Бронхиты у детей диплом
Главное
управление
по
здравоохранению
и
фармацевтической
деятельности
Алтайского
края
Краевое
государственное
бюджетное
образовательное
учреждение
среднего
профессионального
образования
«Родинский
медицинский
колледж»
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Особенности
сестринской деятельности при остром
бронхите (простом и обструктивном) у
детей, взрослых, лиц пожилого и старческого
возраста в условиях стационара
Автор
дипломной
работы:
Симоненко Яна Андреевна
Специальность,
группа:
«Сестринское дело», 41 группа
Руководитель
работы:
Маленко Наталья Сергеевна
Рецензент
__________________________________
Допустить
к
защите
Дипломная
работа
защищена
«__»________2015__
г. «__»________2015__
г.
Заместитель
директора
Председатель
ГАК
по
учебной
работе _______________
Ф.И.О
_____Н.В.
Щербакова ____________оценка
Родино,
2015
Содержание
Введение________________________________________________________3
Понятие
о бронхитах____________________________________ 5Сестринский
уход при бронхитах у взрослых_______________7Сестринский
уход при бронхитах у лиц пожилого и
старческого
возраста_______________________________________________9
1.4
Сестринский уход при бронхитах у
детей__________________11
1.5
Профилактика бронхитов________________________________13
Глава 2. Практическая часть «Исследование роли деятельности медицинской
сестры
при бронхитах (простом и
обструктивном)_____________________16
2.1
Сравнительный анализ
заболевания_______________________16
2.2
Анализ деятельности медицинской сестры
при работе с больными
бронхитами____________________________________17
2.3
Анкетирование среди взрослых людей и
лиц пожилого
взраста___________________________________________________18
2.4
Разработка профилактических материалов
для родственников, пациентов, медицинских
сестер по уходу за больным острым
бронхитом (простым и
обструктивным)______________________24
Заключение_____________________________________________________26
Библиография___________________________________________________27
Приложения______________________________________________________2
Введение
Хронический
бронхит представляет важнейшую социально
– медицинскую проблему и считается
болезнью века. Это связано с большой
распространённостью, неуклонным ростом
заболеваемости и смертности колоссальным
экономическим ущербом, который наносится
обществу из-за нетрудоспособности
больных. В последнее время отмечается
рост заболеваемости бронхитами в
большинстве стран мира, что связывают
с растущим загрязнением атмосферы
газами и пылевыми частицами,
распространённость курения, аллергизацией
населения и участившимися эпидемиями
гриппа. Распространённость хронического
бронхита в нашей стране колеблется от
10% до 20%, а рост заболеваемости составляет
6-7% для городского и 2-3% для сельского
населения в год. Таким образом, число
больных хроническим бронхитом удваивается
каждые 10-12 лет. В Российской Федерации
смертность от хронического бронхита и
его осложнений равна смертности от рака
лёгких и ежегодно возрастает на 1,6%.
По
статистическим данным КГБУЗ «Славгородская
ЦРБ» в 2012 году число поступивших старше
18 лет составляло 23 человека, в 2013 — 26
человек, в 2014 — 31 человек. Среди детей в
2012 году заболевание не выявлено, в 2013
году заболело 3детей, а в 2014 — 6.
Проводится
много пропаганды о вреде курения,
применяются меры по профилактике
простудных заболеваний, при наличии
вредных профессиональных факторов
предоставляют предметы защиты верхних
дыхательных путей, почему же процент
угрозы не сокращается? Почему всё больше
и больше людей подвергаются риску
заболеть? Что же за «факторы-тираны»
бьют по организму, создавая не утешительную
статистику? В чём заключаются особенности
ухода за пациентами в стационаре. Мы
хотим попытаться разобраться и ответить
на несколько таких вопросов в своей
работе.
Цель:
выявить особенности сестринской
деятельности при остром бронхите простом
и обструктивном у детей, взрослых, лиц
пожилого и старческого возраста в
условиях стационара.
Задачи:
1. Провести
анализ учебной литературы и интернет
источников по изучаемому вопросу.
2. Провести
анализ деятельности медицинской сестры
при остром бронхите у детей, взрослых,
лиц пожилого и старческого возраста в
условиях стационара.
3. Выявить
проблемы пациентов при остром бронхите
у детей, взрослых, лиц пожилого и
старческого возраста в условиях
стационара.
4. Разработать
рекомендации по профилактике осложнений
при бронхите для родителей детей, для
взрослых, лиц пожилого и старческого
возраста, материалы для медицинских
сестер.
Объект
исследования: деятельность медицинской
сестры при бронхите у детей, взрослых,
лиц пожилого и старческого возраста в
условиях стационара.
Предмет
исследования: особенности деятельности
медицинской сестры при бронхите у детей,
взрослых, лиц пожилого и старческого
возраста в условиях стационара.
Гипотеза:
при правильном уходе и работе медицинской
сестры с пациентами разного возраста
в стационаре, пациенты будут выздоравливать
быстрее и уметь проводить профилактику
данного заболевания.
Методы
исследования: анализ учебной литературы,
анкетирование, сравнительный
анализ, беседа.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Бронхиты у детей — реферат
Обструктивные бронхиты и бронхиолиты……………………………….7
Термин «бронхит» объединяет все формы поражения бронхов при отсутствии в них очаговых или инфильтративных изменений. При наличии патологии в легких бронхит рассматривают как компонент бронхолегочного заболевания. Воспаление слизистой оболочки бронха сопровождается гиперсекрецией слизи, нарушением функции цилиарного эпителия, различной степени спастическим состоянием гладких мышц бронхов. Это нарушает функцию очищения бронхов и вызывает кашель, обструкцию, доминирующие в клинической картине.
Бронхит — воспалительное заболевание бронхов без очаговых и инфильтративных поражений легочной ткани.
Как самостоятельное заболевание, бронхиты у детей встречаются редко и являются большей частью осложнением (проявлением) острых респираторных вирусных инфекций, реже бронхиты вызываются бактериальной флорой, микоплазмами, хламидиями. Необходимо, отметить, что этиология бронхита различается в зависимости от клинической формы и возраста больного. В последние годы придают значение интраламинарному генезу бронхитов, т. е. активации эндогенной (собственной) микрофлоры.
Основные предрасполагающие факторы:
Физические факторы — сухой и холодный воздух, радиационные воздействия. Химические факторы: ирританты находящиеся в атмосферном воздухе (аммиак, сероводород, сигаретный дым, диоксид серы и пары хлора, окислы азота, воздействие пыли (бытовой и промышленной в повышенной концентрации. Нарушение механизмов мукоцилиарного клиренса — приобретенные и врожденные. Патология клеточного и гуморального иммунитета: вторичные и первичные иммунодефициты: нарушения местных механизмов защиты (в том числе и пострадиационные).
— Наличие хронических очагов инфекции в носоглотке — тонзиллиты, синуситы, аденоидные вегетации. — Аспирационный синдром.
1. Классификация бронхитов
В основе принятой классификации бронхитов лежит вариант классификации наиболее распространенных неспецифических бронхолегочных заболеваний.
По механизму возникновения
По характеру воспалительного процесса
— Катаральный; — Гнойный; — Катарально-гнойный; — Атрофический.
— Острое; — Хроническое; — Рецидивирующее.
— Легкое; — Среднетяжёлое; — Тяжелое.
— Острый (простой бронхит); — Обструктивный бронхит; — Облитерирующий бронхит; — Бронхиолит; — Рецидивирующий бронхит.
Использованные источники: referatbox.com
ГЛАВА 1. ОСТРЫЕ БРОНХИТЫ У ДЕТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «бронхит» объединяет все формы поражения бронхов при отсутствии в них очаговых или инфильтративных изменений. При наличии патологии в легких бронхит рассматривают как компонент бронхолегочного заболевания. Воспаление слизистой оболочки бронха сопровождается гиперсекрецией слизи, нарушением функции цилиарного эпителия, различной степени спастическим состоянием гладких мышц бронхов.
Острый бронхит — это воспалительное поражение бронхов любого калибра различной этиологии (инфекционной, аллергической, токсической), развившееся за короткий промежуток времени. Выделяют острый бронхит, острый обструктивный бронхит, острый бронхиолит, рецидивирующий бронхит.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в нашей стране высокая степень распространённости острыхᅟ бронхитовᅟ уᅟ детей. Необходимо совершенствовать методы выявления заболевания, а также находить новые формы лечения.
Цель курсовой работы — изучить особенности лечения детей при острых бронхитах.
Задачи:
1. Рассмотреть типы острых бронхитов и механизмы их развития.
2. Описать патогенез.
3. Исследовать клинику острых бронхитов.
4. Провести анализ заболеваемости.
5. Изучить методику лечения острых бронхитов у детей.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. Мною использована современная литература, список которой приведен в конце работы. В конце работы приложены два изображения.
ГЛАВА 1. ОСТРЫЕ БРОНХИТЫ У ДЕТЕЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Использованные источники: vikidalka.ru
Дипломная работа: Хронические заболевания легких у детей: современные аспекты диагностики и лечения
Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ стр 1-2
ГЛАВА 1: Теоретическая часть (обзор литературы) стр 2-30
1.1 Инфекционно-воспалительные заболевания легких стр 2-13.
1.1.1 Хроническая пневмония стр 2-6.
1.1.2 Хронический бронхит стр 6-9.
1.1.3 Хронический облитерирующий бронхиолит стр 9-11.
1.1.4 Бронхоэктатическая болезнь стр 11-13.
1.2. Наследственные заболевания легих стр 13-21.
1.2.1 Синдром цилиарной дискинезии ( синдром Картагенера) стр 13-16;
1.2.2 Гемосидероз легких (синдром Цилена-Геллерстеда) стр-16-17;
1.2.3 Синдром Гудпасчера стр-17;
1.2.4 Альвеолярный микролитиаз стр-17;
1.2.5 Легочный альвеолярный протеиноз стр-17;
1.2.6 Первичная легочная гипертензия стр 18;
1.2.7 Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФА) стр 18-19;
1.2.8 Идиопатический гемосидероз легких стр 19-21.
1.3 Врожденные пороки развития бронхолегочной системы стр 21- 24.
1.4. Поражения легких при других наследственных заболеваниях стр 24-30.
1.4.1 Дефицит альфа-1-антитрипсина стр 24-25
1.4.2 Муковисцидоз стр 25-30
ГЛАВА 2 : Практическая часть стр 30
2.1 Материалы исследования стр-30
2.2 Методы исследования стр-30
2.3 Собственные наблюдения и их анализ стр 30-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр 34
Выводы стр 34
Практические рекомендации стр 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр 34-35
Хронические заболевания легких (ХЗЛ) являются актуальной проблемой педиатрии. Это связано со значительной распространенностью этих заболеваний и ранней инвалидизацией больных, страдающих ими.
В последние годы отмечается увеличение частоты этих состояний, что сопряжено с рядом серьезных терапевтических и социальных проблем.
Хронические заболевания лёгких — группа хронических болезней бронхолегочной системы, различных по причинам и механизмам развития, но имеющих ряд общих клинических, функциональных и морфологических проявлений: кашель, одышку, нарушение бронхиальной проходимости, фиброз, сочетающийся с деструктивными и воспалительными изменениями в бронхах, сосудах, паренхиме лёгких.
К хроническим заболеваниям легких относят следующие состояния: хронический бронхит;
хроническая пневмония;
хронический облитерирующий бронхиолит;
пороки развития трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов;
наследственные заболевания легких.
Некоторые заболевания, которые нельзя классифицировать только как заболевания легких, протекают с симптомами хронического поражения бронхолегочной системы. К этим болезням можно отнести: муковисцидоз, первичные иммунодефицитные состояния, синдром цилиарной дискинезии, поражения легких при коллагенозах и некоторые другие.
Таким образом, хронические заболевания легких составляют довольно обширную группу недугов, различающихся по этиологии и симптоматике.
При всем многообразии клинических форм заболеваний большую их часть объединяет тот факт, что в основе течения заболевания лежит хронический воспалительный процесс в бронхах и/или легких, а бактериальная инфекция играет в его формировании и течении важную роль. В некоторых случаях бактериальная инфекция является пусковым механизмом формирования хронических воспалительных заболеваний легких (ХВЗЛ).
Хронические воспалительные поражения легких у детей многообразны. Это могут быть отдельные нозологические формы или клинические проявления при других видах приобретенной, врожденной или наследственной патологии.
Цель исследования:
Изучение особенностей течения и частоты встречаемости хронических заболеваний легких у детей разных возрастов. Исследование было основано на статистической выборке.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности течения хронических заболеваний легких у детей;
2. Установить частоту встречаемости хронических заболеваний легких у детей по полу и возрасту;
3.Изучить кратность и длительность госпитализаций детей с ХЗЛ;
4.Изучить посевы мокроты у детей с ХЗЛ;
5. Проанализировать какими группами антибиотиков получали лечение дети с ХЗЛ.
Заключение:
Хронические заболевания легких до настоящего времени остаются одной из актуальных проблем в медицине и практического здравоохранения вследствие широкого распространения и неблагоприятного влияния на организм.
Выводы:
1. Данные, полученные при анализе историй болезни, позволяют сказать, что среди основных хронических заболеваний легких у детей преобладают хронический бронхит у 11 (32%) и муковисцидоз у 10 (29%).
2. Распределение по полу было следующим — мальчиков 16 (47%), девочек соответственно 18 (53%).
3. Среди возрастных групп преобладают дети от 6 до 12 лет (53%).
4. При изучении посева мокроты у 10 детей (23,5%) наблюдался обильный рост S. aureus.
5. Из групп антибиотиков: 15 детей (44%) получали цефалоспорины; а 14 детей (41%)- маролиды.
Практическая значимость:
На основе сделанных выводов можно придти к заключению о необходимости комплексного системного подхода в решении проблемы хронических заболеваний легких у детей. Раннее выявление, адекватное и своевременное лечение острых заболеваний легких может реально снизить процент детей болеющих хроническими заболеваниями легких.
Использованные источники: pandadiplom.ru
Предрасполагающие факторы заболевания детей бронхитом. Классификация бронхитов; клинические формы (острый; обструктивный бронхит; облитерирующий; бронхиолит; рецидивирующий). Диагностика заболевания, клиническая картина, основные принципы лечения.
Подобные документы
Изучение причин возникновения, видов и форм протекания бронхитов. Классификация острого бронхита, анализ особенностей его клинических проявлений при разной этиологии. Медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения и профилактика заболевания.
реферат, добавлен 12.12.2009
Содержание понятия «острый бронхит». Изучение и анализ факторов риска, влияющих на развитие острого бронхита, его основные характеристики. Этиология и клиническая картина острого бронхита, его разновидности. Методы диагностики и лечения заболевания.
курсовая работа, добавлен 04.11.2015
Классификация интерстициальных заболеваний легких у детей, клиническая картина и тактика лечения некоторых нозологических единиц. Достижения детской пульмонологии за последние 10 лет. Новые клинические формы, характерны для детей младше двух лет.
статья, добавлен 01.12.2017
Понятие стеноза гортани у детей, причины его возникновения и проявление в зависимости от факторов. Стадии заболевания, его лечение и профилактика. Предрасполагающие факторы острого ларинготрахеита, его клиническая картина, диагностика и первая помощь.
реферат, добавлен 24.03.2015
Основные факторы риска развития хронической обструктивной болезни легких. Клиническая картина протекания заболевания. Его классификация по степени тяжести. Диагностика ХОБЛ на основе анамнестических и лабораторных данных, симптомов. Выбор методов лечения.
реферат, добавлен 01.04.2018
Изучение особенностей развития острого диффузного воспаления слизистой оболочки трахеобронхиального дерева. Этиология, патогенез, патоморфология острого бронхита. Клинические особенности бронхитов различной этиологии. Лечение и профилактика заболевания.
реферат, добавлен 27.11.2013
История открытия сахарного диабета как заболевания. Частота и возрастная структура сахарного диабета, его типы и механизмы развития. Этиология, патогенез и клиническая картина сахарного диабета у детей. Особенности постановки диагноза и принципы лечения.
реферат, добавлен 11.04.2016
Классификация заболеваний органов дыхания у детей: пневмонии и бронхита (острого, пластического, аспирационного, рецидивирующего и облитерирующего). Этиология и патогенез, клиническая и рентгенологическая картина, постановка диагноза и методы лечения.
презентация, добавлен 07.01.2012
Проблема лечения урогенитальных инфекций. Хламидиоз как инфекционное заболевание, развивающееся на фоне приобретенного или врожденного иммунодефицита. Клиническая картина заболевания. Клинические формы инфекции у новорожденных. Основные средства лечения.
реферат, добавлен 28.03.2014
Особенности пневмонии острого характера, бронхопневмония, неинфекционная пневмония. Острый бронхит и бронхиолит. Острые деструктивные процессы в легких. Хронические деструктивные заболевания легких. Интерстициальные заболевания. Возникновение рака легких.
курсовая работа, добавлен 18.08.2014
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Ìåäèöèíñêîå ïîíÿòèå òåðìèíà «áðîíõèò», îñîáåííîñòè çàáîëåâàíèÿ è îñíîâíûå ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû. Êëàññèôèêàöèÿ áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé, êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà. Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè è îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ áðîíõèòà ðàçíûõ ôîðì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru
ÃÁÎÓ ÂÏÎ Àëòàéñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ìåäèöèíñêèé Óíèâåðñèòåò
Êàôåäðà ïåäèàòðèè ¹2
Ðåôåðàò íà òåìó: Áðîíõèòû ó äåòåé
Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà 635 ãðóïïû
Òîðòåí-îîë À.Ø.
Ïðîâåðèë: ïðîôåññîð, ä.ì.í.
Êëèìåíîâ Ë.Í
Áàðíàóë 2014ã.
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Êëàññèôèêàöèÿ áðîíõèòîâ
2. Îñòðûé áðîíõèò
3. Îáñòðóêòèâíûå áðîíõèòû è áðîíõèîëèòû
4. Ðåöèäèâèðóþùèé áðîíõèò
5. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
áðîíõèò çàáîëåâàíèå õðîíè÷åñêèé ëå÷åíèå äèàãíîñòèêà
Òåðìèí «áðîíõèò» îáúåäèíÿåò âñå ôîðìû ïîðàæåíèÿ áðîíõîâ ïðè îòñóòñòâèè â íèõ î÷àãîâûõ èëè èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé. Ïðè íàëè÷èè ïàòîëîãèè â ëåãêèõ áðîíõèò ðàññìàòðèâàþò êàê êîìïîíåíò áðîíõîëåãî÷íîãî çàáîëåâàíèÿ. Âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõà ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðñåêðåöèåé ñëèçè, íàðóøåíèåì ôóíêöèè öèëèàðíîãî ýïèòåëèÿ, ðàçëè÷íîé ñòåïåíè ñïàñòè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ãëàäêèõ ìûøö áðîíõîâ. Ýòî íàðóøàåò ôóíêöèþ î÷èùåíèÿ áðîíõîâ è âûçûâàåò êàøåëü, îáñòðóêöèþ, äîìèíèðóþùèå â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå.
Áðîíõèò — âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå áðîíõîâ áåç î÷àãîâûõ è èíôèëüòðàòèâíûõ ïîðàæåíèé ëåãî÷íîé òêàíè.
Êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå, áðîíõèòû ó äåòåé âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî è ÿâëÿþòñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ îñëîæíåíèåì (ïðîÿâëåíèåì) îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñíûõ èíôåêöèé, ðåæå áðîíõèòû âûçûâàþòñÿ áàêòåðèàëüíîé ôëîðîé, ìèêîïëàçìàìè, õëàìèäèÿìè. Íåîáõîäèìî, îòìåòèòü, ÷òî ýòèîëîãèÿ áðîíõèòà ðàçëè÷àåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîé ôîðìû è âîçðàñòà áîëüíîãî.  ïîñëåäíèå ãîäû ïðèäàþò çíà÷åíèå èíòðàëàìèíàðíîìó ãåíåçó áðîíõèòîâ, ò.å. àêòèâàöèè ýíäîãåííîé (ñîáñòâåííîé) ìèêðîôëîðû.
Îñíîâíûå ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû:
Ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû — ñóõîé è õîëîäíûé âîçäóõ, ðàäèàöèîííûå âîçäåéñòâèÿ. Õèìè÷åñêèå ôàêòîðû: èððèòàíòû íàõîäÿùèåñÿ â àòìîñôåðíîì âîçäóõå (àììèàê, ñåðîâîäîðîä, ñèãàðåòíûé äûì, äèîêñèä ñåðû è ïàðû õëîðà, îêèñëû àçîòà, âîçäåéñòâèå ïûëè (áûòîâîé è ïðîìûøëåííîé â ïîâûøåííîé êîíöåíòðàöèè. Íàðóøåíèå ìåõàíèçìîâ ìóêîöèëèàðíîãî êëèðåíñà — ïðèîáðåòåííûå è âðîæäåííûå. Ïàòîëîãèÿ êëåòî÷íîãî è ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà: âòîðè÷íûå è ïåðâè÷íûå èììóíîäåôèöèòû: íàðóøåíèÿ ìåñòíûõ ìåõàíèçìîâ çàùèòû (â òîì ÷èñëå è ïîñòðàäèàöèîííûå).
Íàëè÷èå õðîíè÷åñêèõ î÷àãîâ èíôåêöèè â íîñîãëîòêå — òîíçèëëèòû, ñèíóñèòû, àäåíîèäíûå âåãåòàöèè. — Àñïèðàöèîííûé ñèíäðîì.
1. Êëàññèôèêàöèÿ áðîíõèòîâ
 îñíîâå ïðèíÿòîé êëàññèôèêàöèè áðîíõèòîâ ëåæèò âàðèàíò êëàññèôèêàöèè íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ íåñïåöèôè÷åñêèõ áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé.
Ïî ìåõàíèçìó âîçíèêíîâåíèÿ
— Ïåðâè÷íûé; — Âòîðè÷íûé.
Ïî õàðàêòåðó âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà
— Êàòàðàëüíûé; — Ãíîéíûé; — Êàòàðàëüíî-ãíîéíûé; — Àòðîôè÷åñêèé.
Òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ
— Îñòðîå; — Õðîíè÷åñêîå; — Ðåöèäèâèðóþùåå.
Òÿæåñòü òå÷åíèÿ
— Ëåãêîå; — Ñðåäíåòÿæ¸ëîå; — Òÿæåëîå.
Êëèíè÷åñêèå ôîðìû
— Îñòðûé (ïðîñòîé áðîíõèò); — Îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò; — Îáëèòåðèðóþùèé áðîíõèò; — Áðîíõèîëèò; — Ðåöèäèâèðóþùèé áðîíõèò.
 ñîîòâåòñòâèè ñ êëàññèôèêàöèåé âûäåëÿþò ñëåäóþùèå êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà:
I. Õàðàêòåð âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â áðîíõàõ è ñèíäðîì áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè:
— Õðîíè÷åñêèé ïðîñòîé (íåîáñòðóêòèâíûé) áðîíõèò, ïðîòåêàþùèé ñ ïîñòîÿííûì èëè ïåðèîäè÷åñêèì âûäåëåíèåì ñëèçèñòîé ìîêðîòû è áåç âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèé.
— Õðîíè÷åñêèé ãíîéíûé (íåîáñòðóêòèâíûé) áðîíõèò, ïðîòåêàþùèé ñ ïîñòîÿííûì èëè ïåðèîäè÷åñêèì âûäåëåíèåì ãíîéíîé ìîêðîòû è áåç âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèé.
— Õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, ïðîòåêàþùèé ñ âûäåëåíèåì ñëèçèñòîé ìîêðîòû è ñòîéêèìè îáñòðóêòèâíûìè íàðóøåíèÿìè âåíòèëÿöèè.
— Õðîíè÷åñêèé ãíîéíî-îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ âûäåëåíèåì ãíîéíîé ìîêðîòû è ñòîéêèìè îáñòðóêòèâíûìè íàðóøåíèÿìè âåíòèëÿöèè.
Îñîáûå ôîðìû: ãåìîððàãè÷åñêèé è ôèáðèíîçíûé.
II. Óðîâåíü ïîðàæåíèÿ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà: — Áðîíõèò ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì êðóïíûõ áðîíõîâ (ïðîêñèìàëüíûé). — Áðîíõèò ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ìåëêèõ áðîíõîâ (äèñòàëüíûé).
III. Òå÷åíèå: — Ëàòåíòíîå. — Ñ ðåäêèìè îáîñòðåíèÿìè. — Ñ ÷àñòûìè îáîñòðåíèÿìè. — Íåïðåðûâíî ðåöèäèâèðóþùåå.
IV. Íàëè÷èå áðîíõîïàñòè÷åñêîãî (àñòìàòè÷åñêîãî) ñèíäðîìà.
V. Ôàçà ïðîöåññà: — Îáîñòðåíèå. — Ðåìèññèÿ.
VI. Îñëîæíåíèÿ: — Ýìôèçåìà ëåãêèõ. — Êðîâîõàðêàíüå. — Äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü (îñòðàÿ, õðîíè÷åñêàÿ, îñòðàÿ íà ôîíå õðîíè÷åñêîé; ñ óêàçàíèåì ñòåïåíè). — Õðîíè÷åñêîå ëåãî÷íîå ñåðäöå (êîìïåíñèðîâàííîå, äåêîìïåíñèðîâàííîå).
2. Îñòðûé áðîíõèò
Îñòðûé áðîíõèò — âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ áåç êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ áðîíõîîáñòðóêöèè ïðåèìóùåñòâåííî âèðóñíîé èëè âèðóñíî-áàêòåðèàëüíîé ïðèðîäû.
Êëèíè÷åñêèå êðèòåðèè äèàãíîñòèêè îñòðîãî ïðîñòîãî áðîíõèòà:
* Êàøåëü ñî ñêóäíûì, à çàòåì áîëåå îáèëüíûì îòõîæäåíèåì ìîêðîòû
* Íàëè÷èå àóñêóëüòàòèâíûõ äàííûõ — ðàññåÿííûå ñóõèå õðèïû (ðåæå íåïîñòîÿííûå âëàæíûå ñðåäíå è êðóïîíîïóçûð÷àòûå).
* Ïåðêóòîðíûå äàííûå íå õàðàêòåðíûå — ïåðêóòîðíûé çâóê îáû÷íî íå èçìåíÿåòñÿ.
Îáùåå ñîñòîÿíèå ðåá¸íêà îòíîñèòåëüíî óäîâëåòâîðèòåëüíîå. ßâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû óìåðåííî, òåìïåðàòóðà òåëà ñóáôåáðèëüíàÿ, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü íå âûðàæåíà.
Äèàãíîñòèêà:
* Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå äàííûå çàêëþ÷àþòñÿ â óñèëåíèè ëåãî÷íîãî ðèñóíêà â ïðèêîðíåâûõ è áàçàëüíûõ îòäåëàõ ë¸ãêèõ.
*  àíàëèçå êðîâè íåçíà÷èòåëüíûå âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ (çíà÷èòåëüíûé ëåéêîöèòîç íå õàðàêòåðåí), óìåðåííîå óñêîðåíèå ÑÎÝ.
* Ïðè îïðåäåëåíèå ôóíêöèé âíåæíåãî äûõàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå íà 15-20% ƨË, ñíèæàþòñÿ ïîêçàòåëè âûäîõà ïðè ïíåâìîòàõîìåòðèè.
Äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ â íåîñëîæí¸ííûõ ñëó÷àÿõ ñîñòàâëÿåò îò 1 äî 1,5-2 íåäåëü. Áîëåå çàòÿæíûì òå÷åíèåì îòëè÷àþòñÿ áðîíõèòû âûçâàííûå àäåíîâèðóñíîé, ìèêîïëàçìåííîé è õëàìèäèîçíîé èíôåêöèåé.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ
Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ îáû÷íî â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ íà äîìó çà èñêëþ÷åíèåì òÿæ¸ëûõ ñîïóòñòâóþùèõ ïðîÿâëåíèé ÎÐÂÈ.
* Ðåæèì íà ôîíå îñòðûõ ïðîÿâëåíèé ÎÐÂÈ ïîëóïîñòåëüíûé, à çàòåì äîìàøíèé. Îáèëüíîå ïèòü¸. Îáúåì æèäêîñòè â 1,5- 2 ðàçà ïðåâûøàåò ñóòî÷íóþ âîçðàñòíóþ ïîòðåáíîñòü. Äèåòà â îñíîâíîì ìîëî÷íî-ðàñòèòåëüíàÿ ñ îãðàíè÷åíèåì ýêñòðàêòèâíûõ îñòðûõ áëþä, ïðèïðàâ, îãðàíè÷åíèåì ñèëüíî àëëåðãèçèðóþùèõ ïðîäóêòîâ.
* Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ: èíòåðôåðîí èíòðàíàçàëüíî ïî 5 êàïåëü 4-6 ðàç â ñóòêè èëè â àýðîçîëÿõ ïðè ïîìîùè ÓÇÈ. Ïðè ïîäîçðåíèè íà àäåíîâèðóñíóþ ýòèîëîãèþ áðîíõèòîâ ÐÍÊ-àçà, äåçîêñèðèáîíóêëåàçà. Ïðè ãðèïïîçíîé ýòèîëîãèè ðåìàíòàäèí äåòÿì ñòàðøå 1 ãîäà äîçà 4 ìã/êã ìàññû â ñóòêè íà 2 ïðè¸ìà. Ðèáàâèðèí 10 ìã/êã â ñóòêè 3-4 ïðèåìà â òå÷åíèå 3-5 äíåé. Èììóíîãëîáóëèí 0,1 — 0,2 ìë/êã ìàññû â ñóòêè 1-2 ðàçà ÷åðåç 6-8 ÷àñîâ íà ôîíå îñòðûõ ïðîÿâëåíèé ÎÐÂÈ. Äîçà èììóíîãëîáóëèíà ïðè âûðàæåííîé èììóíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ìîæåò áûòü ïîâûøåíà äî 0,5-0,7 ìë/êã ìàññû. Ñëåäóåò, îòìåòèòü, ÷òî îòñóòñòâèå îäíîãî èç êëàññîâ Ig ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì äëÿ èììóíîòåðàïèè (âîçìîæíû àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè âïëîòü äî àíèôèëàêòè÷åñêîãî øîêà).
* Àíòèáèîòèêè â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íå ïîêàçàíû. Ïîêàçàíèÿ äëÿ íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêîâ — ÿâíûå î÷àãè áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè, âûðàæåííûå âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ãåìîãðàììû, òåíäåíöèÿ ê çàòÿæíîìó òå÷åíèþ çàáîëåâàíèÿ. * Àýðîçîëüíûå èíãàëÿöèè — ñîäîâûå, ñîäîâî-ñîëåâûå
* Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà — àëòåé, éîäíî-ùåëî÷íûå ìèêñòóðû, ëàçîëâàí, áðîìãåêñèí è äð. Ïîñòóðàëüíûé äðåíàæ ñ âèáðàöèîííûì ìàññàæåì ïðè îáèëüíîì îòõîæäåíèè ìîêðîòû. Ñðåäñòâà, ïîäàâëÿþùèå êàøåëü — ëèáåêñèí, òóñóïðåêñ, ãëàóöèíà ãèäðîõëîðèä ïî ñòðîãèì ïîêàçàíèÿì ïðè ñóõîì áîëåçíåííîì íåïðîäóêòèâíîì êàøëå.
Êðèòåðèè âûïèñêè â äåòñêîå ó÷ðåæäåíèå: íîðìàëèçàöèÿ òåìïåðàòóðû òåëà, ñíèæåíèå êàòàðàëüíûõ ÿâëåíèé ñî ñòîðîíû íîñîãëîòêè.
3. Îáñòðóêòèâíûå áðîíõèòû è áðîíõèîëèòû
 îòå÷åñòâåííîé ïðàêòèêå ïðèíÿòî ðàçãðàíè÷èâàòü îñòðûé áðîíõèò è áðîíõèîëèò, íî ýòî ðàçãðàíè÷åíèå â îïðåäåë¸ííîé ìåðå óñëîâíî è íå ïðèçíà¸òñÿ ìíîãèìè çàðóáåæíûìè ïåäèàòðàìè.
 òî æå âðåìÿ èçâåñòíî, ÷òî áðîíõèîëèò ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 1 ãîäà æèçíè, à îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò ó áîëåå ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïï. Îáå ôîðìû — îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò è áðîíõèîëèò îòëè÷àþòñÿ ëèøü ïî êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì. Áðîíõèîëèò ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ïðè ïåðâîì îáñòðóêòèâíîì ýïèçîäå, îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò — ïðè ïîâòîðíûõ.
Ê ÷èñëó âèðóñîâ, íàèáîëåå ÷àñòî âûçûâàþùèõ îáñòðóêòèâíûé ñèíäðîì îòíîñÿò ðåñïèðàòîðíî-ñèíòèöèàëüíûé âèðóñ (îêîëî 50%), çàòåì âèðóñ ïàðàãðèïïà, ìèêîïëàçìà ïíåâìîíèè, õëàìèäèè, ðåæå- âèðóñû ãðèïïà è àäåíîâèðóñ.  ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè ó äåòåé îïðåäåëåííóþ ðîëü èãðàþò âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, ñâîéñòâåííûå äåòÿì ïåðâûõ ëåò æèçíè, à òàê æå ñîñòîÿíèå èììóííîé ñèñòåìû.
Îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò — îñòðûé áðîíõèò â êëèíèêå êîòîðîãî ïðåîáëàäàþò ÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè â ñëåäñòâèå îòåêà áðîíõîâ, ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè è/èëè áðîíõîñïàçìà
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.
Íà÷àëî òàêîå æå, êàê ïðè ÎÐÂÈ, çàòåì (ïðè ïåðâîì ýïèçîäå íà 2—4-é äåíü, ïðè ïîâòîðíûõ — íà 1—2-é) ðàçâèâàþòñÿ ýêñïèðàòîðíàÿ îäûøêà ñ ÷àñòîòîé äûõàíèÿ 60—80 â ìèíóòó, êàøåëü. Ïðåîáëàäàíèå ñèìïòîìàòèêè ïîðàæåíèÿ êðóïíûõ áðîíõîâ (ñâèñòÿùåå äûõàíèå, ñóõèå, ÷àñòî ìóçûêàëüíûå õðèïû) õàðàêòåðíî äëÿ îáñòðóêòèâíîãî áðîíõèòà, áîëåå «âëàæíàÿ» êàðòèíà (ìàññà ðàçëèòûõ ìåëêîïóçûð÷àòûõ õðèïîâ) òèïè÷íà äëÿ áðîíõèîëèòà. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ó÷àùåíèè äûõàíèÿ óäëèíåíèå âûäîõà è ñâèñòÿùèå çâóêè ìîãóò îñëàáåâàòü âïëîòü äî ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ. Ïîýòîìó â îöåíêå âûðàæåííîñòè îáñòðóêöèè ñëåäóåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà âûðàæåííîñòü âçäóòèÿ ëåãêèõ (ïåðêóññèÿ ãðàíèö), ÷àñòîòó äûõàíèÿ è ñòåïåíü âòÿæåíèÿ «ïîäàòëèâûõ» ìåñò ãðóäíîé êëåòêè, à òàêæå íà óðîâíè Ðî, è Ðñî2- Âûðàæåííàÿ îáñòðóêöèÿ äåðæèòñÿ 1—4 äíÿ (ïðè áðîíõèîëèòå äîëüøå), ïîëíàÿ íîðìàëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ çàòÿãèâàåòñÿ íà 1—2 íåä.
Ðåíãåíîëîãè÷åñêè: ãîðèçîíòàëüíîå ðàñïîëîæåíèå ðåáåð íà äèàôðàãìå, óäëèíåíèå ëåãî÷íûõ ïîëåé, óñèëåíèå êîðíåé ëåãêèõ, íèçêîå ñòîÿíèå óïëîùåííûõ êóïîëîâ äèàôðàãìû, ïîâûøåíèå ïðîçðà÷íîñòè ëåãî÷íûõ ïîëåé .
Èçìåíåíèÿ â àíàëèçå êðîâè ñîîòâåòñòâóþò âèðóñíîé èíôåêöèè (ëåéêîïåíèÿ, ëèìôîöèòîç).
Áðîíõèîëèò- âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå òåðìèíàëüíûõ îòäåëîâ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà (ìåëêèõ áðîíõîâ è áðîíõèîë) ïðè îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèÿõ ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà , ñîïðîâîæäàþùååñÿ âûðàæåííîé è ÷àñòî ðåçèñòåíòíîé ê òåðàïèè äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ
Êëèíè÷åñêèå êðèòåðèè äèàãíîñòèêè áðîíõèîëèòà:
Õàðàêòåðíûé ïðèçíàê áðîíõèîëèòà — âûðàæåííàÿ ýêñïèðàòîðíàÿ îäûøêà äî 80-90 â ìèí. Îáðàùàåò âíèìàíèå îáùèé öèàíîç êîæíûõ ïîêðîâîâ. Àóñêóëüòàòèâíî íàä ë¸ãêèìè ìàññà ðàññåÿííûõ ìåëêîïóçûð÷àòûõ õðèïîâ. Ïåðêóòîðíûé çâóê íàä ë¸ãêèìè -êîðîáî÷íûé. Ïðè çíà÷èòåëüíîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ òàõèêàðäèÿ, îñëàáëåíèå ñåðäå÷íûõ òîíîâ.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ îáñòðóêòèâíûõ áðîíõèòîâ è áðîíõèîëèòîâ: Ïðè îñòðîì ýïèçîäå òðåáóåòñÿ îáëåã÷åíèå äûõàòåëüíîé ôóíêöèè (ïîêîé, îòêàç îò èçëèøíèõ ìàíèïóëÿöèé, îáèëüíîå ïèòüå), â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — êèñëîðîäîòåðàïèÿ.
1. Ïîñòåëüíûé ðåæèì â ïîëîæåíèè ñ ïðèïîäíÿòûì ãîëîâíûì êîíöîì.
2. Ó÷èòûâàÿ çíà÷èòåëüíûå ïîòåðè æèäêîñòè ñ ïåðñïèðàöèåé çíà÷èòåëüíîå âíèìàíèå óäåëÿþò àäåêâàòíîé ãèäðàòàöèè (ïðè íåîáõîäèìîñòè ïàðåíòåðàëüíîé).
3. Äðîáíîå êîðìëåíèå (ïðåäïî÷òèòåëüíà æèäêàÿ ïèùà). Äèåòà ìîëî÷íî-ðàñòèòåëüíàÿ
4. Óäàëåíèå ñëèçè èç ÂÄÏ ýëåêòðîîòñîñîì.
5. Èíãàëÿöèîííàÿ òåðàïèÿ, óâëàæíåííûé êèñëîðîä ïðè âûðàæåííîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè
6. Áðîíõîäèëÿòàòîðû âíóòðèâåííî è â èíãàëÿöèÿõ (ýóôèëëèí, b-àäðåíîìèìåòèêè). Ïðè áðîíõèîëèòå ýôôåêò îò áðîíõîðàñøèðÿþùèõ ïðåïàðàòîâ íåçíà÷èòåëüíûé.
7. Êîðòèêîñòåðîèäíûå ñðåäñòâà ( ïðè áðîíõèîëèòå ýôôåêò íå äîêàçàí).
8.Ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû èíòåðôåðîí, àìàíòàäèí.
9. Àíòèáèîòèêè ïðè ñîïóòñòâóþùåì îñòðîì îòèòå, ïíåâìîíèè èëè äðóãîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè.
10. Ìóêîëèòè÷åñêèå ïðåïàðàòû.
Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ äîïîëíèòåëüíîìó ïðèìåíåíèþ èììóíîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ,
Ìåðîïðèÿòèÿ íàïðàâëåííûå íà óëó÷øåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîâîäèìîñòè àýðîçîëüíîé òåðàïèè.
Ïðè áðîíõîñïàçìå íàçíà÷àþò ìóêîëèòèêè, áðîíõîëèòèêè, ìåñòíûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëîìåò, áåêîòèä è äð.).
4. Ðåöèäèâèðóþùèé áðîíõèò
Áîëåþò äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâòîðíûìè áðîíõèòàìè (3 è áîëåå â ãîä), âîçíèêàþùèìè îáû÷íî íà ôîíå ÎÐÂÈ; îäíîîáðàçèå êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ïðè ýòîì ïîçâîëÿåò ãîâîðèòü î íàëè÷èè îïðåäåëåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê çàáîëåâàíèþ. ×àñòî î÷åâèäíà ðîëü àëëåðãèè (ó 10—15 % áîëüíûõ îòìå÷åíà òðàíñôîðìàöèÿ â áðîíõèàëüíóþ àñòìó) è áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè (âûÿâëÿåòñÿ ó ïîëîâèíû áîëüíûõ).  ïåðèîäå îáîñòðåíèÿ ðàçâèâàåòñÿ êàòàðàëüíûé èëè ñëèçèñòî-ãíîéíûé ýíäîáðîíõèò.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Îáîñòðåíèå ïðîòåêàåò ñ õàðàêòåðíûìè äëÿ ÎÐÂÈ ñèìïòîìàìè, ê êîòîðûì ÷åðåç 1—3 äíÿ ïðèñîåäèíÿåòñÿ îáû÷íî ñóõîé êàøåëü, áîëåå ÷àñòûé íî÷üþ. Êàê êàøåëü, òàê è õðèïû (ñóõèå èëè êðóïíî- è ñðåäíåïóçûð÷àòûå) ñîõðàíÿþòñÿ äîëüøå, ÷åì ïðè îñòðîì áðîíõèòå, èíîãäà äî 3—4 íåä. Ñèìïòîìû, ïîðÿäîê èõ ïîÿâëåíèÿ è äëèòåëüíîñòü èìåþò òåíäåíöèþ ïîâòîðÿòüñÿ ïðè ðàçíûõ ïî ýòèîëîãèè ÎÐÂÈ. Âûðàæåííàÿ îáñòðóêöèÿ íå ðàçâèâàåòñÿ, íî ÷àñòî âûÿâëÿåòñÿ ñêðûòûé áðîíõîñïàçì.
Ïðîãíîç.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå ïðåêðàùàåòñÿ ê øêîëüíîìó âîçðàñòó, íî ñîõðàíÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ ãèïåððåàêòèâíîñòü. Ìíåíèå î ñâÿçè çàáîëåâàíèÿ ñ õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì âçðîñëûõ íå äîêàçàíî.
Ïðè ðåöèäèâèðóþùåì áðîíõèòå â îòëè÷èå îò õðîíè÷åñêîé ïíåâìîíèè íåò íåîáðàòèìûõ ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ëåãî÷íîé òêàíè.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ðåöèäèâèðóþùèõ áðîíõèòîâ
 ïåðèîä îáîñòðåíèÿ ëå÷àò, êàê îñòðûé áðîíõèò.
Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ äîïîëíèòåëüíîìó ïðèìåíåíèþ èììóíîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ, àýðîçîëüíîé òåðàïèè.
Ïðè áðîíõîñïàçìå íàçíà÷àþò ìóêîëèòèêè, áðîíõîëèòèêè, ìåñòíûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëîìåò, áåêîòèä è äð.).
 ôàçå ðåìèññèè — äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå è îçäîðîâëåíèå â ïîëèêëèíèêå — ìåñòíûé è êëèìàòè÷åñêèé ñàíàòîðèè (2 ýòàï).
Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå ïðåêðàùàþò, åñëè íå áûëî îáîñòðåíèé â òå÷åíèå 2 ëåò.
5. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò
Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò — õðîíè÷åñêîå ðàñïðîñòðàíåííîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå áðîíõîâ, õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâòîðíûìè îáîñòðåíèÿìè ñ ïåðåñòðîéêîé ñåêðåòîðíîãî àïïàðàòà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ðàçâèòèåì ñêëåðîòè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ãëóáîêèõ ñëîÿõ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.
Ôàçû ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà: îáîñòðåíèå èëè ðåìèññèÿ.
Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè: ïðîäóêòèâíûé êàøåëü, êîòîðûé äëèòñÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ëåò; ïîñòîÿííûå ðàçíîêàëèáåðíûå âëàæíûå õðèïû, 2-3 îáîñòðåíèÿ â òå÷åíèå äâóõ ëåò; ñîõðàíåíèå â ôàçå ðåìèññèè ïðèçíàêîâ íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ.
Ðåíòãåíîëîãè÷åñêè — óñèëåíèå è äåôîðìàöèÿ ëåãî÷íîãî ðèñóíêà, íàðóøåíèå ñòðóêòóðû êîðíåé ëåãêèõ.
Ïåðâè÷íûé õðîíè÷åñêèé áðîíõèò  ñîîòâåòñòâèè ñ «Êëàññèôèêàöèåé êëèíè÷åñêèõ ôîðì áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé» ïîä ïåðâè÷íûì õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì ïîíèìàþò «õðîíè÷åñêîå ðàñïðîñòðàíåííîå âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå áðîíõîâ, ïðîòåêàþùåå ñ ïîâòîðíûìè îáîñòðåíèÿìè».
Êëèíè÷åñêè õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ïðîÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííûì ïðîäóêòèâíûì êàøëåì è ðàçíîêàëèáåðíûìè õðèïàìè ñ ïåðèîäè÷åñêèìè îáîñòðåíèÿìè. Êðèòåðèÿìè åãî äèàãíîñòèêè ÿâëÿþòñÿ êàøåëü ñ ìîêðîòîé è ïîñòîÿííûå õðèïû â òå÷åíèå 3 ìåñÿöåâ è áîëåå ïðè íàëè÷èè 3 è áîëåå îáîñòðåíèé â ãîä íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ïîñëåäîâàòåëüíûõ ëåò. Îñîáî îòìå÷åíî, ÷òî äàííàÿ ôîðìà áðîíõèòà äèàãíîñòèðóåòñÿ òîëüêî ïðè èñêëþ÷åíèè òàêèõ çàáîëåâàíèé êàê ïíåâìîñêëåðîç, ìóêîâèñöèäîç, ñèíäðîì öèëèàðíîé äèñêèíåçèè è äðóãèõ õðîíè÷åñêèõ ôîðì ïàòîëîãèè ëåãêèõ. Ýòî ïðèìå÷àíèå ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ñóùåñòâîâàíèå òàêîé íîçîëîãè÷åñêîé ôîðìû êàê ïåðâè÷íûé õðîíè÷åñêèé áðîíõèò â äåòñêîì âîçðàñòå äèñêóòèðóåòñÿ, ò.ê. åãî ïðàêòè÷åñêè íå óäàåòñÿ äèàãíîñòèðîâàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèâåäåííûì îïðåäåëåíèåì è êðèòåðèÿìè. Îñîáåííîñòüþ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî äëÿ âûÿñíåíèÿ èñòèííîé ïðè÷èíû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà, òî åñòü äëÿ äîêàçàòåëüñòâà åãî «âòîðè÷íîñòè», òðåáóåòñÿ ïðèìåíåíèå ðÿäà ñëîæíûõ ñðåäñòâ ñîâðåìåííîé äèàãíîñòèêè, êîòîðûå äîñòóïíû òîëüêî â õîðîøî îñíàùåííîì ñïåöèàëèçèðîâàííîì ïóëüìîíîëîãè÷åñêîì ñòàöèîíàðå.
Âòîðè÷íûé õðîíè÷åñêèé áðîíõèò — îñëîæíåíèå âðîæäåííûõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ëåãêèõ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ìóêîâèñö