Роль медсестры при профилактике анемии беременных

Сестринская помощь при данном заболевании делится на зависимую и независимую. При зависимой помощи медицинская сестра выполняет назначения врача. А именно: контролирует прием выписанных препаратов, соблюдение курса приема препаратов, забирает кровь на анализ (опять же по назначению врача). При независимой помощи медицинская сестра проводит индивидуальную работу с каждой пациенткой: составление беседы по правильному питанию, об отказе от вредных привычек, мотивация пациентки на соблюдение указаний и их выполнение. Так же проведение бесед на тему факторах риска для женщины и для ребенка, подвижном образе жизни.

Можно отметить, что важной составляющей работы медицинской сестры является санитарно-просветительское направление, когда она установить контакт с беременной, а также ее семьей и дать необходимые рекомендации, советы не только пациенту, но и родственникам. Необходимо отметить важность тонкого знания психологии беременной, умение настроить ее на благоприятный исход.

Правильная организация профилактической работы – обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи и ведущая роль в этом принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Следовательно, функции медицинской сестры не ограничиваются выполнением сестринских манипуляций, а включают элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы.

В ходе прохождения практики было проведено наблюдение за 2 беременными женщинами страдающих железодефицитной анемией.

Наблюдение № 1

В стационар поступила пациентка Л., 35 лет. Беременность вторая 36-37 недель, тазовое предлежание, язвенная болезнь желудка в анамнезе, железодефицитная анемия.

Жалобы пациентки: головокружения, слабость, периодические обмороки. извращение аппетита (в течение месяца ест мыло, семечки с шелухой, собственный слущивающийся эпидермис), сухость кожи.

При осмотре: кожа бледная, тургор сохранен, покровы сухие, чистые, шелушащиеся, отмечена ломкость ногтей и волос.

Оценка факторов риска: Язвенная болезнь желудка в анамнезе, обильные менструации, нарушение характера питания (питание нерегулярное 1-2 раза в день, преимущественное употребление растительной пищи, частые монодиеты. Привычные интоксикации: курение — стаж 10 лет, употребление кофе 6 раз в день.

При обследовании: температура тела –36,8оС, ЧДД – 21 в мин, ЧСС – 62 уд. в мин, АД – 90/70 мм. рт. ст.

Наблюдение № 2

В стационар поступила пациентка Д, 18 лет. Беременность первая 30-31 недель, многоводье, железодефицитная анемия.

Жалобы пациентки: извращение вкуса (желание съесть сырое мясо) сухость кожи, частые головокружения, головная боль, выраженная слабость, снижение работоспособности.

При осмотре: кожа бледная, тургор сохранен, покровы сухие, чистые, шелушащиеся, отмечена ломкость ногтей и волос.

Оценка факторов риска: Питание нерегулярное, 1-2 раза в день, пища растительного происхождения (вегетарианская диета). Частые разгрузочные дни. Курение — стаж 2 года (с момента наступления беременности курение отрицает)

При обследовании: температура тела –36,4оС, ЧДД – 19 в мин, ЧСС – 80 уд. в мин, АД – 110/75 мм. рт. ст.

На основании наблюдений за двумя пациентками можно выделить основные проблемы при развитии железодефицитной анемии в период беременности и составить план сестринского ухода по приоритетным проблемам для наблюдаемых пациентов: головокружение, слабость, извращение аппетита.

Приоритетная проблема: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Сестринский диагноз: отсутствие аппетита и извращение вкуса из-за недостатка железа в организме.

Краткосрочная цель: стимуляция аппетита в течение недели.

Долгосрочная цель: восстановление аппетита ко дню выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету Для возбуждения аппетита.
3. Эстетически оформлять приём пищи. Для возбуждения аппетита.
4. Включить в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны, пряности (с разрешения врача). Для возбуждения аппетита.
5. Провести беседу с пациентом о необходимости питания для улучшения здоровья. Для предупреждения потери массы тела.
6. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии со вкусами пациента и рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
7. Регулярно проветривать палату перед приёмом пищи. Для исключения неприятных запахов, снижающих аппетит.
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня Для наблюдения за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий.
9. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). Для эффективного лечения.
Читайте также:  В12 фолиеводефицитная анемия патофизиология

Приоритетная проблема: слабость, головокружение.

Сестринский диагноз: слабость и головокружение из-за гипоксии мозга при анемии.

Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости и головокружения через 7 дней.

Долгосрочная цель: слабость и головокружение исчезнут к моменту выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Обеспечить кормление пациентки в палате. Для уменьшения физической нагрузки.
3. Обеспечить помощь пациентке в удовлетворении основных физических потребностей. Для уменьшения физической нагрузки.
4. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии с рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
5. Провести беседы с пациенткой о сущности заболевания, принципах лечения и профилактики, диетическом питании, фитотерапии. Для информации пациентки, уменьшения беспокойства.
6. Регулярно проветривать палату. Для обогащения воздуха кислородом.
7. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). Для эффективного лечения.

Таким образом, данное исследование еще раз подтвердило, что одним из важных составляющих качественно и грамотно организованной сестринской помощи, направленной на профилактику железодефицитной анемии и ее осложнений у беременных женщин является участие медицинской сестры.

В результате проведенных наблюдений и опроса беременных пациенток страдающих железодефицитной анемией удалось установить, что чаще страдают железодефицитной анемией женщины в возрасте от 21 года до 25 лет, чаще анемия развивается впервые во время данной беременности, на первом месте, среди факторов риска, стоит неправильное питание – 45%, на втором месте – гинекологические заболевания и беременность – по 20%, третье место занимают заболевания желудочно – кишечного тракта – 10%, на 4 месте находится донорство – 5%, так же отмечен низкий уровень информированности по данному заболеванию. Так же были выделены основные проблемы возникающие у беременных женщин при железодефицитной анемии (головокружение, слабость, извращение аппетита) и составлены планы сестринского ухода по данным проблемам.

Вывод по второй главе: Подробно рассмотрев проблемы беременных пациенток страдающих железодефицитной анемией были составлены планы ухода по данным проблемам и определены направления в беседах с пациентами страдающих острым гастритом на такие темы, как: правильного питания и соблюдения диеты, выполнений рекомендаций врача, отказ от вредных привычек и формирование здорового образа жизни, минимализация стрессов и нервно-психических перенапряжений.

Так же были проведены наблюдения за двумя беременными пациентками с диагнозом железодефицитная анемия, составлен опросный лист по которому был проведен опрос 20 а включают элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. И пациентками и результаты опроса по опросному листу конкретизировали проблемы данных пациенток, факторы и условий формирования железодефицитной анемии при беременности: чаще страдают железодефицитной анемией женщины в возрасте от 21 года до 25 лет, чаще анемия развивается впервые во время данной беременности, на первом месте, среди факторов риска, стоит неправильное питание , на втором месте – гинекологические заболевания и беременность, третье место занимают заболевания желудочно – кишечного тракта , на 4 месте находится донорство, заболеванию подвержены люди имеющие вредные привычки( курение, неправильное питание). Основными проблемами, среди опрошенных и наблюдаемых пациенток явились: головокружение, слабость, извращение аппетита.

Читайте также:  Что такое анемия легкая

Опираясь на полученные данные можно сделать вывод, что основной задачей медицинской сестры, при работе с беременными пациентками с диагнозом железодефицитная анемия, будет выполнение всех зависимых, взаимозависимых и независимых манипуляций в применении к каждой пациентке индивидуально, включение элементов медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. Важной составляющей работы медицинской сестры является санитарно-просветительское направление, когда она установить контакт с беременной, а также ее семьей и дать необходимые рекомендации, советы не только пациенту, но и родственникам. Необходимо отметить важность тонкого знания психологии беременной, умение настроить ее на благоприятный исход.

Правильная организация профилактической работы – обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи и ведущая роль в этом принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Особое внимание следует уделить вопросам формирования у данных пациенток понятия о здоровом образе жизни, правильном питании, изменению образа жизни, важности применения в ходе лечения и профилактики препаратов железа назначенных врачом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы было определение путей профилактики железодефицитной анемии у беременных.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по вопросам возникновения железодефицитной анемии у беременных женщин.

2. Определить факторы, приводящие к развитию железодефицитной анемии у беременных женщин.

3. Провести анкетирование беременных женщин для выявления у них знаний о железодефицитной анемии, ее последствиях и профилактике.

4. Проанализировать особенности участия медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у беременных женщин.

В ходе исследования был проведен теоретический обзор литературных источников посвященных проблеме железодефицитной анемии у беременных, проведено опроса по опросному листу беременных женщин с целью анализа осведомленности о железодефицитной анемии, ее последствиях и профилактике, а также были рассмотрены основные направления работы медицинской сестры, осуществляющей профилактическую работу при железодефицитной анемии у беременных.

Дефицит железа в организме матери является одной из основных причин развития дефицита железа и анемии у новорожденного, что может способствовать неблагоприятным перинатальным исходам в виде преждевременных родов, малого веса новорожденных, не соответствующего гестационному возрасту детей, увеличению риска развития инфекционных осложнений и перинатальной смертности

Своевременная профилактика железодефицитной анемии беременных женщин позволяет избежать развития данного заболевания и, соответственно, его возможных неблагоприятных последствий. В случае если железодефицитная анемия уже имеет место, полноценная и сбалансированная диета, включающая специализированные продукты питания для беременных женщин, будет являться одним из важных компонентов вспомогательной терапии.

Качество осуществляемой медицинской помощи и проводимой профилактики при железодефицитной анемии у беременных подразумевает не только выполнение медицинской сестрой зависимых вмешательств, но и проведение индивидуальной мотивированной работы с беременными женщинами. Грамотное и доступное проведение бесед с женщинами на тему правильного питания при беременности, соблюдения здорового образа жизни позволят избежать развития железодефицитной анемии, будут способствовать скорейшему выздоровлению пациентки и снижению неблагоприятного воздействия на будущего ребенка.

Таким образом, железодефицитная анемия беременных является важной проблемой, имеющей отношение как к здоровью матери, так и ее плода. Использование новых комплексных препаратов со сбалансированным содержанием железа, фолиевой кислоты, цианокобаламина и аскорбиновой кислоты позволяет добиться хороших результатов в лечении этой патологии, а профилактический прием во время беременности и лактации предотвращает развитие тяжелых осложнений со стороны матери и ее ребенка.

Задачи работы решены. Цель работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Источник

Сестринский процесс при железодефицитной анемии у беременных

Как мы выше перечислили, основными осложнениями беременности при железодефицитной анемии являются следующие:

  • — угроза прерывания беременности (20-42%);
  • — гестоз (40%);
  • — артериальная гипотония (40%);
  • — преждевременная отслойка плаценты (25-35%);
  • — задержка развития плода (25%);
  • — преждевременные роды (11-42%).

Исходя, из этого можно сделать вывод, что основной задачей медицинской сестры при железодефицитной анемии у беременных является правильное ведение беременных женщин, для максимального избегания выше перечисленных осложнений.

Давайте разберем возможный сестринский уход при анемии у беременных.

Читайте также:  Чем лечить простуду при анемии

Как мы уже знаем, сестринский процесс проходит в пять этапов.

1 этап — это сестринское обследование. В данном этапе обследование бывает субъективное (жалобы пациентки) и объективное (контроль артериального давления, температуры тела и т.д.).

Субъективно: у пациентки общая слабость, повышенная утомляемость, беспокойство, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, утренняя головная боль, забывчивость, чувство жжения языка, извращение вкуса.

Объективно: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные, сухость и шелушение кожи, заеды в углах рта, ломкость, сухость, и выпадение волос, тахикардия. На анализе крови снижение уровня гемоглобина и количества эритроцитов, эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), снижение цветового показателя (менее 0,8), уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап — это постановка сестринского диагноза. В данном этапе медицинская сестра выявляет нарушенные потребности и определяет настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы.

Нарушенные потребности при железодефицитной анемии у беременных — есть, работать, двигаться, отдыхать, общаться, быть в безопасности.

Настоящие проблемы — снижение уровня гемоглобина и эритроцитов, общая слабость, повышенная утомляемость, беспокойство, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, утренняя головная боль, забывчивость, чувство жжения языка, извращение вкуса, тахикардия, бледность кожных покровов и слизистых, выпадение волос, сухость и шелушение кожи, заеды в углах рта.

Приоритетная проблема — снижение уровня гемоглобина и эритроцитов.

Потенциальная проблема — риск развития осложнений (угроза прерывания беременности, гестоз, артериальная гипотония, преждевременная отслойка плаценты, задержка развития плода, преждевременные роды).

3 этап — это планирование сестринского ухода. В данном этапе медицинская сестра ставит краткосрочную, долгосрочную цель и составляет план ухода.

Краткосрочная цель — у пациентки данные показатели анализа крови, а именно содержание гемоглобина и эритроцитов в крови будут постепенно повышаться в течение 2-3 недель.

Долгосрочная цель — у пациентки данные показатели анализа крови нормализуются к моменту выписки.

Примерный план сестринского ухода можно посмотреть в таблице 5.

Таблица 5 — Пример плана сестринского ухода при анемии

Проблема

Действия медсестры

Потенциальная угроза здоровью, связанная с дефицитом информации о своем заболевании

Провести беседу с пациентом о его заболевании, предупреждении возможных осложнений и профилактике обострений. Обеспечить пациента необходимой научно популярной литературой.

Трудности в принятии изменении диеты в связи со сложившимися ранее привычками

Провести беседу с пациентом о значении и влиянии диетического питания на течение болезни и выздоровление.

Риск падения из-за слабости, головокружения, нарушений координации и онемения конечностей

Проводить контроль над соблюдением пациентом режима двигательной активности. Оказывать пациенту помощь при перемещении; сопровождать его.

Тошнота, изменение вкуса

Создать благоприятную обстановку во время еды.

Следить, чтобы пациент получал любимые блюда и красиво оформленные.

Провести беседу с родственниками пациента о характере передач.

Рекомендовать принимать пищу маленькими порциями, но часто (дробное питание)

Слабость, быстрая утомляемость

Проводить контроль над соблюдением пациентом предписанного врачом режима двигательной активности.

Проводить контроль над своевременным приемом пациентом лекарственных препаратов

  • 4 этап — это реализация плана сестринского ухода. Цель медицинской сестры на данном этапе обеспечить соответствующий уход за пациентом, провести обучение и консультирование по необходимым вопросам. Медицинская сестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны на знании цели, на индивидуальном подходе и безопасности, уважении к личности, поощрения пациента к самостоятельности.
  • 5 этап — и последний этап сестринского процесса это оценка эффективности и коррекция ухода. Данный этап включает оценку эффективности ухода, реакции пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии со стандартами. Если медицинская сестра считает, что поставленная цель не достигнута она корректирует план ухода и начинает все заново.

Оценка эффективности: у пациентки данные показатели крови, а именно содержания гемоглобина и эритроцитов в крови постепенно повышается. Цель достигнута.

Источник