Острый бронхит актуальность темы

бронхит сестринский пожилой

Актуальность темы: В настоящее время острый бронхит является одной из наиболее частых причин обращения пациентов за медицинской помощью на амбулаторном этапе. Заболеваемость острым бронхитом колеблется в очень широких пределах — от 20 до 40% в зависимости от времени года (пик приходится на конец декабря и начало марта) и эпидемиологической ситуации в обследуемой популяции (среди школьников, военнослужащих, обитателей домов престарелых и др.).

Эпидемиологические исследования, проведенные в конце прошлого века в США, выявили, что около 5% жителей этой страны в возрасте старше 18 лет хотя бы один раз в течение календарного года перенесли острый бронхит. Статистика свидетельствует, что острый бронхит чаще всего встречается у мужчин в возрасте до 40 лет. Однако истинные масштабы распространенности острого бронхита у взрослых оценить крайне сложно, таккак большинство оценок базируется на анализе обращаемости населения за медицинской помощью и зачастую нетяжелые клинические формы заболевания просто не регистрируются. Острый бронхит чаще всего скрывается под маской ОРВИ или ОРЗ, и единственным симптомом заболевания будет являться остро возникший кашель. В такой ситуации больные предпочитают лечиться самостоятельно, и только каждый третий обращается за медицинской помощью. На сегодняшний день специальных исследований по эпидемиологии острого бронхита в нашей стране проведено не было, что можно объяснить отсутствием стандарта диагностики внебольничных инфекций нижних дыхательных путей (ИНДП), в число которых в качестве нозологической формы входит острый бронхит.

Цель: выявить особенности сестринской деятельности при остром бронхите простом и обструктивном лиц детского, взрослого и пожилого возраста в вопросов условиях поликлиники.

Задачи:

  • 1) Изучить научную литературу и нормативно-правовую базу;
  • 2) Изучить этиологию и предрасполагающие факторы острого бронхита;
  • 3) Изучить клиническую картину и особенности диагностики острого бронхита;
  • 4) Определить существующие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента с острым бронхитом;
  • 5) Разработать плана сестринского ухода с мотивацией;
  • 6) Разработать рекомендации для пациента по подготовке к различным методам обследования, диетическому питанию, ЛФК.

Объект исследования: деятельность медицинской сестры при бронхите у детей, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста в условиях поликлиники.

Предмет исследования: особенности деятельности медицинской сестры при бронхите у детей, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста в условиях поликлиники.

Гипотеза: при правильном уходе и работе медицинской сестры с пациентами разного возраста в условиях поликлиники, пациенты будут выздоравливать быстрее и уметь проводить профилактику данного заболевания.

Методы исследования: анализ учебной литературы, анкетирование, сравнительный анализ, беседа.

Практическое значение: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи. Использование планов ухода и сформулированных рекомендаций для лечения и профилактики рецидивов заболевания повысит их эффективность.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра факультетской педиатрии

Бронхит

Учебное пособие для студентов IV-V курсов педиатрического факультета

Оренбург

2013г.

Содержание

Определение понятия «Бронхит»

Классификация бронхитов

Этиология бронхитов у детей

Патогенез острого бронхита

Клиническая картина бронхита

Дифференциальный диагноз острого бронхита

Лечение острого бронхита

Лечение обструктивного бронхита

Диспансерное наблюдение при бронхитах у детей

Список литературы

Актуальность проблемы.

Бронхит является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний респираторного тракта у детей. Заболеваемость бронхитом колеблется в зависимости от эпидситуации по ОРВИ в пределах 75-259 на 1000 детей в год, она выше среди детей в возрасте до 3 лет. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста предрасполагают к наиболее частой встречаемости у них обструктивных и рецидивирующих форм бронхитов. У части детей может происходить трансформация рецидивирующего бронхита в бронхиальную астму. Поэтому своевременная профилактика, а в случае заболевания – диагностика и лечение бронхита способствуют предупреждению угрожающих жизни состояний или хронической патологии.

Учебная цель. Научиться диагностировать бронхиты у детей с учетом анамнестических, клинических и параклинических данных, определять клиническую форму бронхита, проводить дифференциальную диагностику с другими заболеваниями респираторного тракта, выбирать необходимый объем лечебных мероприятий, оказывать неотложную помощь в критических ситуациях.

Студент должен знать:

· Определение бронхита,

· Эпидемиологию бронхитов,

· Этиологию и патогенез бронхитов,

· Клинику бронхитов,

· Диагностику и дифференциальную диагностику бронхитов,

· Лечение и профилактику бронхитов.

Определение понятия «Бронхит»

Бронхит — воспалительное заболевание бронхов различной этиологии (инфекционной, аллергической, физико-химической и т. д.). Критерии диагностики: кашель, сухие и разнокалиберные влажные хрипы; рентгенологически – отсутствие инфильтративных и очаговых изменений в легочной ткани (может наблюдаться двусторонние усиление легочного рисунка и корней легких).

Классификация бронхитов

В настоящее время принято выделять в зависимости от течения три формы бронхита: острый, рецидивирующий и хронический; в зависимости от клинических проявлений – простой, обструктивный бронхиты и бронхиолит:

Читайте также:  Применение лазолвана при бронхите

Течение

1.Острое

2.Рецидивирующее

3.Хроническое

Клинические формы

1.Простой бронхит

2.Обструктивный бронхит

3.Бронхиолит

Острый бронхит – острое самокупирующееся воспаление слизистой оболочки трахеобронхиального дерева, обычно завершающееся полным излечением и восстановлением функций.

Чаще всего острый бронхит является одним из проявлений острого респираторного заболевания различной этиологии – вирусной, бактериальной, грибковой, паразитарной, смешанной. Существует также острый бронхит химической, аллергической и другой неинфекционной природы, так называемый ирритативный бронхит.

Острым простым бронхитом или просто острым бронхитом принято обозначать острый бронхит, если он не сопровождается клинически выраженными признаками обструкции. Согласно В.К. Таточенко, регистрируемая заболеваемость острым простым бронхитом у детей около 100 заболеваний на 1000 детей в год (у детей от 1 до 3 лет этот показатель 200, а у детей первого года жизни – 75).

Острый обструктивный бронхит, в отличие от простого, характеризуется тем, что воспаление слизистой оболочки бронхов сопровождается сужением и/или закупоркой дыхательных путей. Нарушение проходимости дыхательных путей происходит за счет отека и гиперплазии слизистой оболочки, гиперсекреции слизи или развития бронхоспазма. Возможен сочетанный характер бронхообструкции. Обструктивный бронхит несколько чаще регистрируется у детей раннего возраста, т. е. у детей до 3 лет. Причем в этом возрасте обструктивный синдром преимущественно обусловлен гиперсекрецией вязкой и густой слизи и гиперплазией слизистой оболочки. Бронхоспазм более характерен для детей старше 4 лет.

Бронхиолит является одной из клинических форм острого воспаления слизистой оболочки бронхов. Он, по сути, представляет собой клинический вариант острого обструктивного бронхита, но в отличие от последнего характеризуется воспалением слизистых оболочек мелких бронхов и бронхиол. Этим определяются клинические особенности заболевания, его тяжесть и прогноз. Бронхиолит встречается преимущественно у детей первых двух лет жизни, наиболее часто болеют дети 5-6 месячного возраста. Согласно данным американских педиатров, заболеваемость детей первых двух лет жизни составляет 3-4 случая в год на 100 детей.

Рецидивирующий бронхит – такая форма заболевания, когда в течение года отмечается не менее трех эпизодов острого бронхита. Как правило, подобная склонность к развитию повторного воспаления слизистой бронхов не случайна и в основе ее лежит множество причин:

§ снижение мукоцилиарного клиренса вследствие поражения мерцательного эпителия, повышенной вязкости слизи;

§ изменение диаметра бронхов;

§ увеличение резистентности респираторных путей;

§ нарушение местной или общей противоинфекционной защиты, в частности селективный дефицит Ig А;

§ склонность ребенка к аллергическим заболеваниям;

§ загрязнение окружающей среды (выброс в атмосферу промышленных отходов, курение, как пассивное, так и активное, дровяные и газовые печи).

У детей рецидивирующий бронхит встречается в любом возрастном периоде детства, но наиболее часто регистрируется после 3 лет. Рецидивирующий бронхит клинически протекает в виде простого или обструктивного бронхитов, реже в виде эпизодов повторного бронхиолита. Эпизоды бронхита характеризуются длительностью клинических проявлений (2-3 недели и дольше). В настоящее время ряд авторов (Ю.Л. Мизерницкий, А.Д. Царегородцев, 2003) считают, что под диагнозом «рецидивирующий обструктивный бронхит» как правило, скрывается недиагносцированная бронхиальная астма.

Хронический бронхит у детей обычно является симптомом хронических болезней легких. Как самостоятельное заболевание хронический бронхит – патологическое состояние, характеризующееся необратимыми повреждениями слизистой оболочки бронхов со склеротическими изменениями, проявляющееся стойкими физикальными и рентгенологическими изменениями. Причиной в большинстве случаев является длительное раздражение слизистой оболочки бронхов различными поллютантами – взвешенными в атмосферном воздухе частичками вредных веществ (химических, биологических и др.) При дыхании загрязненным воздухом нарушается мукоцилиарный клиренс, снижается местный иммунитет, дестабилизируются клеточные мембраны, что и приводит к хронизации воспалительного процесса в легких. Критерии диагностики хронического бронхита – кашель с мокротой и постоянные хрипы в течение 3 месяцев и более при 3 и более обострениях в год 2 года подряд при исключении другой патологии.

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 4884 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Источник

Министерство здравоохранения Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж»

СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА

Исполнитель:
Киселёва Ксения Валерьевна
Студентка группы 492 МС

Екатеринбург
2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСТРЫЙ БРОНХИТ 5
1. 1Определение острого бронхита 5
1.2 Этиология острого бронхита 5
1.3 Патогенез острого бронхита 6
1.4 Классификация острого бронхита 6
1.5 Клиническая картина заболевания 7
1.6 Диагностика острого бронхита 9
1.7 Лечение острого бронхита 9
1.8 Профилактика заболевания и его рецидивов 10
1.9 Реабилитационные мероприятия 11
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ 12
2.1 Стандартизированный план сестринских вмешательств12
2.2 Неотложная помощь при дыхательной недостаточности 16
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Основные общие требования к подготовке пациента перед процедурой сбора мокроты. 22
Рекомендации по питанию 23
Комплекс лечебной физкультуры при заболеваниях легких 26

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: В настоящее время острый бронхит (ОБ) является одной из наиболее частых причин обращения пациентов замедицинской помощью на амбулаторном этапе. Заболеваемость ОБ колеблется в очень широких пределах – от 20 до 40% в зависимости от времени года (пик приходится на конец декабря и начало марта) и эпидемиологической ситуации в обследуемой популяции (среди школьников, военнослужащих, обитателей домов престарелых и др.). Эпидемиологические исследования, проведенные в конце прошлого века в США, выявили, чтооколо 5% жителей этой страны в возрасте старше 18 лет хотя бы один раз в течение календарного года перенесли ОБ. Статистика свидетельствует, что ОБ чаще всего встречается у мужчин в возрасте до 40 лет. Однако истинные масштабы распространенности ОБ у взрослых оценить крайне сложно, так как большинство оценок базируется на анализе обращаемости населения за медицинской помощью и зачастую нетяжелыеклинические формы заболевания просто не регистрируются. ОБ чаще всего скрывается под маской ОРВИ или ОРЗ, и единственным симптомом заболевания будет являться остро возникший кашель. В такой ситуации больные предпочитают лечиться самостоятельно, и только каждый третий обращается за медицинской помощью. На сегодняшний день специальных исследований по эпидемиологии ОБ в нашей стране проведено не было,что можно объяснить отсутствием стандарта диагностики внебольничных инфекций нижних дыхательных путей (ИНДП), в число которых в качестве нозологической формы входит ОБ.
Цель исследования: Определение нарушенных потребностей пациента с острым бронхитом с целью разработки и реализации сестринского ухода и профилактики заболевания
Задачи исследования:
1) Изучить научную литературу инормативно-правовую базу;
2) Изучить этиологию и предрасполагающие факторы острого бронхита;
3) Изучить клиническую картину и особенности диагностики острого бронхита;
4) Определить существующие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента с острым бронхитом;
5) Разработать плана сестринского ухода с мотивацией;
6) Разработать рекомендации для пациента по подготовке к различным методам обследования, диетическому питанию,ЛФК.
Практическое значение: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи. Использование планов ухода и сформулированных рекомендаций для лечения и профилактики рецидивов заболевания повысит их эффективность.

Читайте также:  Как лечить затяжной кашель после бронхита

I. ОСТРЫЙ БРОНХИТ
1. 1 Определение острого бронхита
Бронхит – это острое воспаление оболочек бронхиального дерева, сопровождающееся отеком, обильнымпродуцированием мокроты и сужением просвета бронхиальной трубки. Заболевание протекает, как правило, в не тяжелой форме, и не провоцирует длительной потери трудоспособности. Но, у определенной категории граждан (пожилые люди, курильщики, с тяжелой соматической патологией), бронхит может спровоцировать тяжелое состояние.
1.2 Этиология острого бронхита
В качестве…

Источник

Оглавление

I. Введение 2
II. Задачи исследования:. 3
III. Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1. Этиология и предрасполагающие факторы заболевания . 4
1.2. .Классификация заболевания . 6
1.3. . Клиника и возможные осложнения 8
1.4. .Методы обследования при остром бронхите 11
1.5. Принципы лечения острого бронхита у детей 14
1.6. .Профилактика острого бронхита у детей 18
1.7. Сетринский уход при остром бронхите у детей 19
IV. Заключение 23
V. Список используемой литературы 24

?
I. Введение
Бронхит представляет собой диффузно-воспалительное заболевание бронхов, затрагивающее слизистую оболочку или всю толщу стенки бронхов. Повреждение и воспаление бронхиального дерева может возникать как самостоятельный, изолированный процесс (первичный бронхит) или развиваться как осложнение на фоне имеющихся хронических заболеваний и перенесенных инфекций (вторичный бронхит). Повреждение слизистого эпителия бронхов нарушает выработку секрета, двигательную активность ресничек и процесс очищения бронхов. Разделяют острый и хронический бронхит, различающиеся по этиологии, клиническим проявлениям, лечению и т.д.
Острый бронхит представляет собой патологический процесс, при котором воспаляются слизистая оболочка и стенки бронхов. Это форма диффузного воспаления бронхиального дерева, характеризующаяся повышенной бронхиальной секрецией и нарушением проходимости бронхов. Для острого бронхита характерно резкое начало, респираторные симптомы (насморк, першение в горле, приступообразный кашель с мокротой, боль в груди, одышка, бронхоспазм) и симптомы интоксикации (подъем температуры, головная боль, слабость). Поэтому данное заболевание развивается быстро, в среднем за сутки. Чаще всего острым бронхитом страдают дети ясельного возраста до 3 лет.
Острый бронхит является одним из частых заболеваний ор ганов дыхания. По статистике в Нижегородской области за 2015 год 72% населения переболели острым бронхитом. Хотелось бы отметить, что по распространенности острый бронхит занимает третье место среди детских заболеваний. На каждую 1000 детей ежегодно приходится 100-200 случаев заболевания острым бронхитом. По данным Министерства здравоохранения Нижегородской области за 2015 год с этим заболеванием зарегистрировано около 87% детей в возрасте от 1 до 5 лет, еще около 7% — с 5 до 7 лет.
Актуальность темы заключается в следующем. Проблема острого бронхита окончательно не решена даже современными достижениями медицинской науки. Все так же продолжают регистрироваться новые случаи заболевания, как среди взрослых, так и среди детей. Несмотря на легкость диагностики заболевания и наличие мощного арсенала лекарственных препаратов для борьбы с ним, все так же имеются сложности с полным избавлением больных от острого бронхита. Как результат, хронизация процесса или его переходом в более тяжелые формы (астматический бронхит, эмфиземы легких и другие) и бронхопневмонию. Поэтому обсуждение особенностей бронхита никогда не потеряет своей актуальности.
Объект исследования – пациент, страдающий острым бронхитом.
Предмет исследования – сестринский уход при остром бронхите у детей.
Цель исследования – изучение особенностей сестринского ухода при остром бронхите у детей.

Читайте также:  Методика электрофореза при бронхите

II. Задачи исследования:
— изучить этиологию и предрасполагающие факторы острого бронхита;
— рассмотреть классификацию острого бронхита;
— рассмотреть клинику, возможные осложнения данного заболевания;
— изучить методы обследования, роль медицинской сестры в обследовании больного с острым бронхитом;
— рассмотреть принципы лечения, профилактику данного заболевания.
Методы исследования: анализ медицинской литературы, наблюдение за больным, сестринское обследование.
При написании курсовой работы использовались данные министерства здравоохранения по Нижегородской области, Интернет-ресурсы, медицинская литература.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

?
III. Глава 1. Теоретическая часть

Острый бронхит – это острое воспаление слизистой оболочки бронхов, характеризующееся увеличением объема бронхиальной секреции, приводящим к отделению мокроты и кашлю, а при поражении мелких бронхов — к одышке.
Чаще всего причина острого бронхита у детей носит вирусный характер – около 99% всех острых бронхитов, и лишь в 1% — бактерии провоцируют заболевание. В основном, заражение происходит воздушно-капельным путем.

Рис. 1. Острый бронхит у детей

Острый бронхит представляет собой широко распространенное заболевание органов дыхания; может развиваться как самостоятельный процесс, когда воспаление ограничено бронхами (первичный бронхит), или осложнять другую имеющуюся патологию (вторичный бронхит).

1.1. Этиология и предрасполагающие факторы заболевания…
?
IV. Заключение

Болезни легких, особенно острый бронхит, являются проблемой мирового масштаба. От такого серьезного заболеваний, которое может быть достаточно тяжелым, страдают люди всех возрастов во всех странах мира. Но в основном это дети до 3-х лет.
В ходе работы были изучены этиология острого бронхита, его клинические симптомы, методы обследования, принципы лечения данного заболевания у детей, способы профилактики и особенности сестринского ухода за больным ребенком.
Острый бронхит почти всегда начинается остро и имеет симптомы поражения дыхательных путей и интоксикации (головная боль, лихорадка и другие). К основным симптомам данного заболевания относят кашель (сухой или влажный с выделением мокроты). К основным методам обследования относят общие анализы мочи и крови, прослушивание легких, рентгенография легких.
К лечению острого бронхита подходят комплексно. В основном, лечение острого бронхита осуществляется в амбулаторных условиях. Исключение составляют пациенты с бронхиолитом, а также с тяжелой интоксикацией и серьезной сопутствующей (легочной, сердечно-сосудистой) патологией.
Сестринский уход при остром бронхите является одним из комплексов мер по оказанию профессиональной медицинской помощи. Он включается в себя ряд мероприятий: выявление нарушений потребности пациента, установление целей ухода, составления плана ухода и оценка достижений целей.
Очень важен сестринский уход за ребенком во время заболевания острым бронхитом. Это объясняется следующим. Ребёнок очень слаб, и болезнь он может переносить достаточно тяжело. К тому же трудности работы заключаются еще и в том, что маленькому пациенту нужно будет всегда объяснять все процедуры и уговаривать провести их, даже если они не всегда приятные. Обязательно нужно мотивировать малыша на быстрое выздоровление. Такой подход поможет восстановить здоровье пациента.

?
V. Список используемой литературы

1. Белоусов Ю.Б., Омельяновский В.В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания. Справочное рук-во. — М., 2013. — 147 с.
2. Крюков Н.Н. Диагностика и лечение внутренних болезней (стандарты). — Самара: Издательство Самарского Медицинского Университета, 2013. – 56 с.
3. Международный журнал медицинской практики. — 2014. № 4. – 29 с.
4. Окороков АН. Лечение внутренних болезней. Руководство для врачей. — Москва: Медицинская литература, 2013. – 208 с.
5. Рачинский С.В. и соавт. Бронхиты. — С-Пб.: Медицина, 2014. — 211 с.
6. Руководство по медицине. Диагностика и терапия./Под ред. Р. Беркоу/ — М., 2012, т.1. – 450 с.
7. Садиков Н.Г. Современный справочник медсестры. — Минск.: Современный литератор, 2014. – 390 с.
8. Самсыгина Г.А., Охлопкова К.А., Суслова О.В. Болезни органов дыхания. Матер. конф. — М.21-22.09.15.
9.Щербакова Т.С.. Справочник: сестринское дело.- изд. 7-ое. Ростов – на – Дону: феникс, 2012.- 601 с.
10.Ярцева Т.Н., Плешкин Р.Н., Собчук Е.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. 4 часть 1 – Москва: АНМИ, 2012. – 395 с.
11.Официальный сайт Министерства здравоохранения Нижегородской области

Источник