Фармакотерапия бронхиальной астмы курсовая

ГОУ СПО
Тольяттинский медицинский колледж

Методическая
разработка

лекционного
занятия

«Фармакотерапия
бронхиальной астмы и бронхиальной
обструкции»

Дисциплина: «Синдромная
патология»

Специальность: 060101«Лечебное
дело»

Преподаватель:
Андрианов Б.А.

Рассмотрено
и утверждено

на заседании
ЦМК № 5

Протокол №
от

Председатель
ЦМК

_____________Мещерякова
М.Д.

Тема: «Фармакотерапия
бронхиальной астмы и бронхиальной
обструкции»

Цели лекции.

Учебные:
после изучения данной темы студент
должен знать:

— цели и задачи
фармакотерапии БА

— клинико-фармакологическую
характеристику основных лекарственных
средств, применяемых для лечения БА

— тактику фельдшера
при оказании неотложной помощи при
синдроме бронхиальной обструкции

— особенности
применения лекарственных средств у
беременных, детей, лиц пожилого и
старческого возраста

Воспитательные:
после изучения данной темы студент
должен осознавать:

— сложность,
неоднозначность, а также необходимость
изучения данной темы и ее связь с
дальнейшей практической работой

— свою значимость
и значимость профессии медицинского
работника

— чувство
удовлетворения от полученных знаний и
умений

— мотивацию к
познавательной деятельности

Лекция подготовлена
в монологическом варианте

Время занятия –
2 академических часа (90 мин.)

Этапы
лекции

Название

этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин)

1. Введение. Основные цели и задачи
фармако-терапии БА

Объяснить основные
положения фармакотерапии БА в период
приступа и в межприступный период.
Основные сложности в лечении БА

Создать мотивацию
на изучение данной темы, показать ее
сложность, и актуальность

8

2. Неотложная терапия
приступа БА

Рассказать об основных
принципах неотложной терапии БА,
подробно, под запись, остановиться на
купировании приступа удушья при БА.
Дать основные представления об
интенсивной терапии астматического
статуса и об особенностях лечения БА
в детском возрасте

Постараться усвоить
и запомнить, как купируется приступ
БА на догоспиталь-ном этапе

20

3. Комплексная терапия
БА в период ремиссии

Дать представление
о специфических методах лечение
(аллергологическом лечении),
медикаментозной неспецифической
терапии (базисной терапии) БА, а также
о диете, лечебной физкультуре,
климатотерапии и т.п.

Сформировать мотив
на углублен-ное изучение и понимание
материала

40

4.Основные лекарственные
средства, применяемые для лечения БА

Вспомнить вместе со
студентами основные группы препаратов,
применяемых для лечения БА
(ß-адреномиметики, антигистаминные,
глюкокортикоиды), их клинико-фармакологическую
характеристику, дозировку и способы
введения, а также основные побочные
эффекты и противопоказания к их
применению.

Сформировать мотив
на выработку обоснованного назначения
(а при необходимости отмены и замены)
лекарственных препаратов при БА

20

5.
Заключение и резерв времени преподавателя

2

Л
и т е р а т у р а
,

используемая
для подготовки лекции

и рекомендуемая
для самостоятельного изучения

  1. Маколкин В.И.,
    Овчаренко С.И. Внутренние болезни.
    Учебник для

студентов
медицинских ВУЗов. М.: Медицина, 1999. –
292 с.

  1. Чиркин А.А., Окороков
    А.Н., Гончарик И.И. Диагностический
    справочник терапевта. Учебная литература.
    Минск, Беларусь, 1994. – 688 с.

  2. Шелехов К.К.,
    Смолева Э.В., Степанова Л.А. Фельдшер
    скорой помощи. Учебник для студентов
    медицинских училищ и колледжей.
    Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 448 с.

  3. Смолева Э.В.,
    Степанова Л.А., Кабарухина А.Б., Барыкина
    Н.В. Пропедевтика клинических дисциплин.
    Учебник для студентов медицинских
    училищ и колледжей. Ростов-на-Дону:
    «Феникс», 2002. – 448 с.

  4. Тобулток Г.Д.,
    Иванова Н.А. Синдромная патология,
    дифференциальная диагностика и
    фармакотерапия. Учебник для студентов
    медицинских училищ и колледжей. М.:
    ФОРУМ – ИНФРА – М, 2004. – 336 с.

  5. Смолева Э.В., Дыгало
    И.Н., Барыкина Н.В., Аподиакос Е.Л.
    Синдромная патология, дифференциальная
    диагностика и фармакотерапия.
    Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 640 с.

7. Справочник
терапевта. Под редакцией академика РАМН
Н.Р. Палева. М.: «ОНИКС 21 ВЕК», 2003. – Книга
1., 527с.

«Фармакотерапия
бронхиальной астмы и бронхиальной
обструкции»

План лекции.

  1. Основные цели и
    задачи фармакотерапии БА

2. Неотложная
терапия приступа бронхиальной астмы

3. Особенности
неотложной помощи детям

4. Комплексное
лечение больных бронхиальной астмой

5. Клинико-фармакологическая
характеристика применяемых лекарственных
средств

6. Тактика
фельдшера при оказании неотложной
помощи при ТЭЛА и других острых формах
бронхиальной обструкции

Фармакотерапия
бронхиальной астмы и бронхиальной
обструкции

Основные цели
и задачи фармакотерапии БА

     В лечении
больных бронхиальной астмой (БА) выделяют
а)
– неотложные мероприятия, направленные
на купирование приступа удушья или
выведение больных из астматического
статуса и б)
– комплексную терапию, направленную
на лечение самого заболевания и вторичную
профилактику приступов БА в фазу
ремиссии. В свою очередь, подразделяется
на симптоматическую терапию (направлена
на купирование впервые возникших
приступов удушья еще до полного
обследования пациента и подбора
адекватного лечения) и базисную терапию,
проводимую уже на основании полного
обследования органов дыхания и других
органов и систем и направленную на то,
чтобы нормализовать проходимость
дыхательных путей в течение всего
времени суток в период ремиссии.
Основной задачей комплексной терапии
является предупреждение приступов
обострений. И так как полное излечение
больного БА весьма проблематично,
задачей ставится достижение как можно
более длительной ремиссии заболевания
(межприступного периода).

Неотложная терапия приступа бронхиальной астмы

При легком
течении и в ранней стадии его развития
обычно осуществляется самим больным
по ранее полученным рекомендациям
врача. Часто она ограничивается ингаляцией
из дозированного ручного ингалятора
1—2 доз
алупента, салбутамола, беротека или
атровента, либо комбинированного
препарата беродуала (беротек и атровент).
Выбор
препарата, его разовой и максимальной
суточной дозы осуществляет врач,
основываясь на результатах функционального
обследования органов дыхания. При
назначении
-адреномиметиков
больного предупреждают об опасности
их передозировки

(из-за возможности усугубления бронхоспазма
по так называемому механизму рикошета
и кардиотоксического действия) и
разрешают без непосредственного контроля
врача ингалировать не
более 8 доз в сутки;
если
возникает потребность в большем числе
ингаляций, больной должен обратиться
к врачу.

    При
среднетяжелом и тяжелом приступе БА
особенно при недостаточном эффекте
дозированных ингаляций бронхолитиков
из ручного ингалятора, неотложную помощь
оказывает врач, используя не только
медикаментозные, но и нелекарственные
воздействия на больного, в т. ч.
психотерапию.

Начинают с
введения 5—10 мл
2,4%
раствора эуфиллина в вену
,
а при отсутствии такой возможности (и
в относительно ранней стадии приступа)
взрослому больному следует принять
внутрь
эуфиллин, вылитый из ампулы в рюмку и
смешанный с 1 десертной ложкой водки;
либо 1—2 столовых ложки спиртового
раствора в микстуре, содержащей 3 
г
эуфиллина,
40 
мл
простого
сиропа и 360 
мл
12% раствора
винного спирта
.
Одновременно для быстрого получения
отхаркивающего и усиления бронхолитического
эффекта больному дают пить
(2—3 стакана) горячее молоко с добавлением
боржоми (1:1) или гидрокарбоната натрия
(
1/2
чайной
ложки на стакан),

чай из грудных сборов (исключая при
атопической БА травы, к которым у больного
есть аллергия) либо обычный горячий чай
или кофе (учитывая желание больного и
его опыт в купировании таких приступов
ранее).

Читайте также:  Стабилизатор мембраны тучных клеток при бронхиальной астме

    Большое
внимание следует уделять психическому
состоянию больного, ликвидации нередко
возникающей «дыхательной
паники»
 —
нерационального учащения и дизритмии
дыхания, усугубляющих нарушения
вентиляции легких. Больного необходимо
успокоить, вселить уверенность в скором
разрешении приступа, помочь больному
выбрать оптимальные для условий приступа
ритм дыхания (соотношение времени выдоха
и вдоха, глубины и частоты дыхания),
позу, а также место нахождения больного
в помещении (расстояние от нагревательных
приборов, открытой форточки, источников
запахов и т.д.). Нередко облегчение
больному приносит дыхание с сопротивлением
выдоху на уровне губной щели (выдох при
почти сомкнутых губах); при этом
уменьшается экспираторное спадение
стенок трахеи и бронхов.

В некоторых
случаях разрешению приступа способствуют
простые средства рефлекторной терапии:
помещение рук или ног в горячую воду,
растирание кожи конечностей и грудной
клетки (есть специальные приемы массажа
массажа и мануальной терапии), применение
банок, горчичников и другой отвлекающей
терапии.

    При
отсутствии положительной динамики в
состоянии больного через 15—25 минут
после введения эуфиллина следует
продолжить медикаментозную терапию.
Если признаков передозировки
адреномиметиков (тремор пальцев,
выраженная тахикардия, повышение
систолического АД
)
нет, целесообразно повторить их ингаляцию
(2 дозы) с контролем правильности ее
выполнения (иногда препарат не вдыхается
больным, задерживается в ротовой полости)
или ввести
больному подкожно адреналин (0,3 
мл
0,1%
раствора) либо эфедрин (0,5—1 
мл
5%
раствора).
Если
в течение 1 ч
приступ
купировать не удалось, вводят внутривенно
60 
мг
преднизолона
или 8 
мг
дексаметазона.
и больного госпитализируют с подозрением
на развитие астматического статуса.

    Интенсивная
терапия астматического статуса
,
а при необходимости также и реанимационные
мероприятия могут быть полноценно
осуществлены только в условиях стационара.
Поэтому все больные с астматическим
статусом (как и при подозрении на его
развитие) подлежат срочной госпитализации,
по возможности в отделение или палату
интенсивной терапии и реанимации.
Основные направления лечебного
воздействий включают восстановление
чувствительности (разблокирование)
бронхиальных -адренорецепторов,
устранение механической обструкции
бронхов, коррекцию гипоксемии, гиперкапнии
и нарушений кислотно-щелочного равновесия,
а также введение жидкостей, обязательное
не только при общем обезвоживании, но
и как средство гидратации бронхов,
необходимой для снижения вязкости
секрета бронхиальных желез и мокроты.

    На
догоспитальном этапе, как мы уже говорили,
больному внутривенно вводят преднизолон
(60—90 мг).
Если имеются признаки передозировки
адреномиметиков (см. выше), дополнительное
введение последних противопоказано:
немедленно прекращают использование
ручных ингаляторов. При отсутствии
передозировки больному подкожно
можно ввести 0,3 
мл
0,1%
раствора адреналина или 0,5 
мл
0,05%
раствора алупента (орципреналина
сульфата), но предпочтительно медленное
внутривенное введение 10 
мл
2,4%
раствора эуфиллина
.

Из-за опасности
фибрилляции желудочков сердца
категорически противопоказано
одновременное с эуфиллином введение
коргликона, строфантина или других
сердечных гликозидов.
Показания
к применению последних у больных без
декомпенсации легочного сердца вообще
отсутствуют (при астматическом статусе
патогенез тахикардии исключает
возможность ее купирования сердечными
гликозидами, а возникновение экстрасистолии
создает прямые противопоказания к их
использованию). Дальнейшее лечение
проводится в стационаре.

    В I стадии
астматического статуса преднизолон в
дозе 60 мг
(или
метилпреднизолон, дексаметазон в
эквивалентных дозах) вводят внутривенно
каждые 4—6 ч
до выведения
больного из астматического статуса.
Одновременно назначают глюкокортикоиды
внутрь (30—60 мг
в сутки
преднизолона или эквивалентные дозы
других препаратов). При необходимости,
особенно у больных с гормонозависимым
течением БА, дозы преднизолона могут
быть значительно увеличены — до
1000 мг в
течение первых 12 ч.
По достижении эффекта суточную дозу
глюкокортикоидов снижают быстро и через
7—8 дней переходят на поддерживающие
дозы (у больных с гормонозависимым
течением БА.) либо отменяют эти препараты.
С момента поступления больного начинают
инфузионную терапию. Внутривенно
капельно в изотоническом растворе
хлорида натрия вводят эуфиллин —
1,5—2 г
в сутки: при плохой переносимости
(тошнота, рвота, нарушение ритма сердца)
дозу препарата снижают вдвое, а при
отсутствии бронхолитического действия
его введение прекращают. Объем вводимой
внутривенно жидкости должен составлять
не менее 2 л
за сутки. Кроме изотонического раствора
хлорида натрия вводят 5% раствор глюкозы,
полиглюкин, реополиглюкин. Применяют
постоянную ингаляцию увлажненного
кислорода через носовой катетер. С целью
улучшения бронхиального дренажа в этой
стадии астматического статуса назначают
3% раствор йодистого калия (при отсутствии
противопоказаний к йоду) по 20 мл
каждые 3—4 ч
до снижения
вязкости мокроты или появления признаков
йодизма (ринореи, слезотечения), после
чего препарат отменяют или урежают
частоту его приема в той же дозе до 2—3
раз в сутки; одновременно назначают
бисольвон (его отхаркивающее действие
проявляется позже), проводят вибрационный
массаж грудной клетки.

    Во II
стадии астматического статуса кроме
описанной выше терапии проводятся
дополнительные мероприятия по устранению
гипоксемии, интенсифицируется терапия,
направленная на улучшение бронхиальной
проходимости и дренажа бронхов. Применяют
вдыхание гелий-кислородной смеси. Объем
вводимых внутривенно жидкостей
увеличивают до 3 л
в сутки, а
при выраженной дегидратации — до
л.
С целью получения отхаркивающего эффекта
внутривенно вводят 5% раствор гидрокарбоната
натрия — 100 мл
(при
необходимости коррекции дыхательного
ацидоза — 200 мл
и более).
Если обструкция бронхов все-таки
нарастает, иногда применяют бронхоскопический
лаваж, т.е. промывание бронхиального
дерева (под наркозом предионом или
оксибутиратом натрия в сочетании с
седуксеном или дроперидолом) теплым
физиологическим раствором хлорида
натрия через инжекционный фибробронхоскоп.

    Трансформация
астматического статуса в III стадию, о
чем свидетельствуют выраженная
гиперкапния, декомпенсация дыхательного
ацидоза, является показанием для
искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìû ñðåäè áåðåìåííûõ. Ôèçèîëîãè÷åñêèå ñäâèãè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Îïðåäåëåíèå àëëåðãåíñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ. Ñíèæåíèåì êëèðåíñà ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäîâ. ×àñòîòà âðîæäåííûõ îòêëîíåíèé ó ðîæäåííûõ äåòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÑÐÑÏ

Ðàöèîíàëüíàÿ ôàðìàêîòåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû

×ÅÐÅÂÀÒÅÍÊÎ ÌÀÊÑÈÌ

Ã. Êàðàãàíäà

2015 Ã.

Ââåäåíèå

«Ôèçèîëîãè÷åñêèå ñäâèãè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè ìîãóò èçìåíÿòü òå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû — â îñíîâíîì â áîëåå òÿæåëóþ ñòîðîíó. Íåêîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ ïðèâîäèò ê áîëåå âûñîêîìó ðèñêó îñëîæíåííîãî òå÷åíèÿ áåðåìåííîñòè (ïðåýêëàìïñèÿ, êðîâîòå÷åíèÿ, ãèïîòðîôèÿ è ìàëîâåñíîñòü ïëîäà, íåîíàòàëüíàÿ ãèïîêñèÿ, âíóòðèóòðîáíîå èíôèöèðîâàíèå è ò.ä.). Áåðåìåííîñòü íå ñëóæèò ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê àäåêâàòíîé ôàðìàêîòåðàïèè àñòìû, ïðè ýòîì âûáîð ïðåïàðàòîâ äîëæåí îñóùåñòâëÿòüñÿ ñ ó÷åòîì èõ ïîòåíöèàëüíîé áåçîïàñíîñòè äëÿ ïëîäà».

Îáùèå ñâåäåíèÿ

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ) ïðåäñòàâëÿåò îäíî èç ÷àñòûõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ó æåíùèí äåòîðîäíîãî âîçðàñòà.

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèÿ ñðåäè áåðåìåííûõ â Ðîññèè êîëåáëåòñÿ â ïðåäåëàõ 5-12 % â çàâèñèìîñòè îò ðåãèîíà. Ïðè ýòîì äî 2/3 áåðåìåííûõ ñ ÁÀ íóæäàþòñÿ â ñîîòâåòñòâóþùåé òåðàïèè, íî íå ïîëó÷àþò åå. Âìåñòå ñ òåì îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ çàáîëåâàíèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè ñîïðÿæåíî ñ ïîâûøåííûì ðèñêîì ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé êàê äëÿ ìàòåðè, òàê è äëÿ ïëîäà.

Читайте также:  Препарат для лечения бронхиальной астмы рецепт

Äèàãíîñòèêà è ìîíèòîðèíã ÁÀ ó áåðåìåííîé æåíùèíû îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî îáùèì ïðèíöèïàì, çà èñêëþ÷åíèåì ïðîâîêàöèîííûõ è êîæíûõ òåñòîâ (ïîñëåäíèå ïðè íåîáõîäèìîñòè çàìåíÿþòñÿ îïðåäåëåíèåì àëëåðãåíñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ Å — IgE).

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïðîâîäèòñÿ ñ îäûøêîé áåðåìåííûõ, ðåôëþêñ ýçîôàãèòîì, ïîñòíàçàëüíûì ñèíäðîìîì, áðîíõèòîì, ãèïåðâåíòèëÿöèåé, îòåêîì ëåãêèõ, ýìáîëèåé ëåãî÷íîé àðòåðèè, äèñôóíêöèåé ãîëîñîâûõ ñâÿçîê.

Âëèÿíèå áåðåìåííîñòè íà òå÷åíèå ÁÀ ïðîãíîçèðîâàòü òðóäíî, îäíàêî äàííûå ïîñëåäíèõ ëåò ñâèäåòåëüñòâóþò: òå÷åíèå ÁÀ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè óõóäøàåòñÿ ïî÷òè ó 50 % æåíùèí, â ò.÷. 45,6 % èç íèõ èìåþò íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè îáúåìà ôîðñèðîâàííîãî âûäîõà çà 1-þ ñåêóíäó — ÎÔÂ1.

Ôèçèîëîãè÷åñêèå ñäâèãè ïðè áåðåìåííîñòè, îêàçûâàþùèå âëèÿíèå íà òå÷åíèå ÁÀ, ìíîãî÷èñëåííû è íå ïîçâîëÿþò äåëàòü îäíîçíà÷íîãî ïðîãíîçà â îòíîøåíèè òå÷åíèÿ êàê ÁÀ, òàê è áåðåìåííîñòè. Ãîðìîíàëüíûå ñäâèãè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñíèæåíèåì êëèðåíñà ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäîâ (ÃÊÑ) ïðè óñèëåíèè ñèíòåçà õîðèîíè÷åñêîãî ãîíàäîòðîïèíà ÷åëîâåêà è ýñòðîãåíîâ, êîòîðûå àêòèâèðóþò òó÷íûå êëåòêè è îáëàäàþò ïðîàëëåðãåííûì äåéñòâèåì, à òàêæå ïðîãåñòåðîíà, êîòîðûé ïîäàâëÿåò âûñâîáîæäåíèå ãèñòàìèíà è óñèëèâàåò ñèíòåç IgE, íî ñíèæàåò òîíóñ ãëàäêîé ìóñêóëàòóðû è ýêñïðåññèþ â2-àäðåíîðåöåïòîðîâ.

Îñíîâíîé çàäà÷åé èììóíîëîãè÷åñêîé ïåðåñòðîéêè â îðãàíèçìå áåðåìåííîé æåíùèíû ñëóæèò ïðåäóïðåæäåíèå îòòîðæåíèÿ ãåíåòè÷åñêè ÷óæåðîäíîãî ýìáðèîíà/ïëîäà. Ê îäíèì èç âàæíûõ ìåõàíèçìîâ ïðè ýòîì îòíîñèòñÿ ñóïðåññèÿ öèòîòîêñè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ, â ò.÷. Th1-ôåíîòèïà èììóííîãî îòâåòà. Áèîëîãè÷åñêèé ñìûñë äàííîãî ôåíîìåíà ñîñòîèò â ïðîôèëàêòèêå îòòîðæåíèÿ ïëîäà âñëåäñòâèå àêòèâàöèè ã-èíòåðôåðîí-çàâèñèìûõ öèòîòîêñè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ïðè óâåëè÷åíèè àíòèãåííîé íàãðóçêè (èíôåêöèÿ, ôåòîïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü è ò.ä.), ÷òî, ñîîòâåòñòâåííî, âåäåò ê ïðåîáëàäàíèþ ïðîàëëåðãè÷åñêèõ Th2-öèòîêèíîâ. Ê îáîñòðåíèþ àëëåðãîïàòîëîãèè ïðè áåðåìåííîñòè ìîæåò òàêæå âåñòè ïîâûøåíèå óðîâíÿ ýîçèíîôèëüíîãî êàòèîííîãî ïðîòåèíà, ïðîñòàãëàíäèíîâ PgÅ2 è F2a.

Íåñìîòðÿ íà òî ÷òî äûõàòåëüíûå ïóòè áåðåìåííîé ïðåòåðïåâàþò íåêîòîðûå êîíôîðìàöèîííûå èçìåíåíèÿ (óâåëè÷åíèå îêðóæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè äî 5-7 ñì, óìåíüøåíèå âåðòèêàëüíûõ ðàçìåðîâ è ïîäúåì äèàôðàãìû äî 4 ñì ê äîíîøåííîìó ñðîêó) âñëåäñòâèå ñäàâëåíèÿ áåðåìåííîé ìàòêîé, èçìåíåíèÿ ïàðàìåòðîâ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ íåìíîãî÷èñëåííû. Äëÿ êîìïåíñàöèè ðàñòóùèõ ïîòðåáíîñòåé áåðåìåííîé è ïëîäà â êèñëîðîäå ïðîèñõîäèò óâåëè÷åíèå äûõàòåëüíîãî îáúåìà äî 40 % çà ñ÷åò óìåíüøåíèÿ ðåçåðâíîãî îáúåìà âûäîõà è âîçðàñòàíèå ìèíóòíîãî îáúåìà äûõàíèÿ íà áîëüøèõ ñðîêàõ áåðåìåííîñòè íà 40-50 %. Ïîêàçàòåëè ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà è ÎÔÂ1 íå ìåíÿþòñÿ. Íå îòìå÷åíî òàêæå âûðàæåííûõ èçìåíåíèé ðåàêòèâíîñòè áðîíõîâ íà ìåòàõîëèí, õîòÿ ìîæåò íàáëþäàòüñÿ íåêîòîðîå ïîâûøåíèå áðîíõîïðîâîöèðóþùåé êîíöåíòðàöèè (ÐÑ20). Îäíàêî, êàê ïîêàçûâàåò ðÿä èññëåäîâàíèé, áîëüøîé ïðîáëåìîé â äèàãíîñòèêå è ìîíèòîðèíãå ÁÀ äëÿ áåðåìåííûõ îñòàåòñÿ íåäîîöåíêà èçìåíåíèé ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ (ñíèæåíèå ÎÔÂ1, îñòàòî÷íîãî îáúåìà ëåãêèõ, ÎÔÂ1/ÆÅË — æèçíåííîé åìêîñòè ëåãêèõ, ÌÎÑ50 — îòíîøåíèå ìãíîâåííîé îáúåìíîé ñêîðîñòè â ìîìåíò äîñòèæåíèÿ 50 % îáúåìà ÔÆÅË — ôîðñèðîâàííîé æèçíåííîé åìêîñòè ëåãêèõ âûäîõà ê àíàëîãè÷íîìó ïàðàìåòðó ïðè âäîõå, óäåëüíîé ïðîâîäèìîñòè áðîíõîâ, óâåëè÷åíèå áðîíõèàëüíîãî ñîïðîòèâëåíèÿ), ÷òî èìååò ìåñòî â îòíîøåíèè ïîëîâèíû áåðåìåííûõ ñ ÁÀ è íåïðàâîìåðíî òðàêòóåòñÿ êàê ôèçèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåííîå.

Âëèÿíèå ÁÀ íà òå÷åíèå áåðåìåííîñòè â ñâîþ î÷åðåäü ñîïðÿæåíî ñ ðèñêîì îñëîæíåííîãî òå÷åíèÿ áåðåìåííîñòè è ðîäîâ, îäíàêî âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ äîñòèæåíèå êîíòðîëèðóåìîãî òå÷åíèÿ àñòìû ìèíèìèçèðóåò èëè óñòðàíÿåò åãî.

Ê îñëîæíåíèÿì ñî ñòîðîíû ìàòåðè îòíîñÿòñÿ:

· Ïðåýêëàìïñèÿ — â íàñòîÿùåå âðåìÿ â ïîíÿòèå «ïðåýêëàìïñèÿ» âêëþ÷àþòñÿ òàêèå ðàíåå ñóùåñòâîâàâøèå ïîíÿòèÿ, êàê ãåñòîç, òîêñèêîç è ò.ä. Íåêîíòðîëèðóåìàÿ ÁÀ àññîöèèðóåòñÿ ñ äâóêðàòíûì ðîñòîì ÷àñòîòû ïðåýêëàìïñèè çà ñ÷åò ýíäîòåëèàëüíîé äèñôóíêöèè, öèòîêèíîâîãî äèñáàëàíñà, ýîçèíîôèëüíîé èíôèëüòðàöèè ïëàöåíòû.

· Ïðåæäåâðåìåííûå è îñëîæíåííûå ðîäû, óâåëè÷åíèå ÷àñòîòû ñàìîïðîèçâîëüíûõ àáîðòîâ. Ìåòà-àíàëèç ïåðèíàòàëüíûõ èñõîäîâ ó æåíùèí ñ ÁÀ ïîêàçàë äîñòîâåðíîå óâåëè÷åíèå ðèñêà ïðåæäåâðåìåííûõ ðîäîâ ó æåíùèí ñ íåêîíòðîëèðóåìûì òå÷åíèåì ÁÀ (îòíîñèòåëüíûé ðèñê [ÎÐ] = 1,50; 95 % äîâåðèòåëüíûé èíòåðâàë [ÄÈ] — 1,28-1,75) ïðè åãî äîñòîâåðíîì ñíèæåíèè íà ôîíå àêòèâíîé òåðàïèè çàáîëåâàíèÿ (ÎÐ = 0,71; 95 % ÄÈ — 0,58-0,89). Ïî äàííûì M.B. Bracken (2003), ôàðìàêîòåðàïèÿ ÁÀ àññîöèèðóåòñÿ ñ óâåëè÷åíèåì ÷àñòîòû ïðåæäåâðåìåííûõ ðîäîâ òîëüêî ïðè ïðèåìå òàáëåòèðîâàííûõ ÃÊÑ (íà 2,22 íåäåëè) è ìîíîòåðàïèè òåîôèëëèíîì (íà 1,11 íåäåëè).

· Êåñàðåâî ñå÷åíèå.

· Àíòå-, èíòðà- è ïîñòíàòàëüíûå êðîâîòå÷åíèÿ.

· Ìàòåðèíñêàÿ ñìåðòíîñòü.

Ñî ñòîðîíû ïëîäà íàèáîëåå ÷àñòû ñëåäóþùèå îñëîæíåíèÿ:

1. Óâåëè÷åííûé ðèñê ïåðèíàòàëüíîé ñìåðòíîñòè.  êîãîðòíîì èññëåäîâàíèè M.C. Breton (2010) íàëè÷èå çàáîëåâàíèÿ àññîöèèðîâàëîñü ñ óâåëè÷åíèåì ïåðèíàòàëüíîé ñìåðòíîñòè íà 34 %.

2. Ãèïîòðîôèÿ ïëîäà, ìàëîâåñíîñòü. Ìåòà-àíàëèç ïåðèíàòàëüíûõ èñõîäîâ ó æåíùèí ñ ÁÀ ïîêàçàë âîçðàñòàíèå íà 24 % ÷àñòîòû ñëó÷àåâ íåçðåëîñòè ïëîäà ïî îòíîøåíèþ ê ñðîêó ãåñòàöèè > 10 % â îòñóòñòâèå àäåêâàòíîé òåðàïèè çàáîëåâàíèÿ; ÎÐ ðîæäåíèÿ ïëîäà ñ ìàññîé òåëà > 4 êã ïðè íåêîíòðîëèðóåìîé ÁÀ áûë òàêæå äîñòîâåðíî íèæå (ÎÐ = 0,84 [0,74-0,96), à ðèñê ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ìàññîé òåëà < 2500 ã âûøå; ÎÐ = 1,50; 95 % ÄÈ — 1,28-1,75).

Êðîìå òîãî, áûëî ïîêàçàíî, ÷òî ê îäíîé èç ôóíêöèé ïëàöåíòû îòíîñèòñÿ ìåòàáîëèçì ýíäîãåííûõ êîðòèêîñòåðîèäîâ ïëàöåíòàðíîé 11-â-ãèäðîêñèñòåðîèääåãèäðîãåíàçû, êîëè÷åñòâî è àêòèâíîñòü êîòîðîãî ïðè ãèïîêñèè ñíèæàþòñÿ. Ýòî âåäåò ê òîìó, ÷òî ýíäîãåííûå ÃÊÑ äîñòèãàþò ïëîäà è ìîãóò çàìåäëÿòü åãî ðàçâèòèå. Ïðè íîðìàëüíîì ôóíêöèîíèðîâàíèè ïëàöåíòû ôåðìåíò ïîëíîñòüþ óòèëèçèðóåò êàê ýíäîãåííûå, òàê è ýêçîãåííûå ÃÊÑ, íå ïðèâîäÿ ê íàðóøåíèþ ðàçâèòèÿ ïëîäà. Òàêèì îáðàçîì, èññëåäîâàíèå V.E. Murphy (2011) îáúÿñíÿåò ïàðàäîêñ, çàêëþ÷åííûé â ñëåäóþùåì: æåíùèíû, íå ïîëó÷àþùèå èãàëÿöèîííûõ ÃÊÑ (èÃÊÑ), èìåþò áîëåå âûñîêèé ðèñê ãèïîòðîôèè ïëîäà, îáóñëîâëåííûé èõ âîçäåéñòâèåì.

3. Ïîâûøåíèå ÷àñòîòû âðîæäåííûõ îòêëîíåíèé ó äåòåé (óâåëè÷åíèå ðèñêà ïðè îáîñòðåíèÿõ ÁÀ ó ìàòåðè, ïðèåìå òàáëåòèðîâàííûõ ÃÊÑ, äîçå áåêëîìåòçîíà ïðîïèîíàòà > 1000 ìêã è îáðàùåíèè çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ ïî ïðè÷èíàì, îáóñëîâëåííûì ÁÀ, â I òðèìåñòðå).

4. Íåîíàòàëüíàÿ ãèïîêñèÿ (òîëüêî äëÿ íåêîíòðîëèðóåìîãî òå÷åíèÿ ÁÀ).

5. Âíóòðèóòðîáíîå èíôèöèðîâàíèå ïëîäà.

6. Óâåëè÷åíèå ðîæäåíèÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ íåâðîëîãè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè.

Öåëè ëå÷åíèÿ ÁÀ ó áåðåìåííûõ æåíùèí íå îòëè÷àþòñÿ îò òàêîâûõ ó íåáåðåìåííûõ, íî íàðÿäó ñ íåîáõîäèìîñòüþ äîñòèæåíèÿ êîíòðîëÿ çàáîëåâàíèÿ âêëþ÷àþò òàêæå èçáåãàíèå ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

Ýëèìèíàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ â îòíîøåíèè òðèããåðîâ ïðîâîäÿòñÿ ïî îáùèì ïðèíöèïàì.

Àëëåðãåíñïåöèôè÷åñêàÿ èììóíîòåðàïèÿ çàïðåùåíà äëÿ áåðåìåííûõ Ôåäåðàëüíûìè êëèíè÷åñêèìè ðåêîìåíäàöèÿìè ïî ïðîâåäåíèþ ÀÑÈÒ (2013) èç-çà ñóùåñòâóþùåãî ðèñêà ñèñòåìíûõ ðåàêöèé è óãðîçû ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè ïðè èõ ëå÷åíèè.

Ñóùåñòâóþùåå âåäåíèå áåðåìåííûõ ñ ÁÀ ïðåäïîëàãàåò ñòóïåí÷àòûé ïîäõîä ê äîñòèæåíèþ êîíòðîëÿ, ïðåäóñìîòðåííûé GINA 2006-2014 ãã., îäíàêî áîëüøóþ ïðîáëåìó ïðè ýòîì ïðåäñòàâëÿåò íåîïðàâäàííûé îòêàç îò èñïîëüçîâàíèÿ àäåêâàòíîé ôàðìàêîòåðàïèè ïî ïðè÷èíàì, ñâÿçàííûì ñ ôàêòîì áåðåìåííîñòè. Âìåñòå ñ òåì â îò÷åòå ðàáî÷åé ãðóïïû NAEPP (National Asthma Education and Prevention Program, 2004) çàêðåïëåíî, ÷òî îòñóòñòâèå àäåêâàòíîãî êîíòðîëÿ ÁÀ ïðåäñòàâëÿåò áîëüøèé ðèñê äëÿ ïëîäà, ÷åì ïðèìåíåíèå ëþáûõ ïðåïàðàòîâ äëÿ ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Ïðàâèëüíûé êîíòðîëü çàáîëåâàíèÿ äîëæåí îáåñïå÷èâàòü æåíùèíå, ñòðàäàþùåé ÁÀ, âîçìîæíîñòü íîðìàëüíîãî âûíàøèâàíèÿ ðåáåíêà ñ ìèíèìàëüíûì ðèñêîì äëÿ ïëîäà èëè âîâñå áåç íåãî.

Читайте также:  Патологические изменения при бронхиальной астме

Îáùåïðèíÿòîé ïðàêòèêîé íà ñåãîäíÿ ÿâëÿåòñÿ âûáîð ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ äëÿ ëå÷åíèÿ áåðåìåííûõ ñ ó÷åòîì êëàññèôèêàöèè FDA (Food and Drug Administration), ñîãëàñíî êîòîðîé âñå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ïî âîçìîæíîñòè èõ èñïîëüçîâàíèÿ áåðåìåííûìè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà íåñêîëüêî êàòåãîðèé:

· Êàòåãîðèÿ À — íàäëåæàùèå èññëåäîâàíèÿ íå âûÿâèëè ðèñêà íåáëàãîïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ïëîä â I òðèìåñòðå áåðåìåííîñòè, è íåò äàííûõ î ðèñêå âî II è III òðèìåñòðàõ (ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ñ óðîâíåì áåçîïàñíîñòè êàòåãîðèè À äëÿ ëå÷åíèÿ ÁÀ ó áåðåìåííûõ íå ñóùåñòâóåò ââèäó îòñóòñòâèÿ ïî ýòè÷åñêèì ñîîáðàæåíèÿì êàêèõ-ëèáî èññëåäîâàíèé äàííîé ãðóïïû ïàöèåíòîê).

· Êàòåãîðèÿ  — èññëåäîâàíèÿ íà æèâîòíûõ íå âûÿâèëè ðèñêîâ îòðèöàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ïëîä, íàäëåæàùèõ èññëåäîâàíèé áåðåìåííûõ æåíùèí íå áûëî (ïðåäïî÷òèòåëüíàÿ ãðóïïà ïðåïàðàòîâ äëÿ ëå÷åíèÿ ÁÀ ó áåðåìåííûõ).

· Êàòåãîðèÿ Ñ — èññëåäîâàíèÿ íà æèâîòíûõ âûÿâèëè îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ëåêàðñòâà íà ïëîä, à íàäëåæàùèõ èññëåäîâàíèé áåðåìåííûõ æåíùèí íå áûëî, îäíàêî ïîòåíöèàëüíàÿ ïîëüçà, ñâÿçàííàÿ ñ ïðèìåíåíèåì äàííîãî ëåêàðñòâà áåðåìåííûìè, ìîæåò îïðàâäûâàòü åãî èñïîëüçîâàíèå, íåñìîòðÿ íà èìåþùèéñÿ ðèñê (ïðèìåíåíèå íå èñêëþ÷åíî, êîãäà îòñóòñòâóåò âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ ïðåïàðàòîâ ãðóïïû Â, à îæèäàåìûé ýôôåêò ïðåâîñõîäèò íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ìàòåðè è ïëîäà.

· Êàòåãîðèÿ D — ïîëó÷åíû äîêàçàòåëüñòâà ðèñêà íåáëàãîïðèÿòíîãî äåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà íà ïëîä ÷åëîâåêà, îäíàêî ïîòåíöèàëüíàÿ ïîëüçà, ñâÿçàííàÿ ñ ïðèìåíåíèåì ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà áåðåìåííûìè, ìîæåò îïðàâäûâàòü åãî èñïîëüçîâàíèå, íåñìîòðÿ íà ðèñê.

· Êàòåãîðèÿ N — äàííîå ëåêàðñòâî åùå íå êëàññèôèöèðîâàíî FDA.

· Êàòåãîðèÿ Õ — âûÿâëåíû íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ïëîäà èëè èìåþòñÿ äîêàçàòåëüñòâà ðèñêà îòðèöàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ äàííîãî ñðåäñòâà íà ïëîä ÷åëîâåêà, è, òàêèì îáðàçîì, ðèñêè äëÿ ïëîäà îò íåãî ïðåâûøàþò âîçìîæíóþ ïîëüçó äëÿ áåðåìåííîé æåíùèíû.

 òàáë. 1 ïðèâåäåíû ãðóïïû ïðåïàðàòîâ è âõîäÿùèå â íèõ ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, ðåêîìåíäîâàííûå äëÿ ëå÷åíèÿ ÁÀ è êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïîâ áðîíõîñïàçìîâ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè ñ ó÷åòîì ðåêîìåíäàöèé FDA ïî ñîñòîÿíèþ íà 2013 ã.

Êîðîòêîäåéñòâóþùèå â2-àãîíèñòû, èïðàòðîïèÿ áðîìèä, ïåðîðàëüíûå è âíóòðèâåííûå òåîôèëëèíû, à òàêæå è ÃÊÑ ïðè ëå÷åíèè ÁÀ ó áåðåìåííûõ èñïîëüçóþòñÿ ïî îáû÷íûì ïîêàçàíèÿì. Áåðåìåííîñòü íå ñëóæèò ïðè÷èíîé îòêàçà îò òàáëåòèðîâàííûõ ÃÊÑ. Åñëè åñòü ïðèçíàêè òÿæåëîé àñòìû, ïðåïàðàòû íàçíà÷àþòñÿ ïî îáùèì ïîêàçàíèÿì. Ïðèåì àíòèëåéêîòðèåíîâûõ ïðåïàðàòîâ ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ áåðåìåííûìè æåíùèíàìè, êîòîðûå äîñòèãëè çíà÷èòåëüíîãî óëó÷øåíèÿ êîíòðîëÿ çà ýòèìè ïðåïàðàòàìè äî áåðåìåííîñòè è íå ìîãóò äîñòè÷ü åãî çà äðóãèìè.

Ïðåäïî÷òèòåëüíûå è àëüòåðíàòèâíûå ðåæèìû ñòóïåí÷àòîé ôàðìàêîòåðàïèè ÁÀ ó áåðåìåííûõ ïðèâåäåíû â òàáë. 2. Íåñìîòðÿ íà îòñóòñòâèå â äàííîì ïåðå÷íå îìàëèçóìàáà, ïðåïàðàò ïðèçíàí ýôôåêòèâíûì è áåçîïàñíûì ïðè ëå÷åíèè ÁÀ ó áåðåìåííûõ.

Âî âðåìÿ ðîäîâ íåîáõîäèìî ïðîäîëæåíèå áàçèñíîé òåðàïèè ÁÀ â ïðåæíåì ðåæèìå. Ïðè íåîáõîäèìîñòè àíåñòåçèè ïðåäïî÷òèòåëüíîé îñòàåòñÿ ïåðèäóðàëüíàÿ.

Êîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ ïëîäà âî âðåìÿ ðîäîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòîÿííî, ó ðîæåíèöû îöåíèâàþò ÎÔÂ1 èëè ïèêîâóþ ñêîðîñòü âûäîõà êàæäûå 12 ÷àñîâ (ïðè îáîñòðåíèè ÁÀ — â äèíàìèêå). Ïðè ïðåäøåñòâóþùåì ïîëó÷åíèè ñèñòåìíûõ ÃÊÑ â äîçå > 7,5 ìã ïðåäíèçîëîíà â òå÷åíèå > 2 íåäåëü ïåðåä ðîäàìè áåðåìåííàÿ ïåðåâîäèòñÿ íà ãèäðîêîðòèçîí 100 ìã êàæäûå 6-8 ÷àñîâ â òå÷åíèå ðîäîâ è 24 ÷àñîâ ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ñòèìóëÿöèè ðîäîâîé äåÿòåëüíîñòè ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü îêñèòîöèí è èçáåãàòü íàçíà÷åíèÿ ïðåïàðàòîâ ïðîñòàãëàíäèíîâ. Âîïðîñ î íåîáõîäèìîñòè êåñàðåâà ñå÷åíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ àêóøåðñêèìè ïîêàçàíèÿìè, à ïðè åãî íåîáõîäèìîñòè ïðåäïî÷òèòåëüíà ïåðèäóðàëüíàÿ àíåñòåçèÿ.

 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå îáÿçàòåëåí ìîíèòîðèíã ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, â äàëüíåéøåì — ëå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ ïî îáùèì ïðèíöèïàì.

Òàêèì îáðàçîì, íåêîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå ÁÀ ó áåðåìåííîé æåíùèíû ñîïðÿæåíî ñ âûñîêèì ðèñêîì îñëîæíåíèé ñî ñòîðîíû, êàê ìàòåðè, òàê è ïëîäà. Îáåñïå÷åíèå êîíòðîëÿ ñ ïîìîùüþ ëþáûõ ôàðìàêîòåðàïåâòè÷åñêèõ ñðåäñòâ — íàèáîëåå áåçîïàñíûé âàðèàíò âåäåíèÿ äàííîé êàòåãîðèè áîëüíûõ, ïðè ýòîì ïðåäïî÷òèòåëüíûìè â èñïîëüçîâàíèè îñòàþòñÿ ïðåïàðàòû, îòíåñåííûå ê êàòåãîðèè  ïî êðèòåðèÿì FDA. Ïðè íåâîçìîæíîñòè èõ íàçíà÷åíèÿ äîïóñòèìî òàêîâîå ïðåïàðàòîâ ãðóïïû Ñ, åñëè ïðåäïîëàãàåìûé ðèñê âûøå ðèñêà ïîòåíöèàëüíûõ îñëîæíåíèé.  ðîäîâîì è ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäàõ ñëåäóåò èñõîäèòü èç âîçìîæíîñòè îáîñòðåíèÿ ÁÀ, ñîîòâåòñòâóþùèì îáðàçîì êîððèãèðîâàòü òàêòèêó âåäåíèÿ è ôàðìàêîòåðàïèþ áîëüíîé.

áðîíõèàëüíûé àñòìà áåðåìåííàÿ èììóíîãëîáóëèí

Ëèòåðàòóðà

1. Ãëîáàëüíàÿ ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (GINA — TheGlobalInitiativeforAsthma) 2011. https://www.ginasthma.org/

2. Æåñòêîâ À.Â., Êóïàåâ Â.È. Ñîñòîÿíèå ñèñòåìû öèòîêèíîâ ó áåðåìåííûõ æåíùèí, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Èììóíîëîãèÿ. 2003:5:286-88.

3. Ëàâðîâà Î.Â., Ôåäîñååâà Ã.Á. Âëèÿíèå òå÷åíèÿ áåðåìåííîñòè è ðîäîâ ó æåíùèí, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, íà ôîðìèðîâàíèå ýòîé ïàòîëîãèè. Ìíîãîëèêàÿ àñòìà, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà. ÑÏá., 2011. C. 344.

4. Ðàñïîïèíà Í.À. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ïðè áåðåìåííîñòè. Äèññ. äîêò. ìåä. íàóê. Ì., 2004. Ñ. 46.

5. Ôàññàõîâ Ð.Ñ. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó áåðåìåííûõ. Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó âçðîñëûõ. Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò / Ïîä ðåä. À.Ã. ×ó÷àëèíà. Ì., 2002.Ñ. 177-88.

6. Ôåäåðàëüíûå êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ì., 2013. Ñ. 14.

7. Ôåäåðàëüíûå êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîâåäåíèþ àëëåðãåí-ñïåöèôè÷åñêîé èììóíîòåðàïèè. Ì., 2013. Ñ. 44.

8. Blais L., Forget A. Asthma exacerbations during the first trimester of pregnancy and the risk of congenital malformations among asthmatic women. J.Allergy Clin.Immunol. 2008;121:1379-84.

9. Bracken M.B., Triche E.W., Belanger K., et al. Asthma symptoms, severity, and drug therapy: a prospective study of effects on 2205 pregnancies. Obstet. Gynecol. 2003;102(4):739-52.

10. Breton M.C., et al. Risk of perinatal mortality associated with asthma during pregnancy: a 2-stage sampling cohort study. Ann. Allergy Asthma Immunol. 2010;105(3):211-17.

11. Cadavid A.P., Bannenberg G.I., Arck P.C., et al. Prevention and treatment of allergic asthma in pregnancy: from conventional drugs to new therapeutic approaches. Curr. Pharmacol. Biothechnol. 2011;12(8):1-4.

12. Hegewald M.J., Crapo R.O. Respiratory Physiology in Pregnancy. Clinics in Chest Medicine. 2011;32(1):1-13.

13. Kallen B., Finnstrom O., Nygren K.G., et al. Maternal drug use during pregnancy and asthma risk among children. Pediatr. Allergy Immunol. 2013;24:28-32.

14. Lim A., Stewart K., Konig K., et al. Systematic review of the safety of regular preventive asthma medications during pregnancy. Ann. Pharmacother. 2011;45:931-45.

15. Managing Asthma During Pregnancy: Recommendations for Pharmacologic Treatment-2004 Update. J. Allergy Clin. Immunol. 2005;115:34-46.

16. Murphy V.E., Gibson P.G., Smith R., Clifton V.L. Asthma during pregnancy: mechanisms and treatment implications. Eur. Respir. J. 2005;25(4):731-50.

17. Murphy V.E., Namazy H., Schatz M., et al. A meta-analysis of adverse perinatal outcomes in women with asthma. BJOG, 2011. P. 1314-19.

18. Namazy J.A., Schatz M. Asthma in pregnancy. Global atlas of asthma. EAACI, 2013. P. 68-2.

19. Vatti R.R., Teuber SS. Asthma and pregnancy. Clin .Rev. Allergy Immunol. 2012;43(1-2):45-56.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник