Дипломная работа массаж при бронхиальной астме

Àíàòîìèÿ ñòðîåíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ. Êëàññèôèêàöèÿ è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íà ïîëèêëèíè÷åñêîì ýòàïå. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè êîìïëåêñíîé ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.

Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

  • Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äûõàòåëüíîé ñèñòåìû. Ýòèîëîãèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñðåäñòâ ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Çàäà÷è, ñðåäñòâà, ôîðìû è ìåòîäèêè ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íà ïîëèêëèíè÷åñêîì ýòàïå.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [96,5 K], äîáàâëåí 25.05.2012

  • Ýòèîëîãèÿ è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëèíèêî-ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå ïðèìåíåíèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè è ìàññàæà ó äåòåé, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ àñòìîé è ïíåâìîíèåé íà ñàíàòîðíî-êóðîðòíîì ýòàïå.

    ðåôåðàò [61,7 K], äîáàâëåí 11.01.2015

  • Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà è áðîíõèàëüíîé àñòìû, èõ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ. Êîìïëåêñû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ïðèìåíÿåìûå äëÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé è õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,1 K], äîáàâëåí 09.04.2010

  • Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòè ñèñòåìû âíåøíåãî äûõàíèÿ ó ëèö ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ìåòîäû ìåäèêàìåíòîçíîé è íåìåäèêàìåíòîçíîé êîððåêöèè. Ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, åå âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,5 K], äîáàâëåí 10.06.2014

  • Èñòîðèÿ èññëåäîâàíèÿ çàáîëåâàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ýòèîëîãèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû è åå àëëåðãè÷åñêàÿ ïðèðîäà. Ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ó áîëüíûõ. Ðîëü èíôåêöèè â ïàòîãåíåçå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëèíè÷åñêèå íàáëþäåíèÿ ïñèõîãåííîé áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [17,8 K], äîáàâëåí 15.04.2010

  • Îïèñàíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, ôàêòîðû å¸ âîçíèêíîâåíèÿ. Âëèÿíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé íà ñîñòîÿíèå äåòåé, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ñõåìà äûõàòåëüíûõ è ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, òðåíèðîâêè â ïåðèîä ðåìèññèè è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ.

    ðåôåðàò [31,1 K], äîáàâëåí 29.11.2012

  • Âîçíèêíîâåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Íàñëåäñòâåííîñòü â ïðîèñõîæäåíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è ñõåìû îöåíêè ñòàòóñà áîëüíîãî ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìîé ó äåòåé ÌÌÓ ÃϹ 9 ÄÏÎ-3 (ó÷àñòîê 23).

    ðåôåðàò [122,9 K], äîáàâëåí 15.07.2010

  • Õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé: ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ, íåñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ è àêóïóíêòóðà. Îñîáåííîñòè ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè.

    ðåôåðàò [21,1 K], äîáàâëåí 17.04.2010

  • Ðîñò çàáîëåâàåìîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìîé ó âçðîñëûõ è ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà â ÕÕ âåêå. Ïðè÷èíû àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ â áðîíõàõ: èíãàëÿöèîííûå àëëåðãåíû, èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ. Ïðèìåíåíèå ôèòîòåðàïèè äëÿ ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [23,9 K], äîáàâëåí 28.12.2012

  • Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ è áðîíõèàëüíîé àñòìû. Õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû è îñîáåííîñòè ïðîòåêàíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû êàê áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ. Îñíîâíûå ýòàïû ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïî ïðåäóïðåæäåíèþ âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

    ðåôåðàò [48,0 K], äîáàâëåí 21.05.2015

  • Источник

    Федеральное государственное 
    бюджетное образовательное учреждение                  
    высшего   профессионального образования

     «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
    НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И                            
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ  при ПРЕЗИДЕНТЕ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
    ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

    Факультет(институт) социальных технологий

    Специальность/направление 
    подготовки Социальная работа

    Кафедра физической культуры

                                                
    Реферат

                    
    По дисциплине «Физическая культура»

                                       
    на тему:

         
    «Классический массаж при бронхиальной
    астме»

                                                     Автор работы:

                                                              Студент 1 курса

                                                             
    Очной формы обучения 

                                                              
    Группа 1308

                                                            
    Минченкова Екатерина Владимировна

                                                              
    Подпись:

                                                            
    Руководитель работы:

                                                            
    Должность:

                                                           
    ФИО

                                                            
    Оценка

                                                          
    Подпись

                                           18.05.2013

                            Санкт-Петербург

                                    
    2013

    Введение:

    Для начала рассмотрим понятия 
    «бронхиальная астма» и «классический 
    массаж»

    Бронхиальная 
    астма (от др.-греч. ἆσθμα — «тяжёлое
    дыхание, одышка») — хроническое воспалительное
    заболевание дыхательных путей с участием
    разнообразных клеточных элементов. Ключевым
    звеном является бронхиальная обструкция
    (сужение просвета бронхов), обусловленная
    специфическими иммунологическими (сенсибилизация
    и аллергия) или неспецифическими механизмами,
    проявляющаяся повторяющимися эпизодами
    свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности
    в груди и кашля. Бронхиальная обструкция
    обратима частично или полностью, спонтанно
    или под влиянием лечения. Распространённость
    в мире составляет от 4 до 10 %. Для лечения
    используются симптоматические препараты,
    предназначенные для купирования приступа,
    и препараты базисной терапии, воздействующие
    на патогенетический механизм заболевания.
    Грозное осложнение заболевания — астматический
    статус.

    Читайте также:  Ингалятор от бронхиальной астмы названия

    Самый распространенный и 
    применяемый повсеместно – это классический массаж.
    Классический массаж проводится посредством
    четырех основных приемов, а именно: поглаживание,
    растирание, вибрация, разминание. Вспомогательные
    приемы классического массажа – это валяние,
    сдвигание, подергивание и прочие.

    В данном реферате я рассмотрю 
    основные приемы классического массажа 
    при бронхиальной астме, противопоказания
    и другое.

    Основы 
    массажа

          Массаж 
    – это один из методов лечения 
    и профилактики, представляющий 
    собой совокупность приемов механического 
    воздействия на различные участки 
    тела человека, производимого руками 
    или специальными аппаратами, которые 
    применяют во многих областях 
    медицины.

          На арабском 
    языке mass означает «касаться». Однако 
    некоторые исследователи считают 
    возможным происхождение этого 
    слова от греческого masso – «сжимать
    руками» или латинского massa – «прилипающий
    к рукам». Количество гипотез и древность
    языков, от которых произошло слово, говорят
    о том, что массаж известен по крайней
    мере не одно тысячелетие и широко применялся
    разными народами мира.

          Помимо 
    лингвистических, существуют письменные 
    источники, которые подтверждают 
    древность массажа. Папирусы, алебастровые 
    барельефы с изображениями массажных 
    манипуляций, надписи на пирамидах 
    свидетельствуют о том, что 
    египтяне были хорошо знакомы 
    с массажем.

          При раскопках 
    могилы египетского полководца 
    археологи обнаружили папирус 
    с изображением основных массажных 
    приемов. Судя по сохранившимся 
    изображениям, в Египте массаж 
    сочетали с баней. Этот процесс 
    происходил приблизительно следующим 
    образом. Сначала человека распаривали, 
    а затем растягивали, мяли, разминали 
    все суставы. Первоначально массировали 
    спереди, затем сзади и с 
    боков. Отдельно массировали конечности.

          Древние 
    греки также не преминули воспользоваться 
    столь ценным изобретением, которое 
    пришло к ним из Египта. Описание 
    приемов массажа встречается 
    в «Одиссее» Гомера. Он подробно 
    изобразил процесс растирания 
    и умащивания тела Одиссея 
    Цирцеей. Многие известные греческие 
    врачи – такие, как Гиппократ 
    и Геродикос – были поклонниками 
    массажа и в своих трудах 
    подробно описывали массажные 
    приемы. В Греции, родине Олимпийских 
    игр, массаж сочетали не только 
    с баней, но и с физическими 
    упражнениями. Его применяли не 
    только для лечения, но и 
    в спорте, внедряли его в школе 
    и в армии. Были даже созданы 
    салоны, в которых ухаживали за 
    кожей лица и рук с помощью 
    гигиенического и косметического 
    массажа.

          В Риме 
    школы массажа основали греческий 
    врач Асклепиад и его ученики. 
    Асклепиад разделял массаж на 
    сухой и с маслами; Цельс 
    предлагал для удаления отложений 
    и снятия отеков растирание, а 
    Гален выделил девять видов 
    массажа и подробно описал 
    их методику.

          Римские 
    термы (бани) были излюбленным 
    местом отдыха населения. В 
    них римляне перед массажем 
    проделывали гимнастические упражнения,
    а после него рабы умащивали 
    их тела ароматическими маслами. 
    Массаж у них стал неотъемлемой 
    частью военно-физического воспитания.

          Школа массажа 
    в Турции и Персии значительно 
    отличалась от греческой и 
    римской. Массаж проводился в 
    банях, в сухой нагретой комнате, 
    где специалисты, работая руками 
    и ногами, растирали, давили, перетирали 
    пальцами ткани, уделяя особое 
    внимание растираниям и движениям 
    в суставах.

          В Древней 
    Индии и Китае массаж выполнялся 
    священниками, и даже были созданы 
    специальные школы для массажа.

          Индийцы 
    первыми начали проводить массаж 
    в паровой бане. Для этого они 
    нагревали железные плиты и 
    поливали их водой, которая, 
    испаряясь, распаривала кожу пациента.
    Затем его укладывали на пол, 
    и двое специалистов одновременно 
    сначала массировали конечности,
    а затем живот, грудь и спину.

          В Древнем 
    Китае о лечебных свойствах 
    массажа знали за три тысячи 
    лет до нашей эры. Его применяли 
    для лечения вывихов, ревматизма,
    снятия усталости и др. В этой 
    стране еще в древности были 
    заложены основы профилактической 
    медицины. Практически во всех 
    провинциях создавали врачебно-гимнастические 
    школы, в которых обучали врачей,
    в совершенстве владеющих приемами 
    массажа и лечебной гимнастики.

          Массаж 
    использовался для лечения заболеваний 
    не только в восточных странах. 
    Простейшие массажные приемы 
    знали жители Африки и доколумбовой 
    Америки. В Ассирии, Персии, Нубии, 
    Абиссинии и Ливии массаж был 
    известен больше, чем за тысячу 
    лет до Рождества Христова.

          В Древней 
    Руси баня испокон веков была 
    национальной традицией. Парную 
    с веником можно считать разновидностью 
    массажа, а купание зимой в 
    проруби после бани – закаливанием.
    У древних славян процедура 
    растирания и похлопывания веником 
    даже имела собственное название 
    – «хвощение».

          С Востока 
    искусство массажа проникло в 
    Европу, но в Средние века, под 
    бдительным оком святой инквизиции,
    оно не получило должного распространения. 
    Лишь в эпоху Возрождения, в 
    XIV–XV вв., европейцы начали проявлять 
    интерес к массажу и лечебной 
    гимнастике, после появления работ 
    по анатомии Монди де Сиучи. 
    Расцвет науки в эпоху Возрождения 
    дал миру целую плеяду талантливых 
    ученых. Бельгийский анатом Андреас 
    Везалий (1514–1564 гг.) описал многие 
    органы человека и по праву 
    считается основателем анатомии,
    а английский врач Уильям Гарвей 
    (1578–1657 гг.) внес огромный вклад в физиологию,
    описав систему кровообращения человека.
    Меркулиус написал сочинение «Искусство
    гимнастики», обобщив все известные ранее
    работы по массажу и гимнастике. В своей
    работе он описал три вида растирания,
    снабдил издание иллюстрациями и подробными
    методическими указаниями.

          Немецкий 
    ученый Гофман написал объемный 
    труд, состоящий из девяти томов, 
    в котором он пропагандировал 
    массаж и его методы. И наконец, 
    в 1780 г. французский клиницист 
    Клеман Жозеф Тиссо опубликовал 
    сочинение под названием «Медицинская 
    и хирургическая гимнастика», 
    в котором он привел многочисленные 
    данные об эффекте, оказываемом 
    массажем, применяемым в хирургии 
    и гимнастике, и изложил методику 
    проведения приемов. Он писал: 
    «Если каждое утро, лежа в постели 
    на спине и приподняв немного 
    согнутые в коленях ноги, растирать 
    себе желудок и живот куском 
    фланели, то этим увеличивается 
    перистальтическое движение во 
    всех кишках брюшной полости…
    Если трут все тело, то способствуют 
    испарению и кровообращению. Древние, 
    которые знали всю выгоду растирания,
    употребляли его не только 
    как врачебное средство, но оно 
    было, так сказать, их повседневным 
    средством для сохранения здоровья».

          Однако 
    по-настоящему глубокий интерес 
    к массажу жители европейских 
    стран проявили в начале XIX в.,
    после опубликования работ Петра 
    Генриха Линге (1776–1839 гг.). Его 
    методика, сочетающая в себе элементы 
    гимнастики и массажа, получила 
    название шведской системы. Линге, 
    получивший ранение плечевого 
    сустава и восстановивший функции 
    руки массажем, стал его ярым 
    сторонником и пропагандистом. Он 
    придавал большое значение массажу 
    в системе врачебной гимнастики,
    считал эго эффективным средством 
    в борьбе с утомлением и 
    подчеркивал его лечебное действие 
    при восстановлении двигательных 
    функций после травм, а также 
    при хирургических заболеваниях 
    и болезнях внутренних органов.

          К XIX в. 
    массаж стал известен и популярен 
    на всех континентах. Во многих 
    европейских странах, в частности 
    во Франции, Германии и Англии,
    появились многочисленные труды 
    о массаже, создание которых 
    стало возможным с развитием 
    биологии, анатомии и физиологии.
    Но до XIX в. научного обоснования 
    массажа все-таки не было. Только 
    во второй половине XIX в. в Европе 
    и России вышли первые клинические 
    и экспериментальные работы по 
    массажу, в которых были заложены 
    принципы научного обоснования 
    влияния массажа на организм 
    человека, систематизированы приемы
    массажа, разработаны рекомендации по
    его проведению и четко оговорены показания
    и противопоказания к его применению.

          Приват-доцент 
    Санкт-Петербургской военно-медицинской 
    академии И. С. Заблудовский 
    в 1882 г. издал фундаментальный 
    труд «Материалы по вопросу 
    о действии массажа на здоровых 
    людей», который до сих пор 
    не потерял своей актуальности.

          Прапагандистами 
    массажа стали такие выдающиеся 
    русские врачи, как В. М. Бехтерев,
    С. П. Боткин, Н. Я. Вельяминов 
    и мн. др. В конце века в России 
    были созданы центры подготовки 
    специалистов по массажу и 
    гимнастике.

          В XX столетии 
    массаж продолжал стремительно 
    развиваться. Польза физического 
    воспитания была признана в 
    большинстве стран и стала 
    государственной необходимостью. Вместе 
    с этим начал развиваться спортивный 
    массаж. Врачи продолжили работу 
    по изучению влияния массажа 
    и воздействия каждого приема 
    на кожу, мышцы, нервную, сердечно-сосудистую,
    пищеварительную и другие системы 
    человека.

          С 1923 г. 
    в России получил развитие 
    спортивный массаж, а в Московском 
    институте физкультуры была создана 
    кафедра ЛФК.

          Современные 
    техники массажа создавались 
    такими видными российскими учеными, 
    как И. М. Саркизов-Серазини, А. 
    Е. Щербак, А. Ф. Вербов, И. В. 
    Заблудовский и др. Появившиеся 
    в последние годы методики 
    спортивного массажа, разработанные 
    кандидатом медицинских наук 
    В. И. Дубровским, нашли широкое 
    применение не только у нас 
    в стране, но и за рубежом.

          На сегодняшний 
    день интерес к массажу значительно 
    возрос. Огромная теоретическая 
    база и новые достижения в 
    этой области сделали возможным 
    открытие многочисленных школ 
    различных направлений по массажу.

          В зависимости 
    от цели применения массажа 
    и способов воздействия на 
    поверхность тела различают гигиенический, 
    лечебный, спортивный, сегментарно-рефлекторный,
    косметический, аппаратный массаж 
    и самомассаж. Поскольку при бронхиальной 
    астме выполняются только некоторые 
    виды массажа (лечебный, гигиенический 
    и самомассаж), то в данной книге 
    будут рассматриваться именно 
    они.

          Прежде 
    чем приступать к массажу, нужно 
    знать гигиенические основы проведения 
    массажа и иметь навыки в 
    выполнении массажных приемов. 
    Немаловажное значение имеет и умение
    правильно, с учетом основного и сопутствующих
    заболеваний, а также состояния пациента
    на данный момент подобрать массажные
    приемы, которые окажут наибольший эффект.

    Читайте также:  Бронхиальная астма клинические симптомы

          Поскольку 
    пользоваться услугами профессиональных 
    массажистов не всегда возможно,
    то основные приемы массажа 
    можно освоить самостоятельно 
    и с успехом применять их 
    на практике. Существует миф о 
    том, что массажист должен быть 
    очень сильным. Это не так. 
    Сильными должны быть кисти 
    и пальцы рук. Основная нагрузка 
    ложится именно на них.

          Предлагаемые 
    в книге приемы классического 
    массажа можно разучить самостоятельно.
    Освоив их, вы поможете себе 
    и своим близким.

    Источник

    Массаж при болезнях дыхательных путей

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр
    Бронхит острый………………………………………………………………………………………………2

    Бронхиальная астма……………………………………………………………………………………4

    Эмфизема легких …………………………………………………………………………………………5

    Хронические неспецифические заболевания
    легких……………………………………………………………………………………………………………………7

    список литературы……………………………………………………………………………………13

    Бронхит острый

    Возникает в результате охлаждения и вдыхания холодного воздуха,
    особенно при выключении носового дыхания. Развитию заболевания способствуют
    переутомление, нервное и физическое перенапряжение.

    Задача массажа: нормализовать кровообращение в бронхах, оказать
    противовоспалительное, спазмолитическое и рассасывающее действие, улучшить
    отхаркивание мокроты (при ее наличии).

    Методика массажа

    В положении больного лежа на животе (ножной конец приподнят) массируют
    спину, применяя поглаживание, растирание, разминание, затем делают
    растирание межреберий. Массаж грудной клетки выполняют в положении больного
    лежа на спине. Вначале делают плоскостное и обхватывающее поглаживание
    грудной клетки (ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах), затем
    растирание межреберий (см. рис. 44), разминание грудных мышц, вибрацию
    грудной клетки.

    При растирании межреберий руки массажиста располагаются параллельно
    ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу. При массаже различных
    отделов грудной клетки руки массажиста вначале находятся на нижнебоковом
    отделе ее (ближе к диафрагме), а во время выдоха движутся к грудине (к
    концу выдоха сжимают грудную клетку). Затем массажист переносит обе руки к
    подмышечным впадинам и выполняет те же движения. Такие приемы следует
    проводить в течение 2-3 мин. Движение диафрагмы и сдавливание нижних ребер
    на выдохе улучшают вентиляцию нижних долей легких.

    При воздействии массажем на межреберные мышцы и паравертебральные
    сегменты позвоночника возникает ответная реакция органов дыхания (легких,
    диафрагмы и др.)

    При сдавливании грудной клетки происходит раздражение рецепторов
    альвеол, корня легкого и плевры, что создает условия для повышения
    возбудимости дыхательного центра (инспираторных нейронов) и активного
    вдоха.

    На ночь рекомендуется на грудную клетку сделать компресс с
    разогревающими мазями (финалгон, дольник или слонц). Продолжительность
    массажа — 15-20 мин.

    Бронхиальная астма.

    Бронхиальная астма характеризуется приступами удушья различной
    длительности и частоты. Может протекать в виде длительных состояний
    затрудненного дыхания.

    Приступы удушья возникают в связи с повышением возбудимости
    парасимпатической нервной системы, что вызывает спазм бронхиальной
    мускулатуры и гиперсекрецию бронхиальных слизистых желез. Во время приступа
    часто бывает сухой кашель, тахикардия. Массаж проводится в межприступном
    периоде.

    Методика массажа

    Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку,
    дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные, межреберные мышцы,
    мышцы живота). Сильный массаж мышц спины (особенно паравертебральных
    областей). Положение лежа на кушетке с приподнятым ножным концом.
    Продолжительность массажа 10-15 мин. Курс 15-20 процедур в сочетании с
    оксигенотерапией, ЛФК, прогулками, ездой на велосипеде. Массаж проводится
    до выполнения физических нагрузок.

    В развитии ее основное значение имеет фактор нарушения бронхиальной
    проходимости из-за катарального воспаления бронхов и бронхоспазмов. Имеет
    место нарушение кровообращения и иннервации легких. Присоединяются и
    нефрорефлекторные нарушения, вызывающие еще большие изменения
    кровообращения и трофики, а также поддерживающие бронхоспазмы.

    Эмфизема легких ведет в нарушению газообмена между легкими и кровью с
    развитием гипоксемии.

    Задача массажа: предотвратить дальнейшее развитие процесса,
    нормализовать функцию дыхания, уменьшить (ликвидировать) гипоксию тканей,
    кашель, улучшить локальную вентиляцию легких, метаболизм и сон больного.

    Методика массажа.

    Положение больного лежа на спине и животе (с приподнятым ножным концом
    кушетки). Проводится массаж мышц надплечья, спины (до нижних углов
    лопаток), применяются приемы сегментарного воздействия на паравертебральные
    области; массируются дыхательная мускулатура, мышцы живота и нижние
    конечности. Включают приемы активизации дыхания, перкуссионный массаж.
    Продолжительность массажа 8-10 мин. Курс 15-20 процедур. После массажа
    показана оксигенотерапия (вдыхание увлажненного кислорода или прием
    кислородного коктейля). В год проводят 2-3 профилактических курса массажа.

    Хронические неспецифические заболевания легких

    Включают хроническую пневмонию и хронический бронхит.

    Под хронической пневмонией следует понимать повторные инфекционные
    процессы в паренхиме легких одной и той же локализации. Хроническая
    пневмония, будучи ограниченным (сегмент, доля) или распространенным
    воспалением бронхолегочной системы, клинически характеризуется кашлем с
    мокротой в течение многих месяцев (иногда лет), одышкой вначале при
    физической нагрузке, в дальнейшем в покое, нередко экспираторного характера
    (астмоидный синдром), периодическим усилением этих симптомов,
    сопроовождающихся повышением температуры тела, болями в грудной клетке.

    Читайте также:  Бронхиальная астма неатопическая форма лечение

    Хронический бронхит диффузное, длительно текущее необратимое поражение
    бронхиального дерева, в большинстве случаев характеризующееся
    гиперсекрецией и нарушением дренажной функции воздухоносных путей, нередко
    ведущее к прогрессирующему нарушению бронхиальной проходимости и развитию
    «легочного сердца». Частота хронического бронхита за последние десятилетия
    имеет отчетливую тенденцию к увеличению, и в настоящее время им поражено от
    2 до 10% населения промышленно развитых стран (Н. В. Путов и соавт., 1988).
    Больные хроническим бронхитом составляют 2/3 лиц, страдающих хронической
    неспецифической патологией легких.

    В зависимости от функциональных особенностей различают необструктивный
    и обструктивный хронический бронхит. В большинстве случаев обструктивный
    бронхит сопровождается выраженной в той или иной степени эмфиземой легких,
    усугубляющей функциональные расстройства. Бронхит, при котором отмечаются
    выраженные обратимые колебания бронхиального сопротивления, сближающие его
    с бронхиальной астмой, называют астматическим.

    Астматический бронхит характеризуется появлением одышки, связанной в
    основном с бронхоспазмом, не носящим, однако, характера типичного
    астматического приступа, толерантность к физической нагрузке не снижена,
    обструктивные нарушения имеют преходящий характер.

    При необструктивном бронхите одышки нет, функция внешнего дыхания — в
    пределах нормы. Обструктивный бронхит характеризуется одышкой при
    физической нагрузке, стойкими обструктивными нарушениями вентиляции,
    толерантность к физической нагрузке снижена.

    Противопоказания к массажу:

    1) гипертоническая болезнь ПБ-111 стадии, выраженный атеросклероз
    сосудов головного мозга и сердца;

    2) пожилой возраст (старше 65 лет);

    3) хронический абсцесс, бронхоэктазии;

    4) онкологические заболевания легких;

    5) туберкулез легких с кровохарканьем.

    Задача массажа: улучшить крово- и лимфообращение в легких,
    способствовать разжижению и отхождению мокроты, усилить локальную
    вентиляцию легких, нормализовать сон, уменьшить кашель, ликвидация спазма
    бронхиальной мускулатуры, отека слизистой.

    Методика массажа по В.И.Дубровскому (1969, 1971, 1973, 1985, 1986)
    включает массаж грудной клетки, дыхательной мускулатуры с активизацией
    дыхания (сдавление грудной клетки на выдохе больного), перкуссионный массаж
    в проекциях бронхов. Вначале массируют воротниковую область, мышцы
    надплечья, спину (особенно паравер-тебральные области), затем больной
    ложится на спину и производится массаж мышц шеи (грудинно-ключично-
    сосцевидных мышц), грудной клетки, межреберных мышц, затем сдавление
    грудной клетки в течение 1-2 мин на выдохе больного. Мышцы живота массируют
    в положении больного лежа на спине с согнутыми ногами в тазобедренных и
    коленных суставах. После массажа живота больному необходимо подышать
    «животом». Продолжительность массажа 10-15 мин. Курс 5-15 процедур. В год 2-
    3 курса профилактического массажа с оксигенотерапией.

    При хроническом обструктивном бронхите кроме массажа грудной клетки с
    ее активацией (активизирующий массаж) показан массаж нижних конечностей.
    После массажа больному дают подышать увлажненным кислородом в течение 5-10
    мин или кислородный коктейль. В период ремиссии применение массажа с
    оксигенотерапией направлено на профилактику возникновения обострении.

    При наличии у больного большого количества мокроты после ручного
    массажа рекомендуется вибрационный массаж грудной клетки. Положение
    больного при проведении массажа лежа на кушетке с опущенным головным концом
    на животе, боку. Продолжительность вибрационного массажа 3-5 мин.

    При хронической пневмонии проводится жаропонижающий массаж с
    гиперемирующими мазями, подогретым маслом (эвкалиптовым, пихтовым и др.).
    Массаж проводится перед сном. Тщательно массируют спину, грудь, дыхательную
    мускулатуру. После массажа больного (грудную клетку) необходимо укутать в
    махровое полотенце и прикрыть одеялом. Продолжительность массажа 5-10 мин.
    Детям и лицам пожилого возраста гиперемирующие мази не рекомендуются, так
    как они вызывают резкую гиперемию, особенно при передозировке.

    Наблюдения показали, что массаж действует жаропонижающе, т. е.
    нормализует температуру тела, исчезает кашель, нормализуется локальная
    вентиляция легких, усиливается микроциркуляция, ликвидируется бронхоспазм,
    увеличивается насыщение артериальной крови кислородом, самочувствие
    больного улучшается.

    Список литературы

    1. Янченко А., Учебник массажа.СПб, 1911

    2. Массаж. Под редакцией Й.Кордеса, П. Уибе и др., Медицина, 1983г.

    3. Дубровский В.И., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу.

    М.,1993 г.

    Источник