Бронхиальная астма у школьников

Определение эффективных методов лечения бронхиальной астмы у школьников у школьников у школьников и взрослых является глобальной проблемой здравоохранения. Сейчас в мире насчитывается примерно 300 млн больных бронхиальной астмой, в России – 7 млн. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), от этого заболевания ежегодно умирают около 250 тыс. человек, намного больше вынуждены постоянно посещать больницу.

Существуют факторы риска развития бронхиальной астмы у школьников, которые можно условно разделить на внутренние (обусловливающие развитие астмы) и внешние (провоцирующие появление симптомов). К внутренним факторам относятся наследственность и некоторые заболевания (например, ожирение), к внешним – экология (грязный воздух, наличие аллергенов, в т. ч. клещей домашней пыли, шерсти домашних животных), неправильное питание, курение, частые инфекции (прежде всего вирусные) и др.

Диагностика бронхиальной астмы у школьников

По данным Роспотребнадзора, распространенность бронхиальной астмы у школьников в нашей стране составляет менее 1%, по данным эпидемиологических исследований, – более 9%, а в некоторых регионах – до 17%. Подобные расхождения объясняются ошибками в диагностике заболевания.

Дело в том, что в клинической практике бронхиальную астму у детей часто не диагностируют, подменяя диагноз понятиями «обструктивный синдром», «обструктивный бронхит», «рецидивирующий обструктивный бронхит» и т. п. Между тем в международных согласительных документах по диагностике и лечению бронхиальной астмы у школьников рекомендуется избегать неопределенных терминов применительно к диагностике данного заболевания. Это необходимо для того, чтобы можно было своевременно разработать стратегию противоастматической терапии.

При постановке диагноза «бронхиальная астма» у школьников учитываются следующие ключевые моменты: жалобы (на периодически возникающие приступы удушья, затруднение дыхания при выполнении физической нагрузки и др.), клинические симптомы, данные физикального осмотра, результаты исследования функции легких и оценки аллергологического анамнеза. Рассмотрим их подробнее.

Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами затрудненного дыхания, удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции.

Синдром бронхиальной обструкции – это клинический симптомокомплекс, связанный с нарушением бронхиальной проходимости. Характерные признаки: одышка, удлинение выдоха, слышимые на расстоянии свистящие хрипы.

Клинические симптомы бронхиальной астмы у школьников

К наиболее распространенным симптомам бронхиальной астмы у школьников относятся: эпизоды одышки; свистящие хрипы; кашель; заложенность в грудной клетке.

Вместе с тем существует так называемый кашлевой вариант бронхиальной астмы у школьников, когда у пациентов главным, а иногда и единственным проявлением заболевания является кашель. Кашлевая бронхиальная астма у школьников считается особо распространенной, ее симптомы обычно отмечаются в ночное время.

Огромное значение для диагностики бронхиальной астмы у школьников имеет выявление таких фактов, как появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие в семейном анамнезе случаев астмы или аллергических заболеваний.

Еще один важный аспект в постановке диагноза – связь между появлением симптоматики и физической нагрузкой. Бронхоспазм вследствие физической нагрузки обычно развивается через 5–10 мин после прекращения нагрузки, иногда – во время нагрузки.

Межнациональные различия в трактовке диагностики и лечения бронхиальной астмы у школьников привели к тому, что в 1993 г. Национальный институт сердца, легких и крови США совместно с Всемирной организацией здравоохранения разработали Глобальную стратегию лечения и профилактики бронхиальной астмы, которая получила название GINA (Global Initiative for Asthma).

Согласно GINA при подозрении на бронхиальную астму у школьников врач может использовать следующий опросник:

1. Бывают ли у пациента эпизоды свистящих хрипов, в т. ч. повторяющиеся?

2. Беспокоит ли пациента кашель по ночам?

3. Отмечаются ли у пациента свистящие хрипы или кашель после физической нагрузки?

4. Бывают ли у пациента эпизоды свистящих хрипов, заложенности в грудной клетке или кашля после контакта с аэроаллергенами или поллютантами (загрязняющими веществами)?

5. Отмечает ли пациент, что простуда у него «спускается в грудную клетку» или продолжается более 10 дней?

6. Уменьшается ли выраженность симптомов заболевания после применения соответствующих противоастматических препаратов?

Ежегодно в первый вторник мая во многих странах мира, в т. ч. в России, проводится Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой. Он был учрежден ВОЗ с целью привлечения общественности к решению проблем астматиков, повышения информированности населения об особенностях заболевания, рисках его возникновения, а также улучшения качества медицинской помощи.

Физикальное обследование

Физикальное обследование – это комплекс медицинских диагностических мероприятий, выполняемых с целью постановки диагноза. Все методы, относящиеся к физикальному обследованию, – осмотр, пальпация (ощупывание), аускультация (выслушивание), перкуссия (выстукивание) – осуществляются непосредственно врачом с помощью органов чувств.

У детей, больных бронхиальной астмой, при аускультации часто выявляют свистящие хрипы, подтверждающие наличие бронхиальной обструкции. Однако у некоторых детей свистящие хрипы могут отсутствовать или обнаруживаться только во время форсированного выдоха даже при наличии выраженной бронхиальной обструкции. У таких детей обычно имеются другие клинические признаки, обусловленные дыхательной недостаточностью: сонливость; затруднения при разговоре; вздутая грудная клетка; тахикардия; участие вспомогательных мышц в акте дыхания; втяжение межреберных промежутков.

Исследование функции легких

В настоящее время существуют два основных метода оценки степени бронхиальной обструкции, которые используются у пациентов в возра сте старше пяти лет:

1)спирометрия – применяется для определения объема форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ) и форсированной жизненной емкости легких; 2) пикфлоуметрия – измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ).

2)Объем форсированного выдоха за первую секунду – один из основных показателей, характеризующих вентиляцию легких. Он снижается при любых нарушениях. Форсированная жизненная емкость легких – объем воздуха, который можно выдохнуть как можно резче после максимального вдоха. Пиковая скорость выдоха – наибольшая скорость форсированного выдоха после глубокого вдоха, которая позволяет объективно судить о проходимости бронхов. Общепринятым критерием диагностики служит прирост ОФВ ≥ 12% (или ≥ 200 мл) по сравнению со значением до ингаляции бронхолитика.

Оценка аллергического статуса

Существует четкая взаимосвязь между бронхиальной астмой и аллергией, поэтому наличие аллергических реакций, аллергических заболеваний (прежде всего аллергического ринита) увеличивает вероятность бронхиальной астмы у школьников с симптомами заболевания дыхательных путей.

Проводить оценку аллергического статуса нужно еще и потому, что выявление у больных бронхиальной астмой аллергии, подтвержденной с помощью кожных проб или определения специфических иммуноглобулинов – IgE в сыворотке крови, может помочь в установлении факторов риска развития бронхиальной астмы у школьников.

Читайте также:  Немедикаментозная терапия бронхиальной астме у детей

Современные портативные пластиковые пикфлоуметры (аппараты для измерения пиковой скорости выдоха) стоят относительно недорого и идеально подходят для ежедневной оценки выраженности бронхиальной обструкции в домашних условиях.

Проявления бронхиальной астмы у школьников раннего возраста

У детей раннего возраста с бронхиальной астмой в силу анатомофизиологических особенностей одышка чаще бывает смешанного характера и подчас сопровождается повышением температуры тела. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты. В связи с этим таким больным часто необоснованно ставится диагноз ОРЗ и назначаются антибиотики.

Во время астматического приступа ребенок из-за сильной одышки не может лежать (вынужденное ортопноэ). Отмечается раздувание крыльев носа, набухание шейных вен, бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника и акроцианоз (синюшная окраска кожи, связанная с недостаточным кровоснабжением капилляров). При физикальном обследовании в легких на фоне неравномерно проводимого дыхания выслушиваются диффузные сухие, свистящие хрипы, а также разнокалиберные влажные хрипы (так называемая влажная астма).

Приступы часто возникают после контакта с аллергеном и обостряются в результате ОРИ.

Классификация бронхиальной астмы у школьников

В зависимости от выраженности симптомов, тяжести бронхиальной обструкции и вариабельности показателей функции легких выделяют четыре степени тяжести бронхиальной астмы у школьников (табл. 1).

Бронхиальная астма у школьников

Данную классификацию бронхиальной астмы по степени тяжести целесообразно использовать при первичной диагностике и выборе начальной терапии, поскольку она не учитывает того, что степень тяжести астмы зависит не только от тяжести основного заболевания, но и от ответа на терапию.

Контроль и лечение бронхиальной астмы у школьников

Термин «контроль» в медицине может обозначать предотвращение заболевания или его излечение, однако при бронхиальной астме эти цели пока недостижимы, поэтому контроль бронхиальной астмы у школьников означает устранение проявлений заболевания.

Обычно выделяют следующие критерии контроля над бронхиальной астмой: 1) отсутствие дневных симптомов (< 2 эпизодов в неделю); 2) отсутствие ограничений ежедневной активности, включая физические упражнения; 3) отсутствие ночных симптомов или пробуждений из-за астмы; 4) отсутствие потребности в препаратах, купирующих симптомы (< 2 эпизодов в неделю); 5) нормальные или близкие к нормальным показатели функции легких; 6) отсутствие обострений.

Минздрава России от 20.12.2012 № 1086н. 22 июня 2013 г.вступил в силу стандарт скорой медицинской помощи при астме, утвержденный приказом Минздрава Росси от 20.12.2012 №1086н

В зависимости от наличия тех или иных критериев выделяют три степени контролируемости бронхиальной астмы у школьников (табл. 2).

Бронхиальная астма у школьников

Наиболее простой способ выявления неконтролируемой астмы – частое применение препаратов неотложной помощи: пользование ингалятором «спасательной терапии» более двух раз в неделю или расход более двух баллончиков короткодействующего бронходилататора за год.

Подтвердить диагноз можно с помощью теста по контролю над астмой (или АСТ от англ. Asthma Control Test), который рекомендован к использованию Союзом педиатров России и Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов. Тест существует в двух вариантах: для детей 4–11 лет (приложение 1) и для детей от 12 лет и взрослых (приложение 2).

Краеугольным камнем лечения бронхиальной астмы у школьников является ингаляционная терапия. Практически все школьники могут научиться правильно пользоваться ингаляторами. Тип ингалятора выбирается индивидуально (табл. 3).

К препаратам, контролирующим течение бронхиальной астмы у школьников относятся: ингаляционные и системные глюкокортикостероиды (ГКС); антилейкотриеновые препараты; ингаляционные β2-агонисты длительного действия, теофиллин, кромоны и пероральные β2-агонисты длительного действия.

Бронхиальная астма у школьников

Примечания:

ДАИ – дозирующий аэрозольный ингалятор.

ДПИ – дозирующий порошковый ингалятор.

Небулайзер – устройство для проведения ингаляции. Механизм действия небулайзера основан на дисперсном распылении лекарственного средства, которое через маску или дыхательную трубку подается больному. Поскольку вещество распыляется на сверхмалые частицы, лекарственное средство попадает во все отделы дыхательной системы и быстро усваивается.

Спейсер – дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки (реже другой формы), которое предназначено для улучшения доставки лекарства в дыхательные пути.

При обострении бронхиальной астмы у школьников наблюдаются одышка, кашель, свистящие хрипы, заложенность в грудной клетке, а также комбинации перечисленных симптомов. Обострение можно измерить и оценивать в динамике с помощью исследования функции легких (ПСВ или ОФВ).

Если применение ингаляционного β2-агониста быстрого действия полностью купирует приступ (ПСВ возвращается к значению, превышающему 80% от должной или наилучшей индивидуальной величины), и это улучшение сохраняется в течение 3–4 ч, то нет необходимости в дополнительных лекарственных препаратах.

При легком и среднетяжелом обострениях оптимальным методом быстрого устранения бронхиальной обструкции является многократное применение ингаляционных β2-агонистов быстрого действия (от 2 до 4 ингаляций каждые 20 мин в течение первого часа). После первого часа необходимая доза β2-агонистов будет зависеть от степени тяжести обострения. Легкие обострения купируются 2–4 дозами каждые 3–4 ч, обострения средней тяжести потребуют 6–10 доз каждые 1–2 ч.

В случае отсутствия положительного эффекта на проводимую терапию ребенка необходимо направить в лечебно-профилактическое учреждение.

Для купирования обострения бронхиальной астмы у школьников можно использовать ингаляции бронхолитика с помощью ДАИ (лучше со спейсером), что обеспечивает, по меньшей мере, такое же улучшение функции легких, как аналогичная доза, введенная с помощью небулайзера.

Администрация и педагогические работники школы должны знать, кто из учащихся болеет бронхиальной астмой, и владеть техникой оказания первой доврачебной помощи при приступе астмы у детей разного возраста.

Ниже приведена краткая инструкция для работников образовательных организаций о том, как нужно действовать, если начался приступ бронхиальной астмы у школьника:

1. Усадите ребенка в вертикальном положении и постарайтесь его успокоить.

2. Сделайте два толчка через ингалятор с бронхолитиком (вентолин, сальбутамол) через каждые 4–6 вдохов ребенка, лучше через спейсер.

3. Подождите 4 мин. Если дыхание ребенка за это время не нормализовалось, сделайте еще два толчка через ингалятор.

4. Если после выполнения предыдущих действий дыхание ребенка не улучшилось, вызывайте неотложную помощь. Обязательно скажите, что у ребенка приступ бронхиальной астмы. Ожидая неотложную помощь, делайте два толчка через ингалятор каждые 4 мин.

5. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного.

В школе должны быть средства для оказания первой доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы у школьников, включая лекарства, которые могут потребоваться в экстренном случае.

Тесты по контролю над астмой у детей вы можете скачать в приложенных файлах

Читайте также:  Виды спорта при бронхиальной астме у детей

Источник

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма представляет собой хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и протекающее в виде приступов затрудненного дыхания или удушья. В основе развития заболевания лежат 3 процесса: бронхоконстрикция (сужение бронхов, обусловленное спазмом), гиперсекреция (повышенное образование) слизи и отек стенки бронхов.

Бронхиальная астма у школьников является одним из самых распространенных хронических заболеваний легких. В среднем ее частота колеблется в пределах 50–60 % от всей легочной патологии и неуклонно продолжает расти.

К факторам, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы, относятся:

• Отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям. Если у обоих родителей отсутствуют аллергические заболевания, то риск развития у ребенка бронхиальной астмы составляет 0—25 %. При наличии атопии у обоих родителей вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы составляет 60—100 %. При этом наследуется не само заболевание, а предрасположенность к атопии и/или бронхиальной гиперреактивности.

• Патологическое течение беременности, родов и периода новорожденности.

• Наличие аллергических заболеваний у ребенка (поллиноз, аллергический ринит, конъюнктивит, атопический дерматит и др.).

• Наличие в анамнезе частых острых респираторных вирусных инфекций (5–6 раз в год и более).

• Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, поллютантов.

• Табакокурение (в том числе и пассивное).

К факторам, непосредственно являющимся причинами развития бронхиальной астмы, относятся аллергены, приводящие к развитию сенсибилизации организма. Различают 2 группы аллергенов: экзогенные (проникают в организм из окружающей среды) и эндогенные (образуются в собственном организме).

Аллергены бывают следующих типов:

• Пищевые – коровье молоко, яйца, рыба, шоколад, цитрусовые, куриное мясо, мед, орехи и др.

• Бытовые – клещи домашней пыли. Они размножаются в коврах, мягкой мебели, игрушках. Практически 100 % детей имеют сенсибилизацию к клещам домашней пыли.

• Эпидермальные аллергены, или аллергены животного происхождения – шерсть, перо, слюна, экскременты животных, сухой корм для рыбок (дафнии), насекомые.

• Грибковые аллергены – плесневые и дрожжевые грибы.

• Пыльцевые аллергены – деревья и кустарники (береза, ясень, тополь, ольха, орешник, дуб), злаковые травы (тимофеевка, мятлик, пырей, рожь, пшеница, греча) и сорные травы (лебеда, амброзия, конопля, полынь).

• Лекарственные средства (антибиотики, сульфаниламиды, витамины, нестероидные противовоспалительные средства).

• Инфекционные аллергены.

• Химические вещества (поллютанты, бытовая химия, соли тяжелых металлов).

Однако у большинства школьников отмечается поливалентная сенсибилизация.

Для развития приступа бронхиальной астмы необходимо воздействие пусковых (триггерных) факторов. Триггеры – это вещества, вызывающие обострение бронхиальной астмы путем активации хронического аллергического воспаления в бронхах.

К факторам, вызывающим обострение бронхиальной астмы, относят следующие:

• Воздействие аллергена.

• Острые респираторные вирусные инфекции, так как вирусы повреждают слизистую оболочку дыхательных путей и повышают ее чувствительность к аллергенам.

• Физическая нагрузка, так как при этом повышается реактивность бронхов, возникает гипервентиляция и изменяется характер секрета в бронхах.

• Резкое изменение погодных условий: перепад температуры, давления, влажности.

• Загрязнение окружающего воздуха (табачный дым, промышленные выбросы).

• Психоэмоциональное перенапряжение (стресс, страх, смех).

• Резкие запахи.

Во внеприступный период на наличие бронхиальной астмы указывают: неоднократные бронхиты, особенно с обструкцией, и ОРВИ, протекающие без повышения температуры; появление приступообразного кашля и одышки при стрессовых ситуациях, повышенной физической нагрузке, при снижении температуры; упорный мучительный кашель, особенно по ночам; периодически появляющееся чувство сдавления в груди.

Как правило, приступ бронхиальной астмы начинается с периода предвестников (предприступный период). Продолжительность предприступного периода может составлять от нескольких часов до 2–3 суток.

Нарушается общее состояние школьника: отмечаются беспокойство, раздражительность, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение аппетита. При осмотре ребенка в этот период выявляются бледность или покраснение лица, блеск глаз, повышенная потливость. Могут быть жалобы на головную боль, тошноту, боли в животе. Появляется заложенность носа, обильное водянистое отделяемое из носа, зуд, чихание, слезотечение, першение в горле. У многих наблюдается нарушение сна. Может беспокоить мучительный сухой, приступообразный кашель. Постепенно появляется одышка с затрудненным выдохом и свистящие хрипы, слышимые на расстоянии. Как правило, имеются признаки острой респираторной вирусной инфекции.

Затем наступает приступный период, который длится от нескольких минут до нескольких дней и развивается остро. Наиболее часто приступ начинается ночью или ранним утром. Больные в приступном периоде становятся очень беспокойными, мечутся. Температура тела остается в норме. Усиливается дыхательный дискомфорт, появляется ощущение нехватки воздуха, сжатия грудной клетки. Присоединяется выраженная экспираторная одышка. Дыхание шумное, слышимое на расстоянии. Отмечается сухой приступообразный кашель с трудно отделяемой, вязкой мокротой. Частота дыхательных движений выше возрастной нормы. Больной ребенок принимает вынужденное сидячее положение с опорой руками о колени.

Затем наступает послеприступный период, который характеризуется присоединением продуктивного влажного кашля с отделением слизистой мокроты и исчезновением одышки. Продолжительность послеприступного периода в среднем составляет 2–5 дней. Отмечаются слабость, некоторая оглушенность, сонливость и заторможенность.

В межприступный период признаков бронхоспазма не выявляется. Однако у большинства школьников полной нормализации бронхиальной проводимости не происходит.

По степени тяжести выделяют легкий, среднетяжелый и тяжелый приступы, а также астматический статус.

Для приступа легкой степени характерно умеренное затруднение дыхания. Самочувствие ребенка практически не страдает. Физическая активность и разговорная речь сохранены. Дыхание учащено, выдох удлинен. В конце выдоха выслушивается свистящее дыхание.

Для приступа средней степени тяжести характерна выраженная клиническая картина. Нарушается общее состояние, выявляется бледность кожных покровов, периоральный цианоз и цианоз носогубного треугольника. Больной принимает вынужденное положение. Физическая активность ограничена. Ребенок возбужден. Регистрируется выраженная экспираторная одышка.

Для приступа тяжелой степени характерно возникновение выраженных дыхательных расстройств. Школьник принимает вынужденное положение, становится беспокойным, появляется чувство страха, дыхательная паника, холодный пот. Речь затруднена. Экспираторная одышка выражена крайне резко. Свистящее дыхание слышится на расстоянии. При осмотре выявляется акроцианоз.

Астматический статус представляет собой затяжной приступ бронхиальной астмы, характеризующийся выраженной дыхательной недостаточностью и возникающий в результате глубокой блокады ?-адренергических рецепторов.

При легком течении бронхиальной астмы в месяц происходит не более 1 приступа. Они протекают легко и быстро купируются. Ночные приступы редкие или даже отсутствуют. Нарушения физической активности не отмечается. В период обострения пиковая скорость выдоха составляет 80 % от нормы. Суточные колебания бронхопроходимости не более 20 %. В период ремиссии симптомы полностью отсутствуют. Функция внешнего дыхания нормальная. Продолжительность периода ремиссии составляет 3 и более месяцев. Приступы купируются самостоятельно или однократным приемом бронхолитических препаратов. Базисная противовоспалительная терапия осуществляется кромогликатом натрия, недокромилом натрия.

Читайте также:  Приступ бронхиальной астмы ингалятор

При среднетяжелом течении бронхиальной астмы количество приступов в месяц составляет 3–4. Отмечаются приступы средней степени тяжести, протекающие с выраженными нарушениями функции внешнего дыхания. Ночные приступы наблюдаются 3–4 раза в неделю. Отмечается снижение переносимости физической нагрузки. В период обострения пиковая скорость выдоха составляет 60–80 % от нормы. Суточные колебания бронхопроходимости 20–30 %. В период ремиссии сохраняются клинико-функциональные изменения. Продолжительность периодов ремиссии – менее 3 месяцев. Приступы бронхиальной астмы купируются бронхолитиками (ингаляционно или парентерально), по показаниям назначаются глюкокортикостероиды парентерально. Базисная противовоспалительная терапия осуществляется кромогликатом натрия, недокромилом натрия и ингаляционными глюкокортикостероидами.

При тяжелом течении бронхиальной астмы приступы возникают несколько раз в неделю или даже ежедневно. Клиническая картина характеризуется проявлениями тяжелых приступов и астматического состояния. Ночные приступы практически ежедневны. Переносимость физических нагрузок снижена. В период обострения пиковая скорость выдоха составляет менее 60 % от нормы. Суточные колебания бронхопроходимости более 30 %. Длительность периодов ремиссии менее 1–2 месяцев. Даже в период ремиссии сохраняются признаки дыхательной недостаточности различной степени выраженности.

Приступы бронхиальной астмы купируются назначением бронхоспазмолитиков в сочетании с глюкокортикостероидами.

Необходимо стационарное лечение. Базисная противовоспалительная терапия проводится ингаляционными и системными кортикостероидами.

Основными принципами терапии бронхиальной астмы у школьников являются следующие.

• Предупреждение и лечение угрожающих жизни состояний.

• Уменьшение и полная ликвидация клинических проявлений.

• Уменьшение частоты и выраженности обострений.

• Улучшение показателей функции внешнего дыхания.

• Поддержание нормальной жизнедеятельности.

• Снижение потребности в бронхолитиках.

• Ликвидация побочных эффектов от лечения.

• Предотвращение инвалидизации.

Лечение бронхиальной астмы состоит из 2 основных компонентов:

? базисная терапия, в основе которой лежит подавление воспалительного процесса в бронхах;

? купирование приступа бронхиальной астмы.

Базисная противовоспалительная терапия осуществляется следующими препаратами:

•?Нестероидные противовоспалительные средства подавляют высвобождение медиаторов воспаления из тучных клеток, уменьшают неиммунологические изменения и гиперреактивность бронхов. Предпочтение отдают ингаляционному пути введения (аэрозоли, спейсер, небулайзер). К ним относятся: кромогликат натрия (интал) – дозированный ингалятор (1 мг в 1 дозе), порошок для ингаляций в капсулах (в 1 капсуле 20 мг); недокромил натрия (тайлед) – дозированный ингалятор (2 мг в 1 дозе); стабилизаторы мембран тучных клеток – кетотифен, таблетки по 1 мг. Применяют длительно, в течение 3–6 месяцев.

При легком течении астмы противовоспалительные препараты применяются для профилактики обострений.

• Ингаляционные глюкокортикоиды: бекламетазондипропионат (альдецин, бекотид, бекломет, беклазон) – дозированные ингаляторы (1 доза 50 мкг), применяют по 100 мкг 2–4 раза в сутки; будесонид (в 1 дозе 200 мкг), применяют по 100–200 мкг 2 раза в сутки; флутиказонапропионат (фликсотид) (в 1 дозе 50, 125 и 200 мкг), применяют по 50—100 мкг 2 раза в сутки.

• Системные стероиды применяют только в случае неэффективности ингаляционных.

• Бронходилятаторы (препараты, снимающие спазм бронхов). Применяются селективные ?-2-адреномиме– тики.

• ?-2-агонисты короткого действия назначаются для купирования приступа бронхиальной астмы: сальбутамол, фенотерол, тербуталин.

• ?-2-агонисты пролонгированного (продленного) действия (формотерол, клебутерол, сальбутамол пролонгированного действия).

• Блокаторы М-холинорецепторов: ипратропиум бромид.

• Метилксантины: эуфиллин, теофиллин.

• Специфическая аллерговакцинация осуществляется школьникам с легкой и среднетяжелой бронхиальной астмой при условии выявления причинно значимого аллергена.

• При легком течении бронхиальной астмы применяются в качестве противовоспалительной терапии кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки. Бронходилятаторы длительного применения не показаны.

• При среднетяжелом течении бронхиальной астмы также применяются кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки, однако при малой эффективности лечения назначают средние дозы ингаляционных глюкокортикостероидов в течение 6–8 недель. В качестве бронхорасширяющих препаратов используются ?-2-агонисты пролонгированного действия или теофиллины пролонгированного действия.

• При тяжелом течении бронхиальной астмы применяется базисная терапия в составе ингаляционных стероидов в высоких дозах, при неэффективности возможно увеличение дозы и добавление короткого курса стероидов внутрь.

Лечение приступа бронхиальной астмы

• При легких приступах необходима ингаляция бронхолитика короткого действия (1–2 дозы). После купирования приступа необходимо продолжить прием бронхолитиков в течение 24–48 ч 3–4 раза в день или использовать эуфиллин внутрь по 10–15 мг/кг в сутки.

• Для лечения среднетяжелого приступа необходима ингаляция бронхолитика по 1–2 дозы, эуфиллин внутривенно 5 мг/кг, при неэффективности назначают глюкокортикостероиды (преднизолон 1–2 мг/кг). В дальнейшем после купирования приступа необходимо продолжить прием бронхолитиков короткого действия в течение 1–2 дней с переходом на бронхолитики пролонгированного действия и увеличением дозы базисной противовоспалительной терапии.

• При лечении тяжелого приступа используются: оксигенотерапия; инфузионная терапия с целью дегидратации; внутривенное введение эуфиллина 2,4 %-ного 5 мг/кг, с постепенным уменьшением дозы до 0,6–0,8 мг/кг; парентеральное введение глюкокортикостероидов из расчета 2—10 мг/кг по преднизолону; ?-2-агонисты применяются на начальных этапах приступа по 1 дозе с интервалом в 20 минут через спейсер или небулайзер.

Однако при развитии астматического статуса применение ?-2-агонистов необоснованно, так как при этом состоянии отмечается глубокая блокада ?-адренергических рецепторов.

Немедикаментозные методы являются не самостоятельными, а вспомогательными методами в комбинации с базисным лечением:

• Физиотерапия: электрофорез на грудную клетку с раствором магния сульфата или калия иодида; индуктометрия области надпочечников; амплипульс-терапия; ультрафиолетовое облучение области грудной клетки; вакуумный массаж грудной клетки; баротерапия, саунотерапия, спелеотерапия и др.

• Лечебная физическая культура: занятия спортом, ходьба, плавание; респираторная терапия: дыхательные тренировки, обучение сознательному контролю дыхания, релаксационная тренировка; рефлексотерапия: иглорефлексотерапия, электроакупунктура, точечный массаж.

• Витаминотерапия.

• Психотерапия.

• Санаторно-курортное лечение.

Профилактика включает в себя предотвращение приступов бронхиальной астмы и ее утяжеления.

Для этого необходимо соблюдение гипоаллергенного режима:

? ежедневная влажная уборка помещения;

? частое проветривание комнаты;

? соблюдение температурного режима (температура в комнате должна быть не более 18 °C);

? удаление ковров, портьер, открытых книжных полок;

? использование синтетических подушек и одеял;

? устранение очагов избыточной влажности;

? удаление домашних животных, особенно при доказанной сенсибилизации больного к их аллергенам;

? необходима профилактика острых респираторных вирусных инфекций;

? из рациона больного ребенка необходимо полностью исключить продукты и лекарственные препараты, вызывающие приступ заболевания;

? закаливание и физическое оздоровление школьников.

Профилактические прививки больным бронхиальной астмой проводят в период ремиссии в полном объеме.

Прогноз бронхиальной астмы достаточно неблагоприятный. Интенсивность прогрессирования заболевания зависит от степени тяжести, спектра сенсибилизации и адекватности проводимой терапии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Источник