Реабилитация детей с бронхиальной астмой презентация

1.

Медицинская
реабилитация при
бронхиальной
астме

2. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Борьба с гиподинамией.
Рациональная дыхательная гимнастика.
Тренажер дыхательный индивидуальный.
Техника проведения диафраграмального
дыхания.
Причины обращения за медицинской помощью
при физических нагрузках.

3. БОРЬБА С ГИПОДИНАМИЕЙ

В комплексной терапии
больного бронхиальной астмой,
направленной на
урегулирование у него высшей
нервной деятельности, повышение нервно –
психического тонуса,
применение специфической
терапии, воздействие на
вегетативную нервную систему,
большое место должно быть
отведено применению лечебной
физической культуры.

4. РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА по К.П. Бутейко (волевая ликвидация глубокого дыхания)

Этот комплекс заключается в постепенном
уменьшении глубины дыхания путем
постоянного расслабления дыхательной
мускулатуры, либо задержек дыхания до
появления ощущения легкого недостатка
воздуха. Тренировки производятся в условиях
покоя и мышечной релаксации. Дышать следует
только через нос.

5. РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Основные этапы методики:
удобно сесть, расслабиться, сосредоточить внимание на дыхании;
выполнить спокойный поверхностный вдох в течение 3 секунд (вдох
от носа доходит только до ключиц);
произвести спокойный сдержанный выдох в течение 3-4 секунд;
задержать дыхание после выдоха (вначале на 3-4 сек, затем
постепенно, по мере тренированности, длительность апное
увеличивается). Задержка дыхания вызывает на короткое время
гипоксемию и гиперкапию;
выполнить спокойный неглубокий вдох и т.д.

6. РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Противопоказания:
астматический статус;
НК, вызванная декомплексным хранением
легочного сердца или другими причинами;
психические заболевания или психопатия с
негативным отношением к ВЛГД;
инфаркт миокарда.

7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливает нарушенное носовое дыхание
улучшает дренажную функцию бронхов
устраняет некоторые морфологические изменения в бронхиальной астме
способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению
сморщенных участков ткани, восстановлению кровообращения и
лимфообращения, устранению местных застойных явлений
положительно влияет на обменные процессы
налаживает нарушение функции ССС
исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации
грудной клетки и позвоночника
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
регуляций со стороны ЦНС
повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервнопсихическое состояние

8. ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

упражнение «ладошки»- разминочное
«погончики»
«насос» (накачивание шины)
«кошка» (приседание с поворотом)
«обними плечи» (вдох на сжатии грудной
клетки)
«большой маятник» («насос»+»обними плечи»)

9. УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»

Исходное положение: станьте прямо, согните
руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони
зрителю» — — «поза экстрасенса». Делайте
шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и
одновременно сжимайте ладони в кулаки
(хватательные движения). Подряд сделайте 4
резких, ритмичных вдоха носом (то есть
«шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и
отдохните 3-4 секунды — пауза; Сделайте еще 4
коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом — абсолютно
пассивный, неслышный выдох через рот.
Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя
и лежа.
В начале урока возможно легкое
головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к
концу урока. Если головокружение сильное,
сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы
после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать
можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд)

10. УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОНЧИКИ»

Исходное положение: станьте прямо,
кисти рук сожмите в кулаки и прижмите
к животу на уровне пояса. В момент
вдоха резко толкайте кулаки вниз к
полу, как бы отжимаясь от него (плечи
напряжены, руки прямые, тянутся к
полу). Затем кисти рук возвращаются в
и.п. на уровень пояса. Плечи
расслаблены — выдох «ушел». Выше
пояса кисти рук не поднимайте.
Сделайте подряд уже не 4 вдохадвижения, а 8. Затем отдых 3-4
секунды и снова 8. вдохов-движений.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение «Погончики» можно делать
стоя, сидя и лежа.

11. УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»

12. УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть
уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не
должны отрываться от пола). Сделайте
танцевальное приседание и одновременно
поворот туловища вправо — резкий, короткий
вдох.
Затем такое же приседание с поворотом влево и
тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи
происходят между вдохами сами, непроизвольно.
Колени слегка сгибайте и выпрямляйте
(приседание легкое, пружинистое, глубоко не
приседать). Руками делайте хватательные
движения справа и слева на уровне пояса. Спина
абсолютно прямая, поворот — только в талии.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение «Кошка» можно делать также сидя
на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

13. УПРАЖНЕНИЕ «ОБНИМИ ПЛЕЧИ»

14. УПРАЖНЕНИЕ «БОЛЬШОЙ МАЯТНИК»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже
ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в
пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже
вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с
пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в
промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не
выталкивайте выдох!
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение «Большой маятник» можно делать также
сидя.
Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника
и смещениях межпозвонковых дисков упражнение
«Большой маятник» делайте, ограничивая движения:
слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при
наклоне назад.
Только хорошо освоив первые шесть упражнений
комплекса, можно переходить к остальным.
Добавляйте каждый день по одному упражнению из
второй половины комплекса, пока не освоите все
основные упражнения.

15. ТРЕНАЖЕР ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

Предназначен для дыхательных
тренировок с целью
профилактики и лечения
различных заболеваний,
повышенных иммунитетных и
адаптационных возможностей
организма, реабилитации и
восстановления при
неблагоприятных (включая
радиацию) экологических и
производственных факторах,
стрессах.

16. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Комплекс упражнений на напряжения и расслабления
Длительность 5-7 минут 2 раза в день.
Цель научить умению расслабляться сохранять спокойствие во
время приступа астмы.
Выполняется сидя на стуле или лежа на полу.
1 Руки лежат на коленях или располагаются вдоль тела
2 Закрыть глаза и опустить подбородок на грудь.
3 Поочередно напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья.
4 Каждый раз после напряжения следует полное расслабление,
которое сопровождается воображением пребывания в наиболее
красивом и приятном месте.

Читайте также:  Суши при бронхиальной астме

17. ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПРИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ

Хрипы учащаются, несмотря на то, что принято лекарство.
Дыхание учащается, несмотря на то, что лекарство должно
было подействовать.
Признаки тяжелого дыхания: грудь, шея, вытянуты,
напряженное дыхание.
Трудно ходить, говорить.
Ребенок прекращает играть.
Губы и ногти синие (если этот признак срочно!!! врача).
Снижена пиковая скорость выдоха ниже 60 %.

18. НЕСКОЛЬКО ШАГОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ В СЛУЧАЕ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ:

Определить, что вызывает затрудненное дыхание
Улица- пыльца растений, табачный дым
При беге – физическая нагрузка
В доме – домашняя пыль
Эмоции- огорчения, смех, бурные игры
Если приступ начинается сразу после еды
Пищевые продукты- орехи, рыба, шоколад.

19. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?

Устранить причину:
уйти из этого места;
прекратить физические нагрузки;
попытаться успокоиться расслабиться, сделать дыхательные упражнения (см
приложение №1);
во время приступа необходимо принять удобную позу и расслабиться.
Дыхание должно быть редким и равномерным.
сделать 1-2 ингаляции;
пить воду маленькими глотками;
ребенок должен сохранять спокойствие;
подождать, чтобы лекарство подействовало;
постараться думать о другом;
если в течении 15-20 минут самочувствие не улучшилось и симптомы
нарастают вызовите врача;
объяснить врачу свои симптомы и какое лекарство ты принял.

Источник

1. Программа реабилитации больных бронхиальной астмой

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ
АСТМОЙ
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА 5 КУРСА 3ГРУППЫ
Ф-ТА КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СУЛТАНОВА Ю.В.
ПРОВЕРИЛА:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
СУСАНИНА И.В.

2.

3. Особенности реабилитации у пожилых

ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ У ПОЖИЛЫХ
Реабилитация пожилых людей имеет несколько видов:
• медицинская — восстановление утраченных функций органов и систем;
• психологическая — восстановление адекватной (соразмерной) реакции
пациента на изменения внешней и внутренней среды;
• социальная — восстановление способности к независимому
(самообслуживание) и достойному существованию пациента в
обществе;
• трудовая — восстановление способности человека к труду вообще и
профессиональному в частности.

4. Реабилитация пожилых людей требует соблюдения следующих правил:

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ТРЕБУЕТ
СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
• проведение реабилитационных мероприятий по намеченному плану (необходимо
ознакомить с ним пациента);
• периодический, регулярный контроль функций органов и систем (пульс, число
дыхательных движений, артериальное давление, общее самочувствие и т.д.);
• поддерживать и формировать веру пациента в успех реабилитационных
мероприятий, отмечая малейшие положительные сдвиги в состоянии его здоровья;
• не делать за пациента то, что он может сделать сам;
• занятия должны быть систематическими, мероприятия — комплексными.

5.

• Бронхиальная астма (БА) — это хроническое персистирующее
воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся
приступами удушья или астматическим статусом, вследствие
бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов.
• В последние годы заболеваемость бронхиальной астмой растет во
всем мире. Лица пожилого и старческого возраста составляют около
45% всех больных БА. Это связано с возрастными изменениями
бронхолегочной системы, а также учащением хронических болезней
дыхательной системы.

6. Общие сведения о программе

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ
Предметом исследования является бронхиальная астма.
Объектом- являются лица пожилого возраста.
Целью работы является разработка методики реабилитации лиц пожилого возраста с
бронхиальной астмой ,создание условия для их выздоровления(при активном
сопровождении).
• Базой для проведения было выбрано пульмонологическое отделение различных
медицинских учреждений(санатории,гериатрические центры и т.п.).
• Реабилитация будет проводится с пожилыми людьми, страдающими бронхиальной
астмой.
• Длительность программы от 2 до 4 недель(в зависимости от тяжести заболевания у
пациентов, их возможностей и рекомендаций лечащего врача)

7.

Реабилитация пожилых людей преследует несколько целей:
1.
Реактивация — повышение двигательной и познавательной
активности пациента;
2.
ресоциализация — обеспечение пожилых равными социальными
возможностями;
3. реинтеграция — приспособление гериатрического пациента к жизни в
микросоциальной среде.

8. Диагностический этап

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Прежде всего работа будет строится с пожилыми людьми с уже
подтвержденным заболеванием(диагноз установленный врачом,1 и 2
степени тяжести ). Однако нельзя не отметить того, что существует проблемы,
трудности выявления БА ,ведь они обусловлены мультиморбидностью и
большую роль будет играть и собственно снижение восприятия больными
симптомов болезни.
Возрастной диапазон для применения программы — пожилой возраст (65–74
года)

9.

Диагностика БА, возникшей в пожилом и старческом возрасте, часто
затруднена. Более чем у половины пациентов это заболевание
диагностируется поздно или не диагностируется вовсе . Возможные причины
этого приведены в таблице 1.
Восприятие симптомов БА у пациентов пожилого возраста часто снижено .
Вероятно, это связано со снижением у них чувствительности инспираторных
(главным образом, диафрагмальных) проприорецепторов к изменениям
объема легких, хеморецепторов к гипоксии, а также нарушением ощущения
увеличенной респираторной нагрузки . Пароксизмальная одышка,
приступообразный кашель, стеснение в грудной клетке, свистящее дыхание
нередко воспринимаются самим больным и лечащим врачом как признаки
старения или других заболеваний (табл. 2). Более чем у 60% пациентов
отсутствуют классические приступы экспираторного удушья

10.

11.

Течение бронхиальной астмы
Особенность течения БА у пожилых заключается в том, что она труднее
контролируется. Больные чаще обращаются за медицинской помощью и
имеют более высокий риск госпитализации по сравнению с пациентами
молодого возраста (в 2 и более раз). Заболевание значительно снижает
качество жизни и может явиться причиной летального исхода. Известно,
что около 50% смертей при астме наблюдаются у пациентов пожилого и
старческого возраста . Одной из причин неблагоприятного течения БА в
этой группе выступает депрессия.

Читайте также:  Препараты нового поколения от бронхиальной астмы

12.

Реабилитация пожилых людей осуществляется по следующим
направлениям:
• медицинское — оказание медицинской помощи;
• геронтопогический уход — решение общих физиологических и психологических
проблем пациента;
• социальное — оказание социальной помощи;
• просветительское — информирование общества об особенностях стареющего
организма, возможностях и потребностях пожилых людей;
• экономическое — обеспечение людям «третьего возраста» материального
благополучия и равных возможностей участия в экономической жизни общества;
• профессиональное — реализация возможностей остаточной трудоспособности.

13. Выявление эмоционально-личностных особенностей вначале работы

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНАЧАЛЕ РАБОТЫ
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Личностная шкала проявления тревоги
Методика Будасси (Самооценка)
Методика «Тревожность и депрессия«
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса И Р. Даймонда
Шкала Депрессии
При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее
значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия.

14.

Исследование личностных особенностей:
удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются
при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность,
недоверчивость, тревожность, сенситивность (чувствительность), склонность к легкому возникновению
фрустрации, преобладанию отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень
интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на
достижение высоких результатов.
В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как
алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный
тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом
механизме развития бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные
психические механизмы: отрицание, вытеснение и регрессия. При бронхиальной астме ведущим
эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень
личностной тревожности). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический
механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего
материала, часть тревоги может быть проявлена. Однако вытесненная часть, возможно, создает
постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими
сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в
иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. Для пациентов с
бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются
психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.

15. Реабилитационный блок

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ БЛОК
Программа восстановления больных бронхиальной астмой составляется на базе следующей информации:
• данных о больном;
• информации, полученной в результате осмотра;
• информации о проведенных клинических обследованиях;
• данных о результативности лечения.
Очень важно определить степень тяжести пациента, после чего доктор определяет, в каких условиях будет проходить
восстановление:
• тяжелая стадия и приступы одышки эффективно лечатся в условиях стационара. Человек пребывает в больнице до тех
пор, пока ему не станет лучше;
• астма в легкой форме и средней тяжести подразумевает лечение на поликлиническом этапе по месту жительства.
Задачи плана будут зависеть от тяжести состояния больного. К примеру, гимнастика и лфк прекращаются в данный
период, а после приступов снова начинаются.

16.

Лечебная гимнастика
Лфк при данном заболевании подразумевает обязательное выполнение специальной гимнастики,
продолжительное нахождение на свежем воздухе, умеренные дозированные нагрузки. Зимой больным
рекомендована ходьба на лыжах.
Основные цели лфк:
ликвидация застойных явлений и воспалительного процесса;
уменьшение спазмов в органах дыхания;
корректировка функции дыхания, особенный упор делается на выдох;
укрепление мускулатуры, принимающей участь в дыхательной функции;
увеличение функциональности диафрагмы в грудной клетке;
обучение пациентов самостоятельному расслаблению дыхательной мускулатуры;
восполнение функциональных способностей посредством тренировок;
восстановление кровообращения.

17. Примерный комплекс ЛФК при бронхиальной астме

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛФК ПРИ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

18.

Чаще всего предпочтение отдается следующему комплексу упражнений:
• упражнения, направленные на более продолжительный выдох. Максимальное высвобождение воздуха из органов
дыхания. Помимо этого данный комплекс проводится в целях укрепления пресса, который также принимает
непосредственное участие в функции дыхания;
• тренировки нужно проводить на разработку дикции, что также развивает возможность самостоятельного выдоха
для восстановления дыхания. Помимо этого, вибрации верхних дыхательных органов значительно уменьшают
спазмы;
• лфк для пациентов с астматическим статусом нацелены на снижение дыхательной функции, уменьшая, таким
образом, чрезмерную вентиляцию. С этой целью применяются самые разнообразные приспособления: надувные
шарики, резиновые игрушки и прочее;
• больным с подобными патологиями противопоказано продолжительное натяжение и задержка
дыхания. Физическая активность при БА и выбор определенных упражнений выбираются с учетом
индивидуальных характеристик, физического состояния и самочувствия;
• в процессе выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы дыхание было правильным, делая особый
акцент на выдох. Бегать и ходить лучше в лесопарковых местностях. Помимо всего прочего, особый эффект дает
плаванье. Начинать плавать нужно в теплый сезон с постепенным переходом к более низким температурам.
• Зимой показаны лыжные прогулки с увеличением времени пребывания на открытом воздухе и соблюдением
рекомендаций по дыханию.

19.

Массаж при БА
Мероприятие не должно длиться дольше пятнадцати минут каждый день на протяжении 14
дней;методы выполнения массажа могут быть разными. Все зависит от того, какие
патологические процессы протекают у конкретного пациента. Так, в случае
пневмосклерозов, сопровождающихся нарушением функциональности органов дыхания
лучше отдавать предпочтение методу растирания и растяжения. Если пациент страдает
обструкцией бронхов, ему показаны растирания и поглаживания.

20. Дыхательная гимнастика

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Физическую реабилитацию невозможно себе представить без дыхательных
упражнений. Все эти мероприятия нацелены на укрепление мускулатуры.
Чтобы задействовать полностью весь объем органов дыхания и обрести новые
привычки, требуется каждодневное выполнение процедур. Есть два наиболее
известных комплекса упражнений, которые считаются самыми
результативными: методика Стрельниковой и Бутейко.

Читайте также:  Может ли туалетная вода спровоцировать бронхиальную астму

21.

Терапия лекарствами
• В процессе выполнения реабилитационных мер, физиотерапевтические действия применяются в
комплексе с фармакологическими средствами. Это помогает максимально быстро и качественно
устранить проблемы. Обычно для таких пациентов показано применение специальных аэрозолей и
ингаляционных средств, вдыхаемых посредством небулайзеров.
• Позитивный эффект на органы дыхания наблюдается в процессе использования электрофореза с
добавлением лекарственных средств.
• Помимо этого, широко используется рефлексотерапия, дыхательные упражнения, физическая
культура и медикаментозная терапия. Все эти мероприятия в совокупности приводят не только к
восстановлению больных с астматическим статусом, но также и к усилению защитных свойств
организма.
Особенности питания
• Значение диеты при бронхиальной астме огромное. Питание подразумевает исключение из меню
больного всех аллергенных продуктов и консервантов, вызывающих приступы. Также необходимо
исключить злоупотребление соками, кофе и чаями. Больной должен вести пищевой дневник, в
который необходимо записывать, на какой продукт возникла аллергия.

22.

• Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении
больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее
сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период
адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует
повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда
затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее
хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при
бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование
механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является
воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по
применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать
на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению
иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может
применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так,
иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического
состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной
метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения.

23. Психологическое сопровождение

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
• Поскольку бронхиальная астма сопровождается депрессией, то
необходимо помимо медицинских воздействий, использовать и
психологические методы . Также неоценима для больных
бронхиальной астмой – поддержка и забота со стороны не только
психолога и родственников, но и со стороны всего медицинского
персонала(психологический климат в мед.учреждении). Теплое
отношение создает благодатную почву для выздоровления у этих
пациентов.

24. Цель р-ии-коррекция эмоциональных и личностных особенностей ,работа с травмой

ЦЕЛЬ Р-ИИ-КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ,РАБОТА С ТРАВМОЙ
Психотерапия
среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы,
выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается
классическим психосоматическим заболеванием. Для многих
заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности,
относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между
психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и
развитием этих заболеваний.

25.

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и
психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются
необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы. Для многих пациентов весьма
полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального
равновесия, уверенности в обратимости приступа. Для этого используются
1.
психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка,
десенсибилизация и биологическая обратная связь),
2.
3.
4.
5.
6.
гипноз,
групповая психотерапия,
семейная психотерапия,
долгосрочная индивидуальная психотерапия,
аутотренинг.
Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления
необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

26.

Психотерапия и методы психологического коррекционного воздействия в
последние годы приобретают все большее значение в комплексном лечении больных
бронхиальной астмой. А.Д. Адо считал, что каждый больной бронхиальной астмой
представляет собой человека с большим или меньшим состоянием невроза, что
подтверждено современными клиническими исследованиями. У подавляющего
большинства людей, больных бронхиальной астмой, выявлены различные формы
неврозов: астено-депрессивный, астено-ипохондрический, депрессивноипохондрический, депрессивный, которые проявлялись расстройствами сна, аппетита,
тревожностью, чувством страха возникновения приступа бронхиальной астмы. В
комплексных программах лечения наряду с индивидуальной терапией у больных
бронхиальной астмой хорошие результаты дает групповая психотерапия. Важное место
занимают образовательные программы («Астма-школы»). Комплексное курортное
лечение оказывает тонизирующее влияние на нервные процессы в центральной нервной
системе, улучшает работу адаптационных, стресс-реализиющих систем, повышает
резистентность высшей нервной деятельности к воздействию неблагоприятных условий
среды и длительных психо-травмирующих факторов, в том числе и фонового
заболевания — бронхиальной астмы.

27. «Астма-школа»

«АСТМА-ШКОЛА»
позволяет достичь основной цели лечения — контроля над течением заболевания.
Понятие контроля включает в себя целый комплекс мер, которые проводятся
совместно врачом и пациентом. Как отмечают специалисты, только 60 % пациентов
правильно понимают и соблюдают рекомендации лечащего врача, своим собственным
бездействием или ошибками провоцируя обострение бронхиальной астмы. Следует
отметить, что комплаентность (степень приверженности больных назначенному
лечению) является ключевым фактором успешной терапии бронхиальной астмы на всех
этапах лечения. Больному необходимо знать о своей болезни не меньше врача,
поэтому так важно научить человека «уживаться» с этим хроническим заболевание и
сделать это в комфортных условиях санатория легче, чем в суете повседневной жизни.

28. Спасибо за внимание!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

29. Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Палеев Н., Черейская Н. Бронхиалльная астма у пожилых (особенности течения,
дифференциальный диагноз, лечение) // Врач. 2005. — № 10. — с. 8-13
2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы // Под ред. А.Г. Чучалина. М.,
Атмосфера, 2002.
3. https://heatpsy.narod.ru/06/astma.html
4. https://astmania.ru/astma/reabilitatsiya-pri-bronhialnoy-astme.html
5. https://health-medicine.info/bronxialnaya-astma-u-pozhilyx-etiologiya-klinicheskaya-kartina-lechenie-iuxod/
6. https://ilive.com.ua/health/reabilitaciya-pozhilyh-lyudey_80056i16057.html

Источник