План действий при бронхиальной астме

План действий – это расписанный врачом или специалистом по астме специально для вас (или члена вашей семьи, включая подростков и детей) набор мероприятий для управления симптомами и предотвращения приступов. План составляют для того, чтобы вы или другие члены семьи знали, что необходимо сделать при обострении симптомов или изменении показаний пикфлоуметра.

Какая информация включена в план действий при астме?

В плане действий собрана важная информация о вашем заболевании. Необходимо воспользоваться ею, если ваше состояние (или состояние членов семьи, включая подростков и детей, страдающих астмой) резко ухудшится.

План действий может быть составлен несколькими способами и включать в себя:

  • Список возбудителей, способных вызвать обострение симптомов астмы, и советы, как защитить себя от их воздействия
  • График показаний пикфлоуметра и описание зон заболевания на основании рекордной для каждого человека ПСВ.
  • Список обычных симптомов астмы (кашель, свистящие хрипы, чувство заложенности в груди, отдышка, избыточное образование слизи) и необходимых мер при их появлении.
  • Название и дозировка лекарств, которые нужно принимать ежедневно, даже если симптомы отсутствуют.
  • Название и дозировка препаратов мгновенного действия (неотложной терапии), необходимых при обострении симптомов.
  • Название и дозировка средств для купирования симптомов, которые нужно принимать при приступе удушья.
  • Номера телефонов скорой помощи и адреса ближайших больниц.
  • Указания: когда следует обращаться к врачу; кому звонить, если врача нет на месте; список мест, где можно получить неотложную помощь и лекарства в случае экстренной необходимости.

Для удобства план действий при астме разбит на три зоны, исходя из показаний пикфлоуметра: зеленая, желтая и красная. Врач расписывает необходимые меры и рекомендации для каждой зоны.

  • Зеленая зона: Стабильное, нормальное состояние – НЕТ симптомов. При правильном контроле оно должно оставаться таким каждый день. Вы легко справляетесь с обычными делами; во время сна вас не беспокоит кашель, свистящие хрипы и трудности с дыханием. Показатели ПСВ: 80 – 100% от рекордных значений.
  • Желтая зона (Осторожно!): Состояние НЕнормальное. Могут проявляться некоторые симптомы, например, кашель, свистящие хрипы, небольшая отдышка. Астма может беспокоить вас в ночное время и напомнить о себе днем. Вы можете чувствовать большую усталость, чем обычно. Показания пикфлоуметра: 50 – 80% от рекордного значения. Если ухудшения в пределах желтой зоны продолжаются – свяжитесь с врачом. Вероятно, стоит изменить план действий в зеленой зоне, чтобы предотвратить дальнейшие ухудшения.
  • Красная зона: Вы нуждаетесь в неотложной медицинской помощи. Могут наблюдаться следующие симптомы: частый, сильный кашель, тяжелая отдышка, свистящие хрипы, прерывистая речь, нарушение двигательных функций и быстрое, учащенное дыхание. Показатели ПСВ: ниже 50% от рекордного значения. Если вы хватаете ртом воздух, губы и ногти посинели, или не можете измерить ПСВ, – вызывайте скорую помощь.

План действий (для взрослых и подростков)

Вы можете распечатать приведенный ниже план действий и заносить туда важную информацию. Эта же форма может пригодиться и другим членам вашей семьи, страдающим астмой. Места для записи имен и номеров телефонов лечащего врача, специалиста по астме и скорой помощи здесь достаточно.

Возьмите эту форму с собой на следующую консультацию с врачом. Он внесет в нее названия, дозы, частоту приема необходимых для каждой зоны (зеленой, желтой или красной) лекарств в зависимости от показаний пикфлоуметра.

Каждый раз при использовании пикфлоуметра в течение дня сравнивайте полученный результат ПСВ с процентными отношениями, указанными в плане. Если вы укладываетесь в зеленую зону, волноваться нет причин. Если попадаете в желтую, ознакомьтесь с рекомендациями врача по лечению симптомов. Когда значения ПСВ соответствуют красной зоне – ситуация близка к критической. Прочитайте указания врача о том, как купировать или обратить проявление симптомов с помощью лекарств. Если они не помогают, срочно отправляйтесь в больницу или звоните в скорую.

План действий (для маленьких детей)

Вы также можете воспользоваться приведенным ниже планом действий для записи важных рекомендаций и данных об астме у ребенка. Заполните строки с именами и телефонами специалистов. Попросите лечащего врача вписать в план правила приема лекарств, их дозировку и частоту употребления в зависимости от значений ПСВ (зеленая, желтая или красная зона).

Помогите ребенку понять, что означает то или иное состояние, ежедневно просматривая план действий. Показания пикфлоуметра в зеленой зоне означают, что у ребенка не должно быть никаких симптомов; прием лекарств осуществляется по плану. Если показания ПСВ соответствуют желтой зоне, сверьтесь с планом действий и следуйте рекомендациям врача. Если указанные там лекарства ребенку не помогают, обязательно свяжитесь с доктором или медсестрой.

Показания пикфлоуметра в красной зоне говорят о том, что действовать нужно быстро. Прочитайте план действий и окажите ребенку помощь по описанным в нем инструкциям. Если, несмотря на лекарства, симптомы остаются прежними, везите ребенка в больницу или вызывайте скорую помощь.

В плане действий при астме описываются все необходимые мероприятия на каждый день при нормальном самочувствии, в случае ухудшения симптомов и при критическом состоянии. Не забудьте дать копию плана действий больного астмой ребенка воспитателям, учителям или любому взрослому, на попечении которого он находится.

Читайте также:  История болезни бронхиальная астма обоснование диагноза

Пересмотрите план действий

План действия при астме необходимо пересматривать вместе с врачом, по крайней мере, один раз в год. Корректировка плана может понадобиться в связи с изменением показателей пикфлоуметра и принимаемых лекарств.

Храните план действий в легко доступном, в том числе, для членов семьи, месте. 

Распечатайте план действий

Распечатайте этот план действий и записывайте в него важные сведения о вашем случае астмы. Он также может пригодиться членам вашей семьи, включая подростков и детей. 

Дата:

Имя / Номер больницы

Степень тяжести болезни:

Врач:
Телефон:

Медсестра или терапевт:
Телефон:

Вечер/ Выходные дни
Телефон:

Рекордный показатель ПСВ:

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА: Нет симптомов
Стабильное, нормальное состояние – НЕТ симптомов. Обычные дела не вызывают трудностей, во время сна не беспокоят кашель, свистящие хрипы, трудности с дыханием. Показатели ПСВ: 80 – 100% от рекордных значений.

ДЕЙСТВИЕ: Контролируйте астму. Принимайте эти лекарства каждый день, в хорошие и плохие дни, для предотвращения симптомов астмы. Используйте камеру (спейсер) с дозирующими ингаляторами (или другой ингалятор и/или другие назначенные ребенку препараты). 

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка

____

Утро

____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

 Принимайте ______ за 15 – 20 минут до физической нагрузки или контактом с заранее известным аллергеном-возбудителем. 

ЖЕЛТАЯ ЗОНА: Осторожно!

Состояние НЕнормальное. Могут проявляться некоторые симптомы, например, кашель, свистящие хрипы, небольшая отдышка. Возможны нарушения сна и проявление симптомов в дневное время. Вы можете уставать больше, чем обычно. Показания пикфлоуметра: 50 – 80% от рекордного значения.

ДЕЙСТВИЕ: Снятие симптомов.

  • Продолжайте прием препаратов зеленной зоны, перечисленных выше. Используйте спейсер (камеру) с дозирующими ингаляторами (или другие устройства для ребенка).
  • Также примите препарат, снимающий симптомы: альбутерол или «Максаир» ____ вдоха или ________ через небулайзер. При необходимости можно принимать каждые четыре часа. Также примите: ____________________.
  • После приема препарата для быстрого снятия симптомов через 5 – 15 минут симптомы должны исчезнуть. Если некоторые симптомы все же продолжают проявляться, ПОВТОРИТЕ прием препаратов для снятия симптомов 1 – 2 раза с интервалом в 5 – 20 минут (до трех приемов в течение часа). (Детям повторите прием альбутерола 1 – 2 раза с интервалом в 15 – 20 минут (до 3 приемов в течение часа). Если состояние не улучшилось, ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: ___________________.
  • ПОЗВОНИТЕ лечащему врачу или медсестре/ терапевту за дальнейшими указаниями.
  • Если ваше состояние (или члена семьи) пришло в норму после 2 – 3 приемов лекарств, продолжите прием лекарства для снятия симптомов 4 раза в день в течение следующих суток. Обратитесь к врачу за дальнейшими указаниями.
  • Для детей: Если симптомы сначала полностью исчезли, но потом проявились вновь через 4 часа (или меньше), снова примите 1 дозу альбутерола и продолжайте принимать его 4 раза в день в течение следующих двух суток. ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: _______________.

ПРИМЕЧАНИЕ: Свяжитесь с врачом, если ваши (или члена вашей семьи) показатели ПСВ в желтой зоне продолжают падать. Вероятно, следует скорректировать план для зеленой зоны для предотвращения дальнейших обострений.  

КРАСНАЯ ЗОНА: Сигнал вызова медицинской помощи – состояние критическое!
Вы (или члены семьи, включая подростков и детей) нуждаетесь в неотложной медицинской помощи. Могут наблюдаться следующие симптомы: частый, сильный кашель, тяжелая отдышка, свистящие хрипы, прерывистая речь, нарушение двигательных функций и быстрое, учащенное дыхание. Показатели ПСВ: ниже 50% от рекордного значения.

ДЕЙСТВИЕ: Купирование симптомов

  • Примите препараты: альбутерол со спейсером или «Максаир» ______ или _______ через небулайзер.
  • ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: __________________.
  • Дайте ребенку альбутерол в два вдоха или лекарство через небулайзер или альбутерол или «Ксопенекс».
  • Если улучшений нет, ОПРАВЛЯЙТЕСЬ В ЦЕНТР СКОРОЙ ПОМОЩИ.
  • Если у вас или членов вашей семьи (включая подростков и детей) наблюдается нарушение двигательных функция и речи, вы хватаете ртом воздух, губы и ногти посинели, измерить ПСВ невозможно, вызывайте скорую помощь.
  • Если обострение удалось снять, но симптомы не исчезли полностью, действуйте по плану желтой зоны, согласно инструкциям. Позвоните врачу за дальнейшими указаниями.

Подпись:

ФИО:

Не забывайте брать с собой план действия на каждую консультацию с лечащим врачом. Он поможет доктору оценить, насколько эффективно работает схема лечения.

Источник

Ребенок с ингалятором

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Медсестра с пациентом

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.
Читайте также:  Школа бронхиальной астмы план и материал занятий

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Цли сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

Пациент в больнице

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Человек смотрит на часы

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Пациентка в стационаре

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.
Читайте также:  Гормонозависимая бронхиальная астма это

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Назначения врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Алгоритм неотложной помощи при приступе БА

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

сестринский процесс при бронхиальной астмы у детей схема

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник