Курсовая лечение бронхиальной астмы

Автор: nastia452s  •  Май 3, 2018  •  Курсовая работа  •  8,825 Слов (36 Страниц)  •  1,599 Просмотры

Страница 1 из 36

Оглавление

Введение        3

1. Теоретическая часть        6

1.1. Литературный обзор        6

1.2. Определение        13

1.3. Этиология        14

1.4. Патогенез        16

1.5.  Классификация        17

1.6.  Клиническая картина        19

1.7.  Осложнения        22

1.8.  Диагностика БА на догоспитальном этапе        25

1.9.  Дифференциальная диагностика        29

1.10. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе        31

2. Практическая часть        40

Заключение        48

Список литературы        50

Список сокращений        51

Приложения        52

Введение

Актуальность темы

На сегодняшний день человечество находится под постоянным воздействием неблагоприятных природных и антропогенных факторов окружающей среды, что обуславливает рост аллергопатологии.Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах мира, показали,что бронхиальная астма (БА) относится к числуодних из наиболее распространенных хронических заболеваний дыхательных путей, и  частота ее возникновения продолжает расти. Рост заболеваемости астмой совпал с изменением как окружающей среды, так и образа жизни людей. Эта патология является проблемой мирового масштаба, охватив все континенты (9, с. 13).

Заболеваемость БА в соответствии с возрастными категориями составляет от 10 — 20 лет — 14%, от 20 — 40 лет — 17%. В зрелом возрасте среди 40-50-летних заболевает 10%, от 50 до 60 лет — 6%, старше 60 –около 2%. У 80% больных, у которых бронхиальная астма началась в раннем детстве, к моменту полового созревания все ее проявления исчезают или становятся значительно менее выраженными. Примерно у 20% из этого числа заболевание возвращается после 45 лет. Случаи выздоровления среди людей, заболевших, будучи взрослыми, существенно более редки. Существуют различия в распространенности астмы в зависимости от пола. В возрасте 20–40 лет распространенность становится одинаковой, а после 40 лет заболевание чаще наблюдается у женщин.Также возникновение БА чаще наблюдают у городских жителей — около 7%, у сельских-5% (1, с. 47).

Проблемы бронхиальной астмы обусловленытем, что она характеризуется длительным течением с частыми рецидивами и приобретает тенденцию к более тяжелому течению, что значительно снижает качество жизни пациентов и может быть причиной инвалидизации.Выраженное обострение БА представляет определенную угрозу для жизни пациентов. Своевременная адекватная терапияв этом периоде астмы позволяет добиться восстановления бронхиальной проходимости и предотвращения осложнения болезни.Обострение бронхиальной астмы у ряда больных носит пролонгированный характер в виде астматического состояния. Основной его причиной является несвоевременное и неадекватное лечение. Продолжительность жизни таких пациентов во многом зависит от своевременного лечения астмы и серьезного отношения к заболеванию непосредственно самого пациента(9, с. 15).

В связи со всем вышеизложенным,такое заболевание как бронхиальная астма является очень актуальной проблемой в современном обществе. Изучение этого заболевания, совершенствование методов его диагностики илечения, а также определение роли фельдшера на догоспитальном этапе в выявлении его симптомов и принятии своевременных мер неотложной помощи для облегчения состояния больного, в наши дни приобретает важное  значение.

Объект исследования:бронхиальная астма.

Предмет исследования: деятельность фельдшера при неотложных состояниях у взрослых пациентов с бронхиальной астмой.

Цель:охарактеризоватьроль фельдшера при неотложных состояниях у больных с бронхиальной астмой на догоспитальном этапе.

Задачи:

1.  Проанализировать научную литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику бронхиальной астме и ее осложнениям.

3. Рассмотреть методы неотложной помощи взрослым пациентам при приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе.

4. Провести описание и анализ мероприятий неотложной помощи, оказанной конкретным пациентам на догоспитальном этапе и оценить ее эффективность.

Доступно только на Essays.club

Источник

Московский
государственный медико-стоматологический
университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра
поликлинической терапии
Заведующий
кафедрой: профессор, д.м.н. Бойцов Сергей
Анатольевич

Преподаватель:
к.м.н., ассистент Федорова Ирина
Владимировна

Реферат

«Бронхиальная
астма
»

Выполнил:
студент 6 курса

Надбитов
Торгча Владимирович

Москва 2015 г.

Содержание:

Общая
характеристика заболевания

Астма
у взрослых

Астма
у детей

Клиническая
картина

Причины
возникновения астмы

Этапы
развития астмы

Методы
диагностики бронхиальной астмы

Дополнительные
методы диагностики бронхиальной астмы

Лечение
бронхиальной астмы

Общая
характеристика заболевания

Астма
– это хроническое воспалительное
заболевание дыхательных путей. При
наличии предрасположенности это
воспаление вызывает повторяющиеся
приступы кашля, хрипов, возникает чувство
сдавливания в груди, дыхание затруднено.
Воспаление делает респираторный тракт
чувствительным к аллергенам, химическим
раздражителям, табачному дыму, холодному
воздуху или физической нагрузке. При
их воздействии возникают отек и спазм
дыхательных путей, в них вырабатывается,
в повышенном количестве слизь и они
становятся гиперчувствительными к
внешнему воздействию. Возникающая при
этом бронхиальная обструкция обратима
(однако у некоторых больных не полностью)
как спонтанно, так и под влиянием лечения.
Если проводится адекватное лечение
бронхиальной астмы, воспаление может
уменьшиться на длительное время, а
частота возникновения симптомов болезни
стать минимальной: исчезают также
сопутствующие проблемы, связанные с
бронхиальной астмой.

Бронхиальная
астма характеризуется повышенной
чувствительностью бронхов к различным
аллергенам, а также неспецифическим
раздражителям. По современной классификации
выделяют 3 основные формы болезни:
неинфекционно-аллергическую (атопическую),
инфекционно-аллергическую и смешанную.
По тяжести течения различают легкую,
среднетяжелую и тяжелую бронхиальную
астму.

Заболевание
чаще протекает в классической форме: в
виде приступов удушья, чередующихся с
периодами ремиссии. При этом обычно
можно выделить 4 периода: предприступный,
сам приступ, постприступный и межприступный.
При тяжелом течении бронхиальной астмы
возникают не только отдельные приступы,
но и астматические состояния. В ряде
случаев бронхиальная астма протекает
в виде астматического бронхита.

Астма у взрослых

Астма
поражает более 22 миллионов людей по
всему миру. Астма может развиться в
любом возрасте, хотя все-таки чаще
встречается у молодых людей, до 40 лет.

У
людей с наследственной предрасположенностью
к астме риск развития этой болезни
намного выше. Аллергия и астма чаще
всего ходят рука об руку. Курение при
астме – очень опасно, но многие люди
продолжают курить.

Хотя
астма может развиться в любом возрасте,
но у взрослых приступы астмы встречаются
намного чаще. Если появились симптомы
астмы, обязательно обратитесь к врачу.
Врач расскажет, как пользоваться
ингаляторами и другими медицинскими
препаратами, чтобы предотвратить
дальнейшее развитие болезни и проблемы
с дыханием.

Астма
у детей

Астма
все больше и больше поражает детей.
Практически у каждого десятого ребенка
астма. Это ужасающая статистика, которой
в последнее время ученые пытаются найти
объяснение. Более 6,5 миллионам детей в
возрасте до 18 лет ставится диагноз
астма. По сравнению с данными 1980 года,
количество случаев астмы у детей
увеличилось вдвое.

Читайте также:  Прямые синергисты при бронхиальной астме

Клиническая
картина

Приступы
удушья чаще развиваются ночью или в
предутренние часы. Возникающие в дневное
время приступы обусловлены контактом
с различными аллергенами и раздражителями.
Приступ удушья начинается с мучительного
кашля с трудно отходящей мокротой,
появляются экспираторная одышка с
участием в дыхании вспомогательной
мускулатуры, дистанционные хрипы. В
легких с обеих сторон выслушиваются
разнообразные сухие и разнокалиберные
влажные хрипы, преимущественно на
выдохе. Возникает тахикардия, повышается
артериальное давление.

Выделяют
около десяти клинических вариантов
бронхиальной астмы:

1.
Наследственная предрасположенность.
Имеет место, когда родственники страдали
астмой или такими аллергическими
проявлениями, как крапивница, нейродермит,
экзема, пыльцевые ринит и конъюнктивит,
непереносимость некоторых видов лекарств
или пищевых продуктов.

2.Инфекционно
зависимая бронхиальная астма. Возникает
у предрасположенных лиц от частых
вирусных инфекций, в результате
хронического бронхита или повторных
пневмоний. У здорового человека простудные
заболевания не должны быть частыми. В
противном случае это говорит об
определенном дефекте иммунной защиты
«врожденного» или приобретенного
характера.

3.
Аллергическая (атопическая) астма.
Вызывается аллергенами животного и
растительного происхождения, а также
относящимися к химическим веществам,
в том числе лекарствам. Пищевые и
паразитарные аллергены также могут
вызвать сенсибилизацию. Наиболее часто
при такой астме у взрослых выявляется
аллергия к домашней пыли. Реже атопическая
астма бывает проявлением аллергии к
пыльце растений. Атопическая астма
развивается, если человек с аллергической
наследственностью неправильно питается
(потребляет большое количество жареного
мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада),
живет и работает в неблагоприятных
условиях, например, в запыленном
помещении, а также содержит дома животных.

Эти
три варианта бронхиальной астмы являются
основными и наиболее часто встречающимися,
но существуют и другие.

4.
Аспириновая астма. Характеризуется
непереносимостью аспирина и подобных
ему по воздействию обезболивающих,
приступами удушья, повторным появлением
полипов в носу и придаточных пазухах.
Такие пациенты часто не переносят
окрашенные в желтый цвет таблетки или
пищевые продукты из-за присутствия в
них красителя тартразина, который
вызывает приступы удушья, как и аспирин.

5.
Астма физического усилия. Проявляется
приступами удушья после физической
нагрузки. Существуют виды физической
нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра
в футбол, баскетбол, бег) и наименее
«астмогенные» (плавание, подъем тяжестей).
Наличие такой астмы связывают с
перестройкой эндокринного баланса,
иногда возрастного характера, например,
при климаксе.

6.
Психогенная астма. Возникает при
длительным психоэмоциональном
перенапряжении или однократном тяжелом
психическом потрясении. У этой группы
больных невротические симптомы выражены
особенно ярко.

Последние
три варианта бронхиальной астмы редко
встречаются в «чистом» виде, обычно они
наблюдаются вместе с признаками
инфекционно зависимой или атопической
астмы. Имеют место случаи, когда на
протяжении жизни больного один ведущий
клинический вариант астмы сменяется
другим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé: ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ, íåñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ è àêóïóíêòóðà. Îñîáåííîñòè ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðåôåðàò

íà òåìó: «Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû»

Ëå÷åíèå

Õîðîøèì ïðîòèâîàñòìàòè÷åñêèì ñðåäñòâîì ÿâëÿåòñÿ ýôåäðèí.  îòëè÷èå îò àäðåíàëèíà ýôåäðèí õîðîøî âñàñûâàåòñÿ â êèøå÷íèêå è ïîýòîìó äåéñòâóåò è ïðè âñåëåíèè âíóòðü. Ïðåèìóùåñòâîì ýôåäðèíà ïî ñðàâíåíèþ ñ àäðåíàëèíîì ÿâëÿåòñÿ òàêæå áîëåå äëèòåëüíûé ýôôåêò (4—6 ÷àñ). Îäíàêî îí èìååò è âåñüìà ñóùåñòâåííûé íåäîñòàòîê: äåéñòâèå åãî, äàæå ïðè ââåäåíèè ïîä êîæó, íàñòóïàåò ïîçäíî — ÷åðåç 40—60 ìèíóò. Ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ, ñâîéñòâåííûå àäðåíàëèíó (ñåðäöåáèåíèå, äðîæü, ãîëîâíàÿ áîëü è ò. ä.), ïðè ââåäåíèè ýôåäðèíà ìåíåå âûðàæåíû, îäíàêî îí ìîæåò âûçâàòü áåññîííèöó, äèçóðè÷åñêèå ÿâëåíèÿ, à òàêæå íàðóøåíèÿ ðèòìà ñåðäöà. Ïîýòîìó ýôåäðèí ñëåäóåò íàçíà÷àòü ãë. îáð. äíåì èëè â êîìáèíàöèè ñ áàðáèòóðàòàìè è îáëàäàþùèìè ñåäàòíâíûì äåéñòâèåì àíòèãèñòàìèííûìè ïðåïàðàòàìè (äèìåäðîë), êîòîðûå â áîëüøèíñòâî ñëó÷àåâ ïîëíîñòüþ óñòðàíÿþò ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ.

Ìåäëåííîå äåéñòâèå ýôåäðèíà èñêëþ÷àåò åãî ââåäåíèå ïîä êîæó (âìåñòî àäðåíàëèíà) äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà èëè àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Îäíàêî ïðè çàáîëåâàíèè ñðåäíåé òÿæåñòè íåðåäêî 3—4 ïðèåìà ýôåäðèíà (â äîçå 0,025—0,05 ã) ïîëíîñòüþ îñâîáîæäàþò áîëüíîãî îò ïðèñòóïîâ àñòìû í îò íåîáõîäèìîñòè âïðûñêèâàíèÿ àäðåíàëèíà. Äàæå ïðè õðîíè÷åñêîì àñòìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ýôåäðèí ïðèíîñèò áîëüíîìó íåêîòîðîå îáëåã÷åíèå è ñîêðàùàåò ÷èñëî íåîáõîäèìûõ èíúåêöèé àäðåíàëèíà.

Øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èëè ñîâåòñêèé ïðåïàðàò òåîôåäðèí è ÷åõîñëîâàöêèé — àíòàñòìàí, êîòîðûå, ïîìèìî ýôåäðèíà, ñîäåðæàò òåîôèëëèí, êîôåèí, ôåíàöåòèí, òåîáðîìèí, ëîáåëèè è äðóãèå èíãðåäèåíòû. Âåñüìà ýôôåêòèâíî ïðèìåíåïíå àäðåíîêîðòèêîòðîïíîãî ãîðìîíà (ÀÊÒÃ) è êîðòèçîíà.

Õîòÿ íè ÀÊÒÃ, íè êîðòèçîí, òàê æå êàê è ïðèâåäåííûå âûøå ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà, íå èçëå÷èâàþò àñòìû è ìåõàíèçì èõ äåéñòâèÿ íåäîñòàòî÷íî âûÿñíåí, îíè îáëàäàþò âåñüìà ìîùíûìè êóïèðóþùèìè ñâîéñòâàìè è ñíèìàþò äàæå òÿæåëûå ïðèñòóïû, âûâîäÿò áîëüíîãî èç àñòìàòè÷åñêîãî» ñîñòîÿíèÿ. ÀÊÒà ââîäèòñÿ âíóòðèìûøå÷íî ÷åðåç 6 ÷àñîâ ïî 10—5 ÅÄ, êîðòèçîí — ïî 100 ìã 1 ðàç â ñóòêè. Öåëåñîîáðàçíî îäíîâðåìåííîå íàçíà÷åíèå õëîðèñòîãî êàëüöèÿ âíóòðü è îãðàíè÷åíèå ïîâàðåííîé ñîëè.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óæå íà 2—3-é äåíü ïðèñòóïû àñòìû ñòàíîâÿòñÿ ðåæå ïëè ïðåêðàùàþòñÿ, áîëüíûå ïîëíîñòüþ îñâîáîæäàþòñÿ îò íåîáõîäèìîñòè ïðèáåãàòü ê èíúåêöèÿì àäðåíàëèíà, ñìÿã÷àåòñÿ, à çàòåì ïîëíîñòüþ ñíèìàåòñÿ àñòìàòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå.  áëèæàéøèå äíè ïîñëå ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà, íàðÿäó ñ èñ÷åçíîâåíèåì ñèìïòîìîâ àñòìû, áûñòðî óëó÷øàåòñÿ îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíûõ, ó íèõ ïîÿâëÿåòñÿ àïïåòèò, óëó÷øàåòñÿ ñîí, ïðîõîäèò õàðàêòåðíîå äëÿ ïåðèîäà ïðèñòóïîâ äåïðåññèâíîå ñîñòîÿíèå; áîëüíûå, èñòîùåííûå äëèòåëüíûì óäóøüåì, ñðàâíèòåëüíî áûñòðî ïðèáàâëÿþò â âåñå è ò. ä.

Åñëè âíóòðèìûøå÷íîå ââåäåíèå ïðåïàðàòà íå äàåò äîñòàòî÷íîãî òåðàïåâòè÷åñêîãî ýôôåêòà, ìîæíî ïðèáåãíóòü ê êàïåëüíîìó âíóòðèâåííîìó ââåäåíèþ ÀÊÒà (5— 10 ÅÄ íà 500 ìë 5% ðàñòâîðà ãëþêîçû).

 èîñëåäíåå âðåìÿ ïðèìåíÿþòñÿ âíóòðü ãèäðîêîðòèçîí (25 -èã), ìåòèêîðòåí (5 ìã) è äð.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ëå÷åíèþ ýòèìè ãîðìîíàìè ÿâëÿþòñÿ ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áî. ëåçïü, âûðàæåïíûé àòñðîñêëåðîòè÷ññêèé êàðäèîñêëåðîç ñî ñòåíîêàðäèåé, ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ÿ: âåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, äèàáåò. Ðåìèññèÿ, íàñòóïàþùàÿ ïðè ëå÷åíèè ÀÊÒà è êîðòèçîíîì, ìîæåò äëèòüñÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèè èíúåêöèé îò íåñêîëüêèõ äíåé äî íåñêîëüêèõ íåäåëü è äàæå ìåñÿöåâ, íî ñòîéêîãî âûçäîðîâëåíèÿ îò áðîíõèàëüíîé àñòìû íå íàñòóïàåò.

Íå óñòóïàÿ â îòíîøåíèè áðîíõîëèòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ àäðåíàëèíó è ýóôèëëèíó, ÿâëÿÿñü îäíîâðåìåííî óíèâåðñàëüíûì àíòíàëëåðãè÷åñêèì ñðåäñòâîì è îêàçûâàÿ áëàãîïðèÿòíîå âëèÿíèå íà îáùåå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, ÀÊÒà è êîðòèçîí ïîêàçàíû ïðè ñàìûõ òÿæåëûõ ôîðìàõ àñòìû è äëèòåëüíûõ àñòìàòè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ, ïðè êîòîðûõ ðåìèññèÿ òîé èëè èíîé äëèòåëüíîñòè íå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòà íèêàêèìè äðóãèìè ñðåäñòâàìè.

Читайте также:  Предрасположенность к бронхиальной астме

Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ÀÊÒà èëè êîðòèçîíîì îïðåäåëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíî â êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå. Ëå÷åíèå ïðåêðàùàåòñÿ ïîñëå íàñòóïëåíèÿ áîëåå èëè ìåíåå âûðàæåííîãî ýôôåêòà èëè ïðè âîçíèêíîâåíèè ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé.Çàêîíîìåðíîé çàâèñèìîñòè ìåæäó äëèòåëüíîñòüþ ëå÷åíèÿ, îáùåé äîçîé ïðåïàðàòîâ è ñòîéêîñòüþ ðåìèññèè íå îòìå÷àåòñÿ. Ïîýòîìó, öåëåñîîáðàçíî îãðàíè÷èâàòüñÿ äâóõ — òðåõíåäåëüíûì ñðîêîì ëå÷åíèÿ è ìèíèìàëüíîé ýôôåêòèâíîé äîçîé.

Ïðèìåíåíèå àòðîïèíà îñíîâàíî íà åãî ñïîñîáíîñòè, âñëåäñòâèå óãíåòàþùåãî äåéñòâèÿ íà îêîí÷àíèÿ áëóæäàþùåãî íåðâà, ðàññëàáëÿòü ñïàñòè÷åñêè ñîêðàùåííóþ ãëàäêóþ ìóñêóëàòóðó áðîíõîâ. Àòðîïèí èëè áåëëàäîíà ââîäÿòñÿ âíóòðü, ïîä êîæó èëè âäûõàþòñÿ â âèäå äûìà ïðè ñæèãàíèè ñòðàìîíèÿ è ãèîñöèàìèíà èëè êóðåíèè ñèãàðåò àñòìàòîëà, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñìåñü ëèñòüåâ äóðìàíà, áåëëàäîííû, ïåðå÷íîé ìÿòû, øàëôåÿ, êàëèéíîé ñåëèòðû è äð.

Êóðåíèå àñòìàòîëà â ñëó÷àÿõ ñðåäíåé òÿæåñòè âûçûâàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò êàøåëü ñ âûäåëåíèåì ãóñòîé ñëèçè è êóïèðóåò ïðèñòóï. Îäíàêî àòðîïèí ìåíåå ýôôåêòèâåí, ÷åì àäðåíàëèí. Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ñèëüíîãî ïðèñòóïà òðåáóþòñÿ èíúåêöèè áîëüøèõ äîç àòðîïèíà (äî 4 (!) ìã), ÷òî âåäåò ê íåïðèÿòíûì ïîáî÷íûì ÿâëåíèÿì (ñóõîñòü âî ðòó, íàðóøåíèå çðåíèÿ è ò.ä.). Àòðîïèí â îáû÷íûõ äîçàõ (0,5—1ìã) âíóòðü èëè ïîä êîæó ïðè ëåãêèõ ôîðìàõ îêàçûâàåò â ðÿäå ñëó÷àåâ áëàãîïðèÿòíîå äåéñòâèå. Ïðåèìóùåñòâî ïåðåä àòðîïèíîì èìååò ïëàòèôèëëèí (0,002 ïîä êîæó èëè 0,003— 0,000 ã âíóòðü), àíàëîãè÷íûé ïî ñâîåìó âëèÿíèþ íà ïàðàñèìïàòè÷åñêóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, íî ëèøåííûé óêàçàííîãî ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ, ñâîéñòâåííîãî àòðîïèíó.

Ïðè àñòìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ áëàãîïðèÿòíîå äåéñòâèå îêàçûâàþò âíóòðèâåííûå âëèâàíèÿ íîâîêàèíà (5—10 ìë 0,25—0,5% ðàñòâîðà íîâîêàèíà â ãëþêîçå). Àíòèãèñòàìèíîâûå ïðåïàðàòû (áåíàäðèë, àíòåðãàí, äèìåäðîë) íå ñòîëü ýôôåêòèâíû ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, êàê ïðè äðóãèõ àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ (êðàïèâíèöå, îòåêå Êâèíêå è äð.). Îäíàêî äèìåäðîë â äîçå 0,03—0,05 ã íà íî÷ü â ñî÷åòàíèè ñ âûøåïðèâåäåííûìè ñðåäñòâàìè îêàçûâàåò õîðîøèé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò ïðè àñòìå. Âîçìîæíî, èãðàåò ðîëü è ëåãêîå ñåäàòèâíîå äåéñòâèå ýòîãî ïðåïàðàòà. Âåñüìà âàæíîå âñïîìîãàòåëüíîå çíà÷åíèå óæå â ïåðèîä ïðèñòóïîâ èëè âî âðåìÿ àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ èìåþò îòâëåêàþùèå (áàíêè, ãîð÷è÷íèêè, ãîðÿ÷èå íîæíûå âàííû), à òàêæå îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà (òåðìîïñèñ, èïåêàêóàíà, õëîðèñòûé àììîíèé, ùåëî÷è è ò. ä.) è îñîáåííî éîäèñòûé êàëèé, îáëàäàþùèé ñâîéñòâîì ðàçæèæàòü ìîêðîòó. Ïðè íàçíà÷åíèè ïîñëåäíåãî íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü íåðåäêî íàáëþäàþùóþñÿ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê éîäó. Àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ (íàñìîðê, îòåê Êâèíêå, êðàïèâíèöà è ò. ï.) ñëóæèò àáñîëþòíûì ïîêàçàíèåì ê îòìåíå éîäèñòîãî ïðåïàðàòà. Óêàçàííûå îñíîâíûå ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê äåéñòâóþùèå íà íåïîñðåäñòâåííûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ïðèñòóïà è àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ïðèñòóïû àñòìû âîçíèêàþò íà ôîíå èíôåêöèîííîãî ïîðàæåíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è ëåãêèõ èëè ñîïðîâîæäàþò ýòè ïîðàæåíèÿ. Âîçíèêøàÿ ïîä âëèÿíèåì àëëåðãåíîâ èíôåêöèîííîé ïðèðîäû áðîíõèàëüíîé àñòìû â äàëüíåéøåì ìîæåò îñëîæíèòüñÿ âòîðè÷íîé èíôåêöèåé. Èíôåêöèîííîå ïîðàæåíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé (ñèíóèòû, òîíçèëëèòû, ïíåâìîíèè è ò. ä.) ñòîëü ÷àñòî ñîïóòñòâóåò áðîíõèàëüíîé àñòìå è îñëîæíÿåò åå, ÷òî ïî÷òè âñåãäà âîçíèêàåò âîïðîñ î áîðüáå ñ èíôåêöèåé. Âñëåäñòâèå ýòîãî íîâåéøèå ýôôåêòèâíûå àíòèèíôåêöèîííûå ñðåäñòâà (ñíà÷àëà ñóëüôàíèëàìèäû, à çàòåì è àíòèáèîòèêè) ñðàçó æå íàøëè øèðîêîå è óñïåøíîå ïðèìåíåíèå â òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Èíúåêöèè ïåíèöèëëèíà è ñòðåïòîìèöèíà, áèîìèöèí âíóòðü îêàçûâàþòñÿ âåñüìà ïîëåçíûìè âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ïðè ñî÷åòàíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ñ îñòðûìè èëè õðîíè÷åñêèìè íåñïåöèôè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè áðîíõîâ è ëåãêèõ.

Ïðè íàçíà÷åíèè àíòèáèîòèêîâ íàäî èìåòü â âèäó âîçìîæíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé (äåðìàòèòû, êðàïèâíèöà, îòåê Êâèíêå è äð.). Îäíàêî ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê òîìó èëè èíîìó àíòèáèîòèêó ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, íî ÿâëÿåòñÿ çàêîíîìåðíîñòüþ, è áîëüøèíñòâî èõ ïåðåíîñèò ýòè ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà õîðîøî. Âîçíèêàþùèå èíîãäà àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè îáû÷íî áûñòðî ïðîõîäÿò ïðè íàçíà÷åíèè äèìåäðîëà èëè ñàìîïðîèçâîëüíî ïîåëî îòìåíû àíòèáèîòèêîâ. Íåêîòîðûå áîëüíûå ñòðàäàþò ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ëèøü ê êàêîìó-ëèáî îäíîìó àíòèáèîòèêó, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå íå âûçûâàþò ó íèõ íèêàêèõ ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé. Íåðåäêî âîçíèêàþùèå âûðàæåííûå âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, à òàêæå ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, íåáîëüøîå óñêîðåíèå ÐÎÝ, íåçíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè, ãíîéíàÿ ìîêðîòà ÿâëÿþòñÿ ïðÿìûì ïîêàçàíèåì ê ïðèìåíåíèþ àíòèáèîòèêîâ èëè ñóëüôàíèëàìèäîâ. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì ñëåäóåò ñ÷èòàòü ââåäåíèå àíòèáèîòèêîâ â âèäå àýðîçîëåé (100 000— 200 000 ÁÄ ïåíèöèëëèíà â 2 ìë ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà 1—2 ðàçà â ñóòêè). Äëÿ óëó÷øåíèÿ áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè â ýòèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíî ââîäèòü âìåñòå ñ àíòèáèîòèêàìè â àýðîçîëå áðîíõîëèòè÷åñêèå ñðåäñòâà (0,5—1 ìë 0,1% ðàñòâîðà àäðåíàëèíà, 1 ìë 5% ðàñòâîðà ýôåäðèíà è ò. ä.). Ýòè ñðåäñòâà, óñòðàíÿÿ èëè óìåíüøàÿ îáòóðàöèþ áðîíõîâ, ñïîñîáñòâóþò òàêæå áîëåå ãëóáîêîìó ïðîíèêíîâåíèþ àíòèáèîòèêîâ íåïîñðåäñòâåííî â î÷àãè èíôåêöèè, ÷òî èìååò áîëüøîå òåðàïåâòè÷åñêîå çíà÷åíèå.

 âîçíèêíîâåíèè ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû è â åå òå÷åíèè áîëüøàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò öåíòðîãåííûì âëèÿíèÿì. Ïîýòîìó â ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàþò âîïðîñû ïñèõîòåðàïèè. Âðà÷ äîëæåí óáåäèòü áîëüíîãî â òîì, ÷òî, êàê áû òÿæåëî íè ïðîòåêàë ïðèñòóï, îí áóäåò áûñòðî êóïèðîâàí ïîä âëèÿíèåì ñïàçìîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, à òàêæå â òîì, ÷òî ïðèñòóï àñòìû íî óãðîæàåò æèçíè è ïîâòîðÿþùèåñÿ äàæå â òå÷åíèå ðÿäà ëåò ïðèñòóïû àñòìû, ïðîòåêàþùåé áåç îñëîæíåíèé, ìîãóò íå âûçâàòü õðîíè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ëåãêèõ è ò. ä. Îñîáåííî âàæíî ýòî â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ, âî âðåìÿ ïåðâûõ ïðèñòóïîâ, êîòîðûå âñåãäà ñèëüíî òðàâìèðóþò ïñèõèêó áîëüíîãî.  äàëüíåéøåì ñàì áîëüíîé óáåæäàåòñÿ â íåñîìíåííîì âëèÿíèè îòðèöàòåëüíûõ è ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé, ñíà è áîäðñòâîâàíèÿ íà òå÷åíèå àñòìû è ò. ä. Áîëüíîìó íåîáõîäèìî ñêàçàòü î òîì, ÷òî â îòëè÷èå îò ðÿäà äðóãèõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé àñòìà ìîæåò ïðîòåêàòü ñ äëèòåëüíûìè (äàæå ìíîãîëåòíèìè) ðåìèññèÿìè, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ïîëíîñòüþ ñîõðàíèòü íå òîëüêî æèçíåñïîñîáíîñòü, íî è òðóäîñïîñîáíîñòü.

Ïðîòèâîïîêàçàíû âî âðåìÿ ïðèñòóïîâ èëèïðè àñòìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè îïèàòû (ìîðôèí, ïàíòîïîí, ïðîìåäîë ï äð.). Óãíåòàþùåå äåéñòâèå íà äûõàòåëüíûé öåíòð, ïîäàâëåíèå êàøëåâîãî ðåôëåêñà è çàòðóäíåíèå îòäåëåíèÿ ìîêðîòû, à òàêæå ïîâûøåíèå ñåêðåöèè ñëèçèñòîé áðîíõîâ è óâåëè÷åíèå åå îòå÷íîñòè ïîä âëèÿíèåì âàãîòðîïíîãî äåéñòâèÿ îïèàòîâ ìîãóò óñèëèòü îáòóðàöèþ áðîíõîâ è ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó îò àñôèêñèè âî âðåìÿ ïðèñòóïà. Ïðèìåíåíèå îïèàòîâ â óêàçàííûõ ñëó÷àÿõ äîïóñòèìî îäíîêðàòíî è òîëüêî â ìèíèìàëüíûõ äîçàõ (íå áîëåå 0,01ã) â ñî÷åòàíèè ñ, àòðîïèíîì è ëèøü ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ áðîíõîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ. Ïðè äîñòàòî÷íîì èñïîëüçîâàíèè ïîñëåäíèõ íåîáõîäèìîñòè â íàçíà÷åíèè îïèàòîâ áîëüíûì áðîíõèàëüíîé àñòìîé íå âîçíèêàåò.

Читайте также:  Эуфиллин при приступе бронхиальной астме вводят

Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ñíîì áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â ïåðèîä ïðèñòóïîâ è àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Èìåþùèåñÿ îòäåëüíûå ñîîáùåíèÿ îá ýôôåêòèâíîì ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ñíîì ìàëî óáåäèòåëüíû, ïîñêîëüêó â íèõ íå ïðèâåäåíû ïîäðîáíûå èñòîðèè áîëåçíè. Ïîâûøåíèå òîíóñà ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû âî âðåìÿ ñíà ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ ïðèñòóïîâ.

 îòëè÷èå îò îïèàòîâ, ââåäåíèå â êëèçìå 1,5—2,0 õëîðàëãèäðàòà â 50,0—75,0 ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà, íå îêàçûâàþùåãî óãíåòàþùåãî äåéñòâèÿ íà äûõàòåëüíûé öåíòð, ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íå ïðîòèâîïîêàçàíî. Ìîæíî òàêæå ïîëüçîâàòüñÿ íåáîëüøèìè äîçàìè áàðáèòóðàòîâ è áðîìèäàìè.

Ñðåäè ñïàçìîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ëåãêî ïðîòåêàþùåé áðîíõèàëüíîé àñòìå êåëëèí, ïàïàâåðèí, òèôåí, à òàêæå ïðîòèâîàñòìàòè÷åñêàÿ ìèêñòóðà Ï. È. Òðàñêîâà è Ì. Ä. Ñêðûïíèêà.

Âîçìîæíà ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû íà îñíîâå àëëåðãè÷åñêîé òåîðèè. Íåêîòîðûå ôîðìû àñòìû, ñâÿçàííûå ñ íàëè÷èåì â îêðóæàþùåé âíåøíåé ñðåäå, â ïðîèçâîäñòâåííîé èëè áûòîâîé îáñòàíîâêå îïðåäåëåííîãî àëëåðãåíà, ê êîòîðîìó áîëüíîé ñåíñèáèëèçèðîâàí (ñåííàÿ àñòìà, ïðîôåññèîíàëüíàÿ (óðñîëîâàÿ, èïåêàêóàíîâàÿ è äð.), ïèùåâàÿ, èíãàëÿöèîííàÿ (äóõè, öâåòû, ïåðõîòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ è ò. ï.), ëåãêî èçëå÷èâàþòñÿ, åñëè â ñàìîì íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ óñòðàíÿåòñÿ êîíòàêò ñ óêàçàííûìè ôàêòîðàìè. Äðóãèì ìåòîäîì ýòèîëîãè÷åñêîé òåðàïèè ÿâëÿåòñÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ ñïåöèôè÷íûì äëÿ äàííîãî áîëüíîãî àëëåðãåíîì. Îäíàêî êàê óñòðàíåíèå êîíòàêòà, òàê è ñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ ìîãóò îêàçàòüñÿ ýôôåêòèâíûìè ëèøü â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà èìååòñÿ ìîíîâàëåíòíàÿ (ê îäíîìó îïðåäåëåííîìó àëëåðãåíó) ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü.  ñðàâíèòåëüíî êîðîòêèå ñðîêè ðàçâèâàåòñÿ ïîëèâàëåíòíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êî ìíîãèì àëëåðãåíàì, è ñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, òàê æå êàê è óñòðàíåíèå êîíòàêòà, ñòàíîâÿòñÿ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíûìè. Ïîýòîìó â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåëàþòñÿ ïîïûòêè íåñïåöèôè÷åñêîé äåñåíñèáèëèçàöèè, íàïðàâëåííîé íà èçìåíåíèå ðåàêòèâíîñòè ìàêðîîðãàíèçìà. Ê íåñïåöèôè÷åñêèì ìåòîäàì îòíîñÿòñÿ ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ, êóðîðòíîå ëå÷åíèå, ïðîòåèíîòåðàïèÿ, òêàíåâàÿ òåðàïèè, øîêîâàÿ òåðàïèÿ, ãèïåðòåðìèÿ, ëå÷åíèå ï÷åëèíûì ÿäîì, íåîáåíçèíîë, àêóïóíêòóðà è ò. ä.

Îïðåäåëåíèå ýôôåêòèâíîñòè óêàçàííûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ïðåäñòàâëÿåò î÷åíü áîëüøèå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó âñå îíè íå ÿâëÿþòñÿ êóïèðóþùèìè, ò. å. âîçäåéñòâóþùèìè íà íåïîñðåäñòâåííûå ìåõàíèçìû ïðèñòóïà, à ñ äðóãîé ñòîðîíû, íàñòóïàþùåå ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ óëó÷øåíèå ìîæåò ðàñöåíèâàòüñÿ êàê ñâîéñòâåííàÿ áðîíõèàëüíîé àñòìå ñàìîïðîèçâîëüíàÿ ðåìèññèÿ. Áëàãîïðèÿòíûå ðåçóëüòàòû îò ïðèìåíåíèÿ íîâûõ ñðåäñòâ ïðè ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìå, íà òå÷åíèå êîòîðîé îêàçûâàþò î÷åíü áîëüøîå âëèÿíèå öåíòðîãåííûå ìîìåíòû, äîëæíû áûòü â çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè îòíåñåíû çà ñ÷åò ïñèõîòåðàïèè. Êîñâåííûì ïîäòâåðæäåíèåì òàêîãî ñóæäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ñðàâíèòåëüíî áûñòðî íàñòóïàåò ðàçî÷àðîâàíèå âðà÷åé è áîëüíûõ â îòíîøåíèè ïîäàâëÿþùåãî áîëüøèíñòâà ýòèõ ñðåäñòâ.

Ìíîãî ñòîðîííèêîâ åùå íàõîäèò âàêöèíîòåðàïèÿ è. â ÷àñòíîñòè, ëå÷åíèå àóòîâàêöèíîé, èçãîòîâëåííîé èç ìîêðîòû áîëüíîãî.

Áîëüøîå çíà÷åíèå â ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû èìååò ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è, â ÷àñòíîñòè, äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà, öåëüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ òðåíèðîâêà áîëüíîãî â ïîëüçîâàíèè áðþøíûì äûõàíèåì ïî âðåìÿ âûäîõà. Âîçìîæíî áîëåå ïîëíûé è äëèòåëüíûé âûäîõ ïðè îòíîñèòåëüíî êîðîòêîì âäîõå (îòíîøåíèå äëèòåëüíîñòè âäîõà ê äëèòåëüíîñòè âûäîõà 2:5(6)). Òàêèå óïðàæíåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî äîëæíû ïîâòîðÿòüñÿ â òå÷åíèå 5 ìèíóò äî 3—4 ðàç â äåíü. Âîïðîñ î âûáîðå êóðîðòà äîëæåí ðåøàòüñÿ ñ áîëüøîé îñòîðîæíîñòüþ, â êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå èíäèâèäóàëüíî.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî íà êóðîðòå ìîæåò íå òîëüêî íå óëó÷øèòüñÿ, íî íàñòîëüêî óõóäøèòüñÿ, ÷òî îí âûíóæäåí íåìåäëåííî âîçâðàùàòüñÿ íà ïîñòîÿííîå ìåñòî æèòåëüñòâà. Âñÿêàÿ ïîåçäêà íà êóðîðò ïîýòîìó ïðåäñòàâëÿåò äëÿ áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé èçâåñòíûé ðèñê, î ÷åì îí äîëæåí áûòü ïðåäóïðåæäåí. Îäíàêî âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî íà êóðîðòå óëó÷øàåòñÿ, ïðèñòóïû ñòàíîâÿòñÿ ëåã÷å è ðåæå è âñêîðå ìîãóò ñîâñåì ïðåêðàòèòüñÿ. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì, êàê ïîêàçûâàþò èññëåäîâàíèè îòå÷åñòâåííûõ àâòîðîâ (Ñ. Ô. Ãîòòåñôðèä, II. Ã. Ìàêàðîâ), ÿâëÿåòñÿ êëèìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â Êèñëîâîäñêå è íà Þæíîì áåðåãó Êðûìà.

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè, êîòîðàÿ â äàííîì ñëó÷àå äîëæíà âêëþ÷èòü íå òîëüêî ó÷åò áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, íî è ëèö, ñòðàäàþùèõ äðóãèìè àëëåðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ïîñêîëüêó â äàëüíåéøåì ñ âîçðàñòîì ìîæåò ïðèõîäèòü íà ñìåíó ïîñëåäíèì èëèïðèñîåäèíèòüñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû, êàê è äðóãèõ àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, îñîáåííî â ñåìüÿõ, ãäå èìåþòñÿ òàêèå çàáîëåâàíèÿ, äîëæíà íà÷èíàòüñÿ óæå â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî äåòè ñðàâíèòåëüíî ÷àñòî ñåíñèáèëèçèðóþòñÿ ê íóòðèòèâíûì àëëåðãåíàì, êîòîðûå ñîäåðæàòñÿ â ÿéöàõ, ðûáå, à òàêæå ÿãîäàõ (çåìëÿíèêà, êëóáíèêà) è ò. ä. Íóòðèòèâíàÿ àëëåðãèÿ ñ âîçðàñòîì ( ê 8—10 ãîäàì) ÷àñòî ïðîõîäèò, íî íà ñìåíó åé ìîæåò ïðèéòè ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê äðóãèì àëëåðãåíàì. Íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà òåì, êàê äåòè ðåàãèðóþò íà òå èëè èíûå ïèùåâûå âåùåñòâà, îñîáåííî ïðè âêëþ÷åíèè â ìåíþ íîâûõ ïðîäóêòîâ, à òàêæå ïðè íàçíà÷åíèè ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ, âàêöèí, ñûâîðîòîê. Àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé ìîãóò íîñèòü âåñüìà ðàçíîîáðàçíûé õàðàêòåð, íà÷èíàÿ îò êîæíûõ ïðîÿâëåíèé (êðàïèâíèöà, ýêññóäàòèâíûé äèàòåç, ýêçåìà è ò. ä.), áðîíõèàëüíîé àñòìå, îòåêà Êâèíêå, âïëîòü äî òÿæåëîé àíàôèëàêñèè è ò. ä. Âíèìàíèÿ òðåáóþò è òàêèå çàáîëåâàíèÿ, êàê êîðü, êîêëþø, à òàêæå ïíåâìîíèè, íåðåäêî ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ó ñåíñèáèëèçèðîâàííûõ äåòåé âîçíèêíîâåíèåì ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Áîëüøîãî âíèìàíèÿ òðåáóþò çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (íàñìîðêè, ïîëèïû è ò. ä.), êîòîðûå ÷àñòî ñàìè ïî ñåáå ìîãóò áûòü îòíåñåíû ê àëëåðãè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì, à òàêæå ðåöèäèâèðóþùèå èëè õðîíè÷åñêèå áðîíõèòû.

Ïî âîçìîæíîñòè ó óêàçàííûõ äåòåé ñëåäóåò ïðåäóïðåäèòü êîíòàêò ñ êîøêîé, ñîáàêîé è ò. ä.

Ïðîôèëàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå èìååò è ïðîôåññèîíàëüíûé îòáîð: ëèöà ñ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ íå äîëæíû äîïóñêàòüñÿ íà ðàáîòó, ñâÿçàííóþ ñ ñîïðèêîñíîâåíèåì ñ âåùåñòâàìè òèïà àëëåðãåíîâ.  ïðîôèëàêòèêå áðîíõèàëüíîé àñòìû è åå îñëîæíåíèé èãðàåò ðîëü ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà, ïîçâîëÿþùàÿ íåðåäêî óæå ïðè òùàòåëüíîì èçó÷åíèè èñòîðèè íàñòîÿùåãî çàáîëåâàíèÿ óñòàíîâèòü àëëåðãåí, ê êîòîðîìó ñåíñèáèëèçèðîâàí áîëüíîé, è óñòðàíèòü êîíòàêò. Íå ñëåäóåò ïîëüçîâàòüñÿ äåçîðèåíòèðóþùèìè òåðìèíàìè «àñòìîèäíûé» èëè «àñòìàòè÷åñêèé» áðîíõèò, ïîä ìàñêîé êîòîðîãî äëèòåëüíî ìîæåò ïðîòåêàòü áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, à ìåæäó òåì àäåêâàòíîãî ëå÷åíèÿ ýòè áîëüíûå íå ïîëó÷àþò äî ðàçâèòèÿ òèïè÷íîé è íåðåäêî óæå îñëîæíåííîé àñòìû. Ñëåäóåò ñâîåâðåìåííî ïðîâîäèòü ñàíàöèþ î÷àãîâ èíôåêöèè â âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ, â ïîëîñòè ðòà, ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àòü ñóëüôàíèëàìèäû è àíòèáèîòèêè ïðè èíòåðêóððåíòíûõ èíôåêöèÿõ.

Источник