Курсовая работа школа бронхиальной астмы

 

Содержание

Введение. 4

1. Бронхиальная астма. 6

1.1. Этиология. 6

1.2. Классификация. 7

1.3. Клиническая картина. 8

1.4. Диагностика: 9

1.5. Осложнения: 10

1.6. Помощь при неотложных состояниях. 11

1.7. Особенности лечения. 12

1.8. Профилактика, реабилитация, прогноз. 13

2. Школа здоровья, бронхиальная астма. 16

2.1. Четыре степени тяжести бронхиальной астмы.. 16

2.2. организация школы здоровья. 21

Заключение. 25

Список литературы.. 26

Приложения. 27

Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается порядка 300 млн. больных бронхиальной астмой. Астма может начаться в любом возрасте. У подавляющего большинства больных можно выявить наследственную предрасположенность к астме. Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и их родственников. Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с тщательным выполнением ими квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность пациентов об основных факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах терапии приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.
Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.

Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. С этой целью и созданы современные школы пациентов.

Школа здоровья – это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, улучшения прогноза и повышению качества жизни. Их целью является повышение мотивации и приверженности пациентов к выполнению врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом и медицинскими сестрами в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений организацию школ здоровья для пациентов – прямой путь для скорейшего решения проблем качества в здравоохранении.

Предмет исследования – бронхиальная астма.

«Школа для больных бронхиальной астмой» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

 Таким образом, важное место в терапии бронхиальной астмы занимает антиастматическое образование пациентов. Информация о заболевании, принципах его терапии, поведение во время приступа, получаемая в беседе с врачом или на занятиях в астма — школе, помогает установлению взаимопонимания пациента и медицинского персонала.

  1. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы Под ред. Чучалина А.Г. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2012. – 108 с., ил.
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: — ГЭОТАР — Медиа 2009. — 512 с.
  3. Сестринское дело в терапии — ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. — 544 с.
  4. Журнал Сестринское дело№1 «Сестра и больной. Сестринские астма-школы в России.», 2002г-48с.
  5. Калинина А.М. Опыт Школ для пациентов с артериальной гипертонией в контексте обеспечения качества профилактической помощи населению. // ФГУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины». Web: https://www.center-qualitet.ru/doclad/kalininast.pdf
  6. Медицинская сестра — Научно — практический и публицистический журнал — Издательский дом «Русский врач» — №1-2010, №5-2010.
    1. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма: Карманное руководство для практических врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2011. – 96 с., ил.
    2. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева; под ред. К.м.н. Б.В.Кабарухина. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 473 с., ил.
    3. Чучалина А.Г., Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. – М, «Атмосфера», 2002г-160с.

Количество страниц: 63
Стоимость: 1000 руб.

Источник

Читайте также:  Обследование при бронхиальной астме для военкомата

Ðàññìîòðåíèå ñóòè îáó÷åíèÿ ïàöèåíòà â øêîëå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îïðåäåëåíèå ìåòîäèêè îðãàíèçàöèè çàíÿòèé. Èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé ñîñòàâëåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû. Óñòàíîâëåíèå ðîëè ñåñòðèíñêîãî ïåðñîíàëà â îðãàíèçàöèè ðàáîòû îáó÷åíèÿ áîëüíûõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ñëåäîâàòåëüíî, ñåñòðèíñêèé ïåðñîíàë îáåñïå÷èâàåò âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü îáó÷åíèÿ áîëüíûõ íå òîëüêî â îòíîøåíèè ìåäèöèíñêèõ ïîêàçàòåëåé òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, íî è èãðàåò ñóùåñòâåííóþ ðîëü â óìåíüøåíèè ìåäèêî-ñîöèàëüíûõ çàòðàò íà ëå÷åíèå ÁÀ. Îáó÷àþùèå ïðîãðàììû èìåþò âûñîêóþ çíà÷èìîñòü â óëó÷øåíèè ñóáúåêòèâíîãî âîñïðèÿòèÿ áîëüíûìè ñîñòîÿíèÿ ñâîåãî çäîðîâüÿ, ÷òî íàèáîëåå ñóùåñòâåííî îòðàæàåòñÿ íà ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðå è ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ïàöèåíòîâ.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

1. https://www.civilsk-crb.med.cap.ru/

2. https://www.cempros.ru/

3. https://zrenielib.ru/docs/index-12623.html

4. https://med.znate.ru/navigate/index-21402.html

5. https://www.google.ru/

6. https://www.wikipedia.ru/

7. Àñòìà-øêîëà ÁÓ «Ðåñïóáëèêàíñêàÿ êëèíè÷åñêàÿ áîëüíèöà».

8. https://www.zdrav.ru/

9. https://www.fesmu.ru/

10. https://gkkp18.kz/home.html

11. https://dogend.ru/docs/index-428791.html?page=2

12. Æóðíàë «Çäîðîâüå è îáðàçîâàíèå â XXI âåêå», âûïóñê ¹ 2 / òîì 14 / 2012, Ãàòèëîâ Ä. Â. Ñòàòüÿ «Ïðîáëåìû îðãàíèçàöèè ðàáîòû àñòìà-øêîëû íà ðåãèîíàëüíîì óðîâíå».

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

  • Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïðèñòóïå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàêòèêà êóïèðîâàíèå ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû êóïèðîâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðè ëåãêèõ ïðèñòóïàõ è àñòìîèäíîì ñèíäðîìå. Àíòèãèñòàìèííûå ñðåäñòâà è àäðåíîìèìåòè÷åñêèå ïðåïàðàòû.

    ïðåçåíòàöèÿ [569,3 K], äîáàâëåí 10.05.2012

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîñîìàòè÷åñêîé ìåäèöèíû – ðîâåñíèöû òåêóùåãî âåêà. Îïðåäåëåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, ýòàïû åå ðàçâèòèÿ. Ïðèìåíåíèå ïñèõîòåðàïèè â êîìïëåêñíîé ñèñòåìå ëå÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ñàìûìè ðàçëè÷íûìè çàáîëåâàíèÿìè, â òîì ÷èñëå áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [370,5 K], äîáàâëåí 05.05.2011

  • Èñòîðèÿ èññëåäîâàíèÿ çàáîëåâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ýòèîëîãèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû è åå àëëåðãè÷åñêàÿ ïðèðîäà. Ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ó áîëüíûõ. Ðîëü èíôåêöèè â ïàòîãåíåçå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëèíè÷åñêèå íàáëþäåíèÿ ïñèõîãåííîé áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [17,8 K], äîáàâëåí 15.04.2010

  • Ïîíÿòèå, ïðè÷èíû, ïðèçíàêè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà äàííîãî çàáîëåâàíèÿ. Îáçîð è õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ íåìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè íà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [44,9 K], äîáàâëåí 19.12.2015

  • Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ è áðîíõèàëüíîé àñòìû. Õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû è îñîáåííîñòè ïðîòåêàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû êàê áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ. Îñíîâíûå ýòàïû ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïî ïðåäóïðåæäåíèþ âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [48,0 K], äîáàâëåí 21.05.2015

  • Èçó÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû êàê íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîãî õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ ó äåòåé è âçðîñëûõ. Ðàññìîòðåíèå îñíîâ äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðîôèëàêòèêå áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Óãëóáëåííûé àíàëèç ðîëè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â Àñòìà–øêîëå.

    ïðåçåíòàöèÿ [19,8 M], äîáàâëåí 16.06.2015

  • Îïðåäåëåíèå, ýòèîëîãèÿ, îñíîâíûå ñèìïòîìû è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëàññèôèêàöèÿ ñðåäñòâ, ïðèìåíÿåìûõ ïðè áðîíõîñïàçìàõ. Îïèñàíèå ñîâðåìåííûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ äëÿ ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñîïîñòàâèìûå äîçû íåêîòîðûõ ïðåïàðàòîâ.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [36,1 K], äîáàâëåí 06.05.2015

  • Õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé: ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ, íåñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ è àêóïóíêòóðà. Îñîáåííîñòè ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè.

    ðåôåðàò [21,1 K], äîáàâëåí 17.04.2010

  • Õðîíè÷åñêîå àëëåðãè÷åñêîå âîñïàëåíèå áðîíõîâ. Îñíîâíûå ïðè÷èíû òÿæåëîãî òå÷åíèÿ è ñìåðòíîñòè îò àñòìû. Îñíîâíûå öåëè è çàäà÷è òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Áàçèñíàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Îñíîâíûå ïðåïàðàòû ãðóïïû b2-àãîíèñòîâ.

    ïðåçåíòàöèÿ [5,7 M], äîáàâëåí 19.05.2016

  • Ýòèîëîãèÿ, äèàãíîñòèêà è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Òàêòèêà ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè îñóùåñòâëåíèè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà. Ðåçóëüòàòû îáñëåäîâàíèÿ è ëå÷åíèÿ áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå, íåîáõîäèìûå äëÿ çàïîëíåíèÿ ëèñòà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

    ðåôåðàò [57,5 K], äîáàâëåí 30.10.2014

  • Источник

    Девушка с ингалятором

    Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

    Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

    Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

    Что такое астма-школа

    Роль астма-школы

    Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

    Читайте также:  Лечим бронхиальную астму домашних

    На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

    Кто может посещать занятия

    Опрос

    Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

    Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

    Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

    Основные цели и задачи школы

    Основные цели школы

    Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

    Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

    Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

    • избежать прогрессирования заболевания;
    • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
    • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
    • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
    • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
    • изучить способы профилактики обострений;
    • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
    • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
    • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
    • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
    • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

    Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

    • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
    • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
    • научить практическим приемам;
    • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

    Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

    Программа занятий

    Обучение в астма-школе

    Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

    В программе лекций рассказывают о следующем:

    1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
    2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
    3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
    4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

    Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

    План личных занятий при астме будет следующим:

    1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
    2. Обучение корректному применению ингаляторов.
    3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
    4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

    Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

    Читайте также:  Первые проявления бронхиальной астмы у ребенка

    Где их организуют и как

    Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

    Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

    Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

    Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

    Основные направления в обучении

    дети в школе астмы

    Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

    Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

    Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

    В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

    Особенности работы астма-школ

    Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

    Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

    Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

    1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
    2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
    3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
    4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
    5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

    Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

    В заключение

    В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

    Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

    Источник