Диплом сестринский процесс при бронхиальной астме у детей

Основные факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы. Особенность принципов формирования приступа удушья. Анализ течения обострения заболевания. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Комплекс лечения и профилактики болезни.

Подобные документы

  • Характеристика бронхиальной астмы: ее этиология, факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, патогенез, клиническая картина, возможные осложнения и способы лечения. Принципы оказания первичной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы.

    курсовая работа, добавлен 11.03.2015

  • Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики заболевания, возможные осложнения. Принципы оказания первичной доврачебной помощи при бронхиальной астме. Принципы лечения и профилактики заболевания.

    курсовая работа, добавлен 12.03.2015

  • Эпидемиология, этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности клинического течения бронхиальной астмы. Методы лечения и профилактики данного заболевания. Анализ историй болезни пациентов с этим диагнозом. Сестринский процесс при бронхиальной астме.

    реферат, добавлен 01.06.2019

  • Этиология, эпидемиология и этапы развития бронхиальной астмы, основные предрасполагающие факторы. Клиническая картина заболевания, принципы лечения и профилактики. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

    реферат, добавлен 14.12.2017

  • Исследование клинической картины и особенностей диагностики бронхиальной астмы. Основные принципы оказания первичной медицинской помощи при данной болезни. Характеристика лечения и профилактики хронического воспалительного заболевания дыхательных путей.

    курсовая работа, добавлен 10.03.2018

  • Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики. Оказание первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика данного заболевания. Клинический пример. Основные положения сестринского процесса.

    курсовая работа, добавлен 24.12.2017

  • Исследование этиологии и предрасполагающих факторов бронхиальной астмы. Изучение принципов оказания первичной медицинской помощи при данном заболевании. Определение способов лечения (манипуляций, выполняемых медицинской сестрой) и профилактики болезни.

    курсовая работа, добавлен 08.06.2015

  • Этиология, патогенез и классификация бронхиальной астмы. Клиническая картина астматического приступа. Принципы диагностики бронхиальной астмы. План сестринского ухода за астматическим больным. Роль медицинской сестры в профилактике обострений у детей.

    курсовая работа, добавлен 11.06.2016

  • Формы аллергической бронхиальной астмы (БА). Этапы развития БА и факторы риска возникновения заболевания. Терапия бронхиальной астмы. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Оказание помощи при приступе. Диспансерное наблюдение и профилактика БА.

    реферат, добавлен 20.04.2011

  • Проведение аллергологического анамнеза пациента. Исследование системы органов дыхания, кровообращения и пищеварения. Характеристика приступа удушья при бронхиальной астме. Ухудшение состояния в виде затрудненного дыхания. Диагностика и лечение болезни.

    история болезни, добавлен 30.04.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

города Москвы

«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения

города Москвы»

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«Медицинская сестра стационара»

Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

Выполнил студент:

Курс 4­­­­

Группа 402

Специальность Сестринское дело

Руководитель

Дата защиты курсовой работы:

_________________20____ г.

Оценка:_________________

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

3

ВВЕДЕНИЕ

4

1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

6

1.1. Этиология

6

1.2. Классификация

7

1.3. Клиническая картина

8

1.4. Диагностика

9

1.5. Осложнения

10

1.6. Помощь при неотложных состояниях

11

1.7.Особенности лечения

12

1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз

13

2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

16

2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

19

2.1.1. Правила пользования ДАИ

19

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии

20

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

23

3.1. Наблюдение из практики 1

23

3.2. Наблюдение из практики 2

26

3.3. Выводы

2 28

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

5. ЛИТЕРАТУРА

31

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

32

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БА – бронхиальная астма

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

АД – артериальное давление

ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – частота сердечных сердцебиений

ГКСглюкокортикостероиды

ПСВ — пиковая скорость выдоха

ПФМ – пикфлоуметр

ВБИвнутрибольничная инфекция

ДН – дыхательная недостаточность

ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Цель исследования:

изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

Задачи исследования:

изучить:

· этиологию;

· классификацию;

· клиническую картину;

· диагностику;

· осложнения;

· особенности лечения;

· профилактику;

· реабилитацию, прогноз;

проанализировать:

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;

сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.

Читайте также:  Можно ли лечить бронхиальную астму без гормонов

Методы исследования:

· научно-теоретический;

· аналитический;

· наблюдение;

· сравнение.

1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

1.1. Этиология

Причины точно не известны.

ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.

Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.

ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)

ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.

Триггерные факторыпровоцируют обострения БА:

ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)

ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)

ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)

ü ОРВИ

ü эмоциональные перегрузки (стресс)

ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)

ü изменение погоды

ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)

ü время суток (ночь или раннее утро)

1.2. Классификация

Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)

1. Этапы развития БА:

ü биологические дефекты у практически здоровых людей

ü состояние предастмы

ü клинически выраженная бронхиальная астма

2. Клинико-патогенетические варианты БА:

ü атопический

ü инфекционно-зависимый

ü аутоиммунный

ü дисгормональный (гормонозависимый)

ü нервно-психический

ü аспириновый

ü первично измененная реактивность бронхов и др.

Классификация БА по степени тяжести:

Интермиттирующая:

симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.

Легкая персистирующая:

симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.

Персистируюшая средней тяжести:

ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

Тяжелая персистирующая:

ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.

Классификация БА по уровню контроля:

Контролируемая БА:

полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии

Частично контролируемая БА:

наличие ограниченного числа симптомов.

Неконтролируемая БА:

обострение БА в течение 1 недели.

1.3. Клиническая картина

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

Период предвестников:

вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

Период разгара:

удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа:

Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.

1.4. Диагностика:

ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

ü Аллергологическое обследование:

— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)

— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).

ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.

ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

1.5. Осложнения:

ü астматический статус;

ü спонтанный пневмоторакс;

Диплом сестринский процесс при бронхиальной астме у детей

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Основные характеристики бронхиальной астмы 5
1.2. Принципы диагностики и методы лечения бронхиальной астмы 8
1.3. Сестринский процесс по модели Хендерсона при бронхиальной астме 9
1.4. Особенности работы медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Исследование сестринской деятельности при бронхиальной астме 22
2.2. Рекомендации медицинской сестры пациентам с бронхиальной астмой 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Выступление
Раздаточный материал

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым днем все больше людей сталкиваются с диагнозом «бронхиальная астма». Бронхиальная астма – достаточно опасное заболевание, которое может развиться в любом возрасте, даже младенческом. На сегодняшний день бронхиальная астма относится к группе неизлечимых заболеваний. Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождаемое приступами затрудненного дыхания, удушья, одышкой, кашлем. Приступ бронхиальной астмы часто развивается после предвестников и характеризуется коротким резким вдохом и шумным длительным выдохом. Обычно он сопровождается кашлем с вязкой мокротой и громкими свистящими хрипами.
Бронхиальная астма может привести к развитию эмфиземы легких и легочного сердца, возникновению астматического статуса. Бронхиальная астма не только снижает качество жизни человека, но, в зависимости от тяжести протекания болезни, может вызвать осложнения, опасные для жизни [8].
За последние два десятилетия заболеваемость по бронхиальной астме выросла, и на сегодняшний день в мире, по оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек страдают от астмы. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, смертность среди больных бронхиальной астмой достаточно высока. Тот факт, что в последние двадцать лет заболеваемость бронхиальной астмой у детей постоянно растет, делает бронхиальную астму не просто болезнью, а социальной проблемой, на борьбу с которой направляется максимум сил [19].
Несмотря на сложность, бронхиальная астма хорошо поддается лечению, благодаря которому можно добиться стойкой и длительной ремиссии. Постоянный контроль над своим состоянием позволяет пациентам полностью предотвратить наступление приступов удушья, снизить или исключить прием препаратов для купирования приступов, а также вести активный образ жизни.
Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.
Сестринский процесс при бронхиальной астме направлен на улучшение общего состояния пациентов, наступление ремиссии, а также недопущение развития осложнений. Качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению.
Следовательно, изучение сестринского процесса при уходе за пациентом с бронхиальной астмой актуально, а роль медицинских сестер значима.
Объект исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Предмет исследования: деятельность медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой.
Цель исследования: выявление особенностей профессиональной деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациентам с бронхиальной астмой.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.
3. Провести анализ сестринской деятельности при уходе за пациентом с бронхиальной астмой.
4. Разработать практические рекомендации медицинской сестры пациентам с бронхиальной астмой.
Методы исследования. При написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам; использовались научные исследования специалистов, периодические издания, учебные пособия. В исследовании также были использованы методы анкетирования и математической обработки данных.

Заключение

Итак, в ходе выполнения работы были рассмотрены теоретические аспекты бронхиальной астмы, а также исследована деятельность медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой.
Подводя итоги изучения темы, обобщим результаты исследования:
1. Бронхиальная астма – неизлечимое заболевание хронического характера. Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа. Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.
2. Важное место при уходе за пациентом с бронхиальной астмой занимает сестринский персонал, в обязанности которого входит своевременное выполнение врачебных указаний, уход за пациентами и многое другое. Внедрение сестринского процесса по модели Хендерсона определяет план действий медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента с учетом особенностей его заболевания. Основными задачами медицинской сестры являются обеспечение ухода за больным и предупреждение возникновения осложнений.
3. Основными преимуществами сестринского процесса при астме являются круглосуточный контроль за состоянием больного в период обострения болезни и обеспечение безопасных и максимально комфортных условий в этот период. Оказание помощи происходит при учете личностных качеств и физиологических особенностей больного. Проблемы пациента выступают в качестве основной задачи, которая стоит перед медсестрой на данный момент.
4. Помимо экстренной помощи, больным и родственникам оказывается психологическая поддержка на протяжении всего лечения. Медперсонал основательно подготавливает пациента к прохождению дальнейшей терапии в моральном и физическом плане. Стоит отметить, что психофизическое состояние человека, страдающего астмой, имеет немаловажное значение. От данного фактора зависит количество обострений и ремиссий, а также характер протекания болезни. Перед выпиской больной получает от медицинской сестры полный набор рекомендаций, как выходить из положения при возникновении одышки, какие препараты иметь под рукой, как организовать лечебное питание и какой режим дня соблюдать.
Итак, в настоящее время общепринято, что медицинская сестра работает под руководством врача, и такой подход может обеспечить практически все потребности пациентов. Однако на сегодняшний день происходит смещение роли медицинской сестры от технического исполнителя назначений врача в сторону высококвалифицированного помощника врача по уходу и обеспечению высокого уровня оказания медицинской помощи. Продлить жизнь человеку и улучшить ее качество способны не только радикальные хирургические вмешательства и применение лекарственных препаратов, но и профессиональный уход, создание комфортной психологической обстановки, ежедневная кропотливая работа с пациентом.
Важно отметить, что качественное выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников. Грамотный подход и владение полной информацией о заболевании может позволить медицинской сестре выполнить несколько важнейших задач, не последнее место среди которых занимает психологический настрой пациентов.
В заключении отметим, что своевременный и правильно оказанный сестринский уход при ведении пациентов с бронхиальной астмой способствует улучшению их состояния. Таким образом можно резюмировать, что поставленные цель и задачи выполнены в полном объеме.

Список литературы

1. Боговин, Л.В. Нефармакологические способы достижения контроля бронхиальной астмы: монография / Л.В. Боговин, В.П. Колосов, Ю.М. Перельман. – Владивосток: Дальнаука, 2016. – 250 с.
2. Боговин, Л.В. Психологические особенности больных бронхиальной астмой: монография / Л.В. Боговин, Ю.М. Перельман, В.П. Колосов. – Владивосток: Дальнаука, 2013. – 246 с.
3. Болевич, С.Б. Бронхиальная астма: учебное пособие / С.Б. Болевич, С.К. Соодаева. – Москва: [б. и.], 2015. – 149 с.
4. Бронхиальная астма: информация для пациентов / сост.: А.Б. Бакиров [и др.]. – Уфа: Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека, 2016. – 21 с.
5. Бронхиальная астма: клиника, диагностика и лечение: учебное пособие / Ф.Н. Палеев [и др.]. – М.: МОНИКИ, 2013. – 27 с.
6. Бронхиальная астма: руководство для врачей / Л.С. Намазова-Баранова; под ред. Л.С. Намазовой-Барановой. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 62 с.
7. Бронхиальная астма: учебно-методическое пособие / А.А. Пунин [и др.]. – Смоленск: СГМА, 2013. – 39 с.
8. Бронхиальная астма: учебное пособие / К.А. Рамазанова [и др.]. – СПб.: ВМедА, 2014. – 93 с.
9. Бронхиальная астма, приступ бронхиальной астмы (первая помощь) / Г.Р. Гулиева [и др.] // Вестник научных конференций. – 2016. – № 11-6 (15). – С. 54-56.
10. Зайцев, А.А. Бронхиальная астма у взрослых: ключевые вопросы диагностики и фармакотерапии / А.А. Зайцев // РМЖ. – 2015. – Т. 23. № 18. – С. 1096-1100.
11. Емельянов, А.В. Тяжелая бронхиальная астма / А.В. Емельянов // Астма и аллергия. – 2013. – № 3. – С. 16-18.
12. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова, Н.В. Барыкина, Н.Г. Соколова. – 10-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 669 с.
13. Касимовская, Н.А. Организация сестринской службы: учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 436 с.
14. Княжеская, Н.П. Бронхиальная астма: принципы диагностики, классификации и лечения / Н.П. Княжеская // Справочник поликлинического врача. – 2014. – № 11. – С. 32-39.
15. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела: учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под общ. ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 733 с.
16. Лещенко, И.В. Бронхиальная астма: современные вопросы базисной терапии (в помощь практическому врачу) / И.В. Лещенко, Н.А. Эсаулова // РМЖ. – 2015. – Т. 23. № 18. – С. 1074-1079.
17. Мокина, Н.А. Современная фармакотерапия бронхиальной астмы: учебно-методическое пособие / Н.А. Мокина, Н.В. Вакурова. – Самара: Офорт, 2015. – 36 с.
18. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 366 с.
19. Ненашева, Н.М. Бронхиальная астма: современный взгляд на проблему / Н.М. Ненашева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 303 с.
20. Ненашева, Н.М. Курение и бронхиальная астма / Н.М. Ненашева // Астма и аллергия. – 2013. – № 1. – С. 28-36.
21. Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2017. – 680 с.
22. Организация сестринской деятельности / С.И. Двойников [и др.]; под ред. проф. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 524 с.
23. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие / Н.Ю. Корягина [и др.]; Под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 426 с.
24. Орлова, Н.В. Современные подходы к лечению бронхиальной астмы / Н.В. Орлова // Справочник поликлинического врача. – 2014. – № 7. – С. 34-38.
25. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н.В. Широкова [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 155 с.
26. Островская, И.В. Основы сестринского дела: учебник / И.В. Островская, Н.В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 319 с.
27. Русанова, Е.И. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой: учебно-методическое пособие / Е.И. Русанова, Г.И. Алексеев. – М.: Изд-во РУДН, 2013. – 39 с.
28. Сестринское дело: справочник / сост. Т.С. Щербакова. – Изд. 10-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 603 с.
29. Системный подход к управлению бронхиальной астмой: монография / А.В. Будневский [и др.]. – Воронеж: Научная книга, 2014. – 216 с.
30. Социальные, экологические, и наследственные факторы в формировании бронхиальной астмы: монография / А.Б. Бакиров [и др.]. – Уфа: Диалог, 2017. – 118 с.
31. Теория сестринского дела: учебник / Н.Н. Камынина [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 212 с.
32. Фадеев, П.А. Бронхиальная астма / П.А. Фадеев. – М.: Мир и образование, 2013 (Нижний Новгород: Нижполиграф). – 155 с.
33. Цыпленкова, С.Э. Новое в подходах к диагностике и лечению бронхиальной астмы (по материалам GINA-2014) / С.Э. Цыпленкова // Практика педиатра. – 2015. – № 2. – С. 42-49.
34. Черкашин, Д.В. Пикфлоуметрия при бронхиальной астме: учебное пособие / Д.В. Черкашин, Н.В. Шарова, И.М. Захарова. – СПб.: Политехника, 2015. – 71 с.
35. Шумилкин, В.Р. Алгоритмы для медсестер: учебное пособие / В.Р. Шумилкин, Н.И. Нузданова. – СПб.: Фолиант, 2016. – 110 с.

Источник

Читайте также:  Бронхиальная астма экзогенная эндогенная