Комплекс лфк и массажа при бронхите

Аббревиатура «ЛФК» расшифровывается как «лечебно-физкультурный комплекс». ЛФК является методом дополнительной терапии при многих болезнях. ЛФК при бронхите — это одна из наиболее эффективных методик, с помощью которой можно победить заболевание.

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Важность проведения ЛФК при бронхите

Основная цель ЛФК при хроническом бронхите — реабилитация функционирования бронхов. Кроме этого, гимнастика имеет следующее положительное действие:

  • улучшает поступление кислорода в бронхи и легкие;
  • разрабатывает и укрепляет мышцы дыхательной системы;
  • предотвращает возможные патологические осложнения;
  • улучшает процесс поступления крови в район плевральной области, что способствует лучшему разжижению и выводу мокроты;
  • повышает усвояемость организмом лекарственных препаратов;
  • способствует регенерации ткани бронхов.

Кроме этого, выполнение упражнений ЛФК при бронхите повышает иммунитет. Организм эффективнее борется с инфекцией — первопричиной бронхита.

Особенности ЛФК для детей и взрослых

При бронхите в полости бронх накапливается немалое количество мокротных масс, что мешает нормальному процессу дыхания. Нередко при этом наблюдается спазмы, отеки, вентиляция легких нарушается. ЛФК эффективен и при обструктивном бронхите. С помощью гимнастики решаются следующие задачи:

  • очищение полости бронхов от мокроты;
  • усиление активности дыхания;
  • улучшение притока крови к бронхам;
  • препятствие воспалениям.

Особенно важна ЛФК при бронхите у детей, так как у них недостаточно развита мускулатура дыхательных органов, из-за чего процесс отхода слизи затрудняется. ЛФК помогает справиться с этой проблемой, стимулируя работу мышц.

Внимание! Начинать занятия по ЛФК при бронхите можно только тогда, когда температура уже спала! Первые несколько дней проводится медикаментозное лечение, и только затем назначается ЛФК. Для маленьких детей соблюдение данного условия является обязательным!

Комплекс упражнений

Выполнение комплекса ЛФК при хроническом бронхите начинается с разминки.

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Лучше всего, если это будет дренажный массаж. Если занятия проводятся в домашних условиях — то для начала нужно сделать следующее:

  1. Нос зажать указательными пальцами. В течение 3 минут глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
  2. Губы сделать «трубочкой». Вдыхать и выдыхать воздух через дыхательное горло. Время — 3 минуты.
  3. Положение губ не менять. Совершить вдох через нос, выдох — через рот. Следующий вдох — наоборот: ртом, выдох — носом. Чередовать 10-12 раз.

Как только разминка завершена — начинается основной этап занятий. Стандартный набор упражнений:

  1. Поза — лежа на спине, руки вдоль тела. Вдохнуть и неторопливо поднять нижние конечности, заводя их за затылок. Также медленно опустить при выдохе.
  2. Принять лежачее положение на спине. Одну руку положить под голову, а другую — вдоль тела. Ритм дыхания должен быть ускоренным и глубоким. Чередовать (желательно быстро) положение рук в такт дыханию.
  3. Упражнение «велосипед». Лежа на спине, нужно поднять ноги и начать «крутить» ими в воздухе воображаемые педали, как при езде на велосипеде.
  4. Лечь на живот, руки развести и согнуть в локтях, прижать ладони к полу (в области плечевого пояса). Вдох — оторвать от пола торс, выгнуть поясницу. Выдох — вернуться в прежнее положение.
  5. Лечь на живот, руки — вдоль тела. Вдох — приподнять голову и плечи, стараясь сделать это на максимум. Выдох — первоначальное положение.
  6. «Мяч». Поза — на животе. Руки за голову. Нужно стараться дотянуться до воображаемого мяча и удержать его, сколько возможно. Дыхание свободное, темп — ритмичный, вдохи и выдохи глубокие.
  7. Лечь на левый бок, немного свернувшись клубочком. Вдох — поднять правую руку вверх, позвоночник разогнуть и выпрямить. Выдох — первоначальное положение.
  8. «Лыжи». Встать в позу, как будто на лыжах. В руки «взять» воображаемые палки. Вдох — подняться на носочки, нагнуть корпус вперед так, чтобы колени коснулись живота, руки назад. Выдох — исходное положение.
  9. «Дровосек». Встать, ноги по ширине плеч. Руки находятся в вытянутом положении, пальцы рук переплетены в «замочек». Вдох — руки над головой, выдох — энергичный взмах вниз, как будто при рубке дров.

Упражнения выполняются по 10-12 раз. Исключение — «велосипед»: его нужно повторять столько раз, насколько хватит сил.

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Для детей рекомендуется выполнять фигуры йоги. Вот их перечень:

  1. «Журавль». Вдох —руками взмахнуть ввысь. Выдох — опустить, одновременно произнести звук «ку» (протяжно).
  2. «Полет». Имитация полета птицы в виде взмахов руками. Сначала малыш пускается в бег, постепенно переходя на ходьбу.
  3. «Жук». Сесть на пол, руки кулачками упираются в бока по линии пояса. Вдох — поворот корпуса, рука (в зависимости от направления, параллельно ему) отводится назад. Выдох — прежнее положение.

Каждое упражнение повторять по 5 раз. Чтобы ребенок не капризничал — родителям рекомендуется проделывать упражнения вместе с ним.

При тяжелом состоянии, когда прописан постельный режим: взять шланг или трубочку, один конец опустить в чашу с водой, другой — у рта. Сесть, вдохнуть максимально глубоко. Выдыхать медленно, с перерывами в течении 15 минут, сплевывая слизь через трубочку.

Правила выполнения упражнений

Для того, чтобы результат от выполнения комплекса ЛФК при бронхите был максимальным — необходимо не отступать от определенных:

  • проводить занятия в утренние и в вечерние часы (за 60-90 минут до отхода ко сну);
  • предварительно проветрить помещение;
  • температура в комнате — +10-180;
  • не должно быть посторонних громких, раздражающих и мешающих занятиям звуков;
  • не принимать пищу перед занятиями;
  • между упражнениями необходим перерыв на полминуты;
  • одежда должна быть комфортной и не препятствовать движениям.

Важно! Нельзя приступать к упражнениям при повышенной температуре, общей слабости и головокружении. При обострении болезни, когда пациенту нельзя покидать постель, занятия проводятся в щадящем режиме не дольше 4 минут в сутки.

Дыхательная гимнастика

База дыхательных упражнений — вдохи и выдохи разной интенсивности.

ЛФК при бронхите — а именно комплекс упражнений для дыхания — выполняется в 3 этапа:

  • начальный,
  • основной,
  • заключительный.

Предварительно совершается разминка: 15 раз повторяется вдох-выдох ртом, затем носом.

Если наблюдается постоянное срабатывание кашлевого рефлекса — сначала нужно избавиться от мокроты. Для этого встать, ноги по ширине плеч, мышцы шеи расслаблены, голова чуть опущена. Пальцами слегка надавливать в районе пупка, при этом откашливая мокроту. Вниз можно подставить посуду с водой. Комплекс упражнений:

  1. Встать, ноги на ширине плеч. Вдох — подтянуться на носках, руки вверху, над головой. Выдох — через дыхательное горло со звуком «у», руки опустить.
  2. Шаги. Шагать на месте, руки развести. При совершении шага — вдох, стопа на полу — выдох. Длительность — 2 минуты.
  3. Поза лотоса. На вдохе — сжать ладони в кулачки, руки ввысь. Выдыхать без спешки, со звуком «х», руки на прежнее место.
  4. Махи руками. Дыхание глубокое, ритмичное, в такт движениям.
  5. Ноги вместе. Вдох — правая рука ввысь, левая — параллельно полу. Выдыхать не спеша, одновременно меняя руки местами.
  6. Наклоны. Руки вдоль тела. Вдох — наклон в одну сторону, выдох — в противоположную. Выполнять не спеша, дыхание размеренное.

Махи и шаги исполнять в течение 2 минут. Остальные упражнения исполнить 5-6 раз. Крайнее упражнение — обязательно 6 раз.

Дополнительные рекомендации специалистов

Специалисты советуют совмещать комплекс упражнений ЛФК при хроническом бронхите с дренажным массажем. Рекомендован такой порядок занятий: упражнения, дыхательная гимнастика, массаж.

Ароматерапия — прекрасное дополнение к гимнастике. Отличными дезинфицирующими свойствами обладают хвойные деревья. В комнату можно поставить веточку кедра, пихты, сосны, можжевельника. Также допустимо использование масел этих деревьев в аромалампах.

Внимание! Перед использованием эфирных масел важно убедиться в отсутствии аллергии!

ЛФК при бронхите не заменит основное лечение — но значительно ускорит процесс выздоровления. Установлено, что те, кто придерживается выполнения упражнений, вдвое быстрее справляется с болезнью, чем те, кто от ЛФК отказался. Занятия и после выздоровления помогут избежать рецидива болезни и прекрасно укрепят общее состояние организма.

Приложение: Гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой как профилактика заболеваний верхних дыхательных путей у детей с нарушениями речи.

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè áðîíõèòàõ

Îñòðûé áðîíõèò ìîæåò âîçíèêíóòü âñëåäñòâèå ðàçâèòèÿ ãíîåðîäíîé ôëîðû èëè â ðåçóëüòàòå õèìè÷åñêîãî (êóðåíèå, õèìè÷åñêèé ïðîèçâîäñòâåííûé ôàêòîð), ìåõàíè÷åñêîãî ðàçäðàæåíèÿ (èíîðîäíîå òåëî) èëè êàê ïðîÿâëåíèå àëëåðãèè. Ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ çàòðàãèâàåò òîëüêî ñëèçèñòóþ áðîíõîâ èëè, ðåæå, âñå ñëîè ñòåíêè. Îñíîâíûì ïðèçíàêîì áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ êàøåëü ñóõîé èëè ñî ñêóäíîé âÿçêîé ìîêðîòîé. Òåìïåðàòóðà îáû÷íî íîðìàëüíàÿ èëè ñëåãêà ïîâûøåíà (ñóáôåáðèëüíàÿ), âîçìîæåí íàñìîðê, ïåðøåíèå â ãîðòàíè, õðèïû (ëàðèíãîòðàõåèò). Êàøåëü ïîñòåïåííî óñèëèâàåòñÿ. Ïðè ñèëüíîì êàøëå ïîÿâëÿþòñÿ áîëè â ãðóäíîé êëåòêå è âåðõíèõ îòäåëàõ æèâîòà. Ïðè îñòðîì áðîíõèòå ËÔÊ íà÷èíàþò â ïåðèîä ñòèõàíèÿ îñòðîãî ïðîöåññà.

Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ìîæåò áûòü îñëîæíåíèåì îñòðîãî ïðîöåññà èëè ïåðâè÷íî õðîíè÷åñêèì (ó êóðèëüùèêîâ èëè êàê ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïàòîëîãèÿ). Îí õàðàêòåðèçóåòñÿ ìó÷èòåëüíûì ïðèñòóïîîáðàçíûì êàøëåì, ÷àùå ïî óòðàì. Ëå÷åíèå áðîíõèòà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðèåìå ìåäèêàìåíòîâ, â òîì ÷èñëå â ôîðìå èíãàëÿöèé, èñïîëüçîâàíèè ãîð÷è÷íèêîâ, áàíîê, îòõàðêèâàþùèõ ñðåäñòâ. Ïðè õðîíè÷åñêîé ôîðìå â óñëîâèÿõ áëàãîïðèÿòíîãî êëèìàòè÷åñêîãî êóðîðòà ËÔÊ è ìàññàæ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ áðîíõèòîâ.

ËÔÊ óñèëèâàåò êðîâî– è ëèìôîòîê, óìåíüøàåò èëè ëèêâèäèðóåò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â áðîíõàõ, âîññòàíàâëèâàåò äðåíàæíóþ ôóíêöèþ áðîíõîâ, ïðåäóïðåæäàåò îñëîæíåíèÿ (ïíåâìîíèÿ) è ïåðåõîä â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó, ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì.

Ïåðâûå 7—10 äíåé âûïîëíÿþòñÿ, â îñíîâíîì, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà, çàòåì âêëþ÷àþòñÿ îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ. Ðåêîìåíäóåòñÿ ðåãóëÿðíîå çàêàëèâàíèå (áåã òðóñöîé íà âîçäóõå, îáëèâàíèå – ïîñòåïåííî ñíèæàÿ òåìïåðàòóðó âîäû ñ 22 °C äî 13–16 °C), çàíÿòèÿ êîíüêàìè, ëûæàìè, ïëàâàíèå íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç ìåñÿö ïîñëå îñòðîãî èëè îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà.

Âûïîëíåíèå äèíàìè÷åñêèõ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ ñïîñîáñòâóåò äðåíèðîâàíèþ (î÷èùåíèþ) áðîíõîâ ïðè èõ äâóñòîðîííåì ïîðàæåíèè. Ðåêîìåíäóåòñÿ ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå: íà âûäîõå, ñãèáàÿ ðóêè, îïóñòèòü âåðõíþþ ÷àñòü òóëîâèùà ê êóøåòêå, òàç ïîäíÿòü êàê ìîæíî âûøå (èìèòàöèÿ ïîäëåçàíèÿ).  êîíöå âûäîõà – ïîêàøëèâàíèå. Îñîáåííî âàæíî ñëåäèòü çà óëó÷øåíèåì âåíòèëÿöèè è ñîñòîÿíèåì áðîíõèàëüíîãî äåðåâà íèæíèõ äîëåé ëåãêèõ, òàê êàê îíè ñàìûå àêòèâíûå â ôóíêöèîíàëüíîì îòíîøåíèè îòäåëû è èìåííî íèæíåäîëåâûå áðîíõîýêòàçû ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ ïðè ãíîéíûõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ. Ðåãóëÿðíîå âûïîëíåíèå áîëüíûì 4–5 óïðàæíåíèé ñðàçó ïîñëå ëèêâèäàöèè âîñïàëåíèÿ â ëåãêèõ èëè â áðîíõàõ ïðåäóïðåæäàåò ïåðåõîä îñòðîãî ïðîöåññà â õðîíè÷åñêèé, ñïîñîáñòâóåò áûñòðåéøåé ëèêâèäàöèè ìîêðîòû, âîññòàíîâëåíèþ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ.

Ñ öåëüþ íîðìàëèçàöèè òîíóñà ãëàäêîé ìóñêóëàòóðû áðîíõîâ ïðîâîäèòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ. Ïîñëå óìåðåííîãî âäîõà íà ìåäëåííîì âûäîõå ñäàâëèâàþò ãðóäíóþ êëåòêó â ñðåäíèõ è íèæíèõ îòäåëàõ, ïðîèçíîñÿ çâóêè ïôô, ððð, áððîõ, áðààõ, äððîõ, äðààõ, áððóõ. Âûäîõ ñ êàæäûì çâóêîâûì óïðàæíåíèåì ñëåäóåò ïîâòîðèòü 4–5 ðàç, ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàÿ ïî ìåðå òðåíèðîâàííîñòè ÷èñëî ïîâòîðåíèé äî 7—10 ðàç. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü âûäîõà ïî ñåêóíäîìåðó äîëæíà ñîñòàâëÿòü â íà÷àëå 4–5 ñ, ïîñòåïåííî äîñòèãàÿ 12–25 ñ. Åñëè åñòü ìîêðîòà, åå âûâîäÿò ìåäëåííî íàäàâëèâàÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè. Êàæäîå ïîêàøëèâàíèå è âûâåäåíèå ìîêðîòû íå äîëæíî ñîïðîâîæäàòüñÿ øóìíûì ãëóáîêèì âäîõîì, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ñïàçìó ìóñêóëàòóðû áðîíõîâ. Ýòè æå óïðàæíåíèÿ ìîæíî âûïîëíèòü ñ ïîìîùüþ ïîëîòåíöà, êîòîðûì îïîÿñûâàþò ãðóäíóþ êëåòêó (êîíöû ñïåðåäè). Íà ìåäëåííîì âûäîõå êîíöàìè ïîëîòåíöà ñäàâëèâàþò ãðóäíóþ êëåòêó è ïðîèçíîñÿò ïåðå÷èñëåííûå âûøå çâóêè (6—10 ðàç). Èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ïîëóñèäÿ (â ïîñòåëè, íà êóøåòêå) ïîñëå óìåðåííîãî âäîõà íà ìåäëåííîì âûäîõå ïîî÷åðåäíîå ïîäòÿãèâàíèå íîã ê áðþøíîé è ãðóäíîé ñòåíêå (ïðè íàëè÷èè ìîêðîòû ïðîâîäÿò ïðóæèíÿùèå íàäàâëèâàíèÿ áåäðîì íà ñòåíêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè). Ïîñëå êàæäîãî âûäîõà ñëåäóåò ïîâåðõíîñòíûé âäîõ. Åñëè åñòü ìîêðîòà, òî ïåðâûå 3–4 äíÿ âûïîëíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ äðåíèðîâàíèÿ áðîíõîâ. Ïðè ïðåâðàùåíèè ìîêðîòû èç ñëèçèñòî-ãíîéíîé â ñëèçèñòóþ çàíÿòèÿ òîæå íà÷èíàþò ñ äðåíàæà, ïåðåõîäÿ çàòåì ê äèíàìè÷åñêèì äûõàòåëüíûì óïðàæíåíèÿì, íàïðàâëåííûì íà âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ.

Øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ìàññàæ, ê çàäà÷àì êîòîðîãî îòíîñÿòñÿ: íîðìàëèçîâàòü êðîâîîáðàùåíèå â áðîíõàõ, îêàçàòü ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, ñïàçìîëèòè÷åñêîå è ðàññàñûâàþùåå äåéñòâèå, óëó÷øèòü îòõàðêèâàíèå ìîêðîòû.  ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà æèâîòå (íîæíîé êîíåö êðîâàòè ïðèïîäíÿò) ìàññèðóþò ñïèíó, ïðèìåíÿÿ ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, ðàçìèíàíèå, çàòåì äåëàþò ðàñòèðàíèå ìåæðåáåðèé. Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè âûïîëíÿþò òàêæå â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå. Âíà÷àëå äåëàþò ïëîñêîñòíîå è îáõâàòûâàþùåå ïîãëàæèâàíèå ãðóäíîé êëåòêè (íîãè ñîãíóòû â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ), çàòåì ðàñòèðàíèå ìåæðåáåðèé, ðàçìèíàíèå ãðóäíûõ ìûøö, âèáðàöèþ ãðóäíîé êëåòêè. Ïðè ðàñòèðàíèè ìåæðåáåðèé ðóêè ìàññàæèñòà ðàñïîëàãàþòñÿ ïàðàëëåëüíî ðåáðàì è ñêîëüçÿò îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó. Ïðè ìàññàæå ðàçëè÷íûõ îòäåëîâ ãðóäíîé êëåòêè ðóêè ìàññàæèñòà âíà÷àëå íàõîäÿòñÿ íà íèæíåáîêîâîì îòäåëå åå (áëèæå ê äèàôðàãìå), à âî âðåìÿ âûäîõà äâèæóòñÿ ê ãðóäèíå (ê êîíöó âûäîõà ñæèìàþò ãðóäíóþ êëåòêó). Çàòåì ìàññàæèñò ïåðåíîñèò îáå ðóêè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì è âûïîëíÿåò òå æå äâèæåíèÿ. Òàêèå ïðèåìû ñëåäóåò ïðîâîäèòü â òå÷åíèå 2–3 ìèí. Äâèæåíèå äèàôðàãìû è ñäàâëèâàíèå íèæíèõ ðåáåð íà âûäîõå óëó÷øàþò âåíòèëÿöèþ íèæíèõ äîëåé ëåãêèõ. Ïðè âîçäåéñòâèè ìàññàæåì íà ìåæðåáåðíûå ìûøöû è ïàðàâåðòåáðàëüíûå ñåãìåíòû ïîçâîíî÷íèêà âîçíèêàåò îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ (ìîòîðíî-âèñöåðàëüíûé ðåôëåêñ). Ïðè ñäàâëèâàíèè ãðóäíîé êëåòêè ïðîèñõîäèò ðàçäðàæåíèå ðåöåïòîðîâ àëüâåîë, êîðíÿ ëåãêîãî è ïëåâðû, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ âîçáóäèìîñòè äûõàòåëüíîãî öåíòðà è àêòèâíîãî âäîõà.

Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå (ïîäîñòðûé ïåðèîä)

1. È. ï. – î. ñ. Íà âäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âûïÿ÷èâàåòñÿ, íà âûäîõå âòÿãèâàåòñÿ. 8—10 ðàç.

2. È. ï. – î. ñ. Íà âäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âûïÿ÷èâàåòñÿ, ïîäíèìàåòñÿ è ðàñøèðÿåòñÿ ãðóäíàÿ êëåòêà, íà âûäîõå – áðþøíàÿ ñòåíêà âòÿãèâàåòñÿ, ãðóäíàÿ êëåòêà ñæèìàåòñÿ. 8—10 ðàç.

3. È. ï. – î. ñ. Íà âäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âòÿãèâàåòñÿ, íà âûäîõå – áðþøíàÿ ñòåíêà âûïÿ÷èâàåòñÿ. 8—10 ðàç.

4. È. ï. – ñòîÿ, ðóêè íà ïîÿñå. ×àñòîå äûõàíèå – áûñòðûé âäîõ è áûñòðûé âûäîõ (6 öèêëîâ). ×åðåç 1–2 ñ âûïîëíèòü áûñòðûé âäîõ-âûäîõ (8 ðàç). ×åðåç 1–2 ñ âûïîëíèòü áûñòðûé âäîõ – áûñòðûé âûäîõ (10 öèêëîâ). Òðåíèðîâêà âåðõíå– è íèæíåãðóäíîãî äûõàíèÿ. Ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå 20–25 ñ.

5. È. ï. – î. ñ. Ìàêñèìàëüíî ïîäíÿòü ïëå÷è è óñèëèåì ìûøö âåðõíåé ÷àñòè ãðóäè è ïåðåäíåáîêîâîé ïîâåðõíîñòè øåè íà âäîõå ïîäíÿòü ãðóäíóþ êëåòêó (êàê áû ïîäòÿãèâàÿ åå ê ïëå÷àì), ïðè ïðîäîëæèòåëüíîì ñïîêîéíîì âûäîõå ìåäëåííî îïóñòèòü ïëå÷è, ðàññëàáèòüñÿ. 8—10 ðàç.

6. È. ï. – ëåæà íà ïîëó, ðóêè çà ãîëîâîé, ïîä ëîïàòêàìè âàëèê. Ïàðòíåð, âçÿâ ðóêè çà çàïÿñòüå, ïðóæèíÿùèìè äâèæåíèÿìè îïóñêàåò ðóêè ê ïîëó, à çàíèìàþùèéñÿ îêàçûâàåò ýòèì äâèæåíèÿì óìåðåííîå ñîïðîòèâëåíèå. Àêòèâíûå âäîõè è âûäîõè íå äåëàòü, äûõàíèå äîëæíî áûòü çà ñ÷åò ïàññèâíîãî ðàñøèðåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè. Ïîñëå 5–6 äâèæåíèé ñëåäóåò ïðîäîëæèòåëüíûé âûäîõ, ðóêè ðàññëàáëÿþòñÿ. Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç. Ìîæíî äåëàòü óïðàæíåíèÿ ñ 1–2 êã ãàíòåëÿìè.

7. Àêöåíòèðîâàííîå ãðóäíîå äûõàíèå. È. ï. – ñèäÿ íà ïîëó (ñòóëå), óïîð ñçàäè. Âûïîëíèòü íåïîëíûé âäîõ, çàäåðæàòü äûõàíèå íà âäîõå è, íå âûäûõàÿ, ïðîèçâåñòè âíîâü íåáîëüøîé âäîõ, ñ çàäåðæêîé äûõàíèÿ, çàòåì âûïîëíèòü ìåäëåííûé ãëóáîêèé âûäîõ, ñâîáîäíîå äûõàíèå â òå÷åíèå 15 ñ.

8. È. ï. – î. ñ. Ðóêè çà ãîëîâó, ïðîãíóòüñÿ – âûäîõ; è. ï. – óäëèíåííûé âäîõ ñ âòÿãèâàíèåì æèâîòà. 8—10 ðàç.

9. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè îïóñòèòü âíèç. Ðóêè îòâåñòè â ñòîðîíû – âäîõ; íàæèìàÿ ëàäîíÿìè íà íèæíèå ðåáðà è íàêëîíÿÿñü âïåðåä, óäëèíåííûé âûäîõ. 8—10 ðàç.

10. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ. Âûïîëíèòü ïîâîðîò ãîëîâû íàëåâî, øóìíûé êîðîòêèé âäîõ íîñîì, ïðèíèìàÿ è. ï. – íåïðîèçâîëüíûé âûäîõ, çàòåì âûïîëíèòü òî æå ïðè ïîâîðîòå ãîëîâû íàïðàâî. Ïîâòîðèòü 8—10 ðàç.

11. È. ï. – òî æå. Âûïîëíèòü íàêëîí ãîëîâû âïåðåä – êîðîòêèé øóìíûé âäîõ íîñîì, ïðèíèìàÿ è. ï. – íåïðîèçâîëüíûé âûäîõ, òî æå ïðè íàêëîíå ãîëîâû íàçàä.

12. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè íà êîëåíÿõ. Ïðèïîäíèìàÿ ãîëîâó, ïîòÿíóòüñÿ ââåðõ – âäîõ, âåðíóòüñÿ â è. ï. – óäëèíåííûé âûäîõ ÷åðåç ðîò, ïðè ýòîì ïðîèçíîñèòü æ-æ-æ. 6–8 ðàç.

13. È. ï. – ñèäÿ íà ïÿòêàõ, ÿçûê ïðèæàò ê íåáó ïîä çóáàìè, «ëåâ èùåò äîáû÷󻠖 ïàöèåíò ïîâîðà÷èâàåòñÿ â ëåâóþ ñòîðîíó äî ïðåäåëà, îäíîâðåìåííî äâèãàÿ ÿçûê çà çóáàìè â ñòîðîíó ïîâîðîòà, êàê áû çàãëàòûâàÿ åãî. Âîçâðàò â è. ï. Òî æå â ïðàâóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 6–7 ðàç.

14. È. ï. – òî æå. «Ëåâ íàøåë äîáû÷󻠖 ðåáåíîê âñòàåò íà êîëåíè, ïàëüöû ñîãíóòû êàê êîãòè, ñèëüíî íàïðÿæåíû (èëè ñæàòû â êóëàê). Ãëàçà ñìîòðÿò ââåðõ, ëåâ ðû÷èò, äíåì – ñî çâóêîì, íî÷üþ – áåççâó÷íî (íà âûäîõå). Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç.

15. È. ï. – óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ. «Êîòåíîê» âñòàåò íà êîëåíè è âûãèáàåò ñïèíó ñî çâóêîì ø-ø-ø â òå÷åíèå 15 ñ.

16. È. ï. – î. ñ. Ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ (âäîõ), íàêëîí âïåðåä, ðóêè âíèç, ïîëíûé âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. 4–6 ðàç.

17. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå. Ìåäèòàòèâíûå óïðàæíåíèÿ: íåáîëüøîé íàêëîí âïåðåä, âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. 2 ìèí.

18. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, êîëåíè ðàçâåäåíû. Ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû – âäîõ. Ïðèæàòü ëîêîòü ëåâîé ðóêè ê íèæíåìó êðàþ ãðóäíîé êëåòêè, áëèæå ê ëåâîìó áîêó ñâåðõó ïîëîæèòü ïðàâóþ ðóêó, íàêëîí âëåâî, óäåðæèâàÿ âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. Ïîâòîðèòü â äðóãóþ ñòîðîíó. 4–6 ðàç.

19. È. ï. – òî æå. Ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ ñ îäíîâðåìåííûì íàïðÿæåíèåì ìûøö ðóê è òóëîâèùà, çàäåðæêà äûõàíèÿ íà 5–6 ñ, áûñòðûé âûäîõ è ìãíîâåííîå ðàññëàáëåíèå ìûøö. Ïîâòîðèòü 8 ðàç.

20. È. ï. – òî æå. Áûñòðûé ãëóáîêèé âäîõ, íàïðÿ÷ü ìûøöû òåëà, çàäåðæàòü äûõàíèå íà 2–3 ñ, ìåäëåííûé âûäîõ è ðàññëàáëåíèå ìûøö. Ïîâòîðèòü 8—10 ðàç.

21. È. ï. – ñåä íà ïÿòêàõ, êîëåíè âìåñòå, ñïèíà ïðÿìàÿ. Ñïîêîéíî íà âûäîõå ïðóæèíÿùèì íàêëîíîì íàêëîíèòüñÿ âïåðåä è ëáîì êîñíóòüñÿ ïîëà, ïîêàøëÿòü, ðóêè ðàñïîëîæåíû âäîëü òóëîâèùà ëàäîíÿìè ââåðõ. Äûõàíèå ñïîêîéíîå. Ïîâòîðèòü 6–7 ðàç.

22. È. ï. – ñòîÿ, ðóêè âíèç. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ, ðóêè ïîëîæèòü íà êîëåíè, ïðèñåäàÿ íà íîñêàõ, íàêëîíèòü âïåðåä òóëîâèùå òàê, ÷òîáû áåäðà ñäàâèëè ãðóäíóþ êëåòêó – óäëèíåííûé âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. 4–6 ðàç.

23. È. ï. – òî æå. «Ìÿãêèå ïàëüöû». Íà âäîõå ñæàòü ïàëüöû â êóëàê, ðàçæàòü – âûäîõ.

24. È. ï. – òî æå. Ìåäèòàòèâíûå óïðàæíåíèÿ: ïîäíèìàÿ ðóêè ââåðõ, ïîòðÿñòè êèñòÿìè, èçîáðàæàÿ «âåòåð». Âåðíóòüñÿ â è. ï. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå 2 ìèí.

Èííîâàöèîííàÿ ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà äëÿ áîëüíûõ ñ ïîäîñòðûì áðîíõèòîì â ñòàöèîíàðíûõ è äîìàøíèõ óñëîâèÿõ (ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ)

Ïîäáîð óïðàæíåíèé ïðîèçâîäèòñÿ ïî ñîñòîÿíèþ ïàöèåíòà.

1. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû – ãëóáîêèé âäîõ, íà ìåäëåííîì âûäîõå (÷åðåç ãóáû, ñëîæåííûå òðóáî÷êîé) êèñòÿìè ðóê ñäàâëèâàòü ïîïåðåìåííî ñðåäíèå è íèæíèå îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè. 4–5 ðàç.

2. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî ïîäòÿíóòü ñîãíóòóþ íîãó ê æèâîòó è ãðóäè. Ïðè ñîïðèêîñíîâåíèè ñ ãðóäüþ è æèâîòîì äåëàòü ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ áåäðîì (4–8 ðàç), ñèíõðîííî ñ êàøëåì äëÿ ëó÷øåãî îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû. 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

3. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäíÿòü òóëîâèùå è íàêëîíèòü åãî âïåðåä, äîñòàâàÿ ðóêàìè ñòîïû. Íàêëîíû äåëàòü ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè. 3–5 ðàç.

4. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî îñóùåñòâëÿòü êðóãîâûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå â îáå ñòîðîíû ïîäíÿòîé äî 45° íîãîé. Ïîî÷åðåäíî 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé. Ïîñëå ìåäèòàòèâíîé ðåëàêñàöèè (10–15 ñ) âûïîëíèòü îäíîâðåìåííûå äâèæåíèÿ 6–8 ðàç.

5. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè ñçàäè. Âûðàáîòêà äèàôðàãìàëüíîãî è ãðóäíîãî äûõàíèÿ. Ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ, çàòåì ìåäëåííûé ãëóáîêèé âûäîõ.

6. È. ï. – òî æå. Âûïîëíèòü ñâîáîäíîå äûõàíèå.

7. È. ï. – òî æå. Íà 3 ñ÷åòà ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ, íà 3 ñ÷åòà ìåäëåííûé ãëóáîêèé âûäîõ.

8. È. ï. – òî æå. Ïîâòîðèòü ñ çàìåäëåíèåì âäîõà è âûäîõà.

9. È. ï. – òî æå. Ñâîáîäíîå äûõàíèå â òå÷åíèå 1 ìèí.

10. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, íîãè âðîçü. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû, íà ìåäëåííîì âûäîõå (ãóáû ñëîæåíû òðóáî÷êîé), íàêëîí âïåðåä, äîñòàòü ðóêàìè íîñîê ïðîòèâîïîëîæíîé íîãè. 4–5 ðàç êàæäîé ðóêîé.

11. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, íîãè âìåñòå. Ðàçâîäÿ ðóêè â ñòîðîíû, ñäåëàòü ãëóáîêèé âûäîõ, íà âäîõå íàêëîíèòü òóëîâèùå âïåðåä, äîñòàòü ðóêàìè íîñêè íîã. 4–5 ðàç êàæäîé ðóêîé.

12. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âûäîõà íà âäîõå íàêëîíû òóëîâèùà â ñòîðîíû, ñêîëüçÿ ðóêàìè ïî áîêîâûì ïîâåðõíîñòÿì ãðóäíîé êëåòêè (óïðàæíåíèå «íàíîñ»). 4–5 ðàç.

13. Ñïîêîéíîå äûõàíèå. 2 ìèí.

14. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäòÿãèâàíèå ñîãíóòîé íîãè ê æèâîòó è ê ãðóäè ñ ïîêàøëèâàíèåì è âûâåäåíèåì ìîêðîòû. 4–5 ðàç.

15. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà çàäåðæàòü äûõàíèå, íàêëîíèòü òóëîâèùå â ñòîðîíó, ïîäíÿâ ââåðõ ðóêó. 3–4 ðàçà.

16. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, íîãè âìåñòå, ðóêàìè äåðæàñü çà ñòóë. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäíÿòü îáå íîãè è îïóñòèòü. 3–4 ðàçà.

17. È. ï. – ñòîÿ. Èçîìåòðè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ãëóáîêèé âäîõ, íà 4 ñ÷åòà çàäåðæêà äûõàíèÿ ñ íàïðÿæåíèåì ìûøö òåëà, ìåäëåííûé âûäîõ, ðàññëàáëåíèå ìûøö.

18. È. ï. – òî æå. Ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ ñ îäíîâðåìåííûì íàïðÿæåíèåì ìûøö ðóê è òóëîâèùà, çàäåðæêà äûõàíèÿ íà 5 ñ, áûñòðûé âäîõ è ìãíîâåííîå ðàññëàáëåíèå ìûøö 3 ìèí.

19. È. ï. – òî æå. Áûñòðûé ãëóáîêèé âäîõ, íàïðÿ÷ü ìûøöû òåëà, çàäåðæàòü äûõàíèå, ìåäëåííûé âûäîõ è ðàññëàáëåíèå ìûøö 2 ìèí.

20. È. ï. – ñòîÿ, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ñäåëàòü ïðóæèíÿùèå îòâåäåíèÿ ëîêòåé íàçàä, çàòåì ïðîäåëàòü íà âûäîõå êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóê. 3–4 ðàçà.

21. È. ï. – ñòîÿ, ðóêè îïóùåíû. Õîäüáà ìåäëåííàÿ, ñ ïåðåõîäîì íà ñðåäíèé òåìï, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå. Ïîñëå õîäüáû ðàññëàáèòü ïîñëåäîâàòåëüíî ìûøöû øåè, ðóê, ãðóäíîé êëåòêè, íîã è ò. ä.

Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äëÿ áîëüíûõ õðîíè÷åñêèìè ãíîéíûìè çàáîëåâàíèÿìè ëåãêèõ íà ñâîáîäíîì ðåæèìå

1. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ, íà ìåäëåííîì ñòóïåí÷àòîì âûäîõå ìàêñèìàëüíî ðàññòàâëåííûìè ïàëüöàìè ðóê íàäàâëèâàòü ïîïåðåìåííî íà íèæíèå è ñðåäíèå îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè. 4–6 ðàç.

2. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäòÿíóòü íîãó, ñîãíóòóþ â êîëåíå, ê æèâîòó è ãðóäè. Ïðè íàäàâëèâàíèè áåäðîì íà ãðóäíóþ êëåòêó îñóùåñòâëÿòü ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ (2–3 ðàçà) ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè è âûâîäèòü ìîêðîòó. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

3. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà ìåäëåííîì âûäîõå (ãóáû ñëîæåíû òðóáî÷êîé) ïîî÷åðåäíî ïîäíÿòü ïðÿìóþ íîãó äî 45° è âðàùàòü åþ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå â îáå ñòîðîíû ñ ïîñòåïåííûì íàðàùèâàíèåì àìïëèòóäû. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 10–15 ñ.

4. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà ìåäëåííîì âûäîõå íîãè, ñîãíóòûå â êîëåíÿõ, îïóñòèòü âïðàâî ñ ôèêñàöèåé ïîçèöèè â òå÷åíèå 5—10 ñ (çàòåì âëåâî), íîãè äîëæíû áûòü ìàêñèìàëüíî ðàññëàáëåíû. 8—10 ðàç.

5. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâîé. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäíÿòü òóëîâèùå, íàêëîí âïåðåä, äîñòàòü ðóêàìè ñòîïû ñ ôèêñàöèåé ïîçèöèè â òå÷åíèå 5—10 ñ. Íàêëîíû äåëàþò ñèíõðîííî ñ êàøëåì äëÿ âûâåäåíèÿ ìîêðîòû. 4–6 ðàç.

6. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå íàêëîí òóëîâèùà ïîî÷åðåäíî â ñòîðîíû, óñèëèâàÿ íàêëîí ïðîòèâîïîëîæíîé ïîäíÿòîé ââåðõ ðóêîé. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

7. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå. Ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå 2 ìèí.

8. È. ï. – òî æå, ðóêè ê ãðóäè. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà ïðîäîëæèòåëüíîì âûäîõå ïðóæèíèñòûìè äâèæåíèÿìè îòâåñòè ëîêòè íàçàä, à çàòåì ôîðñèðîâàííûì äâèæåíèåì âûïðÿìèòü ðóêè â ñòîðîíó. 6–8 ðàç.

9. È. ï. – òî æå, ðóêè ê ïëå÷àì, â ðóêàõ ãàíòåëè. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå âðàùàòåëüíûå äâèæåíèÿ â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ òî â îäíó, òî â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

10. Ñâîáîäíîå äûõàíèå 2 ìèí.

11. È. ï. – òî æå, ðóêè îïóùåíû, íîãè øèðå ïëå÷. Ïîñëå ãëóáîêîãî âûäîõà ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû, íà âäîõå (ãóáû ñëîæåíû òðóáî÷êîé) íàêëîí âïåðåä äî íîñêà ïðîòèâîïîëîæíîé íîãè. 2–3 ðàçà êàæäîé ðóêîé.

12. È. ï. – òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäòÿíóòü íîãó, ñîãíóòóþ â êîëåíå ê æèâîòó è ãðóäè ñ ïîêàøëèâàíèåì è âûâåäåíèåì ìîêðîòû. 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

13. È. ï. – òî æå, íîãè âìåñòå. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû – ãëóáîêèé âäîõ, íà âûäîõå íàêëîí âïåðåä, äîñòàòü ðóêàìè íîñêè íîã. 5–7 ðàç.

14. È. ï. – ñòîÿ, â ðóêàõ ìåäèöèíáîë. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå âðàùàòåëüíûå äâèæåíèÿ òóëîâèùà â îáå ñòîðîíû.

15. Ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå 2 ìèí.

16. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, íîãè âìåñòå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íàêëîíû òóëîâèùà â ñòîðîíû, ñêîëüçÿ ðóêàìè ïî áîêàì («íàñîñ»). 4–5 ðàç.

17. Õîäüáà ìåäëåííàÿ ñ óñêîðåíèåì, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå. Âî âðåìÿ õîäüáû íà âûäîõå ìîæíî íàêëîíÿòü òåëî âïåðåä, ðàññëàáëÿÿ ïðè ýòîì òóëîâèùå, âåðõíèé ïëå÷åâîé ïîÿñ è ðóêè. Âñåãî 2–3 ìèí.

Òàáëèöà 10

Ïðèìåðíîå ñþæåòíîå çàíÿòèå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðè ïíåâìîíèè ó äåòåé äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà â ñòàöèîíàðíûõ èëè äîìàøíèõ óñëîâèÿõ (ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ).

Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ ïîä ðèòìè÷íóþ âåñåëóþ ìóçûêó «ÍÀ ÊÀÒÊÅ»

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Комплекс лфк и массажа при бронхите

Источник