Работа медсестры в школе бронхиальной астмы

Охрана здоровья и профилактическая помощь населению являются составляющими сферы здравоохранения. Провозглашение профилактики в качестве стратегического направления развития содержится во всех государственных законодательных актах последнего десятилетия, касающихся охраны здоровья населения. Это утверждается в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», об этом настойчиво прописывается в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и ряде законодательных актов самого последнего времени.

Значительная часть работы в школах возложена на сестринский персонал. Медицинские сестры обучают необходимым навыкам и умениям. В работе школ активно применяется метод наглядной пропаганды — это плакаты, рисунки, фотографии и видеофильмы.

Средний медицинский персонал является тем звеном здравоохранения, который наиболее близко контактирует с пациентами. Поэтому им отводится решающая роль в организации школ здоровья. Необходимо вести разъяснительную работу среди населения и пациентов клиник, лечебно-профилактических центров о вреде курения, употребления алкоголя, переедании. О необходимости здорового образа жизни, закаливании, занятии физическими упражнениями.

Основной метод обучения в школах бронхиальной астмы включает в себя лекционный курс, практические занятия по обучению навыкам самоконтроля с последующим ведением дневника.

С пациентами в школах проводятся анкетирование, лекции, беседы, конкурсы, викторины.

Деятельность медицинской сестры школы заключается в следующем:

  • -в пропаганде ЗОЖ среди населения;
  • -оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;
  • -контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого;
  • — подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;
  • — анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий.

Старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики в работе школ выполняет следующие функции:

  • -контроль за выполнением графика работы школ;
  • -руководство работой сестринского персонала и контроль ее качества;
  • -контроль за состоянием и оснащением помещений, в которых работают медицинские сестры отделения, и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;
  • -обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;
  • -проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам ЗОЖ и предупреждению заболеваний;
  • -систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний сестринского персонала;
  • -представление отчета о численности обучающихся в школах в отделение медицинской статистики;
  • -соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Медицинская сестра при проведении практических занятий может использовать имеющиеся в их распоряжении наглядные материалы. Больным на руки выдаются методические пособия «Рекомендации для больных бронхиальной астмой», памятки для пациентов. Особое внимание уделяется умению пациента анализировать полученные данные и прогнозировать предкризовые состояния для своевременного оказания себе самостоятельной помощи.

На практических занятиях больные, а также лица с наличием у них факторов риска возникновения заболевания знакомятся с правилами поведения для изменения образа жизни, узнают о возможности воздействия на управляемые факторы риска.

Таким образом, медицинская сестра выполняет важную роль в работе школ бронхиальной астмы. С помощью данных школ медицинская сестра учит больного придерживаться щадящего режима, дает рекомендации по соблюдению рациональной диеты, способам применения аэрозолей.

Медицинская сестра объясняет больному, что исключение вредных привычек является важным компонентом терапии заболевания, убедить в пользе закаливания и дозированных физических нагрузок (прогулок, утренней гимнастики, ЛФК, отказа от курения).

С целью профилактики обострений заболевания медицинская сестра информирует о необходимости своевременного выявления и санации очагов хронической инфекции. Кроме того, медицинская сестра школы обращает особое внимание пациентов на необходимость отказа от табакокурения и употребления алкоголя, увеличение физической активности больных, а также борьбе с избыточной массой тела у лиц с ожирением.

Медицинская сестра в школе бронхиальной астмы информирует пациентов о:

  • 1. внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.
  • 2. внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете — его составе и защитных свойствах.
  • 3. механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.
  • 4. об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Также на занятиях данной школы медицинская сестра обучает слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером. На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания.

На занятии пациенты обучаются технике применения дозированных ингаляторов. В начале занятия одному — двум больным предлагается продемонстрировать технику пользования ингалятором. Как показывает практика, только единичные больные могли правильно продемонстрировать технику использования ингалятора. Как правило, больные делают одни и те же принципиальные ошибки: не делают предварительный выдох, не четко синхронизируют начало вдоха и нажатие на дно баллончика и т. д. После этого медицинская сестра рассказывает правильную технику ингаляций и сама её демонстрирует (с этой целью используется плацебо).

Итак, подводя итоги данной главы, отметим следующее. Бронхиальная астма является серьезным хроническим заболеванием, в основе которого находится воспалительный процесс дыхательных путей, приводящий к бронхиальной обструкции различной степени тяжести.

В последнее время особое распространение получили школы бронхиальной астмы, и важную роль в работе данных школ выполняет медицинская сестра. Она проводит санитарно-просветительскую работу о профилактике заболевания, способах и методах лечения и диагностики и т.д.

Источник

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Читайте также:  Мокрота при хобл и бронхиальной астме

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Читайте также:  Когда при бронхиальной астме дают инвалидность детям

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты организации помощи пациентам в школе «Бронхиальная астма»…………………………………………………………….5
1.1. Краткая справка о необходимости создания школ астмы………..5
1.2. Современные представления о заболевании бронхиальная астма…6
1.3. Основные направления профилактики бронхиальной астмы …….15
2. Анализ роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма»……………………………………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………….21
Приложение……………………………………………………………………….23

Введение

Актуальность проблемы. На современном этапе бронхиальная астма (БА) представляет собой не только распространенное, но и тяжелое заболевание, обусловливающее смертность. По данным ВОЗ, смертность от БА составляет в Германии — 0,012%, а в Японии — 0,009 %, превышая таковую при ревматизме и гипертонии.
В России, по данным различных источников, распространённость БА среди взрослого населения колеблется от 2,2 до 5—7 %, а в детской популяции этот показатель составляет около 10 %. Заболевание может возникнуть в любом возрасте; примерно у половины больных БА развивается до 10 лет, ещё у трети— до 40 лет. Среди детей, больных бронхиальной астмой, мальчиков в два раза больше, чем девочек. К 30 годам соотношение полов выравнивается, лица пожилого и старческого возраста составляют 44% от общего числа больных, что связывают с возрастными изменениями бронхолегочной системы.
Рост заболеваемости БА в последние десятилетия можно объяснить тремя основными факторами: возрастанием аллергической реактивности населения, развитием химической промышленности, загрязнением окружающей среды и различными обстоятельствами, увеличивающими контакт с аллергенами, ростом хронических заболеваний дыхательных путей, создающих предпосылки к развитию БА. Длительность жизни и трудоспособность больного БА во многом зависит от своевременности выявления заболевания, его тяжести, возраста больного адекватного лечения, а также его образа жизни. Для обеспечения контроля БА необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Именно поэтому значимость роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма» не вызывает сомнений.
Цель исследования. Анализ роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
Объект исследования: работа школы «Бронхиальная астма».
Предмет исследования: роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по вопросу развития БА.
2. Выявить основные проблемы пациента с заболеванием бронхиальная астма.
3. Проанализировать роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
4. Разработать рекомендации пациентам по профилактике заболевания бронхиальная астма.
Гипотеза исследования основывается на том что, рациональная организация деятельности медицинской сестры в ходе работы школы «Бронхиальная астма» улучшит осведомленность пациента и его близких о различных аспектах БА, что позволит снизить уровень заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а значит повысить качество жизни пациентов.
Методологическую основу написания данной работы составили методы обобщения, анализа, наблюдения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Читайте также:  Какой формы бывает бронхиальная астма

Заключение

Нами изучена научная литература и интернет — источники по вопросам роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма». Анализ литературных и интернет — ресурсов показал, что, несмотря на достигнутые современной медициной успехи, в лечении БА, данная патология продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем здравоохранения. Возникновению и развитию заболевания способствует ряд биогенных и социально – гигиенических факторов. При этом важным условием развития БА является длительное воздействие патогенного фактора, отсутствие своевременного лечения и хронизация процесса. Поэтому особое значение приобретает организация системы предупреждения развития БА и устранения влияния факторов риска на организм, то есть профилактики. При этом, меры первичной профилактики могут быть сведены к пропагандированию правил здорового образа жизни, вторичной — к своевременному выявлению и адекватному лечению БА, а третичной – к недопущению хронизации острого процесса. Для этого и создаются школы для обучения больных БА.
Роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма» трудно переоценить. Она состоит, прежде всего, в информировании пациента об основных проблемах БА, а в случае необходимости, в оказании ему помощи, решении возникающих у него проблем со здоровьем, не допущению ухудшения состояния и возникновения новых проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный поможет смоделировать действия среднего медицинского персонала при работе в школе «Бронхиальная астма», что, может способствовать повышению ответственности у медицинских сестер за здоровье пациента, улучшить качество его жизни, уменьшить риск развития осложнений и хронизации БА. Разработанные рекомендации для больных БА помогут облегчить состояние пациента, избежать развития осложнений и могут быть применены в работе школы «Бронхиальная астма» (см. Приложение).

Список литературы

1. Алексеева, В. М. Услуги среднего медицинского персонала. — М: Норма, 2011 — 350с.
2. Вебер В.Р. Чуваков Г.И. Лапотников В.А. Основы сестринского дела. – М: Медицина 2001 — 496с.
3. Внутренние болезни в 2-х томах: учебник /Под. ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М: Медицина, 2010-1264с.
4.Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. [Текст] — М.: «Атмосфера», 2007. — С. 104.
5. Греков И. Г. Медико-социальные аспекты экспериментального моделирования сестринского процесса в лечебном учреждении. // Медицинская сестра. 2002. — № 2 — с. 40 — 41.
6. Двойникова С. И., Карасева Л. А. Организация сестринского процесса// Мед. Помощь- 2006- №3- с. 17-19.
7. Маколкин В. И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. М: МИА, 2008 -544c.
8. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов ФВСО/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. М.: ИКЦ «Академкнига».2008 — 223с.
9. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела, учебное пособие в 2-х частях. М: Родник, 2002-352с.
10. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум, Ростов-на-Дону: Феникс, 2014-412с.
11. Оспанова Ш. Х. Управление качеством медицинской помощи путем анализа мнения пациентов // Bulletin of Medical Internet Conferences. – 2013. – V. 3. – Issue 10. – P. 1112-1114.
12. Островская И. В. Какой должна быть профессиональная медицинская сестра?// Медицинская сестра. 2000. — № 3.
13. Пензина О. П., Лысов Н. А., Девяткин А. А. Результаты анкетирования медицинских сестер в разработке критериев качества сестринской помощи // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10–3. – С. 545-547.
14. Перфильева Г. М., Маркова Ю. Н. Научные исследования в сестринском деле // IV Российская онкологическая конференция / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rosoncoweb.ru/library/congress/ru/04/
15. Солопов В. Н. Астма. Истинная причина болезни.— М.: «Европолиграфик», 2006.— 160с.
16. Терапевтическое обучение больных. Отчет рабочей группы ВОЗ. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Пер. с англ. И. Н. Мамедовой. М.: Митра-Пресс; 2001.
17.Углева Е. М., Петрова М. А., Разумовская Т. С. Возможности математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы. [Текст]— 2004. — № 2. — С. 63-68.
18. Фадеев П.А. Бронхиальная астма.— М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.— 160 с.
19. Федосеев Б. Г., Петрова М. А., Трофимов В. И., Углева Е. М. Возможности доклинической диагностики и математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы — 2005. — № 2. — с. 35-40.
20. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://vmede.org/
[Электронный ресурс]/Режим доступа:https://www.rkb.med.cap.ru
21.[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://domashniy-doktor.ru/index.
22.[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://yamedik.org

Источник