Сестринский процесс при анемиях практическое занятие

План занятия

Название: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии

Специальность:   34.02.01 Сестринское дело

Курс   II                   Группа     633

Тема занятия: Сестринский процесс при анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах

Тип занятия: формирование умений и навыков   

Форма проведения:  практическое

Преподаватель:  Гонтова Н.Г.

Цели занятия:

Учебные

Знать:

  • Сестринский процесс   при анемиях, связанных с питанием  у  взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста, лейкозах, нарушениях свертываемости крови.
  • Участие сестры в подготовке и проведении     лабораторно-инструментальных исследований.  
  • Обучение пациента и членов его семьи выполнению врачебных назначений.
  • Обучение пациента и членов его  семьи уходу и самоуходу.

Уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств и профилактике заболевания;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

Формирование компетенций 

Формируемые ОК: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Формируемые ПК: 

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.  

Воспитательные цели: 

Общие компетенции

Цель воспитательная

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Воспитывать устойчивый интерес к профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Воспитывать ответственность за организацию собственной деятельности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Воспитывать способность принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Воспитывать потребность поиска  необходимой информации для выполнения возложенных профессиональных задач и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Воспитывать необходимость использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Развивающие цели: 

  • развивать способность анализировать,  стимулировать познавательную и мыслительную активность студентов, коммуникативные навыки.

Интеграция темы: междисциплинарные связи: ОП 01 Анатомия и физиология человека, ОП 03 Основы патологии, Основы латинского языка, ОП 07 Основы фармакологии, ПМ 07 Деятельность по уходу.

Место проведения:  кабинет доклинической практики

Продолжительность: 270 минут

Оснащение:  

Программное обеспечение: УМК, КТП, презентация.

Наглядные пособия: бланки анализов, направления в лабораторию, тонометр, муляжи, перевязочный материал, штативы, пробирки, перчатки, лекарственные средства.

Раздаточный материал: методические указания, карточки, тесты

Технические средства обучения: компьютер, принтер

Источники информации

Литература  

Основная:

  1.  Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002- с. 359 — 363.
  2. Федюкович Н.И. Внутренние болезни. — Ростов — на – Дону: Феникс – 2001 –с. 418 –423.

Дополнительная:

  1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина, 2001.
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. М.: Медицина, 2000.

Структурно – логическая схема урока

Этапы занятия

Продолжи

тельность

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана занятия

3 мин

Сообщает план занятия

Слушают, записывают

3

Контроль знаний

10 мин

20 мин

Тестирование

Индивидуальный опрос

Отвечают на тест и устно

Приложение 1

4

Практическая часть

2 мин

Знакомит с планом самостоят. работы студентов

Слушают

Приложение 2

30 мин

Наблюдает за работой студентов

Решают ситуационные задачи

Приложение 3

28 мин

Проверяет решение задач

Устно отвечают на вопросы задач

Приложение 4

60 мин

Наблюдает за работой студентов

Переписыва ют в дневник алгоритмы

Приложение 5

20 мин

Демонстрирует манипуляции

Слушают, запоминают

70 мин

Наблюдает за работой студентов, корректирует

Работают по алгоритмам под наблюдением преподавателя

Приложение 5

5

Закрепление

10 мин

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы

Приложение 6

6

Проверка дневников

15 мин

Проверяет учебные дневники

Сдают дневники на проверку

7

Подведение итогов

3 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Слушают

Приложение 7

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации

Слушают, записывают

Приложение 8

Домашнее задание по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях щитовидной железы»

Читайте также:  Какие есть уколы от анемии

Учебник 1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. «Сестринское дело в терапии», с. 396 –410. 2. Конспект лекции

Вопросы (темы) для повторения: 1. Анатомия – АФО щитовидной железы;

2. Фармакология – антитиреоидные препараты, препараты гормонов щитовидной железы, йодсодержащие препараты.

3. ТМУ – техника манипуляций: взятие крови из вены на исследование, уход за кожей, техника в/в инъекции, измерение АД, пульса, антропометрия, уход при лихорадке.

Индивидуальные задания: составить беседу о профилактике эндемического зоба и других заболеваний щитовидной железы.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, åå êëàññèôèêàöèÿ, ýòèîëîãèÿ è ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé ó áåðåìåííûõ æåíùèí. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà â áîëüíèöå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÁÎÓ ÑÏÎ ÓÐ «Èæåâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ

èìåíè Ãåðîÿ Ñîâåòñêîãî Ñîþçà Ô.À. Ïóøèíîé

Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Óäìóðòñêîé Ðåñïóáëèêè»

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè àíåìèÿõ

Èñïîëíèòåëü: Ìàðòüÿíîâà Àííà Íèêîëàåâíà,

ñòóäåíòêà 4 êóðñà 401 ãðóïïû

ñïåöèàëüíîñòè «Ñåñòðèíñêîå äåëî»

Ðóêîâîäèòåëü: Òèõîíîâà Òàòüÿíà Íèêîëàåâíà,

ïðåïîäàâàòåëü ñåñòðèíñêîãî äåëà â òåðàïèè,

âûñøåé êâàëèôèêàöèîííîé êàòåãîðèè ÈÌÊ

Èæåâñê 2015

Ââåäåíèå

Âûáîð òåìû «ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïàöèåíòàì ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé» îáóñëîâëåí åå àêòóàëüíîñòüþ äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ. Ïðîáëåìà äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ àíåìèé ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ àêòóàëüíûõ â ñîâðåìåííîé òåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå. Àíåìèè âîçíèêàþò âî âñå ïåðèîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ïðîáëåìà èìååò âàæíîå ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå. Àíåìèÿìè ñòðàäàåò îäíà òðåòü íàñåëåíèÿ ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè : 40% ñëó÷àåâ ýòî áåðåìåííûå æåíùèíû, 25-30% ýòî ìîëîäîé è ñðåäíèé âîçðàñò, à ïîæèëîì è ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ñòðàäàåò 30% íàñåëåíèÿ. Ïðè÷èíàìè ÿâëÿåòñÿ: ýêîëîãèÿ, ïèòàíèå, íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû, ñòðåññû è íåðåäêî ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ. Äàííàÿ áîëåçíü ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðóäîñïîñîáíîñòè è óõóäøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ.

Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ: ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè æåëåçîäèôèöèòíîé àíåìèè.

Öåëü èññëåäîâàíèÿ: ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïàöèåíòà ïî ïèòüåâîìó ðåæèìó, äèåòå ïðè îñòðîì ïèåëîíåôðèòå

Çàäà÷è:

1. èçó÷èòü

— ýòèîëîãèþ è ôàêòîðû ðèñêà ÆÄÀ

— êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó è äèàãíîñòèêó ÆÄÀ

— ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêó ÆÄÀ

2. ïðîâåñòè èññëåäîâàòåëüñêóþ ðàáîòó ïî ñåñòðèíñêîìó ïðîöåññó ñ ïàöèåíòîì ñòðàäàþùèì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.

3. ñîñòàâèòü ïàìÿòêó äëÿ ïàöèåíòà ñ ÆÄÀ.

Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

1. Àíàëèç ëèòåðàòóðû

2. Íåïîñðåäñòâåííîå íàáëþäåíèå (ñóáúåêòèâíîå, îáúåêòèâíîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà)

3. Âûÿâëåíèÿ ó ïàöèåíòà íàðóøåííûõ ïîòðåáíîñòåé

4. Óñòàíîâëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà

5. Ñîñòàâëåíèå ïëàíîâ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïî ïðèîðèòåòíûì ïðîáëåìàì

6. Äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ïàöèåíòîì ñ äîêóìåíòèðîâàíèåì

7. Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, êîìïåíñèðóþùèõ çàáîëåâàíèå.

æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ëå÷åíèå ñåñòðèíñêèé

Ãëàâà 1. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

Àíåìèÿ (îò ãðå÷. àn — îòðèöàòü è háima — êðîâü) — ñîñòîÿíèå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ óìåíüøåíèåì ñîäåðæàíèÿ íîðìàëüíîãî ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáüåìà êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì ñíèæåíèè êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ. Àíåìèþ êâàëèôèöèðóþò êàê ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ñîñòàâëÿåò äëÿ ìóæ÷èí íèæå 130 ã/ë, äëÿ æåíùèí íèæå 120 ã/ë, äëÿ áåðåìåííûõ íèæå 110 ã/ë. Àíåìèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì èëè îñëîæíåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé (ñèíäðîìîâ). Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðè ýòîì íå îäèíàêîâûå.

Àíåìèè äåëÿòñÿ íà:

1. Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè (ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå);

2. Àíåìèè âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàçîâàíèÿ ( Â12- äåôèöèòíûå è æåëåçîäåôèöèòíûå, æåëåçîíàñûùåííûå, ãèïîïëàñòè÷åñêèå, ìåòîïëàñòè÷åñêèå);

3. Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå); ýðèòðîöèòîïàòèè, ôåðìåíòîïàòèè, ãåìîãëàáèíîïàòèè, àíåìèè ïðè âîçäåéñòâèè àíòèòåë, ãåìîëèçèíîâ , õèìè÷åñêèõ âåùåñâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ.

1.1 Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ýòèîëîãèÿ è åå ôàêòîðû

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ- ýòî øèðîêî ðàñïðîñòðîíåííîå ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçà â îðãàíèçìå ( â êðîâè, êîñòíîì ìîçãå). Ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå áàëàíñà åãî â ñòîðîíó ïðåîáëàäàíèÿ ðàñõîäîâàíèÿ æåëåçà íàä ïîñòóïëåíèåì, íàáëþäàåìîå ïðè ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ èëè çàáîëåâàíèÿõ.

Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ, êàæäàÿ 3-ÿ æåíùèíà è êàæäûé 6-é ìóæ÷èíà â ìèðå (200 ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê) ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé .

Ôàêòîðû ðèñêà:

· Áåðåìåííûå æåíùèíû

· Ïîäðîñòêè

· Ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèè íà êèøå÷íèêå

· Äîíîðû êðîâè

· ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè

Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå ÿâëÿþòñÿ:

· Êðîâîïîòåðè ðàçëè÷íîãî ãåíåçà ;

· Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå;

· Íàðóøåíèå óñâîåíèÿ æåëåçà;

· Âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà;

· Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå;

Îáùèå ñèìïòîìû:

· Îáùàÿ ñëàáîñòü;

· Áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

· Çàòðóäíåíèå â ñîñðåäîòî÷åíèè âíèìàíèÿ, èíîãäà ñîíëèâîñòü;

· Ãîëîâîêðóæåíèå;

· Âîçìîæíû îáìîðîêè(ïðè òÿæåëîé ôîðìå àíåìèè);

· Îäûøêà;

· Áîëè ñ ñåðäöå;

· Øóì â óøàõ;

· Ñíèæåíèå àïïåòèòà;

· Íàðóøåíèå ôóíêöèè ðåöåïòîðîâ ðîòîâîé ïîëîñòè (òÿíåò åñòü ìåë, äåðåâî,çåìëþ);

Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ÆÄÀ:

1. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â îðãàíèçì âñëåäñâèå ìàëîáåëêîâîé äèåòû è ïðè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè; âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ; íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ ïðè ðåçåêöèÿõ æåëóäêà, êèøå÷íèêà, ýíòåðèòàõ; âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà ó íåäîíîøåííûõ äåòåé.

2. Õðîíè÷åñêèå êðîâîïîòåðè. Ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ — ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ïðè êðîâîïîòåðÿõ èõ ÆÊÒ: ÿçâåííàÿ áîëåçíü,ÿçâåííûé êîëèò, îïóõîëè, ãåìîððîé, äèâåðòèêóëû. Ýòè êðîâîïîòåðè — ÷àñòàÿ ïðè÷èíà äåôåöèòà æåëåçà ó ìóæ÷èí è âòîðàÿ ïðè÷èíà ïî ÷àñòîòå ïî ÷àñòîòå ó æåùèí;

Читайте также:  Обследование и лечение детей с анемией

3. Ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è áóðíîãî ðîñòà, áåðåìåííîñòü, ïåðèîä ëàêòàöèè, ïîâåøåííûå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå;

4. Íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà: âðîæäåííàÿ òðàíñôåððèíåìèÿ; íàëè÷èå àíòèòåë ê òðàíñôåððèíó, ñíèæåíèå ïðè ìàññèâíîé ïðîòåèíóðèè.

Ïàòîãåíåç

Íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà Íb ïðèâîäèò ê ãåìè÷åñêîé ãèïîêñèè , òàê êàê ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ýðèòðîöèòîâ ê ñâÿçûâàíèþ è òðàíñïîðòó êèñëîðîäà. Ýòîò ìåõàíèçì ñòàíîâèòñ íåäîñòàòî÷íûì ïðè âûðàæåííîé àíåìèè, è ðàçâèâàåòñÿ òêàíåâàÿ ãèïîêñèÿ. Ãèïîêñèÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ìåòàáîëèçìà è ðàçâèòèþ àöèäîçà. Óìåíüøåíèå ñèíòåçà ìèîãëîáèíà ïðèâîäèò ê ìûøå÷íîé ãèïîòîíèè è äèñòðîôèè. Èñòîùåíèå êëåòî÷íûõ ôåðìåíòîâ, ó÷àâñòâóþùèõ â îñíîâíûõ âèäàõ îáìåíà, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðîôèêè êëåòîê è òêàíåé, èõ äåãåíåðàòèâíûì èçìåíåíèÿì. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â êîñòíûé ìîçã îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå ýðèòðîïîýçà. Ïðè èñòîùåíèè êëåòî÷íîãî æåëåçà âî âíóòðåííèé îáìåí âñòóïàåò æåëåçî çàïàñîâ. Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ïåðå÷èñëåííûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèâàåòñÿ ñèäåðîïåíèÿ- îáåäíåíèå æåëåçîì êëåòîê.

Êëèíèêà

1 ñòàäèÿ. Äåôåöèòà æåëåçà áåç êëèíèêè àíåìèè (ïðåäëàòåíòíàÿ àíåìèÿ). Ïðàêòè÷åñêè íåëüçÿ îáíàðóæèòü, òàê êàê îíà íå ñîïðîâîæäàåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.

2 ñòàäèÿ. Âòîðóþ ñòàäèþ íàçûâàþò ñòàäèåé ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà. Åñëè íå ïðîèñõîäèò àäåêâàòíîãî âîñïîëíåíèÿ äåôèöèòà æåëåçà íà ïåðâîé ñòàäèè, íàñòóïàåò âòîðàÿ ñòàäèÿ æåëåçîäåôèöèòíîãî ñîñòîÿíèÿ- ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà. Íà ýòîé ñòàäèè â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ íåîáõîäèìîãî ìåòàëëà â òêàíè îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå àêòèâíîñòè òêàíåâûõ ôåðìåíòîâ (öèòîõðîìîâ, êàòàëàçû, ñóêöèíàòäåãèäðîãåíàçû è äð.), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ñèäåðåïåíèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà. Ê êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ñèäåðîïåíè÷åñêîãî ñèíäðîìà îòíîñèòñÿ èçâðàùåíèå âêóñà. Ïðèñòðàñòèå ê îñòðîé, ñîëåíîé, ïðÿíîé ïèùå, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ êîæè è ïðèäàòêîâ è äð.

Íà ñòàäèè ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà âîðãàíèçìå áîëåå âûðàæåíû èçìåíåíèÿ â ëàáàðàòîðíûõ ïîêàçàòåëÿõ. Ðåãèñòðèðóþòñÿ íå òîëüêî èñòîùåíèå çàïàñîâ æåëåçà â äåïî- ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ôåððèòèíà ñûâîðîòêè, íî è ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå è áåëêàõ-ïåðåíîñ÷èêàõ îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèåì óòîìëÿåìîñòè- ïðèçíàêàìè äåôèöèòà æåëåçà â òêàíÿõ â ñâÿçè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçîñîäåðæàùèõ ôåðìåíòîâ.

3 ñòàäèÿ. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Æåëåçîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå çàâèñèò îò ñòåïåíè äåôèöèòà æåëåçà è ñêîðîñòè åãî ðàçâèòèÿ è âêëþ÷àåò ïðèçíàêè àíåìèè è òêàíåâîãî äåôåöèòà æåëåçà (ñèäåðîïåíèè). ßâëåíèÿ òêàíåâîãî äåôèöèòà æåëåçà îòñóòñòâóþò ëèøü ïðè íåêîòîðûõ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèÿõ, îáóñëîâëåííûõ íàðóøåíèåì óòèëèçàöèè æåëåçà, êîãäà äåïî ïåðåïîëíåíû æåëåçîì. Òàêèì îáðàçîì, æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ â ñâååì òå÷åíèè ïðîõîäèò â äâà ïåðèîäà: ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà è ïåðèîä ÿâíîé àíåìèè, âûçâàííîé äåôèöèòîì æåëåçà.  ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîÿâëÿþòñÿ ìíîãèå ñóáüåêòèâíûå æàëîáû è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, õàðàêòåðíû äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé, òîëüêî ìåíåå âûðàæåííûå. Áîëüíûå îòìå÷àþò îáùóþ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Óæå â ýòîò ïåðèîä ìîãóò íàáëþäàòüñÿ èçâðàùåíèå âêóñà, ñóõîñòü è ïîùèïûâàíèå ÿçûêà, íàðóøåíèå ãëîòàíèÿ ñ îùóùåíèåì èíîðîäíîãî òåëà â ãîðëå( ñèíäðîì Ïëàììåðà- Âèíñîíà),ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà.

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èçìåíåíèÿìè êîæè, íîãòåé è âîëîñ. Êîæà îáû÷íî áëåäíàÿ, èíîãäà ñ ëåãêèì çåëåíîâàòûì îòòåíêîì(õëîðîç) è ñ ëåãêî âîçíèêàþùèì ðóìÿíöåì ùåê, îíà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, äðÿáëîé, øåëóøèòñÿ, ëåãêî îáðàçóþòñÿ òðåùèíû. Âîëîñû òåðÿþò áëåñê, ñåðåþò, èñòîí÷àþòñÿ, ëåãêî ëîìàþòñÿ, ðåäåþò è ðàíî ñåäåþò. Ñïåöåôè÷íû èçìåíåíèÿ íîãòåé: îíè ñòàíîâÿòñÿ òîíêèìè, ìàòîâûìè, óïëîùàþòñÿ, ëåãêî ðàññëàèâàþòñÿ è ëîìàþòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ èñ÷åð÷åííîñòü. Ïðè âûðàæåííûõ èçìåíåíèÿõ íîãòè ïðèîáðåòàþò âîãíóòóþ, ëîæêîîáðàçíóþ ôîðìó(êîéëîíèõèÿ)

1.2 Äèàãíîñòèêà

 äèàãíîñòèêå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåíèå ïðè÷èíû äåôèöèòà æåëåçà. Ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ðåøàþùåå çíà÷åíèå èìåþò äàííûå ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé:

·Îáùèé àíàëèç êðîâè

·Àíàëèç êðîâè íà áèîõèìèþ

·Àíàëèç íà óðîâåíü æåëåçà â êðîâè

Îáíàðóæèâàåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà. Êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ âíà÷àëå ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì. Ïðè çíà÷èòåëüíîì äåôèöèòå æåëåçà îíî òàêæå ñíèæàåòñÿ, íî â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì óðîâåíü ãåìîãëîáèíà. Îòìå÷àþòñÿ íèçêèé öâåòîâîé ïîêàçàòåëü è óìåíüøåíèå ñðåäíåé êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòàõ. Óìåíüøàþòñÿ ðàçìåð ýðèòðîöèòîâ è èõ íàñûùåííîñòü ãåìîãëîáèíîì. Ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà ìàëî èçìåíåíà.

Âñåì áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ðåíòãåíîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå æåëóäêà è êèøå÷íèêà, èððèãîñêîïèþ, ãàñòðîñêîïèþ, êîëîíî- è ðåêòîðîìàíîñêîïèþ äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èíû êðîâîòå÷åíèÿ, äàæå ïðè íàëè÷èè äðóãèõ ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê äåôèöèòó æåëåçà. Êðîâîòå÷åíèÿ èç ïèùåâàðèòåëüíîãî êàíàëà ÿâëÿþòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó ìóæ÷èí è æåíùèí, ïðè÷åì ÷àùå îíè èìåþò ñêðûòûé õàðàêòåð.

1.3 Ëå÷åíèå

Âî âñåõ ñëó÷àÿõ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè íåîáõîäèìî:

·óñòàíîâèòü íåïîñðåäñòâåííóþ ïðè÷èíó âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ è ïî âîçìîæíîñòè ëèêâèäèðîâàòü åå (÷àùå âñåãî óñòðàíèòü èñòî÷íèê êðîâîïîòåðè èëè ïðîâåñòè òåðàïèþ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ).

·äèåòà áîãàòàÿ æåëåçîì.

Ðåêîìåíäóþòñÿ ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: ãîâÿæüå ìÿñî, ðûáà, ïå÷åíü, ïî÷êè, ÿéöà, ãðå÷íåâàÿ êàøà, áîáû, íåæèðíàÿ ñâèíèíà, ìÿñî èíäåéêè, êðîëèêà.

Îâîùè: ñâåêëà, ìîðêîâü, ïåòðóøêà, óêðîï, ñàëàò.

Ôðóêòû: ãðàíàò, øèïîâíèê, ñëèâû, ÿáëîêè, ïåðñèêè.

Ïðåïàðàòû æåëåçà:

·Ôåððîïëåêñ

·Ôåððóì-ëåê

·Æåêòîôåð

·Àêòèôåððèí

·Ôåððîêàëü

·Ôåððàìèä

1.4 Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé

 ïðîôèëàêòèêå äåôèöèòà ôîëèåâîé êèñëîòû íóæäàþòñÿ áåðåìåííûå æåíùèíû, à òàêæå ïàöèåíòû, ïðèíèìàþùèå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå íàðóøàòü ìåòàáîëèçì ôîëèåâîé êèñëîòû. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè Â-12-ôîëèåâî-äåôèöèòíîé àíåìèè èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû ôîëèåâîé êèñëîòû â ñî÷åòàíèè ñ àñêîðáèíîâîé êèñëîòîé â äîçå 5 ìã/ñóò.

Читайте также:  Питание пожилых людей при анемии

Îñíîâíûì ñðåäñòâîì â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ñáàëàíñèðîâàííîå è áîãàòîå âèòàìèíàìè ïèòàíèå.  äíåâíîé ðàöèîí îáÿçàòåëüíî äîëæíû âõîäèòü âñå íåîáõîäèìûå âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû. Ðàöèîí çäîðîâîãî ÷åëîâåêà äîëæåí ñîäåðæàòü â ðàéîíå 20 ìã æåëåçà.

Äèñïàíñåðèçàöèÿ

Áîëüíûå ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé äîëæíû íàõîäèòüñÿ íà äèñïàíñåðíîì íàáëþäåíèè ó òåðàïåâòà ïðî ìåñòó æèòåëüñòâà , òàê êàê íåîáõîäèìî äëèòåëüíîå ïðîòèâîàíåìè÷åñêîå ëå÷åíèå, êîòîðîå ïîçâîëèò ïðåäóïðåäèòü ïðîãðåññèðîâàíèå àíåìèè, ñâîåâðåìåííî äèàãíîñòèðîâàòü è ëå÷èòü èíòåðêóðåíòíûå çàáîëåâàíèÿ. Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà, äîçèðîâêè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñîâ ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ è ñðîêè ïðåêðàùåíèÿ ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò ñêîðîñòè âîññòàíîâëåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà.  íà÷àëå àìáóëàòîðíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûå ïîñåùàþò ïîëèêëèíèêó îäèí ðàç â ìåñÿö, çàòåì îäèí ðàç â äâà-òðè ìåñÿöà. Ïðè êàæäîì îáðàùåíèè áîëüíîãî ê âðà÷ó îí íàïðàâëÿåòñÿ íà ïðîâåäåíèå ïîëíîãî îáùåêëèíè÷åñêîãî àíàëèçà êðîâè, æåëàòåëüíî îïðåäåëÿòü óðîâåíü ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà.

Âîññòàíîâëåíèå äî íîðìû óðîâåíü æåëåçà ñûâîðîòêè ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà æåëåçîñîäåðæàùèé ïðåïàðàòîâ (èëè ïåðåðûâà â ëå÷åíèè).  ïîñëåäóþùåì êîíòðîëüíûå àíàëèçû ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå ðåæå îäíîãî ðàçà â òðè-÷åòûðå ìåñÿöà. Ñðåäíèå ñðîêè äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ òðè-ïÿòü ëåò.

Ïîêàçàíèþ ê ñíÿòèþ ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ÿâëÿåòñÿ ëèêâèäàöèÿ ïðè÷èíû, âûçâàâøåé àíåìèþ, ïîëíîå âîññòàíîâëåíèÿ óðîâíÿ æåëåçà â íîðìàòèâíûõ ïðåäåëàõ â òå÷åíèè îäíîãî ãîäà. Ïàöèåíòû äîëæíû ðàöèîíàëüíî òðóäîóñòðîåíû, ñîáëþäàòü äèåòó(ñûðû, ìÿñî, ïå÷åíü, ôðóêòû, îâîùè).  ïåðèîä äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïî ïîêàçàíèÿì îäèí ðàç â ãîä ïðîâîäÿò ðåíòãåíîñêîïèþ æåëóäêà, àíàëèç æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîíñóëüòàöèÿ ãèíåêîëîãà, õèðóðãà è äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.

1.5 Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà

1-é ýòàï — ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà.

Ïðè ðàññïðîñå ïàöèåíòà ñ àíåìèÿìè ìåäñåñòðà âûÿñíÿåò âñå åãî æàëîáû.

2-ýòàï — äèàãíîñòèðîâàíèå èëè îïðåäåëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà.

Ïîñëå îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, ìåäñåñòðà âûÿâëÿåò ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Ïðè àíåìèÿõ îíè ìîãóò áûòü ñëåäóþùèìè:

-Ñíèæåíèå èëè îòñóòñòâèå àïïåòèòà;

-Ãîëîâîêðóæåíèå;

-Îäûøêà, áîëè â îáëàñòè ñåðäöà;

-Íåóñòîé÷èâûé ñòóë;

Ïîñëå îöåíêè ñåñòðà ðåøàåò âîïðîñ îá èõ ïðèîðèòåòíîñòè.

3-é ýòàï — ïëàíèðîâàíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî îçíàêîìèòü ïàöèåíòà ñî ñâîåé îöåíêîé åãî ñîñòîÿíèÿ è ïîòðåáíîñòè â óõîäå.

4-é ýòàï — ðåàëèçàöèÿ ïëàíà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà ïðîâîäÿòñÿ â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè ìåäèöèíñêèìè ðàáîòíèêàìè.  ýòîò ïåðèîä íàäî êîîðäèíèðîâàòü äåéñòâèÿ ìåäñåñòðû ñ äåéñòâèÿìè ïàöèåíòà, äðóãèõ ìåäðàáîòíèêîâ, ðîäñòâåííèêîâ, ó÷èòûâàÿ èõ ïëàíû è âîçìîæíîñòè.

5-é ýòàï — îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïðîâîäèòñÿ ïîñòîÿííî. Ýôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêîãî óõîäà îïðåäåëÿåòñÿ ïîñëå äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé.

Ìåäñåñòðà â ñåñòðèíñêîé èñòîðèè áîëåçíè ôèêñèðóåò ìíåíèå ïàöèåíòà îá îêàçàííîé åìó ïîìîùè, âûïîëíåíèå ïëàíà ïî óõîäó, ýôôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ, ïîáî÷íûå äåéñòâèÿ è íåîæèäàííûå ðåçóëüòàòû ïðè âûïîëíåíèè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü: Íàáëþäåíèÿ èç ïðàêòèêè

Íàáëþäåíèå èç ïðàêòèêè ¹1

 ãåìàòîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàöèåíòêà Íàçàðîâà À. 31 ãîä ñ äèàãíîçîì æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà — åñò óãîëü, ìåë. Ïàöèåíòêà îòìå÷àåò ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ è íå çíàåò ñïîñîáîâ èõ îñòàíîâêè. Îáúåêòèâíî: êîæà áëåäíàÿ, ñóõàÿ, ×ÑÑ — 90 óäàðîâ â ìèíóòó, ×ÄÄ — 30 â ìèíóòó, ÀÄ — 100 / 70 ìì ðò. ñò. Íà ôîíå ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ðàçâèëîñü íîñîâîå êðîâîòå÷åíèå.

Ïðîáëåìû ïàöèåíòà:

Íàñòîÿùèå:ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà, ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

Ïîòåíöèàëüíûå:ðèñê òðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé êîæè, âñëåäñòâèå åå ñóõîñòè è ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà; ðèñê òðàâìàòèçàöèè, ðèñê ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Ïðèîðèòåòíàÿ ïðîáëåìà: íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

Öåëü: îáó÷èòü ïàöèåíòêó îêàçàíèþ íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè.

ÏëàíÌîòèâàöèÿ1. Ïîëîæèòü õîëîä íà ïåðåíîñèöó äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.

2. Âûïîëíèòü ïåðåäíþþ òàìïîíàäó ñ ïåðåêèñüþ âîäîðîäà äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.

3. Ãîëîâó íàêëîíèòü ñëåãêà âïåðåäÄëÿ ïðîôèëàêòèêè àñïèðàöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

4. Îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé .

5. Îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà.

6.Íàáëþäàòü çà âíåøíèì âèäîì, ïóëüñîì, ÀÄÑ öåëüþ êîíòðîëÿ ñîñòîÿíèÿ.

7.Âûçâàòü âðà÷à ïðè äëèòåëüíîì êðîâîòå÷åíèè.Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè.

Îöåíêà ðåçóëüòàòà:ïàöèåíòêà îáó÷åíà äåéñòâèÿì ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè. Öåëü äîñòèãíóòà.

Çàêëþ÷åíèå

 äàííîé êóðñîâîé ðàáîòå áûëè ðàññìîòðåíû äâà ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ âèäà àíåìèè, òàêèå êàê: æåëåçîäåôèöèòíàÿ è Â-12 äåôèöèòíàÿ àíåìèè. Ìíîþ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû: 2 äàííûõ âèäà àíåìèé ñîâåðøåííî ðàçíûå ïî ýòèîëîãèè è ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðàì; êëèíè÷åñêèì êàðòèíàì è îñîáåííîñòÿì äèàãíîñòèêè; ìåòîäàì îáñëåäîâàíèÿ è ïîäãîòîâêè ê íèì; ïðèíöèïàì ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè è ãëàâíîå — îñîáåííîñòÿì ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà. Ïðàâèëüíî âûáðàííûé óõîä ïðè àíåìèÿõ ïîìîæåò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îñóùåñòâèòü êâàëèôèöèðîâàííî âñå ïÿòü ýòàïîâ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà.

Ñâîåâðåìåííàÿ äèàãíîñòèêà àíåìèé ïîçâîëÿåò ïðàâèëüíî âûáðàòü êóðñ ëå÷åíèÿ è èçáåæàòü äàëüíåéøèõ îñëîæíåíèé.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ òðåáóåò îò ñåñòðû íå òîëüêî õîðîøåé òåõíè÷åñêîé ïîäãîòîâêè, íî è òâîð÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ïî óõîäó çà ïàöèåíòàìè, óìåíèÿ ðàáîòàòü ñ ïàöèåíòàìè êàê ñ ëè÷íîñòüþ, à íå êàê ñ îáúåêòîì ìàíèïóëÿöèé.  îòäåëåíèè ñòàöèîíàðà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â ïîääåðæàíèè, âîññòàíîâëåíèè, è óäîâëåòâîðåíèè îñíîâíûõ ïîòðåáíîñòåé ïàöèåíòîâ ñ àíåìèÿìè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник