План сестринского ухода при бронхиальной астме

Бронхиальная астма – это хроническое неизлечимое заболевание. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа. Если речь идет о взрослом человеке, то многие справляются самостоятельно, с детьми ситуация обстоит сложнее, им нужна помощь медицинского работника. Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Сестринский уходСестринский уход

Задача медицинской сестры при работе с пациентами – астматиками состоит в следующем:

  • своевременно отреагировать на начавшийся приступ;
  • оказать квалифицированную помощь;
  • выявить причину приступа и потребности пациента;
  • научить больного самостоятельно справляться с приступом.

На первом этапе сестринского ухода необходимо выяснить, что вызывает приступ удушья. Для этого проводится опрос самого пациента, родителей или родственников. Медсестре необходимо знать, какой аллерген вызывает приступ, какие препараты можно применять в отношении больного, а какие он не переносит.

Основная цель медицинского работника – всячески облегчить состояние пациента и помочь ему справиться с астматическим приступом.

Проблемы, с которыми сталкивается астматик

Ухудшение аппетитаУхудшение аппетита

Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре.

При болезни астматики сталкиваются со многими проблемами:

  • страдают от недостатка жидкости в организме (причина в гипервентиляции легких);
  • у больных нарушается сон, многие подвержены бессоннице;
  • ухудшается аппетит;
  • люди часто испытывают панический страх перед приступом и постоянно находятся в состоянии тревоги;
  • затруднение дыхания вследствие гипоксии;
  • многие испытывают определенный дискомфорт, связанный с постоянным приемом лекарственных средств;
  • часто у астматиков развиваются осложнения;
  • некоторые больные, особенно дети, не в состоянии справиться самостоятельно с определенными трудностями во время обострений;
  • трудоспособные пациенты вынуждены ограничивать себя в выборе профессии.

Проблема маленьких пациентов в том, что они ограничены в активных играх и получении знаний. Задача сестринского ухода за пациентом заключается в необходимой помощи и обеспечении должного ухода.

План сестринского ухода при бронхиальной астме

Сбор анамнезаСбор анамнеза

Планирование сестринского процесса при астме позволяет оказывать квалифицированный уход. В него входит несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Выявление проблем больного.
  3. Дифференцирование астмы с похожими патологиями.
  4. Уход за пациентом с бронхиальной астмой при госпитализации, соблюдение необходимого режима отдыха, контроль нагрузок и питания.
  5. Выполнение лечебных мероприятий, контроль приема лекарственных средств и результата терапии.
  6. Оценка результативности ухода при бронхиальной астме.

Сбор анамнеза

На этом этапе необходимо выслушать пациента, чтобы понять его проблемы, медработник должен проанализировать жалобы и выявить возможность наследственной предрасположенности к астме.

Чаще всего больного беспокоит проблема с дыханием, кашель, одышка, хрипы и свист при дыхании, может наблюдаться повышение температуры. Необходим осмотр пациента в момент приступа, обычно, самочувствие резко ухудшается, человек может испытывать страх, чем усугубляет свое состояние.

Выявление проблем больного

Для обеспечения должного ухода следует выяснить проблемы, которые беспокоят больного. При выявлении астмы привычный жизненный ритм больного меняется, он должен научиться справляться с приступами и продолжать жить полноценной жизнью.

Задача медперсонала обеспечить максимальный уход за больным с бронхиальной астмой и помочь при обострениях. Необходимо помнить, что вследствие бронхоспазма и отека слизистой бронхов  скапливается слизь, которая вызывает сильный кашель и удушье.

Как исключить похожие болезни?

Симптомы астмы схожи со многими заболеваниями органов дыхания, но фельдшер должен уметь отличить астматический приступ от похожей болезни:

  • хронический бронхит с обструкцией (применение глюкокортикостероидов не дает эффекта);
  • сердечная астма – характерна ночными приступами одышки, сопровождается тахикардией, ощущением сдавливания груди, дыхательной недостаточностью, основным отличием от бронхиальной астмы является отсутствие изменения местоположения диафрагмы;
  • истероидная астма сопровождается затрудненным дыханием на вдохе и выдохе, имеет три формы, может возникнуть остановка дыхания;
  • обтурационная астма возникает при механическом удушье из-за новообразования или попадания инородного тела;
  • сенная лихорадка, сезонное заболевание, сопровождается комплексом признаков аллергической реакции – бронхоспазм, конъюнктивит, ринит, в периоды ремиссии никак не проявляется;
  • аспиргиллез – аллергическое заболевание органов дыхание, провоцирует реакция на грибы аспергиллы, поражаются не только дыхательные пути, но и сосуды.

Одышку или приступ удушья могут вызвать ряд других болезней, но они имеют свои признаки, по которым их легко отличить от бронхиальной астмы.

Уход за больным в стационаре

При госпитализации сестринский уход за больными с бронхиальной астмой направляется на улучшение состояния больного и купирование осложнений. В план ухода входит контроль режима отдыха и питания, помощь в организации досуга, создание комфортных условий в больничной палате.

Если больной не может самостоятельно принимать пищу или проводить гигиенические процедуры, медсестра ему помогает, чаще всего это относится к детям и людям пожилого возраста.

Фельдшеру необходимо проследить за выполнением назначений врача и выяснить, имеет ли терапия эффект. Также на этом этапе предусматривается общение с пациентом или родителями ребенка, цель которого выявление причины патологии и профилактические меры в отношении различных осложнений. Иногда приходится доносить до больного, что лечение в условиях стационара принесет больше пользы.

Читайте также:  Как правильно пользоваться небулайзером при бронхиальной астме

С пациентом необходимо общаться и объяснять пользу диетического рациона питания, соблюдения режима отдыха и лечения. Следует позаботиться о досуге больного, следует сообщить родственникам или родителям о необходимости наличия книг или игрушек.

Медицинский персонал должен обеспечить не только комфорт в палате, но и влажную уборку и регулярное проветривание.

Выполнение назначений врача

Бронхиальная астма требует базисного лечения, которое и обеспечивает медсестра. Ее задача убедить больного в необходимости соблюдения врачебных назначений и непрерывного курса лечения. Пациента следует просветить о возможных побочных действиях лекарств и научить пользоваться ингалятором. Также необходимо вести ежедневные записи для контроля своего состояния.

В план ухода входит контроль обследований, назначенный для диагностики или оценки эффективности лечения. Больному нужно рассказать, для чего проводится та или иная процедура. Кроме этого, астматики нуждаются в психологической поддержке, особенно дети, иногда участие необходимо и родителям.

В случаях возникновения побочных действий назначенных лекарств, фельдшеру необходимо правильно среагировать и принять меры. При терапии, которая не дает лечебного эффекта, необходимо поставить в известность врача для замены препаратов.

При бронхиальной астме у детей фельдшер должен контролировать состояние больного несколько раз в день, измерять температуру, прослушивать сердцебиение, наблюдать за дыханием, всячески поддерживать ребенка, чтобы психологический фактор не помешал лечению.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей очень важен для эффективного лечения и наступлении фазы ремиссии. При улучшении состояния, больного могут выписать и перевести на амбулаторное лечение.

Как помочь пациенту во время приступа

Ванна для ног с сухой горчицейВанна для ног с сухой горчицей

При бронхиальной астме план ухода включает в себя помощь во время приступа, для этого фельдшер должен действовать в соответствии со схемой:

  • в первую очередь нужно устранить аллерген;
  • больному нужно ввести бронхорасширяющий препарат с помощью ингалятора;
  • можно дать выпить горячий содовый раствор;
  • для ног приготовить ванну с сухой горчицей;
  • если ингалятор не оказал действия, следует дать больному антигистаминный препарат;
  • при затяжном приступе взрослому вводят подкожно Эфедрин;
  • если приступ проходит в тяжелой форме, применяется Преднизолон.

В случае тяжелого приступа больного госпитализируют для круглосуточного наблюдения. Это необходимо, чтобы избежать осложнений.

Если бронхиальная астма между приступами проходит с осложнениями, требуется терапия стероидами, желательно с пролонгированным действием. Задача медперсонала проследить за тем, чтобы у больного всегда был при себе ингалятор. В случаях, когда присоединяется инфекция вирусной или бактериальной природы, нужно вовремя оценить необходимость антибактериальной терапии. Нельзя забывать о приеме больным отхаркивающих средств для очищения бронхов от мокроты.

Если пациент малыш до 5 лет, можно применять для купирования приступа аэрозоли с дозатором, разрешен к применению и небулайзер. Детям до 2 лет небулайзеры или аэрозоли используют с лицевой маской.

Астматический статус

При астматическом статусе привычный ингалятор не поможет, если фельдшер ухаживает за больным, он должен вовремя убрать ингалятор, чтобы пациент не навредил себе. Нужно срочно вызвать врача и помочь пациенту принять удобное положение. В таком состоянии больному дают влажный кислород и горячий щелочной раствор. В этой ситуации главное сохранять спокойствие и помочь больному не впасть в паническое состояние.

Сестринский процесс включает в себя беседы с пациентом о пользе дыхательной гимнастики, о вреде курения и необходимости исключения аллергенов из жизни больного.

Источник

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.
Читайте также:  Деятельность медсестры при бронхиальной астме

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.
Читайте также:  Средство для ингаляции при лечении бронхиальной астмы

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник