Эффективность реабилитации при бронхите

Реабилитационные мероприятия всегда необходимо назначать в соответствии с формой заболевания, поскольку каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены ниже.

Задачи реабилитационного периода

Само по себе присутствие как у взрослого, так и у ребенка признаков острого или хронического бронхита приводит к ослабеванию иммунитета, что в первую очередь обусловлено тяжестью и длительностью заболевания, а также используемыми в этот период лекарственными препаратами. Именно поэтому полное выздоровление после бронхита возможно лишь при проведении целого комплекса лечебных мероприятий, направленных на скорейшее восстановление жизненных сил организма.

Поскольку при остром или хроническом бронхите в результате воспалительного процесса нарушается дыхательная функция, реабилитационный период должен включать меры, направленные на:

  • Нейтрализацию воспалительного поражения.
  • Нормализацию дренажной функции воздухоносных путей.
  • Улучшение крово- и лимфообращения.
  • Укрепление мышечной системы в бронхах.
  • Повышение иммунного ответа организма.
  • Ликвидацию остаточных проявлений заболевания.

Все эти задачи легко достигаются после выполнения целого комплекса оздоровительных мероприятий, включающих в себя разнообразные физические процедуры, упражнения, направленные на укрепление мускулатуры бронха и другие виды ЛФК.

Комплекс упражнений всегда должен подбираться индивидуально для каждого пациента с учетом особенностей самого заболевания, возраста больного и наличия у него других сопутствующих патологий.

Восстановление при остром бронхите

Эффективность реабилитации при бронхите

Поскольку острый бронхит, который чаще всего возникает на фоне бактериальной инфекции и характеризуется богатой клинической симптоматикой (гипертермией, кашлем, болью в грудной клетке), имеет склонность к хронизации, очень важно провести необходимую медикаментозную терапию, а после лечения уделить особое внимание периоду восстановления. Физическая реабилитация при бронхите проводится с учетом его формы:

  • При гнойных бронхитах превалирует выполнение дренажных гимнастических упражнений, которые направлены на улучшение отхождения мокроты. Для достижения заметного эффекта проводить их необходимо регулярно, 3–4 раза в неделю.
  • Людям, страдающим острым обструктивным бронхитом (в основном это дети), назначают комплексные звуковые и дыхательные гимнастические упражнения. По истечении некоторого времени необходимо корректировать упражнения, добавляя более сложные дыхательные движения. Также доказана эффективность лечебного массажа, который также облегчает процесс отхождения мокроты, тем самым улучшая дыхание.

Занятия необходимо начинать сразу после купирования острого периода, параллельно с антибиотикотерапией и продолжать вплоть до полного выздоровления.

Реабилитация при хроническом бронхите

Как было отмечено ранее, этот вид заболевания, как правило, возникает на фоне неполного излечивания от острой формы или в результате длительного воздействия токсических веществ, но встречается в основном такой тип бронхита у взрослых.

Комплекс реабилитационных мероприятий практически не отличается от тех, что применяются при острой форме. При хроническом бронхите также характерны гнойная и обструктивная формы, которые чаще встречаются в старшей возрастной группе, а вот лечебные процедуры остаются идентичными.

Главной отличительной особенностью является периодичность проведения лечебно-физических процедур: при хроническом бронхите их нужно выполнять каждый месяц в течение двух недель.

Здоровый образ жизни

Эффективность реабилитации при бронхите

Реабилитация после бронхита, помимо лечебных упражнений, должна обязательно включать соблюдение основных правил здорового образа жизни.

Полноценное питание играет немаловажную роль в укреплении иммунных сил организма. Для этого человеку нужно употреблять калорийную пищу, содержащую достаточное количество витаминов и минералов.

Рекомендуется готовить блюда из нежирных сортов мяса и рыбы, которые поддаются паровой обработке, поскольку грубую и острую пищу на период заболевания желательно исключить из рациона.

Многие люди, чтобы быстрее восстановиться после бронхита, дополнительно прибегают к советам народной медицины, согласно которым необходимо употреблять теплые напитки с добавлением меда, лимона или имбиря. Ежедневное полноценное питание прибавляет жизненных сил организму для борьбы с заболеванием.

Успешная реабилитация при бронхите также зависит от следования правильному распорядку дня. Для укрепления иммунитета важны:

  • Полноценный сон.
  • Ежедневное пребывание на свежем воздухе (нежелательны прогулки при сильном морозе, повышенной влажности воздуха и ветреной погоде).
  • Занятия ходьбой с постепенным увеличением дистанции.

Необходимо свести к минимуму все физические и эмоциональные нагрузки, отказаться от вредных привычек, поскольку при наличии указанных факторов организм восстанавливается значительно медленнее.

Дыхательные и физические упражнения при бронхите

Эффективность реабилитации при бронхите

Обычно дыхательную гимнастику назначают на 3–4 сутки после антибиотикотерапии. Ее проведение возможно как в амбулаторных, так и в домашних условиях, однако комплекс выполняемых упражнений должен подбираться только лечащим врачом. В зависимости от формы заболевания, различают статистические, динамические и дренажные дыхательные упражнения.

Для большего эффекта их часто сочетают с лечебной физкультурой. Рассмотрим наиболее распространенные виды физических упражнений:

  1. Первоначально придаем телу позу «лежа на спине», руки плотно прижаты к туловищу. Во время вдоха необходимо начать не спеша поднимать обе руки и заводить их за голову. При выдохе принять исходное положение.
  2. Изначальная поза – лежа на спине, левая рука плотно прилегает к туловищу, правая заведена за голову. При произвольном дыхании нужно в ускоренном темпе менять положение обеих рук.
  3. Упражнение «велосипед», заключается в кручении воображаемых педалей. При появлении одышки занятие нужно сразу прекратить.
  4. Первоначальная поза – лежа на животе, руки находятся в полусогнутом положении, с упором на ладони на уровне грудной клетки. При вдохе верхняя половина туловища приподнимается, а в поясничном отделе – прогибается. На выдохе необходимо вернуться в изначальное положение.

Это примерный перечень возможных упражнений, которые следует выполнять на свежем воздухе.

Поскольку восстановление после бронхита занимает довольно длительный период, выполнять упражнения стоит в течение продолжительного времени по несколько раз в день, постепенно увеличивая их количество.

Реабилитационный период у ребенка

Эффективность реабилитации при бронхите

Реабилитация детей, страдающих бронхитом, по основным моментам схожа с таковой у взрослых. Однако период восстановления после бронхита у детей длится дольше, что связано с еще не сформировавшимся иммунным ответом организма ребенка.

Чтобы настроить иммунитет малыша на борьбу с заболеванием, помимо правильного питания ребенка, необходимо увеличить продолжительность отдыха за счет ежедневного обеденного сна.

Читайте также:  Острый бронхит симптомы и лечение у подростков

Не менее важны закаливание организма, каждодневные прогулки с детьми на свежем воздухе, во время которых стоит проветривать помещение, где обычно находится ребенок.

Ранние реабилитационные меры принимаются еще в период медикаментозной терапии и включают обязательный дополнительный прием витаминно-минеральных препаратов, потребление достаточного количества теплой жидкости.

Значительно улучшает состояние ребенка и санаторно-курортное лечение, а также терапия в соляных комнатах.

Поскольку даже после излечения от бронхита ребенка длительное время может беспокоить периодический сухой кашель, можно дополнительно проводить ингаляционные процедуры в течение нескольких недель, что позволит окончательно избавиться от проявлений заболевания.

Источник

Библиографическое описание:

Мингазова Л. Р., Селезнева Н. И., Кильдибекова Р. Н. Эффективность реабилитационных комплексов при хроническом бронхите [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 61-62. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/52/2452/ (дата обращения: 25.02.2020).

Хронический
бронхит относится к числу наиболее частых заболеваний в силу
распространенности среди трудоспособного населения. Вопросы лечения и
реабилитации пациентов имеют важное медико-социальное значение [1].
Приоритетными направлениями в реабилитации больных хроническим
бронхитом становятся методы с использованием немедикаментозных
факторов, природно-климатических рекреационных зон,
санаторно-курортное лечение, физические тренировки [5, 6]. Для
пациентов с хроническим бронхитом на всех стадиях течения процесса
высокой эффективностью обладают физические тренирующие программы,
повышающие толерантность к физической нагрузке и уменьшающие одышку и
усталость.

С целью профилактики и
восстановления нарушенных функций организма и для улучшения качества
жизни больным хроническим бронхитом в комплексе реабилитационных
мероприятий можно применять плавание. По мнению Викулова
А.Д. (2004)
плавание улучшает функциональные показатели внешнего дыхания,
способствует увеличению адаптационных резервов, является
наиболее эффективным методом оздоровления, показано практически без
ограничения всем здоровым лицам.
Учитывая
патогенетическую значимость плавания в увеличении резервов
сердечно-легочной системы необходимо более широкое внедрение в
комплекс реабилитационных мероприятий [2, 4].

Цель
исследования.
Оценить
эффективность
различных методов реабилитации по данным функции внешнего дыхания у
молодых лиц с хроническим бронхитом.

Материалы
и методы.

Объектом исследования были 97 пациентов мужского пола с хроническим
бронхитом в
фазе ремиссии, средний возраст составил 26,9±2,9 лет.
Сформированы группы: I
– основная (n=48)
– пациенты с хроническим бронхитом, которые с целью
реабилитации применяли
лечебное плавание в закрытом плавательном бассейне, 2 раза в неделю
при температуре воды не ниже 26˚ и воздуха 25-26˚, общая
продолжительность занятий – 40-45 минут,
ЛФК, включающая физические нагрузки в виде специальных упражнений для
дыхательных мышц, выполняемых в режиме встречного сопротивления и
массаж,
II
– группа сравнения (n=49)

которым применяли ЛФК, массаж. Группа
контроля (n=25)
– здоровые, не курящие мужчины, сопоставимые по возрасту.
Критериями включения в исследование были лица с хроническим
бронхитом в фазе ремиссии,
факторами риска развития ХНЗ (курящие, отягощенный наследственный
анамнез, часто болеющие ОРВИ), молодой возраст, объем форсированного
выдоха за 1 секунду (ОФВ 1) ≥ 80% от должного, индекс Тиффно
(отношение ОФВ 1 к форсированной жизненной емкости легких-ФЖЕЛ) <
70.

Проводился
скрининг-опрос по анкете ВОЗ-Cindi,
оперативная
оценка «Самочувствие», «Активность» и
«Настроение» (САН),
для определения уровня тревожности использовали тест
Спилбергера-Ханина. Из
функциональных методов исследования: электрокардиография,
рентгенография, функцию
легких исследовали на автоматизированной микропроцессорной системе
«Этон-01» (Болгария) с обработкой и определением
показателей спирографии и кривой «поток-объем»,
анализировали основные параметры: объем форсированного выдоха за
первую секунду (ОФВ1), форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ),
индекс Тиффно (ОФВ1/ФЖЕЛ).

Результаты
исследования.

Среди
обследуемых больных
хроническим бронхитом
были выявлены клинические симптомы: кашель и одышка при значительной
физической нагрузке. Кашель с умеренной продукцией слизистой мокроты
выявлен у 14 (29,17%) в основной группе и у 3 (6,12%) пациентов
группы сравнения, одышка при значительной физической нагрузке у 11
(22,92%), и 3 (6,12%) соответственно.

При анкетировании
обследуемых лиц было выявлено, что 74 (76,31%) юношей курили, процент
курения был сопоставим со средними Российскими показателями. Из
причин, указывающих на начало курения отмечали: «любопытство»
– 24 (24,7%), «за компанию» – 30 (30,91%),
«просто так» – 21 (22,01%), «неудачи в учебе»
– 11 (11,31%), «стресс» – 9 (9,27%). В
возрасте до 18 лет начали курить 95 (97,94%) опрошенных, среди них –
39 (40,21%) выкуривали более 20 сигарет в день.

Психоэмоциональное
состояние здоровья анализировалось по уровню тревожности: личностная
тревожность (ЛТ) характеризующая устойчивую склонность воспринимать
большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации
состоянием тревоги, у некурящих лиц составила 32,5 балла, а
ситуативная тревожность (СТ) – 39,3 балла в сравнение с
контрольной группой. У юношей при стаже курения до 5 лет уровень ЛТ
был на 17,3% выше, а ситуативной тревожности (СТ) на 9,7% в
сопоставлении с группой контроля, курящие 5 лет и более – на
16,3% и 12,44% соответственно.

Оценка психологического
состояния курящих по уровню САН показал, что уровень «Самочувствие»
составил 4,26±0,2 балла, «Активность» –
4,95±0,3 балла и «Настроение» –
4,2±0,1балла. Показатели контрольной группы составили:
5,2±0,15; 5,7±0,14 и 6,2±0,16 балла
соответственно.

Анализ данных
электрокардиографии среди изучаемой когорты показал, что у 47
(48,45%) лиц отмечалась синусовая тахикардия, у 6 (6,2%) нарушения
ритма сердца по типу желудочковой экстрасистолии, у 44 (45,36%)
нарушения проведения возбуждения по ножкам и ветвям пучка Гисса.
Результаты электрофизиологического исследования были сопоставлены с
изменениями биоэлектрической активности сердца контрольной группы.

Анализ функции внешнего
дыхания по
данным спирометрии у обследуемых лиц хроническим
бронхитом выявил
снижение ОФВ1, ФЖЕЛ,
ОФВ1/ФЖЕЛ
при сравнении с группой контроля, но в пределах рекомендованных норм.
ФЖЕЛ у больных хроническим
бронхитом основной
группы был снижен на 14,09%
и группы
сравнения на 14,64%
от должной.
Показатель
ОФВ1 – на 16,53%
и 18,1%,
индекс Тифно на –
3% и 4% соответственно.

Читайте также:  Обструктивный бронхит вид одышки

Таблица 1.

Динамика показателей
функции внешнего дыхания

Показатели
ФВД

Группа
контроля

(n=25)

Группа
сравнения

(n=49)

Основная
группа

(n=48)

До

После

До

После

ФЖЕЛ, л

5,10±1,37

4,65±0,54

4,91±0,02

4,70±1,33

5,20±1,91

ФЖЕЛ,%

107,7±1,78

93,06±1,50

95,80±1,60

93,61±1,60

99,90±1,80

ОФВ1,
л

4,50±1,51

3,67±1,42

3,82±1,30

3,62±1,50

4,03±1,30

ОФВ1,
%

105,7±9,40

87,60±9,34

99,10±10,3

89,17±9,50

104,2±7,80

ИТ

98±1,87

94±2,70

103±2,50

95±2,30

104±2,13

После
проведенного курса реабилитационных мероприятий с применением
плавания положительная динамика была отмечена у всех
пациентов
с хроническим бронхитом. Улучшились показатели функции внешнего
дыхания, так ФЖЕЛ на 6,29%
в основной
группе на 2,74%
(p<0,01)
в группе
сравнения, повысился
ОФВ1 на 15,03%
и 11,5%
соответственно (таблица 1).
Результаты
проводимой реабилитации
с включением плавания свидетельствуют, что функция внешнего дыхания
значительно лучше
в основной группе, где применяли плавание.

Психоэмоциональное
состояние обследуемых лиц с хроническим бронхитом после
реабилитационных мероприятий с использованием плавания улучшилось:
уровень тревожности снизился, психологическое состояние по уровню САН
повысилось.

Заключение.
Таким образом, у больных хроническим бронхитом на фоне проводимой
реабилитации с использованием плавания показатели психологического
здоровья и функции внешнего дыхания свидетельствовали о максимальной
эффективности при сопоставлении с группой сравнения.

Литература:

  1. Пульмонология:
    национальное руководство / под редакцией А.Г. Чучалина. – М.,
    ГЭОТАР – Медицина, 2009,
    960
    с.

  2. Викулов А.Д. Плавание:
    Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:
    Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 368с.

  3. Глобальная стратегия
    диагностики, лечения и профилактики хронической обструктивной
    болезни легких: пер. с англ. / под ред. А.Г. Чучалина. М.: ИД
    «Атмосфера», 2007. 96 с.

  4. Малявин А.Г., Епифанов
    В.А., Глазкова И.И. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания. –
    М.: Издательская группа «ГЭОТАР МЕДИА», 2010.

  5. Булгакова Н.Ж.
    Оздоровительное, лечебное плавание и адаптивное плавание. Высшее
    профессиональное образование. – М.: Изд-во Академия, 2008.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà áðîíõèòà êàê âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ, ïîðàæàþùåãî ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ëåãêèõ è áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Îñîáåííîñòè ñàíàòîðíî-êóðîðòíîãî ëå÷åíèÿ. Îñíîâíîå ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè è èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê êàæäîìó áîëüíîìó.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå àâòîíîìíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå Ìóðìàíñêîé îáëàñòè

«Êîëüñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»

Ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèòå

Ðàáîòó âûïîëíèëà:

Âðóáëåâñêàÿ Å.

Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü:

Êîíäðàòüåâà Ò.Þ.

Àïàòèòû 2015

Áðîíõèò — ýòî âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå. Äàííîå âîñïàëåíèå ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ëåãêèõ è áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Áðîíõèò áûâàåò äâóõ âèäîâ: îñòðûé è õðîíè÷åñêèé. Ñèìïòîìû îñòðîãî áðîíõèòà äëÿòñÿ îò íåñêîëüêèõ äíåé äî òðåõ-÷åòûðåõ íåäåëü. Òàêèå ñèìïòîìû õàðàêòåðíû äëÿ âñåõ ÎÐÇ-çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ïðîõîäÿò ñ ïîðàæåíèåì áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Ñèìïòîìîì õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ íåïðåêðàùàþùèéñÿ êàøåëü. Ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ äàííîãî âèäà áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ ïðîäîëæèòåëüíîå êóðåíèå è ïîðàæåíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

Âñå áîëåçíè íàøåãî îðãàíèçìà âûçâàíû çàãðÿçíåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Òàê, õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, êàê íè óäèâÿòñÿ ìíîãèå ëþäè, òîæå â êàêîé-òî ñòåïåíè ñâÿçàí ñ ýòèì.

Èç ðàçëè÷íûõ èñòî÷íèêîâ èçâåñòíî, ÷òî ÷àùå âñåãî áðîíõèòîì áîëåþò ëþäè â ïîæèëîì âîçðàñòå, òî åñòü ñòàðøå 50 ëåò. ×àùå âñåãî áðîíõèòîì ñòðàäàþò ìóæ÷èíû, ïðèìåðíî â 2-3 ðàçà ÷àùå, ÷åì æåíùèíû. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ÷àùå âñåãî ïðèâîäèò ê ëåòàëüíîìó èñõîäó. Ïðè÷èíû òàêîãî èñõîäà — ñòðåìèòåëüíîå ðàçâèòèå ëåãî÷íî-ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïàòîëîãè÷åñêîå ðàñøèðåíèå âîçäóøíûõ ïðîñòðàíñòâ.

ÕÎÁ, èëè ïî-äðóãîìó õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, òàêæå ÿâëÿåòñÿ âîñïàëèòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, è îíî òàêæå ïîðàæàåò áðîíõè. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò íàðóøàåò ïðîöåññû âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, ñòîèò çàìåòèòü, ÷òî òàêîå ïîëîæåíèå ïîñòîÿííî óõóäøàåòñÿ. Ãëàâíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæèòåëüíûé êàøåëü ñ âûäåëåíèåì ìîêðîòû, îäûøêà.

Ðàçëè÷àþò îñòðûé è õðîíè÷åñêèé áðîíõèò.

Îñòðûé áðîíõèò

Ýòî îñòðîå âîñïàëåíèå òðàõåîáðîíõèàëüíîãî äåðåâà, âûçûâàåìîå âèðóñàìè, áàêòåðèÿìè, õèìè÷åñêèìè è äðóãèìè ôàêòîðàìè.

Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè

Óìåíüøåíèå âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â áðîíõàõ è âîññòàíîâëåíèå èõ äðåíàæíîé ôóíêöèè; ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà è ïíåâìîíèè; ïîâûøåíèå èììóíèòåòà. áðîíõèò ëåãêîå êóðîðòíûé ðåàáèëèòàöèÿ

Îñîáåííîñòè ËÔÊ

ËÔÊ íàçíà÷àþò ïî ñòèõàíèè îñòðîãî ïðîöåññà. Ïðèìåíÿþò âíà÷àëå ñòàòè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à ïîçæå äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, äåëàÿ àêöåíò íà âûäîõå è íà îòêàøëèâàíèè ìîêðîòû, è îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ.

Îñîáåííîñòè ìåòîäèêè ìàññàæà

Âíà÷àëå ìàññèðóþò ñïèíó â ÈÏ ëåæà íà æèâîòå, à çàòåì ëåæà íà ñïèíå — ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè. Ðóêè ìàññàæèñòà ðàñïîëàãàþòñÿ ïàðàëëåëüíî ðåáðàì è ñêîëüçÿò îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó âî âðåìÿ âäîõà, à âî âðåìÿ âûäîõà — ê ãðóäèíå, ñæèìàÿ ãðóäíóþ êëåòêó. Ïðè ýòîì ðàçäðàæàþòñÿ ðåöåïòîðû àëüâåîë, êîðíÿ ëåãêîãî è ïëåâðû, ÷òî âîçáóæäàåò äûõàòåëüíûé öåíòð è àêòèâíûé âäîõ.

Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò

Äëèòåëüíî ïðîòåêàþùåå ïîðàæåíèå áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ãèïåðñåêðåöèåé è íàðóøåíèåì áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè. Ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå ïîðàæàþòñÿ íå òîëüêî âñå ñòåíêè áðîíõà, íî è îêðóæàþùàÿ ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê àòåëåêòàçàì, ýìôèçåìå ëåãêèõ, ïíåâìîñêëåðîçó, áðîíõîýêòàçàì è õðîíè÷åñêîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ðàçëè÷àþò îáñòðóêòèâíûé è íåîáñòðóêòèâíûé áðîíõèò. Ïðè íåîáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå âíåøíåå äûõàíèå íå íàðóøåíî, îäûøêè íåò. Ïðè îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå îòìå÷àþòñÿ îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå è ñòîéêèå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè

Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè

Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà, óëó÷øåíèå êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â ëåãêèõ, ëèêâèäàöèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà, óëó÷øåíèå îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.

Îñîáåííîñòè ËÔÊ

Ïðèìåíÿþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ è ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ — íà óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì è äðåíàæíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ îòêàøëèâàíèÿ ìîêðîòû.

Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå

1. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâàÿ ðóêà íà æèâîòå, ïðàâàÿ íà ãðóäè. Íîæíîé êîíåö êóøåòêè ïðèïîäíÿò íà 30 ñì. Òðåíèðîâêà áðþøíîãî äûõàíèÿ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí — 20-40 ñåêóíä.

2. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Êèñòè ðóê ó ïëå÷. Ïîäíèìàíèå ëîêòåé ÷åðåç ñòîðîíû ââåðõ — âäîõ. Îïóñêàíèå ñ íàäàâëèâàíèåì íà ïåðåäíåáîêîâûå îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè, ïîäíèìàíèå ãîëîâû âïåðåä — âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

3. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ðàçâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû — âäîõ. Ïîäòÿãèâàíèå ðóêàìè ñîãíóòûõ íîã ê ãðóäè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ (5-6 ðàç).

Читайте также:  Какой антибиотик лучше давать детям при бронхите

4. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Íîãè ñîãíóòû ñ îïîðîé íà ñòîïû. Ïîäíÿòü òàç — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

5. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïåðåéòè â ïîëîæåíèå ñèäÿ — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

6. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Êèñòè ðóê â ïîëîæåíèè «çàìêà» íà ãðóäè. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ âåðõíåé ÷àñòüþ òóëîâèùà è ïîäíÿòûìè ðóêàìè âïðàâî. Çàòåì âëåâî, 5-6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ñâîáîäíîå.

7. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ çà ãîëîâó — âäîõ. Îïóñêàíèå ðóê ñ îäíîâðåìåííûì ïîäíèìàíèåì ïðÿìîé íîãè — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç êàæäîé íîãîé. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí.

8. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðàçâåäåíèå ïðÿìûõ ðóê â ñòîðîíû ñ ïðîãèáàíèåì ñïèíû — âäîõ. Ñâåäåíèå ðóê âïåðåä, ñêðåñòèòü èõ. Ïîäíèìàÿ ãîëîâó è ãðóäü, îäíîâðåìåííî ñæàòü ãðóäü êèñòÿìè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé (5- 6 ðàç).

9. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ïîâîðîò òóëîâèùà ñ íàêëîíîì åãî âåðõíåé ÷àñòè ïîî÷åðåäíî âïðàâî è âëåâî, ñâîäÿ ðóêè äî êàñàíèÿ èìè ïîëà — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).

10. ÈÏ — ëåæà íà ëåâîì áîêó. Ëåâàÿ ðóêà íàä ãîëîâîé, ïðàâàÿ âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé ðóêè ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ, îïóñêàíèå åå ñî ñæàòèåì ëàäîíüþ ãðóäíîé êëåòêè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Ïîâòîðèòü 5-6 ðàç. Ïðè ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà â ëåâîì ëåãêîì — òî æå íà ïðàâîì áîêó äëÿ ëåâîé ðóêè è óïðàæíåíèÿ ¹ 10, 11, 12 è 13.

11. ÈÏ — òî æå. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïðàâîé ðóêîé âïåðåä, çàòåì íàçàä, 4-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï áûñòðûé, äûõàíèå ñâîáîäíîå, ðóêà íàïðÿæåíà.

12. ÈÏ — òî æå. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé ðóêè ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ. Îïóñêàíèå è ïîäòÿãèâàíèå ðóêîé ïðàâîé ñîãíóòîé íîãè ê ãðóäè — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).

13. ÈÏ — òî æå. Îòâåäåíèå ïðàâîé ðóêè â ñòîðîíó ñ ïîâîðîòîì âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà äî ïîëîæåíèÿ ëåæà íà ñïèíå — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ, íàêëîí òóëîâèùà äî êàñàíèÿ ïîëà ðóêîé — âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).

14. ÈÏ — ëåæà íà æèâîòå. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ ñ îïîðîé íà êèñòè. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå óïîðà íà êîëåíÿõ, ñåñòü íà ïÿòêè — âäîõ, âåðíóòüñÿ â ÈÏ ñ ïðîãèáàíèåì ñïèíû — âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).

15. ÈÏ — òî æå. Îòâåäåíèå ðóêè â ñòîðîíó ñ ïîâîðîòîì âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà — âäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4- 5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé.

16. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâàÿ ðóêà íà ãðóäè, ïðàâÿ íà æèâîòå. Òðåíèðîâêà áðþøíîãî äûõàíèÿ — 20-40 ñåêóíä. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí.

17. ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ðóêè ââåðõ çà ãîëîâó — âäîõ. Îïóñêàíèå ðóêè ñ ðàññëàáëåíèåì — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç êàæäîé ðóêîé. Òåìï ìåäëåííûé.

18. ÈÏ — òî æå. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ ñ îäíîâðåìåííûì ñæèìàíèåì è ðàçæèìàíèåì ïàëüöåâ ðóê. Òåìï ìåäëåííûé, äûõàíèå ñâîáîäíîå (5-6 ðàç).

Îñîáåííîñòè ìåòîäèêè ìàññàæà

Ïðîâîäÿò ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè, ñäàâëèâàíèå åå íà âûäîõå (àêòèâèçàöèÿ äûõàíèÿ) è ïåðêóññèîííûé ìàññàæ â ïðîåêöèè áðîíõîâ. Ïðè õðîíè÷åñêîì îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå òàêæå ïîêàçàí ìàññàæ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ïîñëå ìàññàæà áîëüíîìó äàþò ïîäûøàòü óâëàæíåííûì êèñëîðîäîì 5-10 ìèíóò.

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ëèö ñ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ ïðîâîäèòñÿ êàê â ìåñòíûõ ñàíàòîðèÿõ, òàê è íà êëèìàòè÷åñêèõ êóðîðòàõ. Ê êëèìàòè÷åñêèì êóðîðòàì îòíîñÿòñÿ êóðîðòû, ðàñïîëîæåííûå íà ïîáåðåæüå ×åðíîãî, Áàëòèéñêîãî ìîðåé, à òàêæå Òèõîãî îêåàíà (ñàíàòîðèè Ñî÷èíñêîé, Ãåëåíäæèêñêîé, Ëåíèíãðàäñêîé, Âëàäèâîñòîêñêîé ãðóïï). Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ ïàòîëîãèåé îðãàíîâ äûõàíèÿ ïðîâîäèòñÿ è â êóðîðòàõ ãîðíîé çîíû (â Êèñëîâîäñêå, Íàëü÷èêå, Êèðãèçèè, íà Àëòàå).

Ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè òðåáóåò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê êàæäîìó áîëüíîìó. Âûáîð êëèìàòè÷åñêîé çîíû, âðåìåíè ïðåáûâàíèÿ â ñàíàòîðèè, ïîäáîð ôèçèîòåðàïèè ïðîâîäÿòñÿ â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîãî âàðèàíòà çàáîëåâàíèÿ, ñòàäèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ îñëîæíåíèé è ìíîãèõ äðóãèõ ôàêòîðîâ.

Ëå÷åíèå â ñàíàòîðèè íà÷èíàþò ñî ùàäÿùåãî êëèìàòîäâèãàòåëüíîãî ðåæèìà. Åñëè îáùåå ñîñòîÿíèå õîðîøåå, àäàïòàöèÿ ïðîòåêàåò áëàãîïîëó÷íî, òî ìîæíî ïåðåâîäèòü áîëüíîãî íà òîíèçèðóþùèé ðåæèì, à â äàëüíåéøåì — è íà òðåíèðóþùèé ðåæèì.

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ïîñëå îñòðîãî èëè õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà

 ñëó÷àå ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ ïîñëå îñòðîãî áðîíõèòà ïîêàçàí îòäûõ â ëþáûõ íåñïåöèàëèçèðîâàííûõ äîìàõ îòäûõà è òóðáàçàõ. Åñëè æå áðîíõèò ïðîòåêàë ñ îñëîæíåíèÿìè, òî ïî ïðîøåñòâèè 2—3 ìåñÿöåâ ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ òàêèå áîëüíûå äîëæíû íàïðàâëÿòüñÿ íà êëèìàòîòåðàïåâòè÷åñêèå êóðîðòû. Áîëüíûì, ïåðåíåñøèì áðîíõèò ñ çàòÿæíûì òå÷åíèåì, ñ íàëè÷èåì îñòàòî÷íûõ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ ïîêàçàíû ñàíàòîðèè ñ ìÿãêèì ùàäÿùèì êëèìàòîì. Ëó÷øå îòäàòü ïðåäïî÷òåíèå êóðîðòàì, íàõîäÿùèìñÿ â òîé æå êëèìàòè÷åñêîé çîíå, â êàêîé ïîñòîÿííî æèâåò ïàöèåíò.  ýòîì ñëó÷àå ïðîöåññ àäàïòàöèè ïðîèñõîäèò ëåãêî è áåç îñëîæíåíèé.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî îñòðîãî áðîíõèòà çà÷àñòóþ ðàçâèâàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì âïëîòü äî âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè. Ïðè òàêîé ñèòóàöèè ëó÷øå âñåãî íàïðàâèòü áîëüíîãî íà êóðîðòû ñ ãîðíûì êëèìàòîì (êóðîðòû Êàâêàçà, Êèðãèçèè, Àëòàÿ), à òàêæå â ðàéîíû Ïðèáàëòèêè, Äàëüíåãî Âîñòîêà. Ê óñëóãàì ïàöèåíòîâ â ñàíàòîðèÿõ èìååòñÿ îáøèðíàÿ ïðîãðàììà îçäîðîâèòåëüíûõ ïðîöåäóð. Èíäèâèäóàëüíî ïîäáèðàåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå, ïðîâîäèòñÿ ôèòîòåðàïèÿ.  çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà è ñîñòîÿíèÿ èììóííîé ñèñòåìû íàçíà÷àþòñÿ ðàçëè÷íûå ôèçèîïðîöåäóðû. Àêòèâíî ïðèìåíÿþòñÿ óëüòðàçâóêîâûå èíãàëÿöèè ñî ñëèçåðàñòâîðÿþùèìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ àêòèâíîñòè áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник