Прививки в 6 лет и бронхиальная астма
Бронхиальная астма и иммунизация
Н.А. Геппе
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Бронхиальная астма является одним из наиболее частых хронических заболеваний детского возраста. С современных позиций бронхиальная астма представляет собой атопическое заболевание, основу которого составляет хроническое воспаление дыхательных путей, сопровождающееся клиническими признаками обратимой бронхиальной обструкции и увеличением бронхиальной реактивности. Более чем у 50% детей первые проявления бронхиальной астмы возникают в первые 3 года жизни, нередко началу заболевания предшествуют другие атопические проявления. Типичное этапное развитие клинических признаков атопического заболевания от атопического дерматита к аллергическому риниту и бронхиальной астме позволяет рассматривать динамику клинических признаков атопии как «атопический марш». Первое проявление атопического марша, атопический дерматит, встречается у 20% детей с пиком на 1 году жизни, аллергический ринит диагностируется у 5-15% детей, и распространенность бронхиальной астмы варьирует в разных регионах от 1,5 до 10%. Длительное наблюдение (в течение 8 лет) за детьми с атопическим дерматитом показало, что аллергический ринит развивается в этой группе у 45% детей, а у 40% — бронхиальная астма [3]. Отмечается прямая зависимость возникновения бронхиальной астмы от тяжести кожных аллергических проявлений. Дети с ранними проявлениями атопического дерматита, имеющие отягощенную наследственность по аллергическим заболеваниям, рассматриваются как имеющие риск возникновения бронхиальной астмы. На ранних этапах бронхиальная астма может протекать в виде рецидивов бронхиальной обструкции на фоне ОРВИ, нередко заболевание расценивается как вариант бронхита, и в результате больные получают неадекватное и неэффективное в данном случае лечение. Однако у 2/3 детей бронхообструктивный синдром раннего возраста исчезает к 6 годам. У этих детей бронхиальная обструкция связана с особенностями строения дыхательных путей и не является бронхиальной астмой. Все эти обстоятельства определяют большие трудности в дифференциальной диагностике бронхиальной астмы в первые годы жизни (возраст особенно активный в плане вакцинации) [1].
В соответствии с современной классификацией, по тяжести течения бронхиальная астма разделяется на интермиттирующую, персистирующую легкую, среднетяжелую и тяжелую [2]. Настороженность в отношении бронхиальной астмы, улучшение диагностики, учащение аллергии в популяции проводят к росту среди детей пропорции больных с легкой бронхиальной астмой, которая составляет около 25%. Тем не менее, преобладают больные со среднетяжелой бронхиальной астмой (60%). Дети с тяжелой астмой составляют около 15%.
Дети с бронхиальной астмой, риском развития заболевания, рецидивами бронхиальной обструкции составляют многочисленную группу, в которой необходимо проведение плановой иммунизации с минимальным риском побочных реакций.
В России по Национальному календарю профилактических прививок в соответствии с приказом МЗ РФ 229 от 27.06.2001 г. вакцинация проводится зарегистрированными и разрешенными к применению вакцинами отечественного и зарубежного производства.
Антитела, образующиеся при вакцинации, относятся к классу иммуноглобулинов M и G, и действуют изолированно или в комплексе с другими компонентами иммунной системы. Они обладают выраженным защитным действием, включая инактивацию растворимых токсических белковых продуктов (антитоксины), облегчают фагоцитоз и внутриклеточное переваривание бактерий (опсонины), взаимодействуют с компонентами сывороточного комплемента в повреждении мембраны бактерий с последующим лизисом бактерий (лизины), предотвращают репликацию вирусов (нейтрализующие антитела), взаимодействуют с поверхностью бактерий для предотвращения адгезии к поверхности слизистых (антиадгезины). Большинство антигенов требует взаимодействия с В и Т лимфоцитами для генерации иммунного ответа, некоторые антигены инициируют пролиферацию В-лимфоцитов и продукцию антител без помощи Т-клеток. Сывороточные антитела образуются обычно через 7-10 дней и более после вакцинации. Как живые, так и инактивированные вакцины практически не индуцируют повышение уровня общего IgE и продукцию специфических IgE.
Современные вакцины, хотя и безопасны, и эффективны, тем не менее, изредка могут вызывать побочные реакции различной выраженности. Компоненты вакцин, включающие антигены микроорганизмов, белки животных, антибиотики, стабилизаторы и консерванты, используемые при приготовлении вакцин, могут вызвать аллергические реакции. Стимуляция иммунной системы при вакцинации помимо продукции специфических антител может вызвать нежелательные эффекты, такие как реакции гиперчувствительности. Аллергические реакции могут быть немедленного и замедленного типа, местными или системными, включая анафилаксию, ангионевротические отеки, крапивницу и др.
Существует опасение, что у детей с атопией (кожные заболевания, бронхиальная астма) прививки могут вызывать аллергические реакции или обострение заболеваний. Действительно, у больных с аллергией может отмечаться обострение после прививки, но как показывает практика, в большинстве случаев такие обострения связаны с другими факторами (пищевая погрешность, контакт с аллергеном) или с недостаточной подготовленностью ребенка к прививке.
Опыт последних лет показывает, что дети с астмой, как правило, переносят прививки без осложнений и вырабатывают хороший иммунитет к инфекционным болезням. Проводить вакцинацию у таких пациентов следует в период ремиссии бронхиальной астмы. Больные с легкой астмой хорошо переносят прививки, их можно делать без каких-либо дополнительных медикаментозных средств. У детей с поллинозом, сезонными обострениями вакцинацию проводят вне периода воздействия причинно значимого аллергена. При указании на имевшиеся крапивницу и отек Квинке, до и после прививки на несколько дней назначают противоаллергические средства. Если ребенок с тяжелыми и среднетяжелыми формами аллергических заболеваний (аллергодерматит, бронхиальная астма) получает плановое, курсовое лечение, то ремиссия достигается фармакологическими средствами, и вакцинацию проводят на фоне данного лечения. У детей с тяжелой астмой, возможно повышение дозы ингаляционных глюкокортикоидов на 30-50%. Важно проследить, чтобы у ребенка не было контакта с инфекционными больными до и (в течение, по крайней мере, двух недель) после вакцинации. По возможности, в этот период времени лучше не посещать детский сад или школу. Необходимо строго соблюдать диету и уменьшить контакт с ингаляционными аллергенами. У детей, получающих специфическую иммунотерапию, вакцинацию проводят через 2 мес. после прекращения лечения. СИТ возобновляют не ранее, чем через 1,5-2 месяца после прививок.
Детей с проявлениями атопического дерматита на первом году жизни также вакцинируют в период ремиссии (полной или частичной), или при подостром течении процесса. Вакцинацию этих детей проводят на фоне гипоаллергенной диеты, без каких-либо изменений в диете, на фоне основной профилактической терапии атопического дерматита. Введение вакцины у ряда детей (7-15%) может вызвать преходящее усиление аллергических проявлений, исчезающих после назначения антигистаминных препаратов. Во избежание обострения таких детей вакцинируют на фоне противогистаминных средств и усиления местной терапии (в том числе топическими глюкокортикоидами). Период наименьшей аллергической активности для каждого ребенка выбирается индивидуально, с учетом времени года. Детей с атопическим дерматитом в анамнезе и часто болеющих ОРВИ лучше вакцинировать в теплое время года. Детям, у которых аллергия обостряется летом (в период цветения некоторых растений), прививки целесообразно проводить в осенне-зимний период — во время ремиссии аллергического процесса (не менее 3 мес.). Острые инфекционные заболевания — временное противопоказание к вакцинации. Если ребенок подвержен частым простудным заболеваниям, вакцинацию можно проводить через 2 месяца после окончания неосложненной ОРВИ и 3 месяца после осложненной, либо тяжелой формы ОРВИ, при условии, что обострение бронхиальной астмы не наступило.
При использовании современных вакцин противопоказания, связанные с аллергией, ограничены и включают сильную реакцию или осложнение на предыдущее введение вакцины, тяжелые формы аллергических реакций на аминогликозиды и, для вакцин приготовленных на куриных эмбрионах, анафилактическую реакцию на белок куриного яйца [3, 4].
В производстве некоторых живых вакцин против кори, краснухи, эпидемического паротита используются культура куриных эмбриофибробластов и содержится незначительное количество антигена белка куриного яйца. В этой связи, дети с гиперчувствительностью к овальбумину имеют риск анафилактических реакций на такие вакцины [5]. Тем не менее, для детей, имеющих сенсибилизацию к белку куриного яйца и положительные результаты кожных тестов, доказана безопасность иммунизации против кори, краснухи и эпидемического паротита. Крайне редко слабовыраженные реакции локального характера встречаются в группе детей без аллергии к куриным яйцам. При вакцинации необходимо учитывать другие отклонения в состоянии ребенка, не связанные с аллергическими заболеваниями, в частности, наличие патологии со стороны ЦНС.
Перед вакцинацией необходимо уточнить анамнез в отношении аллергических реакций на аминогликозиды (их следовые количества могут быть в составе вакцин против кори, краснухи и паротита). Выявление гиперчувствительности к аминогликозидам является важным, несмотря на то, что в современной педиатрии аминогликозиды не являются препаратами первой линии терапии.
Оценить ситуацию, выбрать тактику лечения помогает консультация аллерголога-иммунолога, к которому направляют детей, имеющих в анамнезе кожные проявления аллергии, наследственную отягощенность по бронхиальной астме, поллиноз, ложный круп, обструктивные проявления во время ОРВИ, реакции на прививки и лекарства.
По решению консультативно-экспертной комиссии вакцинацию (в утренние часы) проводит врач кабинета иммунопрофилактики в поликлинике или стационаре при наличии средств противошоковой терапии.
В предупреждении поствакцинальных осложнений решающая роль принадлежит общим профилактическим мероприятиям, в том числе, строгому соблюдению правил проведения прививок, предусмотренных действующими приказами и инструкциями, с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Возможно установление индивидуальных сроков вакцинации с изменением последовательности, либо исключением отдельных препаратов. Необходимо уточнить какие лекарственные препараты принимает ребенок и дать рекомендации по лечению до настоящей вакцинации и на период вакцинации, уточнить наличие аллергии на предыдущее введение вакцины, других проявлений аллергии, тяжелых реакций на введение вакцины. Непосредственно перед прививкой врач оценивает состояние ребенка. Необходимо ознакомиться с инструкцией к вакцине и проверить срок годности препарата. Большинство аллергических реакций возникает в пределах нескольких минут или часа после прививки, поэтому после прививки в течение 20-30 минут проводится наблюдение за ребенком, что позволяет оказать быструю квалифицированную помощь в случае тяжелых аллергических реакций.
Родители должны быть проинструктированы через какое время после прививки можно ожидать возникновение побочных реакций, при этом важно привести примеры обычных реакций и их длительность. Во время проведения профилактических прививок ребенок с аллергически измененной реактивностью особенно нуждается в назначении полноценного питания, соблюдении режима дня. Недопустимо введение новых видов пищи, реакция на которые ещё не известна, особенно содержащих облигатные аллергены. В окружении ребенка должны быть исключены аллергены, на которые он реагирует.
Родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в общем состоянии ребенка и в месте введения вакцины. Они должны сообщить врачу обо всем, что покажется необычным. При признаках ухудшения состояния, удушья вызвать скорую помощь и обязательно проинформировать врачей о сделанной прививке. Профилактическое лечение необходимо продолжить на весь период, назначенный врачом.
Литература
- Иммунопрофилактика-2003 (Справочник — 6-е издание, дополненное) Под ред. Таточенко В.К., Озерецковского Н.А. Москва, 2003.
- Научно-практическая программа «Бронхиальная астма у детей. Диагностика. лечение, профилактика». Москва, 2003.
- Gustafsson D, Sjoberg O. Allergy 2000; 50:240-245.
- Am. J. Respir. Crit. Care. Med. 2004; 169:488-493.
- James JM, Burks AW. Roberson PK et al. N. Engl. J. Med. 1995; 332:1262-1266.
© Н.А. Геппе, 2004
До 10% детей в мире страдают от бронхиальной астмы. Это заболевание имеет в основе чрезмерную реакцию бронхов на внедрение в организм некоторых веществ. Причем не всегда эти вещества токсичны: только 1/10 часть заболеваний астмой возникает как реакция на инфекцию. Остальные 90% случаев – результат неправильного восприятия иммунной системой вполне безобидных микроорганизмов или веществ, с которыми большинство людей мирно сосуществуют, – атопическая форма астмы. Бронхиальная астма у детей, хоть и опасное, но контролируемое заболевание.
Механизм развития болезни
При попадании в дыхательные пути некое вещество вызывает защитный ответ организма – выделение большого количества бронхиальной слизи (особенно у маленьких детей). Это затрудняет дыхание, а иммунитет сохраняет в памяти такой способ выведения опасного вещества. Обычно при первичном контакте реакция ограничивается выделением мокроты из носа и при кашле (который возникает как реакция на недостаток воздухообмена) – так называемая кашлевая форма астмы. А при повторном взаимодействии состояние усугубляется. Бронхиальные ходы не только продуцируют вязкую слизь, но и спазмируются, что приводит к уменьшению просвета воздуховыводящих путей.
Это приводит не только к кашлевому эпизоду, но и к затруднению самого процесса дыхания, чем, собственно, и опасна бронхиальная астма у ребенка.
Признаки астмы у детей
Многие родители задаются вопросом: Как понять, что у ребенка астма? Основной характерной чертой бронхиальной астмы считается затрудненное дыхание или приступы удушья.
Вдох становится коротким и неглубоким, требуется сделать их несколько, чтобы получить нужную порцию воздуха. Однако, самым затруднительным действием является выдох. Этот процесс попросту иногда становится невозможным, что прерывает рефлекторный процесс дыхания и может привести к удушью.
Когда же выдох все-таки осуществляется, то окружающим слышны хрипы и свистящие звуки.
В неосложненных случаях процесс заканчивается самопроизвольно. Однако заболевание имеет тенденцию к прогрессированию, и вскоре каждый больной бронхиальной астмой становится заложником своевременно оказанной (или – увы! – не оказанной) медицинской помощи.
Важно! При первом же эпизоде с затруднением дыхания необходимо обратиться к врачу – иногда астма развивается стремительно, и следующий приступ не всегда заканчивается благополучно.
Факторы, провоцирующие возникновение заболевания
Нетипичная реакция организма – это в большей степени наследственный, чем приобретенный фактор. Среди обследованных членов семей астматиков (а обследованы далеко не все!) у родственников обнаружена склонность к аллергии, их количество около 60%. Значит, генетика имеет основополагающее значение в возникновении заболевания.
Среди конкретных факторов, которые могут стать непосредственной причиной возникновения приступа, чаще всего называют:
- Продукты питания, из которых самыми распространенными аллергенами считают цитрусовые, рыбу и морепродукты, орехи и семечки, мед, сдобную выпечку, молоко и его производные;
- Составляющие быта – домашняя пыль может вызвать приступ у 70% больных астмой, опасны также препараты бытовой химии, применяемые в жилище;
- Животные – чаще всего это кошки и собаки, а также тараканы, а также натуральная шерсть, используемая для создания одежды и предметов интерьера (ковры, пледы);
- Растения – в большинстве случаев это пыльца, выделяемая при цветении, в другие сезоны растения опасности не представляют;
- Неврогенные состояния – у некоторых детей приступ может быть спровоцирован сильными эмоциями, в основном, внезапно возникшими – страх, беспокойство, чувство вины, стресс из-за ссоры или при радостном событии;
- Климатические воздействия – резкое снижение температуры окружающей среды, повышенная активность при прохладной погоде, резкий ветер.
Кроме этих явлений, а также генетического наследования склонности к заболеванию имеет значение избыточный вес – кроме сахарного диабета он может спровоцировать включение астматического синдрома.
Диагностика бронхиальной астмы у детей
При обращении к аллергологу или пульмонологу (по направлению педиатра) ребенок проходит клинические и физиологические исследования. При наличии генетической предрасположенности и ярких проявлениях заболевания диагноз не вызывает трудностей. В пользу астмы говорят типичные симптомы:
- Возникновение кашля после сна или ночью;
- Слизистые выделения из носа при отсутствии признаков ОРВИ и повышения температуры;
- Одышка при физической нагрузке;
- Характер дыхания при приступе.
При сомнении в наличии бронхиальной астмы проводят дополнительные анализы. Показательным анализом также может является уровень насыщения кислородом крови. Уровень насыщения кислородом 92% и ниже говорит о тяжелом обострении бронхиальной астмы.
Важно! Физиологические тесты (например на предельную силу выдоха и кожные пробы) допустимы у детей старше 5 лет. Детям младшего возраста диагноз ставят по анализу крови (наличие антител на определенные вещества) или эмпирически (из наблюдения за развитием заболевания).
В зависимости от результатов обследования и наблюдения за ребенком устанавливается или опровергается диагноз бронхиальной астмы, а также определяется ее степень, согласно классификационной таблице.
Градация развития астмы
Классификация бронхиальной астмы у детей принята единой во всем мире. Это позволяет врачам применять стандартные методы лечения в соответствии с тяжестью заболевания и состоянием больного.
Стадии развития болезни у детей (кроме грудничков) представлены в таблице:
Формы бронхиальной астмы у детей
Стадия | Периодичность возникновения | Характеристика выдоха | Одышка | Частота сердечных сокращений |
---|---|---|---|---|
1: Интермиттирующая астма (переходная) | Редко | Больше 80% от нормы | Отсутствует или при беге | Норма |
2: персистирующая (установленная) легкая астма | Реже 1 раза в неделю | Около 80% | Возникает при движении | Менее 100 |
3: персистирующая астма средней тяжести | Реже 1 раза в день, но чаще 1 раза в неделю | 60-80% | При разговоре, плаче | Более 100 |
4: персистирующая тяжелая степень астмы | Ежедневно | Меньше 60% | В покое | Более 120 |
У грудничков при определении стадии заболевания определяют визуальную картину дыхания, аускультационные данные (хрипы и свисты), участие вспомогательной мускулатуры при дыхании, ЧСС, явления цианоза, периодичность возникновения приступов.
Лечение заболевания
Терапия астмы основана на том, что лекарственными средствами устранить предрасположенность к неправильному ответу организма на определенные факторы невозможно. Но это не значит, что выхода нет.
Важно! Человечество уже научилось жить с астмой. Сегодня у страдающих заболеванием людей, в том числе и детей, есть возможность жить полноценной жизнью.
Лечение астмы у детей проводится в нескольких направлениях:
- Немедленное устранение приступа – у каждого больного (или его родителей) всегда при себе есть препараты, выписанные врачом, которые останавливают развитие тяжелого состояния, не дают в полной мере развиться приступу;
- Поиск и определение аллергенов (часто их несколько), устранение по возможности контакта с ними, а при нереальности этих мероприятий – прием антигистаминов для смягчения ответа организма;
- Постепенное снятие остроты реакции путем «приучения» организма к контакту с провоцирующими приступ факторами;
- Профилактические мероприятия.
Скорая помощь при первом эпизоде заключается в вызове неотложки.
В зависимости от тяжести состояния и динамики его развития, рекомендуют следующие действия, помогающие снять приступ бронхиальной астмы:
- Неотложная помощь для снятия приступа при бронхиальной астме: Немедленное применение ингалятора с останавливающим приступ лекарством бронхоспазмолитиком быстрого и сильного действия (сальбутамол (Вентолин, Сальбен), фенотерол (Беротек), тербуталин (Бриканил), кленбутерол (Спиропент)). Ингалятор применяют только при невозможности полноценно выдыхать;
- Устранение контакта с аллергеном, умывание ребенка водой комнатной температуры (не холодной);
- Создание спокойной атмосферы – взрослый не должен демонстрировать свою чрезмерную обеспокоенность;
- Придание устойчивого положения телу ребенка (сидя или полусидя), желательно с опорой на локти и небольшим наклоном торса вперед;
- Проветривание помещения (исключить контакт с холодным воздухом).
Для лечения обострений астмы в медицине используются:
- Бронхоспазмолитики;
- Глюкокортикостероиды;
- Муколитики.
В таблице представлена информация по типам ингаляторов для детей с бронхиальной астмой с учетом эффективности доставки препарата и возраста ребенка.
Возраст | Предпочтительный тип ингалятора | Альтернативный тип ингалятора |
---|---|---|
Менее 4 лет | Дозированный аэрозольный ингалятор + спейсер с лицевой маской | Небулайзер с лицевой маской |
4-6 лет | Дозированный аэрозольный ингалятор + спейсер с мундштуком | Небулайзер с мундштуком |
Старше 6 лет | Дозированный порошковый ингалятор, инактивируемый дыханием или дозированный аэрозольный ингалятор + спейсер с мундштуком | Небулайзер с мундштуком |
Бронхиальная астма как образ жизни
Современный подход к бронхиальной астме рассматривает ее как состояние, которое необходимо контролировать путем создания определенных условий. Правильно организованный уклад жизни приводит к тому, что болезнь хоть и остается, но проявления ее становятся все реже, а иногда практически прекращаются.
В систему жизни больного астмой включают:
- Обучающие занятия в школе для хронически больных бронхиальной астмой – такие учебные центры есть при поликлиниках во всех городах районных центрах страны, где каждый ребенок учится жить с заболеванием;
- Регулярное посещение лечащего врача для проведения анализов, аппаратных и инструментальных исследований и корректировки лечения;
- Установление приемлемого для больного режима труда и отдыха – при правильном ведении болезней ограничений здесь немного;
- Устранение провоцирующих приступы факторов, а также приучение организма при помощи медицинских методов организма к контакту с ними;
- Нормализация питания – исключение аллергенов, консервированной пищи, полуфабрикатов, продуктов промышленного происхождения, переход по возможности на питание натуральными продуктами собственного приготовления, соблюдение периодичности приема пищи – такова диета при астме;
- Обеспечение поступления в организм достаточного количества свежего воздуха – регулярные длительные прогулки с постепенным привыканием к сезонному понижению температуры окружающей среды, постепенное же введение физической активности на улице, устранение перегрева тела излишне теплой одеждой;
- Устранение психотравмирующих ситуаций – основа для уменьшения вероятности возникновения приступа по любой причине – ребенок не должен бояться болезни, а быть уверен в том, что сможет справиться с любой возникшей ситуацией.
Важно! Очень скоро контроль над астмой превращается в привычный образ жизни. Дети научаются этому гораздо легче, чем поздно заболевшие взрослые.
Оптимистический взгляд в будущее взрослых членов семьи, систематический подход к воздействию на заболевание, привлечение больного астмой к участию в организации его жизни способствуют взращиванию и воспитанию счастливого ребенка с хорошими перспективами.
Рекомендуем также прочитать статьи:
Помните, что поставить правильный диагноз может только врач, не занимайтесь самолечением без консультации и постановки диагноза квалифицированным врачом.
Будьте здоровы!
Source: lechenie-baby.ru
Читайте также
Вид: