Роль акушерки в профилактике анемии у беременных

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: РОЛЬ АКУШЕРКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ БЕРЕМЕННЫХ

  Выполнила
Туляшева Айсылыу Мажитовна
 
студентка специальности
«Акушерское дело»
группы 301 А
 
  Руководитель ВКР
Габбасова Люция Ишбулдовна
_____________________________________
(подпись)
«»______________________20_____ г.

г. Сибай, 2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………..……………….……4

1. Теоретические предпосылки изучения проблемы железодефицитной анемии беременных…………………….………….9

1.1. Железодефицитная анемия беременных………………….………..9

1.2. Влияние железодефицитной анемии на течение беременности, родов, состояние плода и новорожденного………………………………..…..15

1.3. Профилактика ЖДА беременных…………………………….……16

2. Описание использованного материала и применяемых методик исследования……………………………………………………….….….22

1.1 Методика и материалы исследования………………………………22

1.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………….……24

3. Заключение……………………………………………………37

Выводы …………………………………………….………….….………38

Практические рекомендации……………………………………….……40

Список использованной литературы…………………………….……..42

Приложения…………………………………………………………..…..44

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЖДА — железодефицитная анемия;

Hb – гемоглобин;

Ht – гематокрит;

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что анемия широко распространена среди беременных женщин всего мира. Ее частота колеблется от 15 до 30%, но в ряде развивающихся и экономически отсталых регионов она может достигать 70-90%. По распространенности, прямому и косвенному влиянию на материнскую, перинатальную заболеваемость и смертность, последствиям анемия беременных сохраняет свое значение, как одна из весьма актуальных проблем мирового здравоохранения.

С ухудшением качества жизни, снижением показателей здоровья женщин в Российской Федерации значительно возросла частота анемии беременных. К сожалению, по этим показателям многие регионы России опустились до уровня развивающихся стран. По данным МЗ РФ за последние 10 лет частота этой патологии увеличилась в 6,3 раза. В Республике Башкортостан анемия при беременности наблюдается у 40-60% женщин. В структуре алиментарных гестационных анемий ведущее место занимает ЖДА, наблюдающаяся у 75-95% женщин в этой группе.

Высокая распространенность анемии беременных, и те неблагоприятные последствия для беременной и плода, к которым они могут привести, делают эту проблему чрезвычайно актуальной и требуют совершенствования современной системы охраны здоровья матери и ребёнка. Наличие железодефицитной анемии приводит к нарушению качества жизни пациенток, снижает их работоспособность, вызывает функциональные расстройства со стороны многих органов и систем.

Дефицит железа у беременных неблагоприятно отражается на:

— течении беременности, родов, послеродового периода;

-состоянии плода и новорожденного, способствуя увеличению частоты преждевременных родов;

-плацентарной недостаточности;

-угрозы прерывания беременности;

-гипотрофии плода;

-аномалий родовой деятельности;

-инфекционных осложнений и гипогалактии у родильниц;

-частоты и объема патологической кровопотери в родах и послеродовом периоде.

Кроме того, недостаточное депонирование железа в антенатальном периоде является одной из причин развития дефицита железа и анемии у грудных детей, отставания в психомоторном и умственном развитии детей ранних лет жизни. При дефиците железа у беременных увеличивается риск развития осложнений в родах, а при отсутствии своевременной и адекватной терапии может возникнуть дефицит железа и у плода.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи выпускной квалификационной работы.

В исследовании выдвинута нами гипотеза:

Мы считаем, что своевременная профилактическая деятельность акушерки способствует успешному предотвращению железодефицитной анемии у беременных.

Объект исследования: железодефицитная анемия беременных.

Предмет исследования: Роль акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных.

Цель исследования:

Исследование роли акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1) Изучить современные подходы к рассмотрению железодефицитной анемии беременных.

2) Изучить в современной медицинской литературе влияние ЖДА на течение беременности и родов.

3) Изучить распространённость ЖДА среди беременных женщин, состоящих на учёте в женской консультации ГБУЗ Центральной городской больницы г. Сибай.

4) Изучить влияние ЖДА на течение беременности, плода и здоровье новорожденного.

5) Оценить степень информированности беременных о факторах риска заболевания, влиянии ЖДА на течение беременности, роды и здоровье новорожденного.

6) Изучить связь ЖДА с характером питания беременных.

7) Разработать рекомендации по профилактике ЖДА.

8) Провести экспериментальную работу по профилактике ЖДА.

Методика и материалы исследования:

1. Методы статистической обработки медицинской документации женской консультации ГБУЗ ЦГБ РБ «Перинатальный центр» г. Сибай.:

Читайте также:  Витамины при анемии у кошек

1) 50 индивидуальных карт беременных женщин для определения структуры тяжести ЖДА беременных,

2) 50 историй родов для изучения влияния ЖДА на течение беременности,

3) 50 историй развития ребенка для определения влияние ЖДА беременных для здоровья новорожденных.

Статистическая обработка обменных карт беременных женщин, историй развития новорожденных ГБУЗ ЦГБ РБ «Перинатальный центр» г. Сибай проводилась на персональном компьютере (Реntium IV) с использованием программы (Wоrd 2007).

2. Опрос беременных путем случайной выборки в количестве 50 человек:

1) «Связь плохого питания с трудным материальным положением»,

2) «Выяснение факторов риска ЖДА беременных».

3. Анкетирование беременных путем случайной выборки в количестве 50 человек:

1) «Уровень осведомленности беременных о ЖДА и мерах профилактики»,

2) «Частота употребления продуктов богатых железом»,

3) «Частота употребления продуктов, нарушающих всасывание железа».

4. Экспериментальное наблюдение за беременными II триместра с ЖДА в количестве 40 человек женской консультации ГБУЗ ЦГБ РБ «Перинатальный центр» г. Сибай. В экспериментальной части работы участвуют 2 группы: экспериментальная группа (20 беременных) и сравнительная группа (20 беременных). Критерии включения беременных женщин в экспериментальную и сравнительную группы: женщины с первой беременностью, возраст от 18 до 30 лет, срок беременности от 12 недель до 24 недель, гипохромная ЖДА легкой степени, гемоглобин (НЬ) <109 г/л, но не <90 г/л, цветовой показатель (ЦП) <0,85. При включении беременных в экспериментальную группу учтено их согласие.

Научная новизна исследования. Изучена роль акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных. Разработаны методика исследования железодефицитной анемии беременных и меры профилактики данного заболевания.

Теоретическая значимость работы. Получены дополнительные данные о необходимости усиления работы акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы для проведения практических занятий для студентов специальности 060102 Акушерское дело. Практические рекомендации по профилактике ЖДА беременных могут быть использованы акушеркой в профессиональной деятельности.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из 45 страниц: введения, трёх глав, выводов, заключения, библиографии, практических рекомендаций и приложений. Работа иллюстрирована 7 диаграммами, 6 таблицами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ БЕРЕМЕННЫХ

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ àíåìèè, ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà å¸ âîçíèêíîâåíèå è ðàçâèòèå. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è äèàãíîñòèêà àíåìèè ó áåðåìåííûõ. Êîìïëåêñ íåñïåöèôè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ ïðè àíåìè÷åñêîì ñèíäðîìå. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå àíåìèè, ïèòàíèå è ïîëèâèòàìèíû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äåïàðòàìåíò îõðàíû çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ Êåìåðîâñêîé îáëàñòè

Íîâîêóçíåöêèé ôèëèàë

Ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ

ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

«Êåìåðîâñêèé îáëàñòíîé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»

Ðåôåðàò

ïî äèñöèïëèíå «Çäîðîâûé ÷åëîâåê è åãî îêðóæåíèå»:

Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà ãðóïïû ÔØ- 151,

ñïåöèàëüíîñòè 32.02.01 Ëå÷åáíîå äåëî

Âîëîøèíà Åëåíà Àëåêñååâíà

Ïðîâåðèëà: Ñíåæêèíà Ëèëèÿ Àíàòîëüåâíà

Íîâîêóçíåöê, 2015

1.1 Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ àíåìèè ó áåðåìåííûõ

 ïåðèîä áåðåìåííîñòè ó æåíùèí, ñòðàäàþùèõ àíåìèåé, íàáëþäàåòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûé èñõîä áåðåìåííîñòè. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ñâÿçàíà ñ ðèñêîì ïðåæäåâðåìåííûõ ðîäîâ è ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ìàëîé ìàññîé òåëà è îñëàáëåííûì èììóíèòåòîì. Ïðè÷èíîé â âîçíèêíîâåíèÿ àíåìèè ó áåðåìåííûõ ìîæåò áûòü ñâÿçàííî ñ òàêèìè ôàêòîðàìè êàê:

· óìåíüøåíèå ïîñòóïëåíèÿ æåëåçà â îðãàíèçì ñ ïèùåé (âåãåòàðèàíñêàÿ äèåòà, àíîðåêñèÿ);

· õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ (ðåâìàòèçì, ïîðîêè ñåðäöà, ïèåëîíåôðèò, ãåïàòèò).

· æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ;

· çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ õðîíè÷åñêèìè íîñîâûìè êðîâîòå÷åíèÿìè (òðîìáîöèòîïåíèè);

· ãèíåêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ îáèëüíûìè ìåíñòðóàöèÿìè èëè ìàòî÷íûìè êðîâîòå÷åíèÿìè (ìèîìà, ýíäîìåòðèîç);

· îòÿãîùåííûé àêóøåðñêèé àíàìíåç: ìíîãî ðîæàâøèå æåíùèíû; ñàìîïðîèçâîëüíûå âûêèäûøè â àíàìíåçå; êðîâîòå÷åíèÿ â ïðåäûäóùèõ ðîäàõ, ñïîñîáñòâóþò èñòîùåíèþ äåïî æåëåçà;

· ñëîæíîå òå÷åíèå íûíåøíåé áåðåìåííîñòè (ìíîãîïëîäíàÿ áåðåìåííîñòü, àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòîíèÿ, ïåðâîðîäÿùàÿ ñòàðøå 35ëåò);

· èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèé âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;

· ïðåäëåæàíèå ïëàöåíòû, ïðåæäåâðåìåííàÿ îòñëîéêà ïëàöåíòû.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà áîëåçíè, à òàêæå ïðè÷èíû å¸ âîçíèêíîâåíèÿ, ïðè âñåõ ýòèõ âèäàõ àíåìèè àáñîëþòíî ðàçíûå, ïî ýòîìó áåðåìåííîé æåíùèíå, ïðè îáíàðóæåíèè äàííîãî íåäóãà, íà÷èíàÿ ñ ïåðâûõ íåäåëü áåðåìåííîñòè, ñòîèò îáðàòèòüñÿ çà êîíñóëüòàöèåé è ëå÷åíèåì èìåííî ê ñïåöèàëèñòó óçêîãî ïðîôèëÿ, à èìåííî ê ãåìàòîëîãó.

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ íàðóøåíèåì áåëêîâîãî îáìåíà â îðãàíèçìå, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ îò¸êîâ ó áåðåìåííîé, ïîâûøàåòñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå, âîçíèêàåò áîëüøîé ðèñê âûêèäûøà. Ðàçâèâàþòñÿ äèñòðîôè÷åñêèå ïðîöåññû â ìàòêå è ïëàöåíòå, ïðè ýòîì ïëîä íå ïîëó÷àåò äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî êèñëîðîäà è ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ (â òîì ÷èñëå æåëåçà). Ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ ïëîäà è çàäåðæêà åãî ðàçâèòèÿ.

Äåòè ïåðâîãî ãîäà æèçíè, êîòîðûå ðîäèëèñü ó æåíùèí ñ àíåìèåé áåðåìåííûõ, ÷àùå áîëåþò ÎÐÂÈ, à òàêæå áîëüøàÿ âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè èëè ðàçíûõ ôîðì àëëåðãèè.

Íàèáîëåå îïàñíûì îñëîæíåíèåì ïðè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ óãðîçà ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè (20-40%); ãåñòîç (38-40%); àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòîíèÿ (35%); ïðåæäåâðåìåííàÿ îòñëîéêà ïëàöåíòû (25-35%); çàäåðæêà ðàçâèòèÿ ïëîäà(25%); ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû (15-49%).

1.2 Äèàãíîñòèêà àíåìèè ó áåðåìåííûõ

Äèàãíîñòèêà àíåìèè çàêëþ÷àåòñÿ ñäà÷åé êîìïëåêñíûõ àíàëèçîâ ïî ðåçóëüòàòàì, êîòîðûõ âðà÷è ìîãóò óâèäåòü íàëè÷èå äàííîé áîëåçíè. Òàê êàê àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì ÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñîì íåñïåöèôè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ, îñíîâíûìè ïðîÿâëåíèÿìè êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ:

— îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àïïåòèòà, áåññîííèöà;

— îòäûøêà, òîøíîòà, òàõèêàðäèÿ;

— ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â óøàõ, îáìîðî÷íûå ñîñòîÿíèÿ;

— ó÷àù¸ííîå ñåðäöåáèåíèå, ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè;

— ñèëüíîå âûïàäåíèå âîëîñ, ñóõîñòü êîæè ãîëîâû;

— ëîìêîñòü íîãòåé, íîãòè ïðèîáðåòàþ ëîæêîîáðàçíóþ ôîðìó;

— òðåùèíû â óãîëêàõ ðòà;

-ïîÿâëåíèå æåëòûõ ïÿòåí íà ëàäîíÿõ è â îáëàñòè íîñîãóáíîãî òðåóãîëüíèêà;

— èñêàæåíèå âêóñîâûõ ðåöåïòîðîâ (æåëàíèå ñåñòü ìåë èëè çóáíóþ ïàñòó);

— íåçäîðîâîå ïðèñòðàñòèå ê íåêîòîðûì çàïàõàì (àöåòîí, êðàñêà);

— ïîâûøåíèå òåëà äî 38`C.

Áåðåìåííûì æåíùèíàì íóæíî âíèìàòåëüíî ñëåäèòü çà ñîñòîÿíèåì èõ êîæè, íîãòåé è âîëîñ. Ïîòîìó, ÷òî äàæå åñëè íåò ÿâíûõ ïðèçíàêîâ àíåìèè, îðãàíèçì ïîäñêàçûâàåò ÷òî åìó ÷òî-òî íå õâàòàåò (ýòî, êàê ïðàâèëî, ë¸ãêèå ñòåïåíè àíåìèè). Òàêæå äèàãíîñòèðîâàòü íåêîòîðûå ôîðìû àíåìèè ìîæíî ïóò¸ì ñáîðà îáøèðíîãî àíàìíåçà.

Îñíîâíûì è ñàìûì ïðîñòîé ìåòîä äèàãíîñòèêè — ýòî àíàëèç êðîâè èç ïàëüöà, â íåì îïðåäåëÿþò óðîâåíü ãåìîãëîáèíà è êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ.

Íîðìà ýðèòðîöèòîâ â ïåðâîì òðèìåñòðå áåðåìåííîñòè — îò 3,5 äî 5,5 êëåòîê íà 10 â 12 ñòåïåíè. Íîðìà ãåìîãëîáèíà äëÿ ïåðâîãî òðèìåñòðà — îò 115 äî 150 ã/ë, äëÿ âòîðîãî è òðåòüåãî òðèìåñòðà 110-140 ã/ë, ñ êîëåáàíèÿìè â äâå — òðè åäèíèöû.

Òàêæå ïðîâîäÿò èññëåäîâàíèÿ ïëàçìû êðîâè, ïóò¸ì çàáîðà êðîâè èç âåíû. Ñìîòðÿò íà óðîâåíü ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà, ÎÆÑÑ — òî åñòü îáùàÿ æåëåçî — ñâÿçûâàþùàÿ ñïîñîáíîñòü ñûâîðîòêè (÷òî áû óçíàòü äåôèöèò æåëåçà ñêðûòûé èëè ÿâíûé).

Ñìîòðÿò òàêæå è áåëêîâûé ïðîôèëü. Åñëè áûëè îáíàðóæåíû êàêèå — òî îòêëîíåíèÿ îò íîðìû â ñûâîðîòêå òîãäà îïðåäåëÿþ âèä è ñòåïåíü àíåìèè. Ïî ðåçóëüòàòàì ãåìîãëîáèíà ìîæíî îïðåäåëèòü ñòåïåíü àíåìèè: íèæå 90 ã/ë. — ë¸ãêàÿ ñòåïåíü; Îò 90 äî 60 ã/ë. — ñðåäíÿÿ ñòåïåíü; Ìåíüøå 60 ã/ë. — òÿæ¸ëàÿ ñòåïåíü, ïðè êîòîðîé íóæíî ïåðåëèâàíèå êðîâè è ýêñòðåííàÿ ïîìîùü.

Íåïðåìåííîå óñëîâèå ïðîôèëàêòèêè àíåìèè — ýòî ïîëíîöåííîå è ðàçíîîáðàçíîå ïèòàíèå.  ðàöèîíå äîëæíà áûòü ãîâÿäèíà, ìÿñî èíäþøêè, ïå÷¸íêà (ñâèíàÿ è òåëÿ÷üÿ), ðæàíîé õëåá, áîáîâûå, Áîëüøîå ñîäåðæàíèå æåëåçà â ãðàíàòå, â çåë¸íûõ ÿáëîêàõ, ìîðêîâè, òûêâå, êóðàãå, àðáóçàõ, à òàêæå ìèíäàëü, ïåòðóøêà, ãðå÷íåâàÿ êàøà.  ðàöèîíå äîëæíû áûòü òàêæå ïðîäóêòû ñ ñîäåðæàíèåì âèòàìèíà Ñ, òàê êàê îí ïîìîãàåò óñâîåíèþ æåëåçà è ôîëèåâîé êèñëîòû. Ïðîäóêòû ñîäåðæàùèå âèòàìèí Ñ: êàïóñòà áðîêêîëè, áðþññåëüñêàÿ, öâåòíàÿ êàïóñòà, ñâåæàÿ êëóáíèêà, ïàïàéÿ à òàêæå àïåëüñèíîâûé, êëþêâåííûé è ãðåéïôðóòîâûé ñîêè. Ìîëî÷íûå ïðîäóêòû (ìîëîêî, ñûð, ñìåòàíà, ñëèâêè), ÿéöà (îñîáåííî æåëòîê) ïîïîëíÿþò çàïàñû âèòàìèíà Â12. Ïðîäóêòû, â êîòîðûõ ñîäåðæèòñÿ ôîëèåâàÿ êèñëîòà, äîëæíû áûòü â ðàöèîíå åæåäíåâíî — ýòî ñâåæèå ôðóêòû è îâîùè. Òàêæå íåëüçÿ çàáûâàòü ïðî çåëåíü è ì¸ä (â íåì î÷åíü âûñîêèé óðîâåíü ìèêðîýëåìåíòîâ ïîëåçíûõ íàøåìó îðãàíèçìó).

Читайте также:  Как лечить ребенка при анемии

Òàêæå äëÿ ïðîôèëàêòèêè ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïîëèâèòàìèíû äëÿ áåðåìåííûõ, òàêèå êàê «Ìàòåðíà», «Âèòðóì ïðåíàòàë», «Óëüòðà Ïðåíàòàë». Ïðè ïðèìåíåíèå ýòèõ ïðåïàðàòîâ íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü èíñòðóêöèþ, ÷òîáû èçáåæàòü ïåðåäîçèðîâêè. Íåëüçÿ ïðèíèìàòü äâà è áîëåå âèòàìèííûõ êîìïëåêñà, èìåþùèé îäèíàêîâûé ñîñòàâ.

Î÷åíü îïàñíà ïåðåäîçèðîâêà âèòàìèíàìè À (ìîæåò âûçâàòü óðîäñòâà ïëîäà), è âèòàìèíîì Ñ (ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè). Ñóòî÷íàÿ äîçà èõ äîëæíà íå ïðåâûøàòü À 0,8-1 ìã., Ñ — 70-100 ìã.

Áåðåìåííûå æåíùèíû ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé íóæäàþòñÿ íå òîëüêî â çäîðîâîì ïèòàíèè, íî è â íàçíà÷åíèè ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, òàê êàê îäíèìè ïðîäóêòàìè íåâîçìîæíî âûëå÷èòü ýòó áîëåçíü. Ìàêñèìàëüíîå ñóòî÷íîå êîëè÷åñòâî æåëåçà, âñàñûâàåìîãî èç ïèùè ñîñòàâëÿåò — 2-2,5ìã. Ñ ïîìîùüþ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ äîçà óâåëè÷èâàåòñÿ â 15-20 ðàç.

Ëå÷åíèå àíåìèè äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷à. Îí ïîäáèðàåò ïðåïàðàò, åãî äîçèðîâêó, êðàòíîñòü ïðè¸ìà è êîíòðîëèðóåò ýôôåêòèâíîñòü òåðàïèè, íàáëþäàÿ ðåçóëüòàòû àíàëèçîâ.

Âàæíûì óñëîâèåì ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðîôèëàêòèêà ðàçâèòèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó æåíùèí ïðîâîäèòñÿ íàçíà÷åíèåì íåáîëüøèõ äîçèðîâîê 1-2òàáëåòêè â äåíü íà ïðîòÿæåíèè 4 — 6 ìåñÿöåâ. Êóðñ äëèòåëüíîñòü 2-3 íåäåëè, ñ ïåðåðûâàìè 15-30 äíåé. Çà áåðåìåííîñòü íóæíî ïðîéòè 4-5 êóðñîâ. Ïî ðåêîìåíäàöèè ÂÎÇ íà ïðîòÿæåíèè II è III òðèìåñòðà áåðåìåííîñòè, à òàêæå ïåðâûå ìåñÿöû ëàêòàöèè æåíùèíà äîëæíà ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû æåëåçà. Ëå÷åíèå æåëåçîñîäåðæàùèìè ïðåïàðàòàìè î÷åíü äëèòåëüíîå ïðîöåññ. Óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ïîâûøàåòñÿ òîëüêî ê êîíöó òðåòüåé íåäåëè ëå÷åíèÿ, à ïîêàçàòåëè ýðèòðîöèòîâ ÷åðåç 3-5 íåäåëü.

Äëÿ ëó÷øåé ïåðåíîñèìîñòè ïðåïàðàòû æåëåçà íóæíî ïðèíèìàòü âî âðåìÿ åäû.

Áåðåìåííûì íàçíà÷àþò ïðåïàðàòû æåëåçà â ñî÷åòàíèè ñ àñêîðáèíîâîé êèñëîòîé, íî å¸ ñîäåðæàíèå íå äîëæíî ïðåâûøàòü â 2-5 ðàç êîëè÷åñòâî æåëåçà â ïðåïàðàòå. Ñåé÷àñ äëÿ ëå÷åíèÿ àíåìèè ó áåðåìåííûõ èñïîëüçóþòñÿ ìíîãî ðàçëè÷íûõ ïðåïàðàòîâ. ×òî ïðèíèìàòü, â êàêèõ êîëè÷åñòâàõ, êðàòíîñòü ïðè¸ìà è ïðîäîëæèòåëüíîñòè êóðñà ëå÷åíèÿ äîëæåí ðåøàòü òîëüêî ëå÷àùèé âðà÷ â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå.

Читайте также:  Синдром анемии железодефицитная анемия

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ïîäâîäÿ èòîãè ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ëþáàÿ àíåìèÿ ñàìà ïî ñåáå íå ÿâëÿåòñÿ çàáîëåâàíèå, îíà âñòðå÷àåòñÿ êàê ñèíäðîì ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì ñèñòåìû êðîâè èëè çàâèñèò îò íåãî.  îñíîâíîì àíåìèè ïðîòåêàþò áåç âûðàæåííûõ ïðîÿâëåíèé, ïîýòîìó ÷àñòî îñòà¸òñÿ íåçàìå÷åííîé, âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ îíà ìîæåò áûòü âûÿâëåííîé â ëàáîðàòîðèè ñëó÷àéíî, áåç êàêèõ ëèáî æàëîá áîëüíîãî.

 çàâèñèìîñòè îò òèïà ôàêòîðû ýòèîëîãèè ìîãóò ñèëüíî ðàçëè÷àåòñÿ. Ê îñíîâíûì ïðè÷èíàì âîçíèêíîâåíèÿ àíåìèé îòíîñÿòñÿ: íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ, ïåðåíåñ¸ííûå èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèå, ãëèñòíûå èíâàçèè è ìíîãèå äðóãèå ôàêòîðû. Ïðè áåðåìåííîñòè ÷àùå âñåãî âîçíèêàåò æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ïîòîìó ÷òî æåëåçà òðåáóåòñÿ â äâà ðàçà áîëüøå ÷åì ïðè íîðìàëüíîì ñîñòîÿíèè îðãàíèçìà. Áîëüøîé ðàñõîä æåëåçà ïðèõîäèòñÿ íà îáðàçîâàíèå êðîâÿíûõ òåëåö ïëîäà. Åñëè çàáîëåâàíèå ïðèîáðåòàåò òÿæ¸ëûé õàðàêòåð íà ïðîòÿæåíèè âñåé áåðåìåííîñòè — ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæ¸ëûì ïîñëåäñòâèÿì. Âî-ïåðâûõ ïëîä íå ïîëó÷àåò äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî êèñëîðîäà, êîòîðûé íóæåí äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Æåíùèíàì, êîòîðûå áîëåþò òÿæ¸ëîé ôîðìîé àíåìèè êàê ìèíèìóì ïëîõî ñåáÿ ÷óâñòâóþò íà ïðîòÿæåíèè âñåé áåðåìåííîñòè, è åñòü âåðîÿòíîñòü ïðåæäåâðåìåííûõ ðîäîâ, à ïîñëå ðîäîâ âîçíèêàåò ðèñê ðàçâèòèÿ èíôåêöèé.

1. Âîðîáüåâ À.È. Ðóêîâîäñòâî ïî ãåìàòîëîãèè. Ìîñêâà, «Ìåäèöèíà». 1985. Ñ. 37-55.

2. Äâîðåöêèé Ë.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè. Ìîñêâà, «Íüþäèàìåä», 1998, ñ. 37-45.

3. Ëèùóêåâè÷ È.Â., Ìåäâåäåâà Í.È., Øóáèíà Ë.À. ÀÍÅÌÈÈ ÁÅÐÅÌÅÍÍÛÕ: ËÀÁÎÐÀÒÎÐÍÛÉ ÊÎÍÒÐÎËÜ, Ôóíäàìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ. Ì.- 2008. — Ñ. 94-115.

4. Øóëóòüêî Á.È. Âíóòðåííÿÿ ìåäèöèíà. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé â 2 òîìàõ. Ñïá.: «Ëåâøà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã», 1999, Ñ.- 120-129.

5. Øóëóòêî Á.È., Ìàêàðåíêî Ñ.Â. Ñòàíäàðòû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ âíóòðåííèõ áîëåçíåé. 3-å èçä. ÑÏá.: «Ýëáè-ÑÏÁ», 2005,Ñ.- 57-60.

6. Èçáðàííûå ëåêöèè ïî âíóòðåííèì áîëåçíÿì «Ãåìàòîëîãèÿ». Ïîä ðåä. Ïðàçäíîâà À.Ñ. — ×åëÿáèíñê: Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê. ¹7.2003 ã.

7. Ëåêöèè ïî ôèçèîëîãèè ñèñòåìû êðîâè. Ïîä ðåä. Çàõàðîâà Þ.Ì. — ×åëÿáèíñê: Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê. ¹3 2003 ã. (Èçä. ÷åòâ¸ðòîå).

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник