Федеральной целевой программы бронхиальная астма

Проблема бронхиальной астмы у детей чрезвычайно актуальна. По инициативе председателя Российского респираторного общества Чучалина А.Г. в 1997г. ведущими российскими педиатрами была разработана первая Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». Впервые был создан документ, отражающий согласованное мнение ведущих педиатров, работающих в области бронхиальной астмы.

Создание педиатрической программы позволило обратить внимание на особенности течения бронхиальной астмы у детей, связанные с анатомо-физиологическими особенностями респираторного тракта, иммунной системы, метаболизма лекарственных препаратов, путями доставки, определяющими подходы к диагностике, терапии, профилактике и образовательным программам.

В 2006 году вышла в свет вторая версия Национальной программы, в которую были внесены изменения и дополнения в соответствии с новыми данными, накопленными за прошедший период как отечественными, так и зарубежными исследователями. В этом документе больше внимания уделено мнениям экспертов, основанным на информации полученной с высоким уровнем доказательности, результатам систематических обзоров. Медицина, основанная на доказательствах с использованием рандомизированных клинических исследований, позволяет создать логические рамки, следование которым повышает качество клинических рекомендаций.

Всё это позволило сопоставить научные доказательства с клинической картиной, состоянием окружающей ребенка среды, безопасностью медикаментозных средств, экономическими реалиями, формировать адекватную мотивацию пациентов и их родителей на лечение. В то же время в силу этических соображений в педиатрии невозможно строгое следование принципам рандомизированных контролируемых исследований. Поэтому при подготовке программы также учитывались мнения специалистов, основанные на реальной клинической практике. В итоге был разработан документ, максимально удовлетворяющий требованиям отечественной педиатрической практики.

Большой вклад в понимание стратегии борьбы с бронхиальной астмой внесло создание глобального документа GINA («Бронхиальная астма. Глобальная стратегия»), регулярно обновляемого совместного доклада Всемирной Организации Здравоохранения и Национального института Сердце, Легкие, Кровь (США), и отражающего согласованные принципы диагностики и лечения этого заболевания.

При подготовке новой версии национальной программы учитывались также рекомендации Европейского респираторного общества и передовой опыт других стран (Австралии, Великобритании, Японии и др.) по лечению бронхиальной астмы у детей.

Выход в свет в 2008 году Консенсуса по педиатрической астме Practical Allergology (PRACTALL), поддержанного Европейской Академией Аллергии и Клинической Иммунологии (EAACI) и Американской Академией Аллергии, Астмы и Иммунологии (AAAAI), сфокусировал интересы специалистов именно на педиатрических аспектах астмы. Заболевание в детском возрасте во многих аспектах принципиально отличается от такового у взрослых.

Национальная программа явилась первым документом, разработанным и изданным в отечественной педиатрии направленным на формирование единой позиции в борьбе с бронхиальной астмой у детей, что позволило достичь больших успехов в выработке единых подходов к диагностике и лечению этого заболевания, снизить летальность и инвалидизацию больных. В настоящем документе отражены ряд новых положений важных для понимания современной стратегии ведения детей с бронхиальной астмой, а именно:

  • подтверждена ключевая роль лежащего в основе бронхиальной астмы воспалительного процесса, при этом подчеркнуты фенотипические его вариации, от которых может зависеть ответ на лечение.
  • взаимодействие генотипа с окружающей средой является определяющим фактором риска развития сенсибилизации, возникновения и выраженности бронхиальной астмы. Уточнена роль респираторных вирусных инфекций в этих процессах.
  • У многих пациентов астма начинается в раннем возрасте в форме персистирующего заболевания, определяемого по ранним факторам риска, включающим атопию, повторяющийся бронхообструктивный синдром, отягощенную аллергическими заболеваниями наследственность и т.д.
  • Обращается внимание на необходимость учёта побочных эффектов лекарственных препаратов, актуальность совершенствования безопасности терапии в педиатрической практике.

Национальная программа, также как стратегии других стран в области бронхиальной астмы, не является застывшим документом. Она закономерно изменяется в связи с достижениями науки, с учетом меняющихся территориальных и социальных условий. Для совершенствования рекомендаций привлекаются специалисты различного профиля. Успехи в деле борьбы с бронхиальной астмой свидетельствуют об эффективности отечественных рекомендаций и их высокой значимости для практического врача. Доступность изложения позволяет использовать данный документ как специалистам (пульмонологам, аллергологам), так и практическим врачам педиатрам, врачам общей практики.

Прогресс, достигнутый в области изучения бронхиальной астмы в детском возрасте, появление новой информации потребовали систематизации современных данных, представления их в конкретизированной форме, согласования позиций по вопросам определения заболевания, тактики его лечения и профилактике, что явилось толчком для создания новой версии Национальной программы. При ее подготовке учтены последние мировые данные, касающиеся бронхиальной астмы у детей, привлечен широкий круг экспертов из различных регионов страны. Обозначены особенности пациентов различных возрастных групп.

Читайте также:  Бронхиальная астма неатопическая форма лечение

Предлагаемый документ неоднократно обсуждался на Национальных конгрессах, съездах, симпозиумах. Создание новой версии программы будет важным также для организаторов здравоохранения, так как обращает внимание на проблемы, связанные с ростом распространенности заболевания, намечает возможные пути их решения, ориентирует на профилактику бронхиальной астмы с самого раннего возраста.

Фактически данный документ остается практическим руководством по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы у детей, адресованным не только специалистам, но и широкому кругу врачей первичного звена.

Источник

Приложение №4

к федеральной целевой программе
«Бронхиальная астма» (2011-2015 гг.)

^

Мероприятия
программы
Источники
финансирования
Объем финансирования Ожидаемые результаты
2011-2015 годы, всего в том числе
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год
^
1. Разработка и внедрение эффективных методов диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы Федеральный
бюджет
(Росздрав)
1.1. Разработка и внедрение методов раннего выявления бронхиальной астмы и критериев дифференциальной диагностики заболевания Федеральный
бюджет
(Росздрав)
Создание алгоритмов раннего выявления признаков бронхиальной астмы и критериев её дифференциальной диагностики. Улучшение показателей своевременной и ранней выявляемости заболевания
1.2. Разработка и внедрение новых методов контроля и клинической коррекции бронхообструктивного синдрома при бронхиальной астме, эффективных средств медикаментозной терапии больных бронхиальной астмой Федеральный
бюджет
(Росздрав)
Создание эффективных методов контроля больных бронхиальной астмой, повышение качества их жизни, снижение показателей инвалидности и смертности
1.3. Разработка современных медицинских и социальных профилактических технологий для групп высокого риска развития бронхиальной астмы Федеральный
бюджет
(Росздрав)
Создание эффективных методов профилактики бронхиальной астмы на основе факторов риска и механизмов формирования заболевания, унифицированных критериев оценки эффективности реализации профилактических программ
1.4. Разработка высокотехнологичных методов лечения бронхиальной астмы Федеральный
бюджет
(Росздрав)
Использование в клинической практике высокоэффективных методов лечения бронхиальной астмы на основе изучения механизмов формирования патологического процесса
2. Организация и проведение клинико-эпидеми-ологических и медико-социальных стандартизованных популяционных исследований по оценке уровня распространенности бронхиальной астмы и качества жизни больных в различных социально-демографических группах населения, разработка методологии и методики оценки социально-экономического бремени заболевания. Разработка и внедрение в практическое здравоохранение государственной системы мониторинга бронхиальной астмы. Федеральный
бюджет
(Росздрав)
Установление истинных параметров распространенности бронхиальной астмы и социально-экономического бремени заболевания, критериев оценки эффективности лечебно-профилактических мероприятий
^
3. Разработка и проведение комплекса организационно-методических мероприятий, направленных на формирование системы эпидемиологического мониторинга бронхиальной астмы Федеральный
бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

3.1. Создание и обеспечение функционирования государственного регистра больных бронхиальной астмой и дальнейшее его развитие на территориальном уровне Федеральный
бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Обеспечение системы мониторинга бронхиальной астмы и оценки эффективности лечебно-профилактических мероприятий
3.2. Реализация на федеральном и территориальном уровнях системы мониторинга бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Повышение эффективности планирования лечебно-профилактических мероприятий на федеральном и региональном уровнях
4. Совершенствование мероприятий по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

4.1. Совершенствование стандартов диагностики и лечения бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Повышение эффективности лечебно-диагностической помощи при бронхиальной астме
4.2. Развитие и укрепление технологической базы учреждений первичного звена здравоохранения для организации эффективного контроля и ведения больных бронхиальной астмой. Оснащение лечебно-профилактических учреждений современным диагностическим оборудованием для оказания медицинской помощи больным бронхиальной астмой в амбулаторно-поликлинических условиях Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Оснащение пульмонологических кабинетов, кабинетов функциональной диагностики ЛПУ необходимым оборудованием и аппаратурой. Повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий за счет повышения степени обеспеченности и оснащенности ЛПУ средствами диагностики
4.3. Внедрение в клиническую практику современных диагностических систем и методов оценки клинико-функционального состояния больных бронхиальной астмой Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Повышение качества диагностики и раннего выявления бронхиальной астмы и её клинико-функциональных проявлений
Читайте также:  Бронхиальная астма торговое название
4.4. Внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств для лечения больных бронхиальной астмой, формирование системы полноценного и гарантированного государством обеспечения лиц, больных бронхиальной астмой, высококачественными и эффективными лекарственными препаратами и средствами их введения, в том числе системы персонифицированного их учета и регистрации в отношении отдельных категорий граждан Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий, повышение качества и продолжительности активной жизни больных бронхиальной астмой, снижение уровней инвалидизации и смертности населения на федеральном и региональном уровнях
4.5. Совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным бронхиальной астмой, развитие высокотехнологичных её видов (создание и развитие федеральных и территориальных специализированных клинических центров) Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Создание, развитие и укрепление материально-техни-ческой базы специализированных научных и клинических медицинских центров в области пульмонологии и оказания медицинской помощи больным бронхиальной астмой, повышение доступности для населения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи
5. Совершенствование системы профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения от бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

5.1. Создание эффективной системы профилактики бронхиальной астмы, в том числе первичного, вторичного и третичного её уровней Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Формирование многоуровневой системы профилактики бронхиальной астмы с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения
5.2. Создание «Астма-школ», реализация обучающих программ для населения по вопросам профилактики и эффективного контроля бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Повышение степени информированности населения в вопросах профилактики бронхиальной астмы и повышения качества жизни при этом заболевании
5.3. Создание и организация антисмокинговых центров и кабинетов Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Снижение уровня табакокурения среди населения как фактора риска хронических респираторных заболеваний в том числе бронхиальной астмы
5.4. Совершенствование системы пропаганды и путей формирования здорового образа жизни и профилактики хронических респираторных заболеваний среди населения Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Уменьшение факторов риска возникновения бронхиальной астмы
5.5. Разработка и издание новых информационных материалов для населения и больных бронхиальной астмой по профилактике и контролю бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Повышение степени информированности населения о факторах риска заболевания и способах их предупреждения
6. Совершенствование подготовки специалистов здравоохранения в области оказания медицинской помощи больным бронхиальной астмой Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

6.1. Совершенствование системы образовательных стандартов и образовательных программ (разработка и внедрение) по специальностям «Внутренние болезни» и «Пульмонология» в части повышения уровня подготовки специалистов здравоохранения в области диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Повышение качества подготовки специалистов
6.2. Совершенствование научно-методического обеспечения подготовки специалистов в области пульмонологии, разработка и издание новых учебно-методических материалов для образовательного процесса по вопросам диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы Федеральный бюджет
(Росздрав)

Бюджеты субъектов
Российской
Федерации

Внебюджетные
источники

Повышение качества подготовки специалистов
7. Организационно-методическое и информационное обеспечение реализации программы Повышение эффективности реализации программы в достижении её основных целей и задач и целевых индикаторов программы
ИТОГО
по программе:
Федеральный бюджет
(Росздрав)
Бюджеты субъектов
Российской
Федерации
Внебюджетные
источники
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
Федеральный бюджет
(Росздрав)
Бюджеты субъектов
Российской
Федерации
Внебюджетные
источники
Прочие нужды:
Федеральный бюджет
(Росздрав)
Бюджеты субъектов
Российской
Федерации
Внебюджетные
источники

Источник