Федеральные клинические рекомендации по бронхиальной астме у детей 2015

Российское
респираторное общество

Федеральные
клинические рекомендации по диагностике
и лечению

бронхиальной
астмы

2013

Коллектив
авторов

Чучалин Александр
Григорьевич

Директор НИИ
пульмонологии ФМБА, Председатель
Правления Российского респираторного
общества, главный внештатный специалист
терапевт-пульмонолог Минздрава РФ,
академик РАМН, профессор, д.м.н.

Айсанов Заурбек
Рамазанович

Заведующий отделом
клинической физиологии и клинических
исследований НИИ пульмонологии ФМБА,
профессор, д.м.н.

Белевский Андрей
Станиславович

Профессор кафедры
пульмонологии ФУВ РНИМУ им Н.И.Пирогова,
главный внештатный специалист-пульмонолог
Департамента здравоохранения Москвы,
профессор, д.м.н.

Бушманов Андрей
Юрьевич

д.м.н.,
профессор, главный внештатный
специалист профпатолог Минздрава
России, заведующий кафедрой гигиены
и профпатологии Института последипломного
профессионального образования ФГБУ
ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России

Васильева Ольга
Сергеевна

д.м.н.,
заведующая лабораторией экологозависимых
и профессиональных легочных заболеваний
ФГБУ «Научно-исследовательский
институт пульмонологии» ФМБА России

Волков Игорь
Константинович

Профессор кафедры
детских болезней лечебного факультета
1 МГМУ им. И.М.Сеченова, профессор,
д.м.н.

Геппе Наталия
Анатольевна

Зав кафедрой детских
болезней лечебного факультета 1 МГМУ
им. И.М.Сеченова, профессор, д.м.н.

Княжеская Надежда
Павловна

Доцент кафедры
пульмонологии ФУВ РНИМУ им. Н.И.Пирогова,
доцент, к.м.н.

Мазитова
Наиля Наилевна

д.м.н.,
профессор кафедры медицины труда,
гигиены и профпатологии Института
последипломного профессионального
образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И.
Бурназяна ФМБА России

Мещерякова Наталия
Николаевна

Ведущий научный
сотрудник лаборатории реабилитации
НИИ пульмонологии ФМБА, к.м.н.

Ненашева Наталия
Михайловна

Профессор кафедры
клинической аллергологии РМАПО,
профессор, д.м.н.

Ревякина Вера
Афанасьевна

Заведующая отделением
аллергологии НИИ питания РАМН,
профессор, д.м.н.

Шубин Игорь Владимирович

Главный терапевт
военно-медицинского управления
Главного командования внутренних
войск МВД России, к.м.н.

1. Методология 5

2. Определение, принципы диагностики у взрослых и детей. 8

2.1. Диагностика ба у детей 11

Ингаляционные
провокационные тесты с аллергенами у
детей практически не применяются. 13

Прочие
методы исследования 13

У
детей младше 5 лет – компьютерная
бронхофонография 13

Рентгенография
грудной клетки (для исключения
альтернативного диагноза) 13

Пробное
лечение (ответ на противоастматическую
терапию) 13

В
анализах крови при БА характерных
изменений нет. Часто выявляется
эозинофилия, однако ее нельзя считать
патогномоничным симптомом 13

В
мокроте у детей с бронхиальной астмой
могут выявляться эозинофилы, спирали
Куршмана 13

В
дифференциальной диагностике используют
следующие методы: бронхоскопию,
компьютерную томографию. Пациент
направляется на консультации специалистов
(оториноларинголога, гастроэнтеролога,
дерматолога) 13

2.2. Диагностика ба у взрослых 14

2.3.
Дифференциальный диагноз БА у взрослых 15

2.4.
Спирометрия и тесты на обратимость 16

3.
Определение степени тяжести бронхиальной
астмы 20

4.
Лечение стабильной астмы 21

4.1.
Понятие о контроле над бронхиальной
астмой 21

4.2.
Ступенчатая терапия бронхиальной
астмы у детей, подростков и взрослых 23

4.3.
Ингаляционные устройства 30

5.
Лечение обострений БА 31

5.1.
Лечение обострений БА у детей и
подростков 31

5.2.
.Лечение обострений БА у взрослых 32

6.
Астма беременных 36

7.
Трудная для контроля астма 37

8.
Отдельные варианты 39

10.
Профилактика и реабилитация пациентов
с астмой 46

11.
Образование и обучение пациентов с БА
(табл. 14) 50

Утверждено 51

I.Общие
положения 51

II.
Обследование и освидетельствование
граждан при … призыве на военную
службу 52

Приложение 53

I. Общие
положения 53

II.
Расписание болезней 53

Приложение…………………………………..…………………………………………………………………………………………………40

1.
Методология

Методы,
использованные для сбора/селекции
доказательств:

поиск
в электронных базах данных.

Описание
методов, использованных для сбора/селекции
доказательств:

доказательной
базой для рекомендаций являются
публикации, вошедшие в Кокрановскую
библиотеку, базы данных EMBASE и MEDLINE.
Глубина поиска составляла 5 лет.

Методы,
использованные для оценки качества и
силы доказательств:

  • Консенсус
    экспертов;

  • Оценка
    значимости в соответствии с рейтинговой
    схемой (схема прилагается).

Рейтинговая схема для
оценки силы рекомендаций (Таблица 1):

Уровни
доказательств

Описание

1++

Мета-анализы
высокого качества, систематические
обзоры рандомизированных контролируемых
исследований (РКИ) или РКИ с очень
низким риском систематических ошибок

1+

Качественно
проведенные мета-анализы, систематические,
или РКИ с низким риском систематических
ошибок

1-

Мета-анализы,
систематические, или РКИ с высоким
риском систематических ошибок

2++

Высококачественные
систематические обзоры исследований
случай-контроль или когортных
исследований. Высококачественные
обзоры исследований случай-контроль
или когортных исследований с очень
низким риском эффектов смешивания
или систематических ошибок и средней
вероятностью причинной взаимосвязи

2+

Хорошо
проведенные исследования случай-контроль
или когортные исследования со средним
риском эффектов смешивания или
систематических ошибок и средней
вероятностью причинной взаимосвязи

2-

Исследования
случай-контроль или когортные
исследования с высоким риском эффектов
смешивания или систематических
ошибок и средней вероятностью
причинной взаимосвязи

3

Неаналитические
исследования (например: описания
случаев, серий случаев)

4

Мнение
экспертов

Читайте также:  Температура тела при бронхиальной астме

Методы, использованные
для анализа доказательств:

  • Обзоры
    опубликованных мета-анализов;

  • Систематические
    обзоры с таблицами доказательств.

Описание методов,
использованных для анализа доказательств:

При отборе публикаций
как потенциальных источников доказательств
использованная в каждом исследовании
методология изучается для того, чтобы
убедиться в ее валидности. Результат
изучения влияет на уровень доказательств,
присваиваемый публикации, что, в свою
очередь, влияет на силу вытекающих из
нее рекомендаций.

На процессе оценки,
несомненно, может сказываться и
субъективный фактор. Для минимизации
потенциальных ошибок каждое исследование
оценивалось независимо, т.е. по меньшей
мере, двумя независимыми членами
рабочей группы. Какие-либо различия в
оценках обсуждались уже всей группой
в полном составе. При невозможности
достижения консенсуса привлекался
независимый эксперт.

Таблицы
доказательств:

Таблицы
доказательств заполнялись членами
рабочей группы.

Методы,
использованные для формулирования
рекомендаций:

Консенсус
экспертов.

Рейтинговая
схема для оценки силы рекомендаций
(таблица 2):

Сила

Описание

А

По
меньшей мере один мета-анализ,
систематический обзор или РКИ,
оцененные как 1++ , напрямую применимые
к целевой популяции и демонстрирующие
устойчивость результатов

или

группа
доказательств, включающая результаты
исследований, оцененные как 1+, напрямую
применимые к целевой популяции и
демонстрирующие общую устойчивость
результатов

В

Группа
доказательств, включающая результаты
исследований, оцененные как 2++,
напрямую применимые к целевой
популяции и демонстрирующие общую
устойчивость результатов

или

экстраполированные
доказательства из исследований,
оцененных как 1++ или 1+

С

Группа
доказательств, включающая результаты
исследований, оцененные как 2+, напрямую
применимые к целевой популяции и
демонстрирующие общую устойчивость
результатов;

или

экстраполированные
доказательства из исследований,
оцененных как 2++

D

Доказательства
уровня 3 или 4;

или

экстраполированные
доказательства из исследований,
оцененных как 2+

Индикаторы
доброкачественной практики (
GoodPracticePoints
GPPs):

Рекомендуемая
доброкачественная практика базируется
на клиническом опыте членов рабочей
группы по разработке рекомендаций.

Экономический
анализ:

Анализ стоимости не
проводился и публикации по фармакоэкономике
не анализировались.

Метод
валидизации рекомендаций:

  • Внешняя
    экспертная оценка;

  • Внутренняя
    экспертная оценка.

Описание
метода валидизации рекомендаций:

Настоящие рекомендации
в предварительной версии были
рецензированы независимыми экспертами,
которых попросили прокомментировать
прежде всего то, насколько интерпретация
доказательств, лежащих в основе
рекомендаций, доступна для понимания.

Получены комментарии
со стороны врачей первичного звена и
участковых терапевтов в отношении
доходчивости изложения рекомендаций
и их оценки важности рекомендаций как
рабочего инструмента повседневной
практики.

Предварительная версия
была также направлена рецензенту, не
имеющему медицинского образования,
для получения комментариев с точки
зрения перспектив пациентов.

Комментарии, полученные
от экспертов, тщательно систематизировались
и обсуждались председателем и членами
рабочей группы. Каждый пункт обсуждался,
и вносимые в результате этого изменения
в рекомендации регистрировались. Если
же изменения не вносились, то
регистрировались причины отказа от
внесения изменений.

Консультация
и экспертная оценка:

Предварительная версия
была выставлена для широкого обсуждения
на сайте РРО для того, чтобы лица, не
участвующие в конгрессе, имели возможность
принять участие в обсуждении и
совершенствовании рекомендаций.

Проект рекомендаций
был рецензирован также независимыми
экспертами, которых попросили
прокомментировать, прежде всего,
доходчивость и точность интерпретации
доказательной базы, лежащей в основе
рекомендаций.

Рабочая
группа:

Для окончательной
редакции и контроля качества рекомендации
были повторно проанализированы членами
рабочей группы, которые пришли к
заключению, что все замечания и
комментарии экспертов приняты во
внимание, риск систематических ошибок
при разработке рекомендаций сведен к
минимуму.

Основные
рекомендации:

Сила рекомендаций (A
– D),
уровни доказательств (1++, 1+,
1-, 2++, 2+, 2-, 3, 4) и индикаторы доброкачественной
практики — good
practice
points
(GPPs)
приводятся при изложении текста
рекомендаций.

Источник

мужчина с ингалятором

Бронхиальная астма является распространенной патологией и сопровождается воспалением дыхательных путей. Поражение бронхов вызывает проблемы с дыханием, приступы удушья и  требует незамедлительной терапии.

Читайте также:  Как определяют бронхиальную астму у детей

Клинические рекомендации при бронхиальной астме у детей помогают врачу подобрать правильную схему лечения. Заболевание дыхательных путей развивается из-за воздействия на организм раздражающих факторов. Аллергенами могут быть пыльца, шерсть, пыль, плесень, лекарства и др.

Особенности развития бронхиальной астмы у детей

мальчик с ингалятором

Среди больных детей с бронхиальной астмой больше мальчиков. Такая закономерность наблюдается в раннем возрасте. При наступлении пубертатного периода патология чаще выявляется у девушек.

Одним из значимых факторов для диагностики болезни является возрастная категория пациента. Классификация по данному критерию проводится из-за особенностей проявления недуга. Поэтому для каждой возрастной группы имеются соответствующие клинические рекомендации по диагностированию и лечению БА.

Характерные признаки бронхиальной астмы у детей разных возрастов:

  1. Младенцев, не достигших одного года, беспокоит чихание, сопровождающееся слизистыми выделениями. Наблюдается отечность миндалин, проблемы с желудочно-кишечным трактом, прослушиваются хрипы. Малыш постоянно капризничает, плохо спит.
  2. У ребенка до пяти лет заметно учащается дыхание, появляется кашель сухого типа во время игр или сна, физические нагрузки вызывают ощущение дискомфорта в грудной клетке.
  3. В возрасте от 5 до 12 лет у детей наблюдается сухой кашель после любой активной деятельности, могут возникнуть аллергические проявления на кожных покровах или ринит.
  4. Подростки старше 12 лет в большинстве случаев знают свой диагноз и вызывающий обострение аллерген. Реакция организма на него выражается сильным кашлем по ночам и проблемами с дыханием (сопровождается громкими свистящими звуками), отмечаются приступы удушья.

Если в любом возрасте у ребенка стали проявляться первые симптомы БА, необходимо сразу же обратиться к педиатру.

Отличить астму от простудных заболеваний можно по отсутствию температуры. Чем быстрее выявлена патология, тем эффективнее будет лечение и длительнее период ремиссии.

Клинические рекомендации по диагностике астмы у детей

Современная медицина позволяет определить описываемый недуг несколькими методами. Какой из них применить, решает лечащий врач, основываясь на возрасте ребенка, симптомах, индивидуальных особенностях организма.

Для пациентов, у которых подозревают наличие астмы, разработан ряд клинических рекомендаций по ее диагностике:

  1. Общение с родителями. Проводится сбор информации о состоянии здоровья ребенка, перенесенных патологиях, принимаемых препаратах, сделанных прививках. Доктор интересуется беспокоящей симптоматикой, выясняет частоту и характеристики приступов, обстоятельства, им предшествующие, спрашивает о наличии страдающих БА членов семьи или других больных родственников с бронхиальной астмой.
  2. Проведение кожных проб. Данный этап исследования направлен на выявление конкретного аллергена, вызывающего негативную реакцию организма. Для этого в районе предплечья наносят несколько небольших царапин. Ранки обрабатывают препаратором, содержащим малое количество определенного аллергена (пыли, пыльцы и др.). Результаты исследований становятся известны уже через 20 минут. Положительный проявляется образованием волдыря, отрицательный — отсутствием изменения кожных покровов. Метод не подходит для малышей младше трех лет.
  3. Иммуноферментный анализ. Основывается на исследовании венозной крови больного на наличие антител, вырабатываемых организмом для борьбы с каким-либо раздражителем. Анализ актуален для всех возрастов.
  4. Исследование функции внешнего дыхания. Назначается детям, достигшим пять лет. Проводится с использованием прибора спирометра, замеряющего скорость и объем выдыхаемого воздуха. Позволяет проследить за работой всей дыхательной системы, обнаружить отклонения.

При диагнозе бронхиальной астмы у детей требуется проведение лабораторных исследований не реже, чем раз в два года. Это необходимо, так как количество раздражителей, вызывающих патологию, со временем может увеличиться. Обнаружить аллерген можно самостоятельно, если симптомы возникают после столкновения с определенным фактором внешней среды.

Иногда для подтверждения диагноза врач назначает специальные тесты, например, бронходилатационный, при котором измерения проводят, когда бронхи расслаблены, и бронхопровокационный, который проводится после выполнения физических упражнений на велотренажере или дорожке для бега.

Рекомендации по лечению астмы у детей

Описываемая патология является хронической, и вылечить ее полностью невозможно. Разработанные рекомендации по лечению при детской бронхиальной астме направлены на облегчение состояния больного, повышение качества жизни.

Важно следить за развитием недуга и его проявлениями, что позволит своевременно купировать приступы и избежать осложнений.

Читайте также:  Лечим бронхиальную астму народными средствами

Лечение астматика требует комплексного подхода, поэтому рекомендации при бронхиальной астме включают не только назначение определенных препаратов, но ряд иных терапевтических и профилактических мер.

Основные клинические рекомендации по лечению БА у детей:

  • прием медикаментозных средств. Используют бронхолитики, гормональные препараты  и другие лекарства в виде ингаляций и таблеток;
  • укрепление естественной защиты организма;
  • устранение провоцирующих факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы;
  • консультирование родителей об особенностях заболевания, правилах лечения и ухода за ребенком.

В большинстве случаев терапия проводится амбулаторно, при постоянном контроле врача-аллерголога. При обострении тяжелых форм астмы требуется госпитализировать ребенка для стабилизации состояния.

Образ жизни ребенка, больного астмой

ребенок у врача

Многих родителей беспокоит вопрос, сможет ли их ребенок вести полноценную жизнь при таком заболевании. Чтобы помочь малышу, взрослым необходимо создать наиболее благоприятные условия, при которых частота проявления симптомов будет минимальной.

Несмотря на множество ограничений, связанных с заболеванием, важно обеспечить ребенку полноценное физическое и психологическое развитие. Разработанные врачами рекомендации для пациентов с бронхиальной астмой помогают скорректировать образ жизни, учитывая особенности патологии:

  1. Тяжелые физические нагрузки запрещены, однако активность для растущего организма необходима. Оптимальным будет занятие плаваньем. Этот вид спорта не только укрепляет мышцы, но и помогает выработать правильное дыхание.
  2. Чтобы избежать обострения заболевания, требуется ограничить прогулки в период цветения растений. Лучше провести это время в санатории или профилактории, где отсутствует раздражающий фактор. При обострениях астмы врачи настаивают на госпитализации ребенка для контроля над состоянием здоровья. Длительность пребывания в больнице может быть от двух до трех недель.
  3. Требуется скорректировать питание при наличии аллергии на какие-либо продукты. Важно разработать полноценный рацион с достаточным количеством жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов.
  4. Больному необходимо регулярно принимать лекарства и посещать врача для контроля состояния здоровья.

Рекомендации по профилактике обострений астмы у ребенка

триггеры астмы

Основная задача родителей при данном заболевании – уменьшить до минимума количество приступов у ребенка. Для этого необходимо не только выполнять врачебные назначения, но и принимать профилактические меры. При бронхиальной астме необходимо:

  • ежедневно проводить влажную уборку;
  • обеспечить свежий воздух в помещении, где находится ребенок;
  • устранить раздражающие факторы, вызывающие аллергию;
  • избавиться от вещей, на которых собирается пыль, а также от перьевых подушек и одеял;
  • следить за рационом больного, исключить продукты, провоцирующие приступ БА.

Если соблюдать все указанные меры, то риски обострений уменьшатся, и патология перейдет в стадию ремиссии на долгий срок.

Советы родителям

Для поддержания здоровья больным с бронхиальной астмой необходима регулярная консультация специалиста. В данном случае нужно посещать с участкового педиатра или врача-аллерголога, следовать всем рекомендациям.

Родителям необходимо контролировать физические и эмоциональные нагрузки малыша, не допускать переутомления, следить, чтобы ребенок всегда носил с собой назначенный врачом ингалятор, своевременно принимал лекарственные препараты.

Важно полностью избавиться от аллергенов в доме, сделать его безопасным для астматика. Желательно поменять натуральные ткани на синтетические, так как последние накапливают меньше пыли.

Мебель предпочтительно выбирать из древесины, потому что в состав блоков ДСП входит клей, который может вызывать аллергию. Окна должны плотно закрываться, чтобы в период цветения в помещение не проникла пыльца и другие раздражители из внешней среды.

Если кто-то в семье курит, важно оградить ребенка от табачного дыма, иначе существует риск спровоцировать приступ.

Также взрослым требуется сообщить в садик, школу, лагерь и другие места о наличии бронхиальной астмы у ребенка и  дать  список аллергенов.

Обычно большую часть времени ребенок проводит вне дома. Поэтому в лечении БА принимают участие не только родители и врачи, но и школьные учителя, воспитатели в саду и медсестры данных учреждений.

Полностью вылечить бронхиальную астму невозможно, однако реально предотвратить приступы и смягчить ее симптоматику. Клинические рекомендации в этом случае помогут как в диагностировании недуга, так и в подборе оптимальной схемы лечения.

Источник