Роль фельдшера в лечении бронхиальной астмы

1. Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Роль фельдшера в диагностике и
лечении бронхиальной астмы у детей »
Выполнила: Балакарева Анна Евгеньевна
Специальность: «Лечебное дело», группа Ф-42/11
Руководитель: Михайлов Владимир Семенович

2. Актуальность

АКТУАЛЬНОСТЬ
Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба.
От этого серьезного заболевания страдают люди всех
возрастов и во всех странах мира, и что важно для
раскрытия моей темы – она часто, поражает детей, начиная
с 2-х -3-х летнего возраста. У детей она развивается с
большей вероятностью, чем у взрослых.
Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы
астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы
при правильном лечении могут прекратиться, но при
нарушении рекомендаций по профилактике отмечены
случаи рецидивов.
В настоящее время бронхиальную астму у детей
рассматривают как хроническое заболевание, основу
которого составляют аллергическое воспаление
дыхательных путей.

3.

Объект исследования: процесс диагностики и лечения БА, больные дети,
медицинские документы.
Предмет исследования: Роль фельдшера в диагностике и лечении
бронхиальной астмы у детей.
Целью работы: освоить и овладеть умениями и навыками по диагностике
и лечению БА фельдшером, выработать рекомендации по профилактике,
образу жизни, предотвращению осложнения.
Задачи:
Изучить медицинскую литературу по теме ВКР, и нормативные
документы по теме ВКР.
Проанализировать клинику и патогенез
астмы у детей.
заболевания бронхиальной
Изучить особенности диагностики и лечения бронхиальной астмы у
детей.
Изучить статистические данные о заболеваемости бронхиальной
астмой детей.
Освоить работу фельдшера на до госпитальном этапе и в стационаре
педиатрического отделения при уходе за детьми с данной патологией.

4. Практическая значимость

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Практическая значимость исследования
заключается в современном выявлении
причин и факторов риска возникновения
бронхиальной астмы у детей, а также
правильного выставления диагноза и
эффективного лечения, что приведет к
выздоровлению и снижению
инвалидности.

5. Что такое Бронхиальная астма ?

ЧТО ТАКОЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА ?
Бронхиальная астма–
хроническое аллергическое
заболевание дыхательных путей,
сопровождающееся воспалением
и изменением реактивности
бронхов, а также возникающей
на этом фоне бронхиальной
обструкцией.

6. Особенности бронхиального дерева ребенка.

Бронхи у детей к рождению
сформированы. Слизистая оболочка их
богато снабжена кровеносными сосудами,
покрыта слоем слизи.
Особенностью бронхов у детей является
то, что эластичные и мышечные волокна
развиты слабо.
С возрастом количество ветвей и их
распределение остаются постоянными.
Размеры бронхов интенсивно меняются
на первом году жизни и в периоде
полового созревания. . Бронхиальные
хрящи очень эластичные, податливые,
мягкие и легко смещаются. Правый бронх
шире левого и является продолжением
трахеи, поэтому в нем чаще
обнаруживаются инородные тела.
С возрастом по мере роста бронхов,
появлением широких просветов бронхов,
продуцированием бронхиальными
железами менее вязкого секрета реже
встречаются острые заболевания
бронхолегочной системы по сравнению с
детьми более раннего возраста.

7. Причины возникновения бронхиальной астмы

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

8. Бронхиальная астма бывает следующих форм:

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА БЫВАЕТ
СЛЕДУЮЩИХ ФОРМ:
По этиологии
бронхиальная
астма у детей
может быть:
• Аллергической;
• Неаллергической (эта форма возникает из-за
эндокринных заболеваний, перегрузок нервной
системы или попадания микроорганизмов);
• Смешанной;
• Неуточненной.
• Как особую форму врачи выделяют аспириновую
бронхиальную астму. Для нее триггерным
фактором является прием ребенком
нестероидных противовоспалительных средств.

9. Течение болезни

ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ
Проявления до года:
постоянное чихание, кашель и выделения из носа;
отекают миндалины;
плохой сон;
проблемы с ЖКТ;
дыхание «всхлипывающее».
Особенности проявления до 6 лет:
покашливание во сне;
появляется сухой кашель во время подвижных игр;
дыхание ртом вызывает кашель.
Течение болезни у ребенка и возможные осложнения
У подростков:
кашель в период сна;
дети боятся активного движения;
приступ заставляет ребёнка сесть и наклониться вперёд.
В этом возрасте диагноз уже поставлен, и ребёнок знает
провоцирующие факторы. Он должен всегда носить
ингалятор.

10. осложнения

ОСЛОЖНЕНИЯ
Астматический статус;
Пневмоторакс;
Легочное сердце;

11. Типичные симптомы и признаки

ТИПИЧНЫЕ СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ
Проявления предвестников:
Утром у малыша течёт слизь из носа, и он часто чихает.
Через пару часов появляется сухой кашель.
В середине дня кашель усиливается и становится влажным.
Спустя максимум двое суток кашель становится приступообразным.
Затем предвестники прекращаются и появляются основные симптомы
заболевания.
Проявления основных признаков:
Приступ сильного кашля наступает перед сном или после пробуждения.
Вертикальное положение уменьшает кашель.
Перед приступом ребёнок начинает плакать и капризничать, так как у него
закладывает нос.
Возникает одышка.
Дыхание прерывистое и сопровождается свистом.
Бывают нетипичные проявления – зуд и высыпания на коже.

12. Диагностика

ДИАГНОСТИКА
Для правильной постановки диагноза бронхиальной астмы у детей необходимо
учитывать данные аллергологического анамнеза, лабораторных, физикальных и
инструментальных исследований.
Лабораторные методы исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей
включают в себя:
общий анализ крови (нередко выявляется эозинофилия);
микроскопия мокроты (кристаллы Шарко – Лейдена, спирали Куршмана, значительное
количество эпителия и эозинофилов);
исследование газового состава артериальной крови.
Диагностика бронхиальной астмы у детей включает и ряд специальных
исследований:
исследование функции легких (спирометрия);
постановка кожных проб для выявления причинно-значимых аллергенов;
выявление гиперактивности бронхов (провокационные пробы с предполагаемым
аллергеном, физической нагрузкой, холодным воздухом, гипертоническим
раствором натрия хлорида, ацетилхолином, гистамином);
рентгенография органов грудной клетки; бронхоскопия (выполняется крайне
редко).

13. Медикаментозное лечение

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Медикаментозное лечение можно разделить на два вида:
симптоматическое лечение, то есть устранение приступа;
базисная терапия.
Лечение отменяется, если два года наблюдается
ремиссия. В случае рецидива – лечение следует
начинать заново.

14. Без лекарственная терапия

БЕЗ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ
Существуют и такие способы лечения бронхиальной
астмы. Они подразумевают:
лечебную гимнастику;
физиотерапию;
массаж;
закаливание;
методики дыхания;
посещение соляных пещер.

Читайте также:  Можно при бронхиальной астме курить

15. Профилактика

ПРОФИЛАКТИКА
Чтобы сократить приступы астмы до минимума, кроме непосредственного
лечения необходимы профилактические меры. Их нужно обязательно
предпринимать, если имеется предрасположенность ребёнка к этому
заболеванию.
Как предотвратить эту патологию:
Книги должны храниться в закрытых шкафах.
Не нужно хранить одежду в комнате ребёнка.
Не следует покупать мягкие игрушки.
Постельное бельё желательно стирать
гипоаллергенными порошками.
Нежелательно присутствие в квартире животных.
В период уборки ребёнка следует удалять из
помещения.
Следует изменить линолеум на другое покрытие.

16. Практическая часть

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ходе выполнения ВКР, с целью более
глубокого и полного раскрытия заданной темы,
мною осуществлены практические
исследования на базе «Городской детской
больницы города Енакиево».
В соответствии со статистическими данными в
настоящий момент больница обслуживает
около 5 тысяч детского населения от 0 до18 лет
Согласно данным:
2017 году на учете с БА состояло 34пациента
2018 — 37 пациентов.

17. Результаты Исследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статистические данные за период с 2017 по 2019
Дети проживающие
в асоциальных
семьях
Диагноз БА выставлен
в период с 4 — до 9
лет
Дети с различными
формами
проявления
аллергических
состояний
Часто и
длительно
болеющие(ОРЗ,
ОРВИ)
Наследственный
фактор

18. История болезни

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
В процессе выполнения работы мною было проведено
наблюдение за пациентом с бронхиальной астмой.
Со слов матери, девочка больна с марта 2016 года (1 год 3
мес.), когда по истечении трех месяцев после перенесенной
очаговой пневмонии стал отмечаться частый сухой кашель,
экспираторная одышка, приступы удушья с частотой до 1
раза в неделю.
После в ДГБ г. Енакиево поставлен диагноз,
бронхиальная астма, назначена базисная терапия и терапия
для купирования астматических приступов. С апреля 2016
года состоит на инвалидности по бронхиальной астме.
Частота обострений до 1 раза в месяц, приступы купируются
ингаляциями беродуала, получает базисную терапию. При
стационарном обследовании в 2018 году выявлена аллергия
на шерсть кошки и собаки, яичный белок, домашнюю пыль.
17.05.2019 поступила в ДГБ г. Енакиево для стационарного
обследования.

19. План обследования

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ
Общий анализ
крови
Консультация
аллерголога
Общий анализ
мочи
Консультация
детского
эндокринолога
Анализ кала
Рентгенограмма
органов грудной
клетки

20. Предварительный диагноз

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
На основании данных анамнеза,
объективного обследования можно
поставить предварительный диагноз:
бронхиальная астма, смешанная
форма, среднетяжелое течение,
период ремиссии.

21. Лечение

ЛЕЧЕНИЕ
Диета: питание ребенка должно
соответствовать возрасту, быть
полноценным;
Медикаментозная
терапия;
Необходимо ежедневное проветривание
палаты, кварцевание палаты 3-4 раза в
день по 10 минут;
Физиотерапия;
Лечебная физкультура.

22. Выводы

ВЫВОДЫ
Таким образом, проанализировав результаты исследования, можем
сделать следующие выводы:
1.
Заболеваемость бронхиальной астмой значительно увеличилась;
2.
Бронхиальная астма чаще встречается у детей в период с 4 — до 9 лет;
3.
Такое осложнение как БА связано с тем, что:
у большинства детей впервые месяцы жизни регистрировались признаки экссудативно-катарального диатеза;
89% детей состояли на учёте, как часто и длительно болеющие (ОРЗ,ОРВИ) заболеваниями;
у 50% детей были различные формы проявления аллергических состояний;
по результатам исследования, выявлено, что среди исследуемых детей количество перенесённых
заболеваний по БА, больше у тех детей, которые воспитываются в асоциальных семьях, где нарушается
уход. Напротив, те дети, которые состоят, в поликлинике на диспансерном учёте, а так же имеющие
родителей которые чётко и точно исполняют, назначения врача обострения бывают, крайне редко.
4.
Из общего числа детей находящихся на диспансерном учёте в поликлиниках, больных с бронхиальной астмой
фактически имеется в 2 -2,5 раза больше, чем регистрируется, что ведёт к недостаточному лечению этой
категории детей.
5.
В практической деятельности фельдшера, необходимо усилить просветительскую работу по вопросам
первичной профилактики бронхиальной астмы среди детей, имеющих предрасположенность к факторам риска
заболевания БА.

23. Рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Необходимо постоянно проводить с родителями санитарно-просветительную работу о
профилактике бронхиальной астмы.
2. Дети, которые относятся к группе риска, должны пройти обследование у специалистов.
3. Регулярное посещение врача педиатра для осуществления осмотра ребёнка.
4. Грудное вскармливание на протяжении первого года жизни (постепенное введение
прикорма в строгом соответствии с возрастом ребёнка).
5.Своевременное активное лечение заболеваний органов дыхания;
6.Поддержание жилища в чистоте (влажные уборки, отказ от ковров и мягких игрушек);
7.Отказ от содержания домашних животных (при их наличии тщательное соблюдение
правил гигиены);
8.Недопущение вдыхания детьми табачного дыма (пассивного курения);
9.Регулярные занятия спортом (лечебная гимнастика)
10.Полностью исключить нестероидные противовоспалительные средства (аспирин,
ибупрофен, диклофенак, нимесулид и т.д.)
11. Детям от 5 лет с хрипящим или свистящим дыханием обязательно записаться к
пульмонологу. Он должен назначить профилактические процедуры.

Источник

Роль фельдшера в лечении бронхиальной астмы

Êîíòðîëü íàä áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Íåñîîòâåòñòâèå äàííûõ îôèöèàëüíîé ìåäèöèíñêîé ñòàòèñòèêè ñ îáùåïðèíÿòûìè ñòàíäàðòàìè ðàñïðîñòðàíåííîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñíèæåíèå çàáîëåâàåìîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìîé ó ñòóäåíòîâ è äîïîëíèòåëüíûå ôàêòîðû ðèñêà.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèääèïëîìíàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ13.06.2016
Ðàçìåð ôàéëà831,0 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

HTML-âåðñèè ðàáîòû ïîêà íåò.
Cêà÷àòü àðõèâ ðàáîòû ìîæíî ïåðåéäÿ ïî ññûëêå, êîòîðàÿ íàõîäÿòñÿ íèæå.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Âîçíèêíîâåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Íàñëåäñòâåííîñòü â ïðîèñõîæäåíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è ñõåìû îöåíêè ñòàòóñà áîëüíîãî ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìîé ó äåòåé ÌÌÓ ÃϹ 9 ÄÏÎ-3 (ó÷àñòîê 23).

    ðåôåðàò [122,9 K], äîáàâëåí 15.07.2010

  • Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïðèñòóïå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàêòèêà êóïèðîâàíèå ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû êóïèðîâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðè ëåãêèõ ïðèñòóïàõ è àñòìîèäíîì ñèíäðîìå. Àíòèãèñòàìèííûå ñðåäñòâà è àäðåíîìèìåòè÷åñêèå ïðåïàðàòû.

    ïðåçåíòàöèÿ [569,3 K], äîáàâëåí 10.05.2012

  • Ðîñò çàáîëåâàåìîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìîé ó âçðîñëûõ è ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà â ÕÕ âåêå. Ïðè÷èíû àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ â áðîíõàõ: èíãàëÿöèîííûå àëëåðãåíû, èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ. Ïðèìåíåíèå ôèòîòåðàïèè äëÿ ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [23,9 K], äîáàâëåí 28.12.2012

  • Èñòîðèÿ èññëåäîâàíèÿ çàáîëåâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ýòèîëîãèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû è åå àëëåðãè÷åñêàÿ ïðèðîäà. Ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ó áîëüíûõ. Ðîëü èíôåêöèè â ïàòîãåíåçå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëèíè÷åñêèå íàáëþäåíèÿ ïñèõîãåííîé áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [17,8 K], äîáàâëåí 15.04.2010

  • Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòè ñèñòåìû âíåøíåãî äûõàíèÿ ó ëèö ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ìåòîäû ìåäèêàìåíòîçíîé è íåìåäèêàìåíòîçíîé êîððåêöèè. Ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, åå âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,5 K], äîáàâëåí 10.06.2014

  • Îïèñàíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, ôàêòîðû å¸ âîçíèêíîâåíèÿ. Âëèÿíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé íà ñîñòîÿíèå äåòåé, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ñõåìà äûõàòåëüíûõ è ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, òðåíèðîâêè â ïåðèîä ðåìèññèè è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ.

    ðåôåðàò [31,1 K], äîáàâëåí 29.11.2012

  • Õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé: ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ, íåñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ è àêóïóíêòóðà. Îñîáåííîñòè ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè.

    ðåôåðàò [21,1 K], äîáàâëåí 17.04.2010

  • Ôàêòîðû ðèñêà ðàçâèòèÿ, òðèããåðû áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ó÷àñòèå ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ. Èñïîëüçîâàíèå íåáóëàéçåðîâ â ëå÷åíèè. Ïèêôëîóìåòðèÿ è îáó÷åíèå ïàöèåíòà ñàìîêîíòðîëþ. Áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå ñïåëåîêàìåð, ïðîòèâîïîêàçàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [185,3 K], äîáàâëåí 27.06.2014

  • Àíàòîìèÿ ñòðîåíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ. Êëàññèôèêàöèÿ è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íà ïîëèêëèíè÷åñêîì ýòàïå. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè êîìïëåêñíîé ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [151,5 K], äîáàâëåí 25.05.2012

  • Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà è áðîíõèàëüíîé àñòìû, èõ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ. Êîìïëåêñû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ïðèìåíÿåìûå äëÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé è õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,1 K], äîáàâëåí 09.04.2010

Роль фельдшера в лечении бронхиальной астмы

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Бронхиальная астма народное средство для снятия приступов

Источник

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРА В ОБЛАСТИ ЕЁ ДИАГНОСТИКИ
И ПРОФИЛАКТИКИ 5
1.1 Определение и этиология бронхиальной астмы 5
1.2 Патогенез бронхиальной астмы 12
1.3 Классификация бронхиальной астмы 19
1.4 Деятельность фельдшера в сфере профилактики
и диагностики бронхиальной астмы 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕЛЬДШЕРА В СФЕРЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 27
2.1 План реализации практическая деятельность фельдшера в сфере диагностики и профилактики бронхиальной астмы у детей 27
2.2 Результаты выполненной работы 53
ГЛАВА ІІІ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ФЕЛЬДШЕРА В СФЕРЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Введение

Бронхиальная астма (БА) – хроническая болезнь, с которой больные должны справляться в течение жизни и влияние которой может быть уменьшено или контролируемо в большинстве случаев. 235 млн человек во всем мире страдают от этого заболевания. Доступность медицинской помощи хорошего качества, включая своевременную постановку диагноза, понимание тактики ведения и доступности необходимых лекарств, помогает избегать неблагоприятных исходов и осложнений. Согласно эпидемиологическим и длительным наблюдениям, бремя БА росло за прошедшие 30 лет, особенно среди людей с низким и средним доходом. Проблема БА у детей чрезвычайно актуальна. В 2011 г. на совещании ООН по неинфекционным заболеваниям (Noncommunicable Diseases – NCDs) внимание было сосредоточено на увеличение угрозы БА и других неинфекционных заболеваний глобальному здоровью, социальному благополучию и экономическому развитию.
БА обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки БА могут исчезнуть.
Однако БА может развиться в любом возрастном периоде, включая взрослую жизнь. Хотя астма озадачивала врачей со времен Гиппократа и были четкие описания пациентов с обострениями астмы во II веке с различными факторами, приводящими к обструкции дыхательных путей, до настоящего момента продолжаются споры относительно этого заболевания.
Программа ведения детей с БА предусматривает комплексный подход с назначением широкого круга мероприятий. Основные направления программы при БА у детей включают следующее: устранение воздействия причинных факторов (элиминация), разработка индивидуальных планов базисной противовоспалительной терапии, индивидуальных планов купирования обострений, плана реабилитации и диспансерного наблюдения, просвещение и обучение больных детей и членов семьи, профилактика прогрессирования заболевания
Данная работы обладает практической значимостью, ибо результаты работы допустимо применить в индивидуальной профилактике пациентов.
Объект исследования: процесс диагностики и профилактики бронхиальной астмы у детей.
Предмет исследования: связь контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов о заболевании и профилактической самодиагностикой его признаков.
Цель работы: выявить связь контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов о заболевании и профилактической самодиагностикой признаков бронхиальной астмы.
Работа включает в себя решение следующих задач: 1) изучение литературных источников, описывающих проблему исследования; 2) выявление связи контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов об их заболевании; 3) выявление связи контролируемости симптомов бронхиальной астмы с профилактической самодиагностикой признаков болезни.
Гипотеза: высокая степень информированности пациентов и регулярная профилактическая самодиагностика предположительно способствуют контролируемости симптомов бронхиальной астмы у детей.
Методы исследования: анкетирование, логические (анализ, синтез, обобщение), сравнение и методы математической статистики. Метод анкетирования был выбран потому, что он достоверный, доступный, простой.

Заключение

Подводя итоги работы, делаю следующие основные выводы.
Бронхиальная астма – хроническое воспалительно-аллергическое заболевание дыхательных путей, обусловливающее у предрасположенных пациентов обструкцию бронхов и приступ удушья, проявляющееся, чаще всего, ночью, перед рассветом приступами экспираторной одышки, кашлем, свистящими хрипами, обратимыми как спонтанно, так и под воздействием лекарственных препаратов.
Чтобы снизить риск возникновения заболевания у детей с атопией в анамнезе или при наличии страдающих бронхиальной астмой родственников, следует исключить пассивное курение, элиминировать аллергены пищевых продуктов, клеща, кошки, таракана, морской свинки. Заболеваемость поливалентной аллергией превалирует над моновалентной, что обусловливает прогностически утяжелённое течение бронхиальной астмы и ухудшенную поддаваемость её терапии. Чтобы уменьшить риск появления бронхиальной астмы у взрослых, нужно полностью исключить курение, регулярно проводить влажную уборку жилья, минимизировать воздействие промышленных и бытовых сенсибилизаторов, аллергенов, нормализовать массу тела.
Чтобы заблаговременно упредить угрожающий приступ бронхиальной астмы, пациент должен ежедневно утром и вечером выполнять пикфлоуметрию и заносить показания в дневник самоконтроля.
Разработанная методика астма-школы способствует улучшению эффективности лечения и повышению качества жизни больных детей.

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей ингаляции

В качестве критериев эффективности обучения в астма-школе могут быть использованы динамика частоты обострений БА, комплексная оценка самоконтроля и повседневной активности, а также динамика параметров КЖ.
Применение разработанной методики способствует более высокой степени сотрудничества семьи с лечащим врачом и улучшает восприятие врачебных рекомендаций по применению методов самоконтроля и использованию базисной противовоспалительной терапии, а также способствует более активному образу жизни больных детей.
Наиболее эффективно использование разработанной методики у детей из полных семей, больных БА средней и тяжелой степени тяжести, матери которых имеют высшее или среднее специальное образование и недостаточно информированы по вопросам БА до курса обучения.
Адекватному восприятию информации о заболевании и принятию рекомендуемых стратегий поведения по управлению БА на занятиях образовательной программы способствуют такие психологические особенности детей, как более низкая эмоциональная возбудимость, более высокие активность и темп реакций при отсутствии социальной дезадаптации, связанной с заболеванием, а также более высокая экстравертированность матерей.
Разработанную методику астма-школы рекомендуется использовать в работе с детьми 7-12 лет, больных БА, и их родителями с целью улучшения эффективности комплексного лечения и повышения КЖ пациентов как в амбулаторных лечебно-профилактических учреждениях, так и в стационарах и санаториях.
Критериями эффективности обучения по разработанной методике могут служить динамика частоты обострений БА, а также КО самоконтроля и повседневной активности детей.
Использование психодиагностических методик помогает дифференцированно отбирать будущих участников обучения и способствует достижению большей эффективности образовательной программы в комплексном лечении БА.
Дисгармоничное психоэмоциональное реагирование на заболевание детей и их родителей является показанием к предварительной психологической коррекции или семейной психотерапии с целью нормализации ВКБ с последующим обучением в астма-школе. Возможна также разработка индивидуализированных методик обучения этого контингента семей.

Список литературы

. Баур К. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких / Баур К., Прейссер А.; пер. с нем. под ред. И. В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.
2. Бондарева, Е. Л. Трудности в лечении больных бронхиальной астмой в сочетании с гипертонической болезнью / Е. Л. Бондарева // Брянский медицинский вестник. – 2008. – № 3. – с. 63 – 65.
3. Внутренние болезни: учебное пособие / М. В. Малишевский [и др.]; под ред. М. В. Малишевского. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 984 с.
4. Гитун Т. В. Лечение бронхиальной астмы: Новейшие медицинские методики. – Рипол Классик, 2010. – 64 с.
5. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2011 г.) / Под ред. А. С. Белевского. – М.: Российское респираторное общество, 2012. – 108 с.
6. Косарев, В. В. Профессиональная бронхиальная астма / В. В. Косарев, С. А. Бабанов // Справочник врача общей практики. – 2010. – № 3. – с. 29 – 34.
7. Косарев, В. В. Диагностика, лечение и профилактика профессиональной бронхиальной астмы / В. В. Косарев, С. А. Бабанов // Справочник фельдшера и акушерки. – 2012. – № 2. – с. 12 – 18.
8. Курбачева О. М., Павлова К. С. Фенотипы и эндотипы бронхиальной астмы: от патогенеза и клинической картины к выбору терапии // РАЖ. 2013, № 1, с. 15 – 24.
9. Ненашева Н. М. Бронхиальная астма. Карманное руководство для практических врачей. – Атмосфера, 2011. – 96 с.
10. Обновлённые стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы / Н. Астафьева [и др.] // Врач. – 2011. – № 11. – с. 8 – 12.
11. Отвагина Т. В. Терапия: учебное пособие / Т. В. Отвагина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 367 с.
12. Пропедевтика клинических дисциплин / Э. В. Смолева [и др.]. – Изд. 5-е, дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 479 с.
13. Пульмонология: национальное руководство / Под ред. А. Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 824 с.
14. Соколова Т. Бронхиальная астма. – М.: АСТ, Сова, 2008. – 128 с.
15. Справочник по пульмонологии / Под редакцией акад. РАМН. А. Г. Чучалина, проф. М. М. Ильковича. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 928 с.
16. Справочник фельдшера общей практики / Э. В. Смолева [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 537 с.
17. Сухова, Е. В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме / Е. В. Сухова // Справочник фельдшера и акушерки. – 2014. – № 4. – с. 14 – 24; № 5. – с. 8 – 15; № 6. – с. 18 – 29.
18. Melйn E., Granell R., Kogevinas M. et al. Genome-wide association study of body mass index in 23 000 individuals with and without asthma // Clin Exp Allergy. 2013; 43 (4): 463–474.
19. Bateman E. D., Boushey H. A., Bousquet J., Busse W. W., Clark T. J., Pauwels R. A, Pedersen S. E. Can guideline-defined asthma control be achieved? The Gaining Optimal Asthma Control study. Am J Respir Crit Care Med 2004; 170:836–44.
20. Bateman E. D., Bousquet J., Keech M. L., Busse W. W., Clark T. J., Pedersen S. E. The correlation between asthma control and health status: the GOAL study. The European Respiratory Journal 2007; 29:56–62.
21. The European Respiratory Society. The European Respiratory Journal (ERJ) – URL: https://www.erj.ersjournals.com (Дата обращения: 15.11.2014 г.)
22. QualityMetric Incorporated. Asthma control test – URL: https://www.asthma.com/resources/asthma-control-test.html (Дата обращения: 15.11.2014 г.)

Источник