Бронхиальная астма теория александера

    Бронхиальная астма: заболевание
    дыхательных путей, сопровождаемое
    отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом
    и нарушением секреции.

    Бронхиальная астма считается классическим
    примером психосоматического заболевания.

    Медицинское определение: Астма —
    (от греч. asthma — удушье), аллергическое
    заболевание, характеризующееся
    повторяющимися приступами удушья
    вследствие спазма бронхов и отёка их
    слизистой оболочки. В основе лежит
    повышенная чувствительность организма
    и особенно тканей бронхов к различным,
    обычно безвредным веществам —аллергенам.Наиболее часто ее вызывают такие
    аллергены, как бытовая и производственная
    пыль, пыльца растений, споры грибков,
    частицы шерсти домашних животных, а
    также микроорганизмы, населяющие верхние
    дыхательные пути и бронхи человека.
    Большое значение при астме имеет
    наследственное предрасположение к
    аллергическим проявлениям. Под влиянием
    аллергена возникают приступы удушья,
    выражающиеся в затруднении выдоха;
    дыхание свистящее, лицо синюшное, вены
    на шее набухают. К концу приступа, через1/2-1ч,начинается
    покашливание и отделяется небольшое
    количество стекловидной вязкой мокроты.
    В некоторых случаях приступы длятся
    несколько дней — астматическое состояние
    (затяжная астма). С развитием болезни
    повышается раздражимость нервной
    системы; приступы астмы могут возникать
    и без воздействия аллергена— в связи
    с изменениями погоды, охлаждением,
    физическим напряжением, отрицательными
    эмоциями
    . Астма обычнопротекает
    хронически
    и часто осложняется
    эмфиземой лёгких, разрастанием
    соединительной ткани вокруг бронхов и
    изменениями в мышце правого желудочка
    сердца с последующим развитием сердечной
    недостаточности.

    Самый распространенный симптом –
    кашель, особенно по ночам, чаще всего
    после вирусной инфекции или физического
    напряжения. Могут иметь место также
    свистящее дыхание, хрипы в грудной
    клетке, одышка, загрудинные боли,
    утомляемость, раздражительность и
    потеря аппетита. У страдающих аллергией
    отмечаются такие симптомы, как зуд в
    носу, глазах и ушах, чихание, насморк.

    Симптомы:приступы удушья, одышка,
    свистящие хрипы, кашель.

    Причины:

    — аллергический фон

    — инфекция бронхиальных путей

    — наследственная предрасположенность

    — психогении (стресс, тревога, депрессия,
    алекситимия, подавленная агрессия)

    Роль стрессовых факторов:

    1. Начало
      и ухудшение заболевания часто возникает
      после стресса. Не сами по себе жизненные
      события, а активное избегание их
      обсуждения, подавление чувств служит
      факторами ухудшения.

    2. Также
      при наличии аллергической природы
      зависимость между инициирующим приступ
      аллергеном и условиями, в которых это
      воздействие происходит, может закрепляться
      по условно-рефлекторному механизму
      (даже мысленное воспроизведение условий
      способно вызвать астматический приступ,
      также мысль о забытом дома ингаляторе,
      является фактором, способным запустить
      приступ удушья.).

    Картина
    личности:

    • Ранние
      нарушения отношений с матерью:
      противоречение между «желанием нежности»
      и «страхом перед нежностью» (deBoor,1965).

    • описывают
      боязливость с истерическими или
      ипохондрическими чертами (сами больные
      страх не осознают).

    • Александер включил БА в число семи
      основных психосоматических заболеваний:
      – противоречие между желанием нежности
      и страхом перед нежностью. Астма – плач
      ребенка по нежности. Могут быть
      истерические черты, неспособны выпустить
      наружу гнев из-за того, что не дают
      нежности.

    • Braeutigam(1969) пишет: «при астматической одышке
      одновременно с воздухом могут
      задерживаться и эмоции». Характерное
      для этой группы больных сочетание
      скрытого гнева, «застревания» на
      отрицательных эмоциях с чувством
      симбиотичности, потребности быть
      вовлеченным в проблемы других людей и
      вовлекать их в свои проблемы препятствует
      не только проявлению, но и в значительной
      степени осознованию агрессивных
      тенденций. Помимо этого, отмечается
      сочетание склонности рассматривать
      ситуацию как неудовлетворительную,
      внутреннего неприятия социальных норм
      с тревожными, психастеническими чертами,
      обусловливающими высокий уровень
      социального стандарта и потребность
      в нормативном поведении. Возникающий
      в результате такой дисгармоничности
      интрапсихический конфликт еще более
      усиливает тревогу, которая в значительной
      мере соматизируется и сопровождается
      усилением выраженности ее физиологических
      коррелятов.

    Факторы, влияющие на психосоматическое
    развитие ребенка:

    Роль матери:Ведущая роль на
    ранних этапах принадлежит матери,
    которая формирует у ребенка язык тела.
    Факторами риска являются:

    1) высокая личностная тревожность матери.

    2) внутренняя конфликтность матери
    (невротическая мать).

    3) подавление негативных чувств,
    преобладание чувства вины в психике
    матери, противоречивое эмоциональное
    отношение к близким в семье.

    4) стрессонеустойчивость и неспособность
    к конструктивному разрешению конфликтов

    5) Дезорганизация собственной активности
    при болезни ребенка за счет высокой
    тревожности, страхов, неспособности
    принять радикальное решение.

    Типы отношений с матерью:

    а) скрытое, неосознаваемое отвержение
    — ребенок использует язык тела для
    привлечения внимания матери.

    б) симбиоз — ребенок присваивает
    материнский способы регуляции телесных
    функций, представления о здоровье,
    болезнях и способах совладания с ними.
    Именно поведение матери способствует
    отдалению отца и повторении приступов
    БА. Мать создает МИФ о тяжести и
    исключительно соматической природе
    БА, что способствует усвоению этого
    взгляда больным. Мать избавляет ребенка
    от ответственности за свое заболевания,
    что формирует пассивно-оборонительный
    тип реагирования на болезнь. Формируется
    симбиоз мать-ребенок, где нет места
    отцу и другим членам семьи. При угрозе
    разрыва этих отношений, заболевание
    обостряется. Чем дольше длится болезнь,
    тем больше иерархиризуется семья: в
    центре МАТЬ, решающая «основную
    проблему»; диада мать-ребенок,
    приобретающая черты саморазвития;
    выходящий на периферию отец. Между
    матерью и отцом либо изоляция, либо
    псевдосотрудничество, с чувством вины
    перед ребенком.

    Роль семьи (теория Сальвадора Минухина):
    Не только мать и ее взаимодействие с
    ребенком, но и семья, как целое, выступают
    в роли важнейшего фактора психосоматического
    развития ребенка. В литературе утвердилось
    понятие «психосоматическая семья»
    (автор — Минухин) — семья, как носитель
    психосоматического симптома.

    1) в семье не поощряется свободное
    выражение чувств, свободное отреагирование
    отрицательных эмоций — ребенок присваивает
    стереотипы подавления отрицательных
    эмоций, что приводит к их соматизации.

    2) Наличие у семьи как системы ценностей
    — неприличие, стыд открытого выражения
    эмоций. Подавление отрицательных эмоций
    может быть связано с тем, что в семье не
    принято открыто реагировать на боль —
    стереотип терпения, отношения к болезни,
    как к состоянию, в котором человек сам
    виноват.

    3) В опыте семьи могут быть некоторые
    патогенные особенности:

    а) Неспособность, неготовность,
    необученность родителей (прежде всего,
    матери) к раннему распознаванию телесных
    состояний ребенка и означиванию их
    (ненаблюдательная (невнимательная мать)
    или просто не имеющая времени);

    Читайте также:  Ингаляции при бронхиальной астме через небулайзер

    б) Неспособность семьи, как целостного
    организма к вербальному или иному
    конструктивному разрешению конфликта,
    и включение ребенка в семейный конфликт.
    Телесный симптом ребенка часто рождается
    в ситуации семейного конфликта, как
    неудачный способ его разрешения.

    В воспитании выделяются 2 черты-
    доминирующая гиперопека со стороны
    матери и скрытое или явное отвержение
    отца.

    Астма, как защитный механизм:
    Возникновение приступа БА у детей
    возникает часто по так называемому
    «ШУНТОВОМУ МЕХАНИЗМУ», и играют
    ведущую роль в поддержании конфронтации
    в семье. При начинающейся ссоре у
    родителей, у ребенка начинается приступ
    БА, что переключает внимание родителей
    со своих проблем на ребенка и его болезнь.
    Вслед за приступом ребенок получает
    «подкрепление» подобного вмешательства
    в отношении конфликтующих членов семьи
    в форме заботы и внимания. В таком случае
    формируется тенденция бегства в болезнь.
    Астма служит больному для привлечения
    внимания, признания, адаптации в семье.
    Болезнь является мощным орудием
    управления членами семьи. При этом
    подавленное раздражение, «жертвенность»
    не ускользают от внимания больного, так
    как сквозит в жестах, тоне речи, выражении
    лица членов семьи. И тогда он «наказывает»
    родственников за «неискренность»
    очередным приступом удушья.

    Психические расстройства при
    бронхиальной астме:

    Астенодепрессивные расстройства:особенно часто в начальном периоде
    астмы. Пациенты при этом бывают
    молчаливыми, задумчивыми, жалуются на
    однообразные мысли об «утраченном
    здоровье», неопределенном, безрадостном
    будущем. Больные продолжают выполнять
    повседневные обязанности, но без прежней
    активности. У некоторых больных отмечают
    ипохондрические проявления, они
    полагают, что «легкие раздуты», «не
    дышат», беспокоятся, что на самом деле
    у них не астма, а рак легких или туберкулез;
    прислушиваясь к себе, находят все новые,
    меняющиеся ощущения, преувеличивают
    тяжесть болезни. При фобической структуре
    реакции больные испытывают неотвязный
    страх, тревогу, беспокойство.

    Неврозоподобные расстройства:Неврозоподобные расстройства при
    бронхиальной астме проявляются в форме
    реакций пациента на приступ. Они близки
    ситуационным, адекватным реакциям
    личности на возникшее заболевание.

    Психические нарушения в зависимости
    от степени тяжести заболевания:

    При легкой форме астмы:
    неврозоподобные расстройства являются
    стертыми, выступают в виде легкой
    физической астении.

    При астме средней
    тяжести:
    возникают реактивные
    состояния с неврозоподобными
    расстройствами, которые отличаются
    многообразием и глубиной. На высоте
    физической астении появляются одышка,
    гипервентиляция. При легкой нагрузке
    возникают ощущения слабости, разбитости,
    недомогания. При прогрессировании
    болезни возникает смешанное состояние
    (тревожное ожидание несчастья,
    беспокойство). Могут появляться
    циркулярные расстройства настроения,
    сверхценные ипохондрические опасения,
    невротическое ожидание повторных
    приступов.

    При тяжелом
    течении астмы:
    реактивные
    образования являются вторичными,
    ведущими оказываются неврозоподобные
    расстройства с массивными явлениями
    физической и психической астении,
    вегетативно-сосудистыми нарушениями.
    При улучшении соматического состояния
    вначале исчезают симптомы психической,
    затем физической астении. При хроническом
    течении бронхиальной астмы заметно
    меняется и личностная структура.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Опубликовано: 15 июня 2011 в 00:57

    1. Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия
    2. Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа
    3. Когнитивный подход,- «схема тела» по П. Шильдеру
    4. Теория личностных профилей Ф. Данбар
    5. Теория психосоматической специфичности Ф. М. Александера
    6. Современные психодинамические представления о психосоматике
    7. Алекситимия (П. Сифнеос)
    8. Ресоматизация (М. Шур) и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих)
    9. Cоматизация
    10. Базовая тревожность (К. Хорни)
    11. Модель внутрипсихического конфликта
    12. Модель психосоматических нарушений по У. Глассеру

    Бронхиальная астма теория александераИзучение механизмов развития психосоматических заболеваний закономерно приводит к вопросу о личностной предрасположенности не только к формированию подобных расстройств в целом, но и об их органной направленности. В данном контексте возникло представление о факторе психосоматической специфичности,  определяющем, почему у одного пациента возникает расстройство, к примеру, сердечно-сосудистой системы, а у другого — пищеварительного тракта и т. д.

    В 40-е-60-е гг. в работах Ф. М.Александера была показана та роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний не однократные переживания психотравмирующей ситуации, а затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. При этом к развитию специфических телесных расстройств приводят как негативные эмоции сами по себе, так и особенно процесс их подавления.

    Спектр хронически вытесняемых эмоций в значительной мере индивидуален, его специфичность определяется личностными особенностями пациента. Александером была обнаружена определенная психосоматическая специфичность тех или иных эмоций: вызываемые ими телесные нарушения проявляются именно в тех системах организма, к которым данные эмоции имеют «сродство». Так например, подавляемое чувство гнева приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, чувство зависимости — язвенной болезни желудка, а вытесняемые сексуальные желания — бронхиальной астмы. При этом психосоматические пациенты обнаруживают склонность к привычному повторению определенных негативных эмоций в конфликтных ситуациях. Подобные эмоциональные шаблоны связаны с «конфликтными констелляциями» в структуре личности, отражающими, по мнению Александера, конфликты из раннего (превербального!) периода жизни пациента. Впоследствии, в зрелом возрасте в сходных жизненных ситуациях эти ранние конфликты актуализируются. Тем самым для каждого пациента существуют определенные специфические внутрипсихические конфликты и соответствующий им набор внешних конфликтных ситуаций — «жизненных констелляций», вызывающих привычные негативные эмоции и как следствие последних — психосоматические нарушения. Отсюда описанная модель психосоматики получила название «теории специфических для болезни психодинамических конфликтов».

    Таким образом, специфичность психосоматических нарушений связана и с психологической специфичностью, то есть с индивидуальным стереотипом эмоционального реагирования человека, и с психофизиологической специфичностью — избирательностью влияния подавляемых эмоций на ту или иную систему организма. Что же касается механизма повреждающего воздействия вытесняемых эмоций, того ущерба, который они наносят здоровью человека, то эти негативные аспекты связаны с «вегетативным сопровождением» эмоций. Для объяснения физиологических механизмов подобных расстройств были использованы разработанные У. Кэнноном, Э. Гелльгорном и др. представления о регуляторных функциях автономной нервной системы, контролирующей деятельность внутренних органов — в частности о нарушении ее тонуса, раздельно для симпатического либо парасимпатического отдела (симпатикотония или ваготония). По мнению Александера, эмоционально-опосредованное одностороннее повышение симпатического тонуса (симпатикотония) лежит в основе гипертонической болезни, заболеваний эндокринных органов (сахарный диабет, повышенная функция щитовидной железы) и заболеваний суставов. Эту точку зрения на болезни суставов разделял также и В. Райх, который связывал с симпатикотонией еще и заболевания кишечника. Повышение же парасимпатического тонуса, по Александеру, является причиной таких болезней, как язвенная болезнь желудка и бронхиальная астма. Подобные расстройства, вызванные хроническим вегетативным сопровождением длительно сохраняющихся негативных эмоций, не находящих разрядки, были им названы «вегетативным неврозом». Александер отличал их от «болезни выражения», или описанной выше фрейдовской конверсии, когда психосоматические симптомы служат средством символического выражения внутренних конфликтов пациента.

    Читайте также:  Когда ставят диагноз бронхиальная астма у детей симптомы

    В результате Возникновение психосоматических расстройств По Александеру объясняется взаимодействием трех факторов — Психологических, физиологических и социальных. В качестве психологических факторов выступают специфические личностные, «психодинамических» особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющих тот набор привычных негативных эмоций, которые человек испытывает в эмоциогенных ситуациях. Физиологический фактор, определяющий то слабое звено в организме, на которое приходится основной удар негативных эмоций — это конституциональная неполноценность (повышенная уязвимость) тех или иных органов. И наконец, социальный фактор, играющий роль пускового момента — неблагоприятные воздействия жизненной среды. Как  указывал сам Александер, «специфичность следует искать в конфликтной ситуации» (имея в виду совпадение конфликта внешнего и внутреннего, подходящих друг к другу, как ключ к замку). В настоящее время подобную точку зрения можно считать общепринятой; в качестве примера сошлемся на высказывание H. Eysenck (1978) о том, что невроз всегда проистекает из двух источников, представляя собой результат сочетания стрессового воздействия и индивидуальной предрасположенности.

    Источник

    Конкретный пример. Бронхиальная астма.

    Бронхиальная астма считается классическим примером психосоматического заболевания, часто описывается во всевозможной учебной литературе и лекционных курсах. На ее примере я предлагаю рассмотреть механизмы формировани и течения заболевания с психосоматической «окраской».

    Итак, что же это такое? По определению American Thoracic Society бронхиальная астма это «клинический синдром, характеризующийся повышенной чувствительностью трахеобронхиального дерева к различным стимулам. Основные симптомы астмы — пароксизмы одышки, свистящего дыхания и кашля, которые могут варьировать от легких, почти неопределяемых до тяжелых и неуменьшающихся (астматический статус). Основным физиологическим проявлением этой гиперчувствительности является лабильная обструкция дыхательных путей».

    Предрасположенность к бронхиальной астме рассматривается по следующим категориям: наследственная предрасположенность, генетические факторы, болезни матери, патология беременности, особенности конституции, особенности развития и болезни в детский период, особенности труда, быта и болезни взрослых, биологические дефекты.

    Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы считается типичный для данного заболевания приступ удушья. Именно приступ удушья и астматическое состояние, имеющие типичную клиническую симптоматику, отличают бронхиальную астму от других обструктивных болезней легких.
    А, собственно, в чем же психологический аспект?

    Астма в свете психоанализа.

    «Астма имеет компоненты истерического конверсивного симптома, поскольку она может служить прямым и частичным заместителем подавленной эмоции, такой, как стремление к плачу. Дыхание, хотя и автоматическая функция, находится под контролем произвольной иннервации» (А. Александер).

    Проще говоря, согласно этой теории астма — символическое выражение крика младенца.

    Сначала, по-видимому, плач — это часть автоматической реакции, снимающей эмоциональное напряжение и призывающей мать, которая должна снизить уровень дискомфорта. Впоследствии ребенок реагировать на состояние дискомфорта уже произвольной реакцией плача, и этот способ реакции впоследствии закрепляется при наличии подкрепления. Получается, что присутствие матери связывается у ребенка со снижением дискомфорта. Образуется важный условный стимул.

    И наоборот, постепенно отсутствие матери, которое связывается у ребенка с состоянием дискомфорта, становится заученными стимулом к развитию тревоги, которая становится мотивом к реакции плача. При неподкреплении реакция просто затухает, однако ее можно подавить и наказанием, что приводит к конфликту между двумя видами тревоги: мотивирующей и подавляющей плач, так как на признаки материнского неудовольствия плачем у ребенка тоже развивается тревога, страх. Если плач не подкрепляется удовлетворением потребностей, то он начинает пробовать другие респираторные реакции, напоминающие астматические: вздохи, хрипящее дыхание, кашель и т.п. И если эти реакции подкрепляются уменьшением тревоги в связи с привлечением внимания матери, вероятность их употребления возрастает.

    Однако действительно отвергающее поведение матери встречается довольно редко, чаще встречается не вполне осознаваемая тенденция к отверганию, трансформирующаяся в гиперопеку. Эта тенденция, несовместимая с морально-этическими нормами матери, приводила к чувству вины, которое смягчалось взаимно изматывающей чрезмерной опекой матерью больного ребенка. В результате получается инфантильная личность, у которой симптомы бронхиальной астмы и становятся средством самовыражения.

    Астма, как защитный механизм.

    Согласно исследованиям ученых, астма у ребенка зачастую служит для ухода родителей от конфликтов в семье, является важным фактором, своего рода стабилизатором отношений.

    Было выделено шесть вариантов нервно-психического механизма развития астмы в подобных ситуациях, фиксации приступов удушья, способствующих затяжному, хроническому течению заболевания, не поддающемуся лечению традиционными средствами:

    » истероподобный;
    « неврастеноподобный;
    « шунтовой;
    « ипохондрический;
    « анозогнозический;
    « псевдоанозогнозический

    Три первых механизмы при конфронтации индивидуума с конфликтной ситуацией обуславливают нарастание психоэмоционального напряжения, непосредственно разрешаемого развитием приступа удушья, а последующие три находят свое проявление особенностях жизненной позиции больного, предопределяющей поведение, которое затрудняет лечение заболевания (хронизирующие факторы).

    Приступы удушья, провоцируемые при истероподобном механизме, приводят к устранению из поля внимания неприемлемого для больного мотива, отказу от самостоятельного решения трудностей, уклонению от реальной оценки собственной роли в конфликтной ситуации. Предшествующее эмоциональное напряжение снижается, конфликтные переживания смягчаются, развивающиеся по такому механизму приступы удушья приобретают характер «условной приятности», так как освобождают больного от трудной для него ситуации, вернее от необходимости решения ее. В таком случае формируется тенденция бегства в болезнь.

    Астма служит больному для привлечения внимания, признания, адаптации в семье.

    Болезнь является мощным орудием управления членами семьи. Деятельность семьи подчинена интересам больного, интересы здоровых членов семьи игнорируются или недооцениваются, что ведет у них к нарастанию озлобления особым положением больного в семье. Однако суета вокруг больного не утихает, обусловленная морально-этическими представлениями. При этом подавленное раздражение, «жертвенность» не ускользают от внимания больного, так как сквозит в жестах, тоне речи, выражении лица членов семьи. И тогда он «наказывает» родственников за «неискренность» очередным приступом удушья.

    Читайте также:  Бронхиальная астма симптомы у взрослых на начальной стадии лечение фото

    Степень осознаваемости этого механизма может быть различной. В начале заболевания (главным образом у детей) больной почти осознанно, желая уйти от требований окружения, вызывает у себя приступ. «Главное настроить себя на приступ, взвинтить себя, понервничать, и приступ разовьется сам собой», — отмечают некоторые больные.

    Часто астма развивается и по пути имитации, особенно в семьях, где один член уже болен бронхиальной астмой (феномен псевдонаследственности). Иногда бронхиальная астма начинается в стрессовой ситуации при общении с больным членом семьи на фоне полного благополучия органов дыхания.

    При неврастеноподобном пути фиксации заболевания имеет значение внутриличностный конфликт, сходный с конфликтом у больных неврастенией. Однако он решается не с помощью невротической защиты, а с помощью приступов удушья, которые можно рассматривать, механизм защиты. Иногда он начинает провоцировать всеми возможными способами развитие в семье так называемой игры «скандал» (Э. Берн), чтобы вызвать эмоциональное напряжение и последующий приступ удушья. Таким образом, ощущение собственной ответственности за развитие бронхоспазма вытесняется из сознания больного («меня вывели из себя родственники»), уровень тревоги снижается, и данный стереотип поведения подкрепляется.

    Шунтовой механизм психогенной провокации приступов бронхиальной астмы можно понять с позиции «групповой психосоматической защиты». В семьях больных отрицалось наличие какой-либо проблемы, кроме болезни ее члена, то есть в семье хоть и существуют «тлеющие», не всегда осознаваемые проблемы, открытая конфронтация с ними избегается.

    При начинающейся ссоре родителей у ребенка (или другого члена семьи) развивается удушье, которое уводит родителей от выяснения отношений путем переключения на более «насущную» проблему. Вслед за этим больной получает подкрепление в виде внимание и заботы конфликтующих членов семьи. Роль «миротворца» прочно врастает во внутрисемейные отношения, затем автоматизирует наступление приступа удушья.

    Больные с подобным механизмом испытывают потребность в привлечении и удержании внимания членов своей семьи, для них характерны реакции, сопровождающиеся чувством вины, аутоагрессией.

    Таким образом, в данном случае болезнь, с одной стороны, является своеобразным стабилизатором особого рода отношений в семье, с другой стороны, сами симптомы заболевания поддерживаются и хронизируются семейным климатом.

    Такая семейная система способствует фиксации симптоматики больного, так как ее члены стремятся сохранить свойственный им ригидный стереотип избегания конфронтации.

    Больные с ипохондрическим механизмом фиксации приступов удушья, как правило, с детства воспитываются в семьях с атмосферой «культа болезни». Повышенное внимание к ним способствует формированию тревожно-мнительной личности. Появление даже легких дыхательных расстройств привлекает к ним внимание больного и членов его семьи. У таких больных легко теряется «врачебная перспектива», и они чаще подвержены ятрогениям.

    Анозогнозическое отношение к болезни проявляется в условиях высоких требований в воспитании, поощрении тенденций ребенка к самостоятельности, нередко преждевременной, развивается склонность к пренебрежению симптомами болезни и лечению. Это обусловливает позднее обращение к врачу, развитие тяжелейших астматических статусов.

    При ложноанозогнозическом отношении к болезни больной, несмотря на то, что достаточно адекватно оценивает тяжесть своего заболевания, всячески скрывает его от окружающих. Чаще всего это связано с неприятием такого человека в семье, в социальной группе.

    Такие больные ищут нетрадиционных методов лечения, что зачастую приводит к усугублению симптомов заболевания.

    Бронхиальная астма и эмоции.

    Известно, что обострения астмы часто связываются с периодами повышенной эмоциональности. Однако причинно-следственные отношения, связывающие астму и эмоции, до конца не ясны. Как уже говорилось выше, до сих пор не выяснено, является ли высокая тревожность при астме патогенетическим фактором, или она развивается в результате постоянного страха удушья.

    В каждом конкретном случае эти компоненты предстают в различных соотношениях в зависимости от множества факторов: ведущего патогенетического механизма бронхиальной астмы, степени тяжести и длительности заболевания, особенности личности больного.

    1. «Запускающим» заболевание фактором может быть острая или пролонгированная (хроническая) психологическая травма, как при наличии соматической предрасположенности (наследственность, аллергия, хронические инфекции дыхательных путей), так и при его отсутствии. В этих случаях бронхиальная астма развивается по принципу, близкому к механизму стрессового нарушения, а приступы могут чередоваться с «наплывами» тревоги. Показано, что не сами по себе жизненные события, какими тягостными они ни были, а именно активное избегания обсуждений данных событий, стремление волевым усилием подавить тягостные переживания служит факторами ухудшения соматического состояния.

    2. Стало уже притчей во языцах, что для астматика одна мысль о забытом дома ингаляторе, является фактором, способным запустить приступ удушья. Эмоции как негативного, так и позитивного спектра являются провокаторами приступа. В число эмоционально-стрессовых воздействий, достоверно снижающих показатели бронхиальной проходимости и вызывающих приступ удушья, по данным разных авторов, включены: записанный на магнитофон голос матери, прослушиваемый ребенком-астматиком, обсуждение в группе больных разного рода неблагоприятных жизненных обстоятельств, воспоминания о наиболее травмирующих эпизодах жизни.

    Паника и другие фобические реакции, столь характерные для больных бронхиальной астмой, способствуют ухудшению болезни, прямо влияя на способность больного к принятию решения в критических обстоятельствах, на эффективность управления приступом.

    Тенденцию к передозировке лекарств: врачи почему-то назначали им более интенсивную стероидную терапию, не ориентируясь при этом на объективные показатели активности болезни, а находясь под влиянием психологических реакций больного.

    Не хочется призывать рассматривать психосоматический подход к развитию и течению бронхиальной астмы, как единственно верный. Впрочем, то же самое можно отнести и к целому ряду других заболеваний, например, гастриту, язвенной болезни, стенокардии. Просто иногда очень хочется, чтобы «традиционная» медицина подходила к каждому больному индивидуально, учитывая не только состояние тела, но и душевное состояние.

    Источник