Приложение для бронхиальной астмы

300 млн людей в мире страдают от бронхиальной астмы. Но до сих пор, по статистике врачей, менее 40% пациентов-астматиков контролируют ее проявления, своевременно обращаются к врачу и выполняют все его указания в случаях обострения болезни. Многие пациенты даже не умеют распознавать ранние признаки ухудшения своего состояния и слишком поздно начинают прием препаратов.

Треть взрослых американцев пытаются оценивать состояние своего здоровья при помощи онлайн-тестов и текстовых описаний. В среднем за год больной астмой житель США трижды посещает врача, но тратит только на поиски информации о своем здоровье не менее 52 часов онлайн. 52% обладателей смартфонов получают медицинскую информацию именно с их помощью.

MedAboutMe выяснял, что ищут астматики в интернете и есть ли у них шансы найти это в русскоязычной «паутине» или на смартфоне?

Аллергия и бронхиальная астма

Аллергия и бронхиальная астма

Бронхиальная астма — хроническое заболевание, требующее от пациента постоянного самоконтроля и оценки окружающей среды на предмет появления возможных триггеров астматического приступа.

Астматики, как и многие другие больные с хроническим заболеванием, являются людьми уязвимыми и нуждаются в поддержке. Но поддержка бывает разной. Например, маркетологи давно «взяли под свое крыло» людей с бронхиальной астмой. На рынке можно найти широкий выбор товаров на любой вкус: суперпылесосы со специальными воздушными фильтрами, особую защита для матрасов, специальное постельное белье и другие противоастматические аксессуары. Однако исследования показали, что все эти приспособления лишь незначительно снижают уровень аллергенов в доме — не настолько значимо, чтобы это оказывало реальное влияние на частоту приступов. Можно сказать, что ни одно из подобных устройств не является достаточно эффективным для защиты астматиков от приступов, связанных с аллергией. Поэтому таким людям следует искать другие способы снижения аллергорисков.

Психология астматиков

Психология астматиков

Бронхиальная астма нередко связана не только с наличием аллергенов в воздухе, но и с психосоматическим компонентом. Например, под воздействием пыли голоса у астматиков меняются, становятся более хриплыми, сухими, но обследование при этом не выявляет никаких физиологических изменений.

Часто встречаются случаи, когда приступ бронхиальной астмы развивается на фоне определенных ситуаций, являющихся по той или иной причине стрессовыми для человека. Ряд ученых видят связь между стрессом и воспалительными реакциями организма, что объясняет, почему стресс так опасен для астматиков.

Сегодня социальные сети становятся прибежищем для все большего числа людей. Отношение к интернет-общению у врачей остается неоднозначным. Было доказано, что общение в соцсетях может становиться как причиной ухудшения состояния астматиков, так и, напротив, снимать стресс и снижать риски развития приступа. Тревожность, депрессия — эти состояния негативно влияют на самоконтроль у человека, больного астмой. И обострение этих состояний или уменьшение их проявлений также могут быть тесно связаны с интернет-общением. Впрочем, исследователи указывают, что некоторые черты характера, личности человека могут быть факторами риска развития приступов астмы вне зависимости от того, общается человек в соцсетях или нет. Речь идет об экстравертности и нейротизме, которые в немалой степени определяют психологию поведения пациента.

Кроме того, известно, что чем лучше человек понимает природу своего заболевания, тем тщательнее он выполняет указания врачей. Например, даже те пациенты, которые используют дозированные ингаляторы, не всегда делают это правильно. В результате эффект от такого лечения минимален, а качество жизни человека продолжает оставаться достаточно низким.

Наконец, было доказано, что люди с астмой, получающие социальную поддержку, в 3,6 раза чаще придерживаются плана действий при астме и назначенного курса лечения, чем те, у кого нет такой поддержки. Несоблюдение режима пациентами также наблюдается в 1,53 раза чаще на фоне дефицита социальных связей, дающих положительный отклик.

Итак, как следует из вышесказанного, астматикам важно:

  • Соблюдать план действий при астме и назначенный курс лечения.
  • Контролировать риски развития аллергических приступов.
  • Избегать стрессовых ситуаций и получать психологическую поддержку, снижающую вероятность развития стрессов.
  • Иметь возможность получать актуальную информацию по своему заболеванию: по новым маркерам недуга, его генетическим компонентам, по поступлению и наличию лекарств, их побочных эффектам, а также по различным альтернативным методикам лечения, включая возможность проверить степень их адекватности.

Что же из этого могут предложить интернет и мобильные технологии?

Мобильные приложения для астматиков

Мобильные приложения для астматиков

Основные характеристики

Анализ рынка мобильных приложений, ориентированных на жителей США, проведенный в 2014 году, позволяет сделать следующие выводы. Самые распространенные приложения по теме «бронхиальная астма» — это программы, акцентированные на обучении пользователей управлять своей болезнью (52%). Из них:

  • 39% приложений рассчитаны на приверженцев альтернативной медицины. Они предлагают обучение йоге, акупрессуре, различные системы дыхательных упражнений.
  • 22% приложений содержат общую информацию об астме в виде текстов, видео или аудио-файлов.
  • 17% приложений посвящены методам лечения астмы, в том числе нюансам ингаляции.
  • Наконец, 18% приложений, связанных с бронхиальной астмой, предназначены не для пациентов, а для клиник и врачей.

Согласно результатам исследования, пациенты, которые придерживались разработанного врачом плана действий при астме, реже посещали отделения скорой помощи и больницы. Такой план действий может быть представлен, в частности, в электронном виде, а также в форме дневника самоконтроля. Многие такие дневники предполагают, что пациент имеет под рукой индивидуальный прибор пикфлоуметр, предназначенный для измерения одного из ключевых показателей состояния человека — пиковой скорости выдоха.

Говоря о мобильных приложениях, доступных российскому пользователю, следует отметить несколько основных тенденций:

  • основная проблема российских мобильных приложений для пациентов с астмой — русификация. Далеко не все из них ориентированы на русскоязычных пользователей. В результате даже информационные приложения, призванные просвещать и обучать пациентов, выходят на английском языке, что не приемлемо для большинства российских больных;
  • приложений, пропагандирующих методы альтернативной медицины, больше, чем программ, в основе которых лежат рекомендации официальных врачей;
  • количество обучающих, образовательных, информационных приложений удивительно невелико.
Читайте также:  Бронхиальная астма санатории отзывы

AsthmaMD (АстмаМД)

Мобильное приложение, предназначенное для пациентов с бронхиальной астмой. Это американская разработка, позволяющая пациенту вести дневник своего состояния, контролировать прием препаратов и отслеживать триггеры астматических приступов. Цветная шкала по заданным параметрам указывает степень тяжести заболевания человека на данный момент. Приложение удобно тем, что записями и графическими выводами можно поделиться с лечащим врачом. Родители могут наблюдать за состоянием своего ребенка дистанционно. Аналогами являются также программы Asthma Tracker, Asthma Monitor и др.

mDoctor

Приложение, подразумевающее контакт врача и пациента. Предполагается, что человек, страдающий от астмы, будет дважды в день заполнять небольшой опрос, измерять пиковую скорость выдоха и указывать прием лекарств. Программа будет отслеживать изменения в состоянии пациента и сможет отправить сообщение об ухудшении врачу.

«Метеодоктор»

Популярное приложение сайта MedAboutMe, которое может в немалой степени облегчить жизнь астматику. Многие астматики являются людьми метеочувствительными, а приложение сообщает, в какие дни риск развития астматического приступа на фоне изменения погодных условий повышается. Кроме того, «Метеодоктор» позволяет оценить аллергическую обстановку в разных географических точках мира, так как указывает на моменты цветения различных растений.

Астма в российском интернете

Астма в российском интернете

Удивительно, но в русскоязычном интернете не так уж много ресурсов, куда можно пойти астматику и пообщаться со своими сообщниками без опасения получить кучу сомнительных рекомендаций от представителей альтернативной медицины. Немалая часть подобных проектов была закрыта за последние два года.

Аstmatik.net

«Астма и аллергия — сообщество активных дилетантов». Проект, который также имеет свой паблик ВКонтакте, где объединяет почти 16 тысяч человек. Пожалуй, на сегодняшний день это один из самых активных ресурсов. Социальные сети явно побеждают: форум сайта Astmatik.net намного менее активен, чем сообщество ВКонтакте. Что радует в последнем, так это достаточно высокий средний уровень адекватности. Посетители сообщества вдумчиво оценивают опыт своих коллеги и умеют не соглашаться с представителями сомнительных методов лечения.

Immunoterapia.ru

«Аллергия и иммунитет — Дозированная иммунотерапия». Сайт создан врачом-аллергологом из Ростова-на-Дону и представляет собой не самый популярный, но стабильно посещаемый ресурс. Главное, что на нем есть форум, на котором автор сайта отвечает на вопросы. Хотя бронхиальная астма является лишь одной из популярных тем данного ресурса, пациенты, страдающие от этого заболевания, всегда найдут тут поддержку и корректный совет.

Astmania.ru

Достаточно новый, но, тем не менее весьма информативный ресурс, имеющий также группу ВКонтакте. Форума на сайте нет, общение в соцсетях тоже практически отсутствует. Единственное преимущество — обширная подборка статей по теме бронхиальной астмы и ее лечения.

Источники:

  • Ahmed S., Ernst P., Bartlett S.J. et al. The Effectiveness of Web-Based Asthma Self-Management System, My Asthma Portal (MAP): A Pilot Randomized Controlled Trial // J Med Internet Res. 2016 Dec 1;18(12):e313.
  • Koufopoulos J.T., Conner M.T., Gardner P.H. et al. A Web-Based and Mobile Health Social Support Intervention to Promote Adherence to Inhaled Asthma Medications: Randomized Controlled Trial // J Med Internet Res. 2016 Jun 13;18(6):e122.
  • Lombardi C., Passalacqua G., Canonica G.W. The WEB-based Asthma Control: an intriguing connection or a dangerous hazard? // Asthma Res Pract. 2015 Dec 24;1:15.

Источник

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

• образовательные программы являются не­отъемлемой частью комплексного лечения детей с бронхиальной астмой; целью прове­дения программ является развитие сотрудни­чества между врачом и пациентом;

• особенностью таких программ в педиатрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы па­циентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии.

Осо­бую группу обучения составляют подростки с бронхиальной астмой;

• существуют различные формы и методы обу­чения пациентов: индивидуальные и группо­вые методики, видеообучение, специализи­рованные Интернет-сайты, адаптированные программы для детей младшего возраста (сказкотерапия), тренинги с участием психо­логов. Одной из распространенных форм яв­ляется Астма-школа;

• обучение пациентов, их родителей и родст­венников должно проводиться на всех этапах оказания медицинской помощи пациентам с бронхиальной астмой;

• образовательные программы должны быть направлены не только на семью больного, но и на врачей, средний медперсонал, педаго­гов, постоянно занимающихся с ребенком, страдающим бронхиальной астмой;

• психологическая помощь, осуществляемая параллельно с занятиями в Астма-школе, су­щественно повышает эффективность образо­вательных программ и улучшает комплайнс.

Обучение пациентов и их родителей является не­отъемлемой частью комплексной программы лече­ния бронхиальной астмы. Основной целью проведения образовательных программ является повыше­ние мотивации лечения — активного и сознательно­го следования врачебным рекомендациям. Разви­тие сотрудничества между врачом и пациентом (комплайнс, кооперативность) — обязательное усло­вие успешного обучения.

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тща­тельного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Для достижения оптимального контроля бронхи­альной астмы и формирования высокого уровня ка­чества жизни больных недостаточно вклада только врача, необходимо сотрудничество с пациентом. Никакие самые современные методы лечения не окажут должного эффекта, если пациент не будет четко следовать врачебным рекомендациям. Недо­статочная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе разви­тия и обострений бронхиальной астмы, а также о су­ществующих современных методах лечения приво­дит к тому, что многие из пациентов игнорируют на­значения врачей, самостоятельно прекращают лече­ние или прибегают к услугам парамедиков.

Приверженность лечению характеризуется отно­шением количества реально принятого препарата к теоретически назначенному, выраженным в процен­тах. Возможны нарушения вследствие недостаточно­го комплайнса: передозировка, уменьшение дозы и беспорядочный прием лекарств. По данным ряда ис­следований комплайнс пациентов с бронхиальной астмой, не прошедших образовательные программы, составляет не более 40-50%. Обучение пациентов должно начинаться с момента постановки диагноза и продолжаться на протяжении всего периода наблю­дения для достижения высокого уровня комплайнса (>80% выполнения назначений).

Читайте также:  Бронхиальная астма средней тяжести клиника

При выборе метода и формы обучающих программ должен учитываться возраст пациентов. При лечении детей младшего возраста главным объектом обучения являются ро­дители или лица, ухаживающие за ребенком. Исполь­зуя адаптированные программы для детей младшего возраста, можно научить простым навыкам контроля детей начиная с трехлетнего возраста. Подростки — это особая группа со специфической возрастной психологией, нуждающаяся в использовании специ­альных программ, наиболее эффективными из кото­рых являются тренинги с участием психолога.

Существуют различные формы и методы обуче­ния. Наиболее широко применимы такие формы обу­чения, как непосредственные занятия с больными (групповой или индивидуальный метод), различные виды печатных изданий для пациентов (книги, газеты, брошюры, буклеты, журнал «Астма и аллергия» и т.п.), аудио- и видеокассеты, специальные компьютерные программы, обучающие Интернет-сайты, консульта­тивные телефонные линии «Астма-помощи».

Индивидуальный метод обучения — один из са­мых продуктивных, но одновременно и наиболее тру­доемких. Индивидуальное обучение проводится ле­чащим врачом, который детально знает особенности течения заболевания у данного пациента, контроли­рует и совершенствует знания и навыки больного на каждом визите. Ключевыми моментами индивиду­ального обучения являются развитие партнерства, длительный обмен информацией, обсуждение полу­ченных результатов. Ведущая роль в данной про­грамме отводится первой консультации, во время которой рекомендуется дать информацию о диагно­зе и простые сведения о существующих видах лече­ния, продемонстрировать различные виды ингалято­ров, чтобы больной мог принять участие в выборе приспособления, которое наиболее ему подходит. Следует дать возможность пациенту высказать свои опасения по поводу бронхиальной астмы и ее лече­ния и обсудить их. На основании этого врач и боль­ной должны прийти к согласию по поводу целей ле­чения. Уже при первом визите проводится обучение пациентов правильной технике пикфлоуметрии и ве­дению дневников. В завершение первой консульта­ции рекомендуется предоставить больному пись­менную информацию о бронхиальной астме и ее ле­чении для закрепления полученной вербальной ин­формации. При последующих консультациях реко­мендовано разработать совместно с пациентом (или родителями) план самоведения. Текущие консульта­ции при индивидуальном обучении больного должны включать проверку техники ингаляционной терапии, проверку записей симптомов и показателей пикфло­уметрии в дневнике больного, а также проверку сле­дования медикаментозному плану и выполнения ре­комендаций по вторичной профилактике. Учитывая, что продолжительность первой консультации при этом варианте образовательной программы может превышать 1 ч, возможность ее реализации в усло­виях амбулаторного приема представляется не все­гда приемлемой.

Наиболее распространенным методом обучения в России стал групповой метод, позволяющий од­новременно вовлекать в процесс многих пациентов. Наиболее часто этот метод реализуется в Астма-школах. Группы Астма-школ могут быть сформиро­ваны как из родителей, так и из самих пациентов старше 7 лет. Основные принципы формирования групп больных для Астма-школ предполагают обяза­тельное подтверждение диагноза, учет возраста па­циентов (разброс не более 3 лет), оптимально — оди­наковую степень тяжести заболевания. Важно учи­тывать, что родители с депрессивными тенденциями и высоким уровнем тревожности, изначально ориен­тированные на немедикаментозные методы лече­ния, мало подходят для групповых занятий и должны обучаться индивидуально.

В организации работы Астма-школ очень важна подготовка специалистов для проведения занятий, желателен предыдущий педагогический опыт и зна­ние основ психологии, в том числе детского и подро­сткового возраста. Тематические курсы усовершен­ствования, дающие врачам коммуникативные навы­ки работы с пациентами, проводимые с участием психологов, — оптимальный вариант подготовки спе­циалистов для Астма-школ (подробности на сайте https://lech.mma.ru/child). Методически необходи­мо предусмотреть минимальное оборудование для занятий — печатные издания, плакаты, возможность видеообучения, наличие демонстрационных образ­цов различных средств доставки, пикфлоуметров и т.п. Необходимо, чтобы подходы к лечению у врача, проводящего занятия в Астма-школе, и врачей, на­правляющих пациентов на обучение, были едиными.

Несмотря на разнообразие вариантов проведе­ния Астма-школ по длительности и интенсивности обучения, программа для пациентов и родителей обязательно должна включать следующие темы:

• элементарные сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания;

• понимание бронхиальной астмы как хронического заболевания, а потому необходимости постоянно­го контроля и лечения;

• сведения об основных аллергенах и ирритантах, принципах элиминационной терапии и аллерген­специфической иммунотерапии;

• самоконтроль состояния: симптомы и оценка пикфлоуметрии, навык измерения ЧСС, ЧД, заполне­ния дневника самонаблюдения;

• базовые знания об основных группах препаратов для лечения бронхиальной астмы, понятие базис­ной и симптоматической терапии;

• знакомство с основными видами средств ингаля­ционной доставки препаратов и освоение техники ингаляции;

• разбор алгоритмов действий при приступе и обострении бронхиальной астмы, планы самокон­троля в «системе цветовых зон»;

• характеристика основных немедикаментозных ме­тодов лечения (различные методики дыхательных гимнастик, массажа, закаливания, физиолечения) как альтернативных и вспомогательных вариантов терапии;

• обучение родителей необходимым навыкам экс­тренной доврачебной помощи (устранение небла­гоприятных факторов, водный режим, классиче­ский массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевти­ческие приемы; медикаментозное лечение, обра­щение к врачу);

• обсуждение вопросов социальной и психологиче­ской адаптации детей с бронхиальной астмой и профориентации.

При изложении материала очень важно адапти­ровать терминологию, делая ее понятной для роди­телей и детей различных возрастных групп. Нет не­обходимости в излишней детализации материала. Во время занятий врач не должен переходить от рассмотрения общих вопросов к частным пробле­мам конкретного ребенка.

Весь этот объем необходимых знаний и навыков может быть реализован в процессе проведения раз­
личного количества занятий: от 2-3 до 8-10 и более. Число и интенсивность занятий зависит от организа­ционных возможностей ЛПУ, где проводится Астма-школа. В России есть опыт проведения таких школ на базах специализированных санаториев, стацио­наров, поликлиник. При этом надо понимать, что Астма-школа лишь базовый этап обучения. Совер­шенствование и контроль знаний и навыков должны длиться на протяжении всего наблюдения пациента.

Читайте также:  Ночной приступ бронхиальная астма

Наиболее приемлемы и целесообразны комби­нированные методы обучения, когда базовые зна­ния даются пациенту в виде групповых занятий, а за­тем лечащий врач совершенствует и пополняет эти знания в процессе наблюдения.

Особенностью образовательных программ в педи­атрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы пациентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Уровень кооперативности пациента в зависимости от возраста*

ВозрастОписание кооперативности пациента
Дети до 5 летСпособны пассивно выполнять просьбы взрослых (прием таблеток, ингаляция через спейсер с помощью родителя и т.п.)
5-7 летСпособны освоить большинство необходимых навыков (пикфлоуметрия, применение различных видов ингаляторов и т.п.), но под контролем и при напоминании взрослых членов семьи
8-10 летСпособны к пониманию целесообразности назначения лекарственных средств, ориентируются в их названиях, целях их применения, побочных эффектах, противопоказаниях
11-12 летПравильно оценивают свое состояние до и после приема лекарственных средств и активно участвуют в подборе медикаментозной терапии под контролем взрослого, самостоятельно и регулярно используют пикфлоуметр и ведут дневник самонаблюдения
13-14 летСпособны не только демонстрировать хорошее знание препаратов, но и планировать свое лечение без участия взрослых членов семьи, без напоминания самостоятельно контролируют наличие необходимого препарата на неделю вперед, самостоятельно ведут и хранят дневники самоконтроля без участия взрослых членов семьи

* По данным Howell J.H. et al. (1992).

Легко воспроизводимы и эффективны методики для детей младшего возраста, такие как «Почитаем вместе сказку» с образным изложением материала по бронхиальной астме, которые могут быть реали­зованы как групповая сказкотерапия и как индивиду­альное обучение при активном участии родителей.

Особого такта и выдержки необходимо придержи­ваться при обучении подростков, и течение бронхи­альной астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичности лечения. Юношеский максимализм и негативизм способствуют отказу от наблюдения и лечения, формированию вредных при­вычек, таких как курение табака, тем самым расши­ряют спектр факторов риска. В данной группе непри­емлемы обычные формы и методы обучения. Россий­ское исследование продемонстрировало, что подро­стки считают наиболее привлекательной формой обучения Интернет-проекты, тренинги, буклеты, вы­держанные в определенном стиле. Для проведения тренингов для подростков необходимо привлечение психолога или обученного психологом врача. Учиты­вая высокую распространенность курения табака в подростковом возрасте и доказанное отрицательное влияние этой зависимости на течение бронхиальной астмы, все программы для подростков должны обя­зательно включать обсуждение этого аспекта.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффек­тивность лечения при условии образования как всей семьи, так и врачей, среднего медперсонала, педа­гогов, постоянно занимающихся с ребенком, стра­дающим бронхиальной астмой. Семейная реабили­тация должна стать основным методом реабилита­ции детей с бронхиальной астмой.

Обучение пациентов, их родителей и родственни­ков должно проводиться на всех этапах оказания ме­дицинской помощи.

Широкие возможности в отношении образования пациентов представляются на этапе реабилитации в специализированных санаториях, отделениях вос­становительного лечения.

Практика свидетельствует, что при осуществле­нии образовательных программ снижается:

• количество приступов бронхиальной астмы;

• частота обращений за медицинской помощью;

• количество пропусков школьных занятий;

• количество листов нетрудоспособности у родите­лей в связи с уходом за больными детьми;

• бронхиальная лабильность;

• число госпитализаций.

Образовательные программы не должны ограни­чиваться только отношением врач-родители (врач-пациент). В педиатрии система межличност­ных контактов значительно раздвигает свои границы и может быть обозначена как:

• родители-ребенок;

• ребенок-сверстники;

• ребенок-воспитатель, учитель;

• ребенок-медицинский персонал;

• ребенок-взрослые.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улуч­шить течение и прогноз заболевания, снизить про­цент инвалидизации и повысить качество жизни де­тей, страдающих бронхиальной астмой.

С учетом психологических проблем у многих де­тей, больных бронхиальной астмой, к работе с ними имеет смысл привлекать специалиста-психолога, владеющего методами индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции. Такая психологи­ческая помощь, осуществляемая параллельно с за­нятиями в Астма-школе, существенно повышает эф­фективность последней и улучшает комплайнс паци­ентов. Индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать возмож­ность консультации социальных работников, помо­гающих решить сложные проблемы социальной адаптации пациентов и их семей, касающиеся изме­нения жилищно-бытовых условий и т.п. Одной из важных сторон социальной адаптации является так­же своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой (с участием школьного врача, педагогов и родителей).

Представляется целесообразной организация образовательной работы во всех звеньях регио­нальных детских специализированных аллергологи­ческих и респираторных центров, что позволяет ме­тодически и организационно обеспечить проведе­ние комплексных согласованных лечебно-профи­лактических мероприятий в условиях конкретного региона, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового воз­раста), уменьшить финансовые затраты на дублиру­ющие друг друга медицинские службы и подразде­ления.

  1. Индивидуальный план действий для детей с бронхиальной астмой и их родителей
  2. Образование больных и родителей детей, страдающих бронхиальной астмой
  3. Программа ведения больных бронхиальной астмой: 6 частей
  4. Состав образовательной программы
  5. Часть 4. Разработка индивидуального медикаментоз­ного плана для долгосрочного лечения груд­ных детей, дошкольников (до 5 лет), школьни­ков (5-12 лет) и подростков (12 лет и старше), страдающих бронхиальной астмой
  6. Организация специализированной лечебной помощи детям, больным бронхиальной астмой
  7. Бронхоспазм, вызываемый физической нагрузкой, у больных бронхиальной астмой
  8. Реабилитация детей, больных бронхиальной астмой
  9. Вакцинация детей, больных бронхиальной астмой
  10. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, БОЛЬНЫМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
  11. Требования к срокам реализации образовательной программы
  12. Образовательная программа
  13. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, БОЛЬНЫМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
  14. Влияние описторхоза на биомеханику дыхания у больных бронхиальной астмой

Источник