Литература по реабилитации бронхиальной астмы

1. Аматуни A.Г. О нормативах и интерпретации некоторых показателей вентиляционной функции легких // Терап. архив.- 1975. №3.- С.55-60.

2. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу.- М.: Медицина, 1983.- С.163-179.

3. Березовский Б.А., Ломинога СИ. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- К.: Здоров’я, 1980.-104 с.

4. Бронхиальная астма. /Под ред. проф. В.Н. Молоткова, проф. Е.Ф. Чернушенко.- К.: Здоров’я, 1984.- 224 с.

5. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. — Ленинград: Медицина, 1975.

6. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой.- М., 1986.- 65 с.

7. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — Санкт-Петербург: Лань, 1997.- С.141-144.

8. Вассар Э.Ф. Спирографические и пневмотахометрические исследования для установления должных величин показателей внешнего дыхания //В кн.: Труды по медицине.- Тарту, 1974.- 33 с.

9. Винокуров Д.А. Частные методики лечебной физической культуры.- М.: Медицина, 1970.- С.92-94.

10. Внутренние болезни. /Под ред. А.С. Сметнева и В. Г. Кукеса.- М.: Медицина, 1982.- С. 26-36.

11. Гордон Н. Заболевания органов дыхания и двигательная активность.- К.: Олимпийская литература, 1999.- 128 с.

12. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993.- 432 с.

13. Зайцев В.П. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания Лекция — Харьков: ХаГИФК, 1992.- 28 с.

14. Зайцев В.П. и др. Лечебная физкультура при хронических неспецифических заболеваниях легких /Учебное пособие.- Харьков: Изд-во Основа при ХГУ, 1992. — 180 с.

15. Завьялов В.И. Учебник нормальной физиологии.- К.: Здоровье, 1995.- 368

16. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура.- М.: Владос, 1999.- 223-244.

17. Ефимова Л.К. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания у детей.- К.: Здоров’я, 1988. — 88 с.

17. Ибрагимова B.C. Точечный массаж.- М.: Медицина, 1983.- С. 24-31.

18. Иванов С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой.- М.: Медгиз, 1961. — 35 с.

19. Исаев И.А. Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж.- К.: Здоровье, 1993.

20. Канаев Н.Н. и др. Система взаимосвязанных критериев оценки показателей дыхания //В кн.: Проблемы пульмонологии.- ВНИИ пульмонологии, 1980.- Вып. 8.- С.184-189.

21. Кархут В.В. Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы.- К.: Здоровье, 1992.

22. Клячкин Л.М. и др. Принципы реабилитации больных бронхолегочными заболеваниями / Клиническая медицина.- М.: Медицина, 1992.- № 2.- С.105-109.

23. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких.- М.: Медицина, 1987.- 144с.

24. Кокосов АН. Основы пульмонологии, Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1976.- 320 с.

25. Кокосов А.Н., Молотков В.Н. и др. Хронические заболевания легких.- К.: Здоров’я, 1986.- 200 с.

26. Куничев Л.А. Лечебный массаж.- Ленинград: Медицина, 1985.- С.166-168.

27. Левченко В.А. Внутренние болезни.- Львов: Свет, 1995.

28. Лечебная физическая культура. /Под общ. ред. проф. Я.Е.Васильевой..- М.: ФиС, 1970.- С. 215-216.

29. Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. С.Н.Попова.- М.: ФиС, 1988.- С.80-84.

30. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.- С.141-145.

31. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. /Под ред. АФ. Каптелина, И.П.Лебедевой.- М.: Медицина, 1995.- С.262-290.

32. Лукомский И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж.- Минск: Вышэйшая школа, 1998.- С.260-264.

33. Молоткова В.И., Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма.- Киев: Здоровье, 1984.

34. Мошков В.И. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней.- М.: Медгиз, 1961.- С.228-233.

35. Мухін В.М. Фізична реабілітація.- Київ: Олімпійська література, 2000.

36. Мясников АЛ. Внутренние болезни.- М.: Медицина, 1967.- С.233-238.

37. Некратевич М.И. Комплексная терапия бронхиальной астмы Здравоохранение Белоруссии.- М.- 1981.- №6.- С.67.

38. Неспецифические заболевания легких: клиника, диагностика, лечение. Под ред. В.П.Сильвестрова и др.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.- 216с.

39. Остапчук И.О. Физиотерапия.- К.: Украинская советская энциклопедия, 1991.- 20с.

40. Оценка эффективности занятий лечебной физической культуры. Метод. указания. /Отв.ред. И.С.Дамскер.- Ленинград, 1986.- С.36-40.

41. Паров Ю. Азбука дыхания /Пер. с нем.- Минск: Полымя, 1988.- 47с.

42. Пешкова О.В.- Х., Физическая реалилитация при бронхиальной астме. Харьков, ХАГФК, 2001. С.15-60.

43. Пешкова О.В. Клініко-функціональне обґрунтування реабілітаційних рухових режимів та принципів їх побудови у тренованих та нетренованих осіб після ГРЗ.- Автор, канд. дис.- Дніпропетровськ, 1996.- 24 с.

44. Пешкова О.В. Фізична реабілітація при захворюваннях внутрішніх органів (Частина І). — Харків: ХаДІФК, 2000. — 216 с

45. Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия различных форм бронхиальной астмы.- Минск: Беларусь, 1986.- 173с.

46. Преварский Б.П., Плавский Л.В. Двигательный режим у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких.- Киев: Здоров’я, 1989.- 144 с.

47. Пфулгенда Синха. Йоговское лечение распространенных болезней /Пер. с англ.- Киев: Здоров’я, 1990.- С.52-72.

48. Пульмонология. Справочное пособие. / Отв. ред. В.Н Молотков.- Киев: Наукова думка, 1985.- С.15-49.

49. Скопина Е.А. Проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения бронхиальной астмы.- Ленинград, 1981.- 165 с.

50. Тельнюк AM. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей.- Харьков: Изд-во ХМИ, 1989.- 40 с.

51. Толкачев Б.С. Как бороться с астмой.- М.: Советский спорт, 1989.- 60 с.

52. Торохтин М.Д. Спелеотерапия больных бронхиальной астмой.- Киев: Здоров’я, 1987.- 96с.

53. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учеб. для ин-тов физ.культ. /Под ред. В.И.Правосудова.- М.: ФиС, 1980.- С.128-148.

54. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.К.Добровольского.- М.: ФиС, 1974.- С.160-180.

55. Французов Б.Л. и др. Фитотерапия неспецифических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов.- К..: Здоров’я, 1995.- 120 с.

56. Чернушенко ЕФ. Бронхиальная астма.- К.: Здоровье, 1984.

57. Чучалин АГ. Бронхиальная астма.- М.: Медицина, 1985.- 160 с.

58. Шаталюк Б.П. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме.- К.: Здоров’я, 1985.- 64 с.

59. Шеина АН. и др. Аэрозольтерапия //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- М.: Медицина, 1994.- № 3.- С.32-35.

60. Шестакова Т.Н. Методы оценки эффективности лечебной физической культуры при заболеваниях внутренних органов. Метод, пособие.- Минск, 1985.- С.8-16.

61. Юнусов М.А. Иммунология и бронхиальная астма.- М.: Знание, 1983.- 62с.

62 Юстав Л.Н. Патогенез астматического статуса / Терапевт, архив.- М.- № 8.- 1995.- С.43-49.

Источник

Кемеровская областная научная медицинская библиотека

Книги ( гг.)

Авдеев, астма в таблицах и схемах / . — М.: Атмосфера, 20с. (Шифр 616.248 А 18).

Карманный справочник практического врача по бронхиальной астме : метод. рекомендации / сост. . — 3-е изд. — Кемерово, 20с. (Шифр 616.248(072) К 24).

Клинические рекомендации. Бронхиальная астма у взрослых. Атопический дерматит : [руководство] / под ред. . — М.: Атмосфера, 20с. (Шифр 616.248 К 49).

Ленская, бронхиальной астмы в Томской области / , , ; Сибирский гос. мед. университет. — Томск: Печатная мануфактура, 20с. (Шифр 616.248 Л 46).

Лещенко астма: диагностика и лечение: краткое руководство для врачей первичного звена / . — Б. м., Б. гс. (Шифр 616.Л 54).

Огородова, фармакология бронхиальной астмы / , , ; под ред. . — М.: Атмосфера, 20с. (Шифр 615.23 О-39).

Солопов, . Эволюция болезни / . – М. : Готика, 2001. – 208с. (Шифр 616.248 С 606).

Чучалин, астма / . — М.: Изд. дом «Русский врач», 20с. — (Прил. к журн. «Врач»). (Шифр 616.248 Ч-965).

Статьи ( гг.)

Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с астмой : приказ Минздравсоцразвития от 01.01.2001 N 678 // ЗдравоохранениеN 3. — C. 113-117.

Читайте также:  Инвалидность при бронхиальной астме у детей 2017 год

Авдеев, длительнодействующих бета2-агонистов при бронхиальной астме / , , // ПульмонологияN 3. — C. 110-121.

Архипов, -экономическая модель базисной терапии бронхиальной астмы / , , // Клинич. медицина– N 2. — C. 63-67.

Бердникова, ли бета2-агонисты длительного действия быть полезными при обострении бронхиальной астмы? / , , // Атмосфера. Пульмонология и аллергология– N 4. — C. 18-21.

Бородина, медицинской реабилитации при бронхиальной астме в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких при использовании современных технологий / // Медико-соц. экспертиза и реабилитация– N 3. — C. 20-22.

Бронхиальная астма в России: результаты национального исследования качества медицинской помощи больным бронхиальной астмой / [и др.] // Пульмонология– N 6. — C. 94-102.

Верткин, А. Л. SMART — новая концепция лечения бронхиальной астмы / , // Рус. мед. журн– N 18. — C. .

Демко, И. Бронхиальная астма: клинико-экономический аспект / И. Демко, , // Врач– N 5. — C. 74-76.

Емельянов, бетта 2-адреномиметика длительного действия формотерола при лечении бронхиальной астмы / // Consilium medicumN 3. — C. 47-51.

Казанбеков, методов реабилитации больных бронхиальной астмой / , , // Вестн. новых мед. технологийN 3. — C. 120-121.

Клинические рекомендации по профессиональной астме // ПульмонологияN 3. — C. 10-28.

Клячкина, астма и симпатомиметики / , // Consilium medicumN 3. — C. 52-57.

Княжеская, препарат Симбикорт: единый ингалятор для базисного лечения и купирования симптомов бронхиальной астмы (Стратегия SMART) / // Consilium medicumN 10. — C. 36-43.

Княжеская для лечения бронхиальной астмы / // Мед. вестн№ 20-21. — C. 16-17

Княжеская глюкокортикостероиды — основа базисной терапии бронхиальной астмы / // Мед. вестн№ 2. — C. 12-13

Бронхиальная астма / Л. Куделя // Мед. газетаянв. (№ 2). — С.8-9.

Мещерякова, (Атимос) в виде дозированного аэрозольного ингалятора: исследование эффективности и безопасности у больных бронхиальной астмой / , // Атмосфера. Пульмонология и аллергология– N 4. — C. 32-35.

Некоторые аспекты терапии астмы // Клинич. фармакология и терапияN5. — C. 17-18.

Ненашева, достижения контроля над бронхиальной астмой в условиях клинической практики / // Атмосфера. Пульмонология и аллергология– N 4. — C. 36-39.

V Всемирный конгресс по иммунопатологии и аллергии. V Европейский конгресс по астме (Москва, 21-24 апр. 2007 г.) [тезисы] // Аллергология и иммунология№ 1. — C. 5-161

Татарский, небулайзеров в терапевтической практике / , , // Consilium medicumN 3. — C. 70-77.

Фармаэкономическое исследование новой концепции применения Симбикорта у больных бронхиальной астмой / [и др.] // ПульмонологияN 3. — C. 34-40.

Чучалин, (будесонид/ формотерол): одновременное применение в качестве базисной терапии и для купирования симптомов бронхиальной астмы / , , // ПульмонологияN 2. — C. 98-103.

Шмелев, лечение больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких (результаты Всероссийской программы «Свобода») / // Consilium medicumN 10. — C. 30-35.

& К сведению медицинских работников

Необходимую литературу Вы можете получить в Кемеровской областной научной медицинской библиотеке по адресу:

* 650991 ГСП-1 г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22;

(  (8-38директор),

(  (абонемент),

(  (информ.-библиогр. отд);

Факс (8-38

e-mail: *****@***ru

https://www. /medlib

¾ с 8 –18; суббота — 9-17;

выходной день — воскресенье.

Копии документов можно сделать в Кемеровской ОНМБ. Кроме того, работают МБА и электронная доставка документов (можно заказать документы из фондов Кемеровской ОНМБ и Центральной научной медицинской библиотеки, г. Москва).

Источник

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Jesse, Russell Аспириновая бронхиальная астма / Jesse Russell. — М.: VSD, 2012. — 626 c.
2. Айткужина, Б. Бронхиальная астма / Б. Айткужина. — М.: Казахстан, 1998. — 594 c.
3. Астма. Лучшие рецепты народной медицины от А до Я / Н.Г. Астафьева и др. — М.: Олма Медиа Групп, 2009. — 256 c.
4. Бергер, Вильям Аллергия и астма для «чайников» / Вильям Бергер. — Москва: Мир, 2006. — 464 c.
5. Болотовский, Г. В. Бронхиальная астма / Г.В. Болотовский. — М.: Омега, 2007. — 176 c.
6. Бронхиальная астма. — М.: Слог, 2013. — 160 c.
7. Бронхиальная астма. — Москва: ИЛ, 1984. — 464 c.
8. Булатов, П. К. Бронхиальная астма / П.К. Булатов. — Москва: Машиностроение, 1980. — 326 c.
9. Вейсман, М. Астма, эндокринные и гинекологические заболевания: лечение без гормонов / М. Вейсман. — М.: Вектор, 2011. — 128 c.
10. Игнатьев, В. А. Астма. Новое о старой болезни / В.А. Игнатьев. — М.: АСТ, Астрель-СПб, 2006. — 288 c.
11. Каменев, Ю. Я. Астма и другие болезни системы дыхания / Ю.Я. Каменев. — М.: ИГ «Весь», 2009. — 128 c.
12. Коган, Б. Б. Бронхиальная астма / Б.Б. Коган. — Москва: ИЛ, 1977. — 354 c.
13. Луничкина, И. В. Астма. От вопросов к ответам / И.В. Луничкина. — М.: Астма-Сервис, 2012. — 810 c.
14. Мазнев, Н. Астма, бронхит и другие заболевания органов дыхания / Н. Мазнев. — М.: Дом. XXI век, Рипол Классик, 2011. — 799 c.
15. Малышева, Инна Астма, эндокринные и гинекологические заболевания. Лечение без гормонов / Инна Малышева. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2011. — 145 c.
16. Немцов, В. И. Бронхиальная астма / В.И. Немцов. — М.: Диля, 2001. — 160 c.
17. Нестерова, А.В. Астма: Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами / А.В. Нестерова. — М.: Книга по Требованию, 2008. — 256 c.
18. Нестерова, Алла Астма. Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами / Алла Нестерова. — М.: Рипол Классик, 2008. — 290 c.
19. О., Козлова und А. Жестков Бронхиальная астма в сочетании с аллергическим ринитом: моногр.
/ О. Козлова und А. Жестков. — Москва: СИНТЕГ, 2012. — 120 c.
20. Онучин, Н. А. Астма у детей. Все способы лечения / Н.А. Онучин. — М.: АСТ, Сова, 2007. — 176 c.
21. Петренко, М.А. Астма. Лучшие методы лечения / М.А. Петренко. — М.: Вектор, 2013. — 265 c.
22. Пол, Дж. Хэнневей Астма / Пол Дж. Хэнневей. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 272 c.
23. Пол, Дж. Хэнневей Астма / Пол Дж. Хэнневей. — Москва: Мир, 1996. — 272 c.
24. Солопов, В. Н. Астма, врач и больной / В.Н. Солопов. — М.: Оригинал, 1994. — 144 c.
25. Фадеев, П. А. Бронхиальная астма / П.А. Фадеев. — Москва: Огни, 2014. — 160 c.
26. Фадеев, П.А. Бронхиальная астма / П.А. Фадеев. — М.: Книга по Требованию, 2010. — 160 c.
27. Федосеев, Г. Б. Бронхиальная астма / Г.Б. Федосеев, Г.П. Хлопотова. — Москва: Мир, 1988. — 276 c.
28. Чучалин, А. Г. Бронхиальная астма: моногр.
/ А.Г. Чучалин. — Москва: Высшая школа, 1985. — 160 c.
29. Шабалина, Н. Большая энциклопедия народной медицины. От Астмы до Ячменя / Н. Шабалина. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 794 c.
30. Юренев, П. Н. Бронхиальная астма / П.Н. Юренев, Н.И. Семенович, А.Г. Чучалин. — М.: Медицина, 1976. — 154 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Jesse RussellАспириновая бронхиальная астма

Айткужина Б.Бронхиальная астма

Астафьева Н. Г., Геппе Н. А., Перфилова И. А., Удовиченко Е. Н.Астма. Лучшие рецепты народной медицины от А до Я

Бергер В.Аллергия и астма для «чайников»

Болотовский Г. В.Бронхиальная астма

[автор не указан]Бронхиальная астма

ArrayБронхиальная астма

Булатов П. К.Бронхиальная астма

Вейсман М.Астма, эндокринные и гинекологические заболевания: лечение без гормонов

Игнатьев В. А.Астма. Новое о старой болезни

Каменев Ю. Я.Астма и другие болезни системы дыхания

Коган Б. Б.Бронхиальная астма

Луничкина И. В.Астма. От вопросов к ответам

Мазнев Н.Астма, бронхит и другие заболевания органов дыхания

Малышева ИннаАстма, эндокринные и гинекологические заболевания. Лечение без гормонов

Немцов В. И.Бронхиальная астма

Нестерова А.В.Астма: Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами

Нестерова Алла Астма. Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами

О. Козлова und А. ЖестковБронхиальная астма в сочетании с аллергическим ринитом

Онучин Н. А.Астма у детей. Все способы лечения

Петренко М.А.Астма. Лучшие методы лечения

Пол Дж. ХэнневейАстма

Пол Дж. ХэнневейАстма

Солопов В. Н.Астма, врач и больной

Фадеев П.А.Бронхиальная астма

Федосеев Г. Б., Хлопотова Г. П.Бронхиальная астма

Чучалин А. Г.Бронхиальная астма

Шабалина Н.Большая энциклопедия народной медицины. От Астмы до Ячменя

Юренев П. Н., Семенович Н. И., Чучалин А. Г.Бронхиальная астма

Источник

Îñíîâû ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ. Îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ïðîäóêöèÿ âÿçêîãî ñåêðåòà è ðåìîäåëèðîâàíèå áðîíõîâ. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû îò ïðèñòóïîâ àñòìû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ïî òåìå:

«Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå»

Ïëàí

1. ×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà? Êëèíèêà

2. Îñíîâû ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

3. ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

4. Ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

5. Äèåòîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

6. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. ×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà? Êëèíèêà

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ) — ýòî õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ îáðàòèìîé (ñïîíòàííîé èëè ïîä âîçäåéñòâèåì áðîíõîäèëàòàòîðîâ) îáñòðóêöèåé è ôåíîìåíîì ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ïðîòåêàåò ïðè ó÷àñòèè ýîçèíîôèëîâ, ëèìôîöèòîâ, ìàêðîôàãîâ, áàçîôèëîâ, òó÷íûõ êëåòîê, íåéòðîôèëîâ; îí ñîïðîâîæäàåòñÿ äèñôóíêöèåé ðåñíèò÷àòîãî ýïèòåëèÿ, äåñòðóêöèåé ýïèòåëèàëüíûõ êëåòîê, èõ äåñêâàìàöèåé âïëîòü äî áàçàëüíîé ìåìáðàíû, äåçîðãàíèçàöèåé îñíîâíîé) âåùåñòâà, ãèïåðïëàçèåé è ãèïåðòðîôèåé ñëèçèñòûõ æåëåç è áîêàëîâèäíûõ êëåòîê (îïðåäåëåíèå ýêñïåðòîâ ÂÎÇ).

Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ îáóñëîâëèâàåò ñëåäóþùèå ôîðìû îáñòðóêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé: áðîíõîêîíñòðèêöèþ, îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ïðîäóêöèþ âÿçêîãî ñåêðåòà, ðåìîäåëèðîâàíèå áðîíõîâ.

Âûäåëÿþò âíåøíèå è âíóòðåííèå ôàêòîðû, êîòîðûå ìîãóò ïðèâîäèòü ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ê âíåøíèì ôàêòîðàì îòíîñÿòñÿ: àëëåðãåíû, èíôåêöèÿ, ìåõàíè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå ðàçäðàæèòåëè, ìåòåîðîëîãè÷åñêèå è ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ÿâëåíèÿ, ñòðåññîâûå è ôèçè÷åñêèå ïåðåãðóçêè, ôàðìàêîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå ïðîâîöèðîâàòü áðîíõîñïàçì (áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû, ÍÏÂÑ), ê âíóòðåííèì — äåôåêòû ýíäîêðèííîé è èììóííîé ñèñòåìû, ÂÍÑ, ìåòàáîëèçìà àðàõèäîíîâîé êèñëîòû, ðåàêòèâíîñòè áðîíõîâ.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàâèñèò îò òÿæåñòè òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Âûäåëÿþò ïåðèîä ïðèñòóïà è ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä. Ïðè ëåãêîì òå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ìåæäó ïðèñòóïàìè ïàöèåíòû ÷óâñòâóþò ñåáÿ âïîëíå çäîðîâûìè è íå îãðàíè÷åíû â òðóäîñïîñîáíîñòè è æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Ïðèñòóï ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì.  ïðèñòóïå ðàçëè÷àþò ïåðèîä ïðåäâåñòíèêîâ (âàçîìîòîðíûå ðåàêöèè ñëèçèñòîé íîñà ÷èõàíüå, îáèëüíûå âîäÿíèñòûå âûäåëåíèÿ, à òàêæå êàøåëü, îäûøêà, ÷óâñòâî çàëîæåííîñòè â ãðóäíîé êëåòêå, çàòðóäíåíèå âûäîõà).  ïåðèîä ðàçãàðà ïðèñòóïà ïàöèåíò ÷àùå âñåãî çàíèìàåò ïîëîæåíèå ñòîÿ èëè îðòîïíîý — ñèäèò îïåðøèñü ðóêàìè, ÷òî îáëåã÷àåò åãî ñîñòîÿíèå. Ëèöî îäóòëîâàòî, îòìå÷àþòñÿ íàáóõëîñòü âåí øåè, öèàíîç, ó÷àñòèå âñïîìîãàòåëüíûõ ìûøö â àêòå äûõàíèÿ, òàõèïíîý (ó÷àùåííîå äûõàíèå), ñâèñòÿùåå äûõàíèå, ñëûøíîå íà ðàññòîÿíèè.  ïåðèîä îáðàòíîãî ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà, âî âðåìÿ êîòîðîãî ñïîíòàííî èëè ïîñëå ïðèåìà ìåäèêàìåíòîâ íàáëþäàåòñÿ ïðåêðàùåíèå áðîíõîñïàçìà, óìåíüøàþòñÿ îäûøêà è ÷àñòîòà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé; ïàöèåíò íà÷èíàåò îòêàøëèâàòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñòåêëîâèäíîé ìîêðîòû. Äèàãíîç ïîäòâåðæäàåò èññëåäîâàíèå ìîêðîòû, â êîòîðîé íàõîäÿò òàê íàçûâàåìóþ «òðèàäó»: ýîçèíîôèëû, ñïèðàëè Êóðøìàíà è êðèñòàëëû Øàðêî -Ëåéäåíà.

Åñëè àñòìàòè÷åñêèé ïðèñòóï çàòÿãèâàåòñÿ áîëåå 12 ÷àñîâ è íå ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ àäðåíîìèìåòèêàìè, òî åãî ïðèíÿòî îòíîñèòü ê àñòìàòè÷åñêîìó ñòàòóñó.

Àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà òðè ñòàäèè: 1) îòíîñèòåëüíîé êîìïåíñàöèè — çàòÿæíîé ïðèñòóï, íå ïîääàþùèéñÿ äåéñòâèþ áðîíõîëèòèêîâ-àäðåíîìèìåòèêîâ; 2) äåêîìïåíñàöèè -ïðîãðåññèðîâàíèÿ âåíòèëÿöèîííûõ ðàññòðîéñòâ, íàðàñòàíèÿ ãèïîêñèè, ïîÿâëåíèÿ ó÷àñòêîâ «íåìîãî» ëåãêîãî; 3) ãèïîêñè÷åñêîé ãèïåðêàïíè÷åñêîé êîìû.

Ñîãëàñíî êëàññèôèêàöèè ýêñïåðòîâ ÂÎÇ, âûäåëÿþò ÷åòûðå ñòóïåíè òÿæåñòè òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ïîäðàçäåëÿåìîé ïî âûðàæåííîñòè êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ, îáúåìó ôîðñèðîâàííîãî âûäîõà çà ñåêóíäó (ÎÔÂ1, ë/ñ) è ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà (ÏÑÂ, ë/ìèí).

2. Îñíîâû ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ñîñòîèò èç íåñêîëüêèõ âàðèàíòîâ: ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì è íà âûâåäåíèå åãî èç îðãàíèçìà, ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ (áàçèñíàÿ è ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ), íåìåäèêàìåíòîçíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ.

Ýòàïíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé òàêæå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ãîñïèòàëüíûé, ïîëèêëèíè÷åñêèé è ñàíàòîðíûé ýòàïû. Ïîêàçàíèåì ê ãîñïèòàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ íåêóïèðóþùèéñÿ ïðèñòóï è àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Íà ñòàöèîíàðíîì ýòàïå, âêëþ÷àþùåì ìåäèêàìåíòîçíóþ òåðàïèþ (â/â ââåäåíèå ýóôèëëèíà, ïðåäíèçîëîíà, èíôóçèîííóþ òåðàïèþ), ñðàçó íà÷èíàþòñÿ ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ, à èìåííî ïåðêóññèîííûé ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè äëÿ îáëåã÷åíèÿ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.

Èç ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð èñïîëüçóþò èíãàëÿöèè áðîíõîëèòèêîâ (ýóôèëëèíà), ìóêîëèòè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ (àöåòèëöèñòåèí), ÓÂ×-, ÄÌÂ-, ÑÌÂ-òåðàïèþ, èíäóêòîòåðìèþ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîé öåëüþ. Óëüòðàçâóêîâàÿ òåðàïèÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó, êðîìå äîñòèæåíèÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîãî ýôôåêòà, ñïîñîáñòâóåò ðàçæèæåíèþ è âûäåëåíèþ ìîêðîòû, óìåíüøåíèþ ñïàçìà áðîíõîâ. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ôîíîôîðåç ýóôèëëèíà, ãèäðîêîðòèçîíà íà ãðóäíóþ êëåòêó. ÓÔÎ íà ãðóäíóþ êëåòêó òàêæå ñïîñîáñòâóåò ãèïîñåïñèáèëèçàöèè îðãàíèçìà.

Ïîñëå êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà ïðèìåíÿåòñÿ âåñü àðñåíàë ËÔÊ — îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ äëÿ òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé, óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ïëàâíûì óäëèíåííûì âûäîõîì, óïðàæíåíèÿ ñ êðàòêîâðåìåííîé âîëåâîé çàäåðæêîé äûõàíèÿ ïîñëå îáû÷íîãî âûäîõà, óïðàæíåíèÿ ñ ïðîèçíåñåíèåì çâóêîâ, òðåíèðîâêè, íàïðàâëåííûå íà ïðîèçâîëüíóþ ðåãóëÿöèþ äûõàíèÿ äëÿ îáó÷åíèÿ ïðàâèëüíîìó ðèòìó, óïðàæíåíèÿ äëÿ óäàëåíèÿ èçáûòî÷íîãî îñòàòî÷íîãî âîçäóõà èç ëåãêèõ. Ïîêàçàí ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè.

Óêàçàííûå ìåòîäû ËÔÊ è ìàññàæ ñïîñîáñòâóþò íîðìàëèçàöèè àêòà äûõàíèÿ, óìåíüøåíèþ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ è ëåãêèõ, óëó÷øåíèþ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.

Íà ïîëèêëèíè÷åñêîì ýòàïå áîëüíûå áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïîäëåæàò äèñïàíñåðíîìó íàáëþäåíèþ ïî ãðóïïå Ä III äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà. Êîíòðîëüíûå îñìîòðû ïðîâîäÿòñÿ îò 2-3 ðàç â ãîä (ïðè ëåãêîì è ñðåäíåòÿæåëîì òå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû) äî 1 ðàçà â 1-2 ìåñÿöà (ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû) òåðàïåâòîì è ïóëüìîíîëîãîì, ïðîâîäÿòñÿ êîíñóëüòàöèè àëëåðãîëîãà, ËÎÐ, ãèíåêîëîãà, ïñèõîòåðàïåâòà, ñòîìàòîëîãà 1 ðàç â ãîä, ýíäîêðèíîëîãà ïî ïîêàçàíèÿì. Îáñëåäîâàíèå âêëþ÷àåò àíàëèç êðîâè, ìîêðîòû, ìî÷è; ñïèðîãðàôèÿ ïðîâîäèòñÿ 2-3 ðàçà â ãîä, ôëþîðîãðàôèÿ è ÝÊà 1 ðàç â ãîä; àëëåðãîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå, áðîíõîñêîïèÿ — ïî ïîêàçàíèÿì. Ñ öåëüþ ýëèìèíàöèè àëëåðãåíà ïðèìåíÿþòñÿ ðàçãðóçî÷íî-äèåòè÷åñêèå äíè 1 ðàç â 7 -8 äíåé, ãèïîàëëåðãåííàÿ äèåòà. Íàçíà÷àåòñÿ îáùåóêðåïëÿþùàÿ è äåñåíñèáèëèçèðóþùàÿ òåðàïèÿ (êóðñû ãèñòàãëîáóëèíà, ñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãåìîñîðáöèÿ, ïëàçìîôåðåç, ëàçåðíîå îáëó÷åíèå è ÓÔÎ êðîâè, ýíòåðîñîðáöèÿ), ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ (ñì. ýòàïíóþ òåðàïèþ — áðîíõîëèòèêè, èíòàë, êîðòèêîñòåðîèäû), ËÔÊ, ôèçèîòåðàïèÿ (àýðîçîëüòåðàïèÿ, ýëåêòðîôîðåç, óëüòðàçâóê, ÓÂ×- è ÑÂ×-òåðàïèÿ, ÓÔÎ ãðóäíîé êëåòêè, ñèíóñîèäàëüíî-ìîäóëèðîâàííûå òîêè, ìàãíèòîòåðàïèÿ), ïñèõîòåðàïèÿ, ïðîôèëàêòèêà ÎÐÂÈ è ãðèïïà, ñàíàöèÿ î÷àãîâ èíôåêöèè. Ïðîâîäèòñÿ ðàöèîíàëüíîå òðóäîóñòðîéñòâî (ïðè íàëè÷èè ïðèçíàêîâ èíâàëèäíîñòè áîëüíîé íàïðàâëÿåòñÿ íà ÌÑÝÊ) è îòáîð íà ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå.

3. ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Îñíîâíûìè çàäà÷àìè ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ÿâëÿþòñÿ:

1) âîññòàíîâëåíèå óðàâíîâåøåííîñòè ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà, ïîãàøåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ êîðòèêî-âèñöåðàëüíûõ ðåôëåêñîâ è âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîãî ñòåðåîòèïà ðåãóëÿöèè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà;

2) óìåíüøåíèå ñïàçìà áðîíõîâ è áðîíõèîë; óëó÷øåíèå âåíòèëÿöèè ëåãêèõ;

3) àêòèâèçàöèÿ òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â òêàíÿõ;

4) ïðîòèâîäåéñòâèå ðàçâèòèþ ýìôèçåìû ëåãêèõ;

5) îáó÷åíèå áîëüíîãî óïðàâëåíèþ ñâîèì äûõàòåëüíûì àïïàðàòîì âî âðåìÿ àñòìàòè÷åñêîãî ïðèñòóïà ñ öåëüþ îáëåã÷èòü åãî;

6) îáó÷åíèå óäëèíåííîìó âûäîõó.

Êóðñ ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû â ñòàöèîíàðå äåëèòñÿ íà 3 ïåðèîäà: I (ùàäÿùèé), II (ôóíêöèîíàëüíûé) è III (òðåíèðîâî÷íûé). I è II ïåðèîäû ïðîòåêàþò â ñòàöèîíàðå, III — â óñëîâèÿõ ïîëèêëèíèêè èëè ñàíàòîðèÿ. áðîíõèàëüíûé àñòìà ëå÷åíèå ðåìîäåëèðîâàíèå

I ïåðèîä ñëóæèò äëÿ îçíàêîìëåíèÿ ñ ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî, åãî ôóíêöèîíàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà çàâèñèò îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ.

Âî II ïåðèîäå çàíÿòèÿ ïðîâîäÿòñÿ â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ, ñòîÿ ñ îïîðîé î ñòóë, ñòîÿ. Ôîðìû çàíÿòèé ñëåäóþùèå: ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà, äîçèðîâàííûå ïðîãóëêè.

 çàíÿòèÿõ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé èñïîëüçóþò ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ:

1) äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì;

2) äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ïðîèçíîøåíèåì ãëàñíûõ è ñîãëàñíûõ áóêâ, ñïîñîáñòâóþùèå ðåôëåêòîðíîìó óìåíüøåíèþ ñïàçìà áðîíõîâ è áðîíõèîë;

3) óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ìûøö ïîÿñà âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé;

4) äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå;

5) óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà (íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ êîñûõ ìûøö æèâîòà, ïðÿìîé ìûøöû æèâîòà), ñïîñîáñòâóþùèå óëó÷øåíèþ âûäîõà;

6) ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è ìûøö ïðåäïëå÷üÿ (óìåíüøàåò ñêîâàííîñòü ãðóäíîé êëåòêè è îáëåã÷àåò äûõàíèå).

 çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé äëÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ñëåäóåò âêëþ÷àòü ñàìûå ïðîñòûå, ëåãêî âûïîëíèìûå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. (Ïðèëîæåíèå 1.)

Ìåæäó äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ îáÿçàòåëüíî íàäî âêëþ÷àòü ïàóçó îòäûõà äëÿ ðàññëàáëåíèÿ ìûøö (20—30 ñ). Äîçèðîâêà óïðàæíåíèé— 4—12 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé è ñðåäíèé. (Ïðèëîæåíèå 2.)

Ïðèìåíåíèå ìàññàæà îêàçûâàåò ðåôëåêòîðíîå ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà ñîñòîÿíèå áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Âíà÷àëå ìàññèðóþò ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè (ïðèìåíÿÿ ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, ðàçìèíàíèå, ïðåðûâèñòóþ âèáðàöèþ, ñäâèãàíèå), çàòåì îáëàñòü ñïèíû.

III ïåðèîä êóðñà ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðîòåêàåò â óñëîâèÿõ ñàíàòîðèÿ èëè ïîëèêëèíèêè. Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîâîäÿòñÿ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñòîÿ. Ïðèìåíÿþòñÿ òå æå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, ÷òî â ïðåäûäóùèõ ïåðèîäàõ.

4. Ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Ãàëîòåðàïèÿ — ìåòîä ëå÷åíèÿ, îñíîâàííûé íà ïðèìåíåíèè èñêóññòâåííîãî ìèêðîêëèìàòà, áëèçêîãî ïî ïàðàìåòðàì ê óñëîâèÿì ïîäçåìíûõ êàðñòîâûõ ïåùåð èëè ñîëÿíûõ êîïåé. Îñíîâíûìè äåéñòâóþùèìè ôàêòîðàìè âîçäóøíîé ñðåäû ñîëÿíûõ êîïåé, ïåùåð èëè ãàëîêàìåð ÿâëÿþòñÿ âûñîêîäèñïåðñíûé àýðîçîëü õëîðèäà íàòðèÿ, à òàêæå îòðèöàòåëüíûå àýðîèîíû. Ñîâðåìåííàÿ ãàëîêàìåðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííîå ïîìåùåíèå, íà ñòåíû êîòîðîãî íàíåñåíî ñïåöèàëüíîå ñîëåâîå ïîêðûòèå. Îíî ÿâëÿåòñÿ áóôåðíîé åìêîñòüþ ïî îòíîøåíèþ ê àòìîñôåðíîé âëàãå, ñïîñîáñòâóåò ïîääåðæàíèþ àñåïòè÷åñêèõ è ãèïîàëëåðãåííûõ óñëîâèé ñðåäû.

Ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå àýðîèîíòåðàïèè ñ îòðèöàòåëüíûìè çàðÿäàìè ïî 5-15 ìèí, åæåäíåâíî, êóðñ 15-20 ïðîöåäóð.

Ðåêîìåíäóåòñÿ óëüòðàôèîëåòîâîå èçëó÷åíèå ãðóäíîé êëåòêè ïî ÷åòûðåì ïîëÿì, åæåäíåâíî ïî îäíîìó ïîëþ, 2-4 áèîäîçû.

Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðèìåíÿåòñÿ âûñîêîäèñïåðñíûå àýðîçîëè áðîíõîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ.

Ïðèìåíÿþò èíäóêòîòåðàïèþ ñ ëåãêèì îùóùåíèåì òåïëà 15 ìèí, 12 ïðîöåäóð.

Íàçíà÷àþò ý.ì. ÄÌ ïðè ìîùíîñòè 30-40 Âò ïî 7-10 ìèí

Ïðè âûðàæåííûõ áðîíõîàñòìàòè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ ïðîâîäÿò ôîíîôîðåç ãèäðîêîðòèçîíà íà îáëàñòü ãðóäíîé êëåòêè.

Ñî ñðåäíåé è òÿæåëîé ñòåïåíüþ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå áðîíõîòåðàïèè.

Ïðè îòñóòñòâèè àêòèâíûõ âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ íàçíà÷àþò «ñóõèå» óãëåêèñëûå âàííû 15 ìèí, 10-15 ïðîöåäóð, ñêîðîñòü ïîäà÷è óãëåêèñëîãî ãàçà 15 ë/ìèí.

5. Äèåòîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Áûëî âûÿâëåíî, ÷òî â îñíîâíîì ïðè÷èíîé áðîíõèàëüíî-àñòìàòè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ ñëóæàò íåêîòîðûå ÷óæåðîäíûå áåëêè, ïîïàäàþùèå ïîâòîðíî â îðãàíèçì. Ýòè áåëêè ìîãóò èìåòü ïèùåâîå ïðîèñõîæäåíèå. Òàêèì îáðàçîì, ðàöèîí áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé äîëæåí ñîäåðæàòü îãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî áåëêîâ, äàæå åñëè ïàöèåíò èñïûòûâàåò ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðîäóêòàì ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Òàêæå ðåêîìåíäóåòñÿ îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ýêñòðàêòèâíûõ âåùåñòâ: ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ ïóðèíàìè; êðåïêèõ ðûáíûõ è ìÿñíûõ áóëüîíîâ.

Äàæå åñëè îòñóòñòâóþò óêàçàíèÿ íà íåïåðåíîñèìîñòü îïðåäåëåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, ïðè íàëè÷èè ëþáîãî âèäà áðîíõèàëüíîé àñòìû ðåêîìåíäóåòñÿ ãèïîàëëåðãåííàÿ äèåòà.  ïåðâóþ î÷åðåäü ñëåäóåò èñêëþ÷èòü èç ìåíþ:

· ïðîäóêòû ñî ñâîéñòâàìè íåñïåöèôè÷åñêèõ ðàçäðàæèòåëåé (ñîëåíûå è îñòðûå ïðîäóêòû, ãîð÷èöà, ïåðåö è äðóãèå ïðÿíîñòè);

· ïðîäóêòû ñ ïîâûøåííîé àíòèãåííîé àêòèâíîñòüþ (îðåõè, ðàêè, êðàáû, ðûáà, öèòðóñîâûå, ÿéöà).

Ïîíàäîáèòñÿ îãðàíè÷èòü â ïèòàíèè:

· ïðîäóêòû, ñïîñîáñòâóþùèå âûñâîáîæäåíèþ ãèñòàìèíà (êðåïêèé ÷àé, êîôå, ãîòîâûå ïðèïðàâû, àëêîãîëü, êðåïêèå ðûáíûå è ìÿñíûå áóëüîíû, îðåõè, àðàõèñ, ïîìèäîðû, øîêîëàä, áàíàíû, êëóáíèêà, ðàêîîáðàçíûå);

· ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ãèñòàìèí (êèñëàÿ êàïóñòà, ïîìèäîðû, øïèíàò, êîï÷¸íîñòè, êîíñåðâû, âèíî);

· ñûðû, ìàðèíîâàííóþ ñåëüäü, èêðó, ñàëÿìè.

Åñëè ó ïàöèåíòà åñòü íåïåðåíîñèìîñòü àñïèðèíà (àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû) ðåêîìåíäóåòñÿ èñêëþ÷èòü èç ïèòàíèÿ ïðîäóêòû, áîãàòûå ñàëèöèëàòàìè: ÿáëîêè; êðûæîâíèê; àáðèêîñû; ìàëèíà.

Áîëüíûì áðîíõèàëüíîé àñòìîé êàòåãîðè÷åñêè ïðîòèâîïîêàçàíû àëêîãîëüíûå íàïèòêè. Àëêîãîëü ïîâûøàåò ïðîíèöàåìîñòü êèøå÷íî-ëåãî÷íîãî áàðüåðà äëÿ ïèùåâûõ àëëåðãåíîâ. Áîëüíûì, òàêæå, ñëåäóåò îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ñàõàðà è æèäêîñòè è êîíå÷íî æå ñîëè (ïðè òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — äî 4-5 ã â äåíü).

×òî ñëåäóåò åñòü ïðè àñòìå?

Âíå ïåðèîäà îáîñòðåíèÿ áîëåçíè ðàöèîí ïàöèåíòîâ äîëæåí áûòü ïîëíîöåííûì, íî áåç èçëèøåñòâ. Ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ðåêîìåíäóåòñÿ íèçêîêàëîðèéíûé ðàöèîí, áîãàòûé ïðîäóêòàìè, îáëàäàþùèå ýíòåðîñîðáöèîííûì ýôôåêòîì, äðóãèìè ñëîâàìè ñîäåðæàùèå ìíîãî ïåêòèíà è ïèùåâûõ âîëîêîí. Àíàëèçèðóÿ èíäèâèäóàëüíóþ ïåðåíîñèìîñòü, ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷àòü â ïèòàíèå òàêèå ïðîäóêòû, áîãàòûå ïåêòèíîì è ïèùåâûìè âîëîêíàìè:

· äèêîðàñòóùèå ñúåäîáíûå òðàâû (ìîðñêàÿ êàïóñòà, çàÿ÷üÿ êàïóñòà, ïîäîðîæíèê, ïåðâîöâåò, êèïðåé, öèêîðèé, ùàâåëü, êðàïèâà);

· ñåçîííûå ôðóêòû è ÿãîäû, ñóõîôðóêòû;

· îâîùè (áîáîâûå, ïàòèññîíû, êàáà÷êè, êàïóñòà áåëîêî÷àííàÿ è öâåòíàÿ, ïàñòåðíàê, ñåëüäåðåé, îãóðå÷íàÿ òðàâà, êèíçà, óêðîï, ïåòðóøêà, ÷åðåìøà, ÷åñíîê, ëóê, òûêâà, ñâåêëà, ìîðêîâü);

· öåëüíûå çëàêè è êðóïû èç íèõ (ðèñ, ïøåíî, ïîëòàâñêàÿ, ÿ÷íåâàÿ, ïåðëîâàÿ, îâñÿíàÿ, ãðå÷íåâàÿ êðóïû).

Áîëüíûì àñòìîé íåîáõîäèìî óïîòðåáëÿòü ïðîäóêòû ñîäåðæàùèå: âèòàìèíû À, Ð, Ñ, ãðóïïû Â, ñîëåé ôîñôîðà è êàëüöèÿ.

Ïèùåâûå àëëåðãåíû è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Îñîáî âàæíûì îêàçûâàåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå ïðè àñòìå â ñëó÷àÿõ, êîãäà ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëåì áîëåçíè èëè æå óñèëèâàåò ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ êàæäîãî áîëüíîãî ðàöèîí îáäóìûâàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî ñ ó÷¸òîì íåïåðåíîñèìîñòè îòäåëüíûõ ïðîäóêòîâ.

Äëÿ áîëüíûõ ýòèì çàáîëåâàíèåì, ëå÷åáíûå äèåòû äîëæíû ñîñòàâëÿòüñÿ ñ äåòàëüíûìè è ÿñíûìè óêàçàíèÿìè ïî ïîâîäó êàêèõ âåùåñòâ è ïðîäóêòîâ ñëåäóåò èñêëþ÷àòü èç ðàöèîíà. Âàæíî çíàòü, ÷òî íåêîòîðûå âîçäóøíûå (èíãàëÿöèîííûå) àëëåðãåíû î÷åíü ïîõîæè ïî ñâîèì ñâîéñòâàì ñ îïðåäåëåííûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè. Òàêèõ ïðèìåðîâ î÷åíü ìíîãî: ïûëüöà ïîäñîëíå÷íèêà è ïîëûíè; ïûëüöà îðåõà è îðåøíèêà; ïèùåâûå çëàêè è ïûëüöà çëàêîâûõ òðàâ. Ïàöèåíòû, ÷óâñòâèòåëüíûå ê òàêèì âèäàì àëëåðãèè, äîëæíû èñêëþ÷èòü èç ðàöèîíà âî âðåìÿ îáîñòðåíèÿ áîëåçíè ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ.

Áîëüíûì, ñòðàäàþùèì áðîíõèàëüíîé àñòìîé ðåêîìåíäóåòñÿ äðîáíîå ïèòàíèå (íå ìåíåå 5 ðàç â äåíü). Ñëåäóåò ïðèíèìàòü åäó íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè, ïîñëåäíèé ïðè¸ì ïèùè íàçíà÷àòü íå ìåíåå ÷åì çà 2 ÷àñà ïåðåä ñíîì.

6. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ

Ïîêàçàíèåì ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ ÿâëÿþòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (àòîíè÷åñêàÿ è èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêàÿ) â ôàçå ðåìèññèè èëè ñ íå÷àñòûìè ëåãêèìè ïðèñòóïàìè, à òàêæå õðîíè÷åñêèå àñòìàòè÷åñêèå áðîíõèòû áåç âûðàæåííîé ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè; ëå÷åíèå íàçíà÷àåòñÿ â ìåñòíûõ ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ñàíàòîðèÿõ è êëèìàòè÷åñêèõ êóðîðòàõ (Àíàïà, Âëàäèâîñòîêñêàÿ êóðîðòíàÿ çîíà, Ãåëåíäæèê, Êèñëîâîäñê, Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêàÿ êóðîðòíàÿ çîíà, Ñî÷è, Ëàçàðåâñêîå).

Ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ñ ÷àñòî ïîâòîðÿþùèìèñÿ òÿæåëûìè ïðèñòóïàìè, à òàêæå ïðèñòóïàìè ñðåäíåé òÿæåñòè íà ôîíå ãîðìîíàëüíîé òåðàïèè.

Íà ñàíàòîðíîì ýòàïå øèðîêî èñïîëüçóþò êëèìàòîòåðàïèþ — äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïðîäîëæèòåëüíûå ïðîãóëêè. ×èñòîòà è èîíèçàöèÿ âîçäóõà, ñíèæåííîå êîëè÷åñòâî àëëåðãåíîâ, óìåðåííàÿ âëàæíîñòü âîçäóõà ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûé ôîí äëÿ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèè áðîíõîëåãî÷íîé ñèñòåìû. Âîçäóøíûå âàííû, ãåëèîòåðàïèÿ è êóïàíèå â îòêðûòûõ âîäîåìàõ ñïîñîáñòâóþò çàêàëèâàíèþ è îêàçûâàþò ãèïîñåíñèáèëèçèðóþùåå äåéñòâèå. Áàëüíåîòåðàïèÿ âêëþ÷àåò ñåðîâîäîðîäíûå è óãëåêèñëûå âàííû. Èñïîëüçóåòñÿ ãðÿçåëå÷åíèå (àïïëèêàöèÿ îçîêåðèòà, ëå÷åáíîé ãðÿçè) ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîé öåëüþ. Ïðèìåíÿþò òàêæå àïïàðàòíóþ ôèçèîòåðàïèþ (âûñîêî÷àñòîòíóþ òåðàïèþ, ìàãíèòîòåðàïèþ, ëàçåðîòåðàïèþ, ãàëîòåðàïèþ, ýëåêòðîôîðåç êàëüöèÿ, ôîíîôîðåç ãèäðîêîðòèçîíà, àýðîèîíîòåðàïèþ) ñ öåëüþ óìåíüøåíèÿ îáñòðóêöèè áðîíõîâ, ãèïîñåíñèáèëèçàöèè, ðàññàñûâàíèÿ îñòàòêîâ âîñïàëåíèÿ.

 ËÔÊ ïðèìåíÿþò ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ëå÷åáíóþ äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó, ëå÷åáíîå ïëàâàíèå, òåððåíêóð.

Áîëüíûå áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïîäëåæàò ïîæèçíåííîìó äèíàìè÷åñêîìó äèñïàíñåðíîìó íàáëþäåíèþ è íå ñíèìàþòñÿ ñ ó÷åòà.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. https://ru.wikipedia.org

2. https://www.medical-enc.ru/lfk/bronhialnaya-astma.shtml

3.