слизистыми, научить проводить влажную уборку комнаты с растворамими антисептиков.

4 этап: Реализация плана сестринских вмешательств.
Независимые действия медсестры: Успокоить больного, создать физический и психический покой удобное положение, обеспечить доступ свежего воздуха, дать тёплое щелочное питьё, поставить горчичники, подать кислород. Своевременная смена нательного и постельного белья, дезинфекция плевательниц, кормление тяжелобольных, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, характером мокроты.
Взаимозависимые действия медсестры: Организация консультации по физиотерапии, ЛФК, дыхательной гимнастике.
Зависимые действия медсестры: Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача.
5 этап: Оценка эффективности сестринских вмешательств.
Цель достигнута, если пациент отметит снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и затем её исчезновение.
Цели: краткосрочная — уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр; долгосрочная — исчезновение лихорадки к моменту выписки.
По мере реализации сестринских вмешательств медицинская сестра оценивает их эффективность. Если цель не достигнута в назначенный срок, составляется дальнейший план сестринских вмешательств.
У пациента с астенизацией могут задерживаться процессы уменьшения одышки, прекращения кашля. В этом случае сестра обучает пациента дыхательной гимнастике и добивается выполнения её ежедневно 2 раза в день.
Если пациент не может самостоятельно откашливать мокроту, медицинская сестра шпателем, обёрнутым в салфетку, смоченную дезсредством, протирает полость рта, удаляя мокроту или пользуется баллончиком для отсасывания мокроты.

Источник