Показания к назначению лфк при бронхиальной астме

– общие
противопоказания для проведения ЛФК;

– дыхательная и
сердечная недостаточность с декомпенсацией
функций этих систем;

– астматический
статус.

Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме

Физические
упражнения

Исходные положения
– лежа на спине с приподнятым головным
концом кровати, сидя на стуле (подобрать
удобную для больного ребенка позу с
целью максимально возможного расслабления
мышц), что способствует лучшей экскурсии
грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в
занятия вводят упражнения для мелких
и средних мышечных групп и суставов
дистальных отделов конечностей в
сочетании с дыхательными упражнениями.
По мере улучшения состояния в занятия
включают активные движения конечностями
(средние и крупные мышечные группы и
суставы), туловищем в сочетании с
дыхательными упражнениями и паузами
для пассивного отдыха и расслаблением
мышц. Занятия дополняют ходьбой в
пределах палаты, затем отделения. Во
время ходьбы ребенок выполняет упражнения
с предметами.

Любое упражнение
выполняют на выдохе (например, наклоны
туловища, сгибание и разгибание), после
нескольких повторений движения следует
сделать паузу для отдыха или предложить
упражнения, направленные на расслабление
мышечных групп.

Больным бронхиальной
астмой противопоказаны упражнения,
связанные с натуживанием и задержкой
дыхания более 5–7 с.

Соотношение
дыхательных и общеразвивающих упражнений
должно быть равным 1:1, дыхательные
упражнения не должны занимать более
40–50% общего времени занятия. В
подготовительном периоде обязательно
строгое распределение нагрузки по
частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления
основных показателей функции внешнего
дыхания в занятия включают общеразвивающие
упражнения, способствующие тренировке
экстракардиальных факторов кровообращения,
повышению силы мышц спины, ног и рук.
После одного–двух общеразвивающих
упражнений должны следовать упражнения
на расслабление мышц.

В период ремиссии
включают также упражнения с небольшими
отягощениями, дозированным сопротивлением,
со снарядами и на снарядах в сочетании
с дыхательными упражнениями.

При наличии такой
клинико–этиологической формы бронхиальной
астмы, как астма физического усилия
(напряжения), противопоказаны все формы
физической культуры, сопряженные с
воздействием холодного воздуха на
воздухоносные пути.

Массаж

Как неспецифический
раздражитель массаж грудной клетки
может использоваться по методикам
местного и рефлекторного воздействия
и включать в себя различные приемы,
такие как перкуссия, вибрация, постуральный
дренаж.

Во время приступа
целесообразно провести массаж грудной
клетки, включая межреберные промежутки,
массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах
развития бронхоспазма или как
вспомогательное средство купирования
приступа очень эффективны приемы
точечного массажа. В межприступном
периоде массаж биологически активных
точек проводят 1 раз в день с превентивной
целью.

Кроме того, в
межприступный период используют
сегментарный массаж и самомассаж.

Естественные
факторы природы

Галотерапия
(спелеотерапия) является одним из
наиболее популярных методов альтернативной
медицины при бронхиальной астме.
Галотерапия – метод лечения, основанный
на применении искусственного микроклимата,
близкого по параметрам к условиям
подземных пещер или соляных копей.
Основными действующими факторами
воздушной среды соляных копей, пещер
или галокамер являются высокодисперсный
аэрозоль хлорида натрия, а также
отрицательные аэроионы.

Очень важным
фактором является присутствие в соляных
пещерах больших концентраций углекислого
газа. В атмосфере содержатся очень
низкие концентрации углекислого газа
(0,03%), концентрация же его в соляной
пещере в 5 или 10 раз выше, однако не
является критической. В то же время
более высокое содержание углекислого
газа оказывает воздействие на вегетативную
нервную систему и стимулирует более
глубокое и интенсивное дыхание, что
дает эффект дыхательной тренировки.

Современная
галокамера представляет собой специально
оборудованное помещение, на стены
которого нанесено специальное солевое
покрытие. Оно является буферной емкостью
по отношению к атмосферной влаге,
способствует поддержанию асептических
и гипоаллергенных условий среды. В
лечебном помещении галокамеры создается
и поддерживается лечебная аэродисперсная
среда, насыщенная сухим аэрозолем
хлорида натрия с преобладающей
респирабельной фракцией частиц в
определенных диапазонах концентрации,
в результате чего реализуются такие
лечебные эффекты, как противоотечный,
бактерицидный, муколитический,
гипосенсибилизирующий, седативный.
Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно
заряженных частиц сухого хлорида натрия,
проникает в глубокие периферические
отделы респираторного тракта и оказывает
мукорегулирующее действие. При проведении
повторных процедур галоаэрозоль
действует как физиологический стимулятор
защитных реакций дыхательных путей.
Положительное действие при бронхиальной
обструкции наблюдается независимо от
ее характера, но наиболее отчетливо
проявляется при высокой степени.
Эффективность действия галоаэрозольной
терапии на бронхиальную проходимость
обусловлена влиянием на воспалительный
компонент, изменением реологических
свойств мокроты, приводящим к повышению
скорости мукоцилиарного клиренса.
Улучшение дренажной функции и уменьшение
воспаления дыхательных путей могут
опосредованно способствовать снижению
гиперреактивности бронхов и оказывать
влияние на бронхообструктивный компонент.

Спелеотерапия –
метод, который позволяет создавать на
короткий промежуток времени «идеальные»
условия окружающей среды, что очень
важно для ребенка, страдающего бронхиальной
астмой.

Одним из
патогенетически обоснованных методов
физиотерапии, часто применяемых при
бронхиальной астме, являются аэрозольтерапия
и ее разновидность – небулайзерная
терапия. Для ингаляций применяют
лекарственные препараты.

Кроме того, в
лечебно-реабилитационный комплекс при
бронхиальной астме достаточно часто
включают аэроионотерапию, электрофорез,
импульсные токи, низкочастотную
магнитотерапию (в том числе на область
проекции надпочечников), лазерное
излучение, высокочастотную терапию на
область проекции корней легких,
теплолечение.

В общем комплексе
реабилитационных мероприятий рекомендовано
курортное лечение, климато-, бальнео-,
пелоидотерапия. При назначении курортного
лечения учитывается тяжесть клинического
течения заболевания, сезон года и
климатогеографические особенности
курорта. На горных климатических курортах
показано лечение больных бронхиальной
астмой независимо от клинико-этиологической
формы, с сопутствующими аллергическими
заболеваниями, с явлениями выраженной
реактивности бронхов, с нервно-психическими
и эндокринными патогенетическими
сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная
гипоксия активирует функцию надпочечников
как у здоровых людей, так и у больных
бронхиальной астмой. На приморские
курорты целесообразно направление
больных с бронхиальной астмой, осложненной
эмфиземой легких, и при наличии нестойкой
ремиссии воспалительного процесса в
бронхолегочном аппарате. При этом не
рекомендуется вывозить детей на
Черноморское побережье Кавказа. Лучшим
выбором считается Кисловодск, далее –
южный берег Крыма. Лечение в местных
специализированных санаториях и
отделениях, где микроклиматические
условия мало отличаются от места
постоянного жительства больных,
проводится лицам с нестойкой ремиссией,
при выраженной легочной недостаточности
и реконвалесцентам. Кроме того, в местные
оздоровительные базы (санатории, дома
отдыха, профилактории), расположенные
в благоприятных микроклиматических
зонах (сухая местность со смешанным
лиственным лесом, подальше от сосновых
массивов, так как замечено, что в ряде
случаев резкий сосновый запах может
поддерживать астматическое состояние),
показано направление лиц, угрожаемых
по бронхиальной астме, или с явлениями
предболезни. В некоторых лечебных
учреждениях внедрены так называемые
безаллергенные палаты, в которых
формируется воздушная среда со сниженным
содержанием аллергенов с помощью
воздухоочищающих аппаратов, позволяющих
элиминировать пыль, пыльцу растений,
клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные
газообразные вещества, такие, как окись
азота, окись серы, табачный дым.

Читайте также:  Как отличить бронхиальную астму от хобл

Закаливание

Поскольку часто
бронхиальная астма носит
инфекционно-аллергический характер,
важно повышение общего иммунитета, что
достигается закаливанием. Для закаливания
детей, страдающих бронхиальной астмой,
рекомендует ежедневные ножные ванны
по следующей схеме: перед сном погружают
в таз с чуть теплой водой (37–38°С) только
ступни. Первый день вся процедура
занимает только 1 минуту. Ноги из воды
вынимают и насухо вытирают. На другой
день ножные ванны проводят уже две
минуты и так каждый день прибавляют по
одной минуте. Через 10 дней температуру
воды в тазу снижают до комнатной –
18-20°С. Еще через 10 дней в таз уже можно
наливать воду прямо из водопроводного
крана. В последующие дни ножную ванну
проделывают в течение 10 минут.

Источник

ЛФКБронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Задачи ЛФК при астме

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Противопоказания

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Методики ЛФК при бронхиальной астме

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические упражнения

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

Дыхательная гимнастика

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Комплекс упражнений

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Вводный комплекс

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.
Читайте также:  Лазолван и бронхиальная астма

Основной комплекс

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Что подходит детям?

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Какое время лучше выбрать для занятий?

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

Источник

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание, проявляющееся приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

Задачи ЛФК:

• снять бронхоспазм;

• нормализовать акт дыхания;

• увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки;

• предотвратить возможное развитие эмфиземы;

• оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК:

• легочно-сердечная недостаточность III степени;

• астматический статус;

• тахикардия более 120 уд./мин.;

• одышка более 25 дыханий в минуту;

• температура выше +38 °C.

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 недель.

Читайте также:  Бронхиальная астма литература 2010 года

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а впоследствии удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков.

Начинают с «м-м-м», после чего следует выдох — «п-ф-ф». Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную к летку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках «п», «т», «к», «ф», средняя — при звуках «б», «г», «д», «в», «з»; наименьшая — при звуках «м», «к», «л», «р».

Рекомендуют произносить рычащий звук «р-р-р-р» на выдохе, начиная от 5–7 и до 25–30 с и звуки «бррох», «бррфх», «дррох», «дррфх», «бррух», «бух», «бат», «бак», «бех», «бах».

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин., индивидуальные занятия — 2–3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжа ют всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добавляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день с учащением пульса до 100–120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4–5 с во время выдоха — задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

ИП — сидя на стуле, руки на коленях. Диафрагмальное дыхание.

• На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

• На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

• На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

• Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

• На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук «ш-ш-ш».

• На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук «ж-ж-ж».

• Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук «п-ф-ф».

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30–40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

ИП — сидя на стуле. Диафрагмальное дыхание.

• Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

• Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

• На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком «х-а».

• Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

• В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

ИП — стоя.

• На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

• Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

• Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе — опустить вниз, произнося звук «уф» или «ух».

• Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

Показания к их применению:

• подострый период;

• период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

• начало и полная ремиссия хронического неспецифического заболевания легких.

Противопоказания:

• обострение заболеваний;

• острый период заболевания;

• легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Формы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин. со скоростью 7–8 км/ч, затем ускорение на 10–15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2–3 мин. дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин. 3 раза в неделю или 20 мин. 4 раза в неделю.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Источник