Курсовая анемия у детей введение

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


курсовая работа Анемия

Информация:

Тип работы: курсовая работа.

Добавлен: 22.10.2013.
Год: 2013.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

 
Министерство здравоохранения 
Российской Федерации
Государственное бюджетное 
образовательное учреждение среднего
профессионального образования 
Кисловодский медицинский 
колледж
Допустить к 
защите в ГАК   
»          
»                      
2013 года
Зам. Директора по учебной работе
                               Субботенко И.Н.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
                                                                                                                                                 
                                                                                                                                                 
                                                                                                                                                
Работу выполняла 
студентка
2курса                     
группы
отделение »Сестринское 
дело»
очной формы обучения
базовой подготовки
                                             
ф.и.о. студента
Руководитель работы
                                             
ф.и.о. Должность
                                                         
дата подпись
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ
1. АНЕМИЯ
1.1 Причины анемии
1.2 Стадии анемии
1.3 Проявления заболевания
1.4 Редкие формы анемии
1.5 Диагностика
1.7 Лечение
1.8 Профилактика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
Анемии (малокровие)
– уменьшение в крови общего количества
гемоглобина, которое, за исключением 
острых кровопотерь, характеризуется 
снижением уровня гемоглобина в 
единице объема крови. В большинстве случаев
при анемии падает и уровень эритроцитов
в крови. Однако при железодефицитных
состояниях, анемиях, связанных с нарушением
синтеза порфиринов, талассемии содержание
эритроцитов в крови может оставаться
нормальным (при талассемии — нередко повышенным)
при низком уровне гемоглобина. Анемии
всегда вторичны, т. е. являются одним из
симптомов какого-то общего заболевания.
Наряду с часто встречающимися и легко
диагностируемыми формами анемии имеются
и очень редкие анемические синдромы,
требующие для диагностики сложных методических
приемов. Некоторые формы анемии можно
диагностировать лишь в специализированных
учреждениях.
Цель данной работы заключается
в исследовании железодефицитной анемии,
ее причин возникновения.
Анемия, или 
малокровие – это патологическое состояние,
характеризующееся уменьшением концентрации
гемоглобина и в подавляющем большинстве
случаев числа эритроцитов в единице объема
крови. Анемия возникает во все периоды
жизни человека не только при различных
заболеваниях, но и при некоторых физиологических
состояниях, например, при беременности,
в период усиленного роста, лактации. Важное
социальное значение имеет проблема анемий
у детей раннего возраста, так как анемия
в этом возрасте может привести к нарушениям
физического развития и обмена железа.
Развитие анемии может быть связано с
пубертатным и климактерическим периодом,
гормональными нарушениями, характером
питания, заболеваниями пищеварительного
тракта, печени, почек, нарушением всасывания,
аутоиммунными состояниями, оперативным
вмешательством и другими факторами. Нередко
анемия является самостоятельным или
сопутствующим симптомом многих внутренних
заболеваний, инфекционных и онкологических
болезней. Анемии, развивающиеся в результате
дефицита железа в организме, наиболее
широко распространены в клинической
практике. По данным ВОЗ около 1 миллиарда
человек на земле имеют дефицит железа.
Даже в развитых странах Европы и Северной
Америки железодефицитной анемией страдают
7,5-11% всех женщин детородного возраста,
а у 20-25% наблюдается скрытый тканевой
дефицит железа. Значительно большая частота
железодефицитных анемий в странах Азии,
Африки и Латинской Америки.
В соответствии
с указанной целью поставлены
следующие задачи:
— изучить симптомы 
железодефицитной анемии;
— изучить диагностику, лечение и обследование
железодефицитной анемии;
— проанализировать 
актуальность исследуемой темы,
а также методы предотвращения 
заболевания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1. АНЕМИЯ

1.1. Причины анемии

Основной причиной развития
анемий в младшем детском возрасте является дефицит железа,
в связи с чем они называются еще и железодефицитными.
Железо наряду с участием
в переносе гемоглобином кислорода 
принимает участие в образовании 
многих ферментных систем организма, которые 
участвуют в тканевом дыхании, окислительно-восстановительных реакциях,
протекающих в организме, в синтезе белка
и клеток крови. Недостаточное поступление
железа приводит к обеднению его естественных
«депо» в организме — костного мозга,
печени, мышц. Несмотря на повышение всасывательной
функции кишечника при железодефицитной
анемии и усиленное всасывание железа
в тонком кишечнике, потребность организма
остается неудовлетворенной, так как всосавшееся
железо поступает из сыворотки крови в
первую очередь не в эритроциты, а в «депо».
Такая анемия может быть вызвана многими причинами.
Среди дородовых причин отмечают многоплодную
беременность, значительный и длительный
дефицит железа в организме беременной
женщины, нарушение маточно-плацентарного
кровообращения, недоношенность. Кровотечение
во время родов, преждевременная или поздняя
перевязка пуповины могут также способствовать
развитию анемии. Большее значение имеют
послеродовые факторы — недостаточное
поступление железа с пищей, раннее искусственное
вскармливание, позднее введение прикорма,
длительная неразнообразная, в основном
молочная диета, растительная пища, лишенная
животного белка, частые заболевания ребенка,
рахит. Могут быть нарушения всасывания
железа в кишечнике в результате разных
причин, в том числе и дисбактериоза, синдрома
мальабсорбции (синдрома нарушенного
кишечного всасывания), у детей с пищевой
аллергией, при заболеваниях органов желудочно-кишечного
тракта — гастритах и гастродуоденитах,
заболеваниях печени и поджелудочной
железы, тонкого и толстого кишечника,
потере железа при повышенной потребности
организма ребенка в нем при ускоренных
темпах роста, при нарушении обмена железа
в результате гормональных изменений,
при кровотечениях (носовых, раневых).
Кроме железа важную роль
в процессах нормального кроветворения 
играют такие микроэлементы, как медь и кобальт, в
меньшей степени — марганец, никель, цинк,
молибден, хром и др. Медь способствует
утилизации железа для образования гемоглобина,
кобальт участвует в выработке эритропоэтина
— фактора, стимулирующего образование
эритроцитов.

1.2. Стадии анемии

Каждая анемия в своем 
развитии проходит определенные стадии:

    Предлатентный дефицит железа — истощение тканевых запасов железа, при этом уровень гемоглобина в периферической крови остается в пределах возрастной нормы; несмотря на то что содержание железа в тканях уменьшается, его усвоение из пищевых продуктов не увеличивается, а, наоборот, уменьшается, что объясняется снижением активности кишечных ферментов.
    Латентный (скрытый) дефицит железа — уменьшаются не только тканевые запасы железа, но и депонированные, а также транспортное его количество — снижается содержание железа в сыворотке крови.
    Заключительная стадия дефицита железа в организме, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина, зачастую сочетающаяся с уменьшением количества эритроцитов в единице объема, собственно и есть железодефицитная анемия.

Содержание железа в пищевых продуктах
(в мг на 100 г съедобной части)

Крупа гречневая6,65Куры1,6Крупа «Геркулес»3,63Перец сладкий0,6
Хлеб ржаной3,9Свинина жирная1,94Макароны, в.с.1,58Яблоки2,2
Мясо кролика3,3Сыры твердые1,2Крупа ячневая1,81Орехи грецкие2,3
Говядина2,9Рыба2,45Крупа пшенная2,7Клубника1,2
Почки говяжьи5,95Печень трески1,9Крупа рисовая1,02Арбуз1,0
Колбаса вареная2,1Творог0,46Булка сдобная1,97Морковь0,7
Печень говяжья6,9Молоко коровье0,2Крупа манная0,96Помидоры0,9

 

1.3. Проявления заболевания

Для железодефицитной анемии
при длительно существующем дефиците железа и уровне гемоглобина ниже 90 г/л
характерен ряд синдромов (совокупности
признаков):

    Эпителиальный синдром — бледность кожи и слизистых оболочек, ушных раковин, сухость, шелушение и пигментация кожи, дистрофия волос и ногтей. Типичными для этого синдрома являются малосимптомный кариес зубов, снижение аппетита, изменения обоняния и вкуса, стоматит, «заеды» в уголках рта, гастрит, дуоденит, различные нарушения процессов пищеварения и всасывания — изжоги, отрыжки, тошнота, рвота, неустойчивые опорожнения кишечника из-за нарушения процессов переваривания и всасывания, реже — скрытые кишечные кровотечения.
    Астеноневротический синдром характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью; постепенным отставанием в психомоторном, речевом и физическом развитии; утомляемостью, вялостью, апатией, заторможенностью.
    Сердечно-сосудистый синдром сопровождается одышкой и сердцебиением, склонностью к гипотонии, приглушением тонов, функциональным систолическим шумом, выявляемыми при ЭКГ-исследовании гипоксическими и трофическими изменениями в сердечной мышце.
    Увеличение печени и селезенки, наблюдающееся при сопутствующем дефиците белков, витаминов, активном рахите, представляет собой гепатолиенальный синдром.
    Для мышечного синдрома характерна задержка физического развития, слабость сфинктера мочевого пузыря, что может проявиться энурезом (недержанием мочи).
    Синдром снижения местной иммунной защиты обусловливает поражение барьерных тканей и находит свое проявление в частых ОРВИ, раннем возникновении хронических очагов инфекции.

Проявление вышеперечисленных 
синдромов — от еле заметных до
ярко выраженных — и определяет
степень анемии легкую (с уровнем гемоглобина 110-91 г/л), среднетяжелую (90-71 г/л), тяжелую (менее 70 г/л) или сверхтяжелую (50 г/л и
менее).
Проявления скрытого дефицита железа
напоминают таковые при анемии, однако
проявляются они гораздо реже.
При легкой степени анемии все указанные 
клинические синдромы могут отсутствовать,
в то же время отсутствие своевременной 
диагностики и лечения приводит к увеличению
дефицита железа и более тяжелым функциональным
и обменным расстройствам. Бывают и парадоксальные
ситуации, когда при анемии легкой степени
симптоматика более выраженная, чем при
более тяжелых вариантах течения. В связи
с этим большое значение в диагностике
анемии приобретают данные лабораторных
исследований.

1.4. Редкие формы анемии

    Железодефицитные анемии у детей встречаются в 90% случаев из всех анемий, однако в остальных 10% занимают редко встречающиеся анемии.
    При белководефицитной анемии характерно снижение содержания белка в сыворотке крови. Уровень гемоглобина низкий, появляются микроциты и макроциты (эритроциты уменьшенных и увеличенных размеров).
    Витаминодефицитные анемии обусловлены недостаточностью железа, витамина В12 или фолиевой кислоты. Наследственная фолиево-дефицитная анемия выявляется обычно на первом году жизни, а В12—дефицитная — в возрасте около 2 лет.
    Анемия Якша-Хайема развивается при преобладании в питании детей козьего молока, содержащего мало железа и производных фолиевой кислоты. Проявляется отставанием в развитии, кровоточивостью, увеличением селезенки и, в меньшей степени, печени. Сидеробластные анемии обусловлены нарушением синтеза гемоглобина и дефектами включения в него железа. Уровень гемоглобина низкий, однако уровень железа в сыворотке крови высокий, а железосвязывающая способность сыворотки низкая, отмечается снижение лейкоцитов и тромбоцитов. Кроме этого, у детей с такой анемией обнаруживают структурные и функциональные изменения поджелудочной железы. Такие анемии могут быть при отравлении свинцом, лечении изониазидом (при тубинфицировании) и сульфаниламидными препаратами, при некоторых хронических заболеваниях, хромосомных нарушениях.
    Талассемия обусловлена нарушением образования белковых цепочек в структуре гемоглобина, дефектом утилизации железа. Отличием такой анемии отжелезодефицитной является ее наследственный характер — появление первых признаков болезни у детей 2-8 лет, реже — к концу первого года жизни, а также частота врожденных генетических аномалий (даунизм, аномалии развития черепа, зубов и др.).

1.5. Диагностика

Ведущую роль занимают показатели
содержания гемоглобина и эритроцитов. При обследовании важно указать, какая
кровь исследовалась, так как уровень
венозного гемоглобина на 5-10 г/л меньше,
чем артериального. Принятые предложенные
ВОЗ нормы гемоглобина предусматривают
исследование венозной крови.
Для постановки диагноза
анемии закономерного снижения уровня гемоглобина
недостаточно, учитываются такие показатели,
как количество эритроцитов, цветовой
показатель, средний объем эритроцита,
среднее содержание и средняя концентрация
гемоглобина в эритроците, содержание
железа в сыворотке крови, эффект от применения
препаратов железа, выявляемый на 7-12-й
день лечения, и ряд других факторов.
Очень простым тестом,
который может насторожить родителей 
в плане железодефицита, является
симптом битурии — розовое 
окрашивание мочи после употребления с пищей красной свеклы. Объясняется
это тем, что у здоровых детей при достаточном
количестве железа печень с помощью железосодержащих
ферментов способна полностью обесцвечивать
краситель свеклы. Этот признак характерен
не только для дефицита железа — он встречается
и при транзиторных (проходящих, временных)
иммунодефицитных состояниях. В любом
случае это повод обратиться к врачу.
 

1.6. Лечение

Лечение любой анемии
основывается на механизме ее развития.
При дефиците железа в организме 
лечение предусматривает использование железосодержащих
препаратов.
Необходимо заметить,
что компенсация значительного 
дефицита железа при анемиях средней 
и тяжелых степеней с помощью 
специальных диет не может быть достигнута,
и об этом должны помнить те родители,
которые предпочитают лечению «пищевую»
коррекцию.
Железо чаще всего 
назначают внутрь в виде закисных
солей, преимущественно сульфата железа,
который всасывается и усваивается 
наиболее полно. Лекарственные препараты 
изготавливают из солей железа в 
сочетании с аминокислотами, яблочной, аскорбиновой,
лимонной кислотами, которые в кислой
среде желудка способствуют образованию
легко растворимых соединений железа
и более полному его усвоению. Принимать
железо рекомендуется между кормлениями
или за час до еды, так как некоторые компоненты
пищи могут образовывать с ним нерастворимые
соединения. Запивать препараты необходимо
фруктовыми и овощными соками; особенно
полезны соки цитрусовых, но следует помнить,
что они часто вызывают аллергические
реакции.
Назначение адекватного лечения — дело вашего лечащего врача.
Однако всем родителям не помешает знать
общие принципы лечения железодефицит-ной
анемии. Они следующие:

    возместить дефицит железа без лекарственных железосодержащих препаратов невозможно при анемиях средней степени тяжести и тяжелых;
    лечение не должно прекращаться после нормализации уровня гемоглобина, так как первоначальное повышение гемоглобина является временным, компенсаторным, наряду с одновременным снижением его запасов в «депо».

и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè àíåìèè ó äåòåé. Èíòðà-, ïîñòíàòàëüíûå è ýêçîãåííûå ïðè÷èíû àíåìèè è íàðóøåíèé ýðèòðîïîýçà. Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèè ó äåòåé â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèîïàòîãåíåçîì. Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå, ïðîãíîç è ïðîôèëàêòèêà æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé ó äåòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Àíåìèÿ ó äåòåé

Àíåìèÿ ó äåòåé — ãåìàòîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà è êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè. Ïðè ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ àíåìèè ó äåòåé îòìå÷àþòñÿ îáùàÿ ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, áëåäíîñòü êîæè è ñëèçèñòûõ, ãîëîâîêðóæåíèå, ñåðäöåáèåíèå. Àíåìèÿ ó äåòåé äèàãíîñòèðóåòñÿ ïî êëèíè÷åñêèì è ëàáîðàòîðíûì äàííûì (îáùèé àíàëèç êðîâè, îïðåäåëåíèå áèëèðóáèíà, ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà, îáùåé æåëåçîñâÿçûâàþùåé ñïîñîáíîñòè ñûâîðîòêè, èññëåäîâàíèå ïóíêòàòà êîñòíîãî ìîçãà è ò. ä.). Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ àíåìèè ó äåòåé âêëþ÷àþò îðãàíèçàöèþ ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ, ñâîåâðåìåííîå ââåäåíèå ïðèêîðìîâ, âèòàìèíîòåðàïèþ, ïðèåì ïðåïàðàòîâ æåëåçà, ÔÒË (ãèìíàñòèêà, ìàññàæ, ÓÔÎ), ïî ïîêàçàíèÿì — ïðîâåäåíèå ãåìîòðàíñôóçèé.

Àíåìèÿ ó äåòåé (ìàëîêðîâèå) — ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà è ýðèòðîöèòîâ â êðîâè ðåáåíêà. Àíåìèÿ ó äåòåé — ÷ðåçâû÷àéíî ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå â ïåäèàòðèè. Îêîëî 40% ñëó÷àåâ àíåìèè äèàãíîñòèðóåòñÿ ó äåòåé â âîçðàñòå äî 3-õ ëåò; 30% — â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå; îñòàëüíûå — â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

×àñòîå âîçíèêíîâåíèå àíåìèè ó äåòåé îáóñëîâëåíî èõ èíòåíñèâíûì ðîñòîì, àêòèâíîñòüþ ïðîöåññà ýðèòðîïîýçà, ïðîãðåññèâíûì óâåëè÷åíèåì ÷èñëà ôîðìåííûõ ýëåìåíòîâ è ÎÖÊ. Âìåñòå ñ òåì, àïïàðàò êðîâåòâîðåíèÿ ó äåòåé ôóíêöèîíàëüíî íåçðåë è âåñüìà óÿçâèì ïåðåä ëèöîì ðàçëè÷íûõ âîçäåéñòâèé. Íîðìàëüíîå ïðîòåêàíèå êðîâåòâîðåíèÿ ó äåòåé òðåáóåò áîëüøîãî êîëè÷åñòâà æåëåçà, áåëêà, âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ, ïîýòîìó ëþáûå ïîãðåøíîñòè âñêàðìëèâàíèÿ, èíôåêöèè, òîêñè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ íà êîñòíûé ìîçã ñïîñîáíû âûçâàòü ðàçâèòèå àíåìèè ó ðåáåíêà. Îñîáåííî ÷óâñòâèòåëüíûìè â ýòîì ïëàíå îêàçûâàþòñÿ äåòè âòîðîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè, ó êîòîðûõ èñòîùåíû íåîíàòàëüíûå ðåçåðâû æåëåçà. Äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùàÿ àíåìèÿ ó äåòåé ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàçâèòèåì ãèïîêñèè, ãëóáîêèìè òêàíåâûìè è îðãàííûìè èçìåíåíèÿìè. Äåòè ñ àíåìèåé îòñòàþò â ôèçè÷åñêîì è óìñòâåííîì ðàçâèòèè îò çäîðîâûõ ñâåðñòíèêîâ, ÷àùå ñòðàäàþò èíòåðêóððåíòíûìè çàáîëåâàíèÿìè, ñêëîííû ê ðàçâèòèþ õðîíè÷åñêèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ðàçëè÷íîãî ðîäà îñëîæíåíèé.

Ïðè÷èíû àíåìèè ó äåòåé

Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ àíåìèè ó äåòåé, äåëÿòñÿ íà àíòåíàòàëüíûå, èíòðàíàòàëüíûå è ïîñòíàòàëüíûå.

Àíòåíàòàëüíûå ôàêòîðû äåéñòâóþò â òå÷åíèå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ. Äëÿ íîðìàëüíîãî ïðîòåêàíèÿ ïðîöåññîâ êðîâåòâîðåíèÿ ó ðåáåíêà çà ïåðèîä áåðåìåííîñòè åãî îðãàíèçì äîëæåí ïîëó÷èòü îò ìàòåðè è íàêîïèòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî æåëåçà (îêîëî 300 ìã). Íàèáîëåå èíòåíñèâíàÿ ïåðåäà÷à æåëåçà îò áåðåìåííîé è åãî äåïîíèðîâàíèå ó ïëîäà ïðîèñõîäèò íà 28—32 íåäåëÿõ ãåñòàöèè. Íàðóøåíèå íîðìàëüíîãî òå÷åíèÿ áåðåìåííîñòè â ýòîò ïåðèîä (ãåñòîç, ôåòîïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, óãðîçà ñàìîïðîèçâîëüíîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè, ïðåæäåâðåìåííàÿ îòñëîéêà ïëàöåíòû, êðîâîòå÷åíèå, èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè, îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêèõ ïðîöåññîâ) ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ îáìåíà æåëåçîì è åãî íåäîñòàòî÷íîìó íàêîïëåíèþ â îðãàíèçìå ðåáåíêà.

Àíåìèÿ ó äåòåé âîçíèêàåò â òîì ñëó÷àå, åñëè æåíùèíà òàêæå ñòðàäàëà àíåìèåé âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Ïðåæäåâðåìåííûå ðîäûïðèâîäÿò ê òîìó, ÷òî àíåìèÿ âûÿâëÿåòñÿ ó âñåõ íåäîíîøåííûõ äåòåé ñ ðîæäåíèÿ èëè ïðèáëèçèòåëüíî ñ 3-ãî ìåñÿöà æèçíè. Ðàçâèòèþ àíåìèè ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé ñïîñîáñòâóåò ìíîãîïëîäíàÿ áåðåìåííîñòü.

Èíòðàíàòàëüíûå ôàêòîðû àíåìèè ó äåòåé ñâÿçàíû, ãëàâíûì îáðàçîì, ñ êðîâîïîòåðåé âî âðåìÿ ðîäîâ. Êðîâîïîòåðÿ âîçìîæíà â ñëó÷àå ïðåæäåâðåìåííîé îòñëîéêè ïëàöåíòû â ïåðèîä ðîäîâ, ðàííåé èëè ïîçäíåé ïåðåâÿçêè ïóïîâèíû, èñòå÷åíèÿ êðîâè èç ïóïîâèííîãî îñòàòêà ïðè åãî íåíàäëåæàùåé îáðàáîòêå, ïðèìåíåíèÿ òðàâìèðóþùèõ àêóøåðñêèõ ïîñîáèé.

àíåìèÿ ýðèòðîïîýç æåëåçîäåôèöèòíûé ëå÷åíèå

Ïîñòíàòàëüíûå ôàêòîðû àíåìèè ó äåòåé âêëþ÷àþòñÿ ïîñëå ðîæäåíèÿ è ìîãóò áûòü ýíäîãåííûìè èëè ýêçîãåííûìè. Ïðè÷èíàìè ýíäîãåííîé àíåìèè ó äåòåé ìîãóò ñëóæèòü ïîâðåæäåíèå ýðèòðîöèòîâ âñëåäñòâèå ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ, àíîìàëèè ñèíòåçà ãåìîãëîáèíà, ïåðâè÷íàÿ êîíñòèòóöèîíàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü êîñòíîãî ìîçãà.

Ýêçîãåííûå àíåìèè ó äåòåé íàèáîëåå ÷àñòî îáóñëîâëåíû àëèìåíòàðíûìè ïðè÷èíàìè.  äàííîì ñëó÷àå àíåìèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè, íàõîäÿùèõñÿ íà îäíîîáðàçíîì ìîëî÷íîì âñêàðìëèâàíèè. Àíåìèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ìîæåò âîçíèêàòü ïðè íåäîñòàòî÷íîì ñîäåðæàíèè æåëåçà â ãðóäíîì ìîëîêå; ðàííåì è íåîáîñíîâàííîì ïåðåâîäå ðåáåíêà íà èñêóññòâåííîå èëè ñìåøàííîå âñêàðìëèâàíèå; èñïîëüçîâàíèè íåàäàïòèðîâàííûõ ñìåñåé, êîðîâüåãî èëè êîçüåãî ìîëîêà äëÿ êîðìëåíèÿ; ïîçäíåì ââåäåíèè â ðàöèîí ðåáåíêà ïðèêîðìîâ.  áîëåå âûñîêîì ïîñòóïëåíèè æåëåçà â îðãàíèçì íóæäàþòñÿ íåäîíîøåííûå äåòè è äåòè, ðîæäåííûå ñ ïîâûøåííîé ìàññîé òåëà. Ïîýòîìó íåñîîòâåòñòâèå ìåæäó ïîñòóïëåíèåì è ðàñõîäîì æåëåçà òàêæå ìîæåò ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé àíåìèè ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè.

Àíåìèè ó äåòåé ìîãóò âîçíèêàòü âñëåäñòâèå ðåãóëÿðíûõ êðîâîïîòåðü: ïðè ÷àñòíûõ íîñîâûõ êðîâîòå÷åíèÿõ, áîëåçíÿõ êðîâè (ãåìîôèëèè, áîëåçíè Âèëëåáðàíäà), ìåíîððàãèè, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûõ êðîâîòå÷åíèÿõ, ïîñëå îïåðàòèâíûõ âìåøàòåëüñòâ. Ó äåòåé ñ ïèùåâûìè àëëåðãèÿìè, ýêññóäàòèâíûì äèàòåçîì, íåéðîäåðìèòîì îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåííàÿ ïîòåðÿ æåëåçà ÷åðåç ýïèòåëèé êîæíûõ ïîêðîâîâ, ïîýòîìó òàêèå äåòè ñîñòàâëÿþò ãðóïïó ðèñêà ïî ðàçâèòèþ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè.

Êðîìå ïîòåðè æåëåçà, ê ðàçâèòèþ àíåìèè ó äåòåé ìîæåò ïðèâîäèòü íàðóøåíèå åãî âñàñûâàíèÿ è îáìåíà. Òàêèå ðàññòðîéñòâà îáû÷íî âñòðå÷àþòñÿ ïðè ñèíäðîìå ìàëüàáñîðáöèè (ãèïîòðîôèè, ðàõèòå, ëàêòàçíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, öåëèàêèè, êèøå÷íîé ôîðìåìóêîâèñöèäîçà è äð.) Àíåìèÿ ó äåòåé ìîæåò ÿâëÿòüñÿ ñëåäñòâèåì ëþáîãî èíôåêöèîííîãî èëè õðîíè÷åñêîãî ñîìàòè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ (òóáåðêóëåçà, áàêòåðèàëüíîãî ýíäîêàðäèòà, áðîíõîýêòàòè÷åñêîé áîëåçíè, ïèåëîíåôðèòà è äð.), ëåéêîçîâ, ìèêîçîâ, ãëèñòíîé èíâàçèè, êîëëàãåíîçîâ (ÑÊÂ, ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà è äð.)

 ðàçâèòèè àíåìèè ó äåòåé îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå èìååò äåôèöèò âèòàìèíîâ ãðóïïû B, ìèêðîýëåìåíòîâ (ìàãíèÿ, ìåäè, êîáàëüòà), íåáëàãîïðèÿòíûå ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ, èñòîùåíèå çàïàñîâ ýíäîãåííîãî æåëåçà, íàñòóïàþùåå ó ãðóäíîãî ðåáåíêà ê 5-6 ìåñ.

Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèè ó äåòåé

 ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèîïàòîãåíåçîì âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû àíåìèé:

I. Ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå àíåìèè ó äåòåé, îáóñëîâëåííûå ñ îñòðîé èëè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðåé.

II. Àíåìèè ó äåòåé, îáóñëîâëåííûå íàðóøåíèåì ãåìîïîýçà:

· æåëåçîäèôèöèòíûå (ãèïîõðîìíûå)

· íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå æåëåçîíàñûùåííûå (ñèäåðîàõðåñòè÷åñêèå — ñâÿçàíû ñ äåôåêòàìè ñèíòåçà ïîðôèðèíîâ)

· ìåãàëîáëàñòíûå (Â12-äåôèöèòíûå è ôîëèåâîäåôèöèòíûå)

· íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå äèçýðèòðîïîýòè÷åñêèå

· íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå ãèïîïëàñòè÷åñêèå è àïëàñòè÷åñêèå (ñâÿçàíû ñ óãíåòåíèåì êðîâåòâîðåíèÿ)

III. Íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè ó äåòåé, îáóñëîâëåííûå ïîâûøåííûì ðàçðóøåíèåì ýðèòðîöèòîâ è ïðåîáëàäàíèåì ïðîöåññà êðîâîðàçðóøåíèÿ íàä ïðîöåññîì êðîâîîáðàçîâàíèÿ (ìåìáðàíîïàòèè, ôåðìåíòîïàòèè, ãåìîãëîáèíîïàòèè, àóòîèììóííûå àíåìèè, ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííûõ è äð.).

Ñèìïòîìû àíåìèè ó äåòåé

Íîðìà ãåìîãëîáèíà êðîâè ó äåòåé äî 6 ëåò ñîñòàâëÿåò 125-135 ã/ë; îá àíåìèè ó ðåáåíêà ãîâîðÿò â òîì ñëó÷àå, åñëè ýòîò ïîêàçàòåëü îïóñêàåòñÿ íèæå 110 ã/ë (ó äåòåé äî 5 ëåò) è íèæå 120 ã/ë (ó äåòåé ñòàðøå 5 ëåò).

Âèäèìûå èçìåíåíèÿ ïðè àíåìèè ó äåòåé íàáëþäàþòñÿ ñî ñòîðîíû êîæè è åå ïðèäàòêîâ: êîæíûå ïîêðîâû ñòàíîâÿòñÿ áëåäíûìè, ñóõèìè, øåëóøàùèìèñÿ; íîãòè äåôîðìèðóþòñÿ è ñòàíîâÿòñÿ ëîìêèìè; âîëîñû òåðÿþò çäîðîâûé áëåñê. Õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì àíåìèè ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîì Ôèëàòîâà — áëåäíîñòü ìî÷åê óøåé ïðè îñìîòðå â ïðîõîäÿùåì ñâåòå. Ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ àíåìèè ó äåòåé ïîÿâëÿþòñÿ òðåùèíû íà ëàäîíÿõ è ïîäîøâàõ, â óãîëêàõ ðòà; ðàçâèâàåòñÿ àôòîçíûé ñòîìàòèò, ãëîññèò. Äåòè ñ àíåìèåé îñëàáëåíû, àñòåíè÷íû, ÷àñòî áîëåþò ÎÐÂÈ, áðîíõèòàìè è ïíåâìîíèÿìè, îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè.

Ñî ñòîðîíû íåðâíîé ñèñòåìû, èñïûòûâàþùåé ãèïîêñèþ, îòìå÷àåòñÿ âÿëîñòü, ïëàêñèâîñòü, áûñòðàÿ èñòîùàåìîñòü, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ïîâåðõíîñòíûé ñîí, ýíóðåç. Âûÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå ìûøå÷íîãî òîíóñà, ðåáåíîê ïëîõî ïåðåíîñèò ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, áûñòðî óòîìëÿåòñÿ. Ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè îòìå÷àåòñÿ ãèïîòðîôèÿ, ïðîèñõîäèò ðåãðåññ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ.

Ïðè àíåìèè ó äåòåé âûÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû â âèäå àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè, îðòîñòàòè÷åñêèõ êîëëàïñîâ, îáìîðîêîâ, òàõèêàðäèè, ñèñòîëè÷åñêîãî øóìà.

Ñî ñòîðîíû ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû ó äåòåé ñ àíåìèåé íàáëþäàþòñÿ ÷àñòûå ñðûãèâàíèÿ è ðâîòà ïîñëå êîðìëåíèÿ, ìåòåîðèçì, äèàðåÿ èëè çàïîðû, ïîíèæåííûé àïïåòèò, âîçìîæíî óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè è ïå÷åíè.

Äèàãíîñòèêà àíåìèè ó äåòåé

Îñíîâó äèàãíîñòèêè àíåìèè ó äåòåé ñîñòàâëÿþò ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ.  îáùåì àíàëèçå êðîâè ïðè àíåìèè ó äåòåé âûÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå Hb (ìåíåå 120-110 ã/ë), ñíèæåíèå Er (<3,8õ1012/ë), ñíèæåíèå ÖÏ <0,85. Áèîõèìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå êðîâè âêëþ÷àåò îïðåäåëåíèå ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà, íàñûùåíèÿ òðàíñôåððèíà æåëåçîì, êîíöåíòðàöèè ôåððèòèíà â ñûâîðîòêå, áèëèðóáèíà, âèòàìèíîâ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ ïðîâåäåíèå ïóíêöèè è èññëåäîâàíèÿ êîñòíîãî ìîçãà.

 ïðîöåññå äèàãíîñòèêè îïðåäåëÿåòñÿ ôîðìà è ñòåïåíü òÿæåñòè àíåìèè ó äåòåé. Ïîñëåäíÿÿ îöåíèâàåòñÿ ïî ñîäåðæàíèþ ýðèòðîöèòîâ è ãåìîãëîáèíà:

· àíåìèÿ ëåãêîé ñòåïåíè — Hb 110-90 ã/ë, Er — äî 3,5õ1012/ë;

· àíåìèÿ ñðåäíåé ñòåïåíè — Hb 90-70 ã/ë, Er — äî 2,5õ1012/ë;

· àíåìèÿ òÿæåëîé ñòåïåíè — Hb ìåíåå 70ã/ë, Er — ìåíåå 2,5õ1012/ë.

Ïî ïîêàçàíèÿì äåòè ñ àíåìèåé ìîãóò íóæäàòüñÿ â êîíñóëüòàöèÿõ óçêèõ ñïåöèàëèñòîâ (äåòñêîãî ãàñòðîýíòåðîëîãà, äåòñêîãî ðåâìàòîëîãà, äåòñêîãî íåôðîëîãà, äåòñêîãî ãèíåêîëîãà è äð.), îáñëåäîâàíèè ÆÊÒ (ÝÃÄÑ, ÓÇÈ áðþøíîé ïîëîñòè) è ïî÷åê (ÓÇÈ ïî÷åê).

Ëå÷åíèå àíåìèè ó äåòåé

Ïðè àíåìèè ó äåòåé òðåáóåòñÿ îðãàíèçàöèÿ ïðàâèëüíîãî ðåæèìà äíÿ è ñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ ðåáåíêà, ïðîâåäåíèå ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè è îáùåóêðåïëÿþùèõ ìåðîïðèÿòèé. Äåòÿì ðåêîìåíäóåòñÿ äîñòàòî÷íîå ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, äîïîëíèòåëüíûé ñîí; íàçíà÷àåòñÿ ãèìíàñòèêà è ìàññàæ, ÓÔÎ.

Äåòÿì ñ àíåìèåé, íàõîäÿùèìñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè, ñëåäóåò ñâîåâðåìåííî ââîäèòü ïðèêîðìû (ñîêè, ÿè÷íûé æåëòîê, îâîùè, ìÿñíîå ïþðå). Îäíîâðåìåííî íåîáõîäèìî ñêîððåêòèðîâàòü ðàöèîí êîðìÿùåé æåíùèíû, äîáàâèòü ïðèåì ïîëèâèòàìèíîâ è ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Äåòÿì, ïîëó÷àþùèì èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, íàçíà÷àþòñÿ àäàïòèðîâàííûå ìîëî÷íûå ñìåñè, îáîãàùåííûå æåëåçîì. Äèåòà äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà äîëæíà ñîäåðæàòü ïå÷åíü, ãîâÿäèíó, áîáîâûå, çåëåíü, ìîðåïðîäóêòû, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ñîêè.

Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ àíåìèè ó äåòåé âêëþ÷àåò íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ æåëåçà (ãåìîôåð, àêòèôåððèí, ôåððîïëåêñ, êîíôåðîí è äð.) è ïîëèâèòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ äî ïîëíîé íîðìàëèçàöèè êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûõ ïîêàçàòåëåé (â ñðåäíåì 6-10 íåäåëü).  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ ïðîâåäåíèå ãåìîòðàíñôóçèè.

Ïðîãíîç è ïðîôèëàêòèêà àíåìèè ó äåòåé

Ïðîãíîç æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé ó äåòåé îáû÷íî áëàãîïðèÿòíûé. Ïðè ñâîåâðåìåííîé äèàãíîñòèêå, ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè ïèòàíèÿ, ëå÷åíèè àíåìèè è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé íàñòóïàåò ïîëíîå âûçäîðîâëåíèå. Òÿæåëàÿ àíåìèÿ ó äåòåé ìîæåò ÿâèòüñÿ îñíîâàíèåì äëÿ ïåðåíîñà ñðîêîâ âàêöèíàöèè.

Àíòåíàòàëüíûé ýòàï ïðîôèëàêòèêè àíåìèè ó äåòåé âêëþ÷àåò ïîëíîöåííîå ïèòàíèå áåðåìåííîé, äîñòàòî÷íîå ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, ïðèåì ìèíåðàëüíî-âèòàìèííûõ êîìïëåêñîâ, ñîäåðæàùèõ æåëåçî. Ïîñòíàòàëüíîå ïðåäóïðåæäåíèå àíåìèè ó äåòåé ñâîäèòñÿ ê åñòåñòâåííîìó âñêàðìëèâàíèþ, ââåäåíèþ ïðèêîðìîâ â ðåêîìåíäóåìûå ñðîêè, ïðîôèëàêòèêå çàáîëåâàíèé ðàííåãî âîçðàñòà, îðãàíèçàöèè õîðîøåãî óõîäà è îïòèìàëüíîãî ðåæèìà äëÿ ðåáåíêà, ïðîâåäåíèþ ïðåâåíòèâíûõ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ êóðñîâ â ãðóïïàõ ðèñêà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Читайте также:  К наследственным гемолитическим анемиям относится