Научно исследовательская работа по анемии

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

Профилактика железодефицитной анемии и изучение продуктов, содержащих железо. Работу выполнили: учащиеся 8 и 10 классов МОУ «Румянцевская СОШ» Руководитель: учитель химии и технологии Соколова Елена Павловна.

№ слайда 2

Описание слайда:

Цель проекта: Познакомиться с проблемой здоровья человека — железодефицитной анемией, изучить содержание железа в продуктах питания для профилактики железодефицита в организме человека, разработать рекомендации по профилактике железодефицитной анемии.

№ слайда 3

Описание слайда:

Железодефицитная анемия- снижение концентрации гемоглобина ниже установленного уровня.

№ слайда 4

Описание слайда:

Биологическая роль железа. входит в состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и биологическим тканям. незаменимый микроэлемент сам по себе может обладать каталитической активностью ион металла может играть роль мощного акцептора электронов

№ слайда 5

Описание слайда:

В организме здорового человека содержится приблизительно 4-5 граммов железа. Дневная норма потребления железа: Мужчины — 10мг Женщины — 15мг

№ слайда 6

Описание слайда:

Дефицит железа в организме человека – анемия. Признаки анемии: Бледность, вялость Безразличность Головная боль, головокружение Потемнение в глазах, обмороки Отдышка, сердцебиение при нагрузках Сухая кожа, проблемы с ногтями и волосами. Изменение вкуса и обоняния.

№ слайда 7

Описание слайда:

В среднем всасывается 10% от всего «съеденного» железа Продукты, богатые железом: чернослив, фасоль, горох, печень говяжья, желток. Продукты, умеренно богатые железом: язык говяжий, печень свиная, крупы пшеничная, овсяная, гречневая, говядина, баранина, яблоки, черная смородина, курица, рис, картофель, капуста. Продукты, бедные железом: морковь, клубника, виноград, апельсины, сливки, масло.

№ слайда 8

Описание слайда:

Усвоение железа организмом резко усиливается в присутствии витамина С , лимонной и глютаминовой кислот. Использование в пищу шиповника, фруктовых соков из черной смородины, облепихи, земляники, апельсинов, лимонов повышает всасывание железа почти в 5 раз.

№ слайда 9

Описание слайда:

молочные продукты мучные продукты чай Усвоение железа организмом резко снижают:

№ слайда 10

Описание слайда:

Необходимо принимать железосодержащие препараты! дефицит железа бывает трудно покрыть питанием Прием профилактического курса препаратов «Фероплекс» и «Антиферин» помогает восполнить дефицит железа в крови

№ слайда 11

Описание слайда:

Описание опыта по обнаружению железа в яблоках, шпинате, салате. Листья салата и шпината, а так же дольку яблока высушили над горячей плитой, а затем сожгли.

№ слайда 12

Описание слайда:

Пепел растерли и растворили в соляной кислоте. Дали раствору постоять несколько дней, затем каждый раствор отфильтровали.

№ слайда 13

Описание слайда:

На выходе получилось три пробирки с условными обозначениями: 1 — салат; 2 — шпинат; 3 – яблоко.

№ слайда 14

Описание слайда:

Затем к каждой пробирке добавили раствор калия железосинеродистого (желтой кровяной соли).

№ слайда 15

Описание слайда:

Заключение: Познакомились с проблемой здоровья человека — железодефицитной анемией, изучили содержание железа в продуктах питания для профилактики железодефицита в организме человека, разработали рекомендации по профилактике железодефицитной анемии.

  • Другое

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУЙБЫШЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Научно исследовательская работа по анемии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

«ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ У ДЕТЕЙ»

Куйбышев, 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Информация о железодефицитной анемии                                        

1.1. Железодефицитная анемия……………..…………………………………..4

1.2. Этиология ……………………………………………………………………4-5

1.3. Патогенез. Симптомы железодефицитной анемии ……………………….5-8

1.4. Диагностика………………..…………………………………………………8-9

1.5. Основные методы лечения …………………………….…………………..9-11

1.6. Преимущества современных железосодержащих препаратов……………..11-12

1.7. Современные принципы лечения железодефицитной анемии………….12-13 2. Анализ результатов исследования…………………………………………..14-21 Заключение………………………………………………………………………22

Памятка по железодефицитной анемии……………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………..24                                                

ВВЕДЕНИЕ

Анемия — заболевание, при котором снижается уровень гемоглобина в крови. 

Читайте также:  Что делать если у ребенка в год анемия

Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание. В детском возрасте 90% всех анемий составляют железодефицитные анемии (ЖДА).

Железодефицитная анемия является очень важной проблемой педиатрии и имеет не только медицинский, но и социальный характер. Это обусловлено широкой распространённостью анемии среди детей, а также значительными отрицательными последствиями для их здоровья. В связи с этим была выбрана данная тема исследования.

Цель исследования: изучение заболеваемости детей ЖДА в Куйбышевском районе.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести анкетирование матерей на предмет их знаний по ЖДА.

3. Изучить заболеваемость ЖДА у детей за период 2012-2014 гг.

4. Собрать, обработать  и обобщить информацию, полученную при исследовании.

5. Проанализировать результаты исследования.

6. Сделать выводы.

7. Разработать памятку, позволяющую уменьшить риск развития ЖДА у детей.

Объект исследования: заболеваемость детей ЖДА в Куйбышевском районе.

Предмет исследования: медицинская документация (журналы движения больных в детском отделении ГБУЗ НСО «Куйбышевская ЦРБ, анкеты информированности матерей о железодефицитной анемии, статистические отчеты).

Базы исследования:

— детское отделение ГБУЗ НСО «Куйбышевская ЦРБ»;

— статистический кабинет детской поликлиники г. Куйбышева.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование отразило реальную ситуацию по ЖДА в Куйбышевском районе, которая совпадает с ситуацией по стране в целом. В связи с низкой информированностью родителей по данному заболеванию, ЖДА имеет такое широкое распространение. Поэтому медицинским работникам необходимо уделять больше внимания этой проблеме и проводить работу с родителями по устранению дефицита их знаний по вопросам ЖДА.

ИНФОРМАЦИЯ О ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ (ЖДА)

1.1 Анемия, или малокровие — патологическое состояние, характеризующееся уменьшением концентрации гемоглобина и в подавляющем большинстве случаев числа эритроцитов в единице объема крови. Анемия возникает во все периоды жизни ребёнка не только при различных заболеваниях, но и при некоторых физиологических состояниях, например, в период усиленного роста. Важное социальное значение имеет проблема анемий у детей раннего возраста, так как анемия в этот период может привести к задержке роста и  к нарушениям состояния здоровья ребёнка. Развитие анемии может быть связано с пубертатным периодом, гормональными нарушениями, характером питания, заболеваниями пищеварительного тракта, печени, почек, нарушением всасывания, аутоиммунными состояниями, оперативным вмешательством и другими факторами.

Железодефицитная анемия это широко распространенное патологическое состояние. Среди различных анемических состояний

железодефицитные анемии составляют около 80% всех анемий.

1.2 . Этиология.

Основными причинами дефицита железа в организме детей являются:

— недостаточное поступление железа с пищей (раннее искусственное вскармливание, особенно коровьим молоком; позднее введение прикормов и пищевых добавок; одностороннее вскармливание);

— нарушение усвоения железа (заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенная болезнь, паразитозы, дисбактериозы, кишечные инфекции);

— избыточные потери железа (кровопотери различного генеза, заболевания крови, заболевания лор органов, обильные маточные кровотечения);

— повышенная потребность в железе (интенсивный рост ребенка – дети до 1 года, подростки, спортсмены, дети из двоен, недоношенные, дети от матерей с железодефицитной анемией и токсикозами).

1. Недостаточное поступление железа в организм с пищей. Дефицит железа алиментарного происхождения может развиться у детей при недостаточном его содержании в пищевом рационе, что наблюдается при хроническом недоедании и голодании, при однообразной пище с преимущественным содержанием жиров и сахаров. У детей раннего возраста может наблюдаться недостаточное поступление железа из организма матери как следствие железодефицитной анемии во время беременности, преждевременных родов, при многоплодности и недоношенности, использование в питании детей первого года жизни не обогащенных железом молочных смесей. Раннее искусственное вскармливание, позднее введение прикормов, длительное одностороннее молочное вскармливание (козье и коровье молоко), также приводят к дефициту железа.

2. Нарушение усвоения или транспорта железа. Всасывание железа нарушается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при дисбактериозе кишечника, реже при наличии глистных инвазий.

3. Избыточные потери железа. Обильные менструальные кровотечения у девочек-подростков могут быть причиной уменьшения запасов железа в организме и развития скрытого дефицита железа, а затем и железодефицитной анемии.

Читайте также:  Стадии анемия и последствия

4. Повышенная потребность в железе. Существует ряд физиологических состояний, при которых потребность в железе резко увеличивается. К ним относятся периоды усиленного роста у детей. Баланс железа в этот период находится на грани дефицита, и различные факторы, уменьшающие поступление или увеличивающие расход железа, могут приводить к развитию железодефицитной анемии.

К отрицательному балансу железа приводят постоянные небольшие кровопотери и хронические скрытые кровотечения (5 — 10 мл/сут). Дефицит железа может развиться после однократной массивной потери крови, превышающей запасы железа в организме, а также вследствие повторных значительных кровотечений, после которых запасы железа не успевают восстановиться.

Иногда железодефицитная анемия, обусловленная кровопотерей, развивается у новорожденных и грудных детей. Дети в значительно большей степени чувствительны к кровопотере, чем взрослые.

В жизни ребенка существует два периода, когда наблюдается повышенная потребность в железе. Первый период — это первый — второй год жизни, когда ребенок быстро растет. Второй период — это период полового созревания, когда снова наступает быстрое развитие организма, у девочек появляется дополнительный расход железа вследствие менструальных кровотечений.

Таким образом, ЖДА развивается при недостаточном поступлении железа с пищей, при многих инфекционных и воспалительных заболеваниях, ожогах, опухолях, вследствие нарушения обмена и усвоения железа, при повышенных потребностях и избыточных потерях железа и др. Но, как правило, при  железодефицитной анемии не одна, а несколько причин способствуют развитию данного заболевания.

1.3 . Патогенез. Симптомы железодефицитной анемии

Организм только в незначительной степени может регулировать поступление железа из пищи и не контролирует его расходование. При отрицательном балансе обмена железа вначале расходуется железо из депо (латентный дефицит железа), затем возникает тканевый дефицит железа, проявляющийся нарушением ферментативной активности и дыхательной функции в тканях, и только позже развивается железодефицитная анемия.

Клиника железодефицитных состояний зависит от степени дефицита железа и скорости его развития и включает признаки анемии и тканевого дефицита железа. Явления тканевого дефицита железа отсутствуют лишь при некоторых железодефицитных анемиях, обусловленных нарушением утилизации железа, когда депо переполнено железом.

В практическом отношении целесообразно выделять стадии дефицита железа. Так, первая стадия дефицита железа не сопровождается

клиническими проявлениями и ее можно обнаружить лишь при определении количества гемосидерина (железосодержащий пигмент) в макрофагах костного мозга и величины абсорбции радиоактивного железа в ЖКТ.

Вторую стадию называют стадией латентного дефицита железа; она проявляется снижением толерантности к физической нагрузке и повышенной утомляемостью – признаками дефицита железа в тканях в связи с уменьшением количества железосодержащих ферментов. Уровень железа снижается незначительно.

Третья стадия — это клиническая манифестация железодефицитной анемии. Ее основные проявления: раздражительность, вялость, значительное снижение двигательной активности, трофические изменения ногтей, волос, кожи, мышечная слабость. Появляются одышка, боль в области сердца типа стенокардии, головокружение, шум в ушах, обморочные состояния, мелькание «мушек» перед глазами — признаки сердечной и церебральной недостаточности. Также  нарушается дыхательная функция крови — доставка кислорода к тканям. Потребность организма в кислороде в какой-то степени компенсируется мобилизацией защитно — приспособительных реакций, которые обычно возникают при гипоксических состояниях. В случае прогрессирующей анемии наступает тяжелая кислородная недостаточность, которая может стать причиной смерти. В то же время ряд отдельных симптомов (недержание мочи, дизурия; геофагия — желание есть мел, известь; пристрастие к запахам ацетона, бензина и др.) больные нередко скрывают. Дистрофические изменения ногтей (их истончение, ломкость и др.) бывают у большинства больных (в 90 % случаев) раньше других симптомов. Обязательное и наиболее характерное проявление дефицита железа в организме – мышечная слабость. Она может рассматриваться как самостоятельный симптом, исчезновение которого в процессе терапии — главный критерий ее эффективности. При объективном исследовании сердечно сосудистой системы отмечаются одышка, тахикардия, глухость тонов сердца, систолический шум на верхушке. За счет тахикардии увеличивается минутный объем сердца и умеренно повышается артериальное давление. Иногда появляется немотивированная лихорадка субфебрильного типа, один из частых симптомов — сонливость днем.

Читайте также:  Роль медицинской сестры в уходе за пациентами с железодефицитной анемией

Научно исследовательская работа по анемии

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

  Анемия.    (Исследовательская работа)       Автор: Павленко Дарья     ученица 11 «Б»(медицинского) класса  Руководители:  Волобуева Т.Э., учитель химии МОУ СОШ №3:  Кокшарова Н.У., преподаватель КФ ХГМК  элективного курса «Анатомия и физиология человека»

Анемия.

(Исследовательская работа)

Автор: Павленко Дарья

ученица 11 «Б»(медицинского) класса

Руководители:

Волобуева Т.Э., учитель химии МОУ СОШ №3:

Кокшарова Н.У., преподаватель КФ ХГМК

элективного курса «Анатомия и физиология человека»

Гипотеза: большое содержание ионов железа в водопроводной воде и употребление продуктов питания, обогащённых катионами железа не должно привести к высокому проценту заболеваемости анемией в нашем городе. Объект исследования:  учащиеся школ Ленинского округа города Комсомольска – на – Амуре. Предмет исследования – анемия в нашем городе.

Гипотеза: большое содержание ионов железа в водопроводной воде и употребление продуктов питания, обогащённых катионами железа не должно привести к высокому проценту заболеваемости анемией в нашем городе.

Объект исследования: учащиеся школ Ленинского округа города Комсомольска – на – Амуре.

Предмет исследования – анемия в нашем городе.

Целью моей работы стало: изучить причины, последствия, способы лечения и профилактику анемии .  Кроме того, я поставила для себя несколько задач: Провести анализ водопроводной воды на наличие в ней ионов железа (3+ и 2+). Провести опрос медицинских работников школ, с целью выявления процента заболеваемости учащихся анемией. Провести в лаборатории лечебно-профилактического учреждения общий анализ крови ребёнка больного анемией и сравнить результат с кровью здорового ребёнка. Проанализировать все результаты, сделать выводы и дать рекомендации.

Целью моей работы стало: изучить причины, последствия, способы лечения и профилактику анемии .

Кроме того, я поставила для себя несколько задач:

  • Провести анализ водопроводной воды на наличие в ней ионов железа (3+ и 2+).
  • Провести опрос медицинских работников школ, с целью выявления процента заболеваемости учащихся анемией.
  • Провести в лаборатории лечебно-профилактического учреждения общий анализ крови ребёнка больного анемией и сравнить результат с кровью здорового ребёнка.
  • Проанализировать все результаты, сделать выводы и дать рекомендации.

Эритроциты Кристаллическая решётка железа

Эритроциты

Кристаллическая решётка железа

Научно исследовательская работа по анемии

Анемией, или малокровием, называют состояние, характеризующееся уменьшением количества эритроцитов и (или) снижением содержания гемоглобина в единице объема крови.  Анемии возникают на почве:  · различных заболеваний и интоксикаций; · недостатка факторов, участвующих в кроветворении; · гипоплазии костного мозга; · гемолиза эритроцитов; · кровопотерь и т. д. Типичные признаки анемии:  бледность кожных покровов, слизистых, склер одышка тахикардия – учащенное сердцебиение слабость головокружение быстрая утомляемость головные боли обмороки сухость кожи ломкость волос и ногтей

Анемией, или малокровием, называют состояние, характеризующееся уменьшением количества эритроцитов и (или) снижением содержания гемоглобина в единице объема крови.

Анемии возникают на почве:

· различных заболеваний и интоксикаций;

· недостатка факторов, участвующих в кроветворении;

· гипоплазии костного мозга;

· гемолиза эритроцитов;

· кровопотерь и т. д.

Типичные признаки анемии:

бледность кожных покровов, слизистых, склер

одышка

тахикардия – учащенное сердцебиение

слабость

головокружение

быстрая утомляемость

головные боли

обмороки

сухость кожи

ломкость волос и ногтей

 Классификация  анемий   В основе большинства классификаций лежит распределение анемий на три большие группы: анемии, обусловленные однократной, но массивной кровопотерей ( постгеморрагическая анемия ); 2) анемии, обусловленные нарушением процесса гемоглобинообразования или процессов эритропоэза (гипохромная железодефицитная анемия, мегалобластная анемия ); 3) анемии, обусловленные усиленным распадом эритроцитов в организме ( гемолитическая анемия ).

Классификация анемий

В основе большинства классификаций лежит распределение анемий на три большие группы:

  • анемии, обусловленные однократной, но массивной кровопотерей ( постгеморрагическая анемия );

2) анемии, обусловленные нарушением процесса гемоглобинообразования или процессов эритропоэза (гипохромная железодефицитная анемия, мегалобластная анемия );

3) анемии, обусловленные усиленным распадом эритроцитов в организме ( гемолитическая анемия ).

 Методика исследования Анализ водопроводной воды на наличие в ней ионов железа (3+ и 2+).

Методика исследования

Анализ водопроводной воды на наличие в ней ионов железа (3+ и 2+).

Результат 1 : в образце под номером №1 наблюдалось выпадение тёмно-синего осадка. Результат 2: в образце №1 наблюдалось небольшое покраснение. В образце под номером 2 покраснения не было.

Результат 1 : в образце под номером №1 наблюдалось выпадение тёмно-синего осадка.

Результат 2: в образце №1 наблюдалось небольшое покраснение.

В образце под номером 2 покраснения не было.

Опрос медицинских работников школ, с целью выявления процента заболеваемости учащихся анемией.   Школа Количество учащихся, больных анемией Школа №3 Школа № 8 Всего учащихся 1 2 759 Лицей № 33  1200 0  Школа № 7 1 Итого: 4 человека, больных анемией. Всего учащихся 4051. Процент заболеваемости очень низок (0,006 процента) 942 1150

Опрос медицинских работников школ, с целью выявления процента заболеваемости учащихся анемией.

Школа

Количество учащихся, больных анемией

Школа №3

Школа

№ 8

Всего учащихся

1

2

759

Лицей

№ 33 

1200

Школа

№ 7

1

Итого: 4 человека, больных анемией. Всего учащихся 4051. Процент заболеваемости очень низок (0,006 процента)

942

1150

фотография

фотография

Проведение в лаборатории лечебно-профилактического учреждения общего анализа крови ребёнка больного анемией и сравнение результата с кровью здорового ребёнка.

Проведение в лаборатории лечебно-профилактического учреждения общего анализа крови ребёнка больного анемией и сравнение результата с кровью здорового ребёнка.

Научно исследовательская работа по анемии

Образец №1( здоровая кровь) 122 г/л содержание гемоглобина Образец №2 (кровь больного) 104 г/л содержание гемоглобина Справка: Гемоглобин (Hb) красный железосодержащий пигмент крови человека, позвоночных и некоторых беспозвоночных животных; в организме выполняет функцию переноса кислорода (O2) из органов дыхания к тканям; играет также важную роль в переносе углекислого газа от тканей в органы дыхания. Вывод: таким образом после проведения анализа крови было выявлено, что кровь в которой наблюдалось снижение содержания гемоглобина (ниже 110 г/л ), эритроцитов - принадлежит ребёнку, больному анемией, а кровь здорового ребёнка заметно отличается по этим показателям.

Образец №1( здоровая кровь) 122 г/л содержание гемоглобина

Образец №2 (кровь больного) 104 г/л содержание гемоглобина

Справка: Гемоглобин (Hb) красный железосодержащий пигмент крови человека, позвоночных и некоторых беспозвоночных животных; в организме выполняет функцию переноса кислорода (O2) из органов дыхания к тканям; играет также важную роль в переносе углекислого газа от тканей в органы дыхания.

Вывод: таким образом после проведения анализа крови было выявлено, что кровь в которой наблюдалось снижение содержания гемоглобина (ниже 110 г/л ), эритроцитов — принадлежит ребёнку, больному анемией, а кровь здорового ребёнка заметно отличается по этим показателям.

Научно исследовательская работа по анемии

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АНЕМИИ  Примерная таблица железосодержащих продуктов, мг  Морская капуста 20,2 Курага  16 Петрушка  11 Свекла  8 Горох  7 Пшено  7 Печень говяжья 6,98 Желток яйца  6,9 Крупа гречнева 6,7 Язык говяжий  6,65 Мясо индейки  5 Хлеб пшеничный из обойной муки  4 Хлеб ржаной простой  3,95 Орехи фундук  3,6 Говядина  3 Яйцо куриное цельное  2,9 Крупа рисовая  2,5 Белок яйца  1,02

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АНЕМИИ

Примерная таблица железосодержащих продуктов, мг

Морская капуста 20,2

Курага 16

Петрушка 11

Свекла 8

Горох 7

Пшено 7

Печень говяжья 6,98

Желток яйца 6,9

Крупа гречнева 6,7

Язык говяжий 6,65

Мясо индейки 5

Хлеб пшеничный из обойной муки 4

Хлеб ржаной простой 3,95

Орехи фундук 3,6

Говядина 3

Яйцо куриное цельное 2,9

Крупа рисовая 2,5

Белок яйца 1,02

Использование железосодержащих препаратов для лечения анемии

Использование железосодержащих препаратов для лечения анемии

Краткая формулировка рекомендаций:  периодическое наблюдение за картиной крови;  употребление пищи с высоким содержанием соединений железа (мясо, печень и др.);  профилактический прием препаратов железа в группах риска.  оперативная ликвидация источников кровопотерь.

Краткая формулировка рекомендаций:

  • периодическое наблюдение за картиной крови;
  • употребление пищи с высоким содержанием соединений железа (мясо, печень и др.);
  • профилактический прием препаратов железа в группах риска.
  • оперативная ликвидация источников кровопотерь.

Научно исследовательская работа по анемии

Источник