Картина личности и психотерапия при бронхиальной астме

Картина личности и психотерапия при бронхиальной астме

ТОП 10:

Бронхиальная астма (БА) является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс (Boiten, Frijda, 1994).

По данным ряда исследований (Lehrer et al., 1993), личность больных БА характеризуется рядом специфических особенностей.

Психологическая метафора бронхиальной астмы — затруднение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этом сложном мире. Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание — это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Все другие признаки нашей жизнеспособности формируются еще в материнской утробе, где уютно и безопасно, а все жизненные потребности обеспечены автоматически (Радченко, 2002).

Момент рождения — это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?». К счастью, там существуют мама и папа, которые способны обеспечить ту же безопасность и тот же комфорт. Но если их внимания и заботы не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, — это дыхание. Впрочем, бывает и другая причина — забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, все время кто-то помогает их сделать за тебя. Недостаток заботы и ее избыток в равной мере лишают способности быть нестесненным, «дышать свободно».

Дети бессознательно ищут выхода, срабатывает жизненный инстинкт, и более тяжелые проявления болезни у них появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения». Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Общепринятым считается значение агрессии. Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости (Braeutigam, Christian, 1973), часто проявляются расстройства в сексуальной сфере (Loch, 1971). У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам (Braeutigam, Christian 1973; Fores, 1981). При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению (Schwidder, 1968; Marty, 1974; Braeutigam, 1954). У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними (Marty, 1974).

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой (Boor, 1965). Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым (Heim et al., 1970).

Концепции «нуклеарного конфликта» и «специфического отношения», созданные F. Alexander (1945) и Н. Miller (1976), указывают на то, что корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма заключаются в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. В нашей культуре такие отношения можно назвать «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение. Это порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть ее. Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза». Физиологический смысл бронхоспазма в результате увеличения уровня тревоги авторы видели в ее защитном значении. Они считали, что бронхоспазм — это реакции защиты от угрожающего агента, и такое же значение, но уже с включением более высоких уровней реагирования, несет в себе симптом тревоги (Speling, 1968).

Физиологический конфликт при БА имеет свое продолжение в психологическом конфликте, в эмоциональной жизни многих астматиков. Так же, как адекватное снабжение кислородом необходимо для нормального физиологического роста и развития, так и постоянное и адекватное получение любви необходимо для нормального роста и развития пациентов. Известно, что материнское отвержение играет центральную роль в возникновении нервно-психического механизма патогенеза БА. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Причины отвержения проистекают из собственной эмоциональной незрелости матери, неразрешенных проблем, имевших место в ее детстве. Астматики выражают и переживают больше негативных эмоций по сравнению со здоровыми.

Рассматривается особый нервно-психический вариант развития БА у взрослых, когда проявления заболевания выступают в роли защитного механизма, сформировавшегося из-за различных внутри- и межличностных конфликтов детского возраста (Ушаков 1987; Федосеев, Куприянов; 1985). Были выделены четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза БА: неврастеноподобный, истероподобный, психа-стеноподобный и смешанный, или «шунтовый» (от англ. shunt — шунтировать, переводить на запасный путь). Для каждого варианта свойственны свои внутри- и межличностные невротические конфликты. Внешние проявления зависят от личностных особенностей пациентов, варианта поведения, которое санкционируется в данной микросоциальной среде и служит целям адаптации пациентов.

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей при сахарном диабете

В случае обострения неврастенического типа конфликта (с одной стороны, постоянное недовольство собой реальным, неприятие себя; с другой стороны, вечное стремление к воображаемому блистательному, недостижимому идеалу расщепленной личности) болезнь позволяет пациентам уйти от необходимости следовать созданному идеалу собственного Я. Они полнее принимают себя такими, какие есть, путем смягчения системы невротических требований к себе (фикция того, какими они должны быть, вместо принятия того, какие они есть на самом деле) не из-за ограничения личностных и других ресурсов, а в связи с заболеванием. Другими словами, это больные со сниженной самооценкой, непосильными, завышенными требованиями к себе и тягостным сознанием своей несостоятельности, защитой от которой становится приступ Б А. Основным в клиническом проявлении БА является появление астматических симптомов в характерных для данного пациента условиях. Причины появления такого приступа могут быть обусловлены декомпенсацией психологической защиты от эмоционального напряжения вследствие «просачивания» в сознание травмирующей информации, указывающей на неадекватное восприятие образа «Я» больного (преобладание внутриличностного конфликта) в случае неадекватного требования к себе пациентов с неврастеноподобным механизмом.

Итак, можно выделить личностные черты, предрасполагающие к развитию и фиксации дыхательных нарушений по нервно-психическому механизму. Это низкий уровень фрустраци-онной толерантности (недостаточная устойчивость к стрессам), инфантилизм, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, хрупкость и незрелость психологической защиты, неадекватное представление о себе, увеличение коммуникативной значимости «языка тела» (соматические ответы), низкий уровень сознавания — замечания актуально переживаемых эмоций, желаний, потребностей — вследствие нарушения способности к словесному выражению чувств. Личностные особенности и невротические нарушения, а также неадекватные личностные реакции на заболевание (тревожно-депрессивные, фобические, анозогностические, псевдоано-зогностические, истерические, ипохондрические) предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.

Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных или нежных и преданных чувств. Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая «астма первой брачной ночи»).



Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Картина личности и психотерапия при бронхиальной астме

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бронхиальная астма.

Болезни органов дыхания.

Психоэндокринное и психоиммунное направление.

Поиск «специфического нейрогормонального обеспечения» эмоционального реагирования показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейрогормональными сдвигами.

Концепция враждебности.Согласно этой гипотезе, гнев и враждебность могут играть существенную роль в этиологии различных тяжелых соматических заболеваний .

Представленные основные концепции психосоматической патологии показывают, что невозможно вычленить изолированно специфические психические или физиологические констелляции, которые бы охватывали весь спектр проявлений при данном виде заболеваний. Однако все гипотезы сходятся в одном: социальная дезадаптация — это основная причина возникновения психосоматической патологии.

Простое возбуждение как элементарная и еще недифференцированная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость и т. д., приводит к учащению дыхания. Длительно сохраняющееся, не находящее разрядки возбуждение (например, сексуальное) может проявляться «характерным» типом дыхания, гипервентиляцией. Уравновешенное, приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдоха, как это бывает во сне. В состоянии ужаса, внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания.Дыхание — это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Оно является фундаментальным свойством состояния собственного Я, это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой.

Бронхиальная астма (БА) является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

По данным ряда исследований личность больных БА характеризуется рядом специфических особенностей.

Если внимания и заботы родителей не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, — это дыхание. Впрочем, бывает и другая причина — забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, все время кто-то помогает их сделать за тебя. Недостаток заботы и ее избыток в равной мере лишают способности быть нестесненным, «дышать свободно».

Дети бессознательно ищут выхода, срабатывает жизненный инстинкт, и более тяжелые проявления болезни у них появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Попытки выявить «ответственные» за возникновение БА психические конфликты, поиск предрасполагающих к их возникновению личностных особенностей привели к гипотезе о существовании специфического для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации . Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию» , «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие» ,преобладание «нементализируемых переживаний» , «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдоиндифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке .

Читайте также:  Что такое бронхиальная астма и от чего она возникает

Общепринятым считается значение агрессии ,ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают.

Физиологический конфликт при БА имеет свое продолжение в психологическом конфликте, в эмоциональной жизни многих астматиков. Так же, как адекватное снабжение кислородом необходимо для нормального физиологического роста и развития, так и постоянное и адекватное получение любви необходимо для нормального роста и развития пациентов. Известно, что материнское отвержение играет центральную роль в возникновении нервно-психического механизма патогенеза БА. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Причины отвержения проистекают из собственной эмоциональной незрелости матери, неразрешенных проблем, имевших место в ее детстве. Астматики выражают и переживают больше негативных эмоций по сравнению со здоровыми.

Можно выделить личностные черты, предрасполагающие к развитию и фиксации дыхательных нарушений по нервно-психическому механизму. Это низкий уровень фрустрационной толерантности (недостаточная устойчивость к стрессам), инфантилизм, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, хрупкость и незрелость психологической защиты, неадекватное представление о себе, увеличение коммуникативной значимости «языка тела» (соматические ответы), низкий уровень сознавания — замечания актуально переживаемых эмоций, желаний, потребностей — вследствие нарушения способности к словесному выражению чувств. Личностные особенности и невротические нарушения, а также неадекватные личностные реакции на заболевание (тревожно-депрессивные, фобические, анозогностические, псевдоанозогностические, истерические, ипохондрические) предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Картина личности и психотерапия при бронхиальной астме

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник

    Бронхиальная астма: заболевание
    дыхательных путей, сопровождаемое
    отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом
    и нарушением секреции.

    Бронхиальная астма считается классическим
    примером психосоматического заболевания.

    Медицинское определение: Астма —
    (от греч. asthma — удушье), аллергическое
    заболевание, характеризующееся
    повторяющимися приступами удушья
    вследствие спазма бронхов и отёка их
    слизистой оболочки. В основе лежит
    повышенная чувствительность организма
    и особенно тканей бронхов к различным,
    обычно безвредным веществам —аллергенам.Наиболее часто ее вызывают такие
    аллергены, как бытовая и производственная
    пыль, пыльца растений, споры грибков,
    частицы шерсти домашних животных, а
    также микроорганизмы, населяющие верхние
    дыхательные пути и бронхи человека.
    Большое значение при астме имеет
    наследственное предрасположение к
    аллергическим проявлениям. Под влиянием
    аллергена возникают приступы удушья,
    выражающиеся в затруднении выдоха;
    дыхание свистящее, лицо синюшное, вены
    на шее набухают. К концу приступа, через1/2-1ч,начинается
    покашливание и отделяется небольшое
    количество стекловидной вязкой мокроты.
    В некоторых случаях приступы длятся
    несколько дней — астматическое состояние
    (затяжная астма). С развитием болезни
    повышается раздражимость нервной
    системы; приступы астмы могут возникать
    и без воздействия аллергена— в связи
    с изменениями погоды, охлаждением,
    физическим напряжением, отрицательными
    эмоциями
    . Астма обычнопротекает
    хронически
    и часто осложняется
    эмфиземой лёгких, разрастанием
    соединительной ткани вокруг бронхов и
    изменениями в мышце правого желудочка
    сердца с последующим развитием сердечной
    недостаточности.

    Самый распространенный симптом –
    кашель, особенно по ночам, чаще всего
    после вирусной инфекции или физического
    напряжения. Могут иметь место также
    свистящее дыхание, хрипы в грудной
    клетке, одышка, загрудинные боли,
    утомляемость, раздражительность и
    потеря аппетита. У страдающих аллергией
    отмечаются такие симптомы, как зуд в
    носу, глазах и ушах, чихание, насморк.

    Симптомы:приступы удушья, одышка,
    свистящие хрипы, кашель.

    Причины:

    — аллергический фон

    — инфекция бронхиальных путей

    — наследственная предрасположенность

    — психогении (стресс, тревога, депрессия,
    алекситимия, подавленная агрессия)

    Роль стрессовых факторов:

    1. Начало
      и ухудшение заболевания часто возникает
      после стресса. Не сами по себе жизненные
      события, а активное избегание их
      обсуждения, подавление чувств служит
      факторами ухудшения.

    2. Также
      при наличии аллергической природы
      зависимость между инициирующим приступ
      аллергеном и условиями, в которых это
      воздействие происходит, может закрепляться
      по условно-рефлекторному механизму
      (даже мысленное воспроизведение условий
      способно вызвать астматический приступ,
      также мысль о забытом дома ингаляторе,
      является фактором, способным запустить
      приступ удушья.).

    Картина
    личности:

    • Ранние
      нарушения отношений с матерью:
      противоречение между «желанием нежности»
      и «страхом перед нежностью» (deBoor,1965).

    • описывают
      боязливость с истерическими или
      ипохондрическими чертами (сами больные
      страх не осознают).

    • Александер включил БА в число семи
      основных психосоматических заболеваний:
      – противоречие между желанием нежности
      и страхом перед нежностью. Астма – плач
      ребенка по нежности. Могут быть
      истерические черты, неспособны выпустить
      наружу гнев из-за того, что не дают
      нежности.

    • Braeutigam(1969) пишет: «при астматической одышке
      одновременно с воздухом могут
      задерживаться и эмоции». Характерное
      для этой группы больных сочетание
      скрытого гнева, «застревания» на
      отрицательных эмоциях с чувством
      симбиотичности, потребности быть
      вовлеченным в проблемы других людей и
      вовлекать их в свои проблемы препятствует
      не только проявлению, но и в значительной
      степени осознованию агрессивных
      тенденций. Помимо этого, отмечается
      сочетание склонности рассматривать
      ситуацию как неудовлетворительную,
      внутреннего неприятия социальных норм
      с тревожными, психастеническими чертами,
      обусловливающими высокий уровень
      социального стандарта и потребность
      в нормативном поведении. Возникающий
      в результате такой дисгармоничности
      интрапсихический конфликт еще более
      усиливает тревогу, которая в значительной
      мере соматизируется и сопровождается
      усилением выраженности ее физиологических
      коррелятов.

    Читайте также:  Одышка при бронхиальной астме экспираторная

    Факторы, влияющие на психосоматическое
    развитие ребенка:

    Роль матери:Ведущая роль на
    ранних этапах принадлежит матери,
    которая формирует у ребенка язык тела.
    Факторами риска являются:

    1) высокая личностная тревожность матери.

    2) внутренняя конфликтность матери
    (невротическая мать).

    3) подавление негативных чувств,
    преобладание чувства вины в психике
    матери, противоречивое эмоциональное
    отношение к близким в семье.

    4) стрессонеустойчивость и неспособность
    к конструктивному разрешению конфликтов

    5) Дезорганизация собственной активности
    при болезни ребенка за счет высокой
    тревожности, страхов, неспособности
    принять радикальное решение.

    Типы отношений с матерью:

    а) скрытое, неосознаваемое отвержение
    — ребенок использует язык тела для
    привлечения внимания матери.

    б) симбиоз — ребенок присваивает
    материнский способы регуляции телесных
    функций, представления о здоровье,
    болезнях и способах совладания с ними.
    Именно поведение матери способствует
    отдалению отца и повторении приступов
    БА. Мать создает МИФ о тяжести и
    исключительно соматической природе
    БА, что способствует усвоению этого
    взгляда больным. Мать избавляет ребенка
    от ответственности за свое заболевания,
    что формирует пассивно-оборонительный
    тип реагирования на болезнь. Формируется
    симбиоз мать-ребенок, где нет места
    отцу и другим членам семьи. При угрозе
    разрыва этих отношений, заболевание
    обостряется. Чем дольше длится болезнь,
    тем больше иерархиризуется семья: в
    центре МАТЬ, решающая «основную
    проблему»; диада мать-ребенок,
    приобретающая черты саморазвития;
    выходящий на периферию отец. Между
    матерью и отцом либо изоляция, либо
    псевдосотрудничество, с чувством вины
    перед ребенком.

    Роль семьи (теория Сальвадора Минухина):
    Не только мать и ее взаимодействие с
    ребенком, но и семья, как целое, выступают
    в роли важнейшего фактора психосоматического
    развития ребенка. В литературе утвердилось
    понятие «психосоматическая семья»
    (автор — Минухин) — семья, как носитель
    психосоматического симптома.

    1) в семье не поощряется свободное
    выражение чувств, свободное отреагирование
    отрицательных эмоций — ребенок присваивает
    стереотипы подавления отрицательных
    эмоций, что приводит к их соматизации.

    2) Наличие у семьи как системы ценностей
    — неприличие, стыд открытого выражения
    эмоций. Подавление отрицательных эмоций
    может быть связано с тем, что в семье не
    принято открыто реагировать на боль —
    стереотип терпения, отношения к болезни,
    как к состоянию, в котором человек сам
    виноват.

    3) В опыте семьи могут быть некоторые
    патогенные особенности:

    а) Неспособность, неготовность,
    необученность родителей (прежде всего,
    матери) к раннему распознаванию телесных
    состояний ребенка и означиванию их
    (ненаблюдательная (невнимательная мать)
    или просто не имеющая времени);

    б) Неспособность семьи, как целостного
    организма к вербальному или иному
    конструктивному разрешению конфликта,
    и включение ребенка в семейный конфликт.
    Телесный симптом ребенка часто рождается
    в ситуации семейного конфликта, как
    неудачный способ его разрешения.

    В воспитании выделяются 2 черты-
    доминирующая гиперопека со стороны
    матери и скрытое или явное отвержение
    отца.

    Астма, как защитный механизм:
    Возникновение приступа БА у детей
    возникает часто по так называемому
    «ШУНТОВОМУ МЕХАНИЗМУ», и играют
    ведущую роль в поддержании конфронтации
    в семье. При начинающейся ссоре у
    родителей, у ребенка начинается приступ
    БА, что переключает внимание родителей
    со своих проблем на ребенка и его болезнь.
    Вслед за приступом ребенок получает
    «подкрепление» подобного вмешательства
    в отношении конфликтующих членов семьи
    в форме заботы и внимания. В таком случае
    формируется тенденция бегства в болезнь.
    Астма служит больному для привлечения
    внимания, признания, адаптации в семье.
    Болезнь является мощным орудием
    управления членами семьи. При этом
    подавленное раздражение, «жертвенность»
    не ускользают от внимания больного, так
    как сквозит в жестах, тоне речи, выражении
    лица членов семьи. И тогда он «наказывает»
    родственников за «неискренность»
    очередным приступом удушья.

    Психические расстройства при
    бронхиальной астме:

    Астенодепрессивные расстройства:особенно часто в начальном периоде
    астмы. Пациенты при этом бывают
    молчаливыми, задумчивыми, жалуются на
    однообразные мысли об «утраченном
    здоровье», неопределенном, безрадостном
    будущем. Больные продолжают выполнять
    повседневные обязанности, но без прежней
    активности. У некоторых больных отмечают
    ипохондрические проявления, они
    полагают, что «легкие раздуты», «не
    дышат», беспокоятся, что на самом деле
    у них не астма, а рак легких или туберкулез;
    прислушиваясь к себе, находят все новые,
    меняющиеся ощущения, преувеличивают
    тяжесть болезни. При фобической структуре
    реакции больные испытывают неотвязный
    страх, тревогу, беспокойство.

    Неврозоподобные расстройства:Неврозоподобные расстройства при
    бронхиальной астме проявляются в форме
    реакций пациента на приступ. Они близки
    ситуационным, адекватным реакциям
    личности на возникшее заболевание.

    Психические нарушения в зависимости
    от степени тяжести заболевания:

    При легкой форме астмы:
    неврозоподобные расстройства являются
    стертыми, выступают в виде легкой
    физической астении.

    При астме средней
    тяжести:
    возникают реактивные
    состояния с неврозоподобными
    расстройствами, которые отличаются
    многообразием и глубиной. На высоте
    физической астении появляются одышка,
    гипервентиляция. При легкой нагрузке
    возникают ощущения слабости, разбитости,
    недомогания. При прогрессировании
    болезни возникает смешанное состояние
    (тревожное ожидание несчастья,
    беспокойство). Могут появляться
    циркулярные расстройства настроения,
    сверхценные ипохондрические опасения,
    невротическое ожидание повторных
    приступов.

    При тяжелом
    течении астмы:
    реактивные
    образования являются вторичными,
    ведущими оказываются неврозоподобные
    расстройства с массивными явлениями
    физической и психической астении,
    вегетативно-сосудистыми нарушениями.
    При улучшении соматического состояния
    вначале исчезают симптомы психической,
    затем физической астении. При хроническом
    течении бронхиальной астмы заметно
    меняется и личностная структура.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник