Бронхиальная астма у студентов

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

Читайте также:  Прогноз заболевания и лечение бронхиальной астмы

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Читайте также:  Бронхиальная астма хобл диспансерное наблюдение

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Глава 4
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная
астма — хроническое заболевание дыхательных путей, в котором принимают
участие многие клетки: тучные клетки, эозинофилы и Т-лимфоциты.

У
предрасположенных лиц это воспаление приводит к повторным эпизодам
хрипов, одышки, тяжести в грудной клетке и кашлю, особенно ночью и/или
ранним утром. Эти симптомы сопровождаются распространенной, но
вариабельной обструкцией бронхиального дерева, которая, по крайней мере,
частично обратима, спонтанно или под влиянием лечения. Воспаление также
вызывает увеличение ответа дыхательных путей на различные стимулы
(гиперреактивность).

Классификации (МКБ-10)

Преимущественно аллергическая астма:

• аллергический бронхит;

• аллергический ринит с астмой;

• атопическая астма;

• экзогенная аллергическая астма;

• сенная лихорадка с астмой. Неаллергическая астма:

• идиосинкразическая астма;

• эндогенная неаллергическая астма. Смешанная астма. Неуточненная астма:

• астматический бронхит;

• поздно возникшая астма. Астматический статус. Острая тяжелая астма.

Классификация бронхиальной астмы по патогенетическим механизмам (Адо А.Д. и Булатов П.К., 1969, Федосеев Г.Б., 1982). Атопическая. Инфекционно-зависимая.

Аутоиммунная.

Дисгормональная (гормонозависимая). Дизовариальная.

Выраженный адренергический дисбаланс.

Холинергическая.

Нервно-психическая.

Аспириновая.

Первично-измененная реактивность бронхов.

Тяжесть течения бронхиальной астмы

Легкое течение.

Течение средней тяжести.

Тяжелое течение.

Фазы течения бронхиальной астмы

Обострение.

Нестабильная ремиссия. Ремиссия.

Стойкая ремиссия (более 2 лет). Осложнения

Лёгочные: пневмоторакс, ателектаз, лёгочная недостаточность и др.

Внелёгочные: лёгочное сердце, сердечная недостаточность и др.

Классификация бронхиальной астмы по тяжести течения (GINA — Global Initiative for Asthma, 2004)

Бронхиальная астма интермиттирующего (эпизодического) течения (1 ступень):

• симптомы астмы реже 1 раза в неделю;

• обострения недлительные (от нескольких часов до нескольких дней);

• ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц;

• отсутствие симптомов и нормальная функция лёгких между обострениями;

• ПСВ >80% от должного и суточные колебания ПСВ <20%. Бронхиальная астма легкого персистирующего течения (2 ступень):

• симптомы астмы более 1 раза в неделю, но не более 1 раза в день;

• обострения заболевания могут нарушать физическую активность и сон;

• ночные симптомы возникают чаще 2 раз в месяц;

• ПСВ >80% от должного, суточные колебания ПСВ 20-30%. Бронхиальная астма средней тяжести течения (3 ступень):

• ежедневные симптомы;

• обострения заболевания нарушают работоспособность, физическую активность и сон;

• ночные симптомы возникают чаще 1 раза в неделю;

• ежедневный прием β2-агонистов короткого действия;

• ПСВ 60-80% от должного, суточные колебания ПСВ >30%. Бронхиальная астма тяжелого течения (4 ступень):

• постоянные симптомы в течение дня;

• частые обострения;

• частые ночные симптомы;

• физическая активность значительно ограничена;

• ПСВ <60% от должного, суточные колебания ПСВ >30%.

Этиология

• Наследственная предрасположенность.

• Внутренние
факторы: биологические дефекты иммунной, эндокринной систем,
вегетативной нервной системы, чувствительности и реактивности бронхов,
мукоцилиарного клиренса, эндотелия сосудов лёгких, системы «быстрого
реагирования» (тучные клетки и др.), метаболизма арахидоновой кислоты и
т.д.

• Внешние
факторы, способствующие клинической реализации биологических дефектов:
различные аллергены, инфекционные агенты, механические и химические
раздражители, метеорологические и физико-химические факторы,
нервно-психическая нагрузка и физическое воздействие, фармакологические
воздействия.

Патогенез

Патогенез бронхиальной астмы может быть представлен следующим образом:

Бронхиальная астма у студентов

Клинические проявления

Наиболее
характерный признак бронхиальной астмы — наличие эпизодических
приступов экспираторной одышки и/или кашля, сопровождающихся удушьем.
Обычно приступ начинается внезапно, после воздействия раздражителя
(контакта с аллергеном, холодным воздухом, воздействия резкого запаха)
или физической нагрузки. Типично возникновение приступов в ночное время.
Часто приступу предшествует усиление непродуктивного кашля. Во время
приступа больной занимает вынужденное сидячее положение, опирается
руками о край кровати или колени, фиксируя плечевой пояс и подключая
вспомогательные дыхательные мышцы. Дыхание частое, затрудненное (прежде
всего затруднен выдох), свистящее. При аускультации лёгких выслушивают
большое количество сухих свистящих хрипов. Разрешение приступа
начинается с появления более жидкой мокроты, отделение которой
происходит легче; постепенно уменьшается количество сухих хрипов,
дыхание становится более редким, спокойным.

Читайте также:  Приступы бронхиальной астмы чем опасны

В
межприступный период больные, как правило, чувствуют себя хорошо, хотя
признаки эмфиземы лёгких, особенно при повторных приступах, сохраняются.

Лабораторные и инструментальные методы исследования

Общий
анализ крови: в период обострения отмечается лейкоцитоз, возможна
эозинофилия и увеличение СОЭ; выраженность изменений крови зависит от
тяжести заболевания.

Анализ
мокроты: при микроскопическом исследовании — эозино-филы, спирали
Куршманна (слизь, образующая слепки мелких дыхательных путей), кристаллы
Шарко-Лейдена (кристаллизованные ферменты эозинофилов).

Пикфлуометрия: измерение пиковой скорости выдоха.

Исследование ФВД.

Рентгенологическое исследование органов грудной клетки.

Лечение

Лечение
больных бронхиальной астмой является комплексным и включает
медикаментозное и немедикаментозное воздействия. Основная цель терапии —
поддержание нормального качества жизни, включая физическую активность. С
этой целью разработаны мероприятия, включающие образование пациента
(школы пациентов) в отношении особенностей течения заболевания, методов
самоконтроля, важности

проведения пикфлоуметрии. Все препараты для медикаментозного лечения заболевания подразделяются на два вида:

• препараты для использования по потребности;

• препараты, используемые для купирования обострений и базисной (постоянной) терапии.

Препараты для использования по потребности и купирования приступа БА

Бета2-агонисты короткого действия (сальбутамол,
фенотерол, тер-буталин) вызывают расслабление гладкой мускулатуры
бронхов, усиление мукоцилиарного клиренса, снижение сосудистой
проницаемости через небулайзер.

Антихолинергические препараты (ипратропиум бромид). Способ введения ингаляционный (дозированный аэрозоль, раствор для не-булайзера).

Беродуал — комбинированный препарат, содержащий бета2-агонист и антихолинергический препарат. Способ введения ингаляционный (дозированный аэрозоль, раствор для небулайзера).

Системные глюкокортикостероиды (преднизолон,
метилпреднизо-лон, триамсиналон, дексаметазон, бета-метазон). Способ
введения парентеральный или пероральный. Предпочтение отдается
перораль-ной терапии.

Теофиллины короткого действия (теофедрин).

Препараты базисной терапии БА

Ингаляционные кортикостероиды (беклометазон
дипропионат; бу-десонид; флунизолид; флутикозона пропионат) применяются
как противовоспалительные средства в течение длительного времени для
контроля течения бронхиальной астмы. Дозы определяются степенью тяжести
бронхиальной астмы. Лечение высокими дозами аэрозольных ингаляционных
кортикостероидов назначают через спейсер, что способствует более
эффективному контролю астмы и снижает некоторые побочные эффекты, или
используют ингалятор «легкое дыхание».

При тяжелом течении бронхиальной астмы более эффективным может быть применение будесонида через небулайзер.

Системные глюкокортикостероиды (метилпреднизолон,
преднизо-лон, триамсинолон, бета-метазон) при тяжелом течении
бронхиальной астмы следует назначать в наименьшей эффективной дозе. При
длительном лечении альтернирующая схема назначения и прием в первой
половине дня вызывают наименьшее количество побочных эффектов.

Бета2-агонисты длительного действия (сальметерол; формотерол; сальбутамол гемисукцинат) применяются перорально, ингаляционно

и
парентерально. Предпочтительнее ингаляционный путь доставки препарата,
что обусловлено быстротой развития максимального эффекта, местным
(топическим) характером действия, отсутствием выраженного влияния на
внутренние органы при использовании в терапевтических дозах.

Теофиллины пролонгированного действия (тэопек,
дурафиллин) применяются перорально. Благодаря пролонгированному
действию уменьшают частоту ночных приступов, замедляют раннюю и позднюю
фазы астматического ответа на воздействие аллергена. Применение
теофиллинов может вызвать выраженные побочные эффекты: головную боль,
тремор, тошноту, рвоту, тахикардию, нарушения ритма сердца, боли в
животе, жидкий стул. Необходимо мониторировать содержание теофиллинов в
плазме.

Антагонисты лейкотриеновых рецепторов (зафирлукаст, монтелу-каст).

М-холинолитики — антихолинергические препараты (ипратропиум бромид) показаны в случаях рефрактерности к бета2-агонистам.

Комбинированные препараты (сочетание бета2-агониста
пролонгированного действия и ингаляционного глюкокортикоида — серетид,
представляющий собой сочетание сальметерола и флутиказона пропи-оната, и
симбикорт — сочетание формотерола и будесонида).

Кромогликат натрия и недокромил: эффективны в предотвращении бронхоспазма, спровоцированного аллергенами, физической нагрузкой и холодным воздухом.

Профилактика

При
атопии целесообразно избегать употребления пищевых продуктов и
лекарственных веществ, вызывающих аллергию, не держать в доме животных,
так как их аллергены обнаруживаются в помещении еще в течение 6 мес, не
держать в доме вещи, способные накапливать пыль, избегать контакта с
сигаретным дымом и лакокрасочными изделиями, при наличии аллергенов на
рабочем месте — сменить место работы, в период цветения растений,
вызывающих аллергию, временно сменить регион пребывания.

Прогноз

Прогноз
зависит от своевременности выявления бронхиальной астмы, уровня
образования больного и его способности к самоконтролю. Решающее значение
имеет устранение провоцирующих факторов и своевременное обращение за
квалифицированной медицинской по-

мощью. Хороший контроль бронхиальной астмы позволяет продлить период ремиссии заболевания (отсутствие обострений) до 3-10 лет.

Источник