Бронхиальная астма экзамены в школе
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Автор Виктория Ананьина На чтение 9 мин. Опубликовано 19.11.2019
Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом, а в крупных городах ситуацию ухудшает плотный автомобильный трафик. В результате у жителей мегаполисов развиваются заболевания дыхательных путей, а наиболее распространенной болезнью становится бронхиальная астма. Людям, страдающим от астмы, приходится отказываться от полноценной жизни и при этом тратить существенные суммы на медикаменты и поддерживающие здоровье лечебные процедуры. В связи с этим, государство оказывает астматикам существенную материальную и социальную поддержку, как детям, так и взрослым, причем льготы полагаются и в том случае, если пациент не подтверждает инвалидность. Разберемся, какие льготы при бронхиальной астме в 2020 году для при условии оформления инвалидности, и какие можно оформить льготы для астматиков для детей и взрослых (без инвалидности).
Степени тяжести заболевания, группы инвалидности при астме
Бронхиальная астма является достаточно тяжелым заболеванием, существенно влияющим на качество жизни больного. Болезнь признается хронической, а приступы астмы провоцируются из-за попадания в дыхательные пути различных аллергенов, к которым у пациента проявляется гиперчувствительность (это может быть пыль, парфюм, дым сигарет, выхлопные газы автомобилей и так далее). Раздражитель вызывает отек слизистой оболочки, спазм бронхов и ускоренное образование слизи в больших объемах, что в итоге приводит к затруднению дыхания и удушью. Стоит ли говорить о том, насколько серьезным заболеванием представляется бронхиальная астма. В зависимости от того, насколько часто случаются приступы, и насколько долго они длятся, различают 3 степени болезни:
Степень тяжести заболевания | Характерные черты болезни |
I степень (легкая) | Приступы можно назвать эпизодическими (редкими), возникающими единожды в неделю или реже в случае попадания в дыхательные пути аллергенов. Также возможно наблюдение случаев затрудненного дыхания ввиду осложнения простудного заболевания. Пока приступ не случился, самочувствие у человека нормальное. |
II степень (средняя) | Возникновение приступов учащается в сравнении с легкой степенью – они возникают уже 1-2 раза в неделю (или чаще), обычное в ночное время суток. Симптомами становятся сухие хрипы, одышка, жесткое дыхание, выделение мокроты при кашле. |
III степень (тяжелая) | Симптомы могут наблюдаться в любое время суток каждый день. Причем необязательно это объясняется воздействием на дыхательные органы аллергенов – приступы могут возникнуть спонтанно. Человеку становится тяжело сделать вдох, он впадает в панику, покрывается холодным потом, наблюдается тахикардия (сбой сердечного ритма) и высокое давление ввиду беспокойства. |
IV степень (тяжелая персистирующая астма) | Приступы удушья более 2 раз в день, контролировать болезнь не представляется возможным. Пациенту приходится применять большие дозы глюкокортикостероидных лекарств. Сильная одышка возникает даже при полном отсутствии психологических и физических нагрузок. 3-4 степень ограничения самообслуживания. Работать человек не может. |
Важно! Установление инвалидности для астматика может быть осуществлено при оценке зависимости от медицинских препаратов, степени легочной и сердечной недостаточности, наличия/отсутствия хронического воспаления дыхательных органов, частоты и длительности приступов.
Больные бронхиальной астмой могут надеяться на оформление им любой из 3 существующих групп инвалидности – окончательное решение зависит от профессионального врачебного мнения членов медико-социальной экспертизы:
Группа инвалидности | Когда может быть присвоена |
I группа (нетрудоспособная) | Полностью нетрудоспособным признается астматик с тяжелой степенью бронхиальной астмы. Она проявляется в том, что у пациента диагностируется несколько необратимых изменений дыхательной системы, из-за которых появляются сердечно-сосудистые заболевания, нарушение работы различных органов, эмфизема легких, сильная одышка даже без физических нагрузок. |
II группа | Если человеку присвоена 2 инвалидная группа, детей предлагают обучать в домашних условиях, в взрослым – трудоустройство на особых, облегченных условиях. Вторая группа будет подтверждена, если наблюдается сбой в функционировании легких, из-за которого изменения претерпела эндокринная система организма, и начался сахарный диабет. Поскольку диабет требует постоянного контроля, гражданин считается частично утратившим трудоспособность. |
III группа (трудоспособная) | Присваивается пациентам со средней степенью тяжести заболевания. Подтверждается право на 3 группу инвалидности при наличии дыхательной недостаточности в момент ежедневного передвижения, выполнения домашних дел, несущественных физических нагрузок. Если жизнь человека затруднена из-за болезни, и проявляются некоторые сложности в осуществлении ухода за собой, врачи принимают решение о присвоении 3 (трудоспособной) инвалидной группы. |
Какие льготы при бронхиальной астме, если подтверждена инвалидность
Инвалидность возможно оформить не всегда – должна быть как минимум средняя степень тяжести заболевания. Однако, если имеются шансы на присвоение инвалидной группы, лучше ими воспользоваться. Ежегодно придется заново являться на осмотр врачами медико-социальной экспертизы, зато льготнику будет полагаться намного больше различных привилегий.
Так, на федеральном уровне инвалидам полагается социальная пенсия, размер которой ежегодно увеличивается за счет коэффициента индексации. Дополнительно к пенсионному обеспечению оформляется ЕДВ – ежемесячная денежная выплата, а также НСУ – набор социальных услуг, включающий:
- бесплатные лекарства по рецепту врача;
- проезд в общественном транспорте без оплаты;
- путевка в санаторно-курортное учреждение не чаще 1 раза в год в порядке очереди на безвозмездной основе.
При этом за инвалидами сохраняется право на отказ от набора социальных услуг в пользу доплаты к ЕДВ. Обобщим полученные сведения:
Группа инвалидности | Социальная пенсия (руб.) | ЕДВ (руб.) | НСУ (руб.) |
I группа | 12 432,44 | 3782, 94 | 1121,42: ● 863,75 (лекарства), ● 133,62 (путевка в санаторий), ● 124,05 (проезд в ж/д транспорте). |
II группа | 10 360,52 | 2701,62 | |
III группа | 4403,24 | 2162,67 | |
Дети-инвалиды | 12 432,44 | 2701,62 |
Главными федеральными привилегиями для инвалидов, в том числе и по бронхиальной астме, являются:
- бесплатные медицинские препараты и приборы;
- путевки в санаторно-курортные и лечебные учреждения на безвозмездной основе;
- предоставление особых условий работы (если инвалид трудоустроен);
- помощь в улучшении жилищных условий (постановка в очередь, сниженная ставка по ипотеке, иногда – социальная выплата на покупку жилья).
Регионы могут утверждать и иные льготы, в зависимости от состояния бюджета субъекта РФ и от программы поддержки местных жителей. К примеру, для детей с бронхиальной астмой может быть предусмотрено право на проезд в общественном транспорте без оплаты, бесплатные молочные продукты. А родители, ухаживающие за ребенком-инвалидом, могут взять дополнительный выходной на работе, отказаться от командировки, сверхурочных и ночных работ
“Нет денег. Это аргумент Управления здравоохранения. Медикаменты закупают по конкурсам, и побеждает всегда тот, что дешевле. В областном Управлении здравоохранения подтверждают – перебои с льготными препаратами для астматиков бывают, но не системные – лекарства покупают подешевле, но эффективные”.
Майя Евглевская, корреспондент телекомпании “ТВК-Липецк”
Какие льготы при бронхиальной астме в 2020 году без подтверждения инвалидности
Даже если оформить инвалидность не получилось, без поддержки больной бронхиальной астмой не останется. Ему по-прежнему будут доступны 3 значительных льготы:
№ п/п. | Льгота для астматиков без инвалидности | Как оформить |
1 | Бесплатные лекарства или скидка 50% при их покупке | ● Встать на учет в диспансере по месту постоянного проживания; ● получать рецепты от лечащего врача; ● получать одобрение на выдачу лекарств от врачебной комиссии; ● ежегодно оформлять справку из ПФР; ● обращаться в социальные аптеки. |
2 | Льготное санаторно-курортное учреждение | ● Подать заявление в Фонд социального страхования региона; ● приложить к заявлению копию паспорта РФ, направление от лечащего врача на прохождение лечения, документы, подтверждающие право на льготу; ● дождаться решения специалистов ФСС. |
3 | Право на дополнительную жилплощадь | Если человек страдает от бронхиальной астмы в тяжелой форме, он вправе встать в льготную очередь на получение жилья в жилищном отделе Администрации поселения (при необходимости, т.е. если у гражданина не имеется изолированной комнаты). |
Льготы при бронхиальной астме для детей-инвалидов
Если инвалидность оформляется для ребенка с бронхиальной астмой, предполагается, что его родителям приходится постоянно присматривать за ним и обеспечивать его лекарствами. Поэтому, чтобы облегчить бремя матерей и отцов несовершеннолетних астматиков, государство предлагает им следующие меры поддержки:
- Социальную пенсию, ежемесячную денежную выплату, набор социальных услуг (причем в части предоставления путевок в санаторий дополнительная путевка бесплатно оформляется и на сопровождающего ребенка родителя).
- Ежемесячное пособие на ребенка, которому еще не исполнилось 3 года (500 рублей).
- Дополнительная жилплощадь в качестве мер по улучшению жилищных условий.
- Скидка 50% при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства (по квитанциям, на всех жильцов квартиры или дома).
- Зачисление в дошкольное образовательное учреждение без ожидания очереди.
- Бесплатные лекарства до исполнения возраста 15 лет.
- Бесплатные молочные продукты (так называемая “молочная кухня”) до 15 лет.
- Проезд в общественном транспорте без оплаты (для самого ребенка и его родителей/опекунов).
- Путевки в санаторно-курортные учреждения в порядке очереди (для ребенка и сопровождающего лица).
- Бесплатный проездом к месту прохождения лечения (единожды в году);
- Досрочная (льготная) пенсия для мамы ребенка с ограниченными возможностями
- Право на отказ от сверхурочной работы, занятости в ночную смену, командировок.
- Преимущественное право для семьи ребенка при получении земельного участка.
Льготы при бронхиальной астме для детей без инвалидности
Если ребенок болеет бронхиальной астмой, но степень тяжести болезни недостаточная, чтобы оформить инвалидность, это не становится препятствием для получения некоторых иных социальных льгот. К привилегиям, на которые могут рассчитывать дети-астматики без инвалидности, относятся (при условии постановки на учет у аллерголога или пульмонолога):
- Бесплатные лекарства от астмы до достижения возраста 3 лет.
- Путевка в санаторий (региональный) на безвозмездной основе раз в 3 года.
- Предоставление места в специализированном ДОУ.
- Освобождение от посещения уроков физической культуры в школе.
- Возможность обучения на дому в случае необходимости.
Распространенные ошибки при оформлении льготы при бронхиальной астме
Ошибка: Оба родителя ребенка-инвалида по бронхиальной астме планируют получить бесплатную путевку в санаторий на основании необходимости сопровождения их ребенка.
Бесплатная путевка в санаторно-курортное учреждение может быть предоставлена только ребенку и одному сопровождающему лицу (родителю, законному представителю, опекуну, родственнику).
Ошибка: Семья, в которой воспитывается ребенок-астматик, рассчитывает на получение дополнительных квадратных метров. В собственности отца ребенка находится трехкомнатная квартира. Других детей нет. На жилплощади проживают только муж, жена, ребенок-астматик.
На увеличение жилплощади может рассчитывать только семья с ребенком-астматиком (инвалидом), не имеющая достаточного по площади жилья (на каждого члена семьи должно приходиться менее 18 кв.м. площади).
Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Какие льготы при бронхиальной астме”
Вопрос: Куда обращаться за оформлением льгот на ребенка-астматика, если он не является инвалидом?
Ответ: Обратитесь в органы социальной защиты населения своего региона. При себе необходимо иметь паспорт родителя, свидетельство о рождении или паспорт ребенка, справку о наличии заболевания, справку о составе семьи и иные документы в зависимости от того, какую именно льготы необходимо оформить.
Вопрос: Какой документ принести в школу ребенка, чтобы его освободили от уроков физкультуры из-за бронхиальной астмы?
Ответ: Достаточно будет принести справку от пульмонолога или аллерголога.