Роль медицинской сестры при бронхите
Материал и методы исследования
Цель данного исследования — определение роли медсестры в осуществлении первичной профилактики хронических бронхитов. В достижении цели нам поможет изучение первичной профилактики хронических бронхитов.
Чтобы изучить первичную профилактику хронических бронхитов необходимо сначала ознакомиться с особенностями сестринского процесса при остром бронхите. Так как если мы разберем, как эффективнее поспособствовать выздоровлению пациента при остром бронхите, следовательно, не произойдет такого осложнения как хронический бронхит.
Так же важно определить объем профилактических мероприятий, проводимых медсестрой в отношении профилактики хронического бронхита.
Методы исследования:
научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;
эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования;
биографические (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);
Во время острого бронхита традиционно рекомендуют обильное питьё. Для взрослого человека — суточный объем потребляемой жидкости должен быть не менее 3 — 3,5 литров. Обычно хорошо переносятся щелочной морс, горячее молоко с боржоми в соотношении 1:1. Суточный рацион питания должен содержать достаточное количество белков и витаминов. На фоне высокой температуры и общей интоксикации можно немного поголодать, но в целом какие-либо ограничивающие диеты таким пациентам противопоказаны. Высокую эффективность показывает использование ингаляций. В качестве раствора для ингаляций можно использовать минеральную воду, раствор Рингера или обычный физиологический раствор. Процедуры проводят 2-3 раза в день на протяжении 5-10 дней. Данные манипуляции способствуют отхождению мокроты, облегчают дренаж бронхиального дерева, уменьшают воспаление. Необходима коррекция образа жизни с целью устранения факторов риска развития инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. В первую очередь это касается курения и различного рода профессиональных вредностей (пыльное производство, работа с лакокрасочными материалами, частые переохлаждения и т.д.). Отличное эффект при хронических заболеваниях легких имеет применение дыхательной гимнастики. Вне обострения бронхита можно проводить мероприятия по закаливанию.
Особенности сестринского процесса:
Формирование мотивации к выздоровлению у пациента.
Устраните факторы способствующие возникновению заболевания, такие как переохлаждение, курение, злоупотребление алкоголем и пр.
Регулярно проводите проветривание в комнате, где находится больной.
Избегайте появления в помещении резких запахов (косметики, дезодорирующих средств и т.д.), чтобы не спровоцировать приступ кашля.
Регулярно проводите комплексы дыхательной гимнастики (приложение 2), несколько раз в сутки с надуванием воздушных шариков, делайте массаж грудной клетки, меняйте положение тела в кровати.
Обращайте внимание на мокроту, ее количество, цвет, запах, изменение в ее характере, например, наличие крови, чтобы вовремя поставить в известность врача.
Учитывая эпидемический характер распространения туберкулеза в настоящее время, обращайте внимание на незначительные жалобы, как ночная потливость, немотивированный подъём температуры до субфебрильных цифр, чаще в первой половине дня, похудание, слабость, плохой аппетит.
Лечебное питание способствует дезинтоксикаци организма, более быстрому лечению воспаления, повышает иммунитет, поддерживает работоспособность сердца и сосудов, а также разгружает пищеварительную систему(приложение 3).
Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой:
применение лекарственных средств ингаляционным способом через рот;
Цель: Обучить пациента технике ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.
Оснащение:
- 1. Ингалятор с лекарственным веществом.
- 2. Ингалятор без лекарственного вещества.
Возможные проблемы пациента:
- 1. Страх, перед применением ингалятора или лекарственного вещества.
- 2. Снижение интеллектуальных возможностей и др.
- 3. Затрудненный вдох при введении лекарственного вещества через рот.
Последовательность действий м/с:
- 1. Информируйте пациента о пользовании ингалятора.
- 2. Информируйте пациента о лекарственном средстве.
- 3. Проверьте название и срок годности лекарственного вещества.
- 4. Вымойте руки.
- 5. Продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственных веществ.
- 6. Усадите пациента.
- 7. Снимите с мундштука баллончика защитный колпачок.
- 8. Поверните баллончик с аэрозолем вверх дном.
- 9. Встряхните баллончик,
- 10. Сделайте глубокий выдох.
- 11. Возьмите мундштук баллончика в рот, плотно обхватив его губами.
- 12. Сделайте глубокий вдох через рот и одновременно нажмите на дно баллончика.
- 13. Задержите дыхание на 5-10 сек.
- 14. Извлеките мундштук изо рта.
- 15. Сделайте спокойный выдох.
- 16. Продезинфицируйте мундштук.
- 17. Предложите пациенту самостоятельно выполнить процедуру с ингалятором, наполненным лекарственным веществом.
- 18. Закройте ингалятор защитным колпачком.
- 19. Вымойте руки.
Оценка результатов: пациент правильно продемонстрировал технику ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.
сбор мокроты на общий анализ.
Цель: Собрать мокроту в количестве 3-5 мл в стеклянную чистую посуду.
Оснащение:
- 1. Чистая сухая стеклянная банка.
- 2. Бланк-направление в клиническую лабораторию.
- 3. Аптечная резинка.
- 4. Перчатки.
Последовательность действий м/с:
- 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
- 2. Подготовьте лабораторную посуду.
- 3. Оформите направление, прикрепите к посуде с помощью аптечной резинки.
- 4. Утром натощак покажите пациента прополоскать рот питьевой водой.
- 5. Надеть перчатки, взять банку.
- 6. Предложите пациенту глубоко подышать, откашляться и сплюнуть мокроту в банку, не касаясь краев, всего 3-5 мл.
- 7. Доставьте посуду с собранной мокротой в клиническую лабораторию для исследования.
- 8. Полученный результат подклейте в историю болезни.
Оценка достигнутых результатов: Мокрота собрана в количестве 3-5 мл и доставлена в лабораторию.
Наблюдение из практики 1.
В больницу поступила студентка 18 лет, жалуется на периодическое затруднение дыхания (затруднен выдох), “свист в груди”, приступы сухого кашля, особенно частые ночью и утром, субфебрильную температуру, потливость. Заболела неделю назад, когда после переохлаждения появился сильный насморк. Лечилась домашними средствами, банками и горчичниками на грудную клетку, но описанные выше признаки продолжались каждые сутки.
Объективно: температура 37,3 С. Выраженная потливость, небольшая гиперемия слизистой зева. На всем протяжении обоих легких — ясный легочный звук, жесткое дыхание, рассеянные немногочисленные хрипы разной высоты, сухие. Во время формированного выдоха увеличивается количество свистящих сухих хрипов. Предварительный диагноз: острый обструктивный бронхит.
План дополнительного обследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ мокроты с определением микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам, серологическое исследование — определение титра антител к вирусам, бактериям, микоплазмам, рентгенография легких в 3-х проекциях, ЭКГ, исследование функции внешнего дыхания.
План сестринского ухода:
противовоспалительные средства — анальгин, ацетилсалициловая кислота и др.
антибактериальная терапия — антибиотики, сульфаниламидные препараты
противовирусные средства — сывороточный полиглобулин, противогриппозный гамма-глобулин, интерферон
бронхолитическая и отхаркивающая терапия — эуфиллин, бромгексин, термопсис, йодид калия
физиотерапевтическое лечение — щелочные ингаляции, ингаляции бронхолитиков, УВЧ, индуктотерапия, ЛФК.
Наблюдение из практики 2.
Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен второй день, заболевание связывает с переохлаждением.
Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД — 16 вмин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС — 72 в мин, АД 120/80 мм рт.ст. Предварительный диагноз: острый бронхит.
Возможные осложнения: очаговая пневмония, хронический бронхит.
План сестринского ухода:
Постельный режим, частое проветривание помещения.
Диета № 15, обогащенная витаминами. Обильное теплое питье: молоко с содой, щелочные минеральные воды, чай с малиновым вареньем.
При сухом мучительном кашле в начале заболевания _ противокашлевые препараты (либексин, глаувент, стоптуссин).
Паровые ингаляции эфирных масел (анисовое, ментоловое) и отваров трав (ромашка, зверобой, эвкалипт).
При бронхоспазме_бронхолитики (эуфиллин, бронхолитин, сальбутамол).
Отхаркивающие средства (мукалтин, термопсис, алтей, мать-и-мачеха, чабрец).
Витамины (аскорбиновая кислота, поливитамины).
Нестероидные противовоспалительные средства (ацетилсалициловая кислота, бруфен).
Отвлекающие средства (горчичники, горчичные ножные ванны, согревающие компрессы, перцовый пластырь).
При появлении гнойной мокроты, а также пациентам пожилого и старческого возраста назначают антибиотики группы пенициллинов, цефалоспоринов, фторхинолонов, макролидов.
Паровые ингаляций с эфирными маслами _ согласно алгоритму действия.
Наблюдение из практики 3.
Фельдшера скорой помощи вызвали к ребенку в возрасте шести лет. Заболел три дня до этого: появились насморк, покашливание, субфебрильная температура. Во второй половине дня появился навязчивый кашель с затрудненным звучным выдохом, слышным на расстоянии.
Обьективно: ребенок возбужден, температура — 37,2оС, ЧД — 36 в минуту, РS — 128 в минуту. Небольшая гиперемия зева. Перкуторно над легкими коробочный оттенок звука. При аускультации дыхание жесткое, выдох удлинен, выслушиваются сухие свистящие и единичные влажные хрипы над всей поверхностью легких. Тоны сердца выслушиваются с трудом из-за дыхательных шумов. Живот мягкий. Стул, диурез в норме.Предположительный диагноз- острый обструктивный бронхит.
Неотложная помощь на догоспитальном этапе: уменьшение обструкции (В2адреномиметики -инголяции: сальбутамол, тербуталин, фенотерол, через небулайзер — беродуал, дача увлажненного кислорода).
План беседы с родителями:
Гипоаллергенный быт.
Гипоаллергенная диета.
Улучшение дренажной функции бронхов (перкуторный, вибрационный массаж, дыхательная гимнастика с разрешения медицинского работника)
Профилактика простудных заболеваний (иммунизация, закаливание, гимнастика, санаторно-курортное лечение)
Лечение очагов хронической инфекции и глистной инвазии.
План лечения:
Органичение физических нагрузок, возвышенное положение в постели.
Гипоаллергенная диета с увеличением жидкости (щелочное питье, соки, отвары трав).
Бронходилятаторы и муколитики через небулайзер.
Противовирусная терапия при тяжелом течении заболевания.
Симптоматическая терапия (при лихорадке).
Улучшение дренажной функции бронхов (перкуторный, вибрационный массаж грудной клетки, дыхательная гимнастика).
2.2 Анализ результатов
План проведения исследования по теме роль медицинской сестры в первичной профилактике хронических бронхитов:
Обозначить предмет, цель, объект, задачи и методы исследования по данной теме;
Изучить информацию по теме хронический бронхит;
Рассмотреть наблюдения из практики;
Проанализировать результаты;
Сделать выводы.
ХБ чаще всего возникает по причине не лечения острого бронхита. Поэтому можно сказать, что первичной профилактикой ХБ, в большинстве случаев, будет лечение острого бронхита. В таком случае, для определения роли медсестры в первичной профилактике ХБ, логично было рассмотреть действия медсестры при лечении острого бронхита. Для этого я приводила наблюдения из практики со случаями острого бронхита. В ходе наблюдения, я выявила основные действия медсестры при лечении острого бронхита:
В первую очередь медсестра выполняет специальные мероприятия и неотложную помощь в случае необходимости. При остром обструктивном бронхите это может быть уменьшение обструкции (В2адреномиметики — инголяции: сальбутамол, тербуталин, фенотерол, через небулайзер — беродуал, дача увлажненного кислорода).
Так же медсестра связана с создание комфортных условий для пациента, таких как санитарно-гигиенические мероприятия, личная гигиена и двигательный режим.
В обязанности медсестры входит наблюдение за диетой и динамическими показаниями пациента, а также подготовка пациентов к обследованиям.
Важной частью работы медсестры это выполнение врачебных назначений, и убедить пациентов в важности им следовать.
Медсестра может давать советы и рекомендации пациенту и его родственникам по поводу заболевания.
Медсестра должна сформировать адекватное отношение к лечению острого бронхита, повышать знания о ЗОЖ и профилактике ХБ у пациентов и смотивировать пациентов на выздоровлению.
Источник