Курс реабилитации при бронхите

Рекомендации по восстановлению дыхательной системы после бронхита.

Рекомендации по восстановлению дыхательной системы после бронхита.

На фоне любого воспалительного процесса иммунных функций организма ослабевают. Бронхит представляет собой серьезную патологию дыхательной системы, приводящую к полному снижению иммунных функций организма.

Восстановление после бронхита – процесс довольно длительный, но при соблюдении основных правил и мер предосторожности его можно существенно ускорить. На что нужно обратить внимание пациента, чтобы не допустить повторного проявления симптомов патологии, следует рассмотреть подробно.

Широкий термин реабилитация, что означает?

На что ориентированы восстановительные процессы при бронхите?

На что ориентированы восстановительные процессы при бронхите?

Под понятием реабилитация подразумевается восстановление всех естественных процессов, протекающих в организме человека. Восстановление после бронхита подразумевает налаживание функций дыхания.

Под реабилитационной программой подразумевают ряд мероприятий, которые помогают человеку после перенесенного заболевания вернуться в общество и начать привычную жизнь. Этиология бронхита играет важную роль для процесса определения необходимой методики.

Программа восстановления сил организма составляется индивидуально для каждого пациента с учетом следующих особенностей:

  • половая принадлежность пациента;
  • возраст;
  • общее состояние здоровья;
  • наличие хронических патологий;
  • патогенез бронхита, то есть его причина;
  • степень тяжести бронхита.

При выборе восстанавливающих процедур обязательно учитывают историю болезни пациента и данные обследования.

Что учитывают при определении методики восстановления?

Что учитывают при определении методики восстановления?

На основании перечисленных данных определяется особый реабилитационный план, который обязательно включает:

  • правильное питание;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • специальные дыхательные упражнения и ЛФК.

Для корректировки эффективности терапии периодически проводят диагностические мероприятия. В некоторых случаях пациентам рекомендуют санаторную терапию, для определения метода значимость оказывает патогенез острого бронхита.

Основные принципы реабилитации

Реабилитационная программа является общим требованием для периода восстановления у взрослых и детей.

Как восстановить здоровье бронх?

Как восстановить здоровье бронх?

Внимание! Восстановление после острого бронхита проходит несколько проще, чем при хроническом течении патологии.

Ее цель в первую очередь состоит в повышении иммунных свойств.

Мероприятия обеспечивают:

  • нормализацию кровообращения;
  • улучшение лимфообращения;
  • восстановления после деформаций;
  • снижение активности микроорганизмов;
  • восстановление дренажных функций;
  • нормализация дыхательного ритма.

Основные цели терапии:

  • укрепление мускулатуры дыхательных путей;
  • отладка процесса вентиляции легких;
  • усиление дренажных функций;
  • повышение иммунитета;
  • профилактика развития осложнений.

Поскольку бронхит представляет собой заболевание, требующее проведения всесторонних реабилитационных мероприятий, действия, осуществляемые в период восстановления должны быть слаженными.

Методика действий определяется врачом индивидуально.

Методика действий определяется врачом индивидуально.

Реабилитационные мероприятия начинают спустя 3-4 дня после начала использования антибиотиков:

Реабилитация после бронхита
РекомендацииЧто нужно делать
Правильное питаниеВ период восстановления иммунная система человека является травмированной, потому она испытывает особенную потребность в витаминах. Рацион пациента должен быть сбалансированным, девушкам следует отложить голодание на более позднее время. В ежедневном меню человека после бронхита должны присутствует не только фрукты и овощи, но и мясо, выступающее незаменимым источником белка. Не следует забывать о необходимости потребления злаковых и молочных продуктов.
Лечебная физическая культураС такого рода упражнениями пациента должен знакомить консультант. Рекомендуемые движения определяются с учетом особенностей протекания болезни и физических данных пациента. Получить пользу от таких процедур можно лишь при условии их правильного выполнения. Все упражнения, рекомендуемые при бронхите достаточно просты. Пациент может посетить одно занятие с инструктором, а дальше выполнять упражнения регулярно в домашних условиях.
МассажМассаж является необходимым компонентом восстанавливающей терапии, в случае если у пациента проявляется остаточный кашель. Чаще всего с таким проявлением сталкиваются дети. Инструкция проведения массажа достаточно проста, мама сможет делать его самостоятельно, соблюдая определенные требования. Простая манипуляция позволяет существенно упростить процесс отхождения мокроты.
Дыхательная гимнастикаВыполнение дыхательных упражнений после бронхита рекомендовано всем без исключения пациентам. Связано  это с тем, что дыхательная зарядка помогает повысить дренажные функции и существенно упрощает процесс выведения мокроты. Дыхательная гимнастика часто подразумевает выполнение особенных упражнений по методики Стрельниковой. Видео в этой статье ознакомит пациентов со всеми тонкостями проведения упражнений.
Ежедневные прогулки на свежем воздухеДыхательные пути пациента после перенесенного бронхита являются крайне уязвимыми, потому от прогулки следует отказаться, если на улице слишком жарко или сыро.  Выбирая место для пешеходной прогулки лучше отдать предпочтение парковой зоне или тропинке вблизи водоема.
Физические упражненияУтренняя гимнастика идет на пользу всем пациентам без исключения. Легкие физические упражнения помогут ускорить процесс восстановления после бронхита. Тем не менее, не следует забывать о соблюдении мер осторожности: организм крайне слаб, потому перетруждать его не следует.
Соблюдение режима снаВсем известно, что для полноценного восстановления организму нужен отдых, потому пациентам, работающим в сложных условиях труда, следует заблаговременно позаботиться о продлении больничного листа. Длительность здорового сна составляет 8 часов, в восстановительном периоде это время может быть увеличено.

Соблюдение перечисленных советов позволит пациенту быстро восстановить силы после бронхита и наладить работу дыхательной системы.

Внимание! Этиология острого бронхита играет весомую роль в процессах определения реабилитации. Оздоровительные процедуры начинают после исчезновения симптоматики патологии.

Реабилитационный период для детей

Реабилитация после бронхита является обязательным мероприятием для всех детей. Длительность такого периода во многом зависит от самочувствия пациента и характера протекания патологии. Поскольку бронхит имеет различную природу тип применяемых восстановительных методик может существенно отличаться.

Важно! Бронхит у детей независимо от причин его проявления чаще всего протекает в тяжелой форме потому длительность восстановительного периода после болезни, может составлять 1- 6 месяцев. Родителям также следует помнить о необходимости периодического посещения педиатра со сдачей стандартных анализов для осуществления контроля над самочувствием ребенка.

Как восстановить работу бронх у ребенка.

Как восстановить работу бронх у ребенка.

Диагноз острый бронхит часто пугает родителей, но он не так страшен. Опасность заключается в вероятных осложнениях патологии, которые проявляются как результат неокончательного выздоровления или неправильного поведения в период восстановления.

Восстановительная терапия для детей

Педиатры утверждают, что после перенесенного бронхита для восстановления функций дыхательных путей следует использовать такие мероприятия:

  • методы физиотерапии;
  • лечебная физическая культура;
  • массаж грудной клетки;
  • витаминотерапия.

В период реабилитации малышу необходимо предоставить полноценный рацион, который будет обогащен витаминами. Зачастую медики рекомендуют использовать дополнительно витаминные комплексы для стабилизации активности иммунной системы.

Внимание! Если в период лечения бронхита применялись антибиотики, следует уделить внимание необходимости восстановления микрофлоры кишечника.

Массаж помогает ускорить процесс выведения мокрот.

Массаж помогает ускорить процесс выведения мокрот.

Перечень основных советов выглядит следующим образом:

  1. Высокого терапевтического эффекта можно добиться проведением массажа грудной клетки. Такая методика обеспечивает активизацию процесса отделения и выведения мокроты и помогает предотвратить образование застойных явлений в легких.
  2. Детям также рекомендуют лечебную гимнастику, которая полагает использование легких упражнений. По мере нормализации самочувствия пациента интенсивность тренировок усиливается. Для получения лучшего результата ЛФК рекомендуют комбинировать с дыхательной гимнастикой.

Восстановление в условиях стационара

Процесс реабилитации в условиях стационара проходит под контролем врача.

Процесс реабилитации в условиях стационара проходит под контролем врача.

Реабилитационная программа, направленная на восстановление организма ребенка после бронхита может применяться в условиях стационара.

Методика подразумевает использование следующих мероприятий:

  • ЛФК;
  • массаж;
  • физиопроцедуры;
  • закаливание.

Преимущество состоит в том, что ребенок постоянно пребывает под наблюдением специалистов. Это позволяет корректировать схему терапии.

Санаторная реабилитация

Метод подразумевает пребывание ребенка в условиях санатория. Подобные здравницы, как правило, располагают в горных районах, лесах и на берегу моря.

Преимущество состоит в том, что такая атмосфера положительным образом действует на самочувствие малыша и обеспечивается скорейшее восстановление дыхательных путей.

Детские здравницы часто располагаются в горах и на берегу моря.

Детские здравницы часто располагаются в горах и на берегу моря.

Терапия полагает:

  • походы на короткие расстояния;
  • купание в бассейнах санатория и открытых водоемах;
  • бальнеотерапия;
  • солнечные ванны;
  • сон на свежем воздухе;
  • ингаляции.

После окончания периода реабилитации в обязательном порядке проводят оценку лабораторных анализов крови. Цена поездки может варьироваться в зависимости от региона и характера услуг, представляемых пансионатом. На фото представлены приблизительные условия проживания пациентов в санаториях.

Остаточные явления

Остаточные явления после бронхита не являются исключительными. Чаще всего пациенты сталкиваются с проявлениями кашля.

Тем не менее, особенности течения бронхитов у пожилых  лиц состоят в том, что заболевание может давать осложнения на все органы и системы. Бывает и так что после бронхита болит спина.

В таких случаях возможны следующие осложнения:

  • переход бронхита в гнойную форму;
  • проявление неврологических поражений;
  • развитие пневмонии.

Остаточный кашель – достаточно субъективный термин. Проявление кашля в фазе, когда острая стадия бронхита миновала, часто пугает родителей. Организм ребенка в этот момент уже справился с вирусами и в какой-то степени восстановился и может посещать детский коллектив.

Тем не менее, продолжительное явление должно обеспокоить родителей и заставить обратиться к врачу. Кроме того приступы кашля могут свидетельствовать о слабости иммунной системы или повторном проявлении бронхита.

Внимание! Ангина после бронхита чаще всего проявляется у детей. связано подобное явление с нестабильностью иммунной системы.

Своевременное обращение к врачу поможет снизить вероятность хронизации процесса.

Своевременное обращение к врачу поможет снизить вероятность хронизации процесса.

Чаще всего остаточный кашель проявляется у детей, чьи родители в силу определенных обстоятельств пренебрегли необходимости прохождения курса восстановительных процедур. Остаточный кашель у взрослых проявляется как результат участия негативных факторов: никотиновая зависимость, раннее возвращение на работу.

Для того что бы минимизировать вероятность проявления такого явления следует соблюдать все рекомендации врача и выполнять все его предписания. Только врач сможет определить тот момент, когда иммунная система будет готова к привычным ранее нагрузкам.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà áðîíõèòà êàê âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ, ïîðàæàþùåãî ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ëåãêèõ è áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Îñîáåííîñòè ñàíàòîðíî-êóðîðòíîãî ëå÷åíèÿ. Îñíîâíîå ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè è èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê êàæäîìó áîëüíîìó.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Как ускорить выздоровление при бронхите

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå àâòîíîìíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå Ìóðìàíñêîé îáëàñòè

«Êîëüñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»

Ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèòå

Ðàáîòó âûïîëíèëà:

Âðóáëåâñêàÿ Å.

Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü:

Êîíäðàòüåâà Ò.Þ.

Àïàòèòû 2015

Áðîíõèò — ýòî âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå. Äàííîå âîñïàëåíèå ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ëåãêèõ è áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Áðîíõèò áûâàåò äâóõ âèäîâ: îñòðûé è õðîíè÷åñêèé. Ñèìïòîìû îñòðîãî áðîíõèòà äëÿòñÿ îò íåñêîëüêèõ äíåé äî òðåõ-÷åòûðåõ íåäåëü. Òàêèå ñèìïòîìû õàðàêòåðíû äëÿ âñåõ ÎÐÇ-çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ïðîõîäÿò ñ ïîðàæåíèåì áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Ñèìïòîìîì õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ íåïðåêðàùàþùèéñÿ êàøåëü. Ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ äàííîãî âèäà áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ ïðîäîëæèòåëüíîå êóðåíèå è ïîðàæåíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

Âñå áîëåçíè íàøåãî îðãàíèçìà âûçâàíû çàãðÿçíåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Òàê, õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, êàê íè óäèâÿòñÿ ìíîãèå ëþäè, òîæå â êàêîé-òî ñòåïåíè ñâÿçàí ñ ýòèì.

Èç ðàçëè÷íûõ èñòî÷íèêîâ èçâåñòíî, ÷òî ÷àùå âñåãî áðîíõèòîì áîëåþò ëþäè â ïîæèëîì âîçðàñòå, òî åñòü ñòàðøå 50 ëåò. ×àùå âñåãî áðîíõèòîì ñòðàäàþò ìóæ÷èíû, ïðèìåðíî â 2-3 ðàçà ÷àùå, ÷åì æåíùèíû. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ÷àùå âñåãî ïðèâîäèò ê ëåòàëüíîìó èñõîäó. Ïðè÷èíû òàêîãî èñõîäà — ñòðåìèòåëüíîå ðàçâèòèå ëåãî÷íî-ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïàòîëîãè÷åñêîå ðàñøèðåíèå âîçäóøíûõ ïðîñòðàíñòâ.

ÕÎÁ, èëè ïî-äðóãîìó õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, òàêæå ÿâëÿåòñÿ âîñïàëèòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, è îíî òàêæå ïîðàæàåò áðîíõè. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò íàðóøàåò ïðîöåññû âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, ñòîèò çàìåòèòü, ÷òî òàêîå ïîëîæåíèå ïîñòîÿííî óõóäøàåòñÿ. Ãëàâíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæèòåëüíûé êàøåëü ñ âûäåëåíèåì ìîêðîòû, îäûøêà.

Ðàçëè÷àþò îñòðûé è õðîíè÷åñêèé áðîíõèò.

Îñòðûé áðîíõèò

Ýòî îñòðîå âîñïàëåíèå òðàõåîáðîíõèàëüíîãî äåðåâà, âûçûâàåìîå âèðóñàìè, áàêòåðèÿìè, õèìè÷åñêèìè è äðóãèìè ôàêòîðàìè.

Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè

Óìåíüøåíèå âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â áðîíõàõ è âîññòàíîâëåíèå èõ äðåíàæíîé ôóíêöèè; ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà è ïíåâìîíèè; ïîâûøåíèå èììóíèòåòà. áðîíõèò ëåãêîå êóðîðòíûé ðåàáèëèòàöèÿ

Îñîáåííîñòè ËÔÊ

ËÔÊ íàçíà÷àþò ïî ñòèõàíèè îñòðîãî ïðîöåññà. Ïðèìåíÿþò âíà÷àëå ñòàòè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à ïîçæå äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, äåëàÿ àêöåíò íà âûäîõå è íà îòêàøëèâàíèè ìîêðîòû, è îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ.

Îñîáåííîñòè ìåòîäèêè ìàññàæà

Âíà÷àëå ìàññèðóþò ñïèíó â ÈÏ ëåæà íà æèâîòå, à çàòåì ëåæà íà ñïèíå — ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè. Ðóêè ìàññàæèñòà ðàñïîëàãàþòñÿ ïàðàëëåëüíî ðåáðàì è ñêîëüçÿò îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó âî âðåìÿ âäîõà, à âî âðåìÿ âûäîõà — ê ãðóäèíå, ñæèìàÿ ãðóäíóþ êëåòêó. Ïðè ýòîì ðàçäðàæàþòñÿ ðåöåïòîðû àëüâåîë, êîðíÿ ëåãêîãî è ïëåâðû, ÷òî âîçáóæäàåò äûõàòåëüíûé öåíòð è àêòèâíûé âäîõ.

Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò

Äëèòåëüíî ïðîòåêàþùåå ïîðàæåíèå áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ãèïåðñåêðåöèåé è íàðóøåíèåì áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè. Ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå ïîðàæàþòñÿ íå òîëüêî âñå ñòåíêè áðîíõà, íî è îêðóæàþùàÿ ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê àòåëåêòàçàì, ýìôèçåìå ëåãêèõ, ïíåâìîñêëåðîçó, áðîíõîýêòàçàì è õðîíè÷åñêîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ðàçëè÷àþò îáñòðóêòèâíûé è íåîáñòðóêòèâíûé áðîíõèò. Ïðè íåîáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå âíåøíåå äûõàíèå íå íàðóøåíî, îäûøêè íåò. Ïðè îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå îòìå÷àþòñÿ îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå è ñòîéêèå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè

Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè

Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà, óëó÷øåíèå êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â ëåãêèõ, ëèêâèäàöèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà, óëó÷øåíèå îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.

Îñîáåííîñòè ËÔÊ

Ïðèìåíÿþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ è ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ — íà óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì è äðåíàæíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ îòêàøëèâàíèÿ ìîêðîòû.

Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå

1. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâàÿ ðóêà íà æèâîòå, ïðàâàÿ íà ãðóäè. Íîæíîé êîíåö êóøåòêè ïðèïîäíÿò íà 30 ñì. Òðåíèðîâêà áðþøíîãî äûõàíèÿ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí — 20-40 ñåêóíä.

2. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Êèñòè ðóê ó ïëå÷. Ïîäíèìàíèå ëîêòåé ÷åðåç ñòîðîíû ââåðõ — âäîõ. Îïóñêàíèå ñ íàäàâëèâàíèåì íà ïåðåäíåáîêîâûå îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè, ïîäíèìàíèå ãîëîâû âïåðåä — âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

3. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ðàçâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû — âäîõ. Ïîäòÿãèâàíèå ðóêàìè ñîãíóòûõ íîã ê ãðóäè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ (5-6 ðàç).

4. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Íîãè ñîãíóòû ñ îïîðîé íà ñòîïû. Ïîäíÿòü òàç — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

5. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïåðåéòè â ïîëîæåíèå ñèäÿ — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

6. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Êèñòè ðóê â ïîëîæåíèè «çàìêà» íà ãðóäè. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ âåðõíåé ÷àñòüþ òóëîâèùà è ïîäíÿòûìè ðóêàìè âïðàâî. Çàòåì âëåâî, 5-6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ñâîáîäíîå.

7. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ çà ãîëîâó — âäîõ. Îïóñêàíèå ðóê ñ îäíîâðåìåííûì ïîäíèìàíèåì ïðÿìîé íîãè — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç êàæäîé íîãîé. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí.

8. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðàçâåäåíèå ïðÿìûõ ðóê â ñòîðîíû ñ ïðîãèáàíèåì ñïèíû — âäîõ. Ñâåäåíèå ðóê âïåðåä, ñêðåñòèòü èõ. Ïîäíèìàÿ ãîëîâó è ãðóäü, îäíîâðåìåííî ñæàòü ãðóäü êèñòÿìè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé (5- 6 ðàç).

Читайте также:  Бронхит у собаки цефтриаксоном

9. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ïîâîðîò òóëîâèùà ñ íàêëîíîì åãî âåðõíåé ÷àñòè ïîî÷åðåäíî âïðàâî è âëåâî, ñâîäÿ ðóêè äî êàñàíèÿ èìè ïîëà — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).

10. ÈÏ — ëåæà íà ëåâîì áîêó. Ëåâàÿ ðóêà íàä ãîëîâîé, ïðàâàÿ âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé ðóêè ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ, îïóñêàíèå åå ñî ñæàòèåì ëàäîíüþ ãðóäíîé êëåòêè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Ïîâòîðèòü 5-6 ðàç. Ïðè ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà â ëåâîì ëåãêîì — òî æå íà ïðàâîì áîêó äëÿ ëåâîé ðóêè è óïðàæíåíèÿ ¹ 10, 11, 12 è 13.

11. ÈÏ — òî æå. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïðàâîé ðóêîé âïåðåä, çàòåì íàçàä, 4-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï áûñòðûé, äûõàíèå ñâîáîäíîå, ðóêà íàïðÿæåíà.

12. ÈÏ — òî æå. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé ðóêè ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ. Îïóñêàíèå è ïîäòÿãèâàíèå ðóêîé ïðàâîé ñîãíóòîé íîãè ê ãðóäè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

13. ÈÏ — òî æå. Îòâåäåíèå ïðàâîé ðóêè â ñòîðîíó ñ ïîâîðîòîì âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà äî ïîëîæåíèÿ ëåæà íà ñïèíå — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ, íàêëîí òóëîâèùà äî êàñàíèÿ ïîëà ðóêîé — âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).

14. ÈÏ — ëåæà íà æèâîòå. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ ñ îïîðîé íà êèñòè. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå óïîðà íà êîëåíÿõ, ñåñòü íà ïÿòêè — âäîõ, âåðíóòüñÿ â ÈÏ ñ ïðîãèáàíèåì ñïèíû — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).

15. ÈÏ — òî æå. Îòâåäåíèå ðóêè â ñòîðîíó ñ ïîâîðîòîì âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà — âäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4- 5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé.

16. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâàÿ ðóêà íà ãðóäè, ïðàâÿ íà æèâîòå. Òðåíèðîâêà áðþøíîãî äûõàíèÿ — 20-40 ñåêóíä. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí.

17. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ðóêè ââåðõ çà ãîëîâó — âäîõ. Îïóñêàíèå ðóêè ñ ðàññëàáëåíèåì — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç êàæäîé ðóêîé. Òåìï ìåäëåííûé.

18. ÈÏ — òî æå. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ ñ îäíîâðåìåííûì ñæèìàíèåì è ðàçæèìàíèåì ïàëüöåâ ðóê. Òåìï ìåäëåííûé, äûõàíèå ñâîáîäíîå (5-6 ðàç).

Îñîáåííîñòè ìåòîäèêè ìàññàæà

Ïðîâîäÿò ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè, ñäàâëèâàíèå åå íà âûäîõå (àêòèâèçàöèÿ äûõàíèÿ) è ïåðêóññèîííûé ìàññàæ â ïðîåêöèè áðîíõîâ. Ïðè õðîíè÷åñêîì îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå òàêæå ïîêàçàí ìàññàæ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ïîñëå ìàññàæà áîëüíîìó äàþò ïîäûøàòü óâëàæíåííûì êèñëîðîäîì 5-10 ìèíóò.

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ëèö ñ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ ïðîâîäèòñÿ êàê â ìåñòíûõ ñàíàòîðèÿõ, òàê è íà êëèìàòè÷åñêèõ êóðîðòàõ. Ê êëèìàòè÷åñêèì êóðîðòàì îòíîñÿòñÿ êóðîðòû, ðàñïîëîæåííûå íà ïîáåðåæüå ×åðíîãî, Áàëòèéñêîãî ìîðåé, à òàêæå Òèõîãî îêåàíà (ñàíàòîðèè Ñî÷èíñêîé, Ãåëåíäæèêñêîé, Ëåíèíãðàäñêîé, Âëàäèâîñòîêñêîé ãðóïï). Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ ïàòîëîãèåé îðãàíîâ äûõàíèÿ ïðîâîäèòñÿ è â êóðîðòàõ ãîðíîé çîíû (â Êèñëîâîäñêå, Íàëü÷èêå, Êèðãèçèè, íà Àëòàå).

Ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè òðåáóåò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê êàæäîìó áîëüíîìó. Âûáîð êëèìàòè÷åñêîé çîíû, âðåìåíè ïðåáûâàíèÿ â ñàíàòîðèè, ïîäáîð ôèçèîòåðàïèè ïðîâîäÿòñÿ â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîãî âàðèàíòà çàáîëåâàíèÿ, ñòàäèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ îñëîæíåíèé è ìíîãèõ äðóãèõ ôàêòîðîâ.

Ëå÷åíèå â ñàíàòîðèè íà÷èíàþò ñî ùàäÿùåãî êëèìàòîäâèãàòåëüíîãî ðåæèìà. Åñëè îáùåå ñîñòîÿíèå õîðîøåå, àäàïòàöèÿ ïðîòåêàåò áëàãîïîëó÷íî, òî ìîæíî ïåðåâîäèòü áîëüíîãî íà òîíèçèðóþùèé ðåæèì, à â äàëüíåéøåì — è íà òðåíèðóþùèé ðåæèì.

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ïîñëå îñòðîãî èëè õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà

 ñëó÷àå ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ ïîñëå îñòðîãî áðîíõèòà ïîêàçàí îòäûõ â ëþáûõ íåñïåöèàëèçèðîâàííûõ äîìàõ îòäûõà è òóðáàçàõ. Åñëè æå áðîíõèò ïðîòåêàë ñ îñëîæíåíèÿìè, òî ïî ïðîøåñòâèè 2—3 ìåñÿöåâ ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ òàêèå áîëüíûå äîëæíû íàïðàâëÿòüñÿ íà êëèìàòîòåðàïåâòè÷åñêèå êóðîðòû. Áîëüíûì, ïåðåíåñøèì áðîíõèò ñ çàòÿæíûì òå÷åíèåì, ñ íàëè÷èåì îñòàòî÷íûõ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ ïîêàçàíû ñàíàòîðèè ñ ìÿãêèì ùàäÿùèì êëèìàòîì. Ëó÷øå îòäàòü ïðåäïî÷òåíèå êóðîðòàì, íàõîäÿùèìñÿ â òîé æå êëèìàòè÷åñêîé çîíå, â êàêîé ïîñòîÿííî æèâåò ïàöèåíò.  ýòîì ñëó÷àå ïðîöåññ àäàïòàöèè ïðîèñõîäèò ëåãêî è áåç îñëîæíåíèé.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî îñòðîãî áðîíõèòà çà÷àñòóþ ðàçâèâàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì âïëîòü äî âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè. Ïðè òàêîé ñèòóàöèè ëó÷øå âñåãî íàïðàâèòü áîëüíîãî íà êóðîðòû ñ ãîðíûì êëèìàòîì (êóðîðòû Êàâêàçà, Êèðãèçèè, Àëòàÿ), à òàêæå â ðàéîíû Ïðèáàëòèêè, Äàëüíåãî Âîñòîêà. Ê óñëóãàì ïàöèåíòîâ â ñàíàòîðèÿõ èìååòñÿ îáøèðíàÿ ïðîãðàììà îçäîðîâèòåëüíûõ ïðîöåäóð. Èíäèâèäóàëüíî ïîäáèðàåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå, ïðîâîäèòñÿ ôèòîòåðàïèÿ.  çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà è ñîñòîÿíèÿ èììóííîé ñèñòåìû íàçíà÷àþòñÿ ðàçëè÷íûå ôèçèîïðîöåäóðû. Àêòèâíî ïðèìåíÿþòñÿ óëüòðàçâóêîâûå èíãàëÿöèè ñî ñëèçåðàñòâîðÿþùèìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ àêòèâíîñòè áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник