Опросник качества жизни при бронхиальной астме

Аннотация

Одним их основных аспектов в лечении больных с бронхиальной астмой (БА) является поддержание адекватного контроля над течением заболевания, то есть достижение состояния, позволяющего больному чувствовать себя практически здоровым. Существуют данные о корреляции тяжести БА со степенью снижения качества жизни пациентов в различных популяциях. Нестабильность течения заболевания может способствовать значительным по времени пропускам занятий в школе у детей, у взрослых — отсутствию на работе, может повредить карьере больного. Основные расстройства могут сами по себе вызвать недомогание, особенно когда их развитие непредсказуемо. Уровень контроля над течением БА в свою очередь влияет на психо-эмоциональную сферу пациента, возможность выполнения физических нагрузок, на социальную адаптацию пациента в целом, то есть на качество жизни больного с астмой.

Одним их основных аспектов в лечении больных с бронхиальной астмой (БА) является поддержание адекватного контроля над течением заболевания, то есть достижение состояния, позволяющего больному чувствовать себя практически здоровым. Существуют данные о корреляции тяжести БА со степенью снижения качества жизни пациентов в различных популяциях. Нестабильность течения заболевания может способствовать значительным по времени пропускам занятий в школе у детей, у взрослых — отсутствию на работе, может повредить карьере больного. Основные расстройства могут сами по себе вызвать недомогание, особенно когда их развитие непредсказуемо.

Уровень контроля над течением БА в свою очередь влияет на психо-эмоциональную сферу пациента, возможность выполнения физических нагрузок, на социальную адаптацию пациента в целом, то есть на качество жизни больного с астмой.

Общепринятого определения качества жизни в настоящее время не существует. Всемирной Организацией Здравоохранения была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев качества жизни и предложена следующая характеристика: «Качество жизни понимается как уровень благополучия и удовлетворенности теми сторонами жизни (своим физическим, психологическим и социальным состоянием), на которые влияют болезни, несчастные случаи или их лечение, а также оценка больным тех негативных изменений, которые произошли или могут произойти в результате этих заболеваний».

Под качеством жизни можно понимать степень комфортности человека внутри себя и в рамках своего общества.

Понятие «качество жизни» является многофакторным, т.е. включает в себя множество компонентов; среди них были выделены следующие:

  1. медицинские аспекты качества жизни, под которыми понимается влияние самого заболевания, его симптомов и признаков; ограничение функциональной способности, наступающее в результате заболевания; а также влияние лечения на повседневную жизнедеятельность больного;
  2. психологические аспекты, под которыми в первую очередь понимается субъективное отношение человека к своему здоровью; степень адаптации пациента к болезни и возможность выполнения им привычных функций, соответствующих его социально-экономическому положению;
  3. социально-экономические аспекты, отражающие степень участия человека в социальной жизни общества, его социальная значимость.

Существует большое количество инструментов и методик для оценки качества жизни. Все они представляют собой опросники и шкалы, позволяющие получить количественное выражение в баллах по разным аспектам качества жизни. Изучение качества жизни может быть использовано как для одномоментной оценки состояния пациента, так и для динамической оценки, например при определении эффективности лечения.

В оценке эффективности лечения пациентов с БА используются объективные критерии, основанные на показателях функции внешнего дыхания: динамики ОФВ1 — объема форсированного выдоха за 1-ю секунду; динамики ПСВ — пиковой скорости выдоха. Вместе с тем, важным дополнительным критерием является и субъективная оценка пациентом качества жизни. Помощь в оценке качества жизни больных с БА оказывают опросники — SF-36 (Measures of Sickness short-form general health survey), PRISM (Pictorial Representation of Illness and Self Measure), Nottingham Health Profile, включающим 45 пунктов), визуальные аналоговые шкалы для оценки общего состояния здоровья (например, Sickess Impact Profile, включающая 136 пунктов или шкала в опроснике EQ-5D). Также существует компромисс между длинными опросниками и более сжатыми инструментами определения здоровья. Анализ результатов опроса больных с БА позволяет оценить степень выраженности симптомов и влияние заболевания на ограничение нормальной жизнедеятельности пациента.

Метод PRISM является графическим методом самооценки больными текущего воздействия болезни. Он позволяет раздельно оценить значимость для больного отдельных симптомов заболевания как соматического, так и психопатологического круга.

Визуальная аналоговая шкала целесообразна для оценки одышки с целью количественного мониторинга тяжести течения БА у отдельных пациентов в случае, когда другие, более объективные тесты недоступны.

Опросник общего состояния здоровья SF-36 был разработан в Центре изучения медицинских результатов США в 1992 г. др. John Ware Cathy Donald Sherboyrnr. Он рассчитан на пациентов от 14 лет и старше. SF-36 состоит из 36 пунктов, отражающих 8 основных шкал (физическое функционирование, ролевая деятельность, боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье). Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье. Исследование с использованием опросника SF-36 у пациентов БА разной степени тяжести показало, что большинство ответов на вопросы коррелирует с тяжестью БА (табл.1).

Читайте также:  Чеснок и молоко от бронхиальной астмы

Таблица 1. Критерии качества жизни опросника SF-36

Критерий

Корреляционная связь с тяжестью БА

ФА

Физическая активность

прямо пропорциональная

РФ

Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности

обратно пропорциональная

ТБ

Телесная боль

обратно пропорциональная

03

Общее здоровье

прямо пропорциональная

ЖС

Жизнеспособность

прямо пропорциональная

СА

Социальная активность

прямо пропорциональная

РЭ

Роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности

обратно пропорциональная

ПЗ

Психическое здоровье

прямо пропорциональная.

СС

Сравнение самочувствия с предыдущим годом

прямо пропорциональная

В 2003 году были опубликованы данные крупномасштабного исследования качества жизни в России у 2051 больных с БА (ИКАР). Полученные среднепопуляционные значения показателей качества жизни имели существенные различия по сравнению с аналогичными параметрами, характерными для США. В целом российские среднепопуляционные показатели качества жизни были на 10-20% ниже по сравнению с референтными значениями, полученными у жителей США. Наибольшие различия касались таких параметров, как «роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности», «роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности» и «общее здоровье». При этом нужно отметить, что вообще существуют значительные различия между среднепопуляционными значениями, характерными для разных стран. Наиболее высокие значения были получены в скандинавских странах (Дании, Норвегии), США, странах Западной Европы; существенно более низкие – в странах Центральной и Восточной Европы (Румынии, Хорватии). В целом российские значения соответствуют таковым, характерным для Восточной Европы.

Целью нашего исследования была оценка качества жизни больных с тяжелой БА на фоне проводимой базисной терапии высокой дозой ингаляционного глюкокортикостероида (ИГКС).

Для этого в открытое исследование было включено 70 амбулаторных больных (22 мужчины и 48 женщин) обоего пола, в возрасте от 31 до 70 лет (средний возраст составил 54,4±1,6 года), с подтвержденным на момент начала исследования диагнозом БА тяжелого течения, находящиеся на терапии ИГКС в высокой дозе в г. Москве. Средняя длительность БА в исследуемой группе составила 7,9 лет. Исходные показатели функции внешнего дыхания составили: ОФВ1 57,2±4,2% от должного, утренние значения ПСВ 256,1± 14 л/мин, что соответствует тяжелой степени БА.

Для оценки качества жизни пациентов с БА применялся анализ данных опросника SF-36 и визуально-аналоговой шкалы опросника EQ-5D (табл. 2).

Таблица 2. Критерии качества жизни опросника SF-36 у больных с тяжелой БА

Критерий

Результат без терапии

(по данным исследования ИКАР)

Результат лечения

ИГКС в высокой дозе

ФА

Физическая активность

42,4±4,1

62,9±3,8

РФ

Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности

17,6±4,4

32,6±3,5

ТБ

Боль

58,3±5,8

59,0±4,5

03

Общее здоровье

37,4±4,2

50,6±3,9

ЖС

Жизнеспособность

31,3±3,2

51,4±4,7

СА

Социальная активность

48,6±4,5

61,5±3,6

РЭ

Роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности

37,0±8,2

36,8±3,1

ПЗ

Психическое здоровье

40,3±4,0

58,4±4,2

СС

Сравнение самочувствия с предыдущим годом

Нет данных

57,2±4,3

Среднее значение визульно-аналоговой шкалы опросника EQ-5D с градацией от 0 до 100 баллов самооценки состояния здоровья составило 64,6 у исследуемых больных с тяжелой БА.

По данным табл. 2, можно утверждать, что БА значительно снижает уровень качества жизни больных по всем критериям опросника SF-36. Наибольшие неблагоприятные изменения наблюдаются по шкалам «роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности» и «роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности». Необходимо отметить, что показатели качества жизни опросника SF-36 в исследовании ИКАР у больных с тяжелой БА, не получавших базисной терапии, значительно ниже показателей, характеризующих физическую активность, общее здоровье, жизнеспособность, социальную активность у больных на фоне базисной терапии ИГКС. Однако показатель, характеризующий «роль эмоциональных проблем в жизнедеятельности» практически не зависит от присутствия лечения у пациентов с тяжелой БА.

Вывод

Таким образом, показатели качества жизни отражают тяжесть неблагоприятного воздействия БА при ее тяжелой форме течения на физические и эмоциональные аспекты жизнедеятельности пациентов. Базисная терапия высокими дозами ИГКС позволяет улучшить качество жизни больных с тяжелой БА, повышая их физическую и социальную активность, психическое здоровье.

Источник

5.1.2. Âëèÿíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé

 íà÷àëå òðåòüåãî òûñÿ÷åëåòèÿ îäíîé èç ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì ìèðîâîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ Á À ñòàëà è íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì õðîíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì äåòñêîãî âîçðàñòà, ÷àñòîòà êîòîðîãî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ñîñòàâëÿåò 4-12 %.  Ðîññèè ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÁÀ ó äåòåé äîñòèãàåò 5-10 % (Áàëàáîëêèí È. È., 1998). Äàííûå, ïîëó÷åííûå â ðàìêàõ ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood), ïðîâåäåííîãî â Ðîññèè, äåìîíñòðèðóþò, ÷òî ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñèìïòîìîâ ÁÀ ñîïîñòàâèìà â ðàçíûõ ðåãèîíàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, äàííûé ïîêàçàòåëü â äåòñêîé ïîïóëÿöèè ñîñòàâëÿåò 16,9 % â Ìîñêâå, 10,6-11-11,4 % – â Èðêóòñêå, Íîâîñèáèðñêå è Òîìñêå, ñîîòâåòñòâåííî.

Читайте также:  Бронхиальная астма смешанного генеза средней степени

Ñåãîäíÿ àñòìà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû (Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïåäèàòðîâ. Àëëåðãîëîãèÿ è èììóíîëîãèÿ. Ïîä îáùåé ðåäàêöèåé À. À. Áàðàíîâà è Ð. Ì. Õàèòîâà, 2008–2009).

Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðíûì ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêå, ÷óâñòâó çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëþ, îñîáåííî ïî íî÷àì èëè ðàííèì óòðîì.

Êàê ïîä÷åðêèâàåòñÿ â Íàöèîíàëüíîé ïðîãðàììå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà»: «…áðîíõèàëüíàÿ àñòìà – ýòî õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê çíà÷èòåëüíûì îãðàíè÷åíèÿì â ôèçè÷åñêîì, ýìîöèîíàëüíîì è ñîöèàëüíîì àñïåêòàõ æèçíè áîëüíîãî, ïðè÷åì ýìîöèîíàëüíûå ôàêòîðû è îãðàíè÷åíèÿ â ñîöèàëüíîé ñôåðå ìîãóò áûòü âàæíåå íåàäåêâàòíî êîíòðîëèðóåìûõ ñèìïòîìîâ».

Õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð òå÷åíèÿ Á À, íåîáõîäèìîñòü äëèòåëüíîé ôàðìàêîòåðàïèè, íåâîçìîæíîñòü âûïîëíåíèÿ îïðåäåëåííûõ âèäîâ ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îãðàíè÷åíèÿ â âûáîðå ïðîôåññèè è ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé ñ Á À.

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, âñå óâåëè÷èâàþùèåñÿ òåðàïåâòè÷åñêèå âîçìîæíîñòè è áûñòðî èçìåíÿþùèåñÿ ïîäõîäû ê âåäåíèþ ïàöèåíòîâ ñ àñòìîé ñòàâÿò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ: à ê ÷åìó, ñîáñòâåííî, íóæíî ñòðåìèòüñÿ?  ñâåòå ïîñëåäíèõ âîççðåíèé îòâåò äîñòàòî÷åí î÷åâèäåí: ñòðåìèòüñÿ íóæíî ê òîìó, ÷òîáû ïàöèåíò, äàæå ñ òÿæåëûì òå÷åíèåì ÁÀ, íå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ «áîëüíûì», ò. å. óùåðáíûì â êàêèõ-ëèáî ñòîðîíàõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè, à âî âñåõ îòíîøåíèÿõ ñ÷èòàë ñåáÿ «çäîðîâûì».

Íåàäåêâàòíîå ëå÷åíèå Á À ó äåòåé ïðèâîäèò ê íåêîíòðîëèðóåìîìó òå÷åíèþ ñ ñîõðàíåíèåì âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ è ïåðñèñòåíöèåé áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè, óòÿæåëåíèþ òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ÷òî óõóäøàåò è ôèçè÷åñêîå, è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà è çíà÷èòåëüíî ñíèæàåò åãî ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü. Òàêèì îáðàçîì, íåêîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè çíà÷èòåëüíî âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ.

Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ óäåëÿåò áîëüøîå âíèìàíèå ðàçâèòèþ íàóêè î êà÷åñòâå æèçíè (ÊÆ) êàê âàæíîìó èíñòðóìåíòó ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ î ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêå, ïëàíèðîâàíèè íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è ïîäãîòîâêå ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.

Ó÷èòûâàÿ âûñîêóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü è áîëüøîå ìåäèêî-ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå ïîñëåäñòâèé õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé (â òîì ÷èñëå è ÁÀ), èññëåäîâàíèå ÊÆ ëþäåé ñ ýòèìè çàáîëåâàíèÿìè ÿâëÿåòñÿ êðàéíå àêòóàëüíûì.

Äëÿ îöåíêè âëèÿíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé â âîçðàñòå îò 6 äî 18 ëåò ñ óñòàíîâëåííûì äèàãíîçîì «áðîíõèàëüíàÿ àñòìà». Ðàáîòà ïðîâîäèëàñü â 2002–2005 ãã. â îòäåëåíèè ñòàöèîíàðîçàìåùàþùèõ òåõíîëîãèé ÍÈÈ ïåäèàòðèè ÃÓ ÍÖÇÄ ÐÀÌÍ (çàâåäóþùàÿ – ä.ì.í., ïðîôåññîð Ë. Ñ. Íàìàçîâà).

Âñåì ïàöèåíòàì áûëî ïðîâåäåíî êîìïëåêñíîå îáñëåäîâàíèå, âêëþ÷àâøåå îáùåêëèíè÷åñêîå (êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè, îáùèé àíàëèç ìî÷è, èññëåäîâàíèå ÔÂÄ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè, óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ÝÊÃ), àëëåðãîëî-ãè÷åñêîå (ñáîð äàííûõ àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà, ïîñòàíîâêà êîæíûõ ñêàðèôèêàöèîííûõ ïðîá ñ àëëåðãåíàìè, îïðåäåëåíèå óðîâíÿ îáùåãî IgE), èììóíîëîãè÷åñêîå (îïðåäåëåíèå óðîâíåé èììóíîãëîáóëèíîâ À, Ì, G) è îöåíêó êà÷åñòâà æèçíè.

Äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé èñïîëüçîâàëñÿ «Âîïðîñíèê îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ðóñèôèöèðîâàííûì àíàëîãîì âîïðîñíèêà Child Health Questionnaire, ïðîøåäøèé ïîëíûé öèêë ÿçûêîâîé àäàïòàöèè â ÐÔ. Ñ ïîìîùüþ äàííîãî îïðîñíèêà ïðîâîäèëîñü îäíîâðåìåííîå, íî ðàçäåëüíîå àíêåòèðîâàíèå äåòåé (äåòñêàÿ âåðñèÿ îïðîñíèêà âêëþ÷àëà 87 âîïðîñîâ) è âçðîñëûõ (âåðñèÿ ñîñòîÿëà èç 50 âîïðîñîâ). Âñå äåòñêèå ôîðìû îïðîñíèêà çàïîëíÿëèñü â õîäå èíòåðâüþ, ðîäèòåëè çàïîëíÿëè îïðîñíèê ñàìîñòîÿòåëüíî.  êà÷åñòâå ñïåöèàëèçèðîâàííîãî îïðîñíèêà äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé áûëà èñïîëüçîâàíà îôèöèàëüíàÿ ðóññêîÿçû÷íàÿ âåðñèÿ Pediatric Asthma Quality of life Questionnaire (PAQLQ). Îïðîñíèê çàïîëíÿëñÿ â õîäå èíòåðâüþ.

Íà ïåðâîì ýòàïå â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé. Äàííûå ïàöèåíòû ñîñòàâèëè I ãðóïïó, êîòîðàÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì áûëà ðàçäåëåíà íà 2 ïîäãðóïïû: IA – 15 äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé è IB – 35 äåòåé ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé.  êà÷åñòâå êðèòåðèåâ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì èñïîëüçîâàëàñü ïðåäëîæåííàÿ Ãëîáàëüíîé ñòðàòåãèåé ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (GINA, 2002) ñîâîêóïíîñòü ñëåäóþùèõ ïîêàçàòåëåé: ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (â èäåàëå – îòñóòñòâèå) õðîíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ àñòìû, âêëþ÷àÿ íî÷íûå; ìèíèìàëüíûå (íå÷àñòûå) îáîñòðåíèÿ; îòñóòñòâèå íåîáõîäèìîñòè â ñêîðîé è íåîòëîæíîé ïîìîùè; ìèíèìàëüíàÿ ïîòðåáíîñòü (â èäåàëå – îòñóòñòâèå) â ïðèìåíåíèè ð2-àãîíèñòà (ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè); îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé àêòèâíîñòè, â òîì ÷èñëå ôèçè÷åñêîé; ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ÏÑ ìåíåå 20 %; íîðìàëüíûå (áëèçêèå ê íîðìàëüíûì) ïîêàçàòåëè ÏÑÂ; ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (èëè îòñóòñòâèå) íåæåëàòåëüíûõ ýôôåêòîâ îò ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ. Ó âñåõ ïàöèåíòîâ äàííîé ãðóïïû áûëà äèàãíîñòèðîâàíà àòîïè÷åñêàÿ ôîðìà ÁÀ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äàííûìè àëëåðãîëîãè÷åñêîãî è èììóíîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.

Âñå ïàöèåíòû IA ïîäãðóïïû â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ òðåõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì ðåãóëÿðíî ïîëó÷àëè àäåêâàòíóþ ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè (ÈÊÑ) è êðîìîíàìè) è íà ïðîòÿæåíèè íå ìåíåå 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü äîñòèãëè êðèòåðèåâ êîíòðîëèðóåìîé àñòìû. Îáùèé óðîâåíü èììóíîãëîáóëèíà Å â êðîâè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû áûë äîñòîâåðíî íèæå, ÷åì ó äåòåé IB ïîäãðóïïû.

Читайте также:  Какой синдром при бронхиальной астме

Ïàöèåíòû IB ïîäãðóïïû, òàêæå ïîëó÷àâøèå â òå÷åíèå 3 ïîñëåäíèõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì â îòäåëåíèå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè è êðîìîíàìè), ïðåïàðàòû è äîçèðîâêè êîòîðîé íå ñîîòâåòñòâîâàëè ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè, íà ïðîòÿæåíèè 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì íå äîñòèãëè. Ó âñåõ äåòåé äàííîé ïîäãðóïïû â òå÷åíèå óêàçàííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè îòìå÷àëèñü îáîñòðåíèÿ ÁÀ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 5,71 ± 2,39, ïðè ýòîì 19 ïàöèåíòîâ (54,3 %) èìåëè áîëåå 4 îáîñòðåíèé â ìåñÿö. Ó 26 ïàöèåíòîâ (74,3 %) îòìå÷àëèñü íî÷íûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 2 ± 1,98. Ñðåäíÿÿ ïîòðåáíîñòü â ïðèìåíåíèè (^-àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ â ñóòêè çà ïîñëåäíþþ íåäåëþ ñîñòàâèëà 2,11 ± 0,85 èíãàëÿöèè. Ñðåäíåå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ ÎÔÂ1 ðàâíÿëîñü 78,7 ± 2,88 %, à ñóòî÷íîé ëàáèëüíîñòè áðîíõî⠖ 22,6 ± 3,83 %.

Ïîêàçàòåëè êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ ñðàâíèâàëèñü ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè ïîêàçàòåëåé êà÷åñòâà æèçíè çäîðîâûõ äåòåé ÐÔ, ïîëó÷åííûìè â ìíîãîöåíòðîâîì ïîïóëÿöèîííîì èññëåäîâàíèè ÈÊÀÐ (Èññëåäîâàíèå ÊÀ÷åñòâà æèçíè â Ðîññèè, 2003).

Ïðè àíêåòèðîâàíèè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (òàáëèöà 5.9.) íå áûëî îòìå÷åíî ñòàòèñòè÷åñêè äîñòîâåðíîãî ñíèæåíèÿ ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðèçóþùèõ èõ ôèçè÷åñêèé («Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü», «Ðîëü ôèçè÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Áîëåâûå îùóùåíèÿ» è «Îáùåå çäîðîâüå») è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ («Ðîëü ýìîöèîíàëüíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Ñàìîîöåíêà», «Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå», «Îáùåå ïîâåäåíèå») ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè > 0,05). Òàêèå ïîêàçàòåëè, êàê «Ñåìåéíàÿ àêòèâíîñòü», «Ñïëî÷åííîñòü ñåìüè» è «Ñðàâíåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ» òàêæå äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëèñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé > 0,05).

Òàêèì îáðàçîì, ÊÆ äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (ïî ìíåíèþ ñàìèõ ïàöèåíòîâ) äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëîñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé ïîêàçàòåëåé ÊÆ äåòåé â Ðîññèè.

Òàáëèöà 5.9. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», äåòñêàÿ âåðñèÿ)

Опросник качества жизни при бронхиальной астме

Ïðèìå÷àíèå.* – ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.

 òî æå âðåìÿ ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû (ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé) ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ôèçè÷åñêèé è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ (çà èñêëþ÷åíèåì ïîêàçàòåëåé, îòðàæàþùèõ ïîâåäåíèå), áûëè äîñòîâåðíî íèæå ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé < 0,05).

Íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, ðîäèòåëè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû â ñâîèõ îòâåòàõ îïèñûâàëè îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, óðîâíÿ ñàìîîöåíêè, à òàêæå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ äåòåé, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, ò. å. ÊÆ ñâîèõ äåòåé îíè îöåíèâàëè êàê áîëåå íèçêîå ïî ñðàâíåíèþ ñ îöåíêîé ñàìèõ ïàöèåíòîâ (òàáë. 5.10.). Ðåçóëüòàòû, ïîëó÷åííûå ïðè àíêåòèðîâàíèè ðîäèòåëåé ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû, áûëè àíàëîãè÷íû ðåçóëüòàòàì, ïîëó÷åííûì ïðè àíêåòèðîâàíèè äåòåé. Äîïîëíèòåëüíî ê ýòîìó ðîäèòåëè, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, êîíñòàòèðîâàëè çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå äåòåé îòñóòñòâèÿ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå òàêæå îãðàíè÷èâàëî èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ è ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü < 0,05).

Òàáëèöà 5.10. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», âçðîñëàÿ âåðñèÿ)

Опросник качества жизни при бронхиальной астме

Ïðèìå÷àíèå.

* – ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.

Ïðè îöåíêå ñïåöèôè÷åñêîãî êà÷åñòâà æèçíè ó ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû (òàáë. 5.11.) àñòìà îêàçûâàëà ìèíèìàëüíîå âëèÿíèå íà ÊÆ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äîñòàòî÷íî âûñîêèìè ïîêàçàòåëÿìè.

Êàê âèäíî èç òàáëèöû 5.11., ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû âñå ïîêàçàòåëè ñïåöèôè÷åñêîãî ÊÆ áûëè äîñòîâåðíî áîëåå íèçêèìè ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ êîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À, ò. å. ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû ñ íåêîíòðîëèðóåìîé ÁÀ çàáîëåâàíèå â áîëüøåé ñòåïåíè îêàçûâàëî âëèÿíèå íà äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü è ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ïàöèåíòîâ, à â ñî÷åòàíèè ñ ïåðñèñòèðóþùèìè ñèìïòîìàìè ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå íèçêîìó ÊÆ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïàöèåíòàìè, äîñòèãøèìè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì.

Òàáëèöà 5-11. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî âîïðîñíèêó PAQLQ)

Опросник качества жизни при бронхиальной астме

Ïðèìå÷àíèå.

* – ð < 0,001 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû;

** – ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, çàâèñèò îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, äîñòîâåðíî íå îòëè÷àþòñÿ îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé.  òî æå âðåìÿ îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì ïðèâîäèò ê îãðàíè÷åíèþ ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, íåãàòèâíî âëèÿåò íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó, ÷òî â ñîâîêóïíîñòè ñíèæàåò îáùåå ÊÆ äåòåé. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ íåêîíòðîëèðóåìóþ àñòìó äîñòîâåðíî íèæå êàê ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé, òàê è ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì îêàçûâàåò âëèÿíèå è íà ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðîäèòåëåé, îãðàíè÷èâàåò èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ, ñíèæàåò ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü è êà÷åñòâî æèçíè âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè.

Источник